Трибун в древнем риме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Народный трибунат, как мы видели выше, возник революционным путем как чисто плебейская магистратура. В известном отношении он сохранял этот узкосословный характер до самого конца Республики, например, народными трибунами могли быть только плебеи, и избирались они на собраниях плебса по трибам. Но в целом трибунат с течением времени приобрел общегосудар­ственный характер, став своеобразным контрольным органом демократии.

Народных трибунов было 10 человек, избиравшихся ежегодно. Как долж­ностные лица они не подлежали ответственности и были неприкосновен­ны: лицо, оскорбившее народного трибуна или причинившее ему вред, счи­талось проклятым, становилось вне закона. Основным и самым ранним историческим правом трибунов было право помощи (ius auxilii): народ­ный трибун был обязан помочь своим личным вмешательством (intercessio) любому гражданину, обратившемуся к нему за содействием против каж­дого магистрата (кроме диктатора, на которого право интерцессии не рас­пространялось). Для того чтобы народного трибуна легко можно было найти, он не мог покидать Рим более чем на один день, и дверь его дома должна была быть всегда открытой.

Народные трибуны имели право прибегать к мерам принуждения по отношению к тем, кто им противодействовал. К таким мерам принадлежа­ли денежный штраф, арест и, в исключительных случаях, даже смертная казнь (свержение с Тарпейской скалы).

Первоначально трибунам принадлежало право созывать только пле­бейские собрания, председательствовать на них и вносить предложения. Впоследствии, когда фактическая разница между собраниями плебса и трибутными комициями стерлась, трибуны получили возможность прини­мать активное участие в общем законодательстве. Одновременно народ­ные трибуны добились доступа в сенат, а затем права его созывать со все­ми вытекающими отсюда последствиями.

Таким образом, власть трибунов, на первых порах очень скромная, с течением времени выросла до большого объема. Она была ограничена, в сущности, лишь правом интерцессии коллег и тем, что распространялась лишь на городскую территорию, а вне ее действовала на расстоянии толь­ко 1 римской мили (около 1,5 км). Протест народного трибуна не распро­странялся на действия диктатора и сохранял силу только во время пребы­вания данного трибуна в должности.

Трибунат исторически был органом римской демократии, особенно ощутима была эта роль в периоды больших народных движений. Но бла­годаря широким размерам коллегии (10 человек) трибунат легко стано­вился объектом подкупа и других влияний, идущих из кругов, враждебных демократии. А в таком случае право трибунской интерцессии становилось источником величайших злоупотреблений. В конце Республики народный трибунат совершенно выродился и сделался орудием борьбы отдельных клик и органом военной диктатуры.

Сенаторы и трибуны

Сенаторы и трибуны На комициях выбирали народных трибунов – блюстителей интересов, прав и достоинства римских граждан.За помощью к трибуну мог обратиться каждый римлянин. Для этого двери дома трибуна были открыты не только днём, но и ночью, а сам он не мог отлучаться

Катон, трибуны и женщины

Катон, трибуны и женщины Вернемся немного назад и остановимся на законе, касавшемся в первую очередь матрон — законе Оппия. Он был внесен в комиции консулом Гаем Оппием в 215 г. до н. э. (в разгар войны с Ганнибалом) и запрещал женщинам «иметь больше полуунции золота, носить

Народные восстания

Народные восстания В 1379—1384 гг. по всей стране прокатилась волна восстаний, начавшихся в городах Лангедока. Как только в конце 1379 г. был объявлен новый чрезвычайный налог, вспыхнуло восстание в Монпелье. Ремесленники и беднота ворвались в ратушу и убили королевских

Народные восстания

Военные трибуны с консулярной властью

Военные трибуны с консулярной властью Военными трибунами назывался высший командный состав легиона. Число их колебалось от трех до восьми в зависимости от величины набо­ра. Раньше они назначались претором из патрициев. Теперь было решено избирать военных трибунов в

Народные трибуны

Народные трибуны Народный трибунат, как мы видели выше, возник революционным путем как чисто плебейская магистратура. В известном отношении он сохранял этот узкосословный характер до самого конца Республики, например, народными трибунами могли быть только плебеи, и

Трибуны и публика

Трибуны и публика Посмотрим теперь на трибуны, предназначенные для зрителей. Они расположены по две в обоих концах фриза, друг против друга и обращены к зрелищу, разворачивающемуся посередине. Возникает вопрос (хотя приемы античной живописи не допускают такого

…С ТРИБУНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

…С ТРИБУНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Есть хорошее правило, свидетельствующее о том, что самым убедительным является не пересказ события, выступления, какой-нибудь тронной или обвинительной речи, а документ. Сама речь, хронология события — словом документ, подлинный и точный.

6. Законы Валерия и Горация. Канулей. Военные трибуны с консульской властью

6. Законы Валерия и Горация. Канулей. Военные трибуны с консульской властью (448…444 г.)С тех пор, как патриции вынуждены были допустить плебеев к участию в децемвирате, ничто уже более не могло воспрепятствовать народу непреодолимо стремиться вперед по пути достижения и

Военные трибуны с консулярной властью

Военные трибуны с консулярной властью Военными трибунами назывался высший командный состав легиона. Число их колебалось от трех до восьми в зависимости от величины набо­ра. Раньше они назначались претором из патрициев. Теперь было решено избирать военных трибунов в

3.4.1. Римские народные трибуны братья Гракхи

5. Народные стенгазеты

Народные волнения

Народные волнения

Народные поверья

Народные поверья Если не я за себя, то кто же за меня?Если я только за себя, то зачем я?Рабби Хиллела* Еврей в русских народных поверьях – это всегда злое, отрицательное существо – одним словом, "жид". Попытки поставить знак равенства между словами "жид" и "еврей" не

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ X–XII ВВ

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ X–XII ВВ Тяжелое положение крестьян не раз толкало их на открытые вооруженные выступления против феодального гнета.Главным районом крестьянских движений в конце X — начале XI вв. была территория нынешней провинции Сычуань. Здесь еще в 964 г., на четвертом

В имперскую эпоху главнокомандующим всей римской армией был император. До того, во времена Республики, было то же самое. Император — тот, у кого есть imperium, то есть право высшей власти над жизнью и смертью. В Римской республике империй давался консулам (в обычной ситуации) или диктаторам (в случае чрезвычайных обстоятельств), то есть самым высшим должностным лицам. Армия подчинялась их власти.

С середины IV в. до н.э. в римской структуре высших должностных лиц появилась ещё одна ступенька — претор. Изначально так называли всех высших руководителей Рима, то есть преторами были консулы и диктаторы. Потом претором стали называть их помощника, одного на весь Рим. С 242 г. до н.э. преторов стало двое: praetor urbanus (он занимался делами римлян) и praetor peregrinus (в его ведении были иноземцы). Затем появились провинциальные преторы, во времена сулланской диктатуры преторов стало 8, при Цезаре — 16, при императорах — 18.

Претор имел право командовать легионом или несколькими. Впоследствии, чтобы не путать военное и гражданское руководство, наместников провинций стали называть пропреторами. Однако на все легионы преторов в любом случае не хватало. Логичнее всего было бы передать командование чисто военному руководству, но римляне так поступать не стали. Они опасались военной диктатуры и не без оснований. Армию должны были контролировать гражданские. Противоположностью военным являются дипломаты, почему бы не поставить на руководство их?

Первым помощником легата легиона считался трибун латиклавий, его отличала широкая пурпурная кайма на тунике. Он всегда был из сенаторов. Чтобы прочим римским аристократам не было обидно, прочие пять трибунов ангустиклавиев (они носили туники с узкой каймой) набирались из сословия всадников. На первый взгляд, получалась стройная система управления: легат командует префектом лагеря и через него офицерами среднего звена, начальник штаба — трибун латиклавий, у которого пять помощников…

Скорее всего, в римских легионах можно было встретить любую из вышеперечисленных ситуаций. Трибунами назначали самых разных людей: способных и бестолковых, работящих и ленивых. Армейских уставов в античности не было, римскими законами круг задач легионных трибунов не был четко очерчен. Власть легата над трибунами могла быть как чисто формальной, так и сколь угодно жесткой — особенно если легион находился где-нибудь на лимесе и постоянно воевал с местными варварами. В таких условиях каждому трибуну находилось конкретное дело: руководить авангардом или обозом, надзирать за центурионами или присматривать за строительством лагеря. Остаётся лишь добавить, что в имперское время жалование легионного трибуна было в 20 раз больше, чем у простого легионера.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.

Социальная борьба всегда была интересна исследователям, а история Древнего Рима стала центром изысканий ученых еще в эпоху Возрождения. Труды, накопившиеся с тех пор, освещают практически все стороны политического, культурного, экономического развития царского, республиканского и императорского периодов. Вследствие классовой борьбы между бесправными плебеями и всевластными патрициями образовалась новая должность, призванная защищать низшие слои населения.

Зарождение института народных трибунов

Народный трибун это

Народный трибун – это выборная должность, главной целью которой было обеспечение правовой защиты простого народа от своеволия властей.

Плебеи – практически бесправная категория населения, которая образовалась как результат социальной борьбы. Они имели право на небольшой участок земли. Но именно на плебеев стремилась опираться римская царская власть, их хотели сделать главной силой армии. Впервые смешение низших и высших прослоек населения произошло во время правления Сервия Туллия. Он провел реформу административной системы – на место родовых триб пришли территориальные. Мужское население поделили на 6 разрядов вне зависимости от происхождения. В царский период выборность органов власти была фактически ликвидирована, но с установлением республики начали собираться народные собрания. Центуриатные комиции заменили царя и имели аналогичные полномочия. Патриции монополизировали власть в сенате. Тогда же обостряется борьба плебеев за права – они хотели получить равные с патрициями возможности в общественной жизни, стремились ограничить долговой процент. В 494 году до н. э. - в знак протеста против сената - плебс собирается на Священной горе. Это была первая сецессия. Сенат пошел на уступки и позволил организовать магистрат и ввести должность защитников народных прав.

Борьба за права

Что означает слово народный трибун

Полномочия и обязанности

История Древнего Рима

Главной задачей была защита прав простого населения – плебса. Трибуны могли повлиять на решение магистрата, сената. Не имели власти они только над цензорами и диктаторами. Права их выражались в возможности налагать вето, штрафовать магистратов, простых граждан за различные нарушения. Со временем они получили и законодательные права.

Двери его дома должны были быть открыты для народа всегда – народный трибун, священное лицо в Риме, обязан был в любое время суток оказывать поддержку и защиту тому, кто в этом нуждался. Можно сказать, что он был привязан к Риму – нельзя было покидать город более чем на сутки.

Эта должность была центром развития демократических идей и устремлений. Но работать они должны были слаженно, иначе противостояние вызывало застой и невозможность принять единое решение. В разное время полномочия и права были разными и постепенно исчезли во время империи.

Развитие новой должности

Время великих законов

Народные трибуны в Риме

Гай и Тиберий Гракхи – народные трибуны, которым удалось принять наиболее судьбоносные законы, связанные с аграрной ситуацией в стране. Была создана специальная комиссия по работе над законопроектом. Суть предложения – национализация земель, благодаря которым много веков богатела знать, и передача их народу. Народное собрание приняло закон, но патриции стали оказывать вооруженное сопротивление. Тиберий был убит, но его деятельность продолжил Гай.

Он также был избран народным трибуном, однако проводил иную политику. Его законы были более гибкими по отношению ко всем слоям. Судебная реформа возвысила всадников, практически приравняв их влияние к величию сенаторов. Много усилий Гай приложил к созданию заморских колоний. Главной его целью был Карфаген.

Активность Гая напугала патрициев. Сенат отдал предпочтение противнику Гракха, в результате реформатор также был убит – по его собственному приказу раб нанес смертельную рану трибуну. Такое решение было принято из-за гибели сторонников Гая в вооруженном поединке с сенатом. Реформы братьев Гракхов потерпели поражение.

Годы упадка

Сенат постепенно ограничивал права трибунов. На короткий период, вследствие противостояния оптиматов и популяров, их влияние и престиж снова возросли. Но нерешенность земельной проблемы ударила по популярности трибуната. Попытка Ливия Друза реализовать свой аграрный законопроект закончилась фатально – он был убит.

Ослабил трибунов и диктатор Корнелий Сулла. По его закону сенат должен был подтверждать законодательные инициативы. А трибуны не могли претендовать на должность выше. Во времена консулов Красса и Помпея временно все привилегии были возвращены.

Древнейший Рим 5 класс

Должность утратила свой былой смысл после прихода к власти Юлия Цезаря – он объявил себя вечным народным трибуном. Все императоры поступали так же. Окончательно должность исчезла в III веке н. э. Народный трибун – это был лишь пережиток республиканского периода развития Рима.

ТРИБУ́НЫ (лат. tribunus, от tribus – три­ба), в Древ­нем Ри­ме вы­бор­ные долж­но­ст­ные ли­ца. На­род­ные (пле­бей­ские) Т. (лат. tribuni plebis) бы­ли уч­ре­ж­де­ны в хо­де борь­бы пат­ри­ци­ев и пле­бе­ев для за­щи­ты по­след­них. Т. мог­ли вме­ши­вать­ся в дей­ст­вия ма­ги­ст­ра­тов и се­на­та, на­ла­гать за­прет на их ре­ше­ния. Кол­ле­гия нар. Т. из 2 или 4(5), за­тем из 10 чел. вы­би­ра­лась на 1 год. В нач. 3 в. до н. э. зна­че­ние нар. Т. воз­рос­ло (по­лу­чи­ли пра­во со­зы­вать три­бут­ные ко­ми­ции, вно­сить в нар. со­б­ра­ние за­ко­ны без одоб­ре­ния се­на­та, са­ми ста­но­вить­ся се­на­то­ра­ми). В рим. ар­мии су­ще­ст­во­ва­ли во­ен­ные Т. (лат. tribuni militum). Во­ен. Т. ко­ман­до­ва­ли ле­гио­на­ми, а за­тем отд. от­ря­да­ми из со­ста­ва ле­гио­на, уча­ст­во­ва­ли в во­ен. со­ве­те. Пер­во­на­чаль­но на­зна­ча­лись кон­су­ла­ми , с 207 из­би­ра­лись цен­ту­ри­ат­ны­ми ко­ми­ция­ми сро­ком на 1 год. В 444–367 вве­де­ны долж­но­сти во­ен. Т. с кон­суль­ской вла­стью, дос­туп­ные пле­бе­ям. Во­ен. Т. с кон­суль­ской вла­стью в чис­ле 3, 4, 6 или 8 чел. из­би­ра­лись в цен­ту­ри­аль­ных ко­ми­ци­ях на 1 год, об­ла­да­ли пол­но­мо­чия­ми кон­су­лов, но не мог­ли по­лу­чать три­умф .

Читайте также: