А шопенгауэр от страдания к скуке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Хотя, по Шопенгауэру, философия может быть только теоретической, его главный труд — это, по сути, философская антропология, или практическая философия. Ее предметом являются человеческие поступки.

Это понимали древние, украшавшие свои саркофаги изображениями жизнеутверждающих сцен, вакханалий и иных мощных порывов жизни.

В подтверждение своего мнения Шопенгауэр ссылается на устойчивость верований о продолжении жизни после смерти. Смерть и страдание расцениваются как две разные формы зла. В смерти мы видим гибель индивида. Воля, утверждая себя, утверждает жизнь. Отрицание воли к жизни, квиетизм, происходит вследствие познания явлений, которые перестают действовать как мотивы.

Чело- век обременен тысячей забот, которые заполняют всю его жизнь. Но когда существование обеспечено, люди не знают, куда себя девать, и стремятся освободиться от бремени бытия. Скуку нельзя считать незначительным злом. Именно она приводит к тому, что люди, обычно не любящие друг друга, ищут общения. Желание есть по своей природе страдание, его достижение рождает пресыщение. Если промежутки между желанием и его удовлетворением не слишком велики и не слишком коротки, то страдание, причиняемое ими, в значительной степени уменьшается и жизнь тогда наиболее счастлива. В качестве другого способа возвышения над реальным существованием Шопенгауэр предлагает чистое познание. Но те немногие, кто к нему способны, оказываются весьма восприимчивыми к страданиям, которых не испытывают менее тонкие люди. Никто не может избавиться от страдания, меняется лишь его форма.

Счастье — это удовлетворение желания, которое в процессе своего исполнения исчезает, и вместе с ним проходит ощущение счастья. Итак, непосредственно лишь страдание, а удовлетворение, т. е. счастье,— опосредованно. Шопенгауэр откровенно признается: нас радует воспоминание о перенесенной нужде, как радует и вид других страдающих людей. Таким образом, счастье не позитивно, а негативно по своей природе. Оно переживается в краткий миг отсутствия страданий, которые идут друг за другом плотной цепью. Хорошим тому примером служит литература, описывающая лишь борьбу за счастье, а не радость обладания.

«Даже при поверхностном наблюдении нельзя не заметить двух врагов человеческого счастья: горя и скуки. Надо прибавить, что поскольку нам удаётся отдалиться от одного из них, постольку мы приближаемся к другому, и наоборот, так что вся наша жизнь протекает в более или менее частом колебании между этими двумя бедами.

Блогер Зэт Рана (Zat Rana) рассмотрел эти две причины несчастья с точки зрения психологии и поделился своими выводами.

Мы застряли между удовольствием и страданием

Этот взгляд прочно укоренился. Большинство из нас наверняка согласится, что существуют такие конкретные явления, как гнев и радость, и что можно заметить их в окружающих в тот или иной момент. Однако есть другое мнение — теория конструирования эмоций.

Согласно ей, хотя мы и испытываем нечто, приблизительно определяемое как гнев, он не существует в том конкретном смысле, в каком мы привыкли о нём думать. Это сложная комбинация всех процессов, которые происходят в организме в определённый момент, чтобы помочь нам сориентироваться. И они постоянно меняются.

Мозг считывает информацию, поступающую от нашего тела и из окружающей среды, чтобы дать нам примерное представление о том, что нам делать. Так мы испытываем постоянно изменяющуюся действительность.

Всё остальное, особенно эмоции и сознание, существует лишь потому, что мы сами создаём языковые различия между ними. Гнев — это гнев, потому что мы коллективно называем его гневом.

Чтобы вырваться из замкнутого круга и быть счастливее, развивайте связь между сознанием и телом

Для решения проблемы Шопенгауэр предлагал оставить переживания о внешнем мире и погрузиться во внутренний мир мыслей. Но если теория конструирования эмоций верна, тогда мысли не станут спасением. Часто в случае скуки или страдания они только усугубляют недовольство. И вариант думать о чём-то другом, чтобы забыть о неприятном, не срабатывает.

Другое решение — развивать более целостную связь между сознанием и телом. То есть уделять столько же внимания ощущениям тела, сколько мы уделяем мыслям.

Наблюдая за ощущениями организма и не цепляясь за них, можно заметить постоянно меняющуюся природу испытываемых эмоциональных процессов.

Мало кто сознательно концентрируется на телесных ощущениях, замечая свои движения или зарождение чувств. Следящая за телесными ощущениями часть сознания настолько автоматизирована, что мы перестаём их замечать. Но если делать такое намеренно, это может стать целебным. Осознанный подход позволит заметить, что ваши ежедневные переживания — больше, чем то, что вы видите на поверхности.

Попробуйте обращать на это больше внимания. Но помните, что проблемы страдания и скуки нельзя разрешить, обращаясь только к чему-то одному: мыслям (субъективному, внутреннему) или телесным ощущениям (объективному, внешнему). Важна взаимосвязь между ними.

Выводы

Независимо от того, был Шопенгауэр прав во всём или нет, нельзя не уважать его смелые попытки увидеть реальность такой, какая она есть, а не довольствоваться необоснованным идеализмом. Вся его философия построена чётко и связно, и многое из неё понятно и применимо в современной жизни.

Опираясь на неё, можно сделать следующий вывод. Чтобы привести в равновесие переменчивые эмоциональные процессы, нужно развивать связь между сознанием и телом, учитывая оба звена. Обращая внимание на телесные ощущения и при этом не объясняя их мыслями, можно вывести на передний план чувства и ощущения, которые обычно остаются замаскированными.

Не забывайте, что сознание и тело работают сообща, их соединяет петля обратной связи. Перестаньте игнорировать эту связь.

Да, неудовольствия в любом случае будут возникать, но только от вас самих зависит, как на них реагировать.

артур шопенгауэр отвратительные мужики disgusting men

Философия для многих является сугубо теоретической дисциплиной, которая мало применима в жизненных реалиях. Для того что бы прочесть, или, что еще более трудоемко, понять труды большинства философов требуется недюжинная смекалка, сила воли и интерес к предмету.

артур шопенгауэр отвратительные мужики disgusting men

1
Источник счастья — ваша личность

Артур утверждает, что все, чем обуславливается различие в судьбе людей, сводится к трем основным категориям

— Что такое человек (т.е. личность, здоровье сила, темперамент, ум и степени его развития)

— Что человек имеет (любое имущество имеющееся во владении)

— Что собой человек представляет для других членов общества.

Мир, в котором живет человек, зависит прежде всего от того как его данный человек понимает.
Так как все существующее и происходящее имеет место только в нашем сознании, то, на взгляд Шопенгауэра, именно эта категория играет важнейшую роль в жизни любого человека. Все наслаждения и роскошь, воспринятые сознанием глупца, кажутся жалкими и меркнут, по сравнению с человеком, который находит целые вселенные в самом себе.

2
Счастье — величина отрицательная

На взгляд Шопенгауэра, основной заповедью житейской мудрости, является понимание того факта, что всякое наслаждение, всякое счастье есть понятие отрицательное, страдание же — положительно.

артур шопенгауэр отвратительные мужики disgusting men

Для аргументации автор приводит следующий тезис: если все тело человека здраво и невредимо, то при любом повреждении какого либо участка тела мы обращаем внимание именно на боль и лишаемся наслаждения доставляемого нам общим ощущением жизни. Всякое наслаждение состоит в уничтожении различных препятствий, стоящих на нашем пути, а поэтому длится недолго.
В итоге Шопенгауэр советует нам не унывать, и просто обращать внимание не на наслаждения и радости в жизни, а стремиться лишь избежать бесчисленных невзгод на своем пути.

3
Строить планы на будущее — удел дураков

артур шопенгауэр отвратительные мужики disgusting men

Как считает светило немецкой философии XVIII века, заранее строить подробный план своей жизни — одна из величайших глупостей человечества. Причина такого суждения лежит в неизбежном оптическом обмане нашего существования. До определенного возраста нам кажется, что жизнь бесконечна, а если обернуться назад, дойдя до ее конца, — кажется невероятно короткой.

Однако далеко не всегда планирование приводит только к дурным последствиям, просто зачастую мы находим не то, что искали вначале. Никогда не знаешь к чему в итоге придешь. Можно сказать, в каком-то смысле каждый из нас уподобляется средневековым алхимикам — ищем Философский камень, а открываем вместо него порох, целебные средства и законы природы.

4
Если вы великий мыслитель — женщины вам не очень-то и нужны

5
Трудись

артур шопенгауэр отвратительные мужики disgusting men

Наблюдать за тем как после стараний и усилий творение приобретает оконченный вид — это доставляет человеку непосредственное счастье. Трудиться, бороться с препятствиями — это такая же потребность для homo sapiens, как рыться в земле — для крота. Если нет повода к борьбе, человек от скуки и покоя начнет искать любые способы избавиться от этого невыносимого состояния (например, под влиянием свойств своей натуры — плести интриги, мошенничать или чего еще похуже).

Идеи Шопенгауэра оказались несозвучными его времени, полному оптимистических иллюзий о скором счастье всего человечества. Лишь в конце жизни к нему пришла известность, а после смерти и слава.

Артур Шопенгауэр, считавший себя учеником Канта, первым обосновал философию пессимизма. С его точки зрения, миром правит воля к жизни — некая биологическая по своей природе сила, которая и делает всех людей рабами. Это она заставляет человека познавать мир, чтобы лучше к нему приспособиться, это она заставляет нас жить во что бы то ни стало, цепляться за жизнь, даже если она тяжела или просто невыносима.

Вся человеческая жизнь — сплошные страдания и разочарования. Человек под влиянием воли все время чего-то желает: богатства, денег, комфорта, здоровья, продления жизни. Но эти желания никогда не удовлетворяются окончательно. А вскоре после того, как человеку удалось чего-то достичь, наступает равнодушие и скука. Между страданиями и скукой мечется человеческая жизнь.

Земное счастье — иллюзия. Жизнь большинства людей печальна и непродолжительна. Счастлив человек бывает лишь по видимости в редкие минуты. Когда жизнь дает обещания, она их не держит. А когда держит, то только для того, чтобы показать, как недостойно было то, чего мы желали. Поэтому счастье всегда находится в будущем или в прошлом, так что в настоящем человек никогда счастлив не бывает. Но будущее ненадежно, а прошлое — уже невозможно.

Мы не знаем, считает Шопенгауэр, трех высших благ жизни — здоровья, молодости и свободы. Пока они у нас есть, мы их не осознаем и не понимаем их ценности, а понимаем только тогда, когда утратим. Счастливые дни мы замечаем только тогда, когда они уступают место несчастным дням.

Жизнь — вовсе не подарок, рассчитанный на наши наслаждения. Если мы посмотрим на человеческое общество, то мы увидим всеобщую нужду, беспрерывные усилия, постоянные столкновения, бесконечную борьбу.

Все вокруг суетятся — одни в мечтах, другие в деятельности, поднимая неописуемый шум. Но где последняя цель всего этого? Последняя цель, по Шопенгауэру, оказывается весьма жалкой: поддержать на короткий промежуток времени жизнь.

Как бы ни была жалка жизнь, человек цепляется за нее из последних сил, воля к жизни сильнее разума, сам разум — продукт воли. Но какое значение имеет короткая отсрочка смерти, временное облегчение страданий, минутное удовлетворение желания — если все это уходит у нас из рук, а победа смерти несомненна?

Поэтому человек должен выйти из-под власти воли, подавить в себе всякие желания. Нужно понять, считает Шопенгауэр, что страдания — неизбежная часть нашей жизни, и если мы избавимся от одного, то неизбежно придет другое; если на время прекращаются страдания, то наступает скука, которая также является страданием. Если мы поймем это, нам удастся воспитать в себе равнодушие к страданиям. Ведь страдания, как и счастье, приходят не извне, а возникают изнутри человека. Подавить волю, перестать быть ее рабом, уменьшить тягостную заботу о собственном благополучии — таков единственно возможный путь мыслящего человека. Доступный, правда, немногим, кому дано понять, что жизнь — это вечный обман и вечные разочарования, что в мире нет ничего достойного наших желаний, стремлений и борьбы, что все его блага ничтожны. Тем самым мы преодолеваем господство воли.

Наверное, вы сами замечали, что когда чего-нибудь сильно и долго добиваешься, то, получив наконец желанное, никакой радости уже не испытываешь. Часто даже удивляешься себе: зачем тратил столько страсти и энергии на такую ерунду. Радость бывает только тогда, когда что-нибудь приятное или нужное тебе неожиданно сваливается на тебя, как дар, как подарок.

Читайте также: