Защита прав участников финансовых правоотношений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация. В статье идет рассуждение о приоритетности такой задачи как защита прав субъектов финансовых правоотношений в Российской Федерации. О довольно частых возникновениях спорных ситуаций в различных сферах финансовых отношений и применение мер государственного принуждения. Также мы затрагиваем вопрос о существующих коллизиях подведомственности при разграничении компетенции между судами.

Annotation. The article is reasoning about the priority such objectives as protection of the rights of subjects of financial relations in the Russian Federation. On a fairly frequent occurrences of disputes in various spheres of financial relations and the application of measures of state coercion. Also we touch upon the question of existing conflicts of jurisdiction in the delimitation of competence between the courts.

Ключевые слова: Защита, субъект, правоотношения, гарант, механизм, права, интересы.

Keywords: Protection, subject, legal, guarantee, mechanism, rights, interests.

На сегодняшний день регулирование финансовых правоотношений в государстве занимает ведущую позицию. В связи с тем, что существует огромное количество правовых норм, регулирующих данные правоотношения, возникает проблема правоприменения в сфере защиты прав субъектов таких правоотношений. Спорные ситуации в финансовых отношениях могут возникать в различных сферах. Например: в сфере налоговых отношений, пенсионного обеспечения, социального страхования, нарушения прав и законных интересов частных лиц, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения физическими лицами и организациями требований финансового законодательства и в случае привлечения к финансовой ответственности за нарушения финансово-правовых норм.

Обеспечение защиты прав и свобод субъектов финансового права – одна из важнейших задач государства. Подавляющее большинство сделок совершаемых в процессе экономической жизни страны, связано с движением денежных средств, появлением новых прав и обязанностей у субъектов, которые от своего имени заключают сделки. Как говорилось выше защита прав субъектов финансового права является одной из приоритетных задач государства и означает выполнение правил закрепленных в финансово-правовых нормах. При нарушении норм финансового законодательства, применяются меры государственного принуждения. С помощью мер государственного принуждения обеспечиваются исполнение субъектами финансового права своих юридических обязанностей, а в необходимых случаях осуществляется восстановление нарушенных прав.

Поэтому государство, будучи официальным представителем и гарантом безопасности всех участников финансовых правоотношений, устанавливает способы защиту нарушенных прав. Соблюдение прав субъектов финансового права обеспечивается государством, и определяется как соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах.

В этих целях законодатель закрепляет применение в сфере финансовых правоотношений мер государственного принуждения, которые являются неотъемлемым элементом механизма правового регулирования отношений данного вида. Использование мер государственного принуждения необходимо не только в отношении между субъектами финансового права, но и в случаях возникновения необходимости защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права. В этих целях возможно применять методы убеждения и принуждения.

Первым рассмотрим метод убеждения. Его можно рассматривать как метод психического воздействия на сознание и поведение граждан, проявляющийся в широком комплексе воспитательных, рекомендательных, разъяснительных мероприятий, применяемых в целях обеспечения правомерности поведения, обеспечения организованности и дисциплинированности людей во всех сферах общественной жизни [2].

В финансовом праве метод убеждения определяется как совокупность мер воспитательного характера, осуществляемых для повышения правосознания граждан, недопущения осуществления преступлений и добровольного соблюдения норм финансового законодательства. Исходя их анализа практики применения метода убеждения одной из особенностей данного метода выделено то, что наиболее часто применяемой формой метода убеждения является разъяснительная работа.

Такая форма, как разъяснение позволяет добиться добровольного выполнения требований норм финансового законодательства. В ряде случаев помимо метода убеждения возможно применение такого действенного метода государственного регулирования как метод принуждения.

Государственное принуждение – это осуществляемое на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организациями, должностными лицами физическое, психическое, имущественное или организационное принуждение в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний [3]. Метод принуждения подразумевает под собой применение санкций либо запретительных мер и применяется как карательная мера при нарушении установленных и санкционированных государством правил поведения в области образования, распределения и использования государственных и местных фондов денежных средств.

Н.И. Козюбра подчеркивает, что принуждение выступает сдерживающим фактором для всех незаконопослушных граждан и обеспечивает общую обязанность выполнять правовые нормы [4].

При анализе данных методов было выявлено, что более проблематичным в применении является метод убеждения, и именно применение данного метода является одной из проблем регулирования финансовых отношений. Основной проблематикой его применения является то, что он ориентирован на высокий уровень правосознания субъектов финансовых правоотношений, на высокие моральные ценности и правовую культуру в целом, что является несвойственным на сегодняшний день для определенной части субъектов данных правоотношений и влечет за собой невозможность в полной мере осуществлять регулирование финансовых отношений по способу метода убеждения. Применение метода убеждения в полной мере, для контроля отношений в сфере финансов, возможно лишь при отсутствии правового нигилизма у субъектов финансового права и наличия у них высокого уровня правовой культуры.

Вместе с тем использование мер государственного принуждения необходимо и в случаях возникновения потребностей в защите либо в восстановлении нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права. В настоящее время для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок. В сфере финансовых правоотношений административный порядок, как и судебный, имеет свои особенности.

Юридические лица – субъекты финансового права – вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором. В соответствии со ст. 27 АПК РФ [1] арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающих из всех видов правоотношений, если сторонами являются юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ.

В настоящее время наиболее распространена проблема нарушения судебной подведомственности. Судебная подведомственность определяет круг дел, входящих в компетенцию суда общей юрисдикции и арбитражного суда. Так при нарушении условной подведомственности (до обращения в суд спор должен быть разрешен в обязательном претензионном порядке) может наступить правовое последствие в виде оставления заявления без рассмотрения. Таким образом, субъект утрачивает своего права на защиту[5].

На сегодняшний день существует немало коллизий подведомственности при разграничении компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В частности, существуют проблемы разграничения подведомственности по делам, возникающим из публичных правоотношений. Согласно ст. 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. Так, арбитражные суды рассматривают ряд категорий дел, указанных в АПК РФ, в том числе дела об оспаривании нормативных правовых актов в разных сферах, перечисленных в п. 1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных сферах. Таким образом, такие дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.

Если говорит о таком показателе как частота применения, то необходимо отметить, что до 90-х годов преобладал административный порядок защиты прав субъектов финансового права, сейчас набирает обороты судебный порядок защиты. Особенностью судебного порядка можно выделить то, что он применялся в основном при защите интересов государства в целях взыскания налогов, а вот граждане свои права защищали в административном порядке. На сегодняшний день в судебной практике количество финансовых споров постоянно возрастает за счет обращений граждан. Это обусловлено стремлением субъектов финансового права отстаивать свои конституционные права и законные интересы. А вот намерение органов государственной власти действовать в финансовой сфере методами, соответствующими конституционно значимым стандартам, развивается гораздо медленнее.

Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений.

Субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства - становится субъектом (участником) правоотношения, но при этом сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.

Таким образом, субъект финансового права - понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права:

1) государство и его территориальные подразделения;

2) коллективные субъекты;

3) индивидуальные субъекты.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:

o Российская Федерация;

o субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа;

o муниципальные образования - городские, сельские поселения и иные территории;

o административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;

o административно-территориальные образования особого режима.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых в финансовых правоотношениях обязательно.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица, - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну.

Среди физических лиц, субъектов финансового права, выделяются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что содержание их в области финансовых правоотношений имеет свои особенности.

Следует заметить, что до 1990-х гг. преобладал административный порядок защиты прав субъектов финансового права. Судебный порядок применялся в основном при защите интересов государства в целях взыскания с граждан налогов, не внесенных в установленные сроки.

Впоследствии российское законодательство расширило сферу действия судебного порядка применительно ко всем субъектам финансового права. При этом в финансовых отношениях действуют оба названных порядка зашиты прав, а разрешение дела в административном порядке не исключает возможности обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб - возмещению. Эта норма имеет конституционную основу (ст. 52 Конституции РФ).




Понятие и значение финансового контроля

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности го­сударства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому исполь­зование государством и муниципальными образованиями для ре­шения своих задач финансов обязательно предполагает проведе­ние с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Фи­нансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными кон­трольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами го­сударственной власти и местного самоуправления, предприятия­ми, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективностьосуществляе­мых действий, соответствие их задачам государства и муници­пальных образований. Таким образом, он служит важным спосо­бом обеспечения законности и целесообразности проводимой фи­нансовой деятельности.

Требование соблюдения законности в деятельности по образо­ванию, распределению и использованию денежных фондов госу­дарства и субъектов местного самоуправления имеет конституци­онную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Итак, финансовый контроль — это контроль за законностью Целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муници­пальных образований в целях эффективного социально-экономи­ческого развития страны и ее регионов.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым ин­ститутам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, ре­гулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его спе­цифику в отдельных финансово-правовых институтах и закреп­ленные соответствующим законодательством (например, в Нало­говом или Бюджетном кодексах РФ).

Основными направлениями финансового контроля в отношени­ях, регулируемых финансовым правом, являются:

а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределе­нию и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед госу­дарством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организация­ми находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых опера­ций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, ор­ганизациями, учреждениями;

д) выявление внутренних резервов производства — возможнос­тей повышения рентабельности хозяйства, роста производитель­ности труда, более экономного и эффективного использования ма­териальных и денежных средств;

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дис­циплины. В случае их выявления в установленном порядке приме­няются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба го­сударству, организациям, гражданам

Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений.

Субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства - становится субъектом (участником) правоотношения, но при этом сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права.

Таким образом, субъект финансового права - понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права:

1) государство и его территориальные подразделения;

2) коллективные субъекты;

3) индивидуальные субъекты.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:

o Российская Федерация;

o субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа;

o муниципальные образования - городские, сельские поселения и иные территории;

o административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;

o административно-территориальные образования особого режима.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых в финансовых правоотношениях обязательно.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица, - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну.

Среди физических лиц, субъектов финансового права, выделяются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ).

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что содержание их в области финансовых правоотношений имеет свои особенности.

Следует заметить, что до 1990-х гг. преобладал административный порядок защиты прав субъектов финансового права. Судебный порядок применялся в основном при защите интересов государства в целях взыскания с граждан налогов, не внесенных в установленные сроки.

Впоследствии российское законодательство расширило сферу действия судебного порядка применительно ко всем субъектам финансового права. При этом в финансовых отношениях действуют оба названных порядка зашиты прав, а разрешение дела в административном порядке не исключает возможности обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб - возмещению. Эта норма имеет конституционную основу (ст. 52 Конституции РФ).

Понятие и значение финансового контроля

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности го­сударства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому исполь­зование государством и муниципальными образованиями для ре­шения своих задач финансов обязательно предполагает проведе­ние с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Фи­нансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными кон­трольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами го­сударственной власти и местного самоуправления, предприятия­ми, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективностьосуществляе­мых действий, соответствие их задачам государства и муници­пальных образований. Таким образом, он служит важным спосо­бом обеспечения законности и целесообразности проводимой фи­нансовой деятельности.

Требование соблюдения законности в деятельности по образо­ванию, распределению и использованию денежных фондов госу­дарства и субъектов местного самоуправления имеет конституци­онную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Итак, финансовый контроль — это контроль за законностью Целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муници­пальных образований в целях эффективного социально-экономи­ческого развития страны и ее регионов.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым ин­ститутам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, ре­гулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его спе­цифику в отдельных финансово-правовых институтах и закреп­ленные соответствующим законодательством (например, в Нало­говом или Бюджетном кодексах РФ).

Основными направлениями финансового контроля в отношени­ях, регулируемых финансовым правом, являются:

а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределе­нию и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед госу­дарством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организация­ми находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых опера­ций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, ор­ганизациями, учреждениями;

д) выявление внутренних резервов производства — возможнос­тей повышения рентабельности хозяйства, роста производитель­ности труда, более экономного и эффективного использования ма­териальных и денежных средств;

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дис­циплины. В случае их выявления в установленном порядке приме­няются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба го­сударству, организациям, гражданам

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых восстанавливаются (признаются) нарушенные (оспариваемые) права и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Нормативными финансово-правовыми актами федерального уровня предусмотрены следующие способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений: президентский, административный, судебный, прокурорский, самозащита прав.

Президентский способ защиты, обусловлен специальным (особым) статусом Президента РФ.

Президентский способ защиты носит публично-властный характер, так как он всегда связан с реализацией властных полномочий Президента РФ как гаранта Конституции РФ, так как именно он обеспечивает согласованное функционирование и эффективное взаимодействие органов государственной власти.

Это обусловлено тем, что важной особенностью Конституции РФ является то, что Президент РФ как бы не входит ни в одну из трех ветвей власти, хотя именно он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ занимает в системе федеральных государственных органов особое положение. Конституция РФ возлагает на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами. Это отражено в ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, согласно которой «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской

Правовое положение Президента РФ характеризуется прежде всего тем, что он является главой государства, из чего следует, что он – первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международной арене. Исходя из сложившейся международной практики это означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении, для этого не требуется каких-либо специальных полномочий.

Важно подчеркнуть, что Президент РФ всегда действует ex officio, т. е. на основании факта, что именно он является главой суверенного государства.

В финансовой сфере Президент РФ также занимает особое положение. Например, с Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ начинается стадия составления проекта федерального бюджета, в котором определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год. Это объясняется тем, что Президент РФ как глава государства наделен правом обращения с посланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательной инициативы и отлагательного вето.

Также Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере .

Административный способ защиты предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. Процессуальный порядок реализации административного способа защиты проще, решение жалобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном месячный срок рассмотрения, если иное не установлено законодательством. Кроме того, административный порядок предполагает упрощенное производство по поданной жалобе, вынесение решения по ней. Вместе с тем административный порядок в ряде случаев не отрицает возможности обращения впоследствии за защитой в суд либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений. Соответственно в различных по виду финансовых отношениях имеются свои особенности в его применении. Например, в соответствии со ст. 137 НК РФ в административном порядке со стороны налогоплательщиков или налоговых агентов обжалованию подлежат акты налоговых органов как ненормативного, так и нормативного характера.

Вместе с тем Налоговый кодекс РФ устанавливает два условия, соблюдение которых необходимо для защиты нарушенных прав налогоплательщиков или налоговых агентов:

1) ненормативные акты налоговых органов, а также действия или бездействие должностных лиц этих органов должны, по мнению налогоплательщика или налогового агента, нарушать его права;

2) нормативные правовые акты налоговых органов обжалуются в порядке, предусмотренном не НК РФ, а иным федеральным законодательством.

Гарантией судебной защиты выступает отнесение к экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, споров о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов. Важной гарантией выступает предусмотренное Конституцией РФ положение о возмещении гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами, а также возможность привлечения их к дисциплинарной ответственности на основании решения суда.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением финансового законодательства. Осуществляя надзор за исполнением финансового законодательства, органы прокуратуры вправе проводить проверки по исполнению и соблюдению финансового законодательства. Подобные проверки проводятся в связи с поступающими в прокуратуру жалобами, заявлениями, а также иными сведениями о фактах финансовых правонарушений. В случае установления фактов нарушений финансового законодательства прокурор вправе принять следующие меры: внести представление об устранении нарушений закона; опротестовать противоречащие закону акты, изданные или принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления или финансовым органом; обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных финансовых прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; возбудить производство по факту финансового правонарушения.

Защита нарушенных прав субъектов финансового права осуществляется не только мерами, прямо названными действующим законодательством. В целях предотвращения финансово-правовых конфликтов государство предоставляет физическим лицам и организациям право на самозащиту своих прав, которое наиболее распространено в налоговом праве. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу РФ или иным федеральным законам. На практике невыполнение налогоплательщиком неправомерных актов и требований налоговых органов ведет к привлечению к налоговой ответственности налогоплательщика, поскольку критерии неправомерности акта или требования у налогоплательщиков и налоговых органов различны.

Способы защиты нарушенных прав налогоплательщиков имеют законодательно установленные гарантии реализации. Так, НК РФ устанавливает презумпцию правоты налогоплательщика в случаях неустранимости сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах (ст. 3); предоставляет налогоплательщикам право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, которые не соответствуют Налоговому кодексу РФ или иным федеральным законам (ст. 21); предусматривает возможность защиты налогоплательщиком своих прав после окончания производства по делу о налоговом правонарушении посредством использования процедуры изменения сроков уплаты налогов и пеней в форме отсрочки, рассрочки или налогового кредита (ст. 63–67).

Права и интересы субъектов финансового права могут затрагиваться актами ненормативного характера, а также действиями и бездействиями различных субъектов финансовой деятельности.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых восстанавливаются (признаются) нарушенные (оспариваемые) права и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Способ защиты прав зависит от сферы отношений, но в целом можно выделить два наиболее распространённых способа: административный и судебный.

Административный способ защиты предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. Процессуальный порядок реализации административного способа защиты проще, решение жалобы основывается на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами власти и предусматривает в основном месячный срок рассмотрения, если иное не установлено законодательством. Кроме того, административный порядок предполагает упрощенное производство по поданной жалобе, вынесение решения по ней.

Судебный способ защиты имеет место в :

· бюджетных отношениях (примеры нарушения прав недофинансирование, неполучение в срок субсидий, субвенций)

· в сфере финансового контроля.

В налоговых отношениях обязателен досудебный порядок решения споров.

Можно выделить и другие способы защиты прав субъектов:

· президентский способ защиты:

Президентский способ защиты носит публично-властный характер, так как он всегда связан с реализацией властных полномочий Президента РФ как гаранта Конституции РФ, так как именно он обеспечивает согласованное функционирование и эффективное взаимодействие органов государственной власти. Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовой сфере

· через уполномоченного по правам человека, по правам предпринимателей

· прокурорский способ:

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением финансового законодательства. Осуществляя надзор за исполнением финансового законодательства, органы прокуратуры вправе проводить проверки по исполнению и соблюдению финансового законодательства. В случае установления фактов нарушений финансового законодательства прокурор вправе принять следующие меры: внести представление об устранении нарушений закона; опротестовать противоречащие закону акты, изданные или принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления или финансовым органом; обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных финансовых прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; возбудить производство по факту финансового правонарушения.

· самозащита, в налоговых отношениях, согласно 21 ст. можно не выполнять незаконные требования налоговых органов.

22. Понятие бюджета. Структура бюджетного законодательства Российской Федерации. Бюджетные правоотношения: содержание и классификация.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Бюджет можно рассматривать как экономическую категорию, а также как нормативно-правовой акт.

Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Как правовой акт бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом государственной власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Источники бюджетного права это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в сфере бюджетной деятельности.

Структура бюджетного законодательства закреплена в статьей второй БК РФ.

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК, федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить БК РФ.

Внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также приостановление, отмена и признание утратившими силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Соответственно, данные нормативно-правовые акты регулируют бюджетные правоотношения, к которым относятся:

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

23. Бюджетная классификация: содержание и режим применения.

В системе государственных финансов бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета.

Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований

В составе бюджетной классификации доходов бюджетов выделяются налоговые и неналоговые доходы.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ включает следующие статьи:

1) финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

2) государственные ценные бумаги;

3) бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

4) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

прочие источники внутреннего финансирования.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита включает статьи, относящиеся только к федеральному бюджету:

1) кредиты международных финансовых организаций;

2) кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

3) кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

4) изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;

5) прочее внешнее финансирование.

Бюджетная классификация едина, это обусловлено общим принципом единства бюджетной системы, бюджетная классификация стабильна- принцип прозрачности.

Каждому бюджетному платежу присваивается код, состоящий из 20 цифр:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Читайте также: