Советско англо французские переговоры весной и летом 1939 г кратко
Обновлено: 05.07.2024
Московские переговоры (также трёхсторонние советско-франко-британские переговоры в Москве, англ. triple alliance negotiations ) — трёхсторонние переговоры в апреле-августе 1939 года между СССР, Великобританией и Францией о заключении договора о взаимопомощи.
Содержание
Предыстория
Предложение правительства СССР о переговорах представителей СССР, Великобритании, Франции, Польши, Румынии и Турции с целью обсуждения мер по предотвращению агрессии Германии было сделано 18 марта 1939 года. После отказа от советского предложения, в середине апреля, правительство Великобритании предложило СССР дать односторонние гарантии государствам Восточной Европы-соседям СССР, при этом Великобритания получала возможность в случае нападения третьей страны на Советский Союз не вступать в военные действия.
Переговоры
Правительство СССР 17 апреля 1939 года внесло предложения о заключении Советским Союзом, Великобританией и Францией тройственного договора о взаимопомощи и военной конвенции на основе принципов равенства и взаимности. Советский проект договора был предложен 2 июня и включал обязательства для всех сторон в случае агрессии немедленно оказать помощь, включая военную, другим участникам договора, а также восточноевропейским государствам, граничащим с СССР.
В процессе длительных переговоров Великобритания и Франция стремились ограничить свои обязательства, а также избежать выдачи гарантий прибалтийским государствам. Чтобы добиться практических результатов, правительство СССР потребовало обсуждать конвенцию по военным вопросам одновременно с политическими переговорами. С точки зрения СССР, западные державы искусственно задерживали достижение соглашения. Так, военные представители Великобритании и Франции прибыли в Москву лишь 11 августа 1939 года, при этом будучи второстепенными лицами, не имевшими полномочий для заключения конвенции.
4 июля 1939 года министр иностранных дел Великобритании Э. Галифакс на заседании внешнеполитического комитета парламента вынес на рассмотрение два варианта:
- срыв переговоров или
- заключение ограниченного пакта.
В ходе переговоров СССР предложил военный план, по которому он выставлял против агрессора 120 пехотных и 16 кавалерийских дивизий, 5 тысяч тяжёлых орудий, 9—10 тысяч танков и 5-5,5 тысяч самолётов. Однако СССР требовал пропуска этих частей через территории соседних государств, на что польское правительство не давало согласия. Гарантии СССР были также не приняты Латвией, Литвой, Эстонией и Финляндией.
Предусматривалось вступление союза в силу в следующих случаях:
- в случае нападения одной из европейских держав (то есть Германии) на договаривающуюся сторону;
- в случае немецкой агрессии против Бельгии, Греции, Турции, Румынии, Польши, Латвии, Эстонии или Финляндии (всем им договаривающиеся стороны давали гарантии защиты);
- в случае, если одна из сторон будет вовлечена в войну из-за предоставления помощи по просьбе третьей европейской страны.
Основными пунктами расхождений были:
В ходе шедших более двух месяцев переговоров англо-французская сторона приняла все советские условия, кроме формулировки косвенной агрессии.
В советском варианте она определялась следующим образом:
Это было расценено представителями Великобритании и Франции как требование СССР предоставить ему возможность по желанию и под любым предлогом вводить свои войска в соседние страны. Со своей стороны, британские и французские участники переговоров предлагали считать косвенной агрессией только
… действия, на которые соответствующее государство дало свое согласие под угрозой применения силы со стороны другой державы и которые связаны с отказом этого государства от своей независимости или своего нейтралитета. [3]
Военные переговоры
23 июля советской стороной было предложено начать переговоры военных миссий в Москве не дожидаясь достижения политического соглашения. 25 июля английская, а 26 июля французская стороны ответили согласием. Глава МИД Великобритании Галифакс при этом заявил, что делегация сможет выехать через 7-10 дней, но состав её ещё не определён. В результате английская и французская миссии отправились в Москву 5 августа, выбрав при этом самый продолжительный способ передвижения — морем до Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) и далее поездом. В Москву миссии прибыли только 11 августа. Об отношении Англии к переговорам свидетельствует факт посылки в Москву адмирала Дракса, имевшего незначительный вес в военном руководстве, в то время, как, например, на неофициальные переговоры в Польшу полетел генерал-инспектор заморских войск Айронсайд (занявший в сентябре 1939 пост начальника Имперского Генштаба). На официальные переговоры по выработке военного соглашения в Варшаву с английской стороны ездили полковник Дэвидсон (ВВС), генерал Клэйтон (армия) и коммодор Роулингз (ВМС), то есть фигуры ещё более низкого ранга чем Дракс.
Чемберлен не верил ни в возможность достижения соглашения с СССР, ни в военный потенциал Красной Армии [4] , надеялся использовать переговоры лишь как средство давления на Гитлера и потому всемерно их затягивал [5] .
Ряд историков полагает, что Сталин был твёрдо настроен на срыв переговоров. Они основываются на тексте его рукописной инструкции Ворошилову от 7 августа, в частности, гласившей:
11 августа 1939 года Астахов получил телеграмму от Молотова:
…Перечень объектов, указанный в Вашем письме от 8 августа, нас интересует. Разговоры о них требуют подготовки и некоторых переходных ступеней от торгово-кредитного соглашения к другим вопросам. Вести переговоры по этим вопросам предпочитаем в Москве. Молотов.
По мнению других исследователей, текст не даёт основания для подобных интерпретаций [10] :
17 и 20 августа глава французской военной миссии генерал Думенк сообщал из Москвы в Париж:
Не подлежит сомнению, что СССР желает заключить военный пакт и не хочет, чтобы мы превращали этот пакт в пустую бумажку, не имеющую конкретного значения. […] Провал переговоров неизбежен, если Польша не изменит позицию [14] .
Американский журналист Уильям Ширер утверждает:
Несмотря на распространённое в то время не только в Москве, но и в западных столицах мнение, что Англия и Франция ничего не предпринимали с целью склонить Польшу к тому, чтобы она пропустила через свою территорию советские войска для защиты от немцев, из опубликованных недавно документов следует, что это не так. Англия и Франция продвинулись в этом деле далеко, но недостаточно далеко. Из этих документов ясно также, что поляки проявили непостижимую глупость [15] .
Провал переговоров
Примечания
Литература
- 1939 год в СССР
- Российско-британские отношения
- Российско-французские отношения
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Московские переговоры (1939)" в других словарях:
МОСКОВСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ 1939 — переговоры между СССР, Великобританией и Францией о заключении договора о взаимной помощи. Состоялись в марте августе 1939. М. п. начались 18 марта 1939, когда англ. посол в Москве запросил пр во СССР о его возможной позиции в случае агрессии фаш … Советская историческая энциклопедия
Московские переговоры 1939 — между СССР, Великобританией и Францией о заключении договора о взаимопомощи, проходили в апреле августе в обстановке угрозы мировой войны, усилившейся после Мюнхенского соглашения 1938 (См. Мюнхенское соглашение 1938), оккупации немецко… … Большая советская энциклопедия
МОСКОВСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ 1939 — между СССР, Англией и Францией о заключении договора о взаимопомощи; происходили в апреле августе. В течение 1938 и 1939 агрессия гитлеровской Германии и её союзников приобретала всё более угрожающие размеры (захват Австрии, расчленение и захват… … Дипломатический словарь
Лондонские переговоры 1939 — секретные переговоры между представителями правящих кругов Великобритании и фашистской Германии в июне августе 1939. Предпринятые по инициативе английской стороны в период Московских переговоров 1939 (См. Московские переговоры 1939) между … Большая советская энциклопедия
1939.08.11 — В Москве произошла встреча представителей СССР, Англии и Франции Московские переговоры … Хронология всемирной истории: словарь
Вторая мировая война 1939-1945 — война, подготовленная силами международной империалистической реакции и развязанная главными агрессивными государствами фашистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией. В. м. в., как и первая, возникла в силу действия… … Большая советская энциклопедия
ГЕРМАНО-ПОЛЬСКАЯ ВОЙНА 1939 — Сентябрьская кампания 1939, агрессия фаш. Германии против Польши, начало второй мировой войны 1939 45 и борьбы польск. народа за свою независимость. Со стороны Германии была агрессивной, империалистич. войной. Для народа Польши война с самого… … Советская историческая энциклопедия
Советско-финская война (1939—1940) — См. также: Советско финские войны Советско финская война (1939 1940) Вторая мировая война … Википедия
Вторжение СССР в Польшу (1939) — Польский поход РККА (1939) Дата 17 сентября 6 октября 1939 Место Польша Итог Появление германо советской границы … Википедия
Освободительный поход Красной Армии 1939 года — Польский поход РККА (1939) Дата 17 сентября 6 октября 1939 Место Польша Итог Появление германо советской границы … Википедия
Предпосылкой для начала Московских переговоров стало обострение военно-политической ситуации в Европе после захвата германскими войсками Чехословакии (март 1939 год).
Советское руководство не приняло британское предложение, указав на то, что эти государства не обращались к СССР с такой просьбой, а Великобритания и Франция не заявляют о готовности принять на себя обязательства по оказанию помощи СССР в случае его вступления в войну.
14 апреля к СССР обратилось французское правительство с предложением дополнить текст советско-французского пакта 1935 года (см. Советско-французские договоры и соглашения) обязательством о взаимопомощи в случае нападения Германии на Польшу или Румынию. В ответ на британские и французские инициативы правительство СССР 17 апреля предложило заключить трёхсторонний договор о взаимопомощи (сроком на 5-10 лет) и военнную конвенцию. Советское предложение было принято, после чего началось обсуждение проектов договора.
Ключевое значение имела позиция британского правительства. Предложенный им 8 мая проект декларации предусматривал обязательства СССР оказать помощь Великобритании и Франции в случае нападения Германии на Польшу или Румынию. В проекте не указывались британские и французские обязательства по оказанию помощи СССР в случае германского нападения на него самого либо на прибалтийские государства.
В мае - июне чётко обозначился основной пункт противоречий на переговорах: вопрос о гарантировании безопасности Латвии, Эстонии и Финляндии тремя державами. Вопрос обеспечения безопасности прибалтийских государств имел для СССР принципиальное значение, поскольку агрессия гитлеровской Германии против Советского Союза могла развиваться на прибалтийском направлении. По проблеме предоставления указанных гарантий Великобритания и Франция занимали уклончивую позицию.
Делегации Великобритании во главе с адъютантом короля адмиралом Р. Драксом и Франции во главе с членом Высшего военного совета генералом армии Ж. Думенком прибыли в Москву только 12 августа Неспешность действий брит. и франц. правительств, невысокий уровень представителей, направленных ими на переговоры, были восприняты сов. руководством как знак неготовности официальных кругов Великобритании и Франции заключить с СССР соглашение. Кроме того, на первом же заседании выяснилось, что Дракс и Думенк имеют полномочия лишь вести переговоры, но не подписывать военную конвенцию (Думенк получил такие полномочия лишь 22 августа). По предложению главы советской делегации, наркома обороны СССР, маршала СССР К.Е. Ворошилова стороны сделали сообщения о состоянии своих вооруженных сил и военных планах.
Советские военные планы, представленные начальником Генерального штаба Красной Армии Б.М. Шапошниковым, предусматривали, что в случае войны в Европе СССР готов выставить 120 пехотных и 16 кавалеристких дивизий, 5 тыс. тяжёлых орудий, 9-10 тыс. танков, 5-5,5 тыс. боевых самолётов. Советская сторона предложила также 3 варианта возможных совместных действий советских, французских и британских вооруженных сил. В докладах французской и британской делегаций конкретных данных об армиях Великобритании и Франции и их оперативных планах на случай войны представлено не было.
Серьёзные разногласия на переговорах вызвал вопрос о проходе советских войск через территорию Польши и Румынии, без чего они не могли начать боевые действия против германской армии. Против прохода советских войск категорически возражало польское правительство. Попытки Франции убедить польское руководство дать согласие на проход советских войск не принесли результата. Лишь 23 августа, узнав о прибытии министра иностарнных дел Германии И. фон Риббентропа в Москву, мининстар иностранных дел Польши Ю. Бек признал возможность совместных советско-польских действий против Германии.
После подписания советско-германского договора о ненападении Московские переговоры были прекращены.
Исторические источники:
Documents on British foreign policy 1919–1939. Ser. 3. L., 1953. Vol. 7;
Переговоры военных миссий СССР, Англии и Франции в Москве в августе 1939 // Международная жизнь. 1959. № 2–3;
СССР в борьбе за мир накануне второй мировой войны (сент. 1938 – авг. 1939 г.): Документы и материалы. М., 1971;
Документы и материалы кануна второй мировой войны, 1937–1939. М., 1981. Т. 2;
Documents diplomatiques français 1932–1939. 2 série. P., 1984–1985. Vol. 17–18;
Политические переговоры СССР, Великобритании и Франции 1939 г. в свете французских дипломатических документов // Новая и новейшая история. 1989. № 6;
Год кризиса. 1938–1939: Документы и материалы. М., 1990. Т. 1–2;
Документы внешней политики СССР. М., 1992. Т. 22. Кн. 1.
Дополнительная литература:
Панкрашова М., Сиполс В. Почему не удалось предотвратить войну: Московские переговоры СССР, Англии и Франции 1939 г.: Документальный обзор. М., 1973;
Read A., Fisher D. The deadly embrase: Hitler, Stalin and the Nazi-Soviet Pact, 1939–1941. L., 1988;
Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне второй мировой войны. 2-е изд. М., 1989;
1939 год: Уроки истории / Под ред. О. А. Ржешевского. М., 1990;
Roberts G. The Soviet Union and the origins of the Second World War: Russo-German relations and the road to war, 1933–1941. Basingstoke, 1995.
В начале 1939 г. практически не оставалось сомнений в том, что новая мировая война уже неизбежна. Весной и летом ведущие мировые силы активно занимались переговорами и поиском потенциальных союзников. Большое значение имели англо-франко-советские переговоры. Они могли стать реальной помехой для дальнейшей фашистской агрессии, но, к сожалению, закончились безрезультатно.
Позиции сторон
С момента прихода Гитлера к власти в 1933 г. Советский Союз неизменно выступал решительным противником фашизма. Советское правительство оказало военную помощь Народному фронту в Испании, осуждало все захватнические действия Гитлера, призывало западные страны к созданию системы коллективной безопасности в Европе.
После захвата Германией Чехословакии стал очевиден крах Мюнхенского соглашения. Гитлер недвусмысленно дал понять, что стремится к мировому господству. Во Франции и Англии слишком поздно поняли всю опасность возросшей военной мощи нацистской Германии. Не было никаких гарантий, что агрессия фашизма не распространится и на запад.
Международный политический кризис привел к созданию двух основных группировок под англо-французской и немецкой эгидами. Параллельно шли многосторонние и двусторонние переговоры, которые должны были окончательно предопределить расстановку сил перед войной.
Особое значение получала позиция Советского Союза. Если раньше западные державы попросту игнорировали мнение советского руководства, то теперь, в условиях непосредственной угрозы, стремились заручиться его поддержкой. Германия также опасалась войны на два фронта, поэтому предпринимала шаги для сближения с СССР.
Первый раунд переговоров
Весной 1939 г. начались переговоры между Англией, Францией и СССР. Четкая позиция советского руководства была обозначена в предложении М. М. Литвинова (17 апреля 1939 г.): трехсторонний военно-политический союз на 5-10 лет, предусматривающий немедленную военную помощь в случае любой агрессии. Предложение также предусматривало помощь и другим европейским государствам.
Такой решительный вариант не устраивал французское и английское правительства, которые до сих пор надеялись на то, что смогут избежать участия в столкновении Германии с СССР. Переговоры намеренно затягивались, в проект вносились многочисленные двусмысленные оговорки.
Неэффективность переговоров привела к тому, что 3 мая М. М. Литвинова на должности наркома иностранных дел сменил В. М. Молотов. Это смена означала, что Советский Союз будет еще более жестко настаивать на своей позиции.
Второй раунд переговоров
После ознакомления советской стороны с западным проектом трехстороннего пакта 15 июня 1939 г. начался новый этап переговоров. О нерешительной позиции Англии и Франции свидетельствовал тот факт, что их интересы представляли послы, а СССР — нарком иностранных дел Молотов.
Камнем преткновения стали два вопроса: о предоставлении гарантий и об определении понятия косвенной агрессии. Советский Союз был готов присоединиться к предоставлению гарантий пяти странам (Румынии, Польше, Бельгии, Греции и Турции), но требовал того же от Франции и
Англии по отношению к Латвии, Эстонии и Финляндии.
Понятие косвенной агрессии трактовалось Англией и Францией, как утрата государством независимости под угрозой применения силы. СССР, ссылаясь на действия фашистской Германии, расширял это понятие до аннексии отдельных территорий под маской защиты национальных меньшинств (Судетская область).
В конце концов ввиду начавшихся 22 июля советско-германских торговых переговоров, Англия и Франция согласились на подписание с СССР политической и военной конвенции на следующем раунде.
Третий раунд. Военные переговоры
Московские переговоры 12-22 августа 1939 г. были последним шансом предотвратить Вторую мировую войну. При этом западные державы продолжали всячески оттягивать итоговое решение. Глава британской делегации адмирал Р. Дракс не имел письменного мандата на ведение переговоров, а французский представитель генерал Ж. Думенк был неуполномочен на подписание конвенции.
Спорным пунктом стал вопрос о допуске советских войск на территории Польши и Румынии в случае нападения Германии. Французы были готовы принять это условие и пытались уговорить польский Генштаб, но не смогли этого сделать. Английская сторона тянула время, одновременно занимаясь подготовкой тайных переговоров с Германией.
Значение англо-франко-советских переговоров
Переговоры Англии, Франции и СССР весной-летом 1939 г. не привели к каким-либо результатам и не смогли предотвратить войну. Все стороны преследовали свои цели и руководствовались защитой собственных интересов.
Назревание Второй мировой войны происходило в весьма запутанной и противоречивой международной обстановке 1930-х гг.14 Разгром Германии в результате Первой мировой войны отодвинул ее в разряд второстепенных держав. Этот факт был использован официальной немецкой пропагандой винтересах разжигания национализма и реваншизма, милитаризации государства. Европейский мир начал сдавать позиции перед напором гитлеризма. Таким образом, своеобразие международной обстановки накануне Второй мировой войны заключалось в том, что, с одной стороны, ведущие мировые державы оказались разделенными на враждующие военнополитические группировки, глубокие противоречия между которыми привели к кризису в межгосударственных отношениях и, в конечном счете, к войне. С другой стороны, все эти государства объединял антисоветизм, что долгое время порождало в Великобритании, Франции и США иллюзии, будто германская и японская агрессии будут направлены только против СССР.
Мюнхенский сговор
Политика СССРОсновной целью внешней политики СССР было укрепление своего политического положения на международной арене и расширение экономических связей, однако в конце десятилетия Советский Союз оказался фактически в международной изоляции. В обстановке нового мирового экономического кризиса, США (как инициатор) и присоединившиеся к ним отдельный европейские страны выдвинули экономическую блокаду СССР. Франция выступает с инициативой создания антисоветского блока европейских государств. Из крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойкоту, напротив став ее главным торговым партнером. Захват Японией Маньчжурии (1931 г.), приход к власти в Германии фашистов (1933 г.) создали реальную угрозу миру. В этих условиях СССР был заинтересован в формировании коллективной безопасности как в Европе так и в Азии. Путем длительных переговоров в 1932 г. заключает договора о ненападении с Польшей, Финляндией, Прибалтийскими государствами и Францией. Главным же успехом внешней политики 30 – х. годов стала нормализация отношений советско – американских отношений. В 1934 г. СССР вступает в Лигу Наций. Главной силой империалистической реакции становиться агрессивный военный бок Германии, Италии и Японии, который развернул активную подготовку к войне.
Советской-англо-французкие переговоры весной и летом 1939 году.
17 апреля 1939 г. правительство СССР вручило английскому, а 18 апреля - французскому правительствам свои предложения, предусматривавшие заключение между тремя державами равноправного эффективного договора о взаимопомощи против агрессии. Советский Союз предлагал:
"1. Англия, Франция, СССР заключают между собою соглашение сроком на 5-10 лет о взаимном обязательстве оказывать ДРУГ другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.
2. Англия, Франция, СССР обязуются оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточноевропейским государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств.
3. Англия, Франция и СССР обязуются в кратчайший срок обсудить и установить размеры и формы военной помощи, оказываемой каждым из этих государств во исполнение § 1 и 2".
Договаривающиеся стороны обязывались после открытия военных действий не вступать в какие бы то ни было переговоры, и не заключать мира с агрессорами отдельно друг от друга и без общего всех трех держав согласия.
В качестве одного из обязательных условий соглашения Советское правительство предлагало, чтобы Англия, Франция и СССР в кратчайший срок обсудили и установили размеры и формы военной помощи, оказываемой каждым из этих трех государств при выступлении против агрессора. Оно настаивало, чтобы результаты этой договоренности были зафиксированы в военной конвенции, которая должна быть подписана одновременно с политическим соглашением о взаимной помощи. Правительство Советского Союза считало, что без такой конвенции пакт взаимопомощи не будет эффективным. Однако такое соглашение не устраивало английское правительство. Галифакс, встретившись вскоре после этого с польским послом, заявил ему, что "советское предложение, хотя оно и серьезно, идет далее того, на что готово пойти британское правительство"
Советское предложение было сделано в крайне тревожный момент: польско-германский конфликт разгорался с каждым днем. Тем не менее английское правительство затянуло ответ на три недели - до 8 мая 1939 г.
Полученный наконец английский ответ сводился к предложению, чтобы Советское правительство "обязалось бы в случае вовлечения Великобритании и Франции в военные действия во исполнение принятых ими обязательств (т. е. гарантий Польше, Румынии, Турции и т. д.- Ред.) оказать немедленное содействие, если оно будет желательным"
Был ли шанс избежать начала Второй мировой войны? Да, и не один. Последним таким шансом являлись трехсторонние советско-франко-английские переговоры. Они были инициированы правительством СССР в апреле 1939 года. Московские переговоры, а вернее их срыв, поставили жирный крест на последней возможности сохранить мир в Европе.
Предыстория их проведения
По сути, начало второй мировой войны было предопределено в 1935 году, в тот день, когда Гитлер отказался от исполнения условий Версальского договора. Это событие произошло 16 марта 1935 года.
Германия взяла последовательный курс на милитаризацию. Европейские страны, победительницы в Первой мировой, ограничились вялыми протестами. Мирные и наивные западные демократии искренне считали, по мнению многих либералов, что реорганизованная и перевооруженная армия Рейха собирается участвовать исключительно в битвах "за урожай".
Затем последовала сдача Гитлеру Саарской и Рейнской областей, ессссно СССР виноват , аншлюс Австрии и, наконец, подписание Мюнхенского договора. По итогам оного перестала существовать Чехословакия. Подробнее о данном соглашении читайте в статье " Мюнхенский сговор - пролог Второй Мировой ". Ссылка откроется в новом окне.
Начало переговоров
В начале 1939 года уже аборигены островов Туамоту понимали неизбежность начала большой войны в Европе. Понимало это и руководство СССР.
Любое государство не собирается воевать в одиночку. Внешняя политика правительства всегда направлена на поиск союзников. Не был исключением из правил и Советский Союз. Играя на разгоравшемся польско-германском конфликте СССР предложил союзникам Польши, коими являлись Англия и Франция, заключить совместный договор о защите польского государства. Заключение подобного договора серьезно бы укрепило авторитет Советского Союза на внешнеполитической арене.
18 марта 1939 года нарком Литвинов через Английского посла в Москве предложил созвать конференцию из шести стран: СССР, Англия, Франция, Румыния, Польша и Турция. Цель конференции - коллективный договор недопущение расширения германской агрессии. Англия ответила отказом и назвала данное предложение "преждевременным" и предложила ограничится декларацией.
Не мытьем, так катаньем Советскому правительству удалось организовать проведение трехсторонних переговоров. Они начались в апреле 1939 года. Англия предложила СССР дать Польше односторонние гарантии на случай германской агрессии. Советский союз настаивал на подписании официального договора между странами.
Переговоры шли медленно, а главное, они шли в тупик. 3 мая наркомом иностранных дел назначается Молотов, при этом он остается в должности главы Совета народных комиссаров.
Дальнейший ход переговоров
С момента начала переговоров Германия начала зондаж позиций СССР. Правительство СССР отмалчивалось, занимало выжидательную позицию.
Имея информацию о попытках Германии войти в контакт с СССР Чемберлен, 27 мая 1939 года, предписывает английскому послу согласиться на дальнейшее обсуждение возможности заключения договора о взаимопомощи.
Невинная жертва Второй мировой решительно отказывается от каких либо договоров и гарантий со стороны Советского Союза. О внешней политике Польши можно узнать в статье " Польша как виновник Второй Мировой ". Её примеру следуют маленькие, но оооочень независимые, Эстония и Латвия.
Более того, они подписывают с Рейхом договора о ненападении и секретные протоколы к ним. Но это широкой публике знать не обязательно. СССР же был единственным государством заключавсим с Гитлером какие-либо соглашения.
В июне месяце переговоры снова оказались в тупике.
О военных переговорах и устремлениях сторон будет рассказано в следующей публикации.
Рекомендую к прочтению:
P.S. Ставьте лайки и делитесь в соцсетях. Если эта тема интересна, то она может быть рассмотрена более детально. Пишите в комментариях, а ещё лучше - в группе Военная история .
Вы можете поддержать канал. Это позволит тратить больше времени на сбор информации и подготовку материала. Спасибо!
Читайте также: