Проблема познаваемости мира в трудах ученых кратко

Обновлено: 02.07.2024

Человечество всегда стремилось к получению новых знаний. При этом процесс познания секретов бытия – неотъемлемая часть жизни человечества, его великая гордость и, часто, его великая печаль. О том, что такое знание, человек начал задумываться еще в древности. Со временем осознанная постановка данной проблемы нашла свое воплощение в философии. Со временем теория познания, или эпистемология, оформилась как один из фундаментальных разделов философского знания.

Главный вопрос философии можно рассматривать с двух сторон:

  • Его первая (онтологическая) сторона – что считается первичным, а что вторичным – материя или сознание?
  • Вторая (эпистемологическая) сторона – является ли содержание нашего сознания истинным отражением реальности или существует такое содержание, которое не может определяться внешним миром, иными словами, познаваем ли мир, и если да, то насколько и как?

Многочисленные философские системы по-своему решают проблему познаваемости мира. Объективный идеализм (Гегель, Платон и др.) положительно решает данную проблему. Это следует из его основной философской посылки: изначальная идентичность, составляющая основу мира, есть идентичность мысли и бытия. При этом мысль рассматривается не только как субъективная деятельность человека, но и как фундаментальный объективный принцип всего мира, независимый от человека. Мир в своей основе рационален и развивается по законам, заложенным в сознании. Понятно, что разум может познать его суть.

Готовые работы на аналогичную тему

Специфика агностицизма

Агностицизм на основании этимологии данного термина, долгое время определялся как философское учение, утверждающее непознаваемость мира.

Известные последователи агностицизма:

  • И. Мюллер,
  • И. Кант,
  • А. Пуанкаре,
  • Г. Гельмгольц,
  • Т. Гекели,
  • Р.А. Вильсон,
  • Б. Рассел,
  • С. Вайнберг и др.

Они, несмотря на то, что были агностиками, личными усилиями добились больших успехов во многих областях научных исследований и внесли значительный вклад в развитие проблем научно-теоретического познания.

В чем суть агностицизма, в чем его определяющая характеристика? Этот термин был введен английским зоологом и соратником Чарльза Дарвина, профессором Т.Г. Гекели, в 1869 году. По определению, агностик – это человек, который отказался от веры в богов и убежден, что изначальное начало вещей неизвестно и не может быть известным. Он считал, что агностицизм помогает ограничить притязания на знание со стороны тех, кто хочет знать о мире больше, опираясь не только на свидетельства опыта и эмпирические знания. Современная философская литература определяет агностицизм как философскую концепцию, согласно которой мы ничего не можем знать о Боге и, в целом, о высших и абсолютных основаниях реальности, поскольку это непознаваемое, знание о котором, в принципе, не может быть убедительно подтверждено данными экспериментальной науки.

Виды агностицизма

В философии ХХ века агностицизм характерен для различных школ позитивизма и прагматизма. Гносеологические (когнитивные) корни агностицизма заключаются в том, что его представители абсолютизируют ограниченность, относительность и субъективизм человеческого знания, возникающие в процессе познания. Для агностиков процесс познания – это движение только относительных истин, в котором нет места абсолютной истине.

Многообразные отношения человека к миру включают по­знавательное отношение, познание, представляющее собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний. Знания - это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков.

В широком смысле познание означает любое психическое отражение. В узком смысле познание определяется как развитое отражение у человека, опосредованное историческим опытом и речью. Познание человеком бытия – это общественно - исторический процесс отражательно - творческой и речевой деятельности по добыванию и развитию знаний.

Существуют различные виды познания:

- обыденное, основанное на повседневном опыте и здравом смысле;

- художественное, характеризующееся чувственно-образным отображением действительности;

- научное, основными чертами которого является системность и обоснованность, применение специально разработанных методов исследования.

Общие проблемы познания: его природа, отношения знания и реальности, условия его истинности являются предметом исследования одного из относительно самостоятельных разделов философии — теории познания, или гносеологии (греч. — знание и учение).

Гносеология тесно связана с онтологией, основные проблемы которой рассмотрены нами ранее. Онтологические категории используются в познавательном процессе и, следова­тельно, имеют гносеологическую сторону. Гносеологические ка­тегории и принципы имеют онтологическое обоснование. Следует отметить, что ни одна специальная наука, ни их совокупность не заменяют и не могут заменить гносеологию как раздел философии. Они не ставят и не решают коренных проблем познания, среди которых исходной является проблема познаваемости мира.

Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?

Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агнос­тицизмом(греч. - недоступный познанию, непознаваемый). Агностицизм - это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Элементы агностицизма содержались в релятивизме ( от греч. - относительный – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний) древнегреческих софистов.

Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма (от греч. - рассматривающий, исследующий - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания действительности). Однако ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его общезначимость. Выделив субъективную сторону познания, относительный характер знаний, обусловленный изменчивостыо вещей, они игнорировали их относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий. Вместе с тем в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы.

Субъект и объект познания.

Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект.

Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Это всегда человек, наделенный сознанием и способный осуществлять осознанную познавательную деятельность. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Это бытие и его конкретные элементы, связи и свойства которых стремится познать человек. Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и другие характеристики.

Познание — этовзаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное — то, что зависит от субъекта, и объективное, что определяется самим объектом и от субъекта не зависит. Субъективная сторона познания обусловлена тем, что по знающий субъект — это не абстрактный человек (коллектив или общество), а конкретный субъект, деятельность которого связана с определенными социальными отношениями, уровнем культуры.

Отражательно - познавательные связи между субъектом и объектом последовательно приобретают формы:

-связи отражения (от объекта к субъекту);

- связи выражения (формирование в сознании образа, знака, имеющих смысл и содержание на основе отраженных свойств объекта познания);

- связи обозначения (формирование в сознании объема образа или знака, степени распространенности их на познаваемый и другие объекты).

Мировоззренческие и методологические установки, нравственные нормы и критерии оценки оказывают существенное влияние на познавательный процесс.

Как универсальный субъект общество осуществляет все виды деятельности, одним из видов которой является познание. Познание включено в материальную, практическую деятельность, фор­муется на ее основе. Вместе с тем единство различных видов деятельности не исключает существенного различия между ними. Практическая деятельность — это материально-преобразующая деятельность с реальными объектами, познание — духовная деятельность с идеальными образами. Познавательные отношения выступают, таким образом, относительно самостоятельным видом духовной деятельности, приобретают внутреннюю логику развития.

Проблема познаваемости мира – это вопрос о том, соответствует ли наше знание о мире самому миру и существует ли принципиально непознаваемое. Философские позиции по этому вопросу группируются вокруг двух основных подходов: гностицизма и агностицизма.

Согласно гносеологическому оптимизму (гностицизм), не существует принципиальной ограниченности познания, объективный мир познаваем. Позиция гностицизма свойственна объективному идеализму и материализму. Диалектический материализм разрабатывает идею диалектического единства сущности и явления: сущность является, явление существенно. Признавая, что в явлении дает о себе знать сущность вещи, диалектический материализм утверждает принципиальную познаваемость сущности и, следовательно, всего объективного мира. Существование непознанного свидетельствует лишь об исторической ограниченности человеческого познания. Современный гносеологический оптимизм основывается на достижениях науки.
>
>
КРАТКО ПО ФИЛОСОФИИ: проблемы, понятия, представители:

Наиболее общие вопросы знания разрабатываются гносеологией (от греческого gnosis — знание и логотип — учение) — наукой или доктриной знания. Гносеология — это отрасль философии, изучающая природу знания, его возможности, связь знания с реальностью и раскрывающая условия достоверности и правдивости знания.

Проблемы узнаваемости мира и природы наших знаний о мире — это философские проблемы, а не конкретно научные. Гносеология, как отрасль философии, занимается изучением познания и знания, ее интересуют, прежде всего, наиболее общие свойства и закономерности познавательной деятельности, независимо от того, кем и при каких конкретных условиях она осуществляется.

Познание можно определить, в первом приближении, как совокупность процессов, позволяющих человеку получать, обрабатывать и использовать информацию о мире и о себе самом.

Знания — это результат когнитивного процесса, который был подтвержден на практике.

Назовем основные вопросы, составляющие проблему гносеологии, эпистемологией.

  • Является ли мир когнитивным?
  • В каких формах осуществляется человеческое познание?
  • Что является источником знаний?
  • Что такое истина и достижимо ли она в человеческом познании?
  • Можно ли найти критерии, позволяющие четко различать знания и спекулятивные конструкции?
  • Есть ли пределы познания?

Ряд эпистемологических проблем, которые когда-то считались областью чисто философских исследований, таких как изучение форм сенсорного и рационального познания, перешли в область специфических наук, особенно психологии, и успешно решаются ими.

Направления в гносеологии

Проблема познаваемости мира

Познавательный оптимизм настаивает на неограниченных возможностях человеческих познавательных способностей и верит, что нет фундаментальных препятствий для познания человеком мира, природы объектов и самого себя. Сторонники этого направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека ее достичь. Они признают, что в процессе познания, конечно, есть определенные трудности, но развивающееся человечество в конце концов их преодолеет.

Позиция гносеологического оптимизма разделяется как представителями материализма, так и многими представителями объективного идеализма.

Гносеологический скептицизм — это сомнение в возможности получения достоверных знаний. Скептицизм глубоко укоренился в философской традиции. В истории философской мысли выделяются следующие формы скептицизма[3]:

  • Скептицизм древности (Пиррон, Секст Эмпирик);
  • Скептицизм Нового времени (Д. Хьюм и др.);
  • Современный исследовательский скептицизм.

Поскольку древний и современный скептицизм уже рассматривались в соответствующих главах, теперь мы обратимся к анализу современного исследовательского скептицизма, который связан с развитием научного знания.

Классические формы древнего скептицизма, возрожденные на заре Нового времени, еще не осознавали огромный потенциал научных исследований. С развитием науки скептицизм, как доктрина абсолютности сомнения, отказался от своих позиций, потому что наука обладает впечатляющим количеством достоверных знаний.

Произошла трансформация скептицизма, который в настоящее время представлен в форме научного исследовательского скептицизма, философской позиции, выражающей сомнение в обоснованности любой концепции, предложенной как научная за рамками соответствующих критериев. Скептицизм обеспечивает философию и науку мощным набором инструментов критицизма. Признание скептицизма как необходимого элемента научного знания способствует появлению новых идей и росту знаний.

Основные формы познавательной деятельности

Познавательное отношение человека к миру реализуется в различных формах и носит культурно-исторический характер. К основным формам (типам) интеллектуально-теоретической и ментально-практической познавательной деятельности человека обычно относятся повседневное познание, мифологическая, художественная и изобразительная (через искусство), религиозная, философская, научная.

Уже на ранних стадиях развития человека происходило повседневное практическое познание. Она давала элементарную информацию не только о природе, но и о самом человеке, его условиях жизни, социальных отношениях и т.д. Сфера повседневного познания включает в себя здравый смысл, убеждения, предзнаменования, интуитивные убеждения, предчувствия и др. Обычное познание формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения, усвоения общественно значимых знаний и является основополагающим.

Мифологические знания играли важную роль, особенно на ранних этапах истории человечества. Его особенностью является отсутствие разделения на предмет и предмет, синкретизм, то есть целостный взгляд на мир. Мифология передавала определенные знания о природе, о космосе, о самих людях, об условиях их существования, о формах коммуникации и т.д.

В рамках мифологии сформировалась наиболее развитая в искусстве форма познания, которая, хотя и не решает специфических познавательных задач, но содержит достаточно мощный эпистемологический потенциал. Художественное познание впервые было объяснено как форма познания в немецкой классической философии, прежде всего в философии искусства Шеллинга. То, что было недоступно науке, было доступно искусству — человек, его внутренний мир, его чувства, переживания и эмоции.

Древнейшие формы познания, генетически связанные с мифологией, являются религиозно-философскими.

Современные исследователи религиозного познания отмечают, что до сих пор существует мнение, будто вера (религия) является противоположностью знанию. Однако, это ошибочное мнение. Религия — это своего рода знание. Религиозные знания отличаются от других видов знаний (особенно научных), во-первых, своим основным содержанием, а во-вторых, формой, способом понимания этого содержания.

Содержание религиозных знаний — познание Бога. Существует неразрывная связь между религиозной верой и познанием: как бы ни была эмоциональная вера, она основана на знании, имеет знание как свою посылку, познание пронизывает веру, познание венчает процесс религиозной веры. Религиозная вера — это немедленное познание Бога, достигнутое через встречу в опытной общине. Через религиозный опыт осознание мира и реальности Божьей проникает в глубины сознания. Одним из важнейших явлений религиозного знания является сердце. Это не физиологическое сердце, а сердце, близкое к понятию души. Через это сердце и благодаря ему проявляется духовный мир верующего, осуществляется связь с другими людьми, с обществом, природой и Богом.

Особенности философского познания обусловлены особенностями философии как формы интеллектуального соприкосновения с реальностью.

Философия — это особая форма человеческой рефлексии на бытие и на себя (философская мудрость), основанная не только на интеллектуально-рациональном способе мышления, но и на непосредственном интуитивном, художественно-эмоциональном восприятии, которое имеет своей целью отразить глубокое единство мира.

Методы познания

Понятие метода (греческий метод — путь к чему-то) в самом общем смысле означает способ достижения определенных результатов в познании и практике. Основная функция метода заключается в организации и регулировании процесса познания или практической реализации объекта. Поэтому метод (в той или иной форме) сводится к набору определенных правил, приемов, методов, норм познания и действия. Это система правил, принципов, требований, которая должна привести к решению определенной проблемы, к достижению определенного результата в той или иной сфере деятельности.

Разнообразие видов человеческой деятельности подразумевает разнообразие методов, которые можно классифицировать по самым разным основаниям.

Особый интерес для гносеологии представляют общие логические методы, присущие всем видам познания и применяемые как на повседневном, так и на теоретическом уровнях познания.

Аналогия (греческая аналогия от апа — по шаблону и логотипам — вывод, т.е. соответствие) — это логический вывод в процессе познания от конкретного к конкретному на основе некоторых элементов сходства. Аналогия как метод познания используется повсеместно. Таким образом, в повседневной жизни мы часто проводим аналогии с теми же явлениями в недавнем прошлом. В научных знаниях аналогия является одним из источников научных гипотез, когда знания, полученные от наблюдения одного объекта, применяются к другому, менее изученному, но схожему по существенным свойствам. Аналогия даже позволяет формулировать законы. Например, французский физик и инженер III Куломб ввел в электростатику понятие электрического точечного заряда по аналогии с понятием материальной точки в механике и сформулировал фундаментальный закон электростатики, который по форме сходен с ньютоновским законом всеобщей гравитации.

Индукция и дедукция

Индукция как метод исследования контрастирует с дедукцией (от латинского deductio — производная) как метод получения индивидуальных знаний от общего.

В логике вычет определяется как переход от помещения к заключению, основанному на логическом законе, благодаря которому заключение следует с логической необходимостью из предполагаемого помещения. Отличительной особенностью дедукции как метода познания является то, что она всегда ведет от истинных предпосылок к истинному заключению.

Дедуктивный метод используется в логике и математике, а также в различных областях знаний. Всем известен дедуктивный метод такого литературного персонажа, как Шерлок Холмс, хотя на самом деле его следует назвать индуктивным: великий детектив перешел от наблюдений к формированию полной картины преступления.

В науке дедуктивный метод представляет собой процесс выведения основных законов и гипотез из тех или иных правил предполагаемого знания. Это позволяет с помощью логико-математических преобразований получить набор последствий из достаточно малого набора основных положений теории.

Противопоставление между индукцией и дедукцией, характерное для ученых и философов XVII-XVII веков, уже давно преодолено. Индуктивный метод, который в принципе может дать только вероятностные знания, исследует в естественных науках, хотя и в несовершенной форме, ту сторону научного знания, которая связана с появлением новых знаний. Дедуктивный метод позволяет раскрыть содержание теории и сделать из нее выводы.

Анализ и синтез. Анализ — это мысленная операция разбиения сложного объекта на составные части или признаки с последующим сравнением. Синтез — это операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически определенных частей. Анализ и синтез, как правило, выполняются совместно и позволяют глубже познать реальность.

В науке, помимо общелогических методов, существуют также методы эмпирических и теоретических исследований.

  • Методы эмпирических исследований включают наблюдение, измерения и эксперименты.
  • Научное наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие объектов и явлений окружающего мира.
  • Измерение относится к когнитивному процессу нахождения соотношения заданной величины к другой однородной величине, взятой за единицу измерения.

Экспериментирование — особый вид практической деятельности в науке, при котором в объект вносятся изменения с целью получения информации о его свойствах и взаимосвязях.

Основной функцией экспериментов в научных исследованиях является проверка теоретических предположений и гипотез.

Методы теоретических исследований включают мыслительный эксперимент, аксиоматизацию, гийотетико-дедуктивный метод, генетическо-конструктивный метод, систематический метод и др.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: