Реформы кольбера во франции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Становление абсолютизма в 16 в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли. Усиление королевской власти. Верховная политическая власть всецело переходит к королю. Для этого было необходимо было преодолеть политическую оппозицию феодальной олигархии и католической церкви, ликвидировать сословно-представительные учреждения, создать централизованный бюрократический аппарат, постоянную армию, полицию.

Важную роль в становлении абсолютизма сыграл кардинал Ришелье. В течение почти 20 лет (1624-1642) он, подчинив своему влиянию короля Людовика XIII, фактически безраздельно управлял страной. Реформы: • расширение компетенции назначенных из чиновников, стоявших во главе провинций. В руки "интендантов" были отданы сбор налогов и податей в пользу казны, командование местными вооруженными силами, руководство местной полицией; • отменил дуэли; • объединил территорию Фр.; • урезал права парламента; • реорганизация армии; • развит промышленности и торговли.

Нормандское завоевание и его влияние на общественный строй Англии. С древнейших времен остров Британия был заселен кельтскими племенами – бритты, валлийцы, скотты. За относительно короткое время равнинная часть острова вошла в часть Римской империи. В связи с ослаблением Римской империи, римские легионы ушли и бритты стали подвергаться набегам со стороны скоттов. Бритты пригласили поселиться на острове германским племенам англов и саксов. Это поселение переросло в англосаксонское завоевание острова. Возникновение 7 королевств в виде типичных варварских государств. В этих королевствах шел процесс имущественного расслоения и возникли предпосылки феодализма. Класс крупных землевладельцев формировался из родоплеменной знати – эрлов. Члены англосаксонской общины – керлы – страдая от малоземелья, постепенно попадали в зависимость к эрлам. К ХI в. 7 англосаксонских королевств объединились в одно королевство – Англия. Но значительное влияние на историю этого государства оказал внешний фактор. В 1066г. свои претензии на английский престол заявил головной вассал французского короля герцог Вильгельм Норманнский. В решающей битве Вильгельм одержал победу и присвоил титул короля Англии. Основная часть англосаксонской знати была перебита норманнской знатью.

Вильгельм – завоеватель объявил себя верховным собственником всех земель и стал раздавать их своим приближенным, а также титулы барона с обязательным принесением ему оммажа.

Реформы Генриха II. В 1164 году Генрих II издал Кларендонские конституции-оговаривали полномочия церкви. По этим кон-ям все дух-ва получали лен, т.е. зем-ые владения. Духовные лица д.б.отвечать перед корл-ми чин-ми и судьями. Король признавался верховным судьей, по всем делам рассмотренным церковными судами. Все духовные представители д.б. является в светский суд без промедления. Судебные реформы Генриха II получили большое пол-ое зн-ие. Он отделил суд от администрации. Суды стали состоять из проф-ных судей. Суды стали платные и это пополняло королевскую казну. Благодаря реформам Генриха II, разъездное управление приобрело постоянный и строгий порядок. Стали компетенции выясненных сессий: 1.Обеспечение охраны мира. Выездные сессии наделялись чрезвычайным полномочиями суд-ыми, админ., финанс-ми, они назначались приказом короля. Адм.реформа Генриха II делилас. На 6 округов, назначалось 3 разъсных судьи. Реф.ГенрихаII способствовали централизации королевской курии, появ-ся централизованный королевский суд.Военные реформы обязывали всех свободных лиц написать крепостное. Уплата щитовых освобождала от воинской службы.Все д.иметь воинское пол-е.

45. .Вел хартия вольностей. В XIII в. в Англ - пол борьба. корол вл противостояли оформ сословия Противниками сильной кор вл были феод магнаты При Иоанне Безземельном (1199-1216) борьба баронов приобрела нац хар-р. В стране образ антикор фронт, возгл баронами и высш дух-ом. Ситуация обострилась в связи с неудачной внутр и внеш пол-ой. Недовольство вызывали и многочисл поборы. В таких усл бароны заставили Иоанна Беззем 15 июля 1215 г. подпис ВХВ. Образцом для нее послужила Хартия вольн Генриха I. Центр место в Хартии - статьи, выраж интересы баронов. Барон лены объявлялись свободно наслед владениями. Король не имел пр треб от вступавшего в наследство барона платежа - рельефа и обещал не злоупотр правом опеки над несовершеннолет вассалами. Хартия восст некот сеньориальные права баронов: запрещ переносить по кор приказу иски о собств из курии барона в кор курию. Только в 3 случаях бароны были обязаны давать королю денеж помощь: при выкупе короля из плена, при посвящ в рыцари его старш сына, на свадьбу старш дочери от 1го брака. + некот постановления защищали интересы др уч-ов движения: подтверждались привилегии и свободы церкви и дух-ва, в частности свобода церк выборов. В отнош рыцарей предусмотр обещание баронов не брать со своих вассалов сборов без их согласия, кроме обычных феод пособий. Хартия подтверждала др вольности Лондона и др городов, а также пр купцов свободно выезжать из Англ и въезжать в нее, установлено необходимое для торговли ед-во мер и весов. Своб кр-ам было обещано не обременять непосил поборами. бол роль- ст 12 и 14. В ст 12 указ: “Ни щитовые деньги”, ни (какое-либо иное) пособие не должны взиматься иначе, как по общ совету королевства Ст 14 определ состав этого совета: архиепископы, епископы, аббаты, графы и старш бароны, собр они письмами каждого отдельно и, кроме того, повелим позвать огулом, через шерифов всех тех, кто держит от нас непосредственно”. ТО, совет кор-ва - это собрание всех кор вассалов. ТО, ВХВ -пролог в истории англ парламента. Бол вним - ст 39 и 40 Хартии. 39: “Ни один своб человек не будет задержан или заключен в тюрьму, или лишен им-ва иначе, как по зак приговору”. “своб человек” -феодал. Однако в дальнейшем под “своб человеком” формально стали понимать всякого своб жителя Англ. Ст 40 : Никому нельзя продавать справ-сть и правосудие”, Иоанн Беззем впоследствии отказался от Хар. Снова -вооруж борьба, но смерть Иоанна помешала довести ее до опред рез-та.

47. Эволюция судебной системы. Судоустройство в Англии. Ордонанс 1278 г запр кор судам рассматривать споры о движимостях, если стоимость их была меньше 40 шиллингов. С падением знач местных судов возраст роль кор судов. Суд кор скамьи превратился в высш суд по уг делам. Дальнейшая реорганизация суд с-мы при Эдуарде I и Эдуарде II выразилась в созд еще 2 высшсудов: суда общ тяжб и суда казначейства. Суд кор скамьи состоял из юстициариев. Председательствовал король и гл юстициарий. компетенция: рассм уг дел и дел, связ с охраной мира+ он - высший апелляц суд по уг делам. Суд общих тяжб занимался разбирательством гр дел. Этот суд рассматр иски на сумму не ниже 40 шиллингов. С казначейства выдел из казначейства и ведал разбором суд-фин дел. деятельность этих судов, определяемая процессуальными нормами “общ права”, хар-сь формализмом и казуистичностью. Дальнейшее развитие феод форм собств, появл нов видов обязательств ост за пределами “общ права”, и потому возникшие иски не могли рассм в общ судах. Они рассм в суде лорда-канцлера. При рассмотрении споров канцлер не руководствов общ пр, а решал вопросы “по справедливости” Суды ассизов рассм дела под председательством разъездных судей. Согласно статуту 1361 г в каждое графство король назнач лорда + 3 или 4 уваж жителей графства. Эти лица обязаны: вести борьбу с нарушителями законов, преследовать, задерживать мятежников + Компетенция мир судей постепенно расшир. Они приобрели пр принимать обвинения, производить следствиe, преследовать бродяг. Статут 1388 года уст для каждого графства по 6 мир судей. Мировых судей назн король. Но статут 1439 г уст: мир судьями могут быть только лица, прожив в данном графстве и имеющ земел владения, принос доход не менее 20 фунтов стерлингов. Мировые судьи осущ и суд функцию. Суд присяжных. Бол, или обвинительное, жюри оформ в связи с обязанностью розыска воров, разбойников и их укрывателей, которая была возложена на разъездных судей. Расследование при этом сопровождалось опросом 12 свободных и “добрых” людей . Всего в бол жюри было 23 члена. Единого мнения 12 членов жюри признавалось достат. + форм мал жюри. Члены малого жюри учв рассмотрении дела и выносили вердикт(решении всех 12 присяжных ). Согласно закону Эдуарда I 1293 года для присяжных заседателей был установлен ценз в 40 шиллингов дохода. Впоследствии этот ценз увелич.

49. Особенности образования феодального государства в Германии. После короткого периода относительного единства в X—XII вв. в Германии начался закономерный процесс феодальной раздробленности. Однако в отличие от Франции он принял здесь необратимый характер. Это объясняется целым рядом причин, среди которых важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Два основных направления внешней экспансии феодальной Германии (в Италию и на славянский Восток) привели к искусственному объединению германских герцогств, насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии в империю, получившую в XV в. название Священной Римской империи германской нации.

Германские императоры унаследовали не только титул "короля франков", но и короновались в Риме как "императоры римлян", получая корону из рук папы и претендуя тем самым на духовное и светское лидерство в христианском мире. Этим объясняется то особое значение, которое приобрели в истории Германии взаимоотношения между государством и церковью, в том числе ее центром в Риме.

Поскольку основной тенденцией развития Германии оставалась тенденция к децентрализации, периодизация развития феодального государства Германии представляет известную сложность. Смена форм феодального государства прослеживается здесь не столько в масштабе всей империи и собственно Германии, сколько по отдельным германским княжествам, землям. С XIII в. они постепенно превращались в самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Что же касается Германского феодального государства в целом (т.е. империи), то его историю можно условно разделить на два больших этапа:

Следующим правителем стал Людовик XIV (1643—1715). Он со­средоточил в своих руках всевозможную верховную власть, превра­тил столицу и свою резиденцию в Версале в центр поклонения и культуры. При нем был отменен Нантский эдикт и возобновлено преследование гугенотов. Последние тысячами эмигрировали в Анг­лию и другие страны. Его прославленный главный министр финан­сов Жан Батист Кольбер (1619—1683) стал вдохновителем политики меркантилизма (защита и поощрение местной промышленности и торговли для пополнения казны) с одновременным вмешательством административной власти во все дела.

Кольбер стал реформатором промышленности, финансов, юсти­ции, морского дела (с обучением морскому ремеслу и созданием кассы страхования на случай инвалидности, гибели и др.). Он стал вдохновителем кодификационной работы, которая воплотилась в шесть ордонансов — о гражданском судопроизводстве (1667), о след­ствии по уголовным делам (1670), о торговле (1673), о водных путях и лесах (1674), о мореплавании (1683), об использовании труда рабов в колониях, так называемый черный кодекс (1686). Эти шесть ордо­нансов сопоставимы по значению с пятью кодексами Наполеона (1804—1811). Кольбер был членом Французской академии, ему при­надлежит заслуга в создании обсерватории (1667).

После развала империи Карла Великого Франкское королев­ство разделилось на множество княжеств. Прочно укоренился фе­одальный партикуляризм по формуле "вассал моего вассала не мой вассал".

Централизаторские усилия королей зафиксированы, начиная с правления короля Гуго Капета и его наследников, среди которых наиболее выдающимся стал Филипп Август Людовик IX (1180—1223) —удачливый соперник и победитель Иоанна Беззе­мельного, утратившего чуть ли не половину Франции в виде сво­их владений. Людовик IX усилил контроль над магнатами, ввел

единую монету и провел судебную реформу, создав учреждение с судебными полномочиями под названием "парламент"

Король Филипп IV (1285—1314) обложил налогами церковь заставил римских пап жить в резиденции неподалеку от своих владений в Авиньоне, созвал для поддержки своих действий и по­литики Генеральные штаты. В правление Луи XI вся Франция, за исключением Бретани, подпала под королевский надзор и конт­роль. Однако после испытаний периода столетней войны страну стали сотрясать конфликты и распри католиков и гугенотов, кото­рые поутихли только после того, как король Генрих IV Навар-рский из протестантов перешел в католики и ввел в обязательном порядке религиозную терпимость по эдикту 1598 г., изданному в г. Нанте (знаменитый Нантский эдикт о веротерпимости).

Этот же правитель явился основателем династии Бурбонов, которые правили вплоть до 1789 г. При них Франция стала могу­щественной и процветающей за счет не только ремесел и торгов­ли, но и колонизации заморских владений.

В 1610 г. на трон вступил Людовик XIII, который приблизил к себе выдающегося политика-реформатора, известного как кар­динал Ришелье. Под началом и контролем последнего шла победо­носно завершившаяся борьба против мятежных феодалов и гуге­нотов, по-новому была использована система интендайтов для над­зора за местными властями, налогами и правосудием.

Родовое имя Ришелье — Арман Жан дю Плесси (1585— 1642). Он стал кардиналом Ришелье в 37 лет, в 39 —главным ми­нистром короля и затем пэром. Он был особенно удачлив в сокру­шении партии гугенотов, в использовании дворянства мантии (по должности, из третьего сословия), а также права эвокации (при­нятие любого дела к производству в королевском суде из ведения местных судов, причем часто дела эти он рассматривал у себя в кабинете).

Кроме того, важными эпизодами его реформаторской деятель­ности стали эдикт против дуэлей (1626 г.), Королевская декларация о снесении замков (1626 г.), усмирение гугенотов (1626 г.), эдикт, запрещавший парламентам (судебным учреждениям) вмешиваться в государственные дела и администрацию, а также меры по рас­ширению полномочий интендантов юстиции, полиции и финансов (1637 г.). Дуэли, уносившие жизни многих представителей дворян­ского сословия — цвета нации, по мнению реформатора, нарушали святотатственным образом божеский закон о запрете убийства. Меры к нарушителям были тщательно обдуманы и взвешены: треть имущества дуэлянтов подлежала конфискации, виновного изгоня­ли на три года, организаторов в случае повторности преступления наказывали смертной казнью либо лишением дворянства их самих и потомков, а также запретом занимать должности. Усмирение гу-

генотов сопровождалось срытием всех без исключения укрепленных городов, которые участвовали в мятеже. На плечи интендантов были возложены заботы по скорому сбору денег для жалованья и содер­жания армии (тальи, косвенные налоги, соляной налог и др.), а также по пресечению многочисленных злоупотреблений мэров боль­ших городов и местечек (вымогательство, обременения и притесне­ния местных жителей).

Ришелье стоит у истоков политики меркантилизма. Он поощ­рял создание королевских мануфактур, заморских кампаний (Ка­нада, Сенегал, Мадагаскар) и развитие торгового флота. Ему при­надлежит заслуга создания Французской академии наук (1634 г.), ставшей важным средоточием культурной и просветительской де­ятельности, в том числе по сохранности и защите чистоты фран­цузского языка.

С целью управления государством в этот период выстраивается новая иерархия учреждений и должностей. При монархе существо­вали Государственный совет (Тайный совет, аппарат канцелярии), Совет департаментов, Совет приемов, должность Генерального контролера финансов (в этой должности прославится другой рефор­матор эпохи абсолютизма — Ж.Б. Кольбер), четыре госсекретаря (по военным делам, морским, иностранным и делам двора), был еще Малый королевский совет. Местные учреждения включали дол­жности, которые были превращены в предмет купли-продажи (в си­некуры — должности "без забот"). К наиболее типичным из них сле­дует отнести должности балъи (правитель административного окру­га) и прево (окружной королевский или сеньоральный чиновник с различными полномочиями — административными, судебными или военными), а также сенешала (правитель округа в центре и на за­паде страны с полномочиями бальи).

С XIV в. вводится должность прокурора. Система судов вклю­чает суд архиепископа, королевский, суд римской курии. Опреде­ленный контроль за местными судами осуществляли упоминавши­еся ранее интенданты — "достойные и авторитетные лица из первых людей наших Советов с полномочиями интенданта юсти­ции, полиции и финансов" (из текста королевского Эдикта 1637 г.).

Следующим правителем стал Людовик XIV (1643—1715 гг.). Он сосредоточил в своих руках всевозможную верховную власть, пре­вратил столицу и свою резиденцию в Версале в центр поклонения и культуры. При нем был отменен Нантский эдикт и возобновлено преследование гугенотов. Последние тысячами эмигрировали в Англию и другие страны. Его прославленный главный министр финансов Жан Батист Кольбер (1619—1683 гг.) стал вдохновите­лем политики меркантилизма (защита и поощрение местной про­мышленности и торговли для пополнения казны) с одновременным вмешательством административной власти во все дела.

Кольбер стал реформатором промышленности, финансов, юстиции, морского дела (с обучением морскому ремеслу и созда­нием кассы страхования на случай инвалидности, гибели и др.).

Он стал вдохновителем кодификационной работы, которая воплотилась в шесть ордонансов — о гражданском судопроизводстве (1667 г.), о следствии по уголовным делам (1670 г.), о торговле (1673 г.), о водных путях и лесах (1674 г.), о мореплавании (1683 г.), об исполь­зовании труда рабов в колониях, так называемый черный кодекс (1686 г.). Эти шесть ордонансов сопоставимы по значению с пятью кодексами Наполеона (1804—1811 гг.). Кольбер был членом Фран­цузской академии, ему принадлежит заслуга в создании Академии! наук и обсерватории (1667 г.).

Людовик XIV в конечном счете вверг страну в разорительные! предприятия (военные, строительные) и зарекомендовал себя как! правитель-деспот. Ему приписывают знаменитое "Государство — это я!" ("Вы спрашиваете, что такое государство? Государство — это я!"). Один из авторов Энциклопедии, подготовленной под руководством Дидро и Д'Аламбера, обсуждая тему деспотизма, характеризовал его как "тираническое, произвольное и абсолютное правление одного человека" и советовал искать его в Турции, Монголии, Японии, Пер­сии и "почти во всей Азии". Это разновидность управления по своей воле при полном отсутствии иного управляющего закона, кроме его прихоти правителя. "Известно, что принципом таких государств не яв­ляется ни естественное право, ни права людей, ни тем более честь. Поскольку все люди там равны, никому невозможно дать преимуще­ство, и поскольку там все рабы, то невозможно и какое бы то ни было преимущество. " (Жокур Л. де. История в Энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. Л., 1978. С. 94 (Статья "Государственный деятель")).

Коррективом в деспотической практике Людовика XIV было признание им, по крайней мере на словах, высокой роли закона в управлении делами государства. В 1667 г. в трактате короля на темы о правах королей (речь шла о династических спорах по поводу прав испанской монархии) он высказал следующую мысль: "Основной закон государства образует взаимную и вечную связь между госу­дарем и его потомками, с одной стороны, и подданными и их потом­ками — с другой с помощью своего рода договора, который пред­писывает государям царствовать, а народам повиноваться.

По разъяснению Жокура, основной закон относится к облас­ти политического права и представляет собой "всякий главный закон государственного устройства". "Это не только постановле­ния, по которым вся нация определяет, какая должна быть фор­ма правления и как наследуется корона; это еще и договоры меж­ду народами и тем или теми, кому он передает верховную

власть, каковые договоры устанавливает надлежащий способ прав­ления и предписывают границы верховной власти". Основной за­кон — это фундамент здания государства.

В ходе революции конца XVIII в. произошло обновление кон­ституционного фундамента государственного устройства Фран­ции, которая из монархической стала республиканской. Однако теоретические предпосылки такого обновления были во многом обсуждены и просчитаны гораздо раньше практического осуще­ствления.

Весьма своеобразным оказался королевский абсолютизм в Ис­пании времен Конкисты (завоевание). Единая Испания возникла после того, как Фердинанд Арагонский женился на Изабелле Ка­стильской в 1469 г. и состоялась Реконкиста (отвоевание) Гранады у мусульман. В этот период короли охотно раздавали дворянские звания за боевые подвиги, а затем за успехи в колонизации новых земель. В итоге в некоторых районах идальго (дворяне) составили до четверти и даже до половины всего населения. В течение пер­вой половины XVI в. Испанией правил император Священной Рим­ской империи германской нации Карл V, после него — Филипп II, его сын, унаследовавший трон в 1556 г. Это ему и английской ко­ролеве Марии Тюдор принадлежала идея восстановить "католичес­кое единство через инквизицию". Однако Филипп II потерпел не­удачу с навязыванием католичества Голландии, которая восстала и сделалась свободной нацией, одной из первых республик нача-и ла Нового времени (1581 г.).

Следующим правителем стал Людовик XIV (1643—1715). Он со­средоточил в своих руках всевозможную верховную власть, превра­тил столицу и свою резиденцию в Версале в центр поклонения и культуры. При нем был отменен Нантский эдикт и возобновлено преследование гугенотов. Последние тысячами эмигрировали в Анг­лию и другие страны. Его прославленный главный министр финан­сов Жан Батист Кольбер (1619—1683) стал вдохновителем политики меркантилизма (защита и поощрение местной промышленности и торговли для пополнения казны) с одновременным вмешательством административной власти во все дела.

Кольбер стал реформатором промышленности, финансов, юсти­ции, морского дела (с обучением морскому ремеслу и созданием кассы страхования на случай инвалидности, гибели и др.). Он стал вдохновителем кодификационной работы, которая воплотилась в шесть ордонансов — о гражданском судопроизводстве (1667), о след­ствии по уголовным делам (1670), о торговле (1673), о водных путях и лесах (1674), о мореплавании (1683), об использовании труда рабов в колониях, так называемый черный кодекс (1686). Эти шесть ордо­нансов сопоставимы по значению с пятью кодексами Наполеона (1804—1811). Кольбер был членом Французской академии, ему при­надлежит заслуга в создании обсерватории (1667).

Читайте также: