Анархизм м бакунина и п кропоткина кратко

Обновлено: 02.07.2024

Заметным явлением политической мысли России во второй половине XIX века и в начале XX пека явился анархизм, представлявший собой течение, отрицающее политическую власть, провозглашавшее своей целью уничтожение государства. Как идейное течение анархизм возник в странах Западной Европы. В России видными теоретиками анархизма явились М. А. Бакунин, П. Л. Кропоткин.

В своих исследованиях М. Вебер уделил внимание самым различным аспектам жизнедеятельности общества: связям хозяйственной жизни, проблемам социальной структуры, экономическим и идеологическим интересам различных социальных групп, разделению и специализации труда, проблемам политической власти, се типов и легитимности, вопросам исторической причинности, проблемам рационализации и др,

Общество, по Веберу, дифференцировано на классы. Классовые различия и положения многомерны. Люди разделены по отношению к средствам производства, по религиозным и идеологическим признакам, по отношению к власти и т. д.

Сущность власти М. Вебер видел в повиновении определенному приказу. Повиновение приказу, по его мнению, осуществляется по трем причинам: в силу традиции и привычки, в силу необходимости выполнять определенные положения законов и в силу личной симпатии. В соответствии с этими основными мотивами повиновения, приказу М. Вебер охарактеризовал три типа легитимного политического господства: традиционное, легальное, харизматическое.

Традиционное господство основывается на силе традиций, привычек повиноваться управляющим. Легальное правление имеет место тогда, когда при выполнении приказов люди подчиняются не отдающим их лицам, а установленным законам. Харизматическое господство базируется на обожествлении личности управляющего, на вере в его исключительные способности и т. д.

М. Вебер большое внимание уделил проблемам взаимоотношения политических лидеров, бюрократии, народных масс. Он высказал предположение, что будущее общество будет диктатурой бюрократии, а не рабочего класса. Подробно Вебер исследовал и проблемы конфликтов в обществе. Он пришел к выводу, что в современном ему обществе главный конфликт вызывается борьбой государственного бюрократического аппарата и политических партий.

18 Украинская народническая идеология – Костомаров, Драгоманов

ткрытие в 1805 г. в Харькове первого в Украине университета обусловило начало развития новой украинской политической мысли. Поскольку среди профессоров университета было много немцев, то естественно влияние на её формирование немецкой политической мысли Фихте, Шеллинга, Гегеля.

После отечественной войны 1812 г. среди передовой части российского дворянства начинают распространяться идеи либерализма, республиканского и конституционного устройства государства и политической власти, создаются тайные политические организации, в которых дискутируются вопросы переустройства российского государства.

С 40-х гг. ХІХ в. на Украине оформляются два основных направления в общественно-политической мысли: либерально-демократическое и революционно-демократическое.

Одной из тайных политических организаций в Украине стало Кирилло-Мефодиевское братство, созданное в конце 1845 – начале 1846 г. в Киеве, которое вместо империи провозглашало идею создания славянской демократической федерации. Идейным вдохновителем этой организации был родоначальник украинской политологии Н.Костомаров (1817-1885) – выдающийся российский историк, посвятивший большую часть своей научной деятельности воссозданию подлинной истории Украины и исследованию политических процессов, проходивших в Украине. Он впервые в исследовании вопросов государственной жизни Украины применил научные методы анализа и концепции европейских школ.

Членами братства были выдающиеся личности Украинского народа: Т.Г.Шевченко, А.Навроцкий, П.Маркович, П.Кулиш и др. Основные задачи, которые ставило перед собой Кирилло-Мефодиевское братство, включали:

- создание славянского союза христианских республик;

- уничтожение крепостничества и абсолютистской царской власти в Российской империи как необходимое условие образования такого союза;

- распространение христианского общественного строя на весь мир;

- объединение славян при сохранении за каждым народом права на создание своей суверенной республики, построенной на демократических началах.

Власть в этих республиках должна избираться на определённый срок и включать две ветви: президент и сейм. Предусматривалось полное общественное и политическое равенство граждан. Пути достижения этих целей – государственные реформы, распространение просвещения, проповеди христианских идей, моральное совершенствование людей.

Исследование общественно-политической истории Украины продолжали выдающиеся ученые и общественные деятели, последователи Н.Костомарова – Владимир Антонович и Михаил Драгоманов.

Особое место в становлении и развитии украинской политологии занимает М.Драгоманов (1841-1895) – выдающийся учёный, общественный и политический деятель.

Политические взгляды М. Драгоманова формировались под влиянием классического либерализма и его идей правового равенства, свободы и достоинства человека.

Это влияние отразилось и на политической программе М.Драгоманова, которая в основном сводилась к следующему:

– признание за государством с его политической системой и конституцией возможности координирования общественной экономической жизни, создание конституционно-репрезентативной системы;

– эволюция существующей политической системы как средство проведения широких политических реформ;

– исключительное значение культуры, которая должна стать идеологией освободительной борьбы и основой функционирования будущего республиканского государства;

– ориентация на Западную Европу, опыт которой должен стать источником прогресса в Украине и России: от абсолютной монархии к парламентско-земскому самоуправлению;

Основное звено его концепции – равенство прав всех граждан, гарантированное конституцией. В целом творчество М.Драгоманова в области политической науки оказало огромное влияние на становление и развитие украинской политологии, на творчество последующих поколений национальных политологов. Именно Драгоманову наша наука обязана тем, что от народнической утопии она стала на новый государственнический путь и заложила основы демократического строительства украинского государства.

Идеология государственности Украины возродилась во время первой мировой войны и революционных событий 1917 – 1920 гг., а после этого развивалась главным образом в эмиграции, т.к. в условиях Советской Украины, особенно после её вхождения в состав СССР, такой возможности не было. Историческая сложность этого периода отразилась и в многообразии подходов к проблеме государственности. В целом по мировоззренческому признаку в украинской политической науке можно выделить следующие направления: демократическое народничество (украинский социализм), либерализм, национал-демократизм, консерватизм, национал-коммунизм, интегральный национализм. И всё же основной проблемой для всех их оставалась проблема украинской государственности, которая решалась в основном по трём вариантам: Украина в составе федерации, Украина независимая с монархической (гетманской) или республиканской властью. Исходя из этого В.А.Потульницкий дифференцирует украинскую политологию этого периода по трём основным направлениям: новонародническое, консервативное и национал-государственническое.

Новонародники (М.Грушевский, Р.Лащенко, С.Шелухин) считали высшим критерием исторической оценки государства утверждение прав народа и обеспечение его благосостояния. Они обосновывают теории федерализации, федералистических традиций в Украине и возможность её объединения с теми странами, с которыми она поддерживала исторические связи (Литвой, Белоруссией, Россией, Словенией, Словакией, Хорватией, Чехией), полагая, что федерация будет содействовать укреплению украинской государственности. Главные основы, на которых должна строиться украинская государственность, по их мнению, следующие:

– опора на собственные, исторически присущие украинскому народу ценности: права народа, демократизм, бесклассовость, понимание народа как территориального объединения всех граждан, проживающих в Украине, независимо от их национальностей, классовой принадлежности, вероисповедания и языка;

– право народа в целом и каждого отдельного человека является высшим от права государства;

– приоритет интересов трудового народа в Украине, доминанта освобождённого от эксплуатации капиталом труда, преобладание социальных интересов масс над национальными; (главная господствующая идея, признак)

– форма правления в Украине – президентская или парламентская республика.

Для консерваторов (В.Липинский, С.Томашевский, В.Кучабский) характерным было отстаивание идеи приоритета интересов государства над интересами нации, ибо, как они считали, без государства нет и нации, а есть только народ в этническом понимании. Наиболее приемлемой формой государственного правления в Украине, по их мнению, была конституционно-монархическая.

Национал-государственническое направление в Украинской политологии (С.Днестрянский, С.Рудницкий, В.Старосольский и др.) базировалось на идее безусловного признания права каждой нации как исторической общности на собственную автономию и государственную независимость. Главным критерием исторической целесообразности той или иной формы государственного строительства они считали интересы нации и государства при приоритете суверенности нации над суверенностью государства. Учёные этого направления, обосновывая для Украины концепцию национального государства и права народного самоопределения, опирались на свои исследования истории национально-освободительного движения украинского народа, его давних демократических традиций.

Защищая право украинского народа на самоопределение в пределах своей собственной территории, они видели в идеях демократии и республиканско-демократической государственности основу жизни украинской нации, которая направляет народ на борьбу с территориальными претензиями других государств.

Михаил Драгоманов
(1841–1895)
публицист, историк, философ, экономист, литературовед, фольклорист и общественный деятель

Признавая ценность и значимость каждого народа, неповторимость национальных языков и культур, обязательность соблюдения прав украинского народа, Драгоманов, тем не менее, не абсолютизировал этнонациональный момент в истории и общественной жизни Украины. Отстаивая права украинского народа на сохранение и развитие собственной национальной культуры и языка, он пришел к пониманию политической нации как гражданской общности людей, проживающих на одной территории и находящихся в отношениях друг к другу в соответствии с принятыми ими конституционными принципами.

Идеи анархизма до сих пор популярны во многих странах, особенно у молодежи. Кем на самом деле были их русские родоначальники?

Альтернатива государству Михаила Бакунина

Философским абстракциям в родном имении под Тверью Бакунин предпочел борьбу. Отправившись в Европу слушать лекции учеников Гегеля, он вскоре понял, что в Россию уже не вернётся. Когда в 1845 году парижские газеты напечатали указ Николая I, лишавший Бакунина всех прав на родине, русский эмигрант лишь ответил публичной критикой царизма.

В Швейцарии главной аудиторией анархистской пропаганды Бакунина стали часовщики. В своих домиках в кантоне Юра они не только собирали миниатюрные механизмы, но и много читали, а потому живо откликнулись на призыв русского бунтаря. В городках вокруг Ля Шо-де-Фон Бакунин создал свою собственную версию Интернационала – Юрскую федерацию.

Умер Бакунин в Берне, в больнице для чернорабочих, куда был помещён по собственному настоянию.

Выдающийся географ и геоморфолог, он занимался изучением тектонического строения Сибири и средней Азии, теорией ледников, предсказал существование земли, позднее названной именем Франца-Иосифа. Наблюдения в природе привели Кропоткина к идее его научного анархизма – построения общества на основе доброй природы человека.

Ростки анархо-коммунизма князь видел уже в современном ему обществе – в библиотеках, артелях, коммунальных службах, предлагавшим свои услуги на благо общества. Анархию без коммунизма Кропоткин считал произволом эгоистических индивидов, а коммунизм без анархии — деспотизмом.

Свой собственный брак Кропоткин заключил также на анархических принципах: равноправие в семейном союзе охранялось трёхлетним договором. Брак просуществовал до самой смерти Петра Кропоткина в возрасте 78 лет, при этом договор продлевали 14 раз.

Теория взаимопомощи не подвела Кропоткина и в неволе: в 1874 году ученый был заключен в Петропавловскую крепость за агитационную деятельность в рядах революционного кружка. Годы, проведенные в сырой камере, подорвали здоровье князя. Его перевели в военный госпиталь, когда жить Кропоткину, по словам врача, оставалось не более десяти дней, – тогда и созрел план побега, осуществить который помогли друзья.

В эмиграции русский князь заслужил авторитет теоретика анархизма и ученого мирового масштаба. В Россию он вернулся летом 1917 года. От предложенного ему министерского поста в правительстве анархист предсказуемо отказался, однако, выступил на государственном совещании за федеративную республику – к недовольству молодых, более радикально настроенных современников.

Очередь у дома в Дмитрове, чтобы проститься с прахом покойного П.А.Кропоткина. Общественное достояние

Очередь у дома в Дмитрове, чтобы проститься с прахом покойного П.А.Кропоткина. Общественное достояние

Russia Beyond запустила спецпроект "Россия: 85 приключений" , в котором собирает коллекцию необычных активностей из всех российских регионов. Смотрите приключения на сайте и подписывайтесь на проект в Инстаграме и ТикТоке .

Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876 гг.) – идеолог революционного народничества, основатель коллективистского анархизма.

Как это ни странно, Бакунин был сыном крупного, богатого и многодетного помещика – потомственного дворянина. Эмигрировал за границу, где во время революции 1848 года вместе с композитором Рихардом Вагнером оборонял баррикаду.

Согласно Бакунину там, где начинается свобода, кончается государство и, наоборот, там, где начинается государство, кончается свобода.

В соответствии с убеждениями Бакунина всякая власть человека над человеком – антигуманное и противоестественное создание, равно как и всякое принуждение. Согласно Бакунину государство – это само зло, это некое искусственное социальное образование, символизирующее абстрактное ограничение прав и свобод личности во имя абстрактной и мифической идеи общего блага. С точки зрения Бакунина все государства построены на лжи, угнетении человека человеком, всяческого его подавления. Никакие реформы и никакое воспитание не изменят бесчеловечной антигуманной сущности всякого государства. С точки зрения Бакунина всякий бунт во всяком государстве нужно использовать для его полного и немедленного уничтожения раз и навсегда. Согласно Бакунину необходимо срочно упразднить все государства мира, что является единственным условием освобождения людей, как умственного – водворения атеизма, так и социального, ради которого нужно передать: всю землю – крестьянам, все фабрики, заводы и их капиталы – рабочим союзам, уравнять права женщин с мужчинами и организовать общественное воспитание детей в атеистическом духе. Бакунин рассуждал так: крестьянская война под предводительством С. Т. Разина 1670 – 1671 гг. ровно через сто лет повторилась крестьянской войной под руководством Е. И. Пугачёва 1773 – 1775 гг., а потому не пройдёт и ста лет как третья крестьянская война, спровоцированная крестьянской реформой 1861 года, навсегда сметёт российское государство.

По вопросу о необходимости после революции государства Маркс и Бакунин из друзей окончательно превратились во врагов, и в 1872 году Бакунин по настоянию бывшего друга – Маркса был исключён из I интернационала.

Последним идеологом анархизма, наряду с Прудоном и Бакуниным был князь Пётр Алексеевич Кропоткин (1842 – 1921 гг.). Как и Бакунин Кропоткин был потомственным дворянином. Его убеждения повторяют бакунинские, за тем лишь исключением, что Кропоткин до конца рассчитывал несмотря ни на что всё же сохранять после революции некое своё крестьянское государство (республику) и сохранять его до тех пор, пока не исчезнет всякая необходимость в нём.

Литература:

Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма. М., 1980.

Кропоткин П. А. Анархия. М., 2002.

Малахов В. П. История политических и правовых учений. Учебное пособие для высшей школы. М., 2003.

Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993.

Нерсесянц В. С.История политических и правовых учений. М., 2009.

Файлы: 1 файл

Анархизм социлогия.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Кафедра Технологии важнейших отраслей промышленности

по дисциплине: Социология

на тему: Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина

УЭФ,1-й курс,12ДЭТ-1 А. А. Тарновская

Доцент Л. И. Подгайская

Анархические доктрины Бакунина и Кропоткина.

БАКУНИН Михаил Александрович [18 (30) мая 1814, с. Прямухино Новоторжского уезда Тверской губ. — 19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария], российский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества.

Однако после разоблачения Г. А. Лопатиным Нечаева разошелся с последним. Несмотря на болезнь и тяжелое финансовое положение, Бакунин до самого конца жизни сохранял стойкость революционных убеждений, писал воззвания и прокламации, планировал новые революционные акции.

Разрыв с Марксом. Анархическая доктрина

Личность и слава Бакунина привлекали к нему широкий и разнообразный круг последователей. Особое влияние его идеи оказали на формирование анархизма в Италии, Испании и России.

. В русском народе существуют в самых широких размерах те два первых элемента, на которые мы можем указать как на необходимые условия социальной революции.

Что же служит ему препятствием к совершенно победоносной революции? Недостаток ли в общем народном идеале, который был бы способен осмыслить народную революцию, дать ей определенную цель и без которого. невозможно одновременное и всеобщее восстание целого народа, а следовательно, невозможен и самый успех революции.

Существует ли такой идеал в представлении народа русского? Нет сомнения, что существует, и нет даже необходимости слишком далеко углубляться в историческое сознание нашего народа, чтобы определить его главные черты.

Первая и главная черта — это всенародное убеждение, что земля принадлежит народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственноручным трудом. Вторая, столь же крупная черта, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами; третья черта, одинаковой важности с двумя предыдущими, — это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству.

. Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись.

В таком положении что может делать наш умственный пролетариат, русская честная, искренняя, до конца преданная социально-революционная молодежь? Она должна идти в народ. Но как и зачем идти в народ?

В настоящее время у нас, после несчастного исхода нечаевского предприятия, мнения на этот счет, кажется, чрезвычайно разделились; но из общей неурядицы мыслей выделяются уже теперь два главные и противоположные направления. Одно — более миролюбивое и подготовительного свойства; другое -бунтовское и стремящееся прямо к организации народной борьбы.

Поборники первого направления в настоящую возможность этой революции не верят. Но так как они не хотят и не могут оставаться покойными зрителями народных бед, то они решаются идти в народ для того, чтобы братски разделить с ним эти беды, а вместе с тем и для того, чтобы его научить, подготовить, не теоретически, а на практике, своим живым примером.

Другой путь — боевой, бунтовской. В него мы верим и только от него ждем спасения.

Народ наш явным образом нуждается в помощи. Он находится в таком отчаянном положении, что ничего не стоит поднять любую деревню. Но хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частных вспышек — недостаточно. Надо поднять вдруг всю деревню. Что это возможно, доказывают нам громадные движения народные под предводительством Стеньки Разина и Пугачева.

Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина

Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма были всесторон-обоснованы в трудах русских мыслителей и революционеров Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921). Они в свою очередь опирались на труды таких западноевропейских теоретиков анархизма, как Ш. Фурье, М. Штирнер и П. Прудон.

Человек, по словам Бакунина, вступает в противоречие с общественными институтами, ограничивающими его свободу. Тем более он борется с государством как аппаратом чиновников, перерастающим в их бюрократическую корпорацию, подавляющую народ н существующую за счет его порабощения. Сегодня это звучит весьма актуально.

Восприняв ряд социалистических идей Прудона, Бакунин развил их в своей теории социализма и федерализма. Основные из этих идей сводились к тому, что социализм как общественный строй должен быть основан на личной и коллективной свободе, на деятельности свободных ассоциаций. В нем не должно быть никакой правительственной регламентации деятельности людей и никакого покровительства со стороны государства, последнее вообще должно быть устранено. Все должно быть подчинено удовлетворению потребностей и интересов личности, коллективов промышленных и иных ассоциаций и общества как совокупности свободных людей. Отношения между всеми субъектами общества строятся на принципах федерализма, т. е. их свободного и равноправного союза .

Читайте также: