Проблемы и перспективы возрождения афганистана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Афганская проблема является частью крупных событий, происходящих в мире, и одной из наиболее ярких отражений "холодной войны" и ее сегодняшних последствий. Поэтому из опыта подхода к решению афганской проблемы в прошлом вытекают весьма важные выводы как для решения самой афганской проблемы, так и для решения других конфликтных ситуаций в современных условиях. При этом имеются в виду прежде всего выводы, касающиеся международных аспектов афганской проблемы.

ВО-ПЕРВЫХ, уроки Афганистана, как и Вьетнама, показывают бесперспективность силового вмешательства "сверхдержав" во внутренние дела других государств. В частности, сегодня для всех очевидно, что ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. был не продуманным, политически ошибочным шагом, нанесшим огромный урон Советскому Союзу и афганскому народу.

Но и советское руководство не действовало в вакууме. Многие внешние обстоятельства подталкивали его к этому роковому шагу. Хорошо известны факты, как усиленно и активно пытались США проникнуть и закрепиться в Иране, Пакистане, создавали в этих районах свои базы. В свою очередь Иран, Пакистан и некоторые другие государства поддерживали оппозиционные силы, выступавшие против короля Захир Шаха, правительства Дауда еще до апрельской революции в Афганистане, что создавало серьезную угрозу на юге СССР. Со всем этим нельзя было не считаться.

В условиях соперничества двух "сверхдержав" в крупных военных конфликтах ни одна из сторон не могла одержать решающую победу, ибо они опирались на материальную и военную поддержку этих держав. В Афганистане Советский Союз оказывал помощь правительственным войскам, а США, Пакистан, Иран и другие государства - моджахедам. Но существовавший в Афганистане режим имел и внутренние стимулы. Это особенно наглядно дало о себе знать после вывода советских войск из Афганистана в январе-феврале 1989 г.

После этого вооруженная афганская оппозиция поставила перед собой более решительные и крупные политические и стратегические цели, чем это было в прежние годы, а именно - свержение существующего строя и захват власти в Афганистане. При наличии советских войск таких задач она не могла ставить и ограничивалась партизанскими и диверсионными действиями с целью дестабилизации обстановки в стране. Это предопределило возросшие размах и ожесточенность боевых действий в течение 1989 г.

Вместе с тем с выводом советских войск военные возможности РА и в целом сил, противостоящих мятежникам, существенно уменьшились.

Несмотря на все это РА смогла устоять благодаря следующим обстоятельствам: с одной стороны, оппозиция лишилась главной идеологической базы - джихада, призванной мобилизовать население для борьбы против "неверных", сказались и серьезные противоречия в лагере оппозиции; с другой стороны, оказалась жизненной политика национального примирения, проводимая руководством РА; опора мятежников на Пакистан, агрессивные намерения пакистанского руководства по отношению к Афганистану способствовали сплочению патриотических сил в борьбе за сохранение целостности и независимости Афганистана.

Сыграла свою роль экономическая и военная помощь Советского Союза.

Наиболее крупные наступательные операции мятежников под Джелалабадом, Хостом, Кандагаром, Кабулом, Салангом и в других районах были отражены правительственными войсками. Их оборонительные действия стали более активными и решительными. ВС РА провели ряд наступательных операций, в результате которых были разгромлены крупные группировки противника под Джелалабадом. в провинции Логар, в районах Пигмана, Саланга; улучшилось оперативное положение правительственных войск. Осуществлен прорыв колонн и восстановлено наземное снабжение Кандагарского и Гардезского гарнизонов.

Республика Афганистан удерживала политические, стратегические позиции и в основном прочно контролировала большинство провинциальных центров и ранее занимаемые уезды.

Оппозиция могла предпринять еще ряд активных действий, проводить обстрелы городов, но она уже не была способна военным путем переломить обстановку в свою пользу.

В целом режим Наджибуллы мог бы еще держаться. Он пал только после того, как лишился прежней поддержки СССР, а военная поддержка моджахедов продолжалась.

Все это говорит о том, что положение в мире может в корне измениться с переходом от биполярного к однополярному миру. Возникает опасность, что одна из оставшихся "сверхдержав" может теперь течение всех военных конфликтов повернуть лишь в своих интересах и установить свой диктат в международных делах.

В такой обстановке, чтобы общечеловеческие интересы не остались декларативными лозунгами, нужно чтобы все государства придерживались такой политики. При одностороннем подходе в мире ничего к лучшему не изменится. Повышается также роль ООН в поддержании международной стабильности и безопасности. При необходимости международных санкций против агрессивных действий они непременно должны осуществляться под эгидой Совета безопасности ООН.

ВО-ВТОРЫХ, чисто военный вывод из опыта Афганистана состоит в том, что миролюбивые силы, выступающие под эгидой ООН с целью пресечения агрессии и конфликтов, должны действовать решительно и с концентрацией достаточных, эффективных сил и средств, способных в короткие сроки выполнить эти задачи.

В частности, если отвлечься от политической стороны дела и брать только ее военную сторону, то акция СССР в Афганистане могла бы быть более успешной и безболезненной, если бы вторжение советских войск в Афганистан было осуществлено более крупными силами.

Всякая половинчатость в политике и в военном деле гибельны.

В-ТРЕТЬИХ, интересы нового политического мышления требуют, чтобы при международном вмешательстве в региональные конфликты не допускалась предвзятая однозначная поддержка лишь одной из конфликтующих сторон. Должны учитываться интерес" различных общественных слоев.

В Афганистане наиболее рациональным было продолжение осуществления политики национального примирения, проведения переговоров и выборов с целью создания коалиционного правительства. Но МИД России полагал, что для решения афганской проблемы надо принести в жертву существующий режим, который должен был капитулировать и сдаться на милость вооруженной оппозиции. Но после Апрельской революции в Афганистане, несмотря на ряд ошибок и деформаций ее идей, произошли и многие прогрессивные преобразования, особенно в области эмансипации женщин. И многие тысячи людей, которые дорожат всем

этим, будут продолжать бороться за свои права и сохранение прогрессивных преобразований и сдаваться не собираются. Поэтому, независимо от чьих-либо пожеланий, борьба будет продолжаться. Следует помнить также, что такие лидеры непримиримой оппозиции как Хек-матьяр, Саяф, Моджадади вели вооруженную борьбу и против Захир Шаха и Дауда, ведут и после Апрельской революции. Они ни с кем не примирятся, им нужна власть. И как следовало ожидать, с приходом к власти моджахедов в Афганистане начинается еще более ожесточенная гражданская война, в ходе которой могут погибнуть десятки тысяч людей. Только за последние дни в Кабуле погибло больше людей, чем за 10 предшествующих лет.

Для урегулирования обстановки в Афганистане нужен более взвешенный политический подход, учет интересов различных слоев народа. Надо также не допустить казни Наджибуллы. Дать ему возможность уехать. Ведь он отказался от власти под давлением международной общественности, получил убежище в миссии ООН, чтобы облегчить переговоры противоборствующих сторон. И это имеет значение не только для Афганистана. Если будет учинена расправа над Наджибуллой, то Ф.Кастро, Ким Ир Сен и другие подобные деятели ни при каких обстоятельствах добровольно не уступят власть, а это приведет лишь к новым жертвам.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, на обстановку в Афганистане надо смотреть новыми глазами, учитывающими новые реальности. Афганистан теперь далеко не таков, как 10 лет назад.

Прежде всего не должен забываться пуштунский фактор. Правда, за годы войны пуштуны ослаблены, понесли наибольшие потери, среди них больше всего беженцев. В то время как в северных районах численность населения увеличилась и экономика меньше разрушена. Но таджики, узбеки, туркмены, казарейцы не так сплочены, как пуштуны.

Поэтому власть таджиков и узбеков в Кабуле (Раббани- АхматШах -Дустум) может быть лишь временной. Видимо, ведущая роль пуштунов должна сохраниться, но вместе с тем целесообразно поддерживать предоставление автономии национальным меньшинствам.

При всех обстоятельствах международному сообществу, США, России и Среднеазиатским республикам СНГ важно содействовать сохранению целостности афганского государства, не допускать его ливанизации и расширения гражданской войны на этнической почве. Россия и другие страны СНГ особенно заинтересованы в стабильности обстановки на Юге, в создании в Афганистане нейтрального дружественного государства. И мир в целом только выиграет, если этому будут способствовать также США, Пакистан, Иран, Саудовская Аравия и другие страны.


После свержения монархии в Афганистане в 1973 году и провозглашения республики во главе с президентом Мухаммедом Даудом, эта страна вступила в эпоху политической нестабильности, выражающейся в гражданской войне, которая продолжается и по сей день. О ней мы сегодня и расскажем.

Кратко о самом Афганистане и его истории


Кабул и его окрестности

Пожалуй, для начала расскажу о самом Афганистане. Горы и плоскогорья занимают 80 % территории, на большей части страны располагаются каменистые пустыни и сухие степи. Климат крайне неблагоприятный для сельского хозяйства, что тем не менее не мешает ему быть основой экономики страны. Конечно там имеются запасы каменного угля, железной руды, гипса, свинца, цинка, золота, разработка которых затруднена из-за отсутствия нужной для этого инфраструктуры. Промышленность же, даже та, что имелась, практически разрушена после долгих лет гражданской войны.

Политические потрясения, гражданские войны и иностранные военные интервенции, начавшиеся в конце 1970-х годов, негативно сказались на населении, одна треть которого покинула страну. Большинство населения безграмотное. К тому же Афганистан – многонациональная страна, где многие национальности испытывают чувство неприязни друг к другу.

Отмечу, что на момент 1973 года Афганистан являлся феодальным государством, в котором капитализм только начал зарождаться в виде нескольких промышленных предприятий в Кабуле.



Колонна советских войск под перекрытием ударного вертолета Ми-24А движется по дорогам Демократической Республики Афганистан

Все это вызвало новый виток гражданской войны в стране. Против советского военного контингента и правительства Кармаля воевали афганские моджахеды, которых поддерживали оружием и финансами США, Пакистан, Китай и масса других государств.

Внутренние перемены в СССР отразились на его внешней политике, и, в частности на его деятельности в Афганистане. Барбак Кармаль был смещен и заменен на Мухаммеда Наджибуллу, власть которого держалась только на помощи Советского Союза. Выход Советского Союза из войны в 1989 году привел к постепенному схлопыванию правительственных территорий и окончательному падению режима Наджибуллы в сентябре 1992 года.


Выход советских войск из Афганистана, май 1988 года

О ситуации в стране после выхода Советской армии

После вывода советских войск из Афганистана в 1989 году шедшая в стране гражданская война не только не закончилась, но и разгорелась с новой силой. Однако из СССР в Афганистан поступали военные и материальные ресурсы, что давало возможность правительству Наджибуллы контролировать ситуацию в стране. Но в 1991 году, после распада СССР положение серьезно изменилось и уже в 1992 году Демократическая Республика Афганистан пала.



Главой страны, после поражения талибов, стал Хамид Карзай, назначенный главой переходной афганской администрации в декабре 2001 года и утверждённый временным президентом в июне 2002 года на Лойя Джирга, местном парламенте. Для поддержания безопасности в Афганистане была развёрнута военная миссия НАТО, получившая название ISAF (Международная Коалиция). 9 октября 2004 года в Афганистане состоялись президентские выборы, на которых победил Карзай.

Политическое развитие Афганистана


Хамид Карзай — президент Исламской Республики Афганистан (2004 — 2014 годы)

Порядка в стране так и не установилось, а уровень коррупции и наркоторговли при правительстве Карзая резко увеличился. При нем наркобароны даже заняли ответственные посты, а главным из них, и одним из самых богатых людей страны, был его брат — Абдул Каюм Карзай. Правительство Карзая практически сразу после прихода к власти начало деградировать, причиной чему стали те массы средств, выделяемых Соединенными Штатами в качестве поддержки, которые разворовывались, разлагая политические элиты и действующий административный аппарат Исламской Республики Афганистан.

Всего Соединенные Штаты выделили более 133 миллиардов долларов на восстановление Афганистана — с учетом инфляции, это больше, чем было потрачено после Второй мировой войны на восстановление всей Западной Европы в соответствии с планом Маршалла. Все эти деньги повлияли на то, что правительство Карзая практически выродилось в клептократию, использующую преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния, с помощью расхищения государственных средств.

Поддержка и финансирование извне практически всех сфер государственного строительства афганской демократии не достигли цели. И уже к 2006 году американские чиновники опасались, что наркоторговцы стали сильнее афганского правительства и, что доходы от торговли наркотиками идут на нужды талибов.


Военнослужащие американской и французской армии во время одной из операций в провинции Парван

Вся эта стратегия стабилизации и те программы, которые использовались для ее достижения, не учитывали специфику афганского контекста, и успехи в стабилизации отдельных афганских провинций сохранялись, лишь пока там находился военный контингент коалиции. Американские чиновники пытались создать с нуля в Кабуле демократическое правительство по образцу собственного правительства в Вашингтоне, что было совершенно чуждой концепцией для афганцев, привыкших к трайбализму и исламскому праву. И правительство президента Ашрафа Гани, занявшего пост президента в 2014 году, не изменило ситуацию в стране.



Карта этно-территориального контроля в Исламской Республики Афганистан

Источники


Оба источника в один голос заявляют об опасениях касательно продолжения антитеррористической кампании международных сил и перспектив послевоенного устройства республики, в случае если США все-таки покинут территорию Афганистана.

Подведение итогов и собственные выводы


Последствия одного из крупных террористических актов в Кабуле

Оба варианта, как вы можете понимать, не сулят ничего хорошего для дальнейшего развития как афганской государственности, так и всего афганского общества в целом, и в конце концов приведу к новому этапу бесконечной Гражданской войны в Республике Афганистан.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Афганистан остаётся одной из самых бедных стран не только в Азии, но и во всём мире. Проблема Афганистана связана с целым набором разнообразных проблем безопасности и развития, затрагивающих как сам Афганистан, так и сопредельные с ним государства. Кроме того проблема Афганистана включает в себя многочисленные культурно-антропологические, исторические, социально-экономические, демографические, политические, религиозные, институциональные, геостратегические и иные измерения, тесно связанные друг с другом, но имеющие самостоятельную логику и динамику развития.

В данном докладе предпринимается попытка обозначить основные предварительные условия для успеха позитивного варианта решения проблемы Афганистана и обрисовать последствия реализации этого варианта для соседних государств и для Евразии в целом.

Доклад №76 / 2021

Афганистан остаётся одной из самых бедных стран не только в Азии, но и во всём мире. Проблема Афганистана связана с целым набором разнообразных проблем безопасности и развития, затрагивающих как сам Афганистан, так и сопредельные с ним государства. Кроме того проблема Афганистана включает в себя многочисленные культурно-антропологические, исторические, социально-экономические, демографические, политические, религиозные, институциональные, геостратегические и иные измерения, тесно связанные друг с другом, но имеющие самостоятельную логику и динамику развития.

В данном докладе предпринимается попытка обозначить основные предварительные условия для успеха позитивного варианта решения проблемы Афганистана и обрисовать последствия реализации этого варианта для соседних государств и для Евразии в целом.

Афганский кризис находится на первых полосах мировых СМИ, о нём говорят политики, дипломаты, общественные деятели, эксперты, проводятся конференции, многосторонние переговоры и консультации. Но эта волна скоро пойдёт на спад, поскольку афганский кризис, несомненно, является длительным и серьёзным, но не глобального масштаба, считает профессор факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Константин Худолей.

В-третьих, обострятся противоречия между Кабулом и местными элитами, которые всегда были сильны. В ряде случаев талибы смогут договориться с местными элитами, но во многих других их жёсткая линия может привести к недовольству и даже вооружённым столкновениям.

В-четвёртых, серьёзные противоречия, несомненно, возникнут между режимом и населением городов, которое привыкло жить в условиях светского государства.

Многие горожане, особенно образованные слои, обоснованно опасаются за свою жизнь. Особое беспокойство вызывает положение женщин. Даже по заявлениям талибов, считающихся умеренными, им будет предоставлено значительно меньше прав, чем во времена короля Захир Шаха и президента Мухаммеда Дауда. Талибы смогли захватить власть, опираясь в основном на сельское население. Однако сомнительно, что они смогут наладить эффективную работу государственного аппарата и нормальную жизнь при отсутствии квалифицированных специалистов, пассивной, а в перспективе и активной оппозиции городского населения.

Стратегически возвращение радикалов к власти в Афганистане может привести к стабилизации региона, значительному уменьшению возможности США влиять на его страны и относительной изоляции Индии как государства, в наибольшей степени связывающего с Западом своё будущее, пишет Тимофей Бордачёв, программный директор Валдайского клуба.

При этом данные и другие противоречия будут развиваться на крайне неблагоприятном для талибов фоне пандемии коронавируса, размеры которой можно только предполагать, нехватки продовольствия и отсутствия финансов, так как почти 80 процентов бюджета составляла иностранная помощь. Сейчас недовольство вряд ли перерастёт в общенациональное движение сопротивления, способное свергнуть талибов, но разногласия в верхах и недовольство внизу будут постоянно дестабилизировать режим.

К каким последствиям может привести появление режима талибов на международной арене? На первом этапе талибы будут укреплять свою власть внутри страны. Любая попытка экспансии вовне может им дорого обойтись, поскольку вызовет негативную реакцию всех соседних государств. Это также лишит талибов всех шансов на международное признание и иностранную помощь. Поэтому они могут пойти на это только в двух случаях: или если режим окажется на грани краха и ему потребуется внешний враг для сплочения населения вокруг себя, или наоборот – режим почувствует себя настолько уверенным, что встанет на путь внешней экспансии. В обозримом будущем оба эти варианта маловероятны.

Успех талибов станет важным стимулом для других радикальных и экстремистских движений в мусульманском мире.

Они будут, несомненно, получать от талибов пропагандистскую, а возможно и другую поддержку. Очень сложная ситуация может возникнуть в Ираке после вывода американских войск. Вполне вероятна активизация экстремизма на религиозной почве в государствах Средней Азии. Сейчас их государственные структуры, скорее всего, смогут отразить возникшие угрозы, но в перспективе ситуация может измениться в неблагоприятную сторону. В Центральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, Северной Африке внутриполитическая обстановка станет скорее ещё более напряжённой и взрывоопасной, но вряд ли события в Афганистане окажут заметное воздействие на политические процессы в странах за пределами данного региона.

Ряд стран устанавливает сейчас рабочие контакты с режимом талибов. Однако его международное признание и исключение из списка террористических организаций привело бы к известной делегитимизации всей борьбы с терроризмом последних десятилетий как в международном, так и в национальном масштабе. В выигрыше оказались бы наиболее радикальные и экстремистские круги талибов, которые восприняли бы это как слабость и перешли бы к более агрессивной политике. Оказывать финансовую помощь непредсказуемому режиму вряд ли рационально. Реализация крупных экономических проектов в Афганистане также политически слишком рискованна. Гуманитарная помощь Афганистану и беженцам из него, видимо, нужна, но только под контролем международных организаций.

Для России наиболее целесообразным было бы дистанцироваться от происходящего в Афганистане и вокруг него, ограничившись выполнением своих обязательств по ОДКБ и двусторонним договорам и проведением консультаций с различными сторонами.

Направления реконструкции Афганистана

Каковы же основные результаты восстановления страны с помощью стран Запада? Каковы проблемы, возникшие на этом пути? Как решить эти проблемы? Ниже мы попытались кратко изложить ответы на эти вопросы, пользуясь опубликованной на данный момент наиболее достоверной статистической информацией.

Правовая основа возрождения Афганистана в тот период довольно проста и доступна любому читателю — Боннское Соглашение (дек. 2001), Токийские договорённости (янв. 2002), Берлинская декларация (апрель 2004), двусторонние соглашения Афганистана со странами донорами (например, с США) и т.д.

Сразу после подписания Боннского соглашения Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития и Программа по Развитию ООН оценили размер необходимой помощи, включая гуманитарную, на десять лет в 14,5 млрд. долларов. При этом в течение двух с половиной ближайших лет требовалось 4,9 млрд. долларов. Однако до октября 2004 года было выделено только 3,6 млрд. долларов.

В апреле 2002 года с помощью иностранных советников афганской Временной администрацией была разработана Национальная концепция развития (National Development Framework), которая предложила основные направления реконструкции Афганистана и определила формат Бюджета Развития страны.

После Берлинской конференции марта 2004 года и прошедшего в Кабуле месяц спустя Форума по развитию Афганистана для реализации данных направлений была разработана новая структура бюджета. Теперь в Афганистане существует Национальный Бюджет Развития (National Development Budget), через который проходит информация об осуществляемой правительством Афганистана и спонсорами помощи.

Документ формируется ежегодно с апреля 2004 года и представляет собой некоторую систематизацию информации о помощи, идущей в Афганистан. Он разрабатывается правительством Афганистана, далее согласовывается со странами-донорами. Этот бюджет выступает как документ, через который правительство Афганистана стремится поставить под контроль процесс оказания помощи стране, так как реально распределенные правительством средства составили примерно 11% , а подотчётные — 28,5% от всех выделенных в 2002-2004 гг. (около 1,1 млрд. долларов) на реконструкцию Афганистана средств.

Основная сумма помощи проходит вне контроля правительства (более 70%). Следовательно, ответственность за результаты восстановления страны лежит на странах-донорах. Необходимо отметить, что союзники широко используют в Афганистане свой международный опыт: восстановление послевоенной Европы, Японии, Вьетнама, Индонезии, современные проекты помощи развивающимся странам. Поэтому они, по-видимому, опасаются передавать средства неопытной и коррумпированной администрации Карзая во избежание отрицательного психологического и экономического эффектов.


За истекший период наиболее значительные средства были потрачены по следующим направлениям:

  1. Афганские Национальные Вооружённые Силы
  2. Строительство-восстановление транспортной системы страны.
  3. Возвращение беженцев.
  4. Восстановление сельского хозяйства.
  5. Образование.
  6. Выборы.
  7. Реформа государственной власти и улучшение качества управления экономикой.

Однако выделяется крайне мало средств на сельское хозяйство, энергетику, разминирование, телекоммуникации, борьбу с наркотиками и развитие городов.

Наибольшую эффективность показали три так называемые национальные программы, направленные на помощь обычным афганцам: Национальная Программа солидарности, Микрофинанс и Чрезвычайная Программа национальной занятости. В первой программе средства перечисляются в провинции и округи, где из состава местных старейшин избирается специальный совет, имеющий право после ряда бюрократических процедур самостоятельно распоряжаться выделенными ресурсами. Во второй программе афганцам на строительство и мелкий бизнес, выделяются небольшие (до нескольких сотен долларов) кредиты. В третьей – безработные афганцы за 2-3 доллара в день и небольшой гуманитарный пакет занимаются общественными работами: восстановлением местных дорог, ирригационных систем и т.д.

Рассмотрим проблемы развития страны и их перспективность в ракурсе исследования позиций четырёх главных сил на поле восстановления страны.

Нижеследующая схема описывает механизм оказания помощи Афганистану:










Международное сообщество
ООН и ее спецорганизации Неправитель-
ственные организации
Частные компании Правительство

Правительство. Возглавив государство, президент и правительство не обладали необходимым опытом и знаниями для управления государством, отсутствовала единая правительственная команда с необходимым количеством советников, помощников и исполнителей решений. Даже на сегодняшний день нет квалифицированного управленческого аппарата в афганском правительстве. Поэтому главную роль в Кабуле, как и некогда, стали играть советники, в частности американская компания Bearing Point, британская Crown Agents и немецкая KfW, а также консультанты из американского посольства и международных организаций. Сложились, таким образом, лоббистские группировки, которые наряду с кланами членов афганского правительства оказывали влияние на экономический курс страны. Заменить их невозможно – у США просто нет других лояльных афганцев, кому они могли бы доверить управление страной.

Среди достижений Правительства можно отметить создание основ налогово-бюджетной системы, статистики, Казначейства, проведение обмена старых афгани на новые, налаживание работы министерств, увеличение налоговых поступлений в казну.

Однако есть все основания предполагать, что эти успехи, достигнутые небольшим кругом афганцев и советников при правительстве, носят неустойчивый и временный характер и могут быть нивелированы в случае вывода иностранных советников.

Лондонская конференция 2006 года показала, что западные союзники пойдут на новом этапе на передачу большей части средств помощи под контроль афганского правительства.

2. Частные компании. Они получают часть помощи (16%) напрямую от доноров и часть – опосредовано в виде заказов от правительства, НПО и агентств ООН. Действуют как афганские, так и международные компании. Главное обвинение в их адрес – завышенные расходы на содержание иностранного персонала, низкая эффективность деятельности. Представляется, что в будущем именно частные компании будут получать основные заказы по реализации помощи. Они же, накопив необходимый опыт операций как внутри Афганистана, так и на международном рынке, наряду с бизнесом афганской диаспоры смогут стать основой развития экономики страны.

Главная претензия, выдвигаемая к ним со стороны афганского руководства – стремление к получению прибыли за счёт свободы от налогообложения. В ответ представители НПО указывают на неясность отчислений в бюджет со стороны всего бизнеса, в том числе и крупных частных компаний и на непрозрачность выбора подрядчиков среди НПО афганским правительством. Логичным было бы создание международного органа по контролю над деятельностью НПО.

4. Агентства ООН и другие международные организации. Получили значительную долю в помощи (45-50% — до 2 млрд. долларов). Большую часть помощи агентства направили на предотвращение гуманитарного кризиса. Однако значительные средства были потрачены ими на содержание и обеспечение безопасности своих сотрудников. Агентства обосновывают свою позицию сложностью нахождения иностранных специалистов в Афганистане, а также высокими стандартами западных зарплат в горячих точках

Следовательно, союзникам необходимо делать главную ставку не на количество восстановленных объектов, а на качество обученных специалистов.

Представляется, что реализуя проекты по восстановлению страны в обход Хамида Карзая и выделяя не все обещанные средства, союзники опасаются повторения ситуации с администрациями Нго Динь Зьема (1960-1965) во Вьетнаме или в настоящее время в Чечне, когда ресурсы выделяются огромные, а практический результат из-за коррумпированности правительства невелик и отрицателен психологически.

В настоящее время представляется, что только инициатива простых афганцев – внутренних и международных бизнесменов, местных властей, старейшин способна действительно качественно продвинуть процесс восстановления Афганистана.

В целом ситуация в стране чем-то напоминает 1978 год: главным спонсорам режима и уйти из страны нельзя, тогда всё рухнет в считанные месяцы, и глубже втягиваться нельзя, потому что глубже – болото. В тоже время положение правительства очень опасно – если оно действительно коррумпировано так, как об этом заявляют в прессе, то в определённый момент оно дискредитирует себя в глазах народа и спонсоров окончательно, и тем самым вызовет вполне обоснованное желание внешних покровителей сменить его так, как это сделали с Нго Динь Зьемом в 1965 году во Вьетнаме американцы руками вьетнамских военных – свергли и убили. Другая опасность заключается в том, что международное сообщество в случае резкого всплеска насилия и восстаний может испугаться и начнёт свёртывать программы помощи.

Читайте также: