Творчество никола пуссена кратко

Обновлено: 04.07.2024

Никола Пуссен ( 1594 г., Лез-Адели, Нормандия — 1665 г., Рим ) — величайший французский художник, основоположник стиля классицизм. Среди мастеров живописи XIV века он считается одним из наиболее значительных, влияние творчества которого на дальнейшее развитие искусства невозможно переоценить.
Родители дали Пуссену хорошее образование: есть сведения, что в детстве он учился в Руане у иезуитов, далее Никола прошел обучение у Квентина Варена. Этот, в общем-то, достаточно рядовой живописец приехал в провинцию для росписи церкви. Мастерство столичного художника произвело большое впечатление на юного провинциала Пуссена, и он стал брать у Варена уроки. В возрасте 18 лет Никола уехал в Париж, где некоторое время учился у Жоржа Лаллемана, живописца-историка, а также у мастера портретной живописи Фердинанда ван Элле.

Наибольшее влияние на творчество Пуссена, а также на становление Никола как величайшего деятеля искусства оказала поездка в Рим. Там он получил необходимые знания и вдохновился работами гениев эпохи Возрождения.

Особенности творчества художника Никола Пуссена : его работы строго подчинены идеям рационализма, которые служат основой для классического направления в живописи. Наибольший интерес для живописца представляли сюжеты на мифологические, исторические и библейские темы. Соблюдая каноны античной живописи и искусства Ренессанса, на своих картинах Никола Пуссен старался избегать всего лишнего: композиционно его работы безупречны, каждая деталь находится на своем месте и выполняет четко обозначенную роль. Пребывание в Риме наложило свой отпечаток на манеру изображения светотени: пейзажи Пуссена наполнены мягким теплым светом, увидеть который и запечатлеть на полотне можно только в Италии.

Что касается цветового решения, для творчества Никола Пуссена характерны глубокие сильные тона, а расположение цветовых групп продумано до мелочей. Кроме того, именно Пуссен первым оценил художественную ценность использования локального света и широко использовал этот прием в своих произведениях. В дальнейшем художественные приемы живописца стали считаться эталонными и были заимствованы Академией Франции для выработки свода правил и норм, характерных для академизма.

Картины Пуссена: выдающиеся произведения разных лет

Обучаясь в Париже, Никола быстро понял, что здесь ему, по сути, доступен только один источник вдохновения — Лувр. Весьма неплохо для начинающего живописца, однако этого ему было мало. В то время центром творческого мира по праву считался Рим, куда стремились попасть живописцы из разных стран.

Третья поездка стала удачной: в 1624 году художник уехал в Рим и провел там долгие 20 лет. В то время Никола Пуссен создавал произведения на сюжеты из мифологии, изучал труды да Винчи и Дюрера, увлекался поэзией. На его творчество того периода оказали огромное влияние скульптуры, живопись и графика Тициана, Карраччи, Рафаэля и непревзойденного среди художников Ренессанса мастера изображения человеческого тела Микеланджело.

В Париже мастер стал необычайно успешен. У него было много заказов, однако здесь он приобрел и немало врагов. При дворе хватало недовольных Пуссеном и его творчеством художников, которые отчаянно интриговали против него не без поддержки королевы Анны Австрийской. Такое положение не устраивало Никола: в 1642 году он покинул Францию с обещанием вернуться, однако смерть кардинала Ришелье, а затем и короля избавила его от всех обязательств.

Пуссен уехал в Рим, где ему было гораздо комфортнее, поскольку там он находился под покровительством влиятельных людей: кардинала Барбарини и мецената даль-Поццо. Здесь Никола спокойно работает в привычной обстановке, вдохновляясь любимыми видами и шедеврами гениев прошлого. Он больше не берется за грандиозные заказы и пишет полотна среднего размера.

Никола Пуссен (Nicolas Poussin: родился в июне 1594-го — умер 19 ноября 1665-го) — гениальный французский художник XVII века, родоначальник классического направления в живописи. Творчество Никола Пуссена оказало неоценимое воздействие на развитие изобразительного искусства. Биографию мастера удалось восстановить благодаря сохранившимся письмам.

Никола Пуссен и его картины — неисчерпаемый источник вдохновения для художников прошлого и настоящего. Методы выражения живописца считаются в классицизме эталоном. Большинство его работ связано с мифологическими и библейскими сюжетами.

Биография Никола Пуссена

Никола Пуссен появился на свет на севере Франции, в Нормандии, дата его рождения точно не установлена. Сведения о семье будущего гения и его ранних годах очень скудны. Юноша изучал латынь в Руане, в школе иезуитов, брал уроки рисования у Квентина Варена (Quentin Varin).

Пуссен постигал азы мастерства у портретиста Фердинанда ван Элле (Ferdinand Elle), потом перешел в подмастерья к Жоржу Лаллеману (Georges Lallemand), живописцу-историку, но не сошелся с ним характерами. Никола, обладавший ярко выраженной индивидуальностью, не принимал студийную систему: всю свою творческую жизнь он писал медленно и тщательно, предпочитая работать в одиночку.

У молодого человека накопились внушительные долги. Он возвратился в отчий дом, но в 1616-м вновь уехал в Париж для изучения анатомии и перспективы. Благодаря дружбе с камердинером Марии Медичи Александром Куртуа (Alexandre Courtois) художник смог посещать Лувр. Собственный стиль Никола Пуссена формировался под влиянием картин Рафаэля (Raffaello Santi) и Джулио Романо (Giulio Romano).

Наконец живописцу улыбнулась удача, и в 1624-м тридцатилетний Никола Пуссен обосновался в Риме на долгие 16 лет. Он посещал церкви и монастыри, исследовал труды Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci), Дюрера (Albrecht Dürer) и других великих мастеров эпохи Ренессанса. Его вдохновляли картины Тициана (Tiziano Vecellio), Аннибале Карраччи (Annibale Carracci), а к наследию Микеланджело (Michelangelo Buonarroti) Пуссен остался совершенно безучастен. Он терпеть не мог творчество Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) и считал, что тот был рожден, чтобы уничтожить живопись.

Выполнив взятые обязательства, в 1642 году Пуссен мчится обратно в любимый Рим. Его мастерство достигает апогея. Эпикурейские мотивы практически исчезают, художник все больше интересуется античной тематикой, пишет пейзажи.

В 1664 году Никола Пуссен овдовел. Спустя год после кончины супруги, 19 ноября 1665 года, живописец умер.

Самые известные картины Никола Пуссена

Картины Никола Пуссена подчинены принципам рационализма, в них нет ни малейшего намека на вычурность. Композиция безупречна, лишние детали отсутствуют. Среди лучших произведений художника:

Танец под музыку времени

Никола Пуссен (1594-1665 г.г.) – французский художник, живописец, основоположник классицизма. Его полотнам свойственна ясность, четкость линий, тщательно выверенная композиция. Впоследствии методы работы Пуссена были положены в основу обучения Королевской академии живописи и скульптуры в Париже.

  • Детство
  • Творческий путь
  • Техника и стиль
  • Влияние на мир искусства
  • Личная жизнь
  • Смерть
  • Интересные факты
  • Известные картины

Детство

О детских, отроческих годах Пуссена сохранились отрывочные данные. Точная дата его рождения неизвестна: церковно-приходские книги, хранившие информацию о новорожденных, были утрачены. В литературе упоминается 15 июня 1594 год, но это лишь условность. Сам художник в одном из писем утверждал, что появился на свет в 1593 году. Его родина – местечко Лез-Андели в Нормандии.

Разрушение Иерусалима

Разрушение Иерусалима

Родители будущего гения не имели отношения к искусству. Мать была неграмотна, происходила из семьи разбогатевших крестьян. Отец обладал более высоким положением и смог обеспечить сыну достойное образование.

Показать таблицу
Историческая справка
Годы жизни 15 июня 1594 — 19 ноября 1665
Страна Франция
Жанр Живопись
Стиль Классицизм
Сюжеты Пейзажи, история, мифология, религия

Мальчик получил первые знания в Руане, столице Нормандии, при монастыре иезуитов. Там пристрастился к рисованию. Приехавший расписывать церковь парижский художник К. Варрен обратил внимание на работы талантливого отрока, забрал его с собой, в столицу Франции, сделал своим учеником.

В Париже Никола Пуссен некоторое время интересовался творчеством Фердинанда ванн Элле, затем перешел в ученики к Жоржу Лаллеману.

Смерть Германика

Смерть Германика

Родители стремлений сына стать художником не поддерживали. В возрасте 18 лет он сбежал в Италию, игнорируя их недовольство.

Творческий путь

Творческий путь Николы Пуссена начался в 1624 году, когда он прибыл в Рим. Начинающий художник изучал искусство античности, живопись мастеров эпохи Ренессанса.

Ранние картины Пуссена посвящены религиозной тематике. С 1629-1633 г.г. начинается интерес к мифологии, литературным персонажам. В этот период времени свет увидели:

В 1640 году слава Пуссена достигла Франции. Людовик XIII пригласил художника ко двору, сделал его королевским живописцем. Но уже через 2 года мастер вернулся в Рим: предлагаемая французским монархом работа показалась мелкой, скучной, а придворные постоянно плели интриги против нового фаворита.

Мученичество святого Эразма

Мученичество святого Эразма

Техника и стиль

Особенность творчества Пуссена – в его стремлении к реализму. Чтобы достичь идеальных пропорций, он измерял античные статуи. Перед написание картины делал восковые копии будущих персонажей, чтобы изучить положение теней.

Нарцисс и Эхо

Нарцисс и Эхо

Последующие холсты обрели большую индивидуальность. Для них характерны:

  • гармония цвета – краски не слишком яркие, близки к естественным оттенкам,
  • изображение людей в благородных позах и одеяниях,
  • безупречная композиция, отсутствие вычурности, лишних деталей,
  • идейная, моральная направленность сюжета,
  • точность рисунка, идеальность пропорций,
  • четкое разделение планов при помощи игры цвета.

Никола Пуссен, первоначально писавший картины с библейскими сюжетами, не ограничивался только ими. В его коллекции – герои древних мифов, исторические события, изображение красот природы. Живописец решился создать два своих собственных портрета (1649, 1650 гг.). Благодаря этому есть возможность представить, как выглядел знаменитый художник.

Влияние на мир искусства

Никола Пуссен стал ярчайшим представителем французских живописцев эпохи барокко. Его влияние на творчество других европейских авторов оказалось колоссальным.

Первоначально работы художника не были оценены должным образом, воспринимались как некая диковинка, любопытная вещица. Лишь со временем стало ясно, насколько мощны его картины, какая сила таится в каждом их штрихе.

Царство Флоры

Царство Флоры

Пуссен привнес во французскую живопись высокий стиль итальянского Возрождения. До него художники обходили Ренессанс стороной, считая его пережитком прошлого. Частично возродив старые традиции, новатор снабдил их современным видением искусства, тем самым заложив основы методов классицизма.

Продолжателями идей Пуссена стали не живописцы XVII века, а художники-классицисты XVIII столетия. При жизни мастер кратко описал правила, которых он придерживался в работе. Впоследствии они легли в основу принципов обучения французской Королевской академии живописи и скульптуры.

Аполлон и Дафна

Аполлон и Дафна

Картины Николы Пуссена сегодня украшают лучшие музеи мира – Эрмитаж, Лувр, Прадо, Лондонскую картинную галерею.

Личная жизнь

Никола Пуссен был женат. Супругу он встретил в Риме: Анн-Мари оказалась француженкой, дочкой кондитера. В 1629 году, когда художник серьезно заболел, семья Дюге взяла на себя заботы о его здоровье. За время пребывания в их доме живописец обратил внимание на старшую дочь хозяина и после выздоровления обручился с ней.

Селена и Эндимион

Селена и Эндимион

Свадьба состоялась в 1630 году. Союз был крепким, счастливым. Детей в браке не родилось. Жена Пуссена скончалась в 1664 году. Это событие подкосило мастера, он перестал работать, пребывал в меланхоличном настроении. Через год он последовал вслед за супругой.

Смерть

Из писем Пуссена известно, что состояние его здоровья было неважным, начиная с 1650 года. Самочувствие неуклонно ухудшалось, хотя достоверных сведений о том, каким заболеванием страдал великий мастер, нет.

Когда скончалась жена, силы оставили художника. Смерть родного человека приблизила его собственную кончину. Последние годы он не занимался творчеством, старался передать знания молодым живописцам – учил обмерять античные скульптуры, рассказывал о собственных принципах работы.

Танкред и Эрминия

Танкред и Эрминия

Последние два месяца были мучительными – Пуссен медленно умирал. Осенью 1665 года его не стало. Мэтру был 71 год.

В доме гения обнаружили обширную коллекцию картин, гравюр, скульптур: около полутора тысяч экземпляров. Большая часть по наследству перешла к родственникам жены.

Интересные факты

Любопытные моменты жизни Николы Пуссена, на которые стоит обратить внимание:

Известные картины

Аркадские пастухи

Аркадские пастухи

Пейзаж с Полифемом

Пейзаж с Полифемом

Явление Девы Марии св Иакову

Явление Девы Марии св Иакову

Бегство в Египет

Бегство в Египет

Ринальдо и Армида

Ринальдо и Армида

Похищение сабинянок

Похищение сабинянок

Никола Пуссе́н (фр. Nicolas Poussin, 1594, Ле-Андели, Нормандия — 19 ноября 1665, Рим) — французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма. Долгое время жил и работал в Риме. Практически все его картины — на историко-мифологические сюжеты. Мастер чеканной, ритмичной композиции. Одним из первых оценил монументальность локального цвета.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез-Андели. Уже в молодости получил неплохое общее образование и тогда же начал учиться живописи. В 18 лет отправился в Париж, где продолжил занятия под руководством известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Очень помогли ему оттачивать технику — посещения Лувра, где он копировал полотна итальянцев эпохи Возрождения.

В этот период Пуссен обретает некоторое признание. Для дальнейшего совершенствования мастерства он отправился в Рим, бывший в то время Меккой для живописцев всех стран. Здесь он продолжил оттачивать свои знания, изучая трактаты Да Винчи и Микеланджело, подробно изучая и измеряя пропорции античных скульптур, общаясь с другими художниками. Именно в этот период его творчество обретает черты классицизма, одним из столпов которого Никола Пуссен считается до сих пор.

В 1639 году по приглашению кардинала Ришелье Пуссен снова приезжает в Париж, украсить Луврскую галерею. Через год Людовик XIII под впечатлением таланта художника назначает его своим первым живописцем. Пуссена признали при дворе, у него стали наперебой заказывать картины для своих замков и галерей.

Зима (Потоп) 1664 Осень (Дары земли обетованной) 1664 Весна (Земной Рай) 1664 Лето (Руфь и Вооз) 1664

Как и другие картины живописца, эти полотна гармонично объединили натуралистичность и идеализм, на протяжении всей творческой жизни Никола Пуссена не покидавшие его произведения.

Умер художник осенью 1665 года в Риме.

ТВОРЧЕСТВО

Творчество Пуссена для истории живописи трудно переоценить.

Он является основателем такого стиля живописи как классицизм.

Искания Пуссена прошли сложный путь.

Смерть Германика 1627

Избиение младенцев 1629 Снятие со креста 1630 Плач над телом Христа 1629

Пуссен редко изображал страдания Христа. Основной массив его произведений связан с библейскими, мифологическими и литературными сюжетами.

Античная тема его ранних работ, в которых сказалось увлечение колоритом Тициана, утверждает светлую радость жизни.

Подобно красочному живому венку персонажи картины окружают танцующую богиню. Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление.

Эту жизнь несут героям смеющаяся богиня Флора, осыпающая их белыми цветами, и лучезарный свет бога Гелиоса, совершающего свой огненный бег в золотистых облаках.

Царство Флоры 1631

Через все творчество Пуссена проходит тема жизни и смерти.

Образ природы как олицетворения высшей гармонии бытия проходит через все творчество Пуссена. Прогуливаясь в окрестностях Рима, он с присущей ему пытливостью изучал ландшафты Римской Кампаньи. Его живые впечатления переданы в чудесных пейзажных рисунках с натуры, полных свежести восприятия и тонкого лиризма. Живописные пейзажи Пуссена лишены этого чувства непосредственности, в них сильнее выражено идеальное начало.

Пуссеновские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира.

Громоздящиеся скалы, пышные деревья, кристально-чистые озера, прохладные родники, текущие среди камней и тенистых кустов, соединяются в пластически целой, целостной композиции, основанной на чередовании пространственных планов, каждый из которых расположен параллельно плоскости холста. Сдержанная колористическая гамма обычно строится на сочетании холодных синих и голубоватых тонов неба, воды и теплых коричневатых тонов почвы и скал.

Пейзаж с Диогеном 1647

Насыщенные глубокой мыслью произведения Пуссена прежде всего покоряют жизненной полнотой образов. Его привлекала красота человеческих чувств, размышления о судьбах человека, тема поэтического творчества. Особенно важное значение для философско-художественной концепции Пуссена имела тема природы как высшего воплощения разумной и естественной гармонии.

Никола Пуссен

Точная дата рождения Николы Пуссена неизвестна. Исследователи считают, что он появился на свет в 1594 г., в некоторых источниках встречается дата 15 июня. Родиной будущего великого художника стал нормандский городок Лез-Андели.

Отец мальчика, Жан Пуссен, происходил из семьи нотариуса и был ветераном королевской армии. Матерью Николы стала вдова прокурора города Вернон Мари де Лезман, происходившая из разбогатевшей семьи крестьян. Женщина была неграмотной. От первого мужа у Мари осталась дочь Маргарита.

О ранних годах Пуссена сохранилось очень мало сведений. Предполагается, что он учился в руанской школе иезуитов. Затем в 1610 г. юноша стал учеником художника Квентина Варена, который приехал в Андели расписывать церковь.

В 18 лет Никола отправился в Париж, чтобы лучше освоить мастерство живописца. Около 3 месяцев молодой человек занимался у фламандского мастера портретной живописи Фердинанда ван Элле. Затем талантливый провинциал учился у художника-историка Жоржа Лаллемана.

Никола Пуссен. Портрет в молодости

Никола Пуссен. Портрет в молодости

Краткая биография

Автопортрет Николы Пуссена, 1650 г.

Автопортрет Николы Пуссена, 1650 г.

Личная жизнь

В 1630 г. Пуссен женился на старшей дочери французского кондитера Шарля Дюге – Анн-Мари. По немногочисленным свидетельствам можно сделать вывод, что этот брак был счастливым, хотя детей у супругов не было.

Вместе с семейной парой вскоре поселился брат Анн-Мари – Гаспар. Пуссен увидел у юноши талант и стал давать ему первые уроки живописи. Впоследствии Гаспар стал известным пейзажистом. Анн-Мари скончалась в 1664 г., и это стало большим ударом для Пуссена.

Портрет Николы Пуссена. Худ. Шарль Эррард

Портрет Николы Пуссена. Худ. Шарль Эррард

След в искусстве

Никола Пуссен был выдающимся французским художником, одним из основоположников классицизма. В основном он писал полотна на исторические, мифологические и библейские темы, тщательно изучая литературные источники.

Никола Пуссен на гравюре из книги Беллори «La vita de

Над всеми этапами создания картины Пуссен трудился самостоятельно, не прибегая к услугам учеников и коллег. Он сам делал многочисленные эскизы, добиваясь наилучшего варианта, создавал трёхмерную восковую композицию, искал натурщиков. Над одной картиной художник мог трудиться более полугода.

В работе мастер придерживался принципа рационализма. Его картинам свойственны сложные аллегорические сюжеты, гармоничность, идеально точный рисунок, стройное и ясное композиционное построение, чёткое разделение планов с помощью формы и цвета, использование локальных цветов. Художественные приёмы, применявшиеся живописцем, легли в основу академизма.

Читайте также: