Многообразие типов научного знания кратко

Обновлено: 02.07.2024

В структуре научного знания выделяют, прежде всего, два уровня знания – эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Применительно к познавательному процессу в целом, имея в виду не только научное познание, чаще всего говорят о чувственной и рациональных ступенях познания.

Подобные идеализированные объекты являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с которыми производятся мысленные эксперементы. Результат этих экспериментов – выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в понятиях. Т.о., теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне - рациональное.

Научное познание регулируется идеалами и нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения.

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.

Гипотезой называют особого рада знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях между явлениями и т.д.), а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении).

Теория – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам.

В структуре научного знания выделяют, прежде всего, два уровня знания – эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Применительно к познавательному процессу в целом, имея в виду не только научное познание, чаще всего говорят о чувственной и рациональных ступенях познания.




Подобные идеализированные объекты являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с которыми производятся мысленные эксперементы. Результат этих экспериментов – выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в понятиях. Т.о., теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне - рациональное.

Научное познание регулируется идеалами и нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения.

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.

Гипотезой называют особого рада знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях между явлениями и т.д.), а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении).

Теория – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам.

Совокупность критериев научности определяет вполне конкретную модель науки, которую обозначают термином классическая наука. Система выделенных критериев научности может быть представлена следующим образом. Во-первых, научность отождествляется с объективностью. Объективность понимается как нацеленность на объект, как объектность. Для науки - все объект, постигаемый через опыт.

Вторая особенность науки - опытный характер знания. Наблюдение, эксперимент, измерение - основные методы получения и подтверждения знания. В этой связи к научному эксперименту предъявляется требование воспроизводимости и повторяемости. Опыт в любое время и в любом месте может быть повторен и его результат не изменится. Научный результат не зависит от того, кто его получил.

Третий постулат классической модели науки, касающийся общезначимости, достоверности и универсальности научного знания, носит название принципа интерсубъективности. Согласно последнему, научное высказывание будет тем достоверней, чем меньше содержит субъективных привнесений. Классическая наука стремилась элиминировать (от лат eliminare - изгонять), исключить субъекта из контекста внутринаучных построений. Наука должна давать совершенно достоверное знание, окончательно обоснованное. Это требование связывают с фундаментализмом научного знания, его обозначают также как критерий универсализма.

Наконец, научное знание - это знание, нацеленное на поиск истины. Глубокая связь классической научности и истинности выражена бытовавшим утверждением: быть научным, значит, быть истинным. Истина - это лакмусовая бумага для проверки на научность. Никакое другое знание не оценивается на истинность: ни стихи, ни музыкальное произведение, ни религиозный трактат. Именно истинность научных знаний делает их универсальными и всеобщими, позволяет воплощать и применять в технике, в системах управления.

Критерии научности - объективность, истинность, интерсубъективность, универсализм, воспроизводимость, достоверность и опытность знания характеризуют классическую модель науки. Это своего рода идеальная модель, которой в реальной истории науки вряд ли соответствовало полностью какое-либо теоретическое построение. Однако, эта модель задавала вполне четкие критерии, которым в идеале должно соответствовать научное знание. Как правило, в учебниках приводятся не все здесь перечисленные критерии научности, а только некоторые из них, например, экспериментальный характер и достоверность научных высказываний, или универсализм и фундаментализм. Дело в том, что указанные критерии представляют собой систему ограничений, чрезвычайно тесно связанных друг с другом, в некотором смысле, тавтологичных. Стоит отказаться от одного, как окажутся невыполнимыми все остальные. Система требований, предъявляемых к знанию, тестируемому на научность, далеко не случайна, а обусловлена той социокультурной ситуацией, в которой формировалась классическая наука. Покажем это на примере постулата интерсубъективности.

Требование интерсубъективности характеризует именно классическую модель науки, оно выполняло своего рода защитную функцию в период формирования нововременной науки. Тогда задача заключалась в том, чтобы отстоять самостоятельность и независимость нового формирующегося знания от Священного писания, отстоять независимость нового образа мысли, опирающегося на доверие собственной интеллектуальной интуиции, от догматов вероучения.

Творцы новоевропейской науки Г. Галилей, И. Кеплер, Ф. Бэкон, Р. Декарт учились и учили новой истине, получить которую возможно, прислушиваясь не к Слову Божьему, а из эксперимента или теоретической деятельности самого познающего субъекта. При этом важно, что субъект познавательной деятельности не отмечен никаким особым знаком, это не личность, не индивидуальность, это просто субъект рациональной деятельности, характеризуемый универсальным свойством - способностью мышления.

Отстаивая научную истину как знание, свободное от всякой догмы и от авторитетов, Декарт отмечал, что истины движутся в свете как "монета, которая не понижается в ценности, вылезет ли она из мужицкого кошелька, выходит ли из казны". Ф. Бэкон закреплял объективное представление об истине, утверждая, что достоверность истины отнюдь не определяется характером объекта, знание о котором оценивается на истинность, его близостью к Богу. Он сравнивал свет истины с солнцем, которое "одинаково проникает и во дворцы, и в клоаки, и все же не оскверняется". Тем самым пионеры науки освобождали концепцию истины от морализаторства, боролись со средневековой традицией, в которой истина - это Бог, и различные формы человеческой деятельности оценивались по принципу: та "благородней", которая ближе к Богу.

Наука XVII в. как социальное явление - это, прежде всего, средство стабилизации общества. В античности действовали традиции, социальный порядок в Средневековье поддерживался церковью, благодаря авторитету и традициям. Социальная ситуация Нового времени, характеризуемая расколом церкви, критикой авторитетов, нуждалась в новой опоре, как средстве ориентации в мире. Эту функцию выполнило объективное знание. Наука, ориентированная на отражение объекта, на добывание объективной истины, должна была стремиться к освобождению от субъективности, прежде всего, в следующих аспектах. Из контекста науки исключались высшие смыслы, целевые причины, наука отказывалась от "замешанности" Творца. Признавались только действительные причины, и природа виделась простой, лишенной качественности и смыслов, подобной механизму. В XVII в. изменилось, прежде всего, чувствование бытия, изменилась онтология. Разрушение гармоничного космоса античности было окончательно завершено. Человек был "выброшен" из природы, противопоставлен природе, и это определяло основания новой субъектно-объектной гносеологии.

Классическая модель науки, характеризуемая указанными принципами и, прежде всего, принципом интерсубъективности, не претерпела каких-либо существенных изменений вплоть до конца XVIII в. Трансформация научности началась раньше, чем принято считать, связывая ее с проникновением субъективных привнесений в контекст науки через учет условий познания (принцип дополнительности Н. Бора). В динамике европейской науки выделяют три этапа эволюции науки: классический, неклассический и постнеклассический.

В классическом типе научной рациональности внимание сосредоточено на объекте, насколько это возможно выносится за скобки все, что относится к субъекту и средствам деятельности. Для неклассической рациональности характерна идея зависимости, связи объекта со средствами и операциями деятельности, учет этих средств и операций является условием получения истинного знания об объекте. Постнеклассическая рациональность соотносит знания не только со средствами познания, но и с ценностными структурами деятельности. Как видим, изменение типов научной рациональности связано с постепенным ослаблением принципа интерсубъективности.

Представление о том, что можно создать универсальный стандарт научного знания на базе наиболее развитого, к которому "подтягивать" остальное знание, носит название научного редукционизма. Редукционизм, как логико-гносеологическая проблема, обсуждался в работах К. Поппера, П. Оппенгейма, К. Г. Гемпеля, Э. Нагеля, М. Полани и др. Э. Нагель предложил два условия, необходимых для редукции теорий. Условие выводимости, означающее, что все экспериментальные законы и их теоретические следствия в редуцируемой теории должны стать следствиями конструктов редуцирующей теории. Условие связности, означающее, что все технические термины первой теории должны быть переопределены в терминах второй, редуцирующей теории. Не вникая глубоко в эту непростую проблему, заметим, что редукционизм является отличительной чертой именно научного знания, изначально в генезисе ориентированного на отображение действительности, на выявление сущности, выраженной в универсальных законах.

Физическое знание послужило эмпирическим материалом для позитивистской философии в процессе исследования структуры науки и выработки стандартов научности. Однако, помимо физического типа научности, выделяют математический, биологический и гуманитарный.

Попытки сформулировать представления о научности, ориентируясь на математический стандарт, связаны с выдвижением на первый план таких требований: логическая ясность, строго дедуктивный характер, получение результатов путем логического вывода из основных посылок; непротиворечивость - соответствие выводов основным посылкам, выраженным в аксиомах. Представление о научном знании как ясном и точном обусловлено ориентацией на математический стандарт научности. Формализация высказываний позволяет добиться четкости суждений, но какой ценой? В анекдоте о Холмсе и Ватсоне, путешествовавших на воздушном шаре и приземлившихся в неизвестном городе, встреча с проходившим мимо человеком не добавила ясности в житейской ситуации. На вопрос: "Где мы находимся?", прохожий ответил: "В корзине воздушного шара". "Это точно математик!" - констатировал Холмс.

Математический тип научности характеризует не только математическое знание, он широко распространен в современной физике, глубоко математизированной дисциплине. Однако, не все требования математического идеала могут быть применимы к естественнонаучному знанию, например, в естественнонаучной области неприменим критерий непротиворечивости. Если теория и опыт (наблюдение, эксперимент) противоречат друг другу, то физик не спешит отказываться от теории на том основании, что нет прямого пути от опыта к теории. Сама постановка эксперимента и его интерпретация - это соучастие ряда теорий, которые могут быть несоизмеримы.

И. Лакатос показал, что сопоставление теории с опытом - процедура более сложная, чем казалось. В этом сопоставлении участвуют три слоя знания: сама проверяемая теория, теория, которая интерпретирует данные наблюдений и некоторое фоновое знание, проявившееся, например, в конструкции самого прибора. Нельзя думать, что эксперимент демонстрирует, как природа кричит "нет!" проверяемой теории. Скорее, говорит Лакатос, мы предлагаем на испытание путаницу наших теорий, а природа кричит: "Несовместимы!" Какая из теорий должна быть отвергнута, это еще вопрос. Таково "оправдание" неприменимости критерия непротиворечивости за пределами чистой математики. Неприменим в естествознании и математический критерий доказательности - дедукция. В строгом смысле, доказательства возможны только в математике, и, как заметил методолог Ю. Чайковский, не потому, что математики умнее других, а потому, что сами создают вселенную для своих опытов, все остальные вынуждены экспериментировать во вселенной, созданной не ими.

Физический тип научности по своему влиянию на западную науку оказался наиболее значительным. Исторически его формирование начато Ф. Бэконом - основоположником опытного, индуктивного знания, программа которого выражена им словами: "Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте". Первоначально этот эталон науки представляла механика, а позднее - весь комплекс физических дисциплин. Те основные критерии научности, которые сформулированы выше, были выделены, как уже отмечалось, позитивистской философией науки на материале именно физического знания, которое рассматривалось как образец научности. Это выразилось в доктрине физикализма и его основном принципе - редукционизме, согласно которому природа любого явления может быть объяснена на физическом уровне.

Влияние физики на естествознание трудно переоценить. Ярким примером является физическийредукционизм. Физическое знание лежит в основании микробиологии, самое значительное открытие микробиологии XX в. - открытие структуры ДНК, принадлежат физикам Крику и Уотсону. Но, с другой стороны, биологи хорошо знают, что при исследовании живого всегда остается "нередуцируемый остаток", в котором скрыта тайна жизни. Объект биологии целесообразен. Чтобы выяснить поведение (функционирование) живого организма, бывает недостаточно дать каузальное объяснение. Например, на вопрос "почему птицы весной вьют гнезда?", ответ, как правило, дается - "для того, чтобы выводить птенцов", в то время как на вопрос "почему?", должен следовать ответ "потому, что. ".

По поводу применимости телеологического объяснения в науке о живом биологи отмечают, что "относятся к телеологическому объяснению, как благочистивый человек - к искушению, когда не очень уверен в своей способности устоять" (Медавар). Специфика биологического объекта проявляется и в уникальности живых организмов, в то время как физический объект, как говорится, "не имеет лица". Кроме того, объекты биологии эволюционируют, объекты и законы физики (классической) неизменны. "Снежинка и сегодня остается такой, какой она была, когда выпал первый снег", - заметил по этому поводу физик Томпсон.

Специфика биологического познания, по сравнению с физическим, проявляется не только в разных взглядах на объект (уникальность, эволюционный характер. ), но и на теорию. Так, Э. Майр отмечает, что убеждение в предсказательной возможности теории, что теория может предсказывать в той же мере, как описывать и объяснять, идет от физики. В биологии дело обстоит существенно иначе, например, теория естественного отбора позволяет описывать и объяснять, но не дает возможности делать предсказания, если не считать банальных: "более приспособленные особи оставят более многочисленное потомство".

Итак, несмотря на успехи молекулярной биологии, детища редукционизма, биологический стандарт научности специфичен. В последние годы, в силу историоризации физики, то есть в условиях "проникновения стрелы времени" в физику, возникло мнение, что не биологию удастся редуцировать к физике, а наоборот, будет идти подтягивание физики к биологическому стандарту научности, хотя он не сформулирован строго, но содержит большой опыт изучения эволюционирующих систем.

Интерес к социально-гуманитарному знанию, убежденность в его самостоятельной ценности обусловлен как успехами гуманитарных наук, прежде всего, истории в XIX в., так и осознанием необходимости включения субъективных параметров в трактовку познавательных процессов. Осуществляя реконструкцию знания, М. Фуко отмечал, что гуманитарные науки появились в тот момент, когда в западной культуре появился человек - как то, что следует помыслить, и одновременно, как то, что надлежит познать. До XIX в. именем человека обозначалось "очерченное извне, но еще пустое изнутри пространство" [16], которое гуманитарные науки должны были исследовать.

Гуманитарные науки обозначили перестройку эпистемы, поворот вектора мышления от представления к анализу смысла и значения, от предметности к вопрошанию. "Труд, жизнь, язык выявляются как "трансценденталии", делающие возможным объективное познание живых существ, законов производства, форм языка. Находясь в своем бытии вне сознания, они тем самым являются условиями познания" [17]. В фокусе внимания оказалась аналитика человеческого бытия, которая проясняет, каким образом человек может быть связан с вещами.

В новой диспозиции знания открылась реальность в сквозной пронизанности языком. Язык был понят как образ мира, способ мироистолкования, предпосланный любому акту рефлексии. Осознание этого явилось гештальтом, перевело мышление на новый уровень - герменевтический (от греч. - истолковательное искусство). Поэтому наработки гуманитарных наук не могли остаться их частным приобретением, они стали тем, что П. Рикер назвал "герменевтической прививкой" всему организму, всей системе знания.

Тенденция учета субъективного фактора в познании во всей полноте выразилась в концепции понимающей эпистемологии, в разработку которой особый вклад внесли В. Дильтей, Х. Г. Гадамер, Э. Кассирер. Было показано, что в гуманитарном научном исследовании способом, с помощью которого исторические события могут быть адекватно восприняты, является понимание. Понимание опирается на целое, его задача раскрыть не только текст, но и контекст, не только произведение, но и автора, творца. Такая цель достигается в результате исследования, трактуемого как игра. Игра, по Х. Г. Гадамеру, характеризуется самостоятельностью, независимостью от сознания играющих, она обладает собственной структурой игрового движения. В такой трактовке познавательный процесс преобразуется в диалог, беседу с текстом, где смысл порождается в процессе диалога, а не воспроизводится, так как не предзадан.

Возникший герменевтический проект корнями уходит в мифологическое прошлое, прослеживают его связь с именем Гермеса - посредника между людьми и богами. Существует связь герменевтики с логикой, риторикой, поэтикой. Философская герменевтика сделала важный шаг к сближению с психологией и феноменологией с целью достижения "вживания". Герменевтика выступает здесь не как интерпретация, а как жизненно-практическое участие в истории. С помощью герменевтической рефлексии внутри науки открываются истины, которые не лежат в лоне исследования, а предшествуют ей. Таким образом, герменевтика имеет онтологический статус, именно это позволяет ей выступать не только методологией гуманитарного познания, но и способом естественнонаучного воспроизведения мира, если учесть актуализацию трактовки природы как текста в синергетической парадигме.

Завершая общий анализ природы науки, ее критериев, типов научности, подведем первый итог. Наука, становление которой началось в XVI в., к XIX столетию сформировалась в целостную систему знания, названную позитивным знанием, которое было призвано объяснить устройство наблюдаемого мира и соответствовало ряду требований, отличающих научное знание. Считалось, что законы природы неизменны, и неуклонный прогресс науки позволяет достигать все более точного объяснения явлений как они "есть на самом деле". Картина природы, созданная отдельными научными дисциплинами, напоминало пестрое лоскутное одеяло, и наука не могла ответить на многие насущные проблемы, волновавшие человека, не давала представления о мире как целостности, не могла объяснить, как из неживого возникает живое. В то же время, удалось добиться большой точности в измерении механических процессов, изучаемых физикой. Их теоретическое описание, степень математизациии знания вселяли оптимизм. К концу XIX в. ученые, особенно физики, разделяли уверенность, что наука подобна книге, близкой к завершению.

Наука – это исторически развивающаяся система знаний о свойствах и отношениях изучаемых объектов, каковыми являются природа, человек и социокультурная среда его обитания.

Существенным признаком научного познания является его системность, т .е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Собрание разрозненных знаний, не объединенных в систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и др. идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или, что более характерно, – искусственном (математическая символика, химические формулы). Научное знание вбирает в себя опыт обыденного (житейского) познания, но, обобщая систему фактов в системе понятий, углубляется и развивается до таких наиболее зрелых своих форм, как теория и закон.

Научное знание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного знания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно – в совокупности специфических своих элементов.

В зависимости от основы классификации выделяют различные типы научного знания. По предмету познания можно выделить:

– знания о природе (естествознание);

– знания об обществе (обществознание);

– знания о человеке;

– технические знания и др.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведе­ния о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, не­систематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и при­меты, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не тре­бует предварительных систем доказательств. Иногда знание повседневного опыта даже перескакивает ступень артикуляции, а просто и молчаливо руководит действиями субъекта. Другая его особенность — принципиально бесписьменный ха­рактер.

К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимае­мых правил и целей. Оно дает возможность возвыситься над по­вседневным бытием, не заботиться о практической выгоде и вес­ти себя в соответствии со свободно принятыми игровыми норма­ми. В игровом познании возможно сокрытие истины, обман парт­нера. Оно носит обучающе-развивающий характер, выявляет ка­чества и возможности человека, позволяет раздвинуть психоло­гические границы общения.

Особую разновидность знания, являющегося достоянием от­дельной личности, представляет личностное знание. Оно ставит­ся в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельнос­ти.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление науч­ного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответству­ют специфические формы знания. Различают также формы зна­ния, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истин­ного знания, направленного на отражение закономерностей дей­ствительности. Научное познание имеет троякую задачу и связа­но с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явле­ний действительности.

Также еще выделяют:

ненаучное знание, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранормального (от греч. Пара – около, при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающимися за обычными явлениями;

лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание;

квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим;

псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например истории о древних астронавтах, о лохнесском чудовище.

Поскольку разномастная совокупность внерационального зна­ния не поддается строгой и исчерпывающей классификации, мож­но встретиться с выделением следующих трех видов познаватель­ных технологий: паранормальное знание (уче­ния о тайных природных и психических силах и отношениях, скры­вающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представи­телями паранормального знания считаются мистика и спиритизм), псевдонаука (характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок) и девиантная наука (означает отклоняющуюся от принятых и устоявшихся стандартов познавательную деятельность). Причем фиксируется некая эволюция от паранормаль­ного знания к разряду более респектабельной псевдонауки и от нее к девиантному знанию. Это косвенным образом свидетель­ствует о развитии вненаучного знания.

Широкий класс паранормального знания включает в себя уче­ния о тайных природных и психических силах и отношениях, скры­вающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представи­телями паранормального знания считаются мистика и спиритизм. Для описания способов получения информации, выходящий за рамки науки, кроме термина

виды знаний способы, с помощью которых человек получает информацию и организует данные для решения представленных проблем.

Знание - это факт или условие знания чего-либо с помощью опыта или ассоциации.


В философии теория познания называется эпистемологией и имеет дело с такими вопросами, как то, сколько знаний происходит из опыта или способность к врожденным рассуждениям.

В зависимости от инструментов, используемых для развития навыков и умений, это будет тип знания, который можно классифицировать на многочисленные категории, включающие научные, религиозные, эмпирические, интуитивные и философские знания..

Основные виды знаний

1. Научное Знание

Научные знания представляют данные, которые объясняют упорядоченным и логичным образом вселенную и ее взаимодействие между элементами, из которых она состоит, используя наблюдения и эксперименты в качестве инструментов, позволяющих людям понять процессы и явления, происходящие в природе..

Характеристики научного знания

  • Представляет гипотезу, которая поддерживает предположение, которое будет доказано.
  • Он следует строгим правилам и приводит к объективным выводам, независимо от убеждений исследователей..
  • Анализировать и концептуализировать социальную реальность.
  • Создает технологии и создает модели, которые создают увеличение в культурной сфере.
  • Это важно, потому что оно опирается на исследования, чтобы прийти к обоснованным выводам.
  • Это способствует наблюдению упорядоченным и логичным способом получения знаний..

Примеры научных знаний

  • Сделайте подробное наблюдение за конкретным событием, разработайте теоретическое объяснение и сделайте анализ: эта теория будет затем проверена, чтобы установить ее обоснованность.
  • Земля имеет два магнитных полюса
  • Анальгетики уменьшают боль

2. Религиозные Знания

Религиозные знания - это набор данных, которые формируют убеждения и ценности человека, определяющие его поведение..

Это позволяет человеку иметь уверенность, уверенность в том, что все будет хорошо, с верой во что-то или кого-то, хотя это невозможно проверить.

Характеристики религиозных знаний

  • Он основан на убеждениях человека, переданных традицией.
  • Они сформированы ритуалами и молитвами, которые упоминают о священном существе.
  • Стандарт и поведение человека с помощью правил и стандартов, которые должны быть соблюдены, и не спрашивая.
  • Он представляет собой священный опыт, которому должны подражать и которым должны восхищаться все.
  • Это создает удовлетворение и безопасность по отношению к тому, кто дает ему уверенность, действовать и общаться с другими людьми, так как он не нуждается в демонстрации.

Примеры религиозного знания

  • Поверьте, что первыми живыми существами были Адам и Ева.
  • Думать, что Иисус был рожден делом и милостью Святого Духа.
  • Доверьтесь Богу и сделайте знак креста, прежде чем вы купаетесь, чтобы он не навредил вам.
  • Верьте в мифы и ритуалы колдовства, потому что они доверяют сущности из-за пределов.

3. Эмпирические знания

Это относится к данным и информации, полученной в результате чего-либо. Это приобретается через опыт, наблюдение и повторение действий, которые становятся значениями и процессами..

Характеристики эмпирических знаний

  • Он формируется из наблюдения и практики реальных и конкретных действий.
  • Это получается посредством чувств, выбора процессов и запоминания информации для генерации других данных..
  • Это основано на опыте, который нагляден, потому что результат или продукт произведен, но не методом.
  • Он генерируется при повторном выполнении действия или при контакте несколько раз с процессом или объектом..
  • Это позволяет создать модель поведения перед реальными ситуациями и решить их на практике.

Примеры эмпирических знаний

  • Учиться ходить
  • Говори на родном языке, то есть на том, на котором говорят в доме.
  • Приобрести чтение и письмо.
  • Определить цвета, формы, вкусы.
  • Собрать головоломку.
  • Езда на велосипеде, вождение автомобиля.
  • Готовить еду: жарить яйцо, готовить рис и т. Д..
  • Посадить дерево.

4. Интуитивное знание

Интуитивное знание - это та информация, которую человек воспринимает в окружающей среде мгновенно. Он генерируется реакциями на стимул, идею, потребность, чувство и т. Д., При этом нет необходимости применять разум, только с интуицией.

Этот тип знаний позволяет взаимодействовать с окружающей средой посредством открытий, связывая реакции, вызванные другими конкретными событиями, то есть связывая их с другими ситуациями или переживаниями, и приобретая смысл.

Характеристики интуитивного знания

  • Это помогает человеку расслабиться в окружающей среде и оценить то, что необходимо для жизни..
  • Не нужно никаких доказательств, чтобы знать, что это правда, так как это является результатом повседневной деятельности каждого человека.
  • Это относится к открытию вещей, предметов, чувств и явлений, как они есть и как они представлены на ежедневной основе.
  • Использует восприятие, чтобы придать смысл переживаниям и достичь знаний.
  • Позволяет быстро реагировать на новые стимулы или ситуации, не анализируя.

Примеры интуитивного знания

  • Определите различные настроения, если кто-то грустный, счастливый, нервный, счастливый, влюбленный и т. Д..
  • Признайте, есть ли у человека такие ощущения, как простуда, жара, болезнь, дискомфорт.
  • Реагировать на опасность последовательно с расой, криком, прыжком.

5. Философские Знания

Философские знания - это совокупность информации, которую человек получает, читая, анализируя и аргументируя письменные документы. Данные, которые контрастируют с человеческой практикой и дают оценочные суждения.

Характеристика философских знаний

  • Он основан на анализе и обосновании предыдущих документов, чтобы генерировать и производить информацию.
  • Критика используется в качестве инструмента для выявления противоречий в объяснениях по теме, представленных некоторыми экспертами.
  • Представлено исследование и рассуждение используется в качестве инструмента для измерения и проверки достоверности информации.
  • Аналитически, посредством фрагментации частей объекта, знать теории и другие научные и философские концепции.
  • Он суммирует, объединяя позоры и основы других областей или дисциплин.
  • Это историческое, потому что оно создает определенные исторические и социальные ситуации.
  • Систематически представлять аргументы в последовательной и упорядоченной форме.

Примеры философских знаний

  • Задайте вопросы, чтобы попытаться найти объяснение, почему культурное разнообразие.
  • Сравните точки зрения нескольких экспертов относительно теории эволюции человека.

6. Логические знания

Логическое знание или знание суждений - это то, что происходит от понимания идей и того, как эти идеи связаны друг с другом..

Этот тип знания имеет место, когда человек может связать идеи или объекты посредством процесса рассуждения.

Характеристики логического знания

  • Это инструмент, который позволяет человеку решать свои повседневные проблемы.
  • Необходимо осуществлять процессы наблюдения, сравнения и классификации идей, с помощью которых создаются знания..

Примеры логического знания

Помещения являются проявлением логического знания. Это указывает на то, что связь между двумя суждениями может привести к поддающемуся проверке заключению. Например:

Предложение 1: каждую среду я хожу в кино.

Предложение 2: сегодня среда.

Вывод: сегодня я должен идти в кино.

7. Математические знания

Математическое знание характеризуется тем, что оно абстрактно, то есть не является частью материального мира. Это своего рода рациональное, связное и воображаемое знание, связанное с тем, как люди воспринимают окружающие их вещи..

Понятия, составляющие математическое знание, являются относительно точными описаниями реальности..

Они более сложны, чем упрощение реальности, так как они используют числовые значения, чтобы выразить суть этого.

Характеристики математических знаний

  • Это связано с научными знаниями.
  • Он претерпел большие преобразования на протяжении всей истории человечества.
  • Он отвечает за разработку структурированных правил и определений, обычно используемых для детализации свойств всего, что нас окружает..

Примеры математических знаний

Отрицательные числа являются примером математических знаний, которые позволяют вам отражать долг или отсутствие чего-либо.

Таким образом, подразумевается, что этот тип чисел делает подсчет того, что отсутствует или не существует.

8. Семантические знания

Семантическое знание состоит в том, что оно является результатом изучения слов и их значения. Знание слова подразумевает определение его определения..

По этой причине, если известно больше слов и языков, будет больше семантических знаний..

Примеры семантического знания

Лучшим примером семантического знания является словарь, так как он содержит все слова и символы, составляющие язык или язык.

9. Системные знания

Системные знания - это то, что возникает в результате объединения семантических или математических элементов в системы..

Это тип знаний, применимый в геометрии, семиотике и семантике, поскольку именно он позволяет придать смысл группе элементов, когда они работают друг с другом как система.

Примеры системных знаний

  • Объединение определенных значков позволяет идентифицировать социальные группы. Эти значки имеют совершенно другое значение по сравнению с тем, что они имеют, когда сгруппированы в системе.
  • Система чтения для слепых является еще одним примером такого рода знаний. Точка в качестве отдельного символа используется для окончания написанной фразы. Однако, когда этот символ повторяется и организуется особым образом в системе чтения Брайля, он позволяет слепым людям идентифицировать слова с множеством значений..

10. Явные знания

Как следует из названия, явное знание легко идентифицировать, запомнить и использовать..

Чаще всего для хранения информации используется документная и текстовая системы..

Характеристики явного знания

  • Его принцип заключается в том, чтобы обеспечить людям доступ к важной информации.
  • Это легко изменить, обновить, пересмотреть или отменить.

Примеры явного знания

  • База данных компании может рассматриваться как пример явных знаний, поскольку она позволяет пользователям быстро получать доступ к своей информации..
  • Другие примеры явного знания включают в себя меморандумы, заметки и определенные типы необходимых документов, чтобы напомнить человеку о задачах, которые ожидают.

11. молчаливое знание

Под молчаливым знанием понимается практическая способность людей выполнять важные административные задачи.

Это интуитивно понятно и основано на истории жизни каждого человека. Это связано с тем, что молчаливое знание приобретается постепенно на протяжении многих лет благодаря опыту.

Характеристики молчаливого знания

  • Это знания, которые трудно передать другим людям..
  • Он тесно связан с личными действиями, приверженностью задаче и степенью вовлеченности в конкретную тему..

Примеры молчаливого знания

  • Молчаливое знание можно найти в умах всех людей, поскольку оно, среди прочего, закодировано в культурных верованиях, ценностях, отношениях и ментальных моделях..
  • Это также очевидно в развитии навыков, основанных на повторяющейся практике действия..

12. Встроенные знания

Инкорпорированные знания - это то, что содержится в процессах, продуктах, культурах, рутинах, артефактах или структурах..

Это может быть формальным (преднамеренным) или неформальным (спонтанным), в зависимости от того, как оно применяется.

Характеристики встроенных знаний

  • Это напрямую связано с неявным знанием, потому что, когда его реализация происходит спонтанно, это может быть трудно понять или изменить, так как это создает привычки.
  • Когда включенное знание установлено намеренно, оно может быть легко изменено.

Примеры встроенных знаний

Объединенные знания видны в компаниях и корпоративных средах. Менеджеры или директора обычно устанавливают правила и привычки для своих сотрудников, основываясь на положениях компаний, в которых они работают..

Эти привычки могут быть изменены по мере изменения институциональной политики.

13. Чувствительные знания

Чувствительное знание - это то, что исходит от всего, что мы можем воспринимать через чувства. Он получен из телесных стимулов, которые посылают сигналы в мозг для его восприятия и усвоения.

По этой причине, когда тело переживает тот же стимул, ум способен вызвать память о другом моменте, в течение которого стимул имел место в прошлом..

Примеры чувствительных знаний

Ароматы, вкусы, температура, свет, среди других элементов, считаются телесными стимулами, которые позволяют создавать чувствительные знания.

Читайте также: