Особенности стиля романа евгений онегин кратко

Обновлено: 30.06.2024

Когда Пушкин задумал писать роман “Евгений Онегин”, у него была напечатана только первая из романтических поэм – “Кавказский пленник”. Над другой поэмой-“Бахчисарайский фонтан” – он еще не работал и к “Цыганам” не приступал. И все же “Евгений Онегин” уже с первой главы представлял собой произведение нового тина творчества – не романтического, а реалистического.
В ходе работы над романом “Евгений Онегин” Пушкин перешел от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко,

так как в 20-х годах ни в России, ни па Западе реализм еще не сформировался как направление. Создав “Евгения Онегина”, Пушкин раньше всех – ив России, и на Западе – дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения.
Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его в многообразных связях с обычной окружающей его жизнью и русской действительностью той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ.
Все это обусловило следующие художественные

особенности романа как реалистического произведения.
1. Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона.
В романс, как мы уже раньше указывали, дается широчайшая картина жизни России того времени, ее разнообразных связей с Западной Европой, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи. Действие романа развертывается и в столичных центрах – Петербурге и Москве, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России (“Путешествие Онегина”). Перед нами проходят различные группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.
2. Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обширная по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие лирические вставки (их около 50).
3. Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в едином реалистическом произведении, чтобы можно было легко и во всякое время переходить от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатого материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пушкин остановился на форме непринужденной беседы с читателем, представителем той же среды, с которой связаны своим происхождением и своей жизнью автор и его герои.
Но большой роман, который задумал Пушкин, должен иметь четкую структуру, должен быть отчетливо расчленен на части. И Пушкин делит роман на главы (а в черновике – еще и на части с заглавием для каждой главы). Глава, заканчиваясь ка-ким-либо авторским рассуждением, в свою очередь делится на строфы. Эта строфа должна была обладать такой гибкостью, чтобы можно было не только в новой главе, но и с каждой новой строфой, даже с каждой ее частью свободно переходить от одной мысли к другой, не превращая роман в груду не связанных между собой отрывков.

Пушкин блестяще разрешил эту сложную задачу, найдя в созданной им “онегинской строфе” возможность такого изложения тематического богатства своего романа. Онегинская строфа состоит из 14 строк, которые делятся на три четверостишия и заключительное двустишие с разными способами рифмовки: первое четверостишие имеет перекрестные рифмы, второе – смежные, третье – опоясывающие, или обхват-ные, заключительное двустишие – смежные.
Каждая строфа обычно начинается освещением какой-либо новой темы, авторские же замечания, лирические вставки заключают ее.
Онегинская строфа отличается необыкновенной гибкостью, живостью и легкостью. Речь поэта льется плавно, непринужденно.
Пушкин написал роман четырехстопным ямбом, придав ему различные интонации в зависимости от содержания строф. Так, например, различны интонации строф, дающих два варианта возможной судьбы Ленского, если бы он не был убит. XXXVII строфа шестой главы, начинающаяся словами: “Быть может, он для блага мира…”, выдержана в ораторско-торжественной интонации, а следующая – “А может быть и то…” — звучит уже совсем по-иному: житейски просто, почти прозаично.
Выдерживая в основном разговорный тон, Пушкин необычайно его разнообразит: то мы слышим легкую, порхающую беседу поэта со своими знакомыми, “то шутку, то жалобы, грустные признания, задумчивый вопрос и т. д.

Написание романа в реалистическом стиле было достаточно сложным даже для такого талантливого поэта. А все потому, что про направление реализма и про правила написания текстов в его стиле было мало известно. Ни в России, ни на Западе еще не было определенно созданного направления, которое бы характеризовало реализм.

В своем романе Пушкин создает реальный образ прогрессирующего молодого человека, который живет своей жизнью, в своем окружении. Автор хотел раскрыть читателям реалистичный образ жизни главного героя той поры.

Кроме обычного повествования, в романе есть обширные лирические отступления.

Очень интересна форма написания романа. Пушкин вел долгие раздумья над тем, как же изложить свои мысли, как рассказать про жизнь главного героя.

В написанных четверостишиях мы можем прослеживать различные интонации, с помощью которых Пушкин передавал свои чувства и эмоции. Автор придерживается повествовательного пересказа всех событий в романе и в основном использует разговорный тон. Именно это и помогает нам понять все, что хотел донести великий поэт.

Знаменитый пушкинский роман в стихах во многих отношениях стал уникальным явлением русской литературы. Его своеобразие проявляется как на уровне формы, так и на уровне содержания.

Прежде всего, это первый русский роман, и при этом – в стихах. Роман с полноценной, пусть и крайне простой, фабулой, с несколькими планами изображения, с пересечением сюжетов социально-бытовой, культурно-исторической и частной человеческой жизни.

Традиционно европейский роман, долгое время служивший литературным каноном, писался в прозе, имел больший объём, более чёткую структурированность.

От эпоса роман берёт сюжетность, протяжённость во времени, обилие действующих лиц.

С драмой роман роднит её диалогичность. Эпизоды дуэли с Ленским, объяснений Онегина и Татьяны очень сценичны. Недаром в 19 веке роман был представлен в виде оперы, музыку для которой написал П. И. Чайковский, а в 20-м много раз экранизировался.

Роман вобрал в себя приметы целой эпохи, её обычаи, нравы, подробности проведения балов и званых вечеров, описания театров, модных салонов, гастрономических и модных мелочей.

Большинство тем и мотивов, затронутых в Онегине, разошлось по всей последующей литературе.

Пушкин мечтал о продолжении своего творения, где был намерен коснуться истории декабристского движения. По разным причинам этот замысел не был реализован, а вот традиция незаконченности как отличительная черта русского романа осталась.

В романе четко выделяются две сюжетные линии (Онегин — Татьяна, Ленский – Ольга), объединенные фигурой главного героя. Первая сюжетная линия проходит через весь роман, вторая обрывается со смертью Ленского.

С реализмом изображения русской жизни связана и такая черта, как народность романа, то есть изображение жизни русского общества и исканий передовой дворянской интеллигенции в интересах народа, с народной точки зрения.

Народность романа проявляется и в том, с какой любовью поэт изображает картины русской природы. Пушкин в османе закладывает основы использования приема психологического пейзажа, так как смена времен года и картины русской природы целиком связаны с изображением душевного состояния главной героини – Татьяны Лариной.

Эпическая форма романа давала автору возможность не только рассказать об истории жизни своих героев, но и высказать свою точку зрения на изображаемые события. Лирические отступления, интереснейшая композиционная находка поэта, дают нам представление о вкусах и взглядах автора, а значит отражают культурные интересы русского общества первой половины XIX века. А.С. Пушкин выражает свое мнение о театре, балете, книгах, одежде, моде, еде, литературных спорах, русском языке и многих других вещах.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Евгений Онегин.

Год написания – 1823–1830 гг.

История создания – Работа над романом длилась более семи лет, как говорил сам поэт, он был создан на основе его размышлений и оценки происходящих событий в родном государстве.

Композиция – Стихотворный роман, состоящий из восьми глав.

Направление – Реализм.

История создания

События романа охватывают период правления Александра Первого, развитие русского общества в период первой четверти девятнадцатого века. Создание произведения посвящено драматической судьбе дворянского сословия.

Создание отдельных глав соответствовало определённым периодам жизни автора, и каждая из них может служить как самостоятельным произведением, так и быть частью всего романа. Долгие годы написания пришлись на период с 1823 по 1830 г., книга издавалась по мере написания частей, полностью роман увидел свет уже в 1837 году.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Основные темы романа тема любви, тема чести, тема выбора. В книге Пушкина полно и красочно отображены все сферы жизни общества России того периода. Автор показал жизнь и быт русской деревни, светское столичное общество, типичные портреты героев, мода и вкусы людей того времени.

Главный герой романа, молодой дворянин Евгений Онегин, разочарован в жизни. Его дядя оставил ему имение. Пресытившись светской жизнью, Евгений уезжает в село. Здесь он знакомится с Ленским, они много общаются. Ленский познакомил Евгения с семьёй Лариных. Сам Ленский влюблён в Ольгу, молодую ветреную красавицу, у которой есть сестра Татьяна, полная её противоположность. Это молодая, неопытная девушка, воспитанная на романах. Ее чистая, романтическая душа жаждет светлой любви, искренней и верной. Девушка решается на сильный поступок: она объясняется в любви герою своей мечты, воплощенного в образе Онегина. Молодой дворянин отвергает любовь девушки. Трудно представить, какие чувства охватывают девушку после слов Онегина. Это боль, стыд, разочарование. Это огромный стресс для девушки, выросшей в полной уверенности о настоящих чувствах книжных героев.

Ленский же готов бороться за свою любовь, он вызывает Онегина на дуэль после того, когда Онегин начал на вечере у Лариных открыто флиртовать с Ольгой. Молодой человек погибает. Через несколько лет, встретившись с уже замужней Татьяной, Онегин понимает, что упустил настоящую любовь. Он объясняется с Татьяной, но теперь она отвергает его любовь. Девушка высоко нравственна, и она никогда не пойдет на измену, хотя по-прежнему любит Онегина. Основная мысль романа состоит в том, чтобы показать не только проблематику любовных отношений, но и пороки общества, в котором лучшие люди оказываются лишними, а счастливыми могут быть лишь люди мало думающие, мало чувствующие, лишённые нравственного стержня. Ведь зачастую, основная проблема человека в том, что он подчинен мнению людей.

Всегда остается актуальным то, чему учит это произведение – способность сделать свой собственный выбор и жить полной жизнью.

Композиция

Особенности композиции произведения Пушкина подчеркивают глубокий смысл содержания. Стихотворный роман состоит из восьми частей.

Первая глава романа знакомит с главным героем, освещает его столичную жизнь. Во второй главе происходит завязка сюжетной линии второй темы романа – знакомство молодого, жизнедеятельного поэта Ленского с Онегиным. В третьей главе прослеживается завязка основной темы произведения, где Евгений знакомится с Татьяной. Действие развивается: девушка пишет письмо, происходит ее разговор с Онегиным. Евгений ухаживает за невестой друга, тот вызывает его на дуэль. Снится вещий сон Татьяне.

Кульминация романа – Владимир погибает на дуэли, Ольга выходит замуж за другого, Татьяну выдают замуж за важного генерала.

Развязка – встреча Татьяны с Онегиным, их объяснение, где героиня, продолжающая любить Евгения, отвергает его. Сам финал открытый, нет конкретной определённости дальнейшей судьбы героя.

В главах поэмы существуют лирические экскурсы, не отходящие от основного сюжета, но в то же время являющиеся обращением автора к читателю. Изначально поэт задумывал 9 глав, но жёсткие рамки цензуры заставили поэта убрать одну из глав, а все свои мысли и чувства заключить между строк и использовать лирические отступления. Поэтому и все главы,и поэма в целом имеют как бы незавершённый вид, какую-то недосказанность.

Главные герои

Читайте также: