Эстетика и художественная практика русского романтизма кратко

Обновлено: 02.07.2024

Романтизм - это некое свойство человека, его характера; и в этом смысле ("он романтик", "он живёт иллюзиями") он существовал ещё чуть ли не в первобытном строе. Категория "романтизм" временная. Романтизм – лит. направление, которое поставило в центр худ изображения , носящего в той или иной степени мистериальный характер, одинокую свободную личность, проникнутую мистическим вечным томлением по бесконечному и не обусловленную ни историческими, ни социальными обстоятельствами, а потому обладающую чертами исключительности и таинственности.

Бесконечное можно постичь только разумом и чувством вместе. Искусство это может. Чем дальше тот или иной вид искусства отстоит от рац способов познания, тем он выше (самый высокий музыка). Искусство не подражание природе, не игра, а сама жизнь. Романтизм пытается уравнять жизнь и искусство: жизнь должна стать искусством, т.е. наполнится гармонией и красотой, а искусство – наиболее полным и совершенным выражением жизни.

Для романтизма внутренний мир чел – вселенная, которую нельзя постигнуть: она всегда наполнена тайной.

Чувство личности, ее свободы, прав, гордости, чести и достоинства ощущались в России не менее остро, чем в европе.

- псих течение – ром, исповедовавшие идеи самовоспитания и самоусовершенствования

- гражданские романтики – чел воспитывается прежде всего для соц жизни сл-но он предназначен для гражд деят

- филос – место челов дано свыше, его жребий с небес, нет сой и псих причин

Жанровая система романтизма.

Жанровой системы, если сказать просто, нет вообще в эстетике романтизма, так как в её контексте она абсурдна. Ведь рушится упорядоченная картина мира, в которой господствовал классицизм. Наступает хаос, а отсюда понятные идеи - идеально нужно стремиться к тому, чтоб жанров не было. Ведь мир целостен и един, разграничений в нём. делать не надо. Всё это - прекрасное и безобразное, высокое и низкое - иллюзии; поэтому, мир может быть отражён фрагментарно; а также, надо стремиться к объединению худ. циклов, единств, идеальным выражением которых для романтиков становится циклом.

Цикл - худ. единство циклов, каждый из которых имеет самостоятельный смысл, но окончательный свой разворот получает в контексте целого. получает своё смысловое обращение.

Цикл - такое худ. единство, в котором каждое произведение, сохраняя свою завершённость, сохраняеет своё подлинное содержание только в перекличках с другими произведениями, получая своеобразное приращение.

Центральное понятие цикла - сквозной смысл. Важнейшая особенность цикла - правильно интерпретировать произвдения, в котором они расположены. Очень часто почти никогда не соблюдают хронологии, но строятся на ассоциативных связях между текстами.

Так вот, романтики мыслят этими циклами.

Гофман - "Сербионовы братья", "Новаллис - "Гимны к ночи", Гоголь - "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород", "Подражание Корану", "Песни западных славян", "Маленькие трагедии".

Стремление к рос-жанровости - "Евгений Онегин", например.

Ну и поскольку этот принцип невозможно разложить по нишам, этот принцип продолжается романтиками и дальше. Жанры романтиков в литературе стремятся к синтезу с жанрами других видов искусств. Разграничение здесь очень и очень условно.

Соответственно, этому синтезу искусств отвечает миф о золотом веке человечества. Миф выражен в целом ряде произведений романтиков. Согласно этому мифу было время в далёком легендарном прошлом, когда не существовало деления мира на живую и неживую материю, когда был один язык для всех животных, растений, людей. Человек всё понимал и кококо. Это время друидов. Не было деления. короче. никакого. Язык мифологических образов. То есть была одна единая материя.

Основные мотивы лирики В.А. Жуковского и их роль в формировании романтической мифологии его творчества. Особенности лирического стиля поэта. Жанры романтической элегии и отрывка.

Жуковский - крупная поэтическая личность. Его общее значение в истории русской поэзии. супер. Для Пушкина Жуковский был большой поэтический авторитет, даже после того, как Пушкин вышел вперёд. Без Жуковского не было бы Пушкина.

Впрочем, если продолжать рассуждать об этих категориях - кто наследовал, кто предшествовал, то здесь мы сместим акцент. Пушкин не сводится к подражанию. Пушкин - это явление взрыва вообще. Он необъясним.

Жуковский интересен сам по себе, помимо того, что повлиял там и всё такое. Он есть крупнейшая поэтическая фигура. Его личность в его поэзии очень автобиографична и исповедальна.

Меланхолия - самая характерная особенность творчества Жуковского.

С этой точки зрения в поэзии Жуковского можно найти два материка, на которых строятся лирические столпы истолкования его творчества.

К. Н. Батюшков - современник Жуковского. Оба в своём творчестве заложили основы поэтики и эстетики романтизма, но делали они это разными худ. средствами, разным худ. языком, и у Батюшкова свой, легко узнаваемый поэтический голос, образный язык, который не спутаешь ни с кем, как у всякого годного поэта. Особенно ярко это проявляется в его ранней поэзии - лёгкой поэзии - таким термином охватывается раннее его творчество.

Основоположник "лёгкой поэзии"(создатели-французы, Батюшков-прородитель) - М. Н. Муравьёв, который явился для Батюшкова и поэтическим авторитетным наставником. Батюшков, рано лишённый семьи, был отдан на воспитание в дом М. Н. Муравьёва, и на всю жизнь он остался обязан этому уникальному человеку, в том числе и своим талантом, и отношением к жизни, и своей поэтической карьерой.

Легкая поэзия- это уход Батюшкова от себя самого, несчастного. Духовная миграция - поэзия Батюшкова - альтернатива дневнику его души. Чем трагичнее была его жизнь, тем ярче была его античная поэзия. Тосковал по классической эпохе античной…

Легкая поэзия (анакреонтическая) 2ая треть 18 века - ломоносов сумароков тредияковский кантемир заложили ее традиции в русской литературе"

особенности легкой поэзии:

1. двуплановость, а не двоемире - героев можно поделить на 2 лагеря: те кто правильно понимает смысл жизни: чувства, любовь и радости жизни, дружба деревенское уединение занятие поэзией праздность и те кто неправильно видит назначение человека - цари, монахи - служение, погоня за благополучием и деньгами

2.проповедь умеренности, довольство малым до 12-13 года он тяготеет к легкой поэзии.

Постепенно утрачивая либерально-демократический пафос своего раннего творчества, тяготея все больше и больше к консерватизму, Батюшков, однако, не стал последовательным реакционером.

Лицейское творчество

Этот период условно делят на 2 этапа - ранний (1813-1815) и поздний (1816-1817). Весь лицейский период проходит под знаком анакреонтики (изначально оды под лиры). Преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с ее радостями и весельем. Пушкин следует анакреонтической лирике Державина, усваивает стилистику Карамзина и в особенности Жуковского, внимательно читает Батюшкова и учится у него. Пушкин пишет о беззаботном и беспечном отношении к жизни, к ее горестям. Пир души и духа с непременными атрибутами - вином, любовью, дружбой, поэзией.

Следовательно, анакреонтика - не просто жанр, но либерально-политическая установка творческой личности, которая порождает разнообразные жанры - от “анакреонтической оды” до романса и сказки. В том же ключе формируется самый распространенный жанр раннего лицейского периода - дружеское послание. Многие послания берут в качестве образца “Мои пенаты” Батюшкова. К ним относятся многочисленные послания к поэтам, учителям, друзьям. Послания часто включают бытовые и сатирические сцены, которые присутствуют не как живые и непосредственные впечатления, а в качестве литературно-условных примет и имеют чисто жанровое происхождение.

В поздний лицейский период он сожалеет о том, что пиршество духа невозможно вследствие несовершенных обстоятельств. Земные радости, чувственные желания уступают место грусти. Невозможность достичь полноты душевной жизни выдвигает в поэзии на первый план жанр элегии и близкий к нему жанр романса. Господствующее положение занимает исповедальная любовная лирика, которая реализуется в двух разновидностях - “унылой” и любовной элегии.

В “унылой” элегии преобладает одна страсть - уныние, страдание разлуки, воспоминание об утрате возлюбленной. Любовь, переживаемая героем, лишена, как правило, чувственного начала. Она созерцательна, платонична и часто религиозна.

Типичная элегическая - предсмертный монолог. В таких элегиях преобладают устойчивые поэтические обороты (увяла в цвете лет). Те же чувства любовного томления и уныния характеризуют романс. Но в нем речь может идти о герое, отделенном от автора. Такому герою сообщается особая биография воина-певца, павшего на поле битвы.

Любовная элегия, в отличие от “унылой”, выражала противоречивый внутренний мир героя. Основной герой в ней -задумчивый отшельник, бегущий от общества в естественный мир любви, наслаждений, поэзии. Иногда он является в облике скептического вольнодумца. Любовная элегия наполнена чувственной страстью. Герой противоречив: он жаждет полноты наслаждений, но она оказывается невозможной.

В целом, лицейская лирика носила ярко выраженный жанровый характер. Пушкину было присуще жанровое мышление: тема, стиль, лирический герой, авторский образ определялись жанром. Особенность лицейской лирики -игра поэтическими масками. Лицейская лирика была поэтически-условной и не отражала ни реальное жизненное поведение Пушкина, ни его духовный и душевный мир. Но именно условность лирики была залогом поэтического новаторства Пушкина, который позднее наполнил условные и устойчивые поэтические формулы-сравнения конкретным жизненным содержанием.

В лицейской лирике в центре стихов находится не автор, а обобщенный условный образ, зависимый от жанра. Выбор жанра определяет и выбор лирических масок героя, которые постоянно меняются. Другая особенность лицейской лирики - метафоричность и перифрастичность стиля.

Пушкин набрасывает покров изящной беспечности на изображаемую суровую действительность. Сюда следует отнести и использование античных образов и реалий. Античность в стихах лицейского Пушкина - условная форма выражения его миросозерцания, его гармонически цельного восприятия жизни. В лицейской лирике античность символизирована и стилизованна. Античные боги, мифологические персонажи, равно как и условные имена, - все это словесный маскарад, декорация, знаки, эмблемы, символы тех или иных ситуаций или переживаний.

Жанровые истоки

Проблематика

Любовь и смерть как никогда близко встретились в сознании поэта. Но как всегда личные переживания Пушкин воплощает в трагедию с философской проблематикой.

. Смерть оказывается не чем-то далеким и страшным, она — стихия, разящего каждого, причем в любую секунду. В таких обстоятельствах жизнь воспринимается не как продолжительность, которая когда-то завершится, а как миг перед смертью, всегда находящейся рядом, вокруг, всюду.

Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в "аду"-I том "Мертвых душ", затем "в чистилище" -II том "Мертвых душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни.

Писатель решил выразить в поэме мысль о возможности нравственного совершенствования русского человека и преобразования жизни в существующих социальных рамках. Не­приглядные герои I тома в дальнейшем должны были прийти к ду­ховному просветлению и перерождению.

Выра­жая неудовлетворенность своими предшествующими произведения­ми, „населенными" в основном отрицательными персонажами, писа­тель мечтал о положительном герое, который „умел бы нам сказать. всемогущее слово: „вперед!", и пытался в его изображении опереться на саму жизнь.

Но там же содержались и религиозно-патриархальные идеи Гоголя о возможности христианского единения крестьян и помещиков.

Но наряду с яркими реалистическими образами там возникли надуманные, искусственные фигуры:

идеального помещика Костанжогло (Устами Костанжогло Гоголь говорит о крестьянстве как самом здоровом сословии. Тема труда занимает во II томе большое место. Вдохновленным гимном ему звучат слова Костанжогло, речь Костанжогло о роскошно плодоносящей земле, о крестьянском труде, лежащем в основе национального богатства, принадлежит к лучшим местам поэмы. Вместе с тем Костанжогло остается помещиком-крепостником, считающим, что мужика нужно держать в руках; исповедуя принцип пользы, он из „всякой дряни" умеет извлечь выгоду и дает Чичикову советы, как разбогатеть.

добродетельного откупщика Муразова(нажившего „безукоризненно честным" путем милли­онное Состояние, которое он употребляет для добрых дел. )

, которые должны были, по замыслу писателя, воплотить здоровое начало русской национальной жизни.

Одним из главных идеальных героев II тома, по-видимому, должен был быть генерал-губернатор.. Весьма примечательна его речь перед чиновниками, которой заканчиваются уцелевшие фрагменты II тома и которая наглядно свидетельствует о сложности гоголевской позиции. В речи нарисована страшная картина России, вакханалия взяточничества, беззаконие, коррупция, разложение бюрократического аппарата и выражено неверие в возможность его усовершенствования прави­тельственными мерами.

Во II томе раскрывается не менее широкая, но более детализи­рованная, чем в I, картина русской жизни. Гоголь показывает рождение чувства глубокой неудовлетворенности у лучших предста­вителей дворянства, появление своего рода „отщепенцев", людей, уже начавших „выламываться" из своей среды. Таков Тентетников. По свидетельству друзей Гоголя, в последней (сожженной) редакции он был сделан лицом „в высшей степени симпатичным". Гоголь якобы развил мотив участия Тентетникова в политическом кружке и ссылки в Сибирь. Но можно с уверенностью отметить новые тенденции в гоголевском реализме. В лице таких героев, как Тентетников, Платонов, Хлобуев, писатель обращается к изображению слож­ных, противоречивых характеров и душевных движений.

для объяснения концепции трёхтомного замысла своей поэмы Гоголь публикует "Выбранные места из переписки с друзьями"

вообще МД - утопическая религиозно-нравственная концепция возрождения человеческой души

тут надо сказать о том, что это шло вразрез со взглядами Белинского, который буквально раскатал его в своём письме
он задумывал трёхтомник, ну вы в курсе
типа ад, чистилище, рай

письмо было как раз после выхода "Выбранных мест.."

Система взглядов Гоголя представляла собой русский консерватизм. Это идеологическая программа, цель которой - опора на традиции, их сохранение. Важно отметить, что в этом нет стремления противостоять новому, а есть стремление сохранить преемственность между старым и новым

Мысль позднего Гоголя: не надо менять общество, заниматься искусственной ломкой общ-полит и гос строя - надо менять внутр строй человека

Романтизм как литературное направление. Эстетика. Картина мира. Основные течения и своеобразие русского романтизма.

Романтизм - это некое свойство человека, его характера; и в этом смысле ("он романтик", "он живёт иллюзиями") он существовал ещё чуть ли не в первобытном строе. Категория "романтизм" временная. Романтизм – лит. направление, которое поставило в центр худ изображения , носящего в той или иной степени мистериальный характер, одинокую свободную личность, проникнутую мистическим вечным томлением по бесконечному и не обусловленную ни историческими, ни социальными обстоятельствами, а потому обладающую чертами исключительности и таинственности.

Бесконечное можно постичь только разумом и чувством вместе. Искусство это может. Чем дальше тот или иной вид искусства отстоит от рац способов познания, тем он выше (самый высокий музыка). Искусство не подражание природе, не игра, а сама жизнь. Романтизм пытается уравнять жизнь и искусство: жизнь должна стать искусством, т.е. наполнится гармонией и красотой, а искусство – наиболее полным и совершенным выражением жизни.

Для романтизма внутренний мир чел – вселенная, которую нельзя постигнуть: она всегда наполнена тайной.

Чувство личности, ее свободы, прав, гордости, чести и достоинства ощущались в России не менее остро, чем в европе.

- псих течение – ром, исповедовавшие идеи самовоспитания и самоусовершенствования

- гражданские романтики – чел воспитывается прежде всего для соц жизни сл-но он предназначен для гражд деят

- филос – место челов дано свыше, его жребий с небес, нет сой и псих причин

Жанровая система романтизма.

Жанровой системы, если сказать просто, нет вообще в эстетике романтизма, так как в её контексте она абсурдна. Ведь рушится упорядоченная картина мира, в которой господствовал классицизм. Наступает хаос, а отсюда понятные идеи - идеально нужно стремиться к тому, чтоб жанров не было. Ведь мир целостен и един, разграничений в нём. делать не надо. Всё это - прекрасное и безобразное, высокое и низкое - иллюзии; поэтому, мир может быть отражён фрагментарно; а также, надо стремиться к объединению худ. циклов, единств, идеальным выражением которых для романтиков становится циклом.

Цикл - худ. единство циклов, каждый из которых имеет самостоятельный смысл, но окончательный свой разворот получает в контексте целого. получает своё смысловое обращение.

Цикл - такое худ. единство, в котором каждое произведение, сохраняя свою завершённость, сохраняеет своё подлинное содержание только в перекличках с другими произведениями, получая своеобразное приращение.

Центральное понятие цикла - сквозной смысл. Важнейшая особенность цикла - правильно интерпретировать произвдения, в котором они расположены. Очень часто почти никогда не соблюдают хронологии, но строятся на ассоциативных связях между текстами.

Так вот, романтики мыслят этими циклами.

Гофман - "Сербионовы братья", "Новаллис - "Гимны к ночи", Гоголь - "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород", "Подражание Корану", "Песни западных славян", "Маленькие трагедии".

Стремление к рос-жанровости - "Евгений Онегин", например.

Ну и поскольку этот принцип невозможно разложить по нишам, этот принцип продолжается романтиками и дальше. Жанры романтиков в литературе стремятся к синтезу с жанрами других видов искусств. Разграничение здесь очень и очень условно.

Соответственно, этому синтезу искусств отвечает миф о золотом веке человечества. Миф выражен в целом ряде произведений романтиков. Согласно этому мифу было время в далёком легендарном прошлом, когда не существовало деления мира на живую и неживую материю, когда был один язык для всех животных, растений, людей. Человек всё понимал и кококо. Это время друидов. Не было деления. короче. никакого. Язык мифологических образов. То есть была одна единая материя.

Жанровая специфика русского романтизма. Жуковский В.А. как основоположник русского романтизма. Традиции жанра басни в русской литературе, его художественное своеобразие. Гражданская лирика в русском романтизме: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 24.11.2012
Размер файла 29,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Эстетика романтизма. Жанровая специфика русского романтизма

Эстетика романтизма (расцвет приходится на конец XVIII - начало XIX в.) явилась своеобразной реакцией на классицизм и особенно на Просвещение, существенно приземлившее, в понимании романтиков, искусство, наделившее его утилитарными, не присущими его природе социальными функциями. Главные теоретики и практики романтизма (Вакенродер, братья Шлегели (особенно Фридрих), Шеллинг, Новалис, Шлейермахер, Жан Поль (Рихтер), Э.Т.А. Гофман, Кольридж, Шелли и др.)

Художественные миры романтиков вроде бы знакомы нам по внешним признакам (это пейзажи или события почти обыденной жизни) и одновременно предстают какими-то странными, отчужденным, необычными, чем и притягивают к себе с особой силой. Игра смыслов, чувств, переживаний, возникающая при восприятии таких полуреальных миров, доставляет особо утонченное эстетическое наслаждение. В этом Новалис, Шлегель и другие романтики видели одну из характерных черт романтической поэтики.

В эстетике романтиков художественный образ - уникальный феномен в единстве формы и содержания, которые не могут быть разделены, не существуют порознь. В художественном творчестве значимо не рациональное мышление и утилитарное знание, но переживание, воображение, не разум, но интуиция, не столько результат, сколько сам процесс творчества (или восприятия). Более того, многие романтики наделяли художника, поэта, музыканта (композитора) пророческим даром. В своем творчестве они пытаются выразить языками искусства то, что открывается только их внутреннему зрению.

В целом же для эстетики романтизма характерны культ художественного гения как духовного провидца и пророка, устремленность к бесконечному, сокровенному, возвышенной духовности; обостренный лиризм, стремление к перемешиванию реальности с фольклорной сказочностью, фантазией, чудесным; ироническое дистанцирование.

Основными принципами романтической эстетики стали субъективизм и историзм художественного мышления.

увлечение средневековым искусством как национальной классикой (для каждого народа своей). Христианское и романтическое стали синонимами, поскольку в христианской религии "все ориентировано на внутреннего человека".

На формирование и развитие романтизма в художественной культуре России первой трети XIX века оказали влияние следующие факторы: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции. Особенностью русского романтизма является развитие и углубление задач русского Просвещения в искусстве романтизма в России, и в этом главное отличие русского романтизма от западноевропейского, утверждавшегося в борьбе с просветительской идеологией. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло".

Романтизм в русской литературе отличаются многообразием течений: элегический (В.А. Жуковский), революционный (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбеккер), философского (Баратынский, Батюшков), их взаимопроникновением и условностью определений.

Синтетическим характером отличается творчество А.С. Пушкина, которое уже в данный период времени отличается вызреванием в нем реалистических начал. Мир пушкинских героев отличается от романтических героев Жуковского, Рылеева и Байрона народным своеобразием и ярким образным языком.

Новый этап развития романтизма в России начинается после восстания декабристов. Особую роль в русской романтической поэзии играет М.Ю. Лермонтов - прямой наследник Пушкина и декабристов, поэт своего поколения, "разбуженного пушечными выстрелами на Сенатской площади" (А.И.Герцен). Его лирику отличает бунтарский, мятежный характер. Его произведениям присущ острокритический взгляд героя на современность, тоска по идеалу и "пламенная защита человеческих прав на свободу" (В.Г. Белинский).

Русская романтическая проза XIX века представлена В.Ф. Одоевский, исторические и фантастические новеллы которого полны интереса к истории, прошлому России, наполнены мотивами чудесного, таинственного, народным фольклором. Фантастические повести А. Погорельского ("Черная курица", "Лафертовская маковница") - сочетание реализма и фантазии, юмора и возвышенных чувств, в основе которых положены, литературные разработки русских народных сказок и фольклора.

Западноевропейский и русский романтизм взаимопроникали друг в друга и взаимообогащались в этом процессе. Особо значимым в это время становится развитие литературного перевода и значение деятельности Жуковского как переводчика и популяризатора шедевров европейской литературы.

2. В.А. Жуковский как основоположник русского романтизма. Своеобразие стиля В.А. Жуковского

Васимлий Андремевич Жукомвский (29 января [1783, Тульская губерния -- 12 апреля1852, Баден-Баден, Германский союз)

Очень рано в творчестве поэта проявились его основные черты, ставшие потом доминирующими -- мистицизм, вера в потусторонний мир, может быть, более совершенный, чем земной. Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний.

Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки, которые до Жуковского не использовались в русской поэзии. Уход в мирную жизнь деревни, идеализация простоты и тишины жизни - именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы. Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность. Поэтому он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером.

Почти во всех картинах природы, которые рисует Жуковский, присутствует воспринимающий ее человек. Он и природа показаны у поэта в некотором единстве. Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Вот почему пейзажи Жуковского называют "пейзажами души". "Жизнь души" и есть подлинный предмет элегии поэта. Он использует описание природы для непосредственного выражения лирических переживаний героев.

Жуковский был признанным мастером баллад. В большинстве своем они отличались остросюжетным повествованием, стремительно и очень напряженно идущим к трагическому концу. Этот вид литературы соответствовал мрачным переживаниям и раздумьям Жуковского о жизни и судьбах человека.

Трагедию своей любви Жуковский понял как неизбежность крушения и гибели лучших надежд в современном мире. Человека всюду подстерегают страдания и утраты и его мечты рушатся.

Поэзия Жуковского поражала современников своей музыкальностью, мелодичностью.

Цель поэта Жуковский видит в воспевании “творца, друзей, любви и счастья”. Поэт счастлив своим талантом и возможностью выразить переполняющие его чувства стихами. Лирический герой -- еще и певец, поэтому в лирике Жуковского так много упоминаний музыкальных инструментов: свирель, лира, цевница.

Основная особенность стиля Жуковского - эмоциональность, или, точнее, экспрессивность, т. е. стремление выразить средствами слова чувство, настроение, переживание. Эта задача для Жуковского становится главной, подчиняя себе изобразительную функцию слова - задачу отображения посредством слова объективной действительности. Но поэт-романтик не ограничивается тем, чтобы выразить чувство. Он хочет передать, внушить его другим. Слово должно воздействовать на читателя, волновать его, заражать его тем же чувством. Выразительность слова должна переходить в его впечатляемость. Этого Жуковский достигает различными средствами и приемами.

Легкий, легкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

Звезда знакомая там есть;

Она к нему приносит весть.

Не знаю, светлых вдохновений

Когда воротится чреда

Но ты знаком мне, чистый Гений!

И светит мне твоя звезда

3. Творчество И.А. Крылова-баснописца (традиции жанра басни в русской литературе, проблематика и художественное своеобразие)

Одним их первых русских писателей стоящих у реализма был Крылов. Басни Крылова. 1809 - 1 сборник басен. Крылов так же оказался под влиянием французской революции - осмысление событий. Крылов - сын эпохи Просвещения, которое воспитывало царство разума. Жизнь не подчиняется воображению, есть законы независимые от человека. И Крылов решает написать законы жизни - что является нашей реальностью. Выбор жанра басни Крылов связывал с проблемой народности. Этот жанр, по его мнению, самый адекватный, с помощью которого можно ясно выразить общественное мнение. Одной из задач было преодоление сословной разграниченности. Здесь понятие народности - как понятность народу, чтобы подходило под их интеллект. Пол мнению Крылова басня стала оптимальным жанром, который смог отразить русскую действительность, стереть сословные грани. Реализм больше проявился в языке. Языковая реформа басни подготовила язык русского реализма. Крылов 1-ый, кто в басенном языке увидел необходимость нравственно-психологического разделения речей героев.

Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826) в своих произведениях настаивает на том, что он прежде всего гражданин, ценил в своих произведениях их гражданственность, боевой характер, революционный дух. Рылеев считает, что художник должен отрешится от тем узких и личных. Лишь то, что способствует счастью отечества, может стать предметом вдохновения поэта. Любовная тематика чужда ему. В дни, когда “отчизна страждет”, только тревоги боевые могут дать отраду борцу-поэту.

Впервые гражданский патриотизм Рылеева проявился в его стихотворении “К Временщику” (1820). Оно было направлено против временщика Аракчеева, царского любимца, организатора военных поселений. Вынося деспотичному фавориту беспощадное осуждение, поэт обращается к самым резким эпитетам: “надменный”, “подлый и коварный” временщик, “неистовый” тиран, “хитрый льстец”, наконец - подлец. Но рядом с образом временщика в стихотворении возникает образ Поэта, Гражданина, гордой, независимой личности. В стихотворении отчетливо проявляется гражданская позиция Рылеева - оценивать государственного деятеля не по занимаемому им чину, а по той пользе, которую он принес Отечеству, по тому, что он сделал для народа. Гражданское мужество Рылеева проявилось в его гневных словах, обращенных к тирану:

О, как на лире я потщусь того прославить,

Отечество мое кто от тебя избавит!

Пафосом гражданственности проникнут и цикл исторических “Дум”, Рылеева , написанных в духе гражданско-героического романтизма в 1821 - 1823 годах. В печатном предисловии поэт разъяснил их цель словами: “напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти”.Исторический диапазон дум очень широк - от X до начала XIX века, от подвигов Олега Вещего до смерти Державина. Так была создана своеобразная русская история в стихах - ряд картин, восстанавливающих героические дела минувших веков. Поэт славит мужественность, проявленную в борьбе за национальную самостоятельность и независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества. И в его думах воссоздаются образы Вадима, Ольги, Дмитрия Донского, Ермака, Сусанина, Богдана Хмельницкого, борцов против внутренних тиранов, попирающих права и свободы личности (образы Курбского и Волынского), патриотов, ознаменовавших себя военными подвигами ради величия своего отечества (образы Святослава и Вещего Олега. Обращаясь к прошлому, поэт хотел показать, что идеалы наиболее прогрессивных людей его времени опираются на лучшие традиции народа в его битвах за национальную независимость и свободу. Ради этой цели он сознательно пренебрегал исторической достоверностью и сознательно преображал своих героев, наделяя их чертами своего времени. Воскресить историю, для того чтобы возбудить доблесть современников славными делами предков - таково основное намерение Рылеева.

Высшее достижение политической эволюции Рылеева - это поэма “Войнаровский” - произведение, воскресившее эпизоды изменнической политики Мазепы. Основная тема поэмы - борьба за национальную независимость Украины. Поэт рисует своего героя Войнаровского отважным тирано ненавистником, привыкшим с детства “чтить Брута”, душою “истинно свободного” и благородного “защитника Рима”. Это пламенный патриот, готовый ради родины на любые жертвы. Для современников Рылеева эти слова звучали как клятва на верность родине и как призыв к гражданской жертвенности.

4. Гражданская лирика в русском романтизме (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, поэты-декабристы)

Русский романтизм окончательно сложился на полях Отечественной войны 1812 г., где сошлись Батюшков, будущие декабристы, Чаадаев, Жуковский, Вяземский и русские мужики., одетые в солдатские и ополченские мундиры..В процессе становления декабризма вырастали литераторы: поэты, писатели, критики -- они в русской литературе 1816-1825 гг. представляют направление гражданского романтизма.

Своим романтическим творчеством декабристы утверждали активного героя, болеющего проблемами страны и народа. Их внимание к национальной истории, этнографии, фольклору обогащало содержание литературы. Менее удачными были их опыты создания новых жанровых форм.

Подобные документы

Идея ценности личности как философская основа европейского и русского романтизма. Разновидности этого течения в историческом осмыслении. Художественное своеобразие романтизма, его эстетические принципы, художественные приемы, жанровая специфика.

курсовая работа [56,5 K], добавлен 18.03.2014

Путь Жуковского к романтизму. Отличие русского романтизма от западного. Созерцательность романтики творчества, эклектизм ранних произведений поэта. Философское начало в лирике поэта, жанровое своеобразие баллад, значение для русской литературы.

курсовая работа [58,7 K], добавлен 03.10.2009

Антологию русской поэзии. Василий Андреевич Жуковский - один из корифеев русского сентиментализма и основоположник романтизма в отечественной поэзии, его жизненный и творческий путь. Появление новых метрических размеров, жанр романтической баллады.

реферат [19,6 K], добавлен 28.12.2009

Истоки русского романтизма. Отражение творческой многогранности в романтизме Пушкина. Традиции европейского и русского романтизма в творчестве М.Ю. Лермонтова. Отражение в поэме "Демон" принципиально новой авторской мысли о жизненных ценностях.

курсовая работа [53,6 K], добавлен 01.04.2011

Истоки романтизма. Романтизм как направление в литературе. Возникновение романтизма в России. Романтические традиции в творчестве писателей. Поэма "Цыганы" как романтическое произведение А.С. Пушкина. "Мцыри" - романтическая поэма М.Ю. Лермонтова.

курсовая работа [33,8 K], добавлен 23.04.2005

Жизненный и творческий путь выдающего русского поэта Василия Андреевича Жуковского. Основные вехи биографии Жуковского. Создание поэтических и прозаических произведений, многочисленных литературных заметок и переводов, увлечение русской стариной.

презентация [895,2 K], добавлен 25.02.2014

Особенности восприятия природы в литературе романтизма. Смысловое наполнение морской стихии у В.А. Жуковского. Идейно-художественное своеобразие образа моря в лирике А.С. Пушкина. Особенности художественного его воспевания в стихотворениях Н.М. Языкова.

Романтизм как новое направление рус.лит зарождается и формируется постепенно. Романтич.тенденции можно подметить в различных явлениях рус.лит к18 и н19в.

Очень ощутимы западноевропейские мотивы, ведь здесь романтизм начался раньше.

Общая характеристика русского предромантизма представлена течениями:

· Гражданский предромантизм: Радищев, Фонвизин, Державин, ранний Крылов

Общая Характеристика русского предромантизма:

· Центральной проблемой обозначена проблема личности и индивидуальности

· Отменяли культ общего во имя культа частного

· Отказались от видения в мире схемы понятий, увидив в нем живые человеческие жизни и переживания

· Поняли действительное как конкретное и индивидуальное и увидели бытие через призму общечеловеческих ценностей, в том числе и народных.

В России облик романтизма начинает меняться после 1825 года в сторону политичности.

Большинство исследователей выделяют две ветви русского романтизма:

(Это связано с началом 19 века и касается поэтов допушкинской поры, так как в творчестве Пушкина и последующих эти две ветви объединились(кондеминировались)

· Революционный(гражданский)романтизм-активный, связан с творчеством поэтов-декабристов: Бестужев, Рылеев, Одоевский, Кюхельбекер.

· Элегический(психологический, созерцательный)романтизм-пассивный:Жуковский, Батюшков, Козлов.

Художественное открытие русского романтизма, создание новых образов и средств выражения, таковы основные заслуги романтиков. Романтики обращались к прошлому, впитывали его дух, опыт и во многом подготовили базу для реалистов.

Основные концепты русского романтизма:

Билет 6

Романтизм как новое направление рус.лит зарождается и формируется постепенно. Романтич.тенденции можно подметить в различных явлениях рус.лит к18 и н19в.

Очень ощутимы западноевропейские мотивы, ведь здесь романтизм начался раньше.




Общая характеристика русского предромантизма представлена течениями:

· Гражданский предромантизм: Радищев, Фонвизин, Державин, ранний Крылов

Общая Характеристика русского предромантизма:

· Центральной проблемой обозначена проблема личности и индивидуальности

· Отменяли культ общего во имя культа частного

· Отказались от видения в мире схемы понятий, увидив в нем живые человеческие жизни и переживания

· Поняли действительное как конкретное и индивидуальное и увидели бытие через призму общечеловеческих ценностей, в том числе и народных.

В России облик романтизма начинает меняться после 1825 года в сторону политичности.

Большинство исследователей выделяют две ветви русского романтизма:

(Это связано с началом 19 века и касается поэтов допушкинской поры, так как в творчестве Пушкина и последующих эти две ветви объединились(кондеминировались)

· Революционный(гражданский)романтизм-активный, связан с творчеством поэтов-декабристов: Бестужев, Рылеев, Одоевский, Кюхельбекер.

· Элегический(психологический, созерцательный)романтизм-пассивный:Жуковский, Батюшков, Козлов.

Художественное открытие русского романтизма, создание новых образов и средств выражения, таковы основные заслуги романтиков. Романтики обращались к прошлому, впитывали его дух, опыт и во многом подготовили базу для реалистов.

Основные концепты русского романтизма:

Фото Романтизм в литературе: черты, век, произведения русского романтизма

Что такое романтизм?

Романтизм - это направление в литературе и искусстве, которое в конце XVIII и начале XIX века пришло на смену классицизму. Представители романтизма стремились отразить в своем творчестве национальное и индивидуальное своеобразие, изобразить идеальных героев и свободные чувства.

Главный признак романтизма: изображение исключительных героев в исключительных обстоятельствах . Романтизм использует яркие образы, чтобы с их помощью показать высокое назначение человека.

В более общем смысле романтизм - это умонастроение, мироощущение, в основе которого лежит идеализация действительности, мечтательная созерцательность.

Эпоха романтизма - когда он появился?

Романтизм возник в 1790-х годах в Германии, а впоследствии распространился по всей Западной Европе. Причиной его появления стали кризис рационализма Просвещения. Романтизм опирался на предшествующие течения, такие как сентиментализм. На его появлении сказались Великая французская революция и немецкая классическая философия.

Романтизм быстро вышел за рамки искусства и начал определять стиль философии, поведения, одежды и других аспектов жизни.

Эпоха романтизма завершилась в европейской культуре в 1830-е годы, когда ему на смену пришел реализм.

Черты романтизма

Основная черта романтизма - стремление противопоставить миру рассудка и закона новую систему ценностей: культ творчества и воображения, критику логических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению индивидуальности человека, следование природе. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм - это культ природы, чувств и естественного в человеке.

Среди других особенностей романтизма - стремление личности к безграничной свободе, жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

Основой романтического мировосприятия и искусства стал мучительный разлад идеала и социальной действительности.

Выражение в идеологии и практике романтизма нашли интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира, а также идея синтеза искусств.

Романтический герой

Романтизм провозглашал ценность личности и индивидуализма. Герой-романтик - особенная и зачастую таинственная личность. Внешние события находят отражение в его внутреннем мире. В душе у него постоянно происходит борьба противоречий.

Образ такого персонажа обычно строится на основе антитезы. Автор делает его одновременно исключительной личностью, и бессильным существом перед ударами судьбы.

Романтический герой одинок, поскольку стремится сбежать от привычного, удобного для других мира, который его не устраивает. Он изгнанник - не хочет быть как все, стремится изменить привычный жизненный уклад.

Для героя-романтика свобода дороже жизни. Если он чувствует внутреннюю правоту, то готов пойти ради нее на все. Романтический герой - цельная личность. В нем всегда четко определяется главная черта характера.


Романтизм в литературе

Романтизм противопоставляет просветительской идее прогресса интерес к фольклору, простому человеку, возвращению к корням и к природе.

Кроме того, романтизм предполагает пересмотр религии. Согласно идеям немецкого философа Фридриха Шлейермахера, истинная религия - это чувство и вкус бесконечности.

Как было сказано ранее, романтизм зародился в Германии. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам. Особенно ярко это проявилось в творчестве братьев Гримм и Эрнста Гофмана.

Английскому романтизму присущ интерес к общественным проблемам: буржуазному обществу противопоставлены отношения в традиционном обществе, воспевание природы, простых и естественных чувств.

Ярким представителем английского романтизма был Джордж Гордон Байрон. Его творчество как раз основано на пафосе борьбы и протеста против современного мира, воспевании свободы и индивидуализма. Среди других последователей романтизма в Англии обычно называют Перси Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России считается философская лирика Ф.И.Тютчева. В стихотворении Silentium он писал:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.

Действие начинается в необычном месте - в монастыре на Кавказе, то есть герой находится в уединении, одиночестве. Тесные стены монастыря противопоставлены величественной природе Кавказа.

Сам образ героя окутан тайной: о жизни Мцыри рассказывается очень мало, почти отсутствует описание его внешности. При этом ярко раскрыт внутренний мир персонажа. Мцыри - бунтарь, и это отражено в трех кульминационных днях, когда герой обретает желанную свободу. Героя не понимает и не принимает окружающий мир.

Романтизму также свойственно четкое разделение мира на две стороны - черное и белое. Мцыри убежден, что жизнь возможна только на свободе, поэтому, оставаясь верным своим убеждениям, он умирает, вернувшись в монастырь.

Романтизм в музыке

Романтизм в музыке сложился в 1820-х годах под влиянием романтической литературы. Связь литературы и музыки проявлялась в обращении к синтетическим жанрам: опере и песне. Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека нашло отражение в культе субъективного, тяге к эмоциональной напряженности.

Главными представителями романтизма в музыке стали Франц Шуберт, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Николло Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс.

Романтизм в живописи и архитектуре

Романтизм распространился и на изобразительной искусство. В этой сфере он наиболее ярко проявился в живописи и графике. Менее отчетливо он заметен в скульптуре и архитектуре, например, романтизмом считается неоготика.


Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось на основе борьбы с официальным академическим классицизмом. В изобразительном искусстве главными представителями романтизма считаются живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер. В России это О. А. Кипренский и А. О. Орловский.

Читайте также: