Неоромантизм это в литературе кратко

Обновлено: 08.07.2024

Неороманти́зм — течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX—XX веков, возникшее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века. В общем смысле слова может быть определён как возрождение литературных настроений первой половины XIX века в Европе (романтизм). Может пониматься как ранняя фаза или одно из течений модернизма.

К неоромантикам относят также некоторых значительных музыкантов XX в., например, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, Воана-Уильямса и др.; неоромантическими считаются некоторые сочинения П. Хиндемита; начиная с последней трети XX в. неоромантиками называли В. Рима, Дж. Адамса


Разве может романтизм быть новым? Еще как! И данное литературное направление - живое подтверждение тому. Чем он отличается от обычного романтизма? Своей большей реалистичностью. Направление неоромантизма появилось относительно недавно, чуть больше 100 лет назад. И быстро приобрело популярность среди писателей как в России, так и за рубежом.

Что это такое

Неоромантизм - это художественное направление в литературе. Его корни уходят в конец XIX века. А если говорить более точно, то это направление стало популярно на рубеже XIX и XX века.

Понятие

В общем смысле, неоромантизм - это возрождение литературных течений первой половины XIX века. Еще его можно охарактеризовать, как начало модернизма.

Мартен Иден

Значение

Каковы основные черты неоромантизма? Его главной особенностью являются традиции романтического направления начала XIX века и реализм в искусстве середины этого же самого периода.

Если говорить более понятным языком, то произведения неоромантизма в литературе пронизаны своими героическими сюжетами. Это отличает их от произведений, написанных представителями романтизма. Героизм, пропитанный духом реализма. От героев подобных произведений требуется крепость духа, сила воли и оптимизм, чтобы не "сломаться" под воздействием жизненных обстоятельств.

Героизм в реальности

Остров сокровищ

Все герои произведений в стиле неоромантизма - люди с огромной силой воли. Своими поступками они показывают основную и очень важную деталь течения: неиссякаемый оптимизм вкупе с возможностью духовной закалки человека.

Неоромантизм 20 века - это не противопоставление обычному человеку какого-то идеального героя. Это человек, превращенный в героя. В основе произведений - обычные жизненные ситуации, требующие принятия смелых решений. Вера в собственные силы - это ли не героизм? Идеал находят в реальности.

Авторы, работающие в стиле неоромантизма, уверены, что взгляд на реальность зависит от угла, под которым на нее смотрят. И все можно увидеть в чистом свете. Герои их пера умеют смотреть на мир сквозь призму прекрасного. Они видят в нем красоту и уникальность.

Единожды взглянув на окружающую среду по-другому, человек способен обнаружить в этом мире что-то интригующее, необычное и таинственное. Тяга к приключениям - это смысл жизни героев неоромантизма. Каждый их день - это отдельное приключение. Бурное, яркое и насыщенное. Заставляющее сменить собственную жизненную позицию, взглянуть под другим углом не только на мир, но и на самого себя.

Блистающий мир

Значение для читателя

Авторы этого течения хотели донести до своих читателей, что неоромантизм - это искусство особое. А искусство - ключ к пониманию смысла жизни. Произведения в духе неоромантизма помогают читателю пересмотреть свои жизненные позиции. Не только прочесть книгу, как красивую фантазию и убежать от будничной суеты в художественный мир, но и задуматься над этим миром, изменить свое отношение к нему.

Неоромантизм в зарубежной литературе

В первых рядах представителей неоромантизма Артур Конан Дойл. Всемирную славу ему принес легендарный Шерлок Холмс. И кстати, истории о великом сыщике написаны в стиле неоромантизма.

Легендарный Шерлок Холмс

Основная идея, которой Артур Конан Дойл руководствовался, – утверждение справедливости.

Еще один выдающийся автор, следовавший течению неоромантизма, - Роберт Луис Стивенсон. Его произведения, такие как "Остров сокровищ" и "Дом на дюнах", наиболее ярко открывают стиль автора. Красочный и сдержанный. Герои произведений отличаются своей душевной чистотой, искренностью и немного детской наивностью.

Говоря о неоромантизме нельзя обойти стороной Джека Лондона. Его сборник рассказов "Мартен Иден" стал творческой вершиной писателя. Как отзывался о данном романе сам автор: "Трагедия одиночки, пытающегося внушить миру истину".

Жюль Верн, известный каждому школьнику своими романами "Дети капитана Гранта" и "Пятнадцатилетний капитан", также является ярким сторонником неоромантизма.

Редьярд Киплинг, которого мы знаем благодаря знаменитой "Книге джунглей", написал не менее выдающееся произведение. "Ким" - это повествование о подростке, путешествующем по Индии в компании старого Ламы. Опасные и полные тайн приключения, смертельные схватки и познание всей мудрости Востока – вполне в духе неоромантического течения.

Ким: мальчик и старик

Русские писатели

Неоромантизм в русской литературе не остался незамеченным. Ранние работы Максима Горького, например, яркое тому подтверждение. Вспомним "Старуху Изергиль". Герои Данко и Ларра, насколько они схожи: оба являются сильными личностями, стремятся к свободе, ищут что-то новое. Они ненавидят ответственность, отталкивают ее, считая средством давления на человека. Их противопоставляют толпе "серых посредственностей". То есть, толпе рабов. И толпа ненавидит их за это. За то, что Данко и Ларра выше их, храбрее и не боятся бросать вызов старому, привычному и разрушающему.

Чем заканчивается судьба героев? Толпа губит и Данко, и Ларру.

Данко и Ларра

Или "Алые паруса" – повесть-феерия, в которой девочка Ассоль ждала своего принца из-за моря. Она мечтала о том, что он приплывет на корабле. Над Ассоль смеялись, а она преодолевала невзгоды. И, несмотря ни на что, дождалась прекрасного принца, приплывшего на корабле с алыми парусами.

Этот роман заставляет верить в чудо. Какие бы преграды не стояли на нашем пути, как бы не относились к нашим мечтам, нельзя отступать. Главное - верить.

И последний роман Александра Грина, который открывает одну из сторон безумного мира - "Блистающий мир", в котором рассказано о Друде. Этот человек умел летать, а люди, правящие миром, убивают его. И блистающий красками, такой сочный и яркий мир вдруг показывает свою жестокую и черную сторону, совсем не романтическую. Люди убили полет, они убили мечту.

Александр Куприн, Николай Гумилев, Владимир Набоков - это классики, которые работали в стиле неоромантизма. Русские классики, не побоявшиеся отступить от привычной идеи романтизма, последовать чему-то новому. Совсем как горьковские Данко и Ларра.

Заключение

Посмотрим на мир

Мы подробно рассмотрели понятие неоромантизма.

Основная мысль статьи: неоромантизм - это литературное течение рубежа XIX и XX века, в котором соединился романтизм и реализм. Данное направление позволяет превратить обычного человека в героя, увидеть героизм в повседневной жизни.

Произведения, написанные в стиле неоромантизма, хороши по-особому. Это сложно описать словами, их нужно прочесть и попытаться взглянуть на мир под другим углом.

- возрождение романтической традиции в литературе конца XIX - начала XX столетия, с последующим ее переосмыслением и дополнением. Для Н. характерны романтическое двоемирие (конфликт идеального и реального), повышенный интерес к сильной личности и т. д. К Н. относят творчество таких художников рубежа веков, как К. Бальмонт, А, Блок и др. См. также романтизм

Смотреть что такое НЕОРОМАНТИЗМ в других словарях:

НЕОРОМАНТИЗМ

НЕОРОМАНТИЗМ

(от греч. n?os – новый и романтизм), художественное течение в европейской литературе на рубеже 19–20 вв., представители которого синтезировали в своём . смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

НЕОРОМАНТИЗМ в общем смысле слова может быть определен как возрождение в конце XIX и начале XX века литературных настроений первой четверти и полов. смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

неороманти́зм• неоромантизм(від грец. νέος — новий і романтизм)- об'єднуюча назва різних романт. течій і тенденцій у європейських та американській л-ра. смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

Нанометр Нанизм Намин Намет Наин Назем Наз Мраз Мотрон Мотор Мотин Мотание Мот Мороз Моро Мормон Морион Морин Морзе Морена Мор Монтер Монтан Монт Монотеизм Монорим Мономер Мономан Моном Моноз Моно Монитор Монизм Монетаризм Монета Монер Момот Момент Моир Мнемозин Митра Митоз Мирт Мирон Миро Мирно Мирза Мир Миот Мионема Миомер Миома Миоз Мио Минорат Минор Миномет Минер Минарет Мина Мимоза Мимо Мим Мизерно Мизер Миаз Метроном Метро Метр Метина Метиз Метан Мета Меромиз Мерно Мерин Мерим Мера Меота Ментор Мент Менора Менонит Мена Мезотрон Мезонин Мезон Мезоатом Мезим Матине Матеро Материн Мат Мартин Марти Мартен Март Маронит Мармит Марино Марин Маори Маоизм Мао Манто Мант Манор Манометр Манноз Маннит Маниот Манин Манизм Мание Манерно Манер Ман Мамонт Мамон Мамин Мазнин Мазер Маз Итр Ирон Ирма Иран Ионон Ионометр Иономер Ионатор Ион Иомен Иоанн Интерн Интер Инта Инна Инертно Имам Изотон Изотерма Изотера Изот Изомер Изоатм Изоант Изоанемон Измор Измена Изм Иена Зримо Зот Зорин Зооним Зонт Зона Зоман Зоеа Знатно Знатие Знание Зина Зима Зет Зеро Зерно Зернина Зер Зенон Зенит Земно Затор Затон Затемно Затем Зао Замот Замор Замин Заметно Замет Замер Зам Заир Заем Ера Енот Енина Енамин Атомизм Атом Атм Атиреоз Атеизм Артемон Артем Арт Арон Арно Арион Ариозо Арин Аризон Арен Аоот Аон Аозт Антоно Антонио Антоним Антон Анти Ант Анри Аноним Анон Аннот Нант Анизометр Анемон Амниот Амнион Нато Натр Амин Амер Аир Азот Азин Амитоз Амми Аммонит Амон Нарез Амт Наотрез Анзерин Аним Анин Анион. смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

(нем. Neoromantik, англ. neoromanticism) - термин, к-рым обычно обозначают поздний период развития муз. романтизма. К Н. чаще всего относят тво. смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

НЕОРОМАНТИЗМ

1) Орфографическая запись слова: неоромантизм2) Ударение в слове: неоромант`изм3) Деление слова на слоги (перенос слова): неоромантизм4) Фонетическая т. смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

НЕОРОМАНТИ́ЗМ, у, ч.Комплекс різноманітних напрямів у європейській мистецькій культурі кінця XIX – початку XX ст., які відродили ряд принципів романтиз. смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

НЕОРОМАНТИЗМ, условное наименование комплекса разнообразных течений в европейской художественной культуре на рубеже 19-20 вв., возникших главным образом как реакция на позитивизм в идеологии и натурализм в искусстве и возродивших ряд принципов романтизма (пафос личной воли, отрицание обыденного, культ иррационального, тяга к фантастике и др.). К неоромантизму относят, напр., французский символизм, постимпрессионизм; более строго - течение в английской литературе того же времени (Дж. Конрад, Р. Киплинг). В музыке под неоромантизмом обычно понимается поздний романтизм (Ф. Лист, Р. Вагнер), а также творчество композиторов 70-80-х гг. 20 в., обратившихся к стилистике романтизма.

НЕОРОМАНТИЗМ

НЕОРОМАНТИЗМ - условное наименование комплекса разнообразных течений в европейской художественной культуре на рубеже 19-20 вв., возникших главным образом как реакция на позитивизм в идеологии и натурализм в искусстве и возродивших ряд принципов романтизма (пафос личной воли, отрицание обыденного, культ иррационального, тяга к фантастике и др.). К неоромантизму относят, напр., французский символизм, постимпрессионизм; более строго - течение в английской литературе того же времени (Дж. Конрад, Р. Киплинг). В музыке под неоромантизмом обычно понимается поздний романтизм (Ф. Лист, Р. Вагнер), а также творчество композиторов 70-80-х гг. 20 в., обратившихся к стилистике романтизма.
. смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

НЕОРОМАНТИЗМ, условное наименование комплекса разнообразных течений в европейской художественной культуре на рубеже 19-20 вв., возникших главным образом как реакция на позитивизм в идеологии и натурализм в искусстве и возродивших ряд принципов романтизма (пафос личной воли, отрицание обыденного, культ иррационального, тяга к фантастике и др.). К неоромантизму относят, напр., французский символизм, постимпрессионизм; более строго - течение в английской литературе того же времени (Дж. Конрад, Р. Киплинг). В музыке под неоромантизмом обычно понимается поздний романтизм (Ф. Лист, Р. Вагнер), а также творчество композиторов 70-80-х гг. 20 в., обратившихся к стилистике романтизма. смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

НЕОРОМАНТИЗМ , условное наименование комплекса разнообразных течений в европейской художественной культуре на рубеже 19-20 вв., возникших главным образом как реакция на позитивизм в идеологии и натурализм в искусстве и возродивших ряд принципов романтизма (пафос личной воли, отрицание обыденного, культ иррационального, тяга к фантастике и др.). К неоромантизму относят, напр., французский символизм, постимпрессионизм; более строго - течение в английской литературе того же времени (Дж. Конрад, Р. Киплинг). В музыке под неоромантизмом обычно понимается поздний романтизм (Ф. Лист, Р. Вагнер), а также творчество композиторов 70-80-х гг. 20 в., обратившихся к стилистике романтизма. смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

- условное наименование комплекса разнообразных течений вевропейской художественной культуре на рубеже 19-20 вв., возникших главнымобразом как реакция на позитивизм в идеологии и натурализм в искусстве ивозродивших ряд принципов романтизма (пафос личной воли, отрицаниеобыденного, культ иррационального, тяга к фантастике и др.). Кнеоромантизму относят, напр., французский символизм, постимпрессионизм;более строго - течение в английской литературе того же времени (Дж.Конрад, Р. Киплинг). В музыке под неоромантизмом обычно понимается позднийромантизм (Ф. Лист, Р. Вагнер), а также творчество композиторов 70-80-хгг. 20 в., обратившихся к стилистике романтизма. смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

приставка - НЕО; корень - РОМАНТ; суффикс - ИЗМ; нулевое окончание;Основа слова: НЕОРОМАНТИЗМВычисленный способ образования слова: Приставочно-суффикса. смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

Ударение в слове: неоромант`измУдарение падает на букву: иБезударные гласные в слове: неоромант`изм

НЕОРОМАНТИЗМ

НЕОРОМАНТИЗМ

Напрямок у мистецтві на рубежі XIX та ХХ ст., наступник романтизму, в літературі мав притаманні модернізмові тенденції (засіб експресії та символізму);. смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

сущ. муж. рода, только ед. ч.иск., филос.неоромантизм -у

НЕОРОМАНТИЗМ

пізній період романтизму, пов’язаний з творчістю Й.Брамса, А.Брукнера, Р.Вагнера, Х.Вольфа, Ф.Ліста, Г.Малера, Р.Штрауса, а також М.Регера, Л.Яначека, які звертались до естетики романтизму на знак протесту проти надмірностей 'другого авангарду'. смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

Rzeczownik неоромантизм m neoromantyzm m

НЕОРОМАНТИЗМ

-у, ч. Напрям в культурі кінця 19 – початку 20 ст., пов'язаний з відродженням і розвитком ідей романтизму.

НЕОРОМАНТИЗМ

не`ороманти'зм, не`ороманти'змы, не`ороманти'зма, не`ороманти'змов, не`ороманти'зму, не`ороманти'змам, не`ороманти'зм, не`ороманти'змы, не`ороманти'змом, не`ороманти'змами, не`ороманти'зме, не`ороманти'змах. смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

напрямок у мистецтві на рубежі XIX та ХХ ст., наступник романтизму, в літературі мав притаманні модернізмові тенденції (засіб експресії та символізму); ідейна основа н. - індивідуалізм та містицизм. смотреть

НЕОРОМАНТИЗМ

НЕОРОМАНТИЗМ

Начальная форма - Неоромантизм, винительный падеж, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, мужской род, неодушевленное

НЕОРОМАНТИЗМ

-у, ч. Напрям в культурі кінця 19 – початку 20 ст., пов'язаний з відродженням і розвитком ідей романтизму.

Характерные черты: неприятие действительности; сильная личность, духовно неукротимая; романтизм и максимализм чувства; страсти, напряженность фабулы, экзотика и. т.д.
Это литература действия. Тоска по красоте, недовольство прозаическим сознанием, прославление силы, мужества.
Неоромантизм – это попытка возродить романтический взгляд на мир.
Неоромантизм – это эстетический и этический протест против дегуманизации личности и реакция на натурализм и крайности декадентства.

Если у романтиков начала века понимание прекрасного всегда отражало нравственное, то у неоромантиков прекрасное нередко совпадало с полезным.

Неоромантики полагали, что все зависит от угла зрения, под которым рассматривается действительность, от умения человека увидеть красоту и необычность окружающего его мира. Именно поэтому для неоромантиков характерен культ приключения, стремление к необычному. Неоромантизм показывает, как человек, сумевший увидеть окружающий его мир свежим взглядом, открывает в нем таинственное, необычное. Стремление к опасностям, авантюрам, к столкновению с трудностями и их преодолению делает, по мнению неоромантиков, жизнь человека яркой, насыщенной




Богатый язык произведений Киплинга, полный метафор, внёс большой вклад в сокровищницу английского языка. Неоромантическая тенденция проявляется у Р. Киплинга и в выборе им своего героя, в личности которого писателем как бы утверждается единство обыденного и возвышенного, его мечтаний и той реальности, в которой он находится, а нередко в противопоставлении идеального и реального в жизни. Герой Р. Киплинга нередко находится и существует на стыке конкретно-бытового и экзотического, порой даже фантастического, и при этом он существует в этом мире вполне органично.

Не менее яркой отличительной чертой неоромантической прозы Р. Киплинга стало стремление писателя включить в свое повествование объективный материал: то, что достоверно известно — факты, события, поступки людей. Все это является стержнем повествования в рассказах и новеллах Р. Киплинга, которое у него никогда не осложняется их долгим осмыслением или развернутыми комментариями со стороны персонажей или рассказчика.

Характерные черты: неприятие действительности; сильная личность, духовно неукротимая; романтизм и максимализм чувства; страсти, напряженность фабулы, экзотика и. т.д.
Это литература действия. Тоска по красоте, недовольство прозаическим сознанием, прославление силы, мужества.
Неоромантизм – это попытка возродить романтический взгляд на мир.
Неоромантизм – это эстетический и этический протест против дегуманизации личности и реакция на натурализм и крайности декадентства.

Если у романтиков начала века понимание прекрасного всегда отражало нравственное, то у неоромантиков прекрасное нередко совпадало с полезным.

Неоромантики полагали, что все зависит от угла зрения, под которым рассматривается действительность, от умения человека увидеть красоту и необычность окружающего его мира. Именно поэтому для неоромантиков характерен культ приключения, стремление к необычному. Неоромантизм показывает, как человек, сумевший увидеть окружающий его мир свежим взглядом, открывает в нем таинственное, необычное. Стремление к опасностям, авантюрам, к столкновению с трудностями и их преодолению делает, по мнению неоромантиков, жизнь человека яркой, насыщенной

Богатый язык произведений Киплинга, полный метафор, внёс большой вклад в сокровищницу английского языка. Неоромантическая тенденция проявляется у Р. Киплинга и в выборе им своего героя, в личности которого писателем как бы утверждается единство обыденного и возвышенного, его мечтаний и той реальности, в которой он находится, а нередко в противопоставлении идеального и реального в жизни. Герой Р. Киплинга нередко находится и существует на стыке конкретно-бытового и экзотического, порой даже фантастического, и при этом он существует в этом мире вполне органично.

Не менее яркой отличительной чертой неоромантической прозы Р. Киплинга стало стремление писателя включить в свое повествование объективный материал: то, что достоверно известно — факты, события, поступки людей. Все это является стержнем повествования в рассказах и новеллах Р. Киплинга, которое у него никогда не осложняется их долгим осмыслением или развернутыми комментариями со стороны персонажей или рассказчика.

Читайте также: