Новообразования кризиса 7 лет кратко

Обновлено: 02.07.2024

В этом возрасте у детей появляется острая потребность вести себя как взрослые, одеваться как старшие, принимать решения самостоятельно. Развитию подобной потребности во многом способствует и культур ная среда, в которой дети растут. Еще с малых лет ему внушается, что пойдя в первый класс, он повзрос леет и будет уже совсем как взрослый. Именно поэтому он хочет получить новую для него социальную позицию ученика школы. Возрастной кризис играет важную роль в формировании личности и как результат после него появляются психические новообразования, на которых строиться развитие в дальнейшем. Это применимо к любому из возрастных кризисов. Одно из самых важных психологических новообразований 7 лет – это потребность в социальном функционировании. Возрастная физиология также подразумевает изменения (смена молочных зубов, активный рост и т.д.).

Кризис имеет свои проявления:

  1. Потеря непосредственности. Дети начинают задумываться о значении каждого своего действия перед тем, как его совершить. Детская непосредственность исчезает.
  2. Манерничание. Ребенок начинает стараться показаться строгим и умным, у него появляются секреты от родителей. Копирование поведения взрослых первое время бывает театральным и показным.
  3. В 7 лет ребенок старается скрывать от взрослых, когда ему плохо.

Этапы кризиса:

  1. Докритический. Игра отходит на второй план. У детей появляется желание стать взрослым.
  2. Критический. Вчерашний дошкольник готов к школе, однако испытывает при этом личностный и эмоциональный дискомфорт. Меняется поведение, появляются негативные симптомы, направленные на ближайшее окружение (родителей и учителей).
  3. Посткритический. Восстановление внутреннего комфорта и стабилизация эмоционального состояния, кризис проходит.

Психологические новообразования кризиса семи лет:

2. В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, происхождением планет, жизнью в других странах, морально-этическими вопросами и пр. Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка, его стремлении найти свое место в широком мире.

4. Характер общения со сверстником к концу дошкольного возраста также преобразуется. Во-первых, в отношениях детей усиливается субъектное начало, которое делает возможными интимные и устойчивые контакты между ними, не зависящие от конкретной ситуации и от ситуативных проявлений детей. Появляются дружба, привязанность, забота о другом. Во-вторых, общение детей все более опосредуется правилами, принятыми в детских сообществах. Помимо правил совместной игры, начинают работать пра вила, регулирующие детские отношения: правила очередности, справедливости и др.

5. Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобрение и признание, идущие от членов этой новой общности, выступают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее. Чтобы заслужить признание, ребенок должен вести себя согласно правилам, формирующим обращенные к нему ожидания. Однако обычно эти правила не оформлены в четкие сознательные инструкции, а существуют в форме конкретной социальной роли. Ребенок стремится стать исполнителем той роли, которая предлагается ему новой общностью и которую он сам берет на себя.

6. Представление о себе в новом социальном качестве выступает у семилеток в виде освоения ролево го поведения как наиболее адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель.

Все это дает возможность говорить о том, что одним из главных новообразований, которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является способность и потребность к социальному функционированию, т.е. осуществлению общественно значимой деятельности. В современных условиях стремление 6—7-летних детей занять социально значимую роль обычно и наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.

Рекомендации, как общаться с ребенком в этот непростой для него период:

-поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно;

-постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях;

-Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно;

-дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним.Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

-будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи;

-покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха;

-поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным;

-отвечайте на вопросы ребенка.Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них.Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ.Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллек туального и социального развития малыша;

-будьте последовательны в своих требованиях.Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца.В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении.Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования.Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки;

-соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.


Если о таком явлении в жизни ребёнка, как кризис трёх лет, родители ещё слышали, то про кризис 7-летнего возраста знают немногие. Поэтому, когда сын или дочь в младшем школьном возрасте перестаёт слушаться, кривляется и капризничает, родители теряются и не знают, как им правильно реагировать. Кто-то начинает применять строгие воспитательные меры, кто-то тащит на приём к психиатру, полагая, что с ребёнком что-то не так.

Мы предлагаем родителям ознакомиться с данной статьей и узнать, что же на самом деле представляет собой кризис 7 лет у ребёнка.


Содержание:

Что нужно знать о периоде кризиса


Причины возникновения

В психологии возраст 6-7 лет принято называть критическим или переходным. Ребёнок расстается с дошкольным детством, идёт в школу и вступает в новую, взрослую жизнь. Теперь ему предстоит сидеть на уроках, готовить домашние задания, слушать учителя и участвовать в школьной жизни. Испытание для неокрепшей детской психики серьёзное. Вспомните свои ощущения, когда вам приходилось менять работу или поступать в университет. Взрослому человеку непросто и волнительно всё это пережить, а здесь идёт речь о маленьком ребёнке, который только ещё вчера играл с машинками в детском саду и спал в тихий час.

Ваш ребёнок только поступил в первый класс? Специально для этого случая мы собрали лучшие советы и рекомендации психолога о том, как помочь ребёнку адаптироваться в школе.

Но ошибочно полагать, что только поступление в школу создаёт кризисную ситуацию. Дело в том, что в этом возрасте ребёнок приобретает новые качества (в психологии их называют новообразованиями), которые помогут ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школьной жизни.

К ним относятся:

Произвольность поведения


Ребёнок утрачивает детскую непосредственность, становится серьёзным и сосредоточенным. Он учится управлять своим поведением: старается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, соблюдать определённые правила.

Осознание собственных переживаний

Ребёнок знакомится с собственным внутренним миром, начинает осознавать себя как личность и свои отличия от других людей.

Внутренняя позиция школьника

Основные признаки кризиса 7 лет


Все изменения в поведении ребёнка можно разделить на 3 группы:

  1. Кризисные симптомы первой группы связаны с нарушением и обесцениванием правил, принятых в семье:
    • часто грубит;
    • спорит по любому поводу, проявляет упрямство;
    • отказывается выполнять просьбы;
    • ломает игрушки, говорит, что они надоели ему.
  2. Вторая группа признаков начинающегося кризиса предполагает желание подражать взрослым:
    • кривляется, говорит не натуральным голосом;
    • передразнивает взрослых;
    • просит купить модную одежду и современные гаджеты;
    • резко меняется настроение;
    • обижается, когда над ним смеются или критикуют.
  3. Третья группа симптомов связана со стремлением ребёнка к самостоятельности:
    • начинает интересоваться семейными делами;
    • вступает в разговоры со взрослыми;
    • берёт на себя новые обязанности.

Если Вы заметили один или несколько симптомов из каждой группы, значит, Ваш ребёенок переживает кризис 7-летнего возраста. И все его проявления, которые вы наблюдаете, имеют важное значение для развития и взросления ребёнка.

Гендерные особенности


Мальчики и девочки по-разному проходят возрастной кризис.

Психологи сходятся во мнении, что девочкам труднее даётся этот период. Прилежная ученица в школе может закатывать истерики дома и изводить родителей постоянными капризами. Также девочки в этом возрасте соперничают за внимание учителя или симпатичного одноклассника, что тоже может привести к конфликтам.

Мальчишки в семилетнем возрасте стремятся проявить себя, показать, что они самые смелые, самые сильные и вообще самые-самые. Поэтому они часто ведут себя агрессивно, задирают девочек и соперничают друг с другом. Их интересуют происходящие вокруг события, они стремятся высказать своё мнение по любому поводу и до последнего отстаивают свою позицию. Проблемы в учёбе у мальчиков возникают из-за неусидчивости и невнимательности.

Важно разнообразить школьные будни ребёнка походами, поездками, экскурсиями, где он сможет выплеснуть накопившуюся энергию и набраться новых впечатлений. Также важно уделять внимание занятиям спортом и подвижным играм на свежем воздухе.

Кризис глазами ребёнка


Чтобы понять, что чувствует ребёнок во время кризиса 7 лет, нужно взглянуть на происходящее его глазами. Вот вам история одного семилетнего мальчика:

«Мне 7 лет. Теперь я уже взрослый и хожу в школу. У меня есть большой портфель и красивая форма. Они мне очень нравятся. Мама теперь всем говорит, что я вырос. И я стараюсь вести себя как взрослый.

Вчера решил сам помыть посуду и нечаянно разбил мамину чашку. Мама долго ругала меня, сказала, что у меня руки как крюки и нечего мне было лезть, раз не умею аккуратно мыть. А я всё умею, просто чашка была в мыльной пене и выскользнула у меня из рук.

А на днях к папе приходили друзья. Они разговаривали о каких-то свечах и что папиному другу нужно их заменить. Я сказал, что мне тоже покупали свечи, когда я болел гриппом. Папины друзья засмеялись надо мной. Оказалось, что они говорили про свечи зажигания в машине.

В классе у нас есть мальчик Вова. Он часто дерётся и обижает девочек и громче всех смеётся на уроках, хотя учительница ругает его за это. Я хочу быть таким, как Вова. Когда я рассказал о нём маме, она ответила, что Вова – хулиган и мне нельзя с ним дружить. А я сказал, что всё равно буду! Тогда мама сказала, что я ещё маленький и много не понимаю.

Как пережить этот период родителям?


Возрастной кризис 7 лет в жизни ребенка становится кризисом воспитательной системы родителей. Прежние меры воздействия, применяемые к сыну или дочери, перестают быть эффективными. Поэтому родителям важно проявить гибкость и пересмотреть свои взгляды на воспитание вчерашнего дошкольника.

10 НЕ для родителей:

Естественное желание всех родителей – уберечь ребёнка от всевозможных неприятностей в жизни. Однако если постоянно контролировать и поправлять каждый его шаг, то сын или дочь так и не научатся жить самостоятельной жизнью.

Наиболее разумное, что могут сделать родители в период кризиса 7 лет – это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности.

10 МОЖНО для родителей:


  1. Проводить больше времени с ребёнком.
  2. Демонстрировать свою любовь к сыну или дочери с помощью объятий, поцелуев, слов поддержки.
  3. Позволить ребёнку самому решать проблемы, где он сможет это сделать.
  4. Принимать индивидуальность ребёнка.
  5. Помогать обрести уверенность в себе.
  6. Говорить на любые темы.
  7. Внимательно слушать, не перебивая.
  8. Оставлять время для игр.
  9. Вместе посмеяться и подурачиться.
  10. Помочь с домашними заданиями, но только если ребёнок сам попросит.

Последствия кризиса


Исход кризиса 7 лет во многом зависит от грамотного поведения родителей.

Если мама и папа смогут выбрать правильную стратегию воспитания и спокойно примут все изменения в поведении ребёнка, то по окончанию кризиса 7 лет у него сформируются:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • новая социальная роль;
  • желание узнавать новое и самому добывать знания;
  • дружеские отношения с одноклассниками;
  • уважение к учителю;
  • умение действовать по правилам, ставить перед собой цели и достигать результата.

Если же родители излишне требовательны к ребёнку, уделяют большое внимание успеваемости и игнорируют другие школьные проблемы, то у ребёнка может возникнуть такое явление, как школьная дезадаптация. Она проявляется в:

  • потере интереса к учёбе, низкой успеваемости;
  • неуверенности в собственных силах, снижении самооценки;
  • конфликтах с учителями и одноклассниками;
  • физиологических проблемах, таких как: нарушения сна и аппетита, быстрая утомляемость, головные боли.

Советы психолога


Кризис 7 лет является необходимым этапом в развитии ребёнка. Поэтому родителям важно запастись терпением на этот период и выбрать правильную стратегию воспитания:

  • спрашивайте мнение ребёнка по семейным вопросам, советуйтесь с ним;
  • хвалите ребёнка за конкретные достижения, поддерживаете в начинаниях;

Родительская поддержка необходима ребёнку на любом этапе жизни. Не закрывайте глаза на проблемы в школе и с одноклассниками, даже если они вам кажутся несущественными. Для ребёнка может быть настоящей трагедией, если учительница перед всем классом назвала его неряхой или одноклассник на перемене подставил подножку. Особенно это касается тревожных, робких и застенчивых детей.

Нам уже хорошо известно, что психологические об­разования являются продуктом переломных периодов в психическом развитии ребенка, так называемых кризисов развития. Кризисселш лет происходит на границе дошколь­ного и младшего школьного возраста.

К основным симптомам этого кризиса относят:

- потерю непосредственности: ребенок начинает по­нимать, что может стоить лично для него то или иное же­лаемое им действие. Если ранее поведение строилось и реализовывалось согласно желаниям, то теперь, прежде чем что-то сделать ребенок думает, чего оно может стоить ему;

- манерничание: его душа становится закрытой и он начинает играть роль, чего-то из себя изображая и что-то при этом скрывая;

Наряду с этим можно легко заметить, что в этот про­межуток времени ребенок резко меняется, становится бо­лее трудным для воспитания, чем прежде. Нередко можно встретиться и с агрессивностью (словесной и физической),

Обухова Л. Ф. Ук. соч.

230 Аверин В. А. Психология детей и подростков______

а у некоторых детей она приобретает крайние формы в виде разрушительного отношения к вещам. Ребенок становит­ся вспыльчивым, грубит в ответ на какое-нибудь недоволь­ство им со стороны взрослого, он плохо контактен, непос­лушен. Некоторые дети могут при этом отказываться даже от еды и питья.

В заключение несколько слов о психологических новообразованиях дошкольного возраста. Суммируем все известные нам данные.

1. Система мотивов. Мы видели, что ребенок в про­цессе игры, обыгрывая известные ему образцы поведения взрослых, вырабатывает все более полное и адекватное отношение к окружающим его людям и самому себе. По­требности обусловливают содержание мотивов, а после­дние постепенно трансформируются в более или менее иерархизованную систему. Именно она, эта система мо­тивов, и составляет основу произвольности психических процессов ^памяти, внимания, мышления) и, в конечном счете, произвольного поведения.

Z Воображение и образное мышление, произвольная память. Мы видели, как в процессе игры формировались и развивались новые для ребенка познавательные процес­сы - воображение и образное мышление, которые также легли в основу произвольности психических процессов.

Глава 4. Психология развития детей . 231

Таким образом, к концу дошкольного детства формиру­ются такие психологические образования как воображе­ние, образное мышление, произвольные память и внима­ние.

3. Возникновение первичных этических инстанций -понятий добра и зла.

4. Возникновение начал произвольного поведения. Наличие произвольной познавательной деятельности и системы соподчиненных мотивов являются основой для произвольного поведения дошкольника.

5. Возникновениесомосознанмя личности дошкольни­ка. У ребенка формируется самооценка, он осознает воз­можности своих действий иих ограничения. Таким обра­зом, к нему приходит понимание своего места в той систе­ме отношений, в которой он находится.

Таким образом, к концу дошкольного возраста мож­но выделить три основных психологических приобретения:

- начала произвольного поведения, за счет:

- произвольности познавательных процессов и

- децентрации (отдельности) личности. Все это в своей совокупности позволит ему вскоре выполнять новую для себя роль - роль школьника. И именно сформированность и уровень развития указанных психологических новообразований обусловливает уровень готовности ребенка к школе и первые его шаги по адапта­ции к ней.

К сожалению, врачи нередко слышат от родителей жалобы, что их дети-первоклассники с первых дней пре­бывания в школе быстро утомляются, теряют интерес к учению, отказываются ходить в школу. Все это следствие не достигнутого к концу дошкольного возраста уровня готовности к школе.



232 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Нам уже хорошо известно, что психологические об­разования являются продуктом переломных периодов в психическом развитии ребенка, так называемых кризисов развития. Кризисселш лет происходит на границе дошколь­ного и младшего школьного возраста.

К основным симптомам этого кризиса относят:

- потерю непосредственности: ребенок начинает по­нимать, что может стоить лично для него то или иное же­лаемое им действие. Если ранее поведение строилось и реализовывалось согласно желаниям, то теперь, прежде чем что-то сделать ребенок думает, чего оно может стоить ему;

- манерничание: его душа становится закрытой и он начинает играть роль, чего-то из себя изображая и что-то при этом скрывая;

Наряду с этим можно легко заметить, что в этот про­межуток времени ребенок резко меняется, становится бо­лее трудным для воспитания, чем прежде. Нередко можно встретиться и с агрессивностью (словесной и физической),

Обухова Л. Ф. Ук. соч.

230 Аверин В. А. Психология детей и подростков______

а у некоторых детей она приобретает крайние формы в виде разрушительного отношения к вещам. Ребенок становит­ся вспыльчивым, грубит в ответ на какое-нибудь недоволь­ство им со стороны взрослого, он плохо контактен, непос­лушен. Некоторые дети могут при этом отказываться даже от еды и питья.

В заключение несколько слов о психологических новообразованиях дошкольного возраста. Суммируем все известные нам данные.

1. Система мотивов. Мы видели, что ребенок в про­цессе игры, обыгрывая известные ему образцы поведения взрослых, вырабатывает все более полное и адекватное отношение к окружающим его людям и самому себе. По­требности обусловливают содержание мотивов, а после­дние постепенно трансформируются в более или менее иерархизованную систему. Именно она, эта система мо­тивов, и составляет основу произвольности психических процессов ^памяти, внимания, мышления) и, в конечном счете, произвольного поведения.

Z Воображение и образное мышление, произвольная память. Мы видели, как в процессе игры формировались и развивались новые для ребенка познавательные процес­сы - воображение и образное мышление, которые также легли в основу произвольности психических процессов.

Глава 4. Психология развития детей . 231

Таким образом, к концу дошкольного детства формиру­ются такие психологические образования как воображе­ние, образное мышление, произвольные память и внима­ние.

3. Возникновение первичных этических инстанций -понятий добра и зла.

4. Возникновение начал произвольного поведения. Наличие произвольной познавательной деятельности и системы соподчиненных мотивов являются основой для произвольного поведения дошкольника.

5. Возникновениесомосознанмя личности дошкольни­ка. У ребенка формируется самооценка, он осознает воз­можности своих действий иих ограничения. Таким обра­зом, к нему приходит понимание своего места в той систе­ме отношений, в которой он находится.

Таким образом, к концу дошкольного возраста мож­но выделить три основных психологических приобретения:

- начала произвольного поведения, за счет:

- произвольности познавательных процессов и

- децентрации (отдельности) личности. Все это в своей совокупности позволит ему вскоре выполнять новую для себя роль - роль школьника. И именно сформированность и уровень развития указанных психологических новообразований обусловливает уровень готовности ребенка к школе и первые его шаги по адапта­ции к ней.

К сожалению, врачи нередко слышат от родителей жалобы, что их дети-первоклассники с первых дней пре­бывания в школе быстро утомляются, теряют интерес к учению, отказываются ходить в школу. Все это следствие не достигнутого к концу дошкольного возраста уровня готовности к школе.

Кризис семи лет – этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность. Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой наивности и непосредственности. Диагностика выполняется психологом, детским психиатром. Используется метод беседы, наблюдения, рисуночные тесты. В лечении ребенок не нуждается. В рамках психологического консультирования родителям дают рекомендации об изменении отношений, поведения с целью коррекции негативных кризисных симптомов.

Кризис семи лет

Общие сведения

Кризис семи лет

Причины кризиса семи лет

Патогенез

Симптомы кризиса семи лет

Основными проявлениями кризиса являются капризность, негативизм, непослушание, раздражительность. Подражая взрослым, ребенок манерничает, кривляется. Движения, фразы не соответствуют возрасту, становятся нелепыми, нарочитыми, утрированными. Дословное повторение родительских слов, интонаций, жестов – апробирование атрибутов взрослости. Стремление изменить существующие правила поведения, способы взаимодействия с членами семьи сопровождаются частыми спорами, игнорированием просьб старших. После обращения взрослого ребенок выдерживает паузу, оттягивает выполнение неприятных обязанностей, выбирая тактику (сопротивление, подчинение). Он сравнивает права и обязанности родственников, обнаруживая несправедливость, открыто выражает недовольство, упрямится (отказывается спать, гуляет без шарфа, как папа).

Осложнения

У первоклассников приобретают значимость проблемы адаптации, психологической готовности к школе. В норме кризис и начало обучения совпадают, ребенок легко приспосабливается к незнакомым условиям, быстро осваивает социальную позицию школьника. Дети с затянувшимся, запаздывающим кризисом испытывают трудности перехода от дошкольного детства в младший школьный возраст – ведущей деятельностью остается игра, принимаются внешние признаки роли ученика, но сохраняется сильная эмоциональная привязанность к матери. Вынужденное посещение школы провоцирует реакции активного/пассивного протеста (нарушения поведения), развитие невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Диагностика

Диагностика кризиса семи лет проводится психологами и педагогами, при выраженных поведенческих и эмоциональных отклонениях может потребоваться консультация врача-психиатра. Стандартное обследование осуществляется клиническими методами, дополнительно выполняется оценка психологической подготовленности к школьному обучению. Полный комплекс обследований включает:

Дифференциальная диагностика с эмоциональными, поведенческими нарушениями проводится при тяжелом течении кризиса. В таких случаях к обследованию подключается детский психиатр, который на основании данных анамнеза делает вывод о возможном расстройстве. Дополнительно может потребоваться комплексное психологическое тестирование (познавательная, эмоционально-волевая сфера), инструментальные обследования (ЭЭГ, МРТ головного мозга).

Рекомендации при кризисе семи лет

В период кризиса происходят изменения поведения, образа жизни, самоощущения ребенка. Взрослым следует выработать новые способы семейного взаимодействия, пересмотреть свое отношение к будущему ученику, заранее начать подготовку к учебному году. Данные меры позволят ускорить переходный этап, скорректировать негативные кризисные проявления. На консультациях психологи рекомендуют родителям:

  • Соблюдение режима. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы выработать привычку рано ложиться спать и просыпаться. Важно чередовать прогулки, игры, учебные занятия.
  • Знакомство со школой. Рекомендуется посетить здание учебного заведения до первых занятий. Ребенок станет более уверенным, спокойным.
  • Обозначение прав, обязанностей. Непослушному ребенку нужно пояснить – у всех есть обязанности. Будущий школьник должен понять, что требования родителей основаны на доверии, расширяют его права, увеличивают ответственность.
  • Предоставление свободы. Должны существовать способы реализации самостоятельности. Пример: уборка в комнате обязательна, но ребенку разрешено выбрать время, способ.
  • Разрешение на ошибку. Не стоит предотвращать прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для жизни, здоровья). Анализ результата научит предвидеть проблемы, нести ответственность за собственные поступки (вечером выбрал игры вместо домашнего задания – утром получил двойку).

Профилактика

Успешное завершение кризиса семи лет формирует у ребенка позицию ученика, ответственность, умение принимать правила и следовать им, способствует школьной адаптации. Профилактика осложнений и затяжного течения кризиса основана на изменении отношения родителей к детям. Необходимо, демонстрировать уважение, равноправие, предоставлять ребенку больше свободы. В воспитании рекомендуется проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил, но оставлять пространство для самостоятельности, выбора, изменения роли. Не следует идти на открытый конфликт с ребенком, это обостряет негативные симптомы.

Читайте также: