Структурная теория эмоций пейпеца кратко

Обновлено: 05.07.2024

Концепция американского невропатолога Джеймса Пейпеца, классический пример нейропсихологического подхода к рассмотрению эмоций, была опубликована в 1937. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца. Позднее, в 1952 году, структура названная кругом Пейпеца была названа Полом Мак-Лином лимбической системой(название учитывало, что поясная извилина окаймляет основание переднего мозга). Источником возбуждения лимбической системы является гипоталамус, активность которого модулируют нижележащие структуры среднего мозга и через таламус передает возбуждение к поясной извилине коры больших полушарий. По Джеймсу Пейпецу, поясная извилина, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний. Сигналы от поясной извилины, через гиппокамп и мамиллярные тела, вновь достигает гипоталамуса, обеспечивая обратную связь в лимбической системе. Таким образом, субъективные переживания, возникающие на уровне коры, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций. Существует ряд возражений против теории Джеймса Пейпеца. Так, в эксперименте показано, что стимуляция гиппокампа человека электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева), а субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания. [3]

Соматическая теория эмоций Джемса-Ланге

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли

человека. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и

деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Виды волевых действий

Непроизвольные – совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений. Имеют импульсивный характер, лишены четкого плана.

Произвольные – предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.

Простые – человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.

Сложные – состоят из нескольких этапов.

Основные функции

− выбор мотивов и целей;

− регуляция побуждения к действию при недостаточной или избыточной мотивации;

− организация психических процессов в адекватную систему действий, выполняемых человеком;

− мобилизация психических и физических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей.

Теории воли

Воля как волюнтаризм

В попытках объяснить механизмы поведения человека в рамках проблемы воли

возникло направление, получившее в 1883 г., с легкой руки немецкого социолога

силой. Согласно учению волюнтаризма, волевые акты ничем не определяются, но

сами определяют ход психических процессов.

Воля как свободный выбор

Голландский философ Б. Спиноза понимал борьбу побуждений как борьбу идей.

В связи с этим для него разум и воля были одним и тем же. Воля у Спинозы вы'

ступает как осознание внешней детерминации, которая субъективно воспринима'

ется в качестве собственного добровольного решения, внутренней свободы.

Воля как произвольная мотивация

Понятие о воле как о детерминанте поведения человека зародилось в Древней

Греции и впервые было явно сформулировано Аристотелем (384–324 гг. до н. э.).

Он ввел это понятие как объяснительное, чтобы отличать поступки, совершаемые

на основании разумного решения субъекта (потому что так надо), от поступков,

вызванных его желаниями. При этом философ понимал, что не сами по себе зна'

ния являются причиной разумного поведения, а некая сила, вызывающая дей'

ствие согласно разуму. Эта сила рождается, по Аристотелю, в разумной части

души, благодаря соединению разумного решения со стремлением (желанием),

придающим решению побудительную силу. Само же стремление (желание) обус'

ловлено побудительной силой предмета стремления. Таким образом, воля у Ари'

стотеля сводится к управлению посредством разума побудительной силой жела'

ния (предмета стремления) человека: либо путем придания исходному желанию

дополнительного побуждения (стремления) к предмету, либо посредством тормо'

жения побуждения, когда разум подсказывает, что нужно избежать стремления

к тому или иному объекту.

Этапы сложного волевого действия

− Осознание цели и стремление достичь ее.

− Осознание ряда возможностей достижения цели.

− Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности.

− Борьба мотивов и выбор.

− Принятие одной из возможностей в качестве решения.

− Осуществление принятого решения.

− Преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и

достижения поставленной цели.

Волевые качества личности

Структура волевого акта

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти воз-

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей са-

мого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и по-

ставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Волевые качества личности

Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание. Другой характеристикой воли является инициативность, заключающаяся в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

Самостоятельность – это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Важной характеристикой воли является целеустремленность, т.е.

сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и со-

мнений при борьбе мотивов, своевременном и быстром принятии решений. Важным волевым качеством человека является последовательность действий человека, которая характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому

человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий связана с самоконтролем и самооценкой. Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа и школь-

ный коллектив. Можно сказать, что весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому неслучайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.

Сведения об анатомическом субстрате развития тех или других эмоций обычно черпаются из опытов с разрушением и стимуляцией различных отделов мозга, а также из изучения функций мозга человека в клинике в связи с операциями на мозге и проведением различных лечебных процедур.

Первая наиболее стройная концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, была опубликована в 1937 г. И принадлежит американскому невропатологу Дж. Пейпецу. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, он выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус - передневентральное ядро таламуса - поясную извилину - гиппокамп - мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца (см. рисунок). Позднее П. Мак-Лин в 1952 г., учитывая, что поясная извилина как бы окаймляет основание переднего мозга, предложил назвать ее и связанные с ней другие структуры мозга лимбической системой (limbus — край). Источником возбуждения для этой системы является гипоталамус. Сигналы от него следуют в средний мозг и нижележащие отделы для инициации вегетативных и моторных эмоциональных реакций. Одновременно нейроны гипоталамуса через коллатерали посылают сигналы в передневентральное ядро в таламусе. По этому пути возбуждение передается к поясной извилине коры больших полушарий.

Поясная извилина, по Дж. Пейпецу, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний и имеет специальные входы для эмоциональных сигналов, подобно тому как зрительная кора имеет входы для зрительных сигналов. Далее сигнал из поясной извилины через гиппокамп вновь достигает гипоталамуса в области его мамиллярных тел. Так нервная цепь замыкается. Путь от поясной извилины связывает субъективные переживания, возникающие на уровне коры, с сигналами, выходящими из гипоталамуса для висцерального и моторного выражения эмоций.

Однако сегодня красивая гипотеза Дж. Пейпеца приходит в противоречие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возникновении эмоций. У человека стимуляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева и т.п.) Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.

Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. Кроме того, оказалось, что и многие другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга.

Велика роль гипоталамуса как в развитии мотивационного поведения, так и в развитии связанных с ним эмоций. Гипоталамус, где сосредоточены двойные центры, регулирующие запуск и прекращение основных типов врожденного поведения, большинством исследователей рассматривается как исполнительная система, в которой интегрируются вегетативные и двигательные проявления мотивации, и в том числе эмоций. В составе эмоции принято выделять собственно эмоциональное переживание и его соматическое и висцеральное выражение. Возможность их появления независимо друг от друга указывает на относительную самостоятельность их механизмов. Диссоциация эмоционального переживания и его выражения в двигательных и вегетативных реакциях обнаружена при некоторых поражениях ствола мозга. Она выступает в так называемых псевдоэффектах: интенсивные мимические и вегетативные реакции, характерные для плача или смеха, могут протекать без соответствующих субъективных ощущений.

Важные эмоциогенные свойства обнаруживает миндалина. У высших животных она расположена в коре, в основании височной доли. Удаление миндалины нарушает механизмы эмоций. По данным В.М. Смирнова, электрическая стимуляция миндалины у пациентов вызывает эмоции страха, гнева, ярости и редко удовольствия. Ярость и страх вызываются раздражением различных отделов миндалины. Опыты с двусторонним удалением миндалины в основном свидетельствуют о снижении агрессивности животного. Отношение миндалины к агрессивному поведению убедительно продемонстрировано К. Прибрамом в опытах на обезьянах в колонии макак-резусов. После двустороннего удаления миндалины у вожака стаи Дейва, который отличался властностью и занимал высшую ступень зоосоциальной иерархии, он потерял агрессивность и переместился на самую низшую ступень зоосоциальной лестницы. Его место занял наиболее агрессивный, который до операции был вторым в иерархии (Зик). А бывший лидер превратился в покорное, испуганное животное.

По мнению ряда исследователей, эмоциональные функции миндалины реализуются на сравнительно поздних этапах поведения, после того как актуализированные потребности уже трансформировались в соответствующий эмоциональные состояния. Миндалина взвешивает конкурирующие эмоции, порожденные конкурирующими потребностями, и тем самым определяет выбор поведения. Миндалина получает обширную информацию о внешнем мире. Ее нейроны реагируют на световое, звуковое и кожное раздражение.

Кроме того, в регуляции эмоций особое значение имеют лобная и височная кора. Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека. Преимущественно развиваются два синдрома: эмоциональная тупость и растормаживания низших эмоций и влечений. При этом в первую очередь нарушаются высшие эмоции, связанные с деятельностью, социальными отношениями, творчеством. Удаление у обезьян височных полюсов ведет к подавлению их агрессивности и страха. Передняя лимбическая кора контролирует эмоциональные интонации; выразительность речи у человека и обезьяны. После двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь пациента становится эмоционально невыразительной.

Согласно современным данным поясная извилина имеет двусторонние связи со многими подкорковыми структурами (перегородкой, верхними буграми четверохолмия, голубым пятном и др.), а также с различными областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи более обширны, чем у какого-либо другого отдела мозга. Существует даже предположение о высшей координирующей функции поясной извилины в отношении эмоций.

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. По данным В.Л. Деглина, временное выключение левого полушария электросудорожным ударом тока вызывает сдвиг в эмоциональной сфере “правополушарного человека” в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, он пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение правого полушария вызывает противоположный эффект — улучшение эмоционального состояния. Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина установили, что больные с поражениями в левом полушарии тревожны, озабочены. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.

Демонстрация фильмов разного содержания с помощью контактных линз в правое или в левое поле зрения показала, что правое полушарие быстрее реагирует на слайды с выражением печали, а левое — на слайды радостного содержания. По другим данным правое полушарие быстрее опознает эмоционально выразительные лица независимо от качества эмоции.

Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария. Оно ухудшается при поражении правого полушария. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает опознание эмоциональной интонации речи. При выключении левого полушария независимо от характера эмоции улучшается распознавание эмоциональной окраски голоса.

Выключение левого полушария делает ситуацию непонятной, невербализуемой и, следовательно, эмоционально-отрицательной. Выключение правого полушария делает ситуацию простой, ясной, понятной, что вызывает преобладание положительных эмоций.

Эмоциональная асимметрия мозга характерна и для нормальных здоровых людей. Для лиц с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность, нейротизм. Преобладание функций левого полушария, определяемого по группе двигательных, зрительных и слуховых методик, сочетается с низкими значениями тревожности.

Врач-невропатолог, доктор медицины Джеймс Пейпец (James Papez)(1883-1958) создал и научно подтвердил оригинальную теорию "циркуляции эмоционального возбуждения" в структурах мозга. Его концепция, связывающая эмоции с функциями определенных структур мозга, была опубликована в 1937 г. "Круг Пейпеца" задаёт эмоциональное состояние психики и вовлекает в эмоциональные реакции сразу множество связанных между собой структур мозга.

Правда, с фамилией доктору Papez в России явно не повезло: как только её не склоняют в научной и учебной литературе на русском языке! Тут вам и Пейпец, и Пейпез, и Пейпес, и Пейпетц, и Папец, и Папез, и Папес.


Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет собой замкнутую в кольцо цепь и включает в себя несколько структур. Она-то и получила название "круга Пейпеца".

Структуры "круга Пейпеца":

Гипоталамус – передневентральное ядро таламуса – поясная извилина – гиппокамп – мамиллярные ядра гипоталамуса.

Однако сегодня стройная и красивая гипотез а Дж. Пейпеца приходит в противоречие со многими фактами. Так, под сомнением оказалась роль гиппокампа и таламуса в возникновении эмоций. Гиппокамп оказался не эмоциогенной структурой, т.е. он не порождает эмоций. Так, у человека электрическая стимуляция гиппокампа не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева и т.п.). Субъективно такие подопытные испытывают лишь спутанность сознания.
Кроме того, оказалось, что некоторые другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга. Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина. В настоящее время повышенный интерес вызывает концепция Дж.Пейпеца об особых функциях поясной извилины, которую он рассматривает как орган, в котором формируется субъективное, осознанное эмоциональное переживание. Возможно, именно здесь представлен корковый уровень эмоционального анализатора. Обратная связь поясной извилины с гипоталамусом, которая утверждается в концепции "круга Пейпеца", дает основание видеть в ней путь, через который осуществляется влияние осознанного субъективного переживания на поведенческое выражение эмоций, которое в конечном счете программируется на уровне гипоталамуса, координирующего вегетативные и моторные проявления эмоций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Круг Пейпеца" создает эмоциональный тонус нашей психики и отвечает за качество эмоций, включая эмоции удовольствия, счастья, гнева и агрессии.

Эмоции Эмоции – это ярко выраженная субъективная окраска реакций организма на внешние и внутренние воздействия. С помощью эмоций можно определять отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции несут важную функцию регуляции психической деятельности организма. Эмоциональные состояния отражаются в определенных поведенческих реакциях.

Эмоции – это ярко выраженная субъективная окраска реакций организма на внешние и внутренние воздействия. С помощью эмоций можно определять отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции несут важную функцию регуляции психической деятельности организма. Эмоциональные состояния отражаются в определенных поведенческих реакциях.


"Круг Пейпеца" задаёт эмоциональное состояние психики и вовлекает в эмоциональные реакции сразу множество связанных между собой структур мозга.

Врач невропатолог, доктор медицины (1883 - 1958)

Создал и научно подтвердил

оригинальную теорию

"циркуляции эмоций" в

глубинных структурах мозга,

включая лимбическую систему.

Эта концепция, традиционный пример нейропсихологического подхода к рассмотрению чувств, была размещена в 1937г. Изучая чувственные расстройства у нездоровых с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул догадку о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для чувств.

Эта концепция, традиционный пример нейропсихологического подхода к рассмотрению чувств, была размещена в 1937г. Изучая чувственные расстройства у нездоровых с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул догадку о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для чувств.

Он начинается от гиппокампа через свод к мамиллярным телам, затем к передним ядрам таламуса, далее в поясную извилину и через энторинальную кору обратно к гиппокампу.

Важнейшим циклическим образованием лимбической системы является круг Пейпеца.

Перемещаясь по этому контуру, возбуждение создает длительные эмоциональные состояния и "щекочет нервы", пробегая сквозь центры страха и агрессии, наслаждения и отвращения.

Этот круг играет большую роль в формировании эмоций, обучении и памяти.


Лимбическая система Лимбическая система (от лат. limbus — граница, край) — совокупность ряда структур головного мозга . Окутывает верхнюю часть ствола головного мозга, будто поясом, и образует его край (лимб). Участвует в регуляции функций внутренних органов , обоняния , автоматической регуляции, эмоций , памяти , сна , Лимб - означает край.

Лимбическая система

Лимбическая система (от лат. limbus — граница, край) — совокупность ряда структур головного мозга . Окутывает верхнюю часть ствола головного мозга, будто поясом, и образует его край (лимб). Участвует в регуляции функций внутренних органов , обоняния , автоматической регуляции, эмоций , памяти , сна ,

Лимб - означает край.

Повреждение гиппокампа у человека нарушает память на события, близкие к моменту повреждения (ретроантероградная амнезия). Нарушается запоминание, обработка новой информации, различие пространственных сигналов. Повреждение гиппокампа ведет к снижению эмоциональности, инициативности, замедлению скорости основных нервных процессов, повышаются пороги вызова эмоциональных реакций.

Повреждение гиппокампа у человека нарушает память на события, близкие к моменту повреждения (ретроантероградная амнезия). Нарушается запоминание, обработка новой информации, различие пространственных сигналов. Повреждение гиппокампа ведет к снижению эмоциональности, инициативности, замедлению скорости основных нервных процессов, повышаются пороги вызова эмоциональных реакций.

“ Свеча и снеговик”

“ Свеча и снеговик”

Ответьте на вопросы. Какая цифра соответствует снеговику? Какие цифры соответствуют оврагу и свече? Какие цифры соответствуют паруснику, яйцу и змее? Какие цифры соответствуют воздушному шарику, птице, детской горке и утке?

Ответьте на вопросы.

  • Какая цифра соответствует снеговику?
  • Какие цифры соответствуют оврагу и свече?
  • Какие цифры соответствуют паруснику, яйцу и змее?
  • Какие цифры соответствуют воздушному шарику, птице, детской горке и утке?

Ответьте на вопросы. -Есть ли в доме терраса? -Ванная находится напротив спальни? -Спальня двойная? -Есть ли столик перед диваном? -На террасе стоят два кресла? -Стол в столовой круглый, квадратный или прямоугольный?

Ответьте на вопросы.

-Есть ли в доме терраса?

-Ванная находится напротив спальни?

-Спальня двойная?

-Есть ли столик перед диваном?

-На террасе стоят два кресла?

-Стол в столовой круглый, квадратный или прямоугольный?

Функция формирования памяти и осуществление обучения связана преимущественно с кругом Пейпеца. Надеюсь ваш гиппокамп преобразует полученную информацию из краткосрочной в долгосрочную память.

Функция формирования памяти и осуществление обучения связана преимущественно с кругом Пейпеца.

Надеюсь ваш гиппокамп преобразует полученную информацию из краткосрочной в долгосрочную память.

Читайте также: