Проблемы политического лидерства в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность проблемы. Все темы, составляющие курс политологии, связаны с проблемами политической власти. Но для одних из них эта связь очень тесная и непосредственная, а для других она имеет опосредованный характер. Политическое лидерство относится к первой группе. Его изучение конкретизирует и углубляет наши знания о политической власти. По своей сущности и по форме проявления политическое лидерство это проявление власти и властных отношений. Властные функции и полномочия осуществляются конкретными лицами – политическими лидерами.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

проблемы политического лидерства в России.doc

Оглавление

Приложение 33
Введение

Актуальность проблемы. Все темы, составляющие курс политологии, связаны с проблемами политической власти. Но для одних из них эта связь очень тесная и непосредственная, а для других она имеет опосредованный характер. Политическое лидерство относится к первой группе. Его изучение конкретизирует и углубляет наши знания о политической власти. По своей сущности и по форме проявления политическое лидерство это проявление власти и властных отношений. Властные функции и полномочия осуществляются конкретными лицами – политическими лидерами. Механизм реализации политической власти не может действовать без главного действующего лица – политического лидера, который занимает центральное место во властных отношениях. Политическое лидерство в значительной степени раскрывает сущность реального механизма осуществления политики в обществе.

Лидерство осуществляется в конкретно-исторических условиях, в определенном обществе и регулируется действующими правовыми нормами и общественными механизмами. Как политический феномен, лидерство является индикатором активности общества, его демократичности.

Изменение форм политического лидерства вследствие развития общественной потребности в новой модели представительства политических интересов, преодолении отчуждения власти, усилении социальных ориентации лидерства и эволюция образа лидера, отвечающая этой потребности, еще не стали предметом углубленного научного интереса и не подвергались всестороннему политологическому анализу. Несмотря на высокую разработанность темы лидерства в целом, проблема эволюции лидерства в условиях современной представительной демократии изучена недостаточно, и данное исследование ставит задачей в какой-то мере восполнить возникший теоретический пробел.

Степень разработанности проблемы. Политическое лидерство представляет собой относительно новый, но уже достаточно исследованный феномен современной политической жизни России. Наработан обширный материал в сфере анализа, типологии и конкретных элементов конструирования политического лидерства, техник популяризации лидеров.
Вместе с тем ряд существенных изменений в социальных потребностях и политических предпочтениях определенных форм лидерства в современном обществе не нашли своего теоретического осмысления, в связи с чем не до конца исследованы соответствующие аспекты функционирования политических элит в современной России.

При подготовке концептуальной части работы нами использованы результаты исследований политического лидерства Власова В.И., Смолькова В.Г., Милованова Ю.Е., Мариновой В.Л., Василика М., Блонделя Ж., Васильева В.К., Такера Р., Медведева Р. Теоретические наработки этих авторов позволили раскрыть понятие политического лидерства, описать его функции и механизм формирования, раскрыть социальную сущность явления политического лидерства.

Рассматривая типы политического лидерства, мы привлекали труды прежде всего, М. Вебера и В. Парето, М. Херманн, Г.А. Авциновой, Б. Эннкера, В.Г. Ледяева, Т.А. Штукиной, В.П. Таранцова. С помощью методологических конструктов данных авторов удалось выявить существующие типы политического лидерства и наметить современную тенденцию в изменении типов лидерства.

Пытаясь показать, что типы политического лидерства являются своеобразным результатом социального развития, мы опирались на работы М. Вебера, Т. Парсонса, Ш. Эйзенштадта, Дж. Ритцера и Э. Гидденса, Ч.Э. Мериамм, Б. Эннкера. Материалы данных исследований позволили обосновать социальную обусловленность политического лидерства. Работы отечественных политологов В.Н. Кара-Мурзы, В.П. Макаренко, А.В. Понеделкова, A.M. Старостина, В.Ю. Шпака позволили рассмотреть современные особенности реализации политического лидерства в России в контексте переходного этапа общественного развития и учесть особенности формирования и развития политических элит в современной России.

Объект исследования - политическое лидерство, динамика форм его проявления в обществе представительной демократии.

Предмет исследования – политическая элита как актуальная проблема современного политического лидерства в России.

Цель исследования – рассмотреть проблемы политического лидерства в России.

- рассмотреть концептуальные аспекты проблемы политического лидерства на современном этапе в России;

- определить понятие и сущность политического лидерства, охарактеризовать типы современных лидеров и их функции, дать характеристику политических элит в обществе;

- изучить актуальные проблемы политического лидерства в России;

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава 1. Концептуальные аспекты проблемы политического лидерства на современном этапе в России

1.1. Понятие и сущность политического лидерства. Типы современных лидеров и их функции

Лидерство – понятие многогранное, оно изменялось вместе с развитием общества. Первоначально, в примитивных обществах, где еще не были отчетливо выражены и осознаны частные интересы автономной личности, а существовали потребности нерасчлененного целого (рода, племени), функции лидера были развитии слабо. Они сводились в основном к обеспечению физического выживания общинников.

Рост разнообразия потребностей, появление новых видов деятельн ости вследствие разделения труда (выделения земледелия, скотоводства, ремесел, торговли, умственного и физического труда) существенно усложнили социальные отношения. Сложно организованная система, какой становилось общество, все больше нуждалась в упорядочении поведения индивидов, гармонизации и согласования человеческих потребностей и действия. Потребовался политический лидер, то есть человек, способный определять общие цели, способы их достижения, организовывать процесс распределения ролей и функций внутри общества.

Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества [10, с. 56].

В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

- лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.

Этико-мифологическая традиция в анализе политического лидерства сохранила свое влияние и в Средневековье, принеся с собой идею богоизбранности лидеров в отличие от простых смертных.

Новый этап в осмыслении идеи лидерства связан с именем Николо Макиавелии, который перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. Он выяснил природу, функции и технологию лидерства, а анализ его содержания проводил на основе наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношения с подданными.

1. обеспечение общественного порядка и стабильности в обществе;

2. интеграция разнородных интересов групп;

3. мобилизации населения на решение общезначимых задач.

В целом теория лидерства Н.Макиавелли содержит четыре основных положения:

1. Власть лидера коренится в поддержке его сторонников;

2. Подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает он них;

3. Лидер должен обладать волей к выживанию;

4. Правитель – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников[11, с. 118].

Формы проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки их классификации, предпринимавшиеся в науке, обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров, обладающих теми или иными качествами. Общепризнанной и сохраняющей свою актуальность является типология лидерства М.Вебера.

Политических лидеров также делят на прогрессивных, способствующих развитию и процветанию общества, и реакционных, виновных в развале государственных и общественных структур; на реформаторов, содействующих социальным изменениям, и консерваторов, препятствующих всему новому; на независимых, самостоятельно решающих все стратегические и тактические управленческие задачи, и марионеточных, зависящих от воздействия как зарубежных государств, так и ближайшего окружения.

Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи прямо зависят от конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство. Они возникают на базе определенных потребностей общества, социальных групп и организаций. Осознание таких потребностей проявляется в форме задачи.

Функции лидера представляют собой главные направления его деятельности. Количество функций зависит от ряда факторов: от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества, уровня жизни большинства населения и т.д. Так, наличие зрелого гражданского общества и демократической культуры у граждан обусловливает ограниченное число функций лидера, поскольку в таком обществе политические роли функции распределяются между различными политическими институтами.

Наиболее полно в деятельности политического лидера выражена интегративная функция политики. Главное призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Если в обществе высока степень социальной напряженности, то следует полагать, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию.

В современном обществе существует достаточно большое количество проблем, которые актуализируют развитие и заставляют исследователей смотреть на некоторые сферы под совершенно иным углом. Проблемы могут быть экономическими, политическими, социальными, духовными, а также типологизироваться в зависимости от сферы своей актуализации. Сегодня для нас наибольший интерес представляют проблемы, которые возникают конкретно в сфере политического лидерства, о чем и пойдет речь далее.

Проблема политического лидерства возникает и актуализируется в условиях определенных политических процессов, а также в условиях политических свобод (в их выдвижении или наоборот в их пресечении). В данном случае любая реакция сразу же затрагивает властные структуры, и первое, что может пострадать, и в чем может усомниться гражданин государства: а того ли лидера он выбрал? И чем обернутся последствия возникших проблем и затруднений, если их не разрешить вовремя?

Непременными предпосылками проблемы политического лидерства являются:

  • политический плюрализм (возможность выбора из большого количества политических режимов, а также объединений, которые не обладают абсолютным авторитетом, но существуют наряду с политическим лидером и его кампанией по развитию государства),
  • многопартийность (высокий уровень конкуренции, который не всегда предполагает честную политическую гонку),
  • внутрипартийная или внутрипарламентская деятельность, которая вызывает противоречия среди членов партии или Парламента (так называемая фракционная деятельность как предпосылка проблемы политического лидерства).

Именно в период плюрализма, противоречий в деятельности политических партий идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей за свою точку зрения. все они принадлежат разным партиям и фракциям, поэтому представляют зачастую противоположные друг другу интересы и устремления. Заручившись поддержкой со стороны общества, не только партии начинают борьбу друг с другом: разные социальные группы, поддерживающие разные направления в развитии и деятельности своего региона или государства в целом, начинают противоборствовать друг другу, что может привести к массовым столкновениям.

Готовые работы на аналогичную тему

На фоне такой ситуации власть самого лидера ставится под вопрос. Актуальность этой проблематики обусловлена, таким образом, не только теоретическими интересами и целями в получении нового знания, но и всей предшествующей историей общества. Очень важно выявить специфику проблемного поля и как можно скорее предложить решение, иначе точечные вспышки и конфликты могут перерасти в настоящую гражданскую войну.

Проблемы политического лидерства очень обострились еще и в связи с общей политизацией жизни. Сегодня политическое соперничество вышло за рамки политической сферы и перешло на экономическую, социальную, культурную, спортивную и многие другие структуры, которые менее всего принимали участие и были связаны с политической ситуацией ранее.

Огромное количество политических амбиций и притязаний приносят обществу значительный урон. Отсутствие четкой цели, а также стратегии дальнейшего развития привело к образованию большого количества антиполитических движений, а также потере интереса человека к политической жизни своей страны, отсутствие веры в своего лидера и в то, что изменения помогут разрешить актуальные и укоренившиеся социально-экономические проблемы.

Типы политических лидеров и их особенности

Нередко проблемой политического лидерства является образ самого лидера. Выбирая человека, который будет принимать основные и актуальные решения, граждане опираются на представления о том, каким должен быть он – идеальный президент, главнокомандующий, лицо нашего государства. Но лидерство характеризуют не только личностные черты лидера на публике, но и его отношения к членам группы, которая его поддерживает. В зависимости от характера таких отношений исследователями выделяется три основных типа лидеров:

Как мы видим, два первых типа проявляют достаточно негативные черты лидера. Проблема заключается в том, что такое отношение – агрессию, радикальные меры, жесткие наказания – лидер может применять и в отношении своего народа.

Не все современные страны могут выбирать своего лидера, поскольку не везде власть строится на принципах демократии. Например, в Северной Корее власть передавалась по наследству, а все лидеры всегда были достаточно жестоки и деспотичны. В этой связи жителями и членам партии приходится мириться с данным выбором против их воли, поскольку любое проявление неподчинения или недовольства властями будет караться по всей строгости закона (штраф, заключение, смертная казнь). Но в данном случае нет иных путей для изменения данной ситуации, поскольку власть принимает свои обязанности как само собой разумеющееся, и продолжает чтить законы предков, руководствуясь ими в достаточно жестких методах правления.

Главная особенность в процессе формирования современного поли­тического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Политические реформы В.В.Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра.




Главная особенность в процессе формирования современного поли­тического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Политические реформы В.В.Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра.

Главная цель этого реферата, узнать проблемы политического лидерства в современной России. Главной задачей я преследовала: изучить литературу, выбрать самое главное и нужное, рассмотреть и проанализировать проблемы политического лидерства в современной России; и, наконец, подвести конечный итог и вывести задачи для решения проблем политического лидерства в современной России.

Содержание

Понятие политического лидерства
а) назначение лидерства как социального института
б) идея лидерства в истории политической мысли
в) природа лидерства
г) характеристика сути и содержания политического лидерства


2. Функции лидеров и их технологии
а) функции лидеров
б) политические технологии лидеров
в) проблемы политического лидерства

3. Политическое лидерство в России
а) особенности российского политического лидерства
б) тенденция развития лидерства в России

Работа содержит 1 файл

реферат по обществознанию, проблемы политического лидерства в современной россии.doc

Но объяснение природы лидерства исключительно наличием у личности особых психологических черт и мотивов, обладание которыми заставляют ее стремиться к политическому господству, не позволяет ответить на практический вопрос: почему власть часто оказывается в руках далеко не самых умных и благородных людей, а у авантюристов, проходимцев?

Найти ответ на этот вопрос пытались авторы ситуационной теории лидерства. По их мнению, лидер появляется только в рамках определенных места, времени и обстоятельств. В различных жизненных ситуациях выделяются отдельные индивиды, которые превосходят других, по крайней мере, в одном каком-то качестве. И поскольку именно данное качество оказывается востребованным сложившимися условиями, постольку человек, обладающий ими, становится лидером. В ситуационной теории лидерства лидер предстает как функция определенной ситуации. Сторонники этой теории подчеркивают относительность черт, присущих лидеру, и предполагают, что качественно различающиеся обстоятельства могут востребовать принципиально различных лидеров.

В настоящее время в политической науке все более укрепляются позиции тех концепций лидерства, авторы которых стремятся учесть влияние всех факторов, в частности, появилась интегративная теория лидерства.

Следовательно, политическое лидерство представляет взаимодействие, в процессе которого одни люди (лидеры) выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (их сторонники) добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов.

Характеристика сути и содержания политического лидерства

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны. Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей.

Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются тоталитаризм и авторитаризм. В условиях тоталитаризма и авторитаризма политических лидеров как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.

Именно поэтому политическое лидерство как теоретический и практический феномен оказалось в центре внимания лишь в конце 80-х годов. Когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась и в центре внимания отечественной политологии. От этой точки отсчета и рассматривают проблему отечественного политического лидерства, процесс формирования политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания. Именно так ставят и рассматривают проблему отечественные политологи.

Функции политического лидера представляют собой главные направления его деятельности. Количество функций зависит от ряда факторов: от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества, уровня жизни большинства населения и т. д. Так, например, наличие зрелого гражданского общества и демократической культуры у граждан обусловливает ограниченное число функций лидера, поскольку в этом обществе политические роли и функции распределены между различными политическими институтами.

Наиболее полно в политическом лидере реализуется интегративная функция политики. Главное предназначение лидера - согласовывать и объединять различные группы интересов на основе общей идеи, единых ценностей и идеалов. Если в обществе высока степень социальной напряженности, то следует полагать, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию. Целостность и гармония социальных интересов достигается лидером на практике путем выработки политического курса, который учитывал бы потребности различных групп общества и тенденции мирового развития. В этом находит выражение ориентационная функция.

Осуществление политического курса опирается на специфический механизм, представляющий собой систему способов и методов реализации поставленных задач. Следовательно, политический лидер не только провозглашает программу, идею, но и предлагает механизм ее реализации посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами, т. е. осуществляет инструментальную функцию лидера.

Выявив интересы, объединяющие большинство общества или большие группы, политический лидер способен проводить преобразования в обществе, лишь создав развитые стимулы для деятельности, заинтересовав эти группы. Тем самым он выполняет мобилизационную функцию. Мобилизация населения может осуществляться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизме, но может быть связано и с созданием экономических стимулов. Эта функция актуальна тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе.

Функция социального арбитража и патронажа в большей степени развита в странах, где существует демократическая культура, высока степень зависимости личности от власти. В тоталитарных и авторитарных государствах политический лидер может выполнять функцию легитимации политического порядка.

Политические технологии лидеров

Популярной во всем мире политической технологией является такой ее вид как политический маркетинг. Он появился в США немногим белее полувека назад когда, Д. Эйзенхауэр первым из лидеров прибег к услугам рекламного агентства, для организации предвыборной компании.

Политический маркетинг - это не совсем агитация с ее бессистемным, научно не проработанным воздействием одинаковыми средствами на все социальные группы. И уж совсем не реклама предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добродетелями.

Политический маркетинг - это, прежде всего грамотное, корректное и целенаправленное выявление и подчеркивание различным социальным и национальным группам именно тех реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес.

Особый анализ показывает, что не только к качествам лидера, но и к средствам агитации за него у народа разная реакция. Студенты, например, проявляют особый интерес к листовкам; на пенсионеров производит впечатление лично адресованные им обращения (поздравления) кандидатов. На всех без исключения действует гипноз телевидения. Политический маркетинг определяет кому, что и как говорить (разумеется, в рамках своих убеждений), посредством каких форм общаться с избирателями. В странах с развитыми демократическими традициями на политический маркетинг тратят ежегодно миллиарды долларов. Считается что без маркетинга любой лидер обречен. Политолог Д.И. Выдрин проводил эксперимент по политическому маркетингу в Москве. Оказалось, что маркетинговая деятельность повышает шансы претендента в 1.7 раза.

Второй вид технологий политического лидера - выборная инженерия. Это профессиональное сравнительное исследование различных выборных округов и соответствующее маневрирование претендента. В зарубежной политологии считается, что для правильного маневрирования претендента в лидеры в избирательных округах необходимо изучить следующие факторы:

  1. Социально - экономические условия в данном округе.
  2. Уровень политической культуры, характер политических традиций различных социальных групп округа.
  3. Особенности политической структуры в регионе (количество различных партий, клубов, авторитет других претендентов).
  4. Активность общественно-политических организаций и объединений.

Но не всегда эти моменты надо исследовать, ибо устойчивые связи повторяются. Россия вообще страна особая и мнения здесь могут быть абсолютно полярными в разные моменты времени.

Третий вид - отношение лидеров к конкурентам. Здесь надо иметь ввиду, что политика это не только отношение между классами, социальными и национальными группами по поводу власти, но и отношения по эффективному использованию всех форм и видов власти, по поводу рационального управления ключевыми общественными процессами. Возможно, многие проблемы и не возникали бы между лидерами различного ранга, если бы обе стороны не подозревали друг друга в стремлении к узурпации власти. Поэтому здесь надо руководствоваться не вопросом: "А не претендуете ли вы на власть?", а вопросом: "Каковы ваши способности, компетентность в общественно-политических делах?".

Как правило, лидер, поносящий своего конкурента недозволенными методами и средствами проигрывает. Дж. Буш убедительно говорит об этом в своей автобиографии, выделяя 4 правила лидерства:

  1. Какой бы ожесточенной ни была борьба по любой проблеме, никогда не прибегайте к личным выпадам.
  2. Выполняйте "домашнее задание". Вы не можете лидировать, если заранее не знаете того, о чем будете говорить.
  3. Используйте вашу власть лидера для убеждения, а не для запугивания.
  4. Будьте внимательны к нуждам ваших коллег, даже если они находятся в самом низу тотемного столба.

Лидерство и лидеры - сфера деликатная и тонкая. В ней легко нарушить меру, сорваться в области неудач, даже впасть в крайности - то ли чрезмерно преувеличить роль лидера, то ли серьезно недооценить лидера, его возможности, способности, не воспользоваться ими. Тут многое зависит и от непосредственного окружения, "команды", круга помощников, советников, экспертов, консультантов и т. д. Естественно, что каждый и должен и вправе играть свою роль и не поддаваться искушениям политики и власти. Переход к демократизации политической жизни вовсе еще не застраховывает от той же возможности сползти к культу личности. Мы знаем, что многому научил россиян культ личности Сталина. Но трудно сказать, что уже все выводы сделаны, что все уроки извлечены.

Проблемы лидерства обострились в связи с общей политизацией жизни, нынешним усилением политического соперничества и политической борьбы. Необузданные политические амбиции, притязания, популизм могут приносить существенный урон. Все большее значение в наше время приобретают проблемы формирования "команды" лидера и вовлечение в активную деятельность молодых лидеров.

И из всех проблем главная - это служение лидеров России и россиянам.

Проблемы политического лидерства

Для России рассмотрение проблем составляет предмет актуального научного и практического интереса, ибо разрешает извечную проблему централизации и децентрализации власти, управляемости и самоуправляемости обществом.

В целом в российской политологической науке требуют исследовательского разрешения следующие вопросы регионального политического лидерства:

- зависимость регионального политического лидерства от специфики и характера социальной трансформации, в особенности - трансформации политических режимов;

- проблема специфики обеспечения регионального политического лидерства в России в зависимости от национального характера использования мирового опыта;

- проблема сравнительно- политологического анализа политического лидерства в российских регионах;

- вопрос о механизме использования и реализации различных технологий регионального полит ического лидерства;

- проблема преодоления успевших укорениться в регионах России местнических технологий реализации политического лидерства;

- проблема повышения эффективности использования регионального политического лидерства как составная часть региональной политики современной России.

- наличие строгой, чёткой системы политической власти в целом

Особенности российского политического лидерства

Роль политических лидеров в обществах, которые осуществляют радикальные преобразования, велико. Проблема лидерства для современного российского общества, переходящего к демократии, представляет особый интерес. Дело в том, что в переходных обществах лидеры обретают особый смысл: они рассматриваются как факторы стабильности, интеграции различных групп интересов, выступают инициаторами самих преобразований. В этих условиях лидеры персонально олицетворяют политический курс, поскольку именно они формируют стратегию развития общества, определяют средства ее реализации.

Однако особенность политического лидерства в современной России состоит в том, что в условиях формирующейся демократии проявляются прежние политические традиции лидерства: представления в массовом сознании о лидере, чертах, которыми он должен обладать.

Читайте также: