Проблема справедливости в распределении дефицитных ресурсов для трансплантации кратко

Обновлено: 04.07.2024

Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья людей.

Трансплантология — раздел медицины, изучающий проблемы трансплантации органов и тканей, таких, как почки, печень, сердце, костный мозг и т. д., а также перспективы создания искусственных органов.

Целью данной работы является детальное рассмотрение основных моральных проблем трансплантации органов и тканей, что будет решено с помощью постановки следующих задач: анализ необходимости трат на трансплантологию с точки зрения морали, моральных проблем получения органов от живых доноров, этических проблем пересадки органов от трупа, проблемы справедливости в трансплантологии, этических проблем трансплантации фетальных органов и тканей.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы

В условиях современного положения в нашей стране первой, наиболее острой моральной проблемой, которая с необходимостью возникает при обсуждении ситуаций в трансплантологии, является вопрос об оправданности развития трансплантологии как таковой. Пересадки органов – дорогостоящие хирургические мероприятия.

В условиях общей нехватки в российских больницах зачастую самых элементарных лекарственных средств, инструментария и оборудования морально ли тратить столь скудные ресурсы для спасения жизни незначительному числу граждан, если другие пути их использования в системе практического здравоохранения позволят вылечить и спасти большое число людей?

Трансплантология разрабатывает новейшие медицинские технологии высшей категории сложности, которые затем находят широкое применение и в других областях практической медицины. Поэтому некоторое перераспределение ресурсов в пользу трансплантологии как направления разработки и внедрения высоких медицинских технологий обеспечивает прогрессивное развитие здравоохранения и в конечном итоге оказывается благом для населения в целом[2] .

Закрытый для общественного контроля ведомственный механизм распределения дефицитных ресурсов не способствует общественному пониманию необходимости, с точки зрения перспектив развития медицины, приоритетного финансирования программ в области трансплантологии.

Таким образом, для достижения доверия населения и его сознанного согласия на то, чтобы признать справедливым определенное перераспределение ресурсов в пользу развития трансплантологии, необходим заинтересованный диалог и открытость для общественного контроля ведомственных механизмов их распределения.

2. Моральные проблемы получения органов от живых доноров

Этико-правовые вопросы трансплантации касаются оправданности и неоправданности пересадки жизненно важных органов в клинике, а также проблематики взятия органов у живых людей и трупов. Трансплантация органов зачастую связана с большим риском для жизни пациентов, многие из соответствующих операций до сих пор находятся в категории лечебных экспериментов и не вошли в клиническую практику.

Итак. одним из факторов в этом споре, неприемлемым с этической точки зрения, является эксплуатация. Она заложена в рыночной ситуации: кто кого эксплуатирует? Это может быть эмоциональная эксплуатация членами семьи того, кто не хотел быть донором, различные формы эксплуатации со стороны медиков или посредников. Поэтому неудивительно, что финансовые сделки по продаже органов почти неизбежно означают, что именно деньги, а не медицинская необходимость решают, какой именно пациент получит почки. Управлять данной ситуацией очень трудно. Следовательно, любые процедуры, разрешенные в это области, должны выполняться на основе строгих рекомендаций по защите живых доноров от всех форм эксплуатации.

Также при обсуждении этических вопросов пересадки органов следует разделять интересы реанимационных и трансплантационных бригад одного и того же медицинского учреждения: действия первых направлены на спасение жизни одного пациента, а вторых – на возвращение жизни другому умирающему.

При трансплантации органов от трупов возникают морально-этические проблемы, связанные как с процедурой забора органов, так и со справедливым распределением дефицитных ресурсов трансплантологии между потенциальными реципиентами. В вопросе кому принадлежат органы трупа применяются три подхода: принципы информированного согласия, презумпции согласия и рутинного забора органов. Рутинный забор пригодных для трансплантации органов у трупов в нашей стране долгое время оставался основным типом решения данного вопроса. При этом власти по собственному усмотрению могут распоряжаться телом умершего. В этом случае реализуется установка утилитарной этики, согласно которой действие морально оправданно, если оно производит наибольшее количество блага для наибольшего количества людей. Однако при этом нарушается право человека распоряжаться своим телом (пусть даже после смерти) и затрагиваются моральные ценности семьи покойного, в ряде случаев нанося родственникам дополнительную моральную травму.

Презумпция согласия. Данный тип забора органов заложен в современное российское законодательство. При этом констатируется отсутствие отказа от подобной манипуляции (как самого человека при жизни, так и родственников после его смерти). Вследствие распространенной в России правовой безграмотности этим правом пользуются редко, что, с другой стороны, является благом, так как большинство населения, не доверяя современной системе здравоохранения, с предубеждением относится к забору органов. Из-за отсутствия широкой системы позитивной информации о трансплантологии и обилию негативных публикаций в средствах массовой информации и других изданиях люди (пока не затрагиваются их личные интересы) весьма критично относятся к трансплантологии.

Информированное согласие (презумпция несогласия) предусматривает прижизненное распоряжение донора или согласие членов его семьи после его смерти. Этот тип забора органов применяется в ряде развитых стран (США, Голландия, Португалия). В США в 1968 году принят закон об анатомическом даре (для лиц старше 18 лет). Дар выражается в виде устного изъявления воли или путем заполнений специальной донорской карты.Этично ли спрашивать у родственников умершего разрешение на забор органов (причем задавать этот вопрос будет врач, который курировал больного)? С одной стороны, это нанесет им дополнительную моральную травму. С другой – отчасти снимает с врача персональную ответственность за принятие решения. Именно поэтому в некоторых американских штатах закон обязывает медиков обращаться к родственникам за разрешением на забор органов[4] .

Таким образом, сегодня в России высказываются предположения о законодательном переходе к модели информированного согласия. Следует, однако, отметить, что без проведения огромной по объему разъяснительной работы среди населения такое изменение законодательства повлечет за собой практически полную остановку трансплантаций органов и тканей.

Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья людей.

Трансплантология — раздел медицины, изучающий проблемы трансплантации органов и тканей, таких, как почки, печень, сердце, костный мозг и т. д., а также перспективы создания искусственных органов.

Целью данной работы является детальное рассмотрение основных моральных проблем трансплантации органов и тканей, что будет решено с помощью постановки следующих задач: анализ необходимости трат на трансплантологию с точки зрения морали, моральных проблем получения органов от живых доноров, этических проблем пересадки органов от трупа, проблемы справедливости в трансплантологии, этических проблем трансплантации фетальных органов и тканей.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы

В условиях современного положения в нашей стране первой, наиболее острой моральной проблемой, которая с необходимостью возникает при обсуждении ситуаций в трансплантологии, является вопрос об оправданности развития трансплантологии как таковой. Пересадки органов – дорогостоящие хирургические мероприятия.

В условиях общей нехватки в российских больницах зачастую самых элементарных лекарственных средств, инструментария и оборудования морально ли тратить столь скудные ресурсы для спасения жизни незначительному числу граждан, если другие пути их использования в системе практического здравоохранения позволят вылечить и спасти большое число людей?

Трансплантология разрабатывает новейшие медицинские технологии высшей категории сложности, которые затем находят широкое применение и в других областях практической медицины. Поэтому некоторое перераспределение ресурсов в пользу трансплантологии как направления разработки и внедрения высоких медицинских технологий обеспечивает прогрессивное развитие здравоохранения и в конечном итоге оказывается благом для населения в целом[2] .

Закрытый для общественного контроля ведомственный механизм распределения дефицитных ресурсов не способствует общественному пониманию необходимости, с точки зрения перспектив развития медицины, приоритетного финансирования программ в области трансплантологии.

Таким образом, для достижения доверия населения и его сознанного согласия на то, чтобы признать справедливым определенное перераспределение ресурсов в пользу развития трансплантологии, необходим заинтересованный диалог и открытость для общественного контроля ведомственных механизмов их распределения.

2. Моральные проблемы получения органов от живых доноров

Этико-правовые вопросы трансплантации касаются оправданности и неоправданности пересадки жизненно важных органов в клинике, а также проблематики взятия органов у живых людей и трупов. Трансплантация органов зачастую связана с большим риском для жизни пациентов, многие из соответствующих операций до сих пор находятся в категории лечебных экспериментов и не вошли в клиническую практику.

Итак. одним из факторов в этом споре, неприемлемым с этической точки зрения, является эксплуатация. Она заложена в рыночной ситуации: кто кого эксплуатирует? Это может быть эмоциональная эксплуатация членами семьи того, кто не хотел быть донором, различные формы эксплуатации со стороны медиков или посредников. Поэтому неудивительно, что финансовые сделки по продаже органов почти неизбежно означают, что именно деньги, а не медицинская необходимость решают, какой именно пациент получит почки. Управлять данной ситуацией очень трудно. Следовательно, любые процедуры, разрешенные в это области, должны выполняться на основе строгих рекомендаций по защите живых доноров от всех форм эксплуатации.

Также при обсуждении этических вопросов пересадки органов следует разделять интересы реанимационных и трансплантационных бригад одного и того же медицинского учреждения: действия первых направлены на спасение жизни одного пациента, а вторых – на возвращение жизни другому умирающему.

При трансплантации органов от трупов возникают морально-этические проблемы, связанные как с процедурой забора органов, так и со справедливым распределением дефицитных ресурсов трансплантологии между потенциальными реципиентами. В вопросе кому принадлежат органы трупа применяются три подхода: принципы информированного согласия, презумпции согласия и рутинного забора органов. Рутинный забор пригодных для трансплантации органов у трупов в нашей стране долгое время оставался основным типом решения данного вопроса. При этом власти по собственному усмотрению могут распоряжаться телом умершего. В этом случае реализуется установка утилитарной этики, согласно которой действие морально оправданно, если оно производит наибольшее количество блага для наибольшего количества людей. Однако при этом нарушается право человека распоряжаться своим телом (пусть даже после смерти) и затрагиваются моральные ценности семьи покойного, в ряде случаев нанося родственникам дополнительную моральную травму.

Презумпция согласия. Данный тип забора органов заложен в современное российское законодательство. При этом констатируется отсутствие отказа от подобной манипуляции (как самого человека при жизни, так и родственников после его смерти). Вследствие распространенной в России правовой безграмотности этим правом пользуются редко, что, с другой стороны, является благом, так как большинство населения, не доверяя современной системе здравоохранения, с предубеждением относится к забору органов. Из-за отсутствия широкой системы позитивной информации о трансплантологии и обилию негативных публикаций в средствах массовой информации и других изданиях люди (пока не затрагиваются их личные интересы) весьма критично относятся к трансплантологии.

Информированное согласие (презумпция несогласия) предусматривает прижизненное распоряжение донора или согласие членов его семьи после его смерти. Этот тип забора органов применяется в ряде развитых стран (США, Голландия, Португалия). В США в 1968 году принят закон об анатомическом даре (для лиц старше 18 лет). Дар выражается в виде устного изъявления воли или путем заполнений специальной донорской карты.Этично ли спрашивать у родственников умершего разрешение на забор органов (причем задавать этот вопрос будет врач, который курировал больного)? С одной стороны, это нанесет им дополнительную моральную травму. С другой – отчасти снимает с врача персональную ответственность за принятие решения. Именно поэтому в некоторых американских штатах закон обязывает медиков обращаться к родственникам за разрешением на забор органов[4] .

Таким образом, сегодня в России высказываются предположения о законодательном переходе к модели информированного согласия. Следует, однако, отметить, что без проведения огромной по объему разъяснительной работы среди населения такое изменение законодательства повлечет за собой практически полную остановку трансплантаций органов и тканей.

Вместе с тем даже наиболее последовательные сторонники равной доступности органов для пересадки расходятся во мнениях относительно того, насколько универсальны предложные механизмы распределения и сами критерии. Во многих странах мира существуют возрастные ограничения для реципиентов. Иногда считается морально оправданным ограничивать доступность программ по пересадке органов для тех, кто потерял здоровье в силу ненормального образа жизни – наркоманов, алкоголиков и т.д.

Естественным ограничением для потенциальных реципиентов является состояние их здоровья – наличие других заболеваний, осложняющих перспективы пересадки. Существует неизбежное противоречие между универсализмом идеи равноправия и высокой степенью дифференциации реальных отношений, в которых находятся люди[7] .

В настоящее время трансплантация - одно из направлений практического здравоохранения. По данным IX Всемирного конгресса трансплантологов (1982 г.) пересажено сотни сердец (723), десятки тысяч почек (64000) и т.д. Пока трансплантологические операции исчислялись единицами и носили экспериментальный характер, они вызывали удивление и даже одобрение. 1967 год - год, когда К. Бернардом была произведена первая в мире пересадка сердца. За ней в течение 1968 года была произведена еще 101 подобная операция. Эти годы называли в прессе временем "трансплантационной эйфории".

В данной работе рассмотрены основные моральные проблемы трансплантации органов и тканей, проанализирована необходимость трат на трансплантологию с точки зрения морали, моральные проблемы получения органов от живых доноров, этические проблемы пересадки органов от трупа, проблемы справедливости в трансплантологии.

1. Иванюшкин, А.Я. Введение в биоэтику/ А.Я. Иванюшкин - М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 381 с.

2. Кэмпбелл, А. Медицинская этика/ А. Кэмпбелл, Г. Джиллет – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 400 с.

3. Семашко, Н.А. Врачебная этика/ Н.А. Семашко. – Спб.: АЦИС, 2005. – 206 с.

4. Силуянова, И.В. Биоэтика в России: ценности и законы/ И.В. Силуянова – М.: Философская мысль, 2001. – 192 с.

5. Федоров, М.А. Биоэтика/ М.А. Федоров – М.: Медицина, 2000. – 251 с.

[1] Силуянова, И.В. Биоэтика в России: ценности и законы/ И.В. Силуянова – М.: Философская мысль, 2001. – С. 36.

[2] Семашко, Н.А. Врачебная этика/ Н.А. Семашко. – Спб.: АЦИС, 2005. – С. 56.

[3] Иванюшкин, А.Я. Введение в биоэтику/ А.Я. Иванюшкин - М.: Прогресс-Традиция, 1998. – С. 309.

[4] Силуянова, И.В. Биоэтика в России: ценности и законы/ И.В. Силуянова – М.: Философская мысль, 2001. – С. 34.

[5] Кэмпбелл, А. Медицинская этика/ А. Кэмпбелл, Г. Джиллет – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С. 177.

[6] Иванюшкин, А.Я. Введение в биоэтику/ А.Я. Иванюшкин - М.: Прогресс-Традиция, 1998. – С. 314.

1. федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный медицинский

Актуальность темы лекции
Цель изучения темы
лекции: выделить
основные моральные
проблемы
трансплантации органов
и тканей, раскрыть
специфику этических
проблем забора органов
от живого донора и
трупа, определить
нравственные аспекты
проблемы
ксенотрансплантации.
продиктована
неоднозначными
нравственными оценками
смерти и умирания;
комплексом моральных
вопросов, возникающих
вследствие активного
развития возможностей
медицины в сфере
трансплантологии.
Моральные
проблемы
трансплантол
огии
Задачи изучения темы
лекции:
понимать специфику
проблемы справедливости в
области трансплантологии
знать основные этические
проблемы этой сферы
оказания медицинской
помощи;
иметь представление о
специфику проблем,
связанных с забором органов
от живого донора;
иметь представление о
специфике проблем,
связанных с забором органов
от трупа;
понимать этические
проблемы
ксенотрансплантации.

3. План

1. Трансплантации: краткая история,
2.
3.
4.
5.
классификации и виды
Этические проблемы трансплантологии.
Проблема справедливости в
трансплантологии.
Этические аспекты забора органов от
живого донора
Моральные подходы к забору органов от
трупа.

4. Трансплантация –

6. Из истории вопроса

7. Пересадка сердца

3 декабря 1967 г. В Кейптауне южноафриканский
хирург Кристиан Бернард осуществил первую
пересадку сердца от погибшего человека умирающему
пациенту, чем вызвал огромный общественный
резонанс. Больной прожил после операции 18 сут и
умер от двусторонней пневмонии.
В России первая пересадка сердца была выполнена
А.В. Вишневским в 1968 г. Пациентка скончалась через
33 ч после операции.
Первая удачная пересадка сердца в России была
проведена академиком В. И. Шумаковым в 1986 г.

8. Пересадка почки

В эксперименте на животных впервые почку
пересадили Каррель и Ульман в 1902 г.
В 1934 г. Вороновым была предпринята первая попытка
трансплантации трупной почки больной при острой
почечной недостаточности, закончившаяся неудачно.
В 1953 г. Хьюм выполнил первую успешную пересадку
почки от родственного донора.
В России в 1965 г. Б.В. Петровский впервые успешно
трансплантировал почку от живого донора и от трупа.
В настоящее время в России ежегодно пересаживают
около 500 почек (в Европе - около 10 000).

9. Причины отказа людей на пересадку органов:

Иллюзия все еще длящейся жизни, словно умерший
продолжает считаться живым человеком;
Потребность уважать умершего как способ
выразить уважение к тому, кто когда-то был
живым;
Недоверие к официальной медицине и
биомедицинским достижениям (критерий смерти
мозга, ощущение беспокойства при мысли о
собственной беспомощности и т.д.);
ощущение того, что трансплантация
противоестественна (н-р, мысль о том, что
собственные органы продолжают жить в теле
другого человека)

10. Классификация трансплантаций по типу трансплантатов

11. Классификация трансплантаций по типу доноров

Типы забора органов для
трансплантации от трупа
Презумпция
согласия
Презумпция
несогласия
рутинный забор

Рутинный забор (осуществлялся в СССР)
основанием является сложившаяся практика, согласно
которой власти могут по своему усмотрению
распоряжаться телом умершего человека. В
частности, они дают службам здравоохранения
полномочия производить вскрытие, забирать органы
для научных и прочих манипуляций, использовать
физиологические жидкости и ткани трупа для самых
разных целей.
Тело умершего человека в данном случае трактуется
как государственная собственность, которую
медики могут использовать в общественных
интересах.

15. Механизм презумпции согласия (или предполагаемого согласия)

• Этот принцип отличается от рутинного забора
тем, что хотя специальное разрешение на забор
органов после смерти и не испрашивается, но
согласие на такой забор предполагается, то есть
констатируется отсутствие отказа от подобной
манипуляции.
• Действующий закон по трансплантологии
предоставляет право на отказ как самому человеку
– заранее, так и его родственникам – после его
смерти.

17. Этические проблемы трансплантологии

Согласие на донорство органов после смерти
Определение смерти человека
Проблема справедливости
Опасность коммерциализации донорства
Проблема отторжения
Благополучие животных

согласие от самого донора
ПЛЮСЫ
во-первых, максимально
соблюдается и защищается
фундаментальное право человека на
свободу и добровольное определения
судьбы своего физического тела после
смерти;
во-вторых, снижается потенциальная
возможность криминализации данной
отрасли медицины;
в-третьих, поддерживается уверенность
человека в достойное отношение к его
телу после смерти;
в-четвертых, врач освобождается от
психоэмоциональных перегрузок,
связанных с совершением этически
некорректных (в частности,
насильственных) действий.
МИНУСЫ
Во-первых, потенциальное снижение
количества органов для
трансплантации, за счет более сложной
процедуры получения согласия по
сравнению с моделью презумпции
согласия;
Во-вторых, для родственников решение
такой проблемы, как трансплантация
органов умершего, в момент внезапной
смерти близкого человека, является
чрезмерной нагрузкой и не дает им
возможности полно и ясно рассмотреть
проблему.

21. 2 проблема. Определение смерти человека

2 ПРОБЛЕМА.
Определение смерти человека
Остается большой этической,
правовой и медицинской проблемой
вопрос об определении момента
смерти человека,
т.е. когда мы начинаем считать
человека умершим.

Особо дискуссионными предстают в
этой связи критерии смерти
человека:
кардиопульмонологический критерий
(биологическая смерть)
неврологический критерий
(смерть мозга)

24. 3 проблема. Проблема справедливости

25. При распределении органов для трансплантации руководствуются тремя достаточно обоснованными критериями:

26. 4 проблема. Опасность коммерциализации донорства

27. 5 проблема. Проблема отторжения

28. 6 проблема. Благополучие животных

6 ПРОБЛЕМА.
Благополучие животных
Эта проблема связана с ксенотрансплантацией.
Ксенотрансплантациями называются
пересадки органов и тканей от животных
человеку.
Попытки переливать кровь от животных человеку и
пересаживать органы имеют давнюю историю. Однако
только с появлением циклоспорина, подавляющего
реакции отторжения трансплантатов, и с прогрессом в области генетической инженерии, который сулит
преобразовать геном животных-доноров для обеспечения
гистосовместимости, возникли реальные коммерческие
проекты в области ксенотрансплантологии.

30. В рамках этой проблемы можно выделить следующие точки зрения:

31. Моральные проблемы получения органов от живых доноров

Пересадка органа от живого донора сопряжена с
серьезным риском для последнего:
Во-первых, это риск, связанный с проведением самой
хирургической операции, которая для любого пациента
всегда является значительной психофизиологической
травмой. В литературе описаны случаи серьезных
осложнений в процессе и после изъятия почки у донора (и
даже летальных исходов).
Во-вторых, лишившись одного из парных органов или части
непарного органа, донор становится в большей степени
уязвим к неблагоприятным внешним воздействиям, что
чревато развитием различных форм патологии.

32. При трансплантации от живого донора необходимо соблюдение трех основных условий:

33. С этической точки зрения донорство должно быть добровольной, осознанно совершаемой и бескорыстной (альтруистической) жертвой

Добровольность
возможна
при
отсутствии
принуждения к донорству, опирающегося на
родовую, административную, финансовую или
иную зависимость (прямую или через посредство
третьих лиц).
Альтруизм предполагает исключение коммерческой
сделки, то есть купли-продажи, в отношениях
между донором и реципиентом.
Осознанность жертвы должна основываться на
полноте информации, предоставляемой врачом о
возможном риске в отношении состояния
здоровья
и
социального
благополучия
(трудоспособности) потенциального донора, а
также о шансах на успех для предполагаемого
реципиента.

35. Чтобы избежать негативных последствий, общество обязано пойти:

либо по линии легализации торговли
органов от живых доноров (что вряд ли
приемлемо),
либо разработать комплекс необходимых
мер

эффективно
контролировать
запрет
коммерциализации;
ослабить давление объективных факторов
путем
улучшения
финансирования
программ по трансплантологии, создания
национальной
системы
заготовки
и
распределения трупных органов для
пересадки;
усилить механизмы социальной защиты
населения.

37. Моральные проблемы пересадки органов от трупа

Проблемы, возникающие при пересадке органов от
трупа:
проблема справедливости в распределении между
потенциальными реципиентами дефицитных ресурсов
(органов и тканей) трансплантологии;
моральные проблемы процедуры забора органов
(принципы информированного согласия, презумпции
согласия и рутинного забора);
этические проблемы, связанные с торговлей
человеческими органами и тканями в
трансплантологической практике.

38. В настоящее время выделяют две позиции по отношению к трансплантации органов и тканей

40. Основные требования в области трансплантологии, согласно законодательству РФ Статья 47. Донорство органов и тканей человека и

их
трансплантация (пересадка)
органы могут быть изъяты из тела умершего человека только в целях
трансплантации;
изъятие может производиться, когда нет предварительных сведений об отказе
или возражениях изъятия органов от умершего или его родственников;
врачи, удостоверяющие факт смерти мозга потенциального донора, не должны
непосредственно участвовать в изъятии органов у донора или иметь
отношение к лечению потенциальных реципиентов;
медицинским работникам запрещается любое участие в операциях по
пересадке органов, если у них есть основания полагать, что используемые
органы стали объектом коммерческой сделки;
тело и части тела не могут служить объектом коммерческих сделок
не допускается принуждение к изъятию органов и тканей человека для
трансплантации (пересадки)

Объектами трансплантации в Российской
Федерации могут быть органы и ткани:
сердце, легкое, комплекс сердце-легкое, печень,
почка, поджелудочная железа с 12-перстной кишкой,
селезенка, эндокринные железы, кишечник и его
фрагменты, костный мозг, трахея, и т.д.)
Их перечень утверждён Министерством
здравоохранения РФ совместно с РАМН.
В этот перечень не включены органы, их части и ткани,
имеющие отношение к воспроизводству человека
(яйцеклетка, сперма, яичники или эмбрионы), а также
кровь и её компоненты

При этом необходимо учитывать, что
закон регламентирует лишь самые
общие правила взаимоотношений
врачей, реципиентов, доноров и
их родственников.
Остается значительное число
проблемных ситуаций, которые
требуют более тонкой и детальной
этической квалификации и правового
регулирования.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Этические проблемы трансплантологии. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Этические проблемы трансплантологии Выполнили студентки П-203 группы Абдулова Камилла Зиннурова Камилла

Правовая База 1996 г. “Конвенция о правах человека и биомедицине”; 1992 г. "Закон Российской Федерации о трансплантации органов и (или) тканей человека« (изменения и дополнения 2000 г. и 2007г.)

1992 г. "Закон Российской Федерации о трансплантации органов и (или) тканей человека" Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и тканей: Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья. Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей -специалистов не будет причинен значительный вред. Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента. Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли -продажи. Купля - продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций.

Виды источников органов и/или тканей для трансплантации трупное донорство; живые доноры; искусственные органы и ткани; органы животных (ксенотрансплантаты) фетальные ткани.

Типы этических проблем трансплантологии: Оправданность перераспределения медицинских ресурсов в пользу развития трансплантологии. Коммерческие отношения при проведении трансплантологических операций. Проблемы конкретных этапов технологии трансплантации: проблемы, связанные с констатацией смерти человека по критериям смерти мозга; эксплантация (изъятие) органов и (или) тканей у трупа или живого донора; распределение уже имеющихся донорских органов или тканей реципиента.

Принцип рутинного забора тело после смерти человека согласно этому принципу становится собственностью государства.

Принцип презумпции несогласия Каждый человек заранее не согласен с тем, что его органы будут пересажены другому человеку. Органы можно изъять только в случае получения прижизненного согласия от самого человека, либо согласия родственников после его смерти.

Проблема справедливости в распределении -утилитаристический принцип; -принцип равноправия: 1. максимальная совместимость донора и реципиента, 2. длительность ожидания, 3. экстренность ситуации, 4. удаленность реципиента от донорского органа.

Проблема принятия трансплантологии традиционным религиозным мировоззрением Христианство: позитивно оценивает факт изъятия и переноса органа умершего в тело живого человека. Римско-католическая церковь: донорство в трансплантологии - это акт милосердия и нравственный долг. Протестантизм: законность существования человека, получившего орган от другого, однако, продажа органов считается аморальной. ПЦ четко не обозначила своих позиций в проблеме оправданности изъятия и пересадки органов, однако в Основах православия нет повода к появлению запретительных тенденций. Иудаизм: допускает пересадку органов, если речь идет о спасении человеческой жизни. Конфуцианство: тело считается неприкосновенным, принадлежащим всей генеалогической ветви – предкам и потомкам.

Медико-этические проблемы ксенотрансплантации Ксенотрансплантациями называются пересадки органов и тканей от животных человеку. Ксенотрансплантация ставит фундаментальную этическую проблему - является ли человек высшей моральной ценностью, во имя которой можно причинять страдания и боль, а также вызывать смерть других живых существ? Ксенотрансплантация создает возможность размывания границ между видами. Ксенотрансплантация покушается на идентичность личности и восприятие человеком собственного тела.

Читайте также: