Смысл интеллектуального капитала по томасу стюарту кратко

Обновлено: 05.07.2024


Другими словами, это неосязаемое богатство - идеи, воображение, ноу-хау, и работники, обладающие знаниями, такие как программисты, рекламщики, управленческие консультанты, которые могут им грамотно распорядиться, ценятся на вес золота.

К тому же, утверждает Стюарт, единственная группа американских мужчин, чей средний еженедельный заработок возрастает по сравнению с 1979 г., - это выпускники колледжей: им теперь платят в среднем на 80% больше, чем людям со средним образованием. В новой экономике образование приносит отдачу.

Традиционная роль руководителя зиждется на системе Фредерика Тейлора, инженера, заложившего в начале XX в. основы научного менеджмента. В определенном смысле Тейлора, который прославился своими исследованиями по определению времени, необходимого для выполнения отдельных рабочих операций на заводах, тоже можно назвать работником интеллектуального труда. С помощью секундомера он разбивал сложные процессы на простые задачи, повышая их эффективность.

Для Тейлора интеллектуальный капитал ограничивался способностью руководителей организовать труд подчиненных. По сути дела, он считал рабочих просто деталями машин, которыми управляли руководители. Однако современные работники уже не просто колесики и винтики. Ценность их труда определяется не уровнем техники, с которой они работают, а качеством их знаний.

Другими словами, у современных работников интеллектуального труда рабочий инструмент находится в голове. Не их менеджеры, а они сами являются экспертами и решают, как лучше применить свое ноу-хау. Их деятельность становится все более профессиональной и должна оцениваться не только по факту выполнения заданий, но и по достигнутым результатам.

Отсюда следует, пишет Стюарт, что профессиональная модель организации должна сменить бюрократическую. Так что же будет с менеджерами? Ответ, по мнению Стюарта, заключается в том, что единственной разумной ролью руководителей будет лидерство - пусть у них еще нет полного представления о том, что это такое.

Интеллектуальный капитал обычно подразделяют на три категории:

  1. человеческий капитал;
  2. покупательский капитал;
  3. структурный капитал.

Человеческий капитал - это неформализованное знание, содержащееся в умах сотрудников.

Покупательский капитал - признание ценности взаимоотношений компании и ее клиентов.

Проблема в том, что талант или интеллектуальный капитал встречаются нечасто и поэтому столь высоко ценятся (это одна из причин, но, конечно же, не единственная, растущего уровня оплаты руководителей).

Как работают идеи

Признав важность интеллектуального капитала (ИК), мы сталкиваемся с еще одним неизбежным вопросом: как его измерить? В конце концов, то, что поддается измерению, поддается и выполнению. Интеллектуальный капитал все активнее входит в корпоративную жизнь. Шведская страховая компания Skandia ввела должность директора по интеллектуальном капиталу, ее примеру последовали и другие - по крайней мере в том, что касается названий должностей. Лейф Эдвинссон из Skandia - один из новаторов в этой области. По мнению Эдвинссона, ИК - это то, что находится в головах людей (человеческий капитал), и то, что остается в организации, когда люди уходят по вечерам домой (структурный капитал). Третья категория, которая иногда вписывается в уравнение ИК, - это покупательский капитал, представляющий собой попытку оценить взаимоотношения между компанией и ее потребителями.

Человеческий капитал, по модели компании Skandia, подразделяется на фокус на клиенте, фокус на процессе и фокус на обновлении и развитии. Для каждого из них в различных бизнес-единицах используются свои показатели. Эдвинссон разработал модель для отчетности по ИК с опорой на такие факторы, как клиенты, процессы, обновление и развитие, люди и финансы. Например, одно из подразделений Skandia оценивает фокус на процессе (определяемый как эффективность административных процедур) по двум показателям:

  1. быстрые ответы на телефонные звонки и
  2. соотношение административных затрат и общих управляемых фондов. Другое подразделение использует для той же категории иные показатели.

Во многих отношениях интеллектуальный капитал - это просто максимальное использование мозгов сотрудников организации. По статистике в 2000 г. в Великобритании численность работников, обладающих знаниями, составляла 10 млн человек, а работников физического труда - 7 млн человек. В США, несмотря на эпидемию даунсайзинга, число руководителей и работников-профессионалов с начала 1980-х гг. увеличилось на 37%.

Читайте также: