Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы из слова о полку игореве
Обновлено: 05.07.2024
- Почему "Слово" как идейно-художественный документ могло появиться в эпоху Киевской Руси (вспомните историю государства и развития культуры Руси)?
- Какие исторические факты положены в основу "Слова"? Приведите летописный рассказ о походе Игоря.
- Как построено произведение?
- Какую роль в идейно-художественном замысле произведения играет вступление?
- Что узнаем мы о Бояне из текста "Слова"?
- Почему автор обращается к Бояну? Какой способ изложения событий выбирает он?
- Перескажите, что повествует автор о походе Игоря.
- Охарактеризуйте главных героев поэмы.
- Как показаны князья?
- Как изображен князь Игорь? Охарактеризуйте авторское отношение к нему. Какова роль солнечной символики в раскрытии его образа?
- Почему Всеволод назван Буй-Туром? О чем это свидетельствует и как его образ связан с народной поэзией?
- Расскажите о Святославе. Почему и с какой целью в рассказ о походе Игоря и его поражении автор вводит "вещий сон" и "золотое слово" Святослава, а также плач Ярославны?
- Почему сон Святослава назван "вещим"?
- В чем заключается символический смысл выражений: "черное покрывало", "тесовая кровать", "синее вино", "крупный жемчуг"?
- Почему речь Святослава, обращенная к русским князьям, названа "золотое слово"?
- Какое значение имеет "золотое слово" в раскрытии идейного смысла поэмы?
- Какое место в выражении идеи "Слова" занимает плач Ярославны? Как он связан с основной мыслью автора о единстве русской земли?
- Как используется устная поэтическая традиция в создании образа Ярославны?
- Процитируйте плач, обратите внимание на обращение к силам природы, установите его связи с устным народным творчеством, вспомните мотивы причитания и народные изобразительные средства (метафоры, сравнения, эпитеты, контрастные сопоставления).
- Как тема войны и мира отражена в плаче Ярославны?
- Как образ Ярославны связан с другими образами произведения (князь Игорь, русские жены, русская природа, русская земля)?
- Прочтите различные переводы текста и стихотворные переложения. Каким воспринимается образ Ярославны в разных переводах?
- "Слово" — источник поэтического вдохновения для писателей и художников литературы нового времени (Жуковский, Рылеев, Пушкин, Блок).
- "Слово" в художественных переводах и переложениях.
- Образ Ярославны в творчестве поэтов XIX–XX веков.
- Исторические деятели XI–XII веков в изображении автора "Слова".
- Художественное своеобразие "Слова".
- Автор "Слова".
- Народно-песенное начало в "Слове".
- Русская земля — центральный образ "Слова".
- Русские женщины в "Слове" как символ войны и мира.
- Авторское отношение к образу певца-поэта Бояна.
- Человек в "Слове".
- Гуманизм и человечность "Слова".
- Образы "Слова" в поэзии К.Ф. Рылеева (стихотворения "Боян", "Владимир Святой", "Рогнеда").
- Образы "Слова" в поэзии А.С. Пушкина.
- "Слово" в русской музыке ("Князь Игорь" А.П. Бородина).
- Сюжеты "Слова" в живописи ("Плач Ярославны" и "Боян" В.Г. Шварца, "Плач Ярославны" В.Г. Перова, "После побоища Игоря Святославича" В.М. Васнецова).
- Жанры "плача" и "славы" в "Слове о полку Игореве".
- Образы "Слова".
- Художественная природа "Слова".
- Природа в "Слове".
- "Слово" и народная поэзия.
- "Сердечное" искусство "Слова".
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 – С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«…. Тогда великий князь Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: «О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?
Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.
Ты, буйный Рюрик, и Давыд. Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буйного Святославича!
Евгения Суворова
,
,
,
,
,
Показать полностью.
,
,
,
,
,
1) В основу "Слова. " лег неудачный поход русских князей на половцев.
2) Это событие относится к середине 1180-х годов.
1)правитель выбирал наследника,что,например для старшего сына было равно краху;восхищался Петровским абсолютизмом.
2)дворянство от императора за верную службу и тд.
3)после смерти огромная власть оказалась не в чьих руках,и каждый старался урвать себе кусок побольше,следствие-дворцовые перевороты
Единоборства, бег, конные забеги (колесницы), пенталон, соревнования трубачей (не знаю, можно ли это считать видом спорта)
В северном русском городе размещались немецкие и готские торговые дворы. В зарубежье новгородцы везли меха, воск, мёд, лён, кожу и моржовые клыки. В город привозили заморские вина, медь, олово, оружие, украшения, сукно, различные сушёные фрукты и сладости.
Господин Великий Новгород – так звучало полное название этого административного образования. В городе использовались свои деньги, было своё войско, а жители подчинялись местным законам, игнорируя законы других русских земель.
До XII века северный город входил в состав Киевской Руси. Великие князья, сидевшие на княжении в Киеве, сажали в Новгороде на княжение своих самых любимых сыновей и держали местное население в повиновении. Но и в то время власть киевского ставленника была сильно ограничена. Высшим органом власти считалось новгородское вече. Представляло оно собой собрание всех мужчин, а собиралось всегда по звону специального колокола. Его называли вечевым. Призывный звон слышали во всех концах города. И люди шли на центральную площадь, чтобы решать важные общественные вопросы.
В мае 1136 года новгородское вече при поддержке зависимых городов Пскова и Ладоги решило разорвать все отношения с Киевом. Жители северного города выгнали князя из города и объявили свои земли независимыми.
С тех пор новгородцы сами решали, какого князя пригласить на княжение. Выбранный ими человек подписывал специальный договор и клялся соблюдать местные законы, даже если они полностью противоречили законам Киевской Руси.
Князь не имел права приобретать в свою собственность новгородские земли и вмешиваться в дела города. Он считался всего лишь наёмным военачальником. В его задачу входило руководить войском и защищать жителей от внешних врагов. Именно таким князем был и Александр Невский. Княжеская власть имела множество ограничений и полностью зависела от решений новгородского вече. Если князь не нравился, его изгоняли без каких-либо объяснений и приглашали другого.
На вече обсуждались важнейшие вопросы городской жизни. Народные собрания иногда проходили очень бурно. Бывало, что горожане не могли прийти к единому мнению. Свою правоту доказывали криками и кулаками. Драки при этом происходили на Волховском мосту. Побеждала, как правило, сила. Но к мнению серьёзных и рассудительных людей прислушивались все. Поэтому нельзя сказать, что подобные сборища не несли в себе никакого позитива.
Новгородское вече выбирало посадника, тысяцкого и архиепископа. Это были главные должностные лица города. Посадник и тысяцкий выбирались только из среды бояр. Даже очень богатые купцы не могли занять эти должности.
Посадник – это по нынешним понятиям губернатор. Он управлял городом и всеми новгородскими землями. Торговыми делами руководил тысяцкий. В его задачу входило назначать торговые пошлины, давать добро на строительство торговых дворов, следить за правилами торговли и безжалостно карать мошенников.
Новгородский князь формально не подчинялся посаднику. Но, являясь лишь министром обороны при президенте, если перевести на современный лад, вынужден был считаться с его мнением. Высшим же органом власти являлось новгородское вече. Оно могло сместить со своих постов и посадника, и тысяцкого, и князя, и даже архиепископа.
Подобное общественное самоуправление имело как плюсы, так и минусы. Все мужчины принимали активное участие в управлении новгородской земли. Руководители понимали, что их могут сместить в любую минуту, поэтому работали добросовестно и честно. В то же время женщины вообще не имели права голоса, а многие вопросы решались не умом, а горлом и силой.
Но позитивные ростки демократии уже в XVI веке сошли на нет. Страшный урон городу нанесла опричнина во времена правления Ивана Грозного. Она поставила крест на свободомыслии и независимости. В памяти людей остались только смутные воспоминания о былых временах, когда всё решал народ, а не кучка вельмож, приближенная к царствующей особ
Читайте также: