Проблемы политического участия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Политическое участие – деятельность граждан, направленная на выбор политиков, а также принятие и реализацию политических решений.

В рамках политологии и политической социологии политическое участие граждан рассматривается не просто как одна из форм политического поведения, а как многогранный феномен общественно-политической жизни страны и государства. Понятие политического участия традиционно связывают с такими проблемами как теория гражданства, выборы, политический активизм. Кроме того, популярной темой в последнее время стало политическое насилие – физическое принуждение, навязывание своей воли с целью достижения государственной власти.

Причины политического участия

Общепринятой классификации причин участия граждан в политических процессах нет, однако британский специалист в области политического участия Герайнт Пэрри выделил следующие модели политического участия граждан и соответствующие им мотивы:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Инструментальная модель – политическое участие как инструмент влияния на принятие политических решений. Мотив – реализация интересов группы и личности.
  2. Коммунитарная модель – политическое участие как способ совершенствования социума и его институтов. Мотив – чувство причастности к жизни общества и других людей.
  3. Образовательная модель – политическое участие как форма политической социализации. Мотив – реализация собственного потенциала и способностей.

В дополнение к классификации Г.Пэрри стоит также иметь в виду следующие мотивы политического участия:

  • приверженность определенной идеологии;
  • подчинение политическим нормам;
  • действие в соответствии с социальным статусом;
  • стремление к социальному равенству.

Виды политического участия

  • По отношению к закону:
    • легальное (митинги, пикеты, мирные протесты);
    • нелегальное (терроризм, запрещенные властями акции протеста).
    • индивидуальное;
    • коллективное.
    • постоянное (деятельность политических активистов);
    • эпизодическое (периодическое участие в выборах).
    • традиционное (сохранение существующего политического режима, поддержание стабильности);
    • инновационное (стремление к изменениям, реформам).

    Кроме того, в отдельную группу можно также выделить людей, не заинтересованных в участии в политических процессах. К этой категории лиц относятся пассивные (люди, политическое участие которых ограничивается выборами) и аполитичные (люди, намеренно дистанцирующие себя от политики в любом ее проявлении).

    Формы политического участия

    Могут применяться как вместе, так и по отдельности. Результаты проведения общественного контроля в виде оформленного в соответствии с требованиями итогового документа направляются в государственный орган, прошедший проверку.

    13.3. проблема политического участия: Политическая психология, Шестопал Елена Борисовна, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебник представляет собой систематическое изложение предмета одной из новых политологических субдисциплин - политической психологии..

    13.3. проблема политического участия

    Приведем одну из наиболее разработанных схем политической деятельности, учитывающую как политические ее качества, так и психологические формы проявления.

    1. Реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности человека.

    2. Участие в действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение).

    3. Участие в деятельности политических и примыкающих к ним организаций.

    4. Выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нее.

    5. Прямое действие.

    6. Активная (в том числе и руководящая) деятельность во внеинституциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы, добивающихся ее коренной перестройки.

    Авторы этой классификации справедливо обращают внимание не только на формы политических действий, но и на формы иммобильности, такие, как:

    а) выключенность из политических отношений, обусловленные низким уровнем общественного развития;

    б) политическая выключенность как результат заорганизованности политической системы, низкой эффективности механизмов обратной связи между такой системой и гражданским обществом в целом, разочарование в политических институтах;

    в) политическая апатия как форма неприятия политической системы (например, после чужеземного завоевания и оккупации, победы контрреволюции, кровавого подавления массовых социальных и политических движений);

    г) политический бойкот как выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.

    Однако само по себе участие в голосовании — еще недостаточный показатель, чтобы судить о развитии политической деятельности. В той же Великобритании интересуются политикой 20\% населения, 8\% являются индивидуальными членами партий и 2\% — активистами этих партий. Эти данные говорят о том, что действительная активность, предполагающая компетентность и сложную политическую деятельность, — удел незначительного меньшинства населения. В условиях быстро изменяющихся политических отношений в нашей стране появляются такие типы политического поведения, как митинги и забастовки, самосожжения и захват заложников, погромы и бунт. Но и в традиционных формах политического поведения возникло немало нового. Психологические сдвиги, приведшие к появлению всех этих типов поведения заслуживают специального анализа.

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (в \% к числу опрошенных)

    Такая ситуация с партийным поведением связана с тем, что в своих активистах партии нуждаются преимущественно при регулярных поворотах избирательного маховика. Тогда происходит мобилизация сторонников для поддержки партийного кандидата на выборах. Отечественные политики тоже не прочь позаимствовать такую систему. Так, один из лидеров парламентских фракций в Думе следующим образом описал свой идеал политической жизни: два месяца сумасшедшей активности перед выборами и четыре года спокойной жизни. Однако, не похоже, чтобы российская политика была готова к применению западных образцов: наша политическая система все еще не стабильна. Партии и движения нуждаются в активистах, чтобы построить свои структуры. Этот процесс в России идет весьма интенсивно, хотя пока без особых результатов.

    Характер вовлеченности в политику в российском контексте выглядит отличным от западноевропейского или американского. Обращает на себя внимание не только появление новых типов поведения, но и их динамика на протяжении коротких отрезков политический истории. Так в табл. 13.4 приводятся данные о сдвигах в разных видах политического поведения всего за один год.

    УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    (в \% к числу опрошенных)

    Готовы ли Вы лично принять участие

    В выборах как избиратель

    В выборах как кандидат в депутаты

    Как видно из таблицы. За вторую половину 90-х годов произошло незначительное снижение электоральной активности. Зато возросло число тех граждан, которые готовы участвовать в митингах и забастовках, исполнять роль депутатов разного уровня. Обращает на себя внимание и рост тех, кто отказывается от всех форм политической активности, включая и участие в выборах.

    Важным аспектом проблемы политического участия является определение его оптимальных границ, как с точки зрения стабильности системы, так и с точки зрения конкретных партий и движений. Так, когда в конце 60 — начале 70-х в странах Запада возникла необходимость активизировать политическое участие ранее пассивных слоев населения, властные элиты разработали специальные программы для привлечения в политику таких слоев, как женщины, молодежь, этнические меньшинства. Но в результате их активизации произошел сдвиг политической жизни вправо: политические новобранцы оказались более консервативными, чем и вызвали поворот всего политического механизма вправо. Таким образом воздержание от политической деятельности наиболее пассивных и консервативных слоев населения до определенного предела идет на пользу развитию демократических процессов.

    Политическое поведение в организованных и стихийных формах

    Институционализированные партии и движения отличаются прежде всего тем, что поведение их участников подчиняется определенным правилам, записанным в программах и уставах. Но и в той части, где правила игры остаются не зафиксированными, поведение организованных политических групп резко отличается от стихийных выступлений. Речь идет о наличии в первых четкой системы распределения ролей между лидерами и последователями, функционального распределения труда, иерархических отношений между членами. Для массовых политических организаций важны взаимодействие отдельных структур между собой, специализация видов деятельности. Поддержание жизнеспособности таких типов организаций требует и специальной работы по отбору и рекрутированию новых членов, их обучению и поддержанию сплоченности.

    Эффективность политической организации базируется на ряде условий, среди которых одно из важнейших — идентификация индивида со своей группой. Принадлежность к сплоченной группе помогает личности снизить тревожность, дает ощущение своей сопричастности социально значимым целям, удовлетворяет другие важнейшие человеческие потребности. Сказанное относится не только к отношениям внутри партий, но и в отношениях между партиями, блоками, с одной стороны, и их электоратом, — с другой.

    В политической психологии партийная идентификация является одним из центральных объектов изучения. Если раньше партийная принадлежность или поддержка той или иной партии на выборах была семейной традицией из поколения в поколение, то в последние десятилетия даже в наиболее устойчивых политических системах такая идентификация является скорее исключением из правила.

    Примерно четвертая часть молодых людей в странах Запада может поменять свои партийные пристрастия в течение двух месяцев. При этом есть данные, что в возрасте от 18 до 25 лет свою партийную принадлежность изменяет до 40\% молодых людей. Помимо этого почти половина молодых американцев не видит себя среди сторонников ни одной из основных политических сил в стране. Сложности с партийно-политической идентификацией нарастают и в странах Западной Европы.

    Говоря о поддержке тех или иных партий и других организованных политических институтов в России, следует иметь в виду, что как в силу традиций нашей политической культуры, а также в силу того, что сами политические организации представляют собой скорее квази-партии, их поддержка значительно менее значима для граждан, чем поддержка того или иного лидера. Так, в том же исследовании в марте 1999 г. В. Байков получил данные, свидетельствующие о том, что надежды населения на вывод страны из кризиса связаны прежде всего не с той или иной партией (36,7\%), а с сильной личностью (71,9\%).

    До последнего времени мы мало интересовались такой экзотической проблематикой, как поведение толпы, паника, слухи. Со времен Г. Лебона и Г. Тарда психология мало что добавила к представлению о механизмах массовой агрессии или энтузиазма. Но события, происходящие в отечественной политике, подтолкнули поиск психологов в этом направлении. Нарастание стихийных элементов политического поведения показало неготовность властей, воспитанных в иных условиях, обеспечить безопасность граждан, участвующих в митинге, который выходит из-под контроля и превращается в погром.

    Стихийное поведение чаще всего является массовой реакцией людей на политический кризис и нестабильность. Для этой реакции характерно преобладание иррациональных, инстинктивных чувств над осознанными и прагматическими. Причины и непосредственные поводы к возбуждению недовольства или энтузиазма толпы могут быть самыми разнообразными и необязательно политическими: от повышенной активности солнца до падения курса национальной валюты. Так, при наличии немалого числа и собственно политических причин, события 1989 г. в России некоторые аналитики предсказали на основании астрономических наблюдений. Доказано, что повышение солнечной активности коррелирует с возникновением массовых эпидемий, социальных волнений и политических эксцессов, участники которых этого могут и не осознавать.

    Поведение толпы давно описано в психологии. Начиная с работ Г. Лебона, 3. Фрейда, В. Бехтерева исследователи подчеркивают, что в толпе человек чувствует себя анонимным, что подталкивает его к действиям более рискованным и безответственным. Эти действия могут быть героическими, но в той же мере вероятны насилие, вандализм и хулиганство. Иррациональность поступков объясняется стадным чувством, которое позволяет отдельным участникам отключить свою волю, сознание и действовать по законам толпы.

    Толпа как тип социальной группы характеризуется аморфностью, однородностью структуры. В ней либо вообще нет лидера, либо, если он появляется (а нередко это происходит благодаря самоназначению), то все члены группы делятся на две роли: лидер и его последователи. При этом власть лидера бывает неограниченной, так как его последователи не размышляют, а слепо следуют его приказам.

    Поведение людей в толпе определяется закономерностями разных уровней. Так, в ней действуют и чисто физические движения, которым подчиняется география толпы. Эти законы имеют такую же физическую природу, как и законы колебания морских волн. На человека в толпе действуют духота, резкие звуки (выстрелы). Нередко стихийные действия подогреваются такими факторами, как алкоголь и наркотики, что приводит к дополнительным эффектам, как это было, например, во время погромов в Баку, Душанбе и Фергане.

    Собственно психологические факторы, такие как нарастание чувства неуверенности, страха, недоверия к официальным средствам информации, ведут к появлению слухов, панике, агрессии. Эмоции людей, находящихся в массе, распространяются по своим собственным законам: это многократное усиление эмоций под влиянием заражения и внушения, получившее наименование циркуляторной реакции.

    Наиболее податливы к распространению стихийных форм политического поведения маргинальные слои в силу утраты традиционных ценностей, привычных социальных ориентиров, отчуждения. Быстро меняющиеся условия жизни вызывают протест против стирания вероисповедальных, национальных, расовых и иных барьеров, служивших опорой их мировоззрению.

    Можно выделить целый набор ценностей и целей, установок и стилевых особенностей, которые характерны для экстремистского поведения. Первое, что бросается в глаза, — это духовная ущербность и антиинтеллектуализм таких движений. Они апеллируют к предрассудкам, которые наиболее пышно расцветают именно в маргинальных слоях. Однако, идейные соображения не являются ни главным механизмом, ни главной ценностью экстремистских движений. В первую очередь они опираются на бессознательные структуры, эмоции, инстинкты, веру, предрассудки и суеверия. Стихийность, как правило, умело насаждается и умело используется политическими лидерами, что способствует сплочению людей вокруг них.

    Подводя итог нашему анализу различных форм политического поведения, следует отметить, что политическая психология дает для его понимания целый арсенал средств, недоступных для традиционной политической науки. Эти методы не заменяют собой тех, которые позволяют исследовать политические институты, но дополняют их в той части, которая касается человека, действующего в политике и как субъект, и как объект.

    Вопросы для обсуждения

    3. Какую роль играют в политическом поведении мотивы и потребности, ценностные ориентации и цели?

    4. Какими методами можно исследовать политическое поведение?

    1. Андреев С.С. Политическое сознание и политическое поведение // Социально-политический журнал, 1992. № 8.

    2. Гилязитдинов Дж. М. Мотивы голосования на президентских выборах 1996 года // Социс, 1997. С. 8.

    3. Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели. — М.: Политиздат, 1986.

    5. Зоркая Н. Политическое участие и доверие населения к политическим институтам и лидерам // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. ВЦИОМ, 1999. № 1 (39). С. 24 — 28.

    6. Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике: Критические очерки истории и теории. — М., 1986.

    7. Мадатов А.С. Проблемы политического участия в демократическом процессе // Социально-гуманитарные знания, 1999. № 2. С. 228 — 248.

    8. Страхов А.П. Особенности политического поведения российских избирателей:

    политико-культурный аспект // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки, 1998. № 5. С. 17—35.

    9. Тавокин Е.П. Социологические прогнозы электорального поведения // Социс, 1996. № 7 С.

    Политическая психология

    Политическая психология

    Комментарии, рецензии и отзывы

    13.3. проблема политического участия: Политическая психология, Шестопал Елена Борисовна, 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебник представляет собой систематическое изложение предмета одной из новых политологических субдисциплин - политической психологии..

    Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
    Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]

    Исполнительная власть, функционирующая постоянно и в специальном режиме, всегда рискует оторваться от общества и меньше реагировать на интересы населения. Нормативно-служебное сознание и бюрократически-жесткое поведение часто отторгают граждан от их деятельности и создают ту полосу отчуждения, которая может деформировать власть и атмосферу в стране. Нам знакомы эти процессы как в прошлые десятилетия, так и в настоящее время. Эти явления широко распространены в зарубежных государствах. Противовесом служит механизм политического участия граждан в государственном управлении. Рассмотрим его подробнее.

    С другой стороны, проблема политическрго участия отошла в тень и сейчас больше стали говорить и писать о лидерах, о самовыражении, о плюрализме. Вновь стала исчезать связь между управляющими и управляемыми и увеличиваться поле отчуждения между ними. Так, по данным социологического исследования 38% опрошенных считают, что для избранного губернатора главное - получить власть, 34% - хочет улучшить жизнь людей, 28% затруднились ответить (См.: Власть, 1997, № 3, с. 42). Одной из причин является то, что далеко не во всех статутных актах об органах их демократическая обязанность зафиксирована полно и отчетливо. Оценка их деятельности с этой точки зрения перестала быть прочным критерием управленческой эффективности.

    В последние годы ситуация мало изменилась, хотя слом тоталитарных структур открыл простор свободе мыслей и действий людей. Человек почувствовал себя менее связанным путами командования и как бы отошел от прямого давления управленческого аппарата. Но его роль не уменьшается, а видоизменяется, ибо публичность, открытость управления пока развиты не одинаково на разных уровнях.

    Примечательно, что государственные органы России все бо-гее активно взаимодействуют с демократическими институ-гами и быстрее реагируют на обращения граждан и обществен-*ых организаций.

    Администрация Нижегородской области проводит смотры-конкурсы работы школ, детских учреждений. Рассматриваются об-агцения ветеранов Великой Отечественной войны.

    В областях и республиках создаются и действуют научно-консультативные советы, в которых активно проявляет себя общественностъ. В ряде областных комитетов Нижегородской области есть такие советы. В Челябинской области постановлением главы администрации создана комиссия по правам человека. В ее составе 19 человек, представляющих различные общественные движения, объединения и фонды. Главам городов и районов, на территории которых действуют правозащитные организации, рекомендовано создать такие же комиссии.

    В Москве создана экстренная информационно-правовая помощь населению (справки, разъяснения, ответы). Еще более яркие факты - в Санкт-Петербурге с публичным отчетом перед населением не раз выступило городское правительство. В обсуждении участвовали руководители предприятий, банкиры, профессора вузов, ученые, деятели искусства. Хороший урок для всех!

    Приведем данные некоторых социологических опросов. В марте 1990 г. на передний план выдвигались в двух регионах вопросы порядка и законности - 41% и 38%, участие в принятии решений - 3 % и 7%. В 1992 г. 58% москвичей ожидали твердой власти. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел экспресс-опрос граждан 26 апреля - 5 мая 1996 г. На вопрос, какие общественные проблемы больше всего беспокоят, 19-22% опрошенных назвали слабость, беспомощность государственной власти, 17% - коррупцию, взяточничество. Но и другие социальные беды связаны с плохой работой государственных органов.

    Такие сигналы общественного мнения должны быть учтены в системе исполнительной власти. Ведь общественные интересы и социальная поддержка служат главным критерием эффективности ее деятельности.

    Данная система включает в себя: углубленное использование средств познания и прогнозирования демократических процессов; повышение эффективности действия государственных институтов; последовательную реализацию социальных норм, духовных и нравственных ценностей нашего общества; целеустремленную идеологическую, политико-воспитательную работу; выработку у людей прочной гражданской позиции, мотивов заинтересованного участия в жизни государства, общества, коллектива.

    Отмеченная выше самореализация граждан в сфере государственного управления выражается в разных формах. Это - правильное понимание задач управления и способов их решения, заинтересованное ознакомление с публичной информацией, участие в обсуждении проектов актов, внесение предложений в государственные органы, участие в выборах и т.д. Их активное использование во многом зависит от политико-правовой культуры, гражданской позиции людей.

    Одной из наиболее эффективных форм воздействия на процессы демократического развития могут быть специальные целевые комплексные программы или соответствующие разделы в целевых программах. В современных условиях для их подготовки, утверждения и реализации есть благоприятные объективные и субъективные условия. И все же опыт программ в социальной сфере весьма невелик на фоне научно-технических и экономических программ, что создает дополнительные трудности.

    В предварительном плане типовая концепция целевой комплексной программы развития демократии и активности граждан может быть как самостоятельной, так и частью программы правовой реформы, реформы исполнительной власти. Ее реализация обеспечивает высокую степень развитости демократических институтов, социальных норм и эффективности их действия, высокую степень усвоения личностью нравственных и иных ценностей и деятельного ее участия в достижении целей экономического и социального прогресса. В конечном итоге достигается такое гармоничное сочетание публичных и личных интересов, которое позволяет говорить о нарастании процессов самоуправления и самодеятельности людей.

    Программа может предусматривать комплекс средств (экономических, идеологических, организационных, юридических, социально-психологических), требующихся для достижения целей. Попытка постепенного, поэтапного решения задач рассчитана на скоординированные усилия государственных и общественных институтов, научных учреждений и последовательное внедрение в практику полученных результатов и выводов, открывающих путь для решения сложных задач осуществления демократического преобразования и внедрения начал самоуправления.

    Главная цель программы - наметить систему последовательно и согласованно осуществляемых мер по неуклонному развитию участия граждан в управлении государственными делами с учетом изменений внутри страны. Программа позволит добиться более целеустремленного, скоординированного и эффективного воздействия на процессы демократического развития. Ее отдельные положения можно реализовать в пределах программ экономического и социального развития страны, в региональных программах.

    Выделим подцели программы и конкретные задачи, требующие решения.

    1. Разработка механизма выявления зависимости между уровнем развития экономики, науки, культуры и т.д. и уровнем общественного сознания граждан; улучшение содержания политического и правового образования граждан.

    3. Упорядочение правового регулирования институтов демократии; предотврашение случаев невыполнения функций демократических институтов и постепенное расширение объема их функционирования; определение этапов и процедур внедрения конкурсов, выборности и сменяемости руководителей (с учетом отрасли и уровня управления).

    4. Улучшение правового воспитания граждан (обеспечение систематичности, включение мер правового воспитания в планы работы всех органов, в планы трудовых коллективов); обеспечение правомерного поведения граждан в сфере управления (полное и правильное осуществление гражданами их прав и свобод и исполнение обязанностей, прочная защита прав и законных интересов, разъяснительная и организационная работа по обеспечению реального участия граждан в управлении, отказ от необоснованных ограничений прав и т.п.); повышение уровня деятельности правоохранительных органов, выработка критериев оценки ее эффективности, способов их взаимодействия, устойчивая ориентация на соблюдение принципа справедливости в применении законов; разработка способов оценки уровня законности - в отраслевом и территориальном аспектах, на предприятиях и в организациях.

    В этом плане поучителен зарубежный опыт поддержания устойчивых отношений государственных органов с гражданами. Во французском министерстве экономики и финансов есть службы генеральной налоговой инспекции, казначейства, таможни и разработки законодательных актов. В последние десятилетия чиновники поняли, что воспитание налоговой культуры и на-тоговой дисциплины гражданина имеет большое социальное значение. Оно выгодно обеим сторонам - аппарату и гражданам. Начали с создания в 1977 г. информационной службы о налогах, в 1986 г. - образован информационный центр по сбору общественного мнения и взаимоотношений с прессой. В 1991 г. во всех департаментах министерства экономики и финансов введены должности пресс-атташе, а при генеральной дирекции коммуникаций создана рабочая группа из представителей налоговой службы, казначейства, таможни, центральной администрации, координирующая работу по информированию населения и сотрудников министерства.

    Гражданин имеет право получать бесплатную консультацию в налоговой инспекции. Прием населения ведется два раза в неделю. Консультация: дается только название документа, из которого плательщик может получить ответ, и никаких комментариев. При помощи специальной приставки к телефону по определенному номеру гражданин может в автоответчик свои данные по подоходному налогу и через сутки получить полный расчет.

    В результате постоянного информирования населения, осознания, что налоговые органы выполняют волю государства, укрепления союза между ними и налогоплательщиками отношение к налоговому инспектору изменилось. Компетентность, неподкупность, нейтральность подхода, доброжелательность и строгость -вот за что ценит французский плательщик налоговую службу.

    Население большинства прогрессивных стран имеет возможность влиять на принятие законов и выбор представителей органов власти. Способы участия граждан в политической жизни государства закреплены в Конституции РФ. От принятых решений зависит благополучие людей. По этой причине всякий человек должен не только знать свои права, но и активно их реализовывать.

    Участие граждан в политической жизни

    Характерные черты деятельности

    Участие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых:

    Вовлечённость населения в политическую жизнь страны

    • установленный политический режим;
    • наличие соответствующих традиций;
    • уровень развития общества;
    • текущая политическая обстановка в стране;
    • личные качества гражданина (темперамент, социальное положение, религия, возраст).

    По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.

    Пассивное отношение граждан к выборам и обсуждению законопроектов тормозит развитие политической системы, лишая её гибкости.

    Основные формы участия

    В обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны.

    Выборы и референдумы

    Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:

    Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни

    1. Голосование осуществляется тайно.
    2. Право на голос имеют все лица, достигшие 18 лет.
    3. В рамках одного мероприятия гражданин может отдать только 1 голос.
    4. Осуществлять голосование можно только лично.

    Принципы избирательного права не распространяются на недееспособных лиц и граждан, находящихся в тюремном заключении на основании приговора суда. Мероприятие может проводиться на федеральном, региональном или местном уровне.

    Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма.

    Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:

    • изменения статуса субъекта РФ;
    • досрочного прекращения полномочий президента, парламента;
    • продления сроков полномочий главы государства и правительства;
    • переноса сроков выборов;
    • принятия ЧС.

    Отменить референдум можно только в случае объявления военного положения или ЧС. Голосовать по одному и тому же вопросу чаще одного раза в 2 года запрещается. При этом срок отсчитывается с момента опубликования решения, принятого на предыдущем референдуме.

    Жалобы и публичные выступления

    Гражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:

    Подача заявления

    1. Жалоба — требование о восстановлении нарушенного гражданского права и привлечения к ответственности должностного лица.
    2. Заявление — просьба о реализации какого-либо права в установленном законом порядке.
    3. Предложение — инициатива, в которой гражданин может кратко высказать идеи по совершенствованию деятельности органов власти или перечислить способы решения наиболее важных общественных проблем.

    Ещё одно право граждан, закреплённое в 31-й статье Конституции, заключается в возможности принимать участие в публичных мероприятиях. К ним относятся митинги, шествия, демонстрации, пикеты, забастовки. Публичные собрания проводятся для привлечения внимания к злободневным темам.

    В России принята уведомительная схема проведения публичных мероприятий. Это значит, что организаторы собраний обязаны предупредить местные органы власти о предстоящем митинге, шествии, демонстрации. Граждане могут собираться только в мирных целях и без оружия. Правопорядок обеспечивается полицией. В случае нарушения предусмотренного плана или массовых беспорядков правоохранители могут применять специальные средства защиты.

    Государственная служба и политическая карьера

    Государственная служба

    Люди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность.

    Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.

    Опосредованная форма (представительная) Непосредственная форма (прямая)
    Официальные обращения граждан в виде жалоб, заявлений и предложений. Действие должностных лиц и политических лидеров Участие в выборах, референдуме, публичных мероприятиях. Организация ассоциаций, объединений, партий и участие в их деятельности

    Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры.

    Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока.

    Читайте также: