Экономика при николае 1 кратко

Обновлено: 07.07.2024

Опыт крестьянской и финансовой реформы (Киселев, Канкрин).
Финансовая реформа. Одним из наиболее удачных шагов правительства Николая I стала денежная реформа, проведенная министром финансов Е. Ф. Канкриным. Финансы России к началу царствования Николая I пришли в полное расстройство, в особенности из-за растущего выпуска обесцененных бумажных денег (ассигнаций). В 1839—1843 гг. Канкрин провел реформу, позволившую стабилизировать российскую валюту. В обращение были выпущены кредитные билеты, которые свободно обменивались на серебряные деньги. Министр добивался экономного расходования государственных средств, осуществлял протекционистские меры, не допускал увеличения налогов на народ ради ослабления бюджетного дефицита. Однако подлинная финансовая стабилизация была возможна только на основе устойчивого роста крестьянского хозяйства – основы российской экономики. А это требовало решения вопроса о крепостном праве.

Внутренняя политика императора Николая I (1825–1855 гг.)
Годы царствования Николая I историками расцениваются как апогей самодержавия. Важнейшей задачей Николая I стало укрепление аппарата управления и режима личной власти самодержца. Создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической и культурной жизнью страны.




Опыт крестьянской и финансовой реформы (Киселев, Канкрин).
Финансовая реформа. Одним из наиболее удачных шагов правительства Николая I стала денежная реформа, проведенная министром финансов Е. Ф. Канкриным. Финансы России к началу царствования Николая I пришли в полное расстройство, в особенности из-за растущего выпуска обесцененных бумажных денег (ассигнаций). В 1839—1843 гг. Канкрин провел реформу, позволившую стабилизировать российскую валюту. В обращение были выпущены кредитные билеты, которые свободно обменивались на серебряные деньги. Министр добивался экономного расходования государственных средств, осуществлял протекционистские меры, не допускал увеличения налогов на народ ради ослабления бюджетного дефицита. Однако подлинная финансовая стабилизация была возможна только на основе устойчивого роста крестьянского хозяйства – основы российской экономики. А это требовало решения вопроса о крепостном праве.

Внутренняя политика императора Николая I (1825–1855 гг.)
Годы царствования Николая I историками расцениваются как апогей самодержавия. Важнейшей задачей Николая I стало укрепление аппарата управления и режима личной власти самодержца. Создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической и культурной жизнью страны.

Император Николай I Павлович, брат Александра I, пришедший к власти одновременно с тяжелым и кровавым мятежом 14 декабря 1825 года , управлял страной почти ровно 30 лет и своими преобразованиями заложил основы для отмены крепостного права и других великих реформ Александра II.

Жизнь Николая Павловича до вступления на престол

Николай I родился в 1796 г. и был третьим, самым младшим сыном императора Павла I и потому воспитывался не как наследник престола, а скорее готовился к военной карьере. В 1814 г. Николай вместе с Александром I победоносно въезжал в Париж. Спустя три года будущий император женился на немецкой принцессе Шарлотте, прозванной в России Александрой Федоровной.

По характеру Николай был по-военному прямолинеен и также в других людях ценил прямолинейность и исполнительность. Он прекрасно понимал необходимость реформ в стране, и даже осознавал, что крепостное право тормозит развитие России и должно быть отменено. В то же время, восстание декабристов так сильно потрясло Николая уже в самом начале его правления, что задачу сохранения стабильности в обществе он считал не менее важной, чем реформирование тормозящих развитие империи элементов. В этой связи, разработка практически всех более или менее важных реформ при Николае I осуществлялась в обстановке даже большей секретности, чем при предыдущем императоре.

Социально-экономическое развитие России при Николае I

Несмотря на то, что крепостное право продолжало оставаться тормозом экономики России, именно в годы правления Николая I в России начался первый промышленный переворот (в Западной Европе он, к тому моменту, уже завершился). Однако, промышленный переворот в России, в отличие от стран Западной Европы, осуществлялся в условиях господства феодально-крепостнической системы.

Промышленный переворот в России выражался не только в техническом переоснащении производства и росте числа промышленных предприятий, но и в появлении железных дорог. Первой железной дорогой России стала дорого из Санкт-Петербурга в Царское Село, построенная в 1837 г . В 1848 г. железной дорогой были связаны Варшава (находившаяся на тот момент в составе России) и Вена, а в 1851 г. была построена так называемая Николаевская железная дорога, соединившая Москву и Санкт-Петербург . Вместе с железнодорожным транспортом, развивалось и речное пароходство. Благодаря промышленному перевороту в стране начале появляться новые города, значительно увеличилась доля городского населения.

Приступая к социально-экономическим реформам, Николай I всегда помнил, что главная проблема России – это крепостное право. Проекты по масштабному реформированию крестьянского хозяйства России при Николае I обсуждались в рамках 9 секретных комитетов, собираемых в разные периоды правления императора.

Не имея возможности сразу реформировать положение всех, особенно крепостных крестьян, император решил начать с улучшения условий жизни государственных крестьян . Разработать и провести необходимые реформы было поручено так называемому Пятому отделению Собственной Его Императорского Величества Канцелярии , созданному в 1835 г. во главе с генералом П.Д. Киселевым . В 1837 г. отделение было преобразовано в Министерство государственных имуществ во главе всё с тем же П.Д. Киселёвым, который в 1837-1841 гг. претворял разработанные реформы в жизнь.

Главный смысл реформ 1837-1841 гг. заключался во введении крестьянского самоуправления, а также развитии социальной инфраструктуры села. Было пересмотрено налогообложение государственных крестьян с учетом их реальной платежеспособности. Им стали доступны небольшие кредиты. В деревнях начали строиться школы и больницы. Избыточное население из некоторых регионов страны переселялось на свободные земли в восточные части страны. Для того, чтобы предотвратить опасность голода, государство начало насаждать среди крестьян необходимость выращивать картошку, которая для самих крестьян была еще чем-то непривычным и малознакомым, что в начале 1840-х гг. привело к волне картофельных бунтов .

По итогам данной реформы положение государственных крестьян заметно улучшилось, особенно по сравнению с крепостными. Это, как ни странно, вызвало недовольство помещиков, которые боялись, что реформы начатые в государственной деревне могут перерасти в либеральные преобразования по отношению к крепостным крестьянам. Недовольство помещиков очередной раз показало Николаю I как трудно в России осуществить полную отмену крепостного права, даже несмотря на то, что это так необходимо.

По закону 1847 г. крестьяне имели право выкупить свою свободу, если имение, к которому они принадлежали, выставлялось на продажу за долги. А в 1848 г. крестьянам было разрешено даже покупать незаселенные земли и строения. В тот же период в западных губерниях страны, где помещиками были в основном поляки-католики, а крестьянами – православное население, была проведена инвентарная реформа , в соответствии с которой строго определялись права и обязанности крестьян и помещиков по отношению друг к другу, что весьма улучшило положение крестьян.

Помимо крестьянского вопроса, император был также весьма сильно обеспокоен продолжающим усиливаться обнищанием дворянского сословия. Для того, чтобы хоть как-то приостановить это обнищание, Николай I запретил дробление крупных имений (не менее 400 крестьянских дворов) при наследовании.

На новый уровень развития вышла и торговля. Если раньше торговля в России велась в основном на ярмарках, то в годы правления Николая I торговля стала постоянной и начала осуществляться через рынки и магазины. Переход от ярмарочной торговли к рыночно-магазинной также стал одним из свидетельств развития в России индустриального общества. Росла и внешняя торговля. Россия всё больше импортировала машины и сырье и всё меньше готовые продукты. Постепенно укреплялись торговые связи России и с Азией.

Благодаря финансовой реформе министра финансов Е.Ф. Канкрина , значительно окрепла денежная система России. Реформа Е.Ф. Канкрина проводилась в несколько этапов с 1839 по 1843 гг. Старые ассигнационные рубли обменивались на новые серебряные по курсу 3,5:1. Таким образом, рубль стал гораздо более прочной и стабильной валютой. Реформа завершилась, фактически, введением серебряного стандарта рубля. Государственный бюджет России впервые за многие годы стал профицитным.

Система образования вновь стала возвращаться в консервативное русло и с 1828 г. в средние и высшие учебные заведения было разрешено принимать только детей дворян и чиновников.

В целом, благодаря принятым мерам, авторитет и роль дворянства в жизни страны были повышены.

В следующей статье начнем рассматривать реформы Николая I в сфере управления.

Обязательно вступайте в нашу группу в vk ! Там еще много интересного и полезного для подготовки к ЕГЭ по истории!

Особенности развития экономики. Всю первую половину XIX века огромная Российская империя оставалась сельскохозяйственной страной. В сельской местности жила подавляющая часть населения (около 90%), земледельческие занятия оставались главными для большинства людей. Существовали различные промыслы, в деревнях было широко распространено мелкое кустарное производство, но крупных промышленных предприятий в стране насчитывалось мало.

Большая их часть находилась на Урале, где имелись огромные запасы минералов, а также в Петербурге, Москве и некоторых других больших городах.

Ваза с портретом цесаревича Александра Николаевича

Ваза с портретом цесаревича Александра Николаевича

Крупные предприятия — мануфактуры (от лат. manus — рука и factura — изготовление) использовали в основном подневольный труд. Подневольный труд был малоэффективен. Рабочий не был заинтересован в качестве и в результатах труда, он отбывал повинность. По свидетельству одного немецкого ученого-металлурга, побывавшего в начале 1840-х годов на Луганском механическом заводе, там употребляют шесть рабочих на то, что в Силезии делает один, и рабочие только тогда занимаются делом, когда видят над собой глаз начальства. Низкая производительность труда существовала даже на тех предприятиях, где изготовлялись новейшие станки и технические приспособления (в их число входил и Луганский завод).

Фабрика братьев Гучковых в Москве

Фабрика братьев Гучковых в Москве

В западноевропейских странах на мануфактурах уже в XVIII веке широко использовался наемный труд. В России же он получил распространение лишь в начале XIX века. К 1830 году количество вольнонаемных составляло около 60% от числа всех работников мануфактур.

Начало промышленного переворота. Начало промышленного переворота означало внедрение в производство машин, заменявших ручной труд. Первые промышленные предприятия, оборудованные паровыми двигателями, появились в России в начале XIX века. Но число их было невелико. Самой бурно развивавшейся отраслью промышленности являлась текстильная. Производство тканей, особенно недорогих, из хлопка и льна, имело широкий рынок сбыта, и текстильные изделия (их в России называли мануфактурой) легко продавались. Сырье для хлопчатобумажной промышленности, производившееся в Индии, Северной Америке и Египте, ввозилось в Россию через Великобританию. Лишь во второй половине XIX века, после присоединения к России Средней Азии, появился отечественный хлопок, который быстро стал вытеснять с рынка привозной.

Образец ткани фабричного производства

Образец ткани фабричного производства. Первая половина XIX в.

Импортные сырье, красители и оборудование вызывали удорожание производства. Поэтому в начале XIX века выгоднее было купить за границей готовое изделие из хлопка, чем вырабатывать его на месте.

Начали возникать крупные (более 100 работников) хлопчатобумажные фабрики. В 1804 году таких фабрик в Российской империи насчитывалось 199, а в 1830 году — 538. Они принадлежали русским подданным или иностранцам, в основном англичанам и немцам. Немалое их число со временем окончательно переселилось в Россию, а некоторые стали родоначальниками известных отечественных предпринимательских фамилий (Кнопы, Вогау, Гужоны, Нобели и др.).

Черноисточинский завод на Урале

Черноисточинский завод на Урале

Изделия из хлопка стали преобладать на отечественном рынке со второй половины XIX века. Раньше большее распространение имел лен или, как его еще называли, русский хлопок. Он шел на изготовление одежды, технические и военные нужды. Производством и обработкой льноволокна занимались главным образом крестьяне центральных и северных губерний Европейской России. Подавляющая часть льноволокна производилась вручную. На домашних станках ткали и грубое льняное полотно. В этой системе производства не было места громоздким и дорогим машинам.

Горенская бумагопрядильная фабрика промышленника Н. А. Волкова

Горенская бумагопрядильная фабрика промышленника Н. А. Волкова

Зарождение отечественного машиностроения. Машинами оснащались крупные фабрики и заводы. Именно там с 1830-х годов появились паровые машины. Поначалу их ввозили из Англии, позднее стали производить в самой России. Крупнейшими производителями паровых машин и котлов являлись государственные заводы, расположенные в Петербурге, — Ижорский, Александровский и Литейный (Путиловский). Особо крупные заказы выполнялись на Александровском заводе, который в 1830—1840-е годы выпускал паровые машины (паровые котлы) для пароходных компаний. В год здесь изготовлялось несколько таких машин.

В 1849 году в Поволжье, недалеко от Нижнего Новгорода, был основан Сормовский механический завод, специализировавшийся на постройке речных судов. Первоначально они оснащались паровыми котлами из Бельгии и Англии, но уже через несколько лет суда полностью укомплектовывались отечественным оборудованием. В первое десятилетие своего существования заводом было произведено 60 паровых судов. Впоследствии Сормовский завод сделался крупнейшим центром судостроения Волжского бассейна.

Паровые машины изготовляли на Урале и в других регионах России. Так, в 1830—1840-е годы на Выксунских заводах близ Нижнего Новгорода по заказу частных пароходных и текстильных компаний ежегодно производилось несколько таких машин.

Вид Невы с одним из русских пароходов

Вид Невы с одним из русских пароходов

К середине XIX века в России существовало несколько тысяч промышленных предприятий, на которых работало около 520 тыс. человек. В основном это были мастерские, где трудились от 3 до 50 человек. Большая их часть занималась производством текстильных изделий и обработкой продуктов сельского хозяйства. Машиностроительных заводов было 25, и они обеспечивали не более 30% потребностей страны в машинном оборудовании. Заметный перелом наступил в годы Крымской войны. С 1850 по 1860 год число машиностроительных заводов увеличилось до 99, а количество рабочих достигло 12 тыс.

Крымская война оборвала импортные поставки в страну. Государство, остро нуждаясь в вооружении, мобилизовало внутренние промышленные ресурсы, поскольку требовались и новые образцы оружия, и современные корабли.

К военным поставкам привлекались все машиностроительные заводы и даже мелкие мастерские. В результате только на заводах Петербурга в течение одного года построили для нужд флота 103 паровые машины. За годы Крымской войны производство машин и оборудования увеличилось в Российской империи в 3 раза.

Первое русское экономическое чудо

Экономическое развитие России при Николае I

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Особенности развития экономики. Всю первую половину XIX века огромная Российская империя оставалась сельскохозяйственной страной. В сельской местности жила подавляющая часть населения (около 90%), земледельческие занятия оставались главными для большинства людей. Существовали различные промыслы, в деревнях было широко распространено мелкое кустарное производство, но крупных промышленных предприятий в стране насчитывалось мало.

Большая их часть находилась на Урале, где имелись огромные запасы минералов, а также в Петербурге, Москве и некоторых других больших городах.

Ваза с портретом цесаревича Александра Николаевича

Ваза с портретом цесаревича Александра Николаевича

Крупные предприятия — мануфактуры (от лат. manus — рука и factura — изготовление) использовали в основном подневольный труд. Подневольный труд был малоэффективен. Рабочий не был заинтересован в качестве и в результатах труда, он отбывал повинность. По свидетельству одного немецкого ученого-металлурга, побывавшего в начале 1840-х годов на Луганском механическом заводе, там употребляют шесть рабочих на то, что в Силезии делает один, и рабочие только тогда занимаются делом, когда видят над собой глаз начальства. Низкая производительность труда существовала даже на тех предприятиях, где изготовлялись новейшие станки и технические приспособления (в их число входил и Луганский завод).

Фабрика братьев Гучковых в Москве

Фабрика братьев Гучковых в Москве

В западноевропейских странах на мануфактурах уже в XVIII веке широко использовался наемный труд. В России же он получил распространение лишь в начале XIX века. К 1830 году количество вольнонаемных составляло около 60% от числа всех работников мануфактур.

Начало промышленного переворота. Начало промышленного переворота означало внедрение в производство машин, заменявших ручной труд. Первые промышленные предприятия, оборудованные паровыми двигателями, появились в России в начале XIX века. Но число их было невелико. Самой бурно развивавшейся отраслью промышленности являлась текстильная. Производство тканей, особенно недорогих, из хлопка и льна, имело широкий рынок сбыта, и текстильные изделия (их в России называли мануфактурой) легко продавались. Сырье для хлопчатобумажной промышленности, производившееся в Индии, Северной Америке и Египте, ввозилось в Россию через Великобританию. Лишь во второй половине XIX века, после присоединения к России Средней Азии, появился отечественный хлопок, который быстро стал вытеснять с рынка привозной.

Образец ткани фабричного производства

Образец ткани фабричного производства. Первая половина XIX в.

Импортные сырье, красители и оборудование вызывали удорожание производства. Поэтому в начале XIX века выгоднее было купить за границей готовое изделие из хлопка, чем вырабатывать его на месте.

Начали возникать крупные (более 100 работников) хлопчатобумажные фабрики. В 1804 году таких фабрик в Российской империи насчитывалось 199, а в 1830 году — 538. Они принадлежали русским подданным или иностранцам, в основном англичанам и немцам. Немалое их число со временем окончательно переселилось в Россию, а некоторые стали родоначальниками известных отечественных предпринимательских фамилий (Кнопы, Вогау, Гужоны, Нобели и др.).

Черноисточинский завод на Урале

Черноисточинский завод на Урале

Изделия из хлопка стали преобладать на отечественном рынке со второй половины XIX века. Раньше большее распространение имел лен или, как его еще называли, русский хлопок. Он шел на изготовление одежды, технические и военные нужды. Производством и обработкой льноволокна занимались главным образом крестьяне центральных и северных губерний Европейской России. Подавляющая часть льноволокна производилась вручную. На домашних станках ткали и грубое льняное полотно. В этой системе производства не было места громоздким и дорогим машинам.

Горенская бумагопрядильная фабрика промышленника Н. А. Волкова

Горенская бумагопрядильная фабрика промышленника Н. А. Волкова

Зарождение отечественного машиностроения. Машинами оснащались крупные фабрики и заводы. Именно там с 1830-х годов появились паровые машины. Поначалу их ввозили из Англии, позднее стали производить в самой России. Крупнейшими производителями паровых машин и котлов являлись государственные заводы, расположенные в Петербурге, — Ижорский, Александровский и Литейный (Путиловский). Особо крупные заказы выполнялись на Александровском заводе, который в 1830—1840-е годы выпускал паровые машины (паровые котлы) для пароходных компаний. В год здесь изготовлялось несколько таких машин.

Железоделательный завод

Железоделательный завод

В 1849 году в Поволжье, недалеко от Нижнего Новгорода, был основан Сормовский механический завод, специализировавшийся на постройке речных судов. Первоначально они оснащались паровыми котлами из Бельгии и Англии, но уже через несколько лет суда полностью укомплектовывались отечественным оборудованием. В первое десятилетие своего существования заводом было произведено 60 паровых судов. Впоследствии Сормовский завод сделался крупнейшим центром судостроения Волжского бассейна.

Паровые машины изготовляли на Урале и в других регионах России. Так, в 1830—1840-е годы на Выксунских заводах близ Нижнего Новгорода по заказу частных пароходных и текстильных компаний ежегодно производилось несколько таких машин.

Вид Невы с одним из русских пароходов

Вид Невы с одним из русских пароходов

К середине XIX века в России существовало несколько тысяч промышленных предприятий, на которых работало около 520 тыс. человек. В основном это были мастерские, где трудились от 3 до 50 человек. Большая их часть занималась производством текстильных изделий и обработкой продуктов сельского хозяйства. Машиностроительных заводов было 25, и они обеспечивали не более 30% потребностей страны в машинном оборудовании. Заметный перелом наступил в годы Крымской войны. С 1850 по 1860 год число машиностроительных заводов увеличилось до 99, а количество рабочих достигло 12 тыс.

Крымская война оборвала импортные поставки в страну. Государство, остро нуждаясь в вооружении, мобилизовало внутренние промышленные ресурсы, поскольку требовались и новые образцы оружия, и современные корабли.

К военным поставкам привлекались все машиностроительные заводы и даже мелкие мастерские. В результате только на заводах Петербурга в течение одного года построили для нужд флота 103 паровые машины. За годы Крымской войны производство машин и оборудования увеличилось в Российской империи в 3 раза.

Дисскусия пойдёт сейчас о положении экономики Российской Империи при Николае I.

При Николае I начался промышленный переворот. Данный процесс длился довольно долго, был осложнен крепостным правом, сословным строем общества Российской Империи.

Положения о промышленном перевороте

1. Переход от мануфактур к фабрикам (фабричному производству).

2. Подготовка крестьян к отмене крепостного права.

3. Формирование буржуазии и пролетариата.

5. Начало строительства железных дорог.

6. Развитие внутренней и внешней торговли.

7. Развитие ярмарок.

1830-е гг. - начало промышленного переворота.

1839-1843 гг. - денежная реформа Е.Ф. Канкрина.

1837 г. - открытие первой пассажирской железной дороги Санкт-Петербург - Царское село.

Читайте также: