Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы из слова о полку игореве

Обновлено: 05.07.2024

  1. Почему "Слово" как идейно-художественный документ могло появиться в эпоху Киевской Руси (вспомните историю государства и развития культуры Руси)?
  2. Какие исторические факты положены в основу "Слова"? Приведите летописный рассказ о походе Игоря.
  3. Как построено произведение?
  4. Какую роль в идейно-художественном замысле произведения играет вступление?
  5. Что узнаем мы о Бояне из текста "Слова"?
  6. Почему автор обращается к Бояну? Какой способ изложения событий выбирает он?
  7. Перескажите, что повествует автор о походе Игоря.
  8. Охарактеризуйте главных героев поэмы.
  9. Как показаны князья?
  10. Как изображен князь Игорь? Охарактеризуйте авторское отношение к нему. Какова роль солнечной символики в раскрытии его образа?
  11. Почему Всеволод назван Буй-Туром? О чем это свидетельствует и как его образ связан с народной поэзией?
  12. Расскажите о Святославе. Почему и с какой целью в рассказ о походе Игоря и его поражении автор вводит "вещий сон" и "золотое слово" Святослава, а также плач Ярославны?
  13. Почему сон Святослава назван "вещим"?
  14. В чем заключается символический смысл выражений: "черное покрывало", "тесовая кровать", "синее вино", "крупный жемчуг"?
  15. Почему речь Святослава, обращенная к русским князьям, названа "золотое слово"?
  16. Какое значение имеет "золотое слово" в раскрытии идейного смысла поэмы?
  17. Какое место в выражении идеи "Слова" занимает плач Ярославны? Как он связан с основной мыслью автора о единстве русской земли?
  18. Как используется устная поэтическая традиция в создании образа Ярославны?
  19. Процитируйте плач, обратите внимание на обращение к силам природы, установите его связи с устным народным творчеством, вспомните мотивы причитания и народные изобразительные средства (метафоры, сравнения, эпитеты, контрастные сопоставления).
  20. Как тема войны и мира отражена в плаче Ярославны?
  21. Как образ Ярославны связан с другими образами произведения (князь Игорь, русские жены, русская природа, русская земля)?
  22. Прочтите различные переводы текста и стихотворные переложения. Каким воспринимается образ Ярославны в разных переводах?

  • "Слово" — источник поэтического вдохновения для писателей и художников литературы нового времени (Жуковский, Рылеев, Пушкин, Блок).
  • "Слово" в художественных переводах и переложениях.
  • Образ Ярославны в творчестве поэтов XIX–XX веков.
  • Исторические деятели XI–XII веков в изображении автора "Слова".
  • Художественное своеобразие "Слова".
  • Автор "Слова".
  • Народно-песенное начало в "Слове".
  • Русская земля — центральный образ "Слова".
  • Русские женщины в "Слове" как символ войны и мира.
  • Авторское отношение к образу певца-поэта Бояна.
  • Человек в "Слове".
  • Гуманизм и человечность "Слова".
  • Образы "Слова" в поэзии К.Ф. Рылеева (стихотворения "Боян", "Владимир Святой", "Рогнеда").
  • Образы "Слова" в поэзии А.С. Пушкина.
  • "Слово" в русской музыке ("Князь Игорь" А.П. Бородина).
  • Сюжеты "Слова" в живописи ("Плач Ярославны" и "Боян" В.Г. Шварца, "Плач Ярославны" В.Г. Перова, "После побоища Игоря Святославича" В.М. Васнецова).
  • Жанры "плача" и "славы" в "Слове о полку Игореве".
  • Образы "Слова".
  • Художественная природа "Слова".
  • Природа в "Слове".
  • "Слово" и народная поэзия.
  • "Сердечное" искусство "Слова".

Прочтите от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го источника и крат­ко ответьте на во­про­сы С1 – С3. От­ве­ты предполагают ис­поль­зо­ва­ние информации из источника, а также при­ме­не­ние исторических зна­ний по курсу ис­то­рии соответствующего периода.

«…. Тогда ве­ли­кий князь Свя­то­слав изронил зо­ло­тое слово, со сле­за­ми смешанное, и сказал: «О пле­мян­ни­ки мои, Игорь и Всеволод! Рано на­ча­ли вы По­ло­вец­кой земле ме­ча­ми обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь по­га­ную пролили. Ваши храб­рые сердца из креп­ко­го булата ско­ва­ны и от­ва­ге закалены. Что же со­тво­ри­ли из моей се­реб­ря­ной седины?

Ве­ли­кий князь Всеволод! Не ду­ма­ешь ли ты при­ле­теть издалека, отчий зо­ло­той престол поблюсти? Ты ведь мо­жешь Волгу вес­ла­ми расплескать, а Дон шле­ма­ми вычерпать.

Ты, буй­ный Рюрик, и Давыд. Всту­пи­те же, господа, в зо­ло­тое стремя за обиду на­ше­го времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буй­но­го Святославича!

Евгения Суворова


Евгения Суворова

,
,
,
,
,
Показать полностью.
,
,
,
,
,
1) В основу "Слова. " лег неудачный поход русских князей на половцев.
2) Это событие относится к середине 1180-х годов.

1)правитель выбирал наследника,что,например для старшего сына было равно краху;восхищался Петровским абсолютизмом.
2)дворянство от императора за верную службу и тд.
3)после смерти огромная власть оказалась не в чьих руках,и каждый старался урвать себе кусок побольше,следствие-дворцовые перевороты

Единоборства, бег, конные забеги (колесницы), пенталон, соревнования трубачей (не знаю, можно ли это считать видом спорта)

В северном русском городе размещались немецкие и готские торговые дворы. В зарубежье новгородцы везли меха, воск, мёд, лён, кожу и моржовые клыки. В город привозили заморские вина, медь, олово, оружие, украшения, сукно, различные сушёные фрукты и сладости.

Господин Великий Новгород – так звучало полное название этого административного образования. В городе использовались свои деньги, было своё войско, а жители подчинялись местным законам, игнорируя законы других русских земель.

До XII века северный город входил в состав Киевской Руси. Великие князья, сидевшие на княжении в Киеве, сажали в Новгороде на княжение своих самых любимых сыновей и держали местное население в повиновении. Но и в то время власть киевского ставленника была сильно ограничена. Высшим органом власти считалось новгородское вече. Представляло оно собой собрание всех мужчин, а собиралось всегда по звону специального колокола. Его называли вечевым. Призывный звон слышали во всех концах города. И люди шли на центральную площадь, чтобы решать важные общественные вопросы.

В мае 1136 года новгородское вече при поддержке зависимых городов Пскова и Ладоги решило разорвать все отношения с Киевом. Жители северного города выгнали князя из города и объявили свои земли независимыми.

С тех пор новгородцы сами решали, какого князя пригласить на княжение. Выбранный ими человек подписывал специальный договор и клялся соблюдать местные законы, даже если они полностью противоречили законам Киевской Руси.

Князь не имел права приобретать в свою собственность новгородские земли и вмешиваться в дела города. Он считался всего лишь наёмным военачальником. В его задачу входило руководить войском и защищать жителей от внешних врагов. Именно таким князем был и Александр Невский. Княжеская власть имела множество ограничений и полностью зависела от решений новгородского вече. Если князь не нравился, его изгоняли без каких-либо объяснений и приглашали другого.

На вече обсуждались важнейшие вопросы городской жизни. Народные собрания иногда проходили очень бурно. Бывало, что горожане не могли прийти к единому мнению. Свою правоту доказывали криками и кулаками. Драки при этом происходили на Волховском мосту. Побеждала, как правило, сила. Но к мнению серьёзных и рассудительных людей прислушивались все. Поэтому нельзя сказать, что подобные сборища не несли в себе никакого позитива.

Новгородское вече выбирало посадника, тысяцкого и архиепископа. Это были главные должностные лица города. Посадник и тысяцкий выбирались только из среды бояр. Даже очень богатые купцы не могли занять эти должности.

Посадник – это по нынешним понятиям губернатор. Он управлял городом и всеми новгородскими землями. Торговыми делами руководил тысяцкий. В его задачу входило назначать торговые пошлины, давать добро на строительство торговых дворов, следить за правилами торговли и безжалостно карать мошенников.

Новгородский князь формально не подчинялся посаднику. Но, являясь лишь министром обороны при президенте, если перевести на современный лад, вынужден был считаться с его мнением. Высшим же органом власти являлось новгородское вече. Оно могло сместить со своих постов и посадника, и тысяцкого, и князя, и даже архиепископа.

Подобное общественное самоуправление имело как плюсы, так и минусы. Все мужчины принимали активное участие в управлении новгородской земли. Руководители понимали, что их могут сместить в любую минуту, поэтому работали добросовестно и честно. В то же время женщины вообще не имели права голоса, а многие вопросы решались не умом, а горлом и силой.

Но позитивные ростки демократии уже в XVI веке сошли на нет. Страшный урон городу нанесла опричнина во времена правления Ивана Грозного. Она поставила крест на свободомыслии и независимости. В памяти людей остались только смутные воспоминания о былых временах, когда всё решал народ, а не кучка вельмож, приближенная к царствующей особ

Читайте также: