Ядов социология в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Раздел первый. Становление и развитие дисциплины

  • Глава 1. Преемственность российской социологической традиции (Г.Батыгин)

Раздел второй. Проблемы социальной дифференциации

Раздел третий. Социальные проблемы экономики, производства, образования и науки

Раздел четвертый. Духовная жизнь, культура, личность

Раздел пятый. Исследования населения: демографические процессы, семья, быт, досуг и условия жизни

Раздел шестой. Социально-политические процессы, общественное мнение, социальный контроль

ЯДОВ, ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1929) – ведущий современный российский социолог, пионер проводившихся в СССР эмпирических социологических исследований, один из создателей ленинградской социологической школы, автор диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности.

Родился 25 апреля 1929 в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье советских интеллигентов первого поколения. Его отец, из тамбовских крестьян, приехав в Ленинград в 1926, получил высшее образование в Институте им. Крупской, после чего работал преподавателем истории КПСС. Именно отец с его гуманитарным образованием оказал решающее влияние на будущий профессиональный выбор сына.

Продолжил изучение проблем идеологии, познакомился с трудами Мангейма, Липпмана и Узнадзе. В 1958 защитил кандидатскую диссертацию, опубликованную в 1961 под названием Идеология как форма духовной деятельности общества.

После защиты работал ассистентом философского факультета Ленинградского университета, читал лекции по историческому материализму. Заняться эмпирической социологией ему посоветовал Игорь Кон. Парадоксально, но будущий известнейший социолог-эмпирик первоначально воспринял эту идею в штыки. И только потом, после первого ознакомления с литературой по методологии эмпирических исследований, у Ядова возникла идея создания при философском факультете социологической лаборатории. Идея была воспринята более чем благосклонно, и руководителем новой лаборатории был назначен сам Ядов.

Первое исследование, проведенное социологической лабораторией, касалось бюджетов свободного времени рабочих Кировского завода. В дальнейшим эта тематика получила развитие в крупном проекте Человек и его работа, который дал решающий толчок формированию оригинальных теоретических концепций.

В 1963 его послали на стажировку в университет Манчестера, позже он стажировался также в Лондонской школе экономики и политических наук.

В середине 1960-х принимал самое активное участие в создание НИИ комплексных социальных исследований (НИИКСИ) Ленинградского университета, а его лаборатория становится частью этого научного учреждения. Оно стало первым в послевоенном СССР центром социологических исследований. В 1968 защитил докторскую диссертацию по методологии социологических исследований, а в 1969, после создания Института комплексных социальных исследований (ИКСИ), ему было предложено создать его ленинградский сектор. Так как с новым руководством НИИКСИ отношения у социолога не сложились, то это предложение оказалось как нельзя вовремя. Первоначально новым сектором ИКСИ руководил И.Кон, но затем через небольшой промежуток времени руководителем стал Ядов. Постепенно сотрудники прежней лаборатории собрались в этом секторе, продолжая те же исследования, что и раньше. Главной заслугой этого сектора стала разработка тест-методик по ценностным ориентациям и социальным установкам, что привело к созданию диспозиционной теории социального поведения личности.

Параллельно с научной деятельностью он читал лекции в разных городах СССР. Первоначально эти лекции касались философских дисциплин, но уже с 1966 он вел самостоятельный лекционный курс по методологии и методике социологических исследований. На основе прочитанных им лекций в 1968 вышел первый в России учебник, посвященный методам социологического исследования – Методология и процедуры социологических исследований. Это учебное пособие не раз переиздавалось, оно до сих пор является базовым для социологических факультетов России. (Четвертое издание опубликовано в 1998 под названием: Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности.)

Новые проблемы появились в начале 1970-х с приходом эпохи застоя. Обновление руководства ИКСИ первоначально привело к карьерному росту (он стал заместителем директора института), но уже очень скоро в отношении него (как и других самостоятельно мыслящих советских социологов) начались мелочные преследования. В результате он перешел в 1975 работать в Институт социально-экономических проблем (ИСЭП), где возглавил социологический отдел, составленный из его бывших коллег по ИКСИ (его сотрудники в прежнем составе перешли из одного института в другой вслед за ним). Со временем, однако, и здесь началась травля ученого с независимым характером. Руководство давно искало подходящий повод, и он подвернулся в связи с потерей Ядовым критического доклада Татьяны Заславской о состоянии советской экономики. Этот случай дал возможность обвинить руководителя социологического отдела в утрате документов для служебного пользования. Ситуация накалилась, и в 1984 он в очередной раз сменил работу – стал старшим научным сотрудником в Ленинградском филиале Института истории естествознания и техники. Здесь проработал до 1988, когда был назначен директором-организатором московского Института социологии Академии наук СССР (в дальнейшем ИС РАН) – центра отечественной социологической науки.

На новой должности он не только продолжил научную и преподавательскую деятельность, но и занялся реформированием самого института. Поскольку началась перестройка, то стремление привнести в среду академического института дух свободомыслия не встретило особых препятствий.

Должность директора ИС РАН занимал вплоть до 2000. После этого он отошел от чисто административной работы и сосредоточился на научных исследованиях, руководя Центром исследований социальных трансформаций ИС РАН. Одновременно он занял пост декана факультета социологии Государственного университета гуманитарных наук, созданного в 1994 на базе гуманитарных институтов Российской Академии наук.

Научные интересы Ядова лежат в сфере изучения трудовых отношений в постсоветской России, а также в области общей социологической теории.

В годы перестройки и экономических реформ 1990-х интерес Ядова к трудовым отношениям нашел выражение в изучении изменений, происходящих в производстве. В начале 2000-х он и его коллеги занимаются изучением влияния рыночной трансформации деятельности предприятий на трудовые отношения и трудовые ценности. На основе эмпирических исследований им выделены разные варианты адаптации и связанных с ними трудовых отношений. Среди успешных предприятий, оказалось, есть и такие, где советская культура трудовых отношений (межличностные связи и коллективизм) сохранилась, и такие, где произошло ее кардинальное изменение (переход к безличным отношениям и индивидуализму). Аналогично, среди потерпевших крах предприятий обнаружились предприятия и с советской культурой, и с рыночной трудовой ориентацией. Таким образом, прямая взаимосвязь между изменением трудовых отношений и степенью успеха деятельности предприятий пока не обнаружена. Изучая особенности современной российской экономической культуры, возглавляемый Ядовым Центр исследования социальных трансформаций активно использует как свои собственные методологические подходы, так и западные (например, методики Г.Хофстеда).

Объект социологии, как и других общественных наук, — соци­альная реальность, и потому социология — наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это лишь указание на объект исследования, который совпадает с объектом других общественных наук, будь то история, этнография, демография, право. Социология — наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организ­ме.

Понятие социальной общности представляется нам ключевым в опре­делении предмета социологии, потому что содержит решающее качество самодвижения, развития социального целого. Этот источник — столкно­вение интересов социальных субъектов, классов, других социально-субъектных образований. В подобной же мере это позволяет объяснить и состояние устойчивости, стабильности социальных систем, организаций, институтов, коль скоро они соответствуют общему интересу.

Будучи главным предметом социологического анализа, социальные общности охватывают все возможные состояния и формы бытия человече­ских индивидов в том модусе их существования, который представляет социальное качество человека, его сущность, которая, по Марксу, есть ан­самбль общественных отношений (последние проявляются в системе со­циальных взаимосвязей, взаимного обмена деятельностью). Все известные нам устойчивые формы самоорганизации социального субъекта — это общности разного типа, различающиеся пространственно-временными масштабами и содержанием объединяющих их интересов. Это формы се­мейной организации, поселений, социально-классовые и социально-профессиональные, социодемографические, этнонациональные и террито­риальные, государственные общности и, наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация в бесконечном миро­здании.

Понятие социальной общности охватывает и те разновидности, кото­рые не имеют жесткой структурной организации, представляют дисперс­ную массу, объединяемую общим интересом в длительном или кратком временном пространстве (например, массовое движение, аудитория, зре­лища, толпа. ), а также малые недолговременные групповые образования.

Из сказанного следует: социология есть наука о становлении раз­витии и функционировании социальных общностей, социальных ор­ганизаций и социальных процессов как модусов их сосуществования, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаи­модействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями, наука о закономерностях социальных дей­ствий и массового поведения.

В качестве самостоятельной отрасли знания социология реализует все присущие науке функции: теоретико-познавательную, описательную и прогностическую, практически-преобразовательную, мировоззренческую и просветительскую. Ее главные прикладные функции состоят в объектив­ном анализе социальной действительности: познание глубинных законо­мерностей социальных процессов и правдивом описании феноменологии социальной жизни, т. е. представлении обществу достоверной информации о его состоянии на данный момент как реальном положении социального субъекта с его особыми и разнообразными интересами, взглядами, мне­ниями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и надеждами.




(Источник'. В.А. Ядов. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования, 1990, № 2. С. 4, 12-15.)

Объект социологии, как и других общественных наук, — соци­альная реальность, и потому социология — наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Это лишь указание на объект исследования, который совпадает с объектом других общественных наук, будь то история, этнография, демография, право. Социология — наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организ­ме.

Понятие социальной общности представляется нам ключевым в опре­делении предмета социологии, потому что содержит решающее качество самодвижения, развития социального целого. Этот источник — столкно­вение интересов социальных субъектов, классов, других социально-субъектных образований. В подобной же мере это позволяет объяснить и состояние устойчивости, стабильности социальных систем, организаций, институтов, коль скоро они соответствуют общему интересу.

Будучи главным предметом социологического анализа, социальные общности охватывают все возможные состояния и формы бытия человече­ских индивидов в том модусе их существования, который представляет социальное качество человека, его сущность, которая, по Марксу, есть ан­самбль общественных отношений (последние проявляются в системе со­циальных взаимосвязей, взаимного обмена деятельностью). Все известные нам устойчивые формы самоорганизации социального субъекта — это общности разного типа, различающиеся пространственно-временными масштабами и содержанием объединяющих их интересов. Это формы се­мейной организации, поселений, социально-классовые и социально-профессиональные, социодемографические, этнонациональные и террито­риальные, государственные общности и, наконец, человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация в бесконечном миро­здании.

Понятие социальной общности охватывает и те разновидности, кото­рые не имеют жесткой структурной организации, представляют дисперс­ную массу, объединяемую общим интересом в длительном или кратком временном пространстве (например, массовое движение, аудитория, зре­лища, толпа. ), а также малые недолговременные групповые образования.

Из сказанного следует: социология есть наука о становлении раз­витии и функционировании социальных общностей, социальных ор­ганизаций и социальных процессов как модусов их сосуществования, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаи­модействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями, наука о закономерностях социальных дей­ствий и массового поведения.

В качестве самостоятельной отрасли знания социология реализует все присущие науке функции: теоретико-познавательную, описательную и прогностическую, практически-преобразовательную, мировоззренческую и просветительскую. Ее главные прикладные функции состоят в объектив­ном анализе социальной действительности: познание глубинных законо­мерностей социальных процессов и правдивом описании феноменологии социальной жизни, т. е. представлении обществу достоверной информации о его состоянии на данный момент как реальном положении социального субъекта с его особыми и разнообразными интересами, взглядами, мне­ниями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и надеждами.

(Источник'. В.А. Ядов. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования, 1990, № 2. С. 4, 12-15.)

Таким образом, первым этапом — этапом становления социологии в России — можно считать время распространения социологических идей, образования направлений социологической мысли, ее укоренения в системе российской науки. Этот этап продолжался с середины 60-х до середины 90-х гг. XIX в.

Второй этап развития российской социологии характеризовался ее институциализацией, т. е. признанием со стороны государства и общества, созданием кафедр и отделений, научных учреждений для подготовки специалистов и научно-педагогических кадров, основанием научных журналов, обществ и т. д. Этот этап продолжался с середины 90-х гг. XIX в. до середины 20-х гг. XX в., до тех пор пока социологические учреждения не были закрыты, а социологи-немарксисты не изгнаны из Советской России.

Председателем был избран известный социолог и историк, академик А. С. Лаппо-Данилевский. С 1917 г. начинается присуждение ученой степени по социологии. Наконец, в 1919 г. в Петрограде создается Социологический институт, получивший статус научно-исследовательского учреждения.

Четвертый, современный, этап — этап бурного развития российской социологии — наступил в середине 1980-х гг. На этом этапе социология выходит из-под опеки КПСС и исторического материализма, становится самостоятельной наукой и учебной дисциплиной, преподаваемой во всех вузах России с 1989/1990 учебного года. Это одна из самых быстро развивающихся наук, которая постепенно ликвидирует пробелы в наших знаниях об обществе и социальных отношениях, догоняет ушедшие вперед национальные социологические школы США, Великобритании, Франции, Германии, других развитых стран.

Таким образом, в России социология как самостоятельная наука возникла в первой трети XIX в. и имеет более чем 160-летнюю историю. Это сравнительно молодая, но уже достаточно оформившаяся наука, имеющая различные подходы к предмету исследования (объективный и субъективный) и направления исследования. Основные направления в истории социологии: позитивизм, материалистическое направление (марксизм), антипозитивизм (неокантианство), господствовавший в 1880–1920 гг., психологическое направление и, наконец, неопозитивизм.

Читайте также: