Проблема построения теоретической модели общества кратко

Обновлено: 07.07.2024

Общество – сложная система, состоящая из множества элементов, взаимодействующих между собой. Главным элементом этой системы является человек. Но люди не единственные составляющие. Соц. предметы – то, в чем осуществляется труд ч-ка. Это вещи и орудия, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. Организационные отношения между взаимодействующими людьми. Устойчивые соц. роли и соц. статусы.Соц. институты, обеспечивающие каждого индивида соц. функцией. Любое об-во включает надындивидуальные феномены к-ры, которые определяют систему отношений между людьми. Об-во относится к классу субстанциональных систем. Субстанция не зависит ни от чего, кроме себя. Об-во обладает признаками субстанции: -самопоражение – содержит причины самовозникновения в себе, а не вне себя.-качественная самодостаточность – существует по своим законам, которые само и регулирует и порождает. Этой системе присущ органический тип связей. Целое первично по отношению к частям(в плане значимости), интересы целого важнее интересов частей (напр. Органы в организме), =≥ч-к вне об-ва не существует, об-во явл. первичным. Существует 3 теоретич. модели общества: 1)натуралистическая модель:основа общ-ной жизни – природа. Общество – продолжение природных законов. Представители: Монтескье, Мечников. Существует биологический детерминизм – в обществе действуют те же законы, что и в природе. 2)идеалистическая модель: сущностью общества является идея, дух, сознание. =идеализм. 3)материалистическая модель:основу общества образуют производственные отношения, материальные блага; На развитие общества влияет много факторов. В истории действует принцип многофакторности. Общ. закономерность является тенденцией развития, она не определяет каждый поворот, каждое изменение, обуславливает только общее направление одного варианта развития не существует. Их много. Именно люди определяют путь дальнейшего развития. Количество этих вариантов неограниченно. Соц. детерминизм – самый сложный вид общ. закономерности. Она существует в виде синтеза необходимого и случайного. Внутри содержит чел. деятельность с ее целями, желаниями. Сложный процесс общ. развития закономерен, но эта закономерность подвластна человеку.

41.Специфика социального детерминизма. Социальная закономерность и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм. Субъекты и движущие силы общественного развития.

Социальный детерминизм- жесткая предопределенность социальных явлений объективными, вне человека положенными факторами и причинами. Известны различные виды детерминизма: механистический (“лаплассовский”), религиозный (теологический), вульгарно-материалистический. В противоположность детерминизмуиндетерминизмотрицает существование всяких социальных взаимосвязей и причинно-следственных действий в общественном развитии.

Фатализм - учение о том, что всякая деятельность, всякий факт жизни человека и общества в целом неизбежны, неотвратимы по воле некоего изначального принципа (судьба, рок), неведомой иррациональной причине. Фатализм проповедуют оккультные учения, астрология. Социальный фатализм не признает роли личности в общественном развитии, субъектов социального творчества в социальной практике. Специфической разновидностью фаталистического принципа выступает ламброзианство: учение о предопределении преступной деятельности личности исходя из его внешних биологических черт.

Волюнтаризм- учение о том, что основополагающим принципом жизнедеятельности является воля. Социальный волюнтаризм отрицает действие объективных факторов, а все социальное развитие выводит из феномена воли, мировой и человеческой.

Субъекты и движущие силы истории.

Субъекты как участники исторического процесса, движущие силы - те участники истории, которые в конкретный период за­нимают ведущее, значительное место в обществе, именно от их деятельности зависит направленность общественного развития.

Личность взаимодействует с обществом в процессе социализации, которая представляет собой освоение человеком ценностей, норм, установок, социальных ролей, характерных для конкретного общества или конкретной группе.

Социализация личности в обществе

Социализация личности является процессом приспособления человека к среде конкретного общества. Так происходит, потому что новорожденный ребёнок приходит в уже существующий мир. С самого рождения человек находится в социальных отношениях со всеми сферами человеческой деятельности. В данном контексте ни одного человека нельзя считать свободным от общества, в котором он живёт.

Социологи говорят о нескольких видах социализации:

  • Первичная социализация.
  • Вторичная социализация.
  • Подготовительная социализация.
  • Повторная социализация.

Первичная социализация берёт своё начало в детстве. В семье маленький член общества получает первые знания о том, что такое хорошо и плохо. Он получает знания о том, как ходить, говорить, одеваться, как надлежит в обществе. Его первые учителя – родители. Важно понимать, что процесс социализации в детстве во многом отражается на его будущем и на дальнейшей судьбе человека в целом.

Вторичная социализация происходит вне семьи. В этом процессе корректируются первые представления об обществе, человек реально участвует в деятельности социальных групп. Детский сад, школа, армия, вуз, профессиональная деятельность – это ступень взросления и становления личности. Поднимаясь на каждую следующую ступень, человек развивает собственную самостоятельность в решении различных жизненных проблем.

Подготовительная социализация происходит в тот момент, когда человек принимает ценности, уклад жизни той группы, в которой он хотел бы находиться и принадлежать, но по каким-то причинам сейчас не принадлежит. Подготовительную социализацию человек проходит каждый раз, когда принимает для себя решение изменить своё положение в обществе, достичь какой-то цели. Для этого нужна дополнительная подготовка.

Для поступления в университет абитуриенту нужно посещать подготовительные курсы, после сдать экзамены.

Повторная социализация или ресоциализация говорят о том, что в жизни человека произошли значительные перемены. Её отличие от подготовительной заключается в том, что этот вид социализации не всегда согласуется с желанием самого человека.

Успешный предприниматель может разориться и тогда он вынужден вновь осваивать новые ценности и нормы в роли банкрота. В ситуации, когда человек входит в преступную группировку, он полностью отрицает нормы и ценности, принятые в обществе.

Общество так устроено, что люди создают в нём различные объединения, организации, группы и т.д. Они называются социальные формы.

Социальные формы – это продукт совместной деятельности человека.

Эти формы существуют независимо от неё. Человек находится будто в сетях общественных связей и отношений. Порой эти формы могут иметь весьма жёсткий характер, такое общество представляется тюрьмой.

Три модели взаимоотношений общества и личности

Модели взаимоотношений личности и общества появились как ответ на вопрос о влиянии их друг на друга. Таким образом, социологи вывели три модели взаимоотношений.

Автор первой модели французский социолог Эмиль Дюркгейм. Он говорил, что человек – это "ансамбль социальных отношений", в силу того, что общество производит тех людей, которые ему необходимы. Согласно теории Э. Дюркгейма, общество, как источник высших ценностей, создаёт личность, в процессе социализации усваивает социальный порядок, коллективные привычки и представления. При этом оно выступает контролёром этого процесса, являясь при этом независимой внешней обучающей принудительной силой. Только благодаря коллективным представлениям, личность связана с обществом.

Э. Дюркгейм утверждает, что общество появляется как результат взаимодействия людей, но появившись, оно живёт по собственным законам. Жизнь отдельной личности определяется социальной реальностью, при этом она практически не может влиять на неё.

Придерживаясь первой модели, весьма сложно ответить на вопрос относительно того, как же меняется общество? Поскольку оно не может изменяться хотя бы потому, что в каждой личности воспроизводит собственную программу.

Автором второй модели является социолог Макс Вебер. Он говорил, что человек поминается как индивид, которому характерно сознание и воля, а также способен совершать осмысленные поступки и делать разумный выбор. В таком представлении общество – это сумма индивидов – атомов, продукт их сознания и воли. По Веберу, люди самостоятельно создают себе социальную реальность, а значит, создают её и для других. Именно поэтому в социальных действиях людей проявляются взаимно согласованные попытки упорядочения социальной действительности.

В подобной модели общество выступает как результат осмысленного человеческого поведения.

Очевидно, что зачастую результаты деятельности не совпадают с желаниями человека. Несовпадение целей и результатов связано с тем, что общество не сводится к людям, которые его составляют.

Обе эти модели были несовершенны. Учёные давно испытывали нужду в появлении ещё одной модели, которая сможет в себе объединить две предыдущие. И такая модель была придумана. Её авторами стали американские социологи П. Бергер и Н. Луман. Они утверждали, что общество существует как результат процесса "конструирования социальной реальности", в нём задействованы и личность, и общество. Реальность, в которой мы живём, согласно представлениям социологов, представляет собой реальность нашего конкретного общества. Она уже является упорядоченной социальной реальностью.

Поддержание социального порядка происходит благодаря тому, что люди получают обязательные знания в процессе собственной социализации. Они закрепляются в повседневных взаимодействиях. При этом личность воспроизводит социальный порядок, сохраняя свою индивидуальность. Таким образом, общество производит людей, которые сами и являются обществом. Здесь можно говорить о том, что общество – это условие человеческой деятельности и её результат.

Постижение общества в рамках социальной философии имеет свою специфику, определяемую ее философским статусом. Социальная философия формирует целостный (интегральный) взгляд на общество и его историю, то, что не могут предложить частные науки. Обобщающее мышление – специфика социальной философии. Углубляя эту мысль, можно утверждать, что основная задача социальной философии заключается в том, чтобы показать различие между социальным и несоциальным. Предметом философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная система.

Важнейшим понятием социальной философии, определяющим предметное поле ее исследований, является общество. На эмпирическом уровне общество можно рассматривать как совокупность составляющих его людей. Однако, в обществе присутствуют социальные связи и отношения, которые характеризуют совместное существование людей отличное от природного мира, что превращают общество в социальный организм.

Люди с древности ставили вопросы о том, что движет и управляет жизнью общества. Каковы причины (детерминанты) качественных изменений в обществе. Одни искали ответ во влиянии географической среды, другие – в духовном факторе, третьи – в материальном.

Существует ряд теоретических моделей (подходов) понимания обществ и его развития:

Идеализм, чересчур одухотворяет человека, отрывает его от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. Такое понимание истории возникает как результат абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии.

Следует отметить и отрицательные последствия идеалистического понимания общества. Главные из них – человек это марионетка мирового разума, выполняющий его волю, или представление об истории, как арене произвола великих личностей. Иначе говоря, идеалистическое понимание истории опасно тем, что порождает социальную мифологию и обрекает социальные субъекты, оказавшиеся во власти мифов, на погоню за миражами. Идея лишь тогда хороша, когда озарена смыслом человеческого бытия.

3. Материалистическая. Связывает развитие общества либо с прогрессом науки, искусства, политических отношений, либо с развитием экономики. (К. Маркс, Ф. Энгельс). В философии марксизма общество оказывается системой, где процесс производства материальных благ рассматривается как первооснова всех вторичных (политических, правовых, идеологических, нравственных, религиозных, художественных) процессов. Именно в производстве люди вступают во взаимоотношения по поводу того, кому принадлежат орудия и средства производства – в отношения собственности.

Преувеличение роли экономического фактора и недооценка роли сознательной деятельности людей – составляет главный недостаток материалистической концепции.

4. В настоящее время формируется многофакторная модель общественного развития, учитывающая влияние природно-климатических, экономических, политических и демографических факторов.

28. Понятие общественно-экономической формации. Теория формаций и реальный социальный процесс.

Одной из важнейших проблем философии истории является вопрос о направленности и периодизации исторического процесса, т.е. по направлению к чему и минуя какие стадии развивается общество. В решении вопроса о направленности выделяют формационный и цивилизационныйподходы.

Формационная концепция истории была предложена Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX в. на основе творческой переработки достижений утопического социализма, английской политэкономии и немецкой классической философии. Это целостная и в то же время противоречивая система. Маркс заявил о необходимости материалистического объяснения истории в противовес господствовавшим в то время идеалистическим представлениям. К.Маркс исходит из представления о закономерности исторического процесса и его единстве для всего человечества. В обществе действуют объективные законы, следовательно, в историческом процессе можно выявить всеобщие, устойчивые и необходимые связи. Из всего многообразия исторических явлений Маркс выделяет, с его точки зрения, определяющее: способ производства материальных благ. При этом в оборот вводится множество новых обозначений: производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, социальная революция и т.д.

Основные положения материалистического понимания истории (формационной теории):




2. Развитие общества есть процесс смены общественно-экономических формаций. Понятие общественно-экономической формации (ОЭФ) является ключевым в марксистской философии истории. ОЭФ -–это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон. Таких формаций (или этапов) в истории человечества выделялось пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Достоинства и недостатки формационного подхода.

1) Переход к рассмотрению общества как сверхсложной системы. Маркс сместил акценты с анализа духовной жизни общества на анализ материальных благ.

2) Понятие ОЭФ позволило выявить структуру исторического процесса, связать прошлое и будущее, преодолеть мозаичность истории.

1) Схематизм в членении истории на отдельные этапы (в реальной жизни нет формаций, а существуют реальные народы).

2) Европоцентрический характер теории (основывается преимущественно на историческом материале Западной Европы).

3) Монофакторность, возводящяя в ранг исключительных детерминант социально-экономический аспект, при недооценке всех остальных.

29. Цивилизационный подход к анализу общественного развития. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби)

Возникновение цивилизационного подхода обусловлено рядом причин:

Основная причина – крушение доктрины европоцентризма. Историческая наука к XIX веку накопила богатый материал о неевропейских обществах, который поставил под сомнение тезис о единстве исторического процесса. Цивилизационная картина мира -– полицентрична.

Каждая цивилизация базируется на особых чертах характера народа, мировоззрения, духовных ценностях, социально-политической организации.

В целом отличие формационного и цивилизационного подходов в том, что формация – это категория социально-экономическая, а цивилизация – понятие социокультурное.

Рассмотрение сущности социальных явлений, причин и основ развития общества, его движущих сил занимали существенное место в истории социально-философской мысли.

Эти и другие фундаментальные проблемы бытия общества в социальной философии рассматриваются с разных точек зрения.

Можно выделить четыре основные модели, подхода к их решению: идеалистическую, натуралистическую, материалистическую и плюралистическую (факторную) модель.

Идеалистическая модель имела широкое распространение в истории философии и господствовала до середины XIX в.

Она основывается на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности.

Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям.

Идеалистическая интерпретация общества имеет реальные основания - сложность общественных процессов и их познания. В обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием и волей, которые ставят перед собой определенные цели и действуют под влиянием сознательных побуждений. Абсолютизация роли сознания в жизни общества и привела к выводу, что сознание является конечной причиной исторических событий.

Идеалистическое объяснение сущности общества приводит к отрицанию объективных законов его развития.

Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истории. Решающая роль отводилась великим личностям, духовной элите, творческому меньшинству. История предстала результатом их деятельности, народу отводилась роль инертной, пассивной массы, толпы.

Натуралистическаямодель (или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям. С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л, Мечников), природная среда (климат, почва, полезные ископаемые и т, д.) определяет характер, психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.

В XX в. эти идеи легли в основу реакционного философского направления - геополитики (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, Р.Челлен).

Однако натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время преувеличивает, абсолютизирует их роль в социальных процессах.

Противоположной идеалистической и натуралистической модели является материалистическая теория общества, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Данная концепция означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопросы о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание.

Общественное бытие - это объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу и существенное содержание которого составляет производство материальных благ.

Общественное сознание - духовная сторона общественной жизни: взгляды, представления, теории, идеи, в которых отражается общественное бытие.

Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом:

· общественное сознание возникает на основе общественного бытия и без него не существует, являясь его отражением;

· общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание;

· источником изменения общественного сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия.

В материалистической модели получил обоснование закономерный характер развития общества, его рассмотрение как продукта сознательной деятельности людей, различных социальных общностей. При этом решающая роль отводится народу – создателю материальных и духовных ценностей.

Плюралистическая (факторная) модель (М.Вебер, Р.Арон) в отличие от рассмотренных моделей, исследующих общество в рамках монистического подхода к объяснению исторического процесса, рассматривает его как результат действия равнозначных явлений (экономики, религии, права, морали и др.), отрицая наличие единого детерминирующего фактора.

Сравнительный анализ теоретических моделей общества позволяет сделать вывод, что ни одна из них не может служить универсальным ключом к раскрытию сущности социума и его причинно-следственных связей, но каждый из этих подходов обладает определенными познавательными возможностями.

Читайте также: