Морфемный уровень языка кратко

Обновлено: 05.07.2024

В качестве основных выделяются следующие уровни языка [2] :

  • фонемный;
  • морфемный;
  • лексический (словесный);
  • синтаксический (уровень предложения).

Уровни, на которых выделяются двусторонние (обладающие планом выражения и планом содержания) единицы, называются высшими уровнями языка [3] . Некоторые учёные склонны выделять лишь два уровня: дифференциальный (язык рассматривается как система различительных знаков: звуков или письменных знаков, замещающих их, — различающих единицы семантического уровня) и семантический, на котором выделяются двусторонние единицы [1] [3] .

В некоторых случаях в одной звуковой форме совпадают единицы нескольких уровней. Так, в рус. и совпадают фонема, морфема и слово, в лат. i 'иди' — фонема, морфема, слово и предложение [2] .

В вопросе о выделении этого уровня у языковедов нет единства. Некоторые ученые выделяют только морфемный уровень, исследуя системные взаимоотношения семантически минимальных единиц - морфем, выделяя, в свою очередь, в их составе аффиксальный подуровень. Другие ученые, кроме морфем, включают в морфемно-морфологический уровень словоформы и их парадигмы как единицы морфологии. Учитывая тот факт, что морфемы и их связи должны изучаться в единстве с выполняемыми ими функциями, мы также включаем в состав единиц этого уровня морфемы и словоформы. Как уже говорилось выше, слово является узловым элементом языка, фокусом взаимодействия многих языковых факторов. В силу этого разными своими сторонами оно имеет отношение к другим единицам языка, а следовательно, и к другим языковым уровням Слово не только носитель лексического значения, оно одновременно и морфологическая единица, образованная по присущим данной языковой системе правилам. Поэтому словоформа и лексема как совокупность словоформ - это морфологические образования, а потому имеют отношение к морфемно-морфологическому уровню.

Подобно другим единицам языка, морфема выступает в виде определенных своих видоизменений, вызванных историческими причинами или конкретными текстовыми условиями Представители (репрезентанты) морфемы, образующие в совокупности парадигму ее изменений в системе языка, т. е. ее тождество, называются морфами, или алломорфами (по аналогии с аллофонами фонемы, ср.: друг - друга - друзья - дружить; свечой - тучей; избить - испить; искать - подыскать; история - предыстория и т. п.).

Морфемы самостоятельно не употребляются в предложении, не являются тем самым номинативными или коммуникативными единицами языка. Они служат для образования слов и словоформ. Выделяются знаменательные морфемы (корни) и служебные (аффиксы). В свою очередь аффиксы подразделяются на словообразовательные и словоизменительные. С помощью словообразовательных суффиксов образуются новые слова различных частей речи; словоизменительные аффиксы участвуют в образовании форм слова. Приставки образуют новые слова одной и той же части речи. В соответствии с этим делением словообразовательные аффиксы имеют словообразовательное значение, словоизменительные - грамматическое.

Морфема - явно выраженный показатель классификационной природы слова. Если с корнем связано выражение вещественного значения слова, то словообразовательные и словоизменительные аффиксы являются показателями принадлежности слова к тому или другому соответственно содержательному или формальному разряду слов.

Образованная с помощью словоизменительного аффикса слово-Форма включается в парадигму формального изменения слова, принадлежащего к определенной части речи Совокупность таких словоформ, образующих парадигму, определяется как лексема.

Конкретные грамматические значения объединяются в грамматические категории (ср. категории рода, числа, вида, наклонения и др.). Грамматические категории - это предельно отвлеченные грамматические понятия, которые часто не замыкаются пределами одной части речи. С помощью категорий осуществляются сквозные грамматические классификации, охватывающие разные части речи и доказывающие тем самым единство грамматической системы языка

Значимые элементы языка по-разному осмыслялись отечественными и зарубежными лингвистами и в соответствии с этим по-разному классифицировались. Укажем в качестве примера на оригинальную классификацию значимых элементов языка Потебни.

Потебня делит значимые единицы языка, с известной долей условности, на объективные и субъективные. Объективные - это элементы слова, выражающие индивидуальное содержание, т. е. корни. С ними связано обозначение вещественного значения; они, как пишет Потебня, непосредственно указывают на те или другие явления действительности. Субъективные - это элементы, выражающие различного рода общие, классификационные значения, относя слово к разным содержательным или формальным разрядам. Именно эти субъективные значения представляют собой "приспособления" языка для организации, оформления и выражения так называемого "внеязычного содержания", образующегося на основе чувственного восприятия явления действительности и его понимания. Субъективные значения - это сопутствующие (синсемантические) значения, уточняющие в том или другом отношении и оформляющие значение корня, вещественной части слова.

С помощью "субъективных приспособлений" осуществляются закономерные преобразования "внеязычного содержания", в чем находят выражение системные взаимоотношения между лексикой, словообразованием и грамматикой.

Единицы языка — это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. К основным единицам языка относят звуки речи, морфемы (части слова), слова, предложения.

Единицы языка образуют соответствующие уровни языковой системы: звуки речи — фонетический уро­вень, морфемы — морфемный уровень, слова и фразео­логизмы — лексический уровень, словосочетания и предложения — синтаксический уровень.

Каждый из языковых уровней тоже является слож­ной системой или подсистемой, а совокупность их обра­зует общую систему языка.

Язык — естественно возникшая в человеческом об­ществе и развивающаяся система облеченных в звуко­вую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназна­ченная прежде всего для целей коммуникации. Язык в одно и то же время — условие развития и продукт человеческой культуры. (Н. Д. Арутюнова.)

Низший уровень языковой системы — фонетиче­ский, он состоит из простейших единиц — звуков речи; единицы следующего, морфемного уровня — морфемы — состоят из единиц предшествующего уровня — звуков речи; единицы лексического (лексико-семантического) уровня — слова — состоят из морфем; а единицы сле­дующего, синтаксического уровня — синтаксические конструкции — состоят из слов.

Единицы разных уровней различаются не только местом в общей системе языка, но и назначением (функцией, ролью), а также строением. Так, кратчай­шая единица языка — звук речи служит для опознава­ния и различения морфем и слов. Сам звук речи значе­ния не имеет, со смыслоразличением он связан лишь косвенно: сочетаясь с другими звуками речи и образуя морфемы, он способствует восприятию, различению морфем и образуемых с их помощью слов.

Звуковой единицей является и слог — отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними. Но слоги не соотносятся с морфемами или какими-либо другими значимыми еди­ницами; кроме того, выявление границ слога не имеет достаточных оснований, поэтому некоторые ученые не включают его в число основных единиц языка.

Морфема (часть слова) — кратчайшая единица язы­ка, имеющая значение. Центральная морфема сло­ва — корень, в котором заключено основное лексиче­ское значение слова. Корень присутствует в каждом слове и может полностью совпадать с его основой. Суф­фикс, приставка и окончание вносят дополнительные лексические или грамматические значения.

Различают морфемы словообразовательные (образующие слова) и грамматические (образу­ющие формы слова).

В слове красноватый, например, три морфемы:

- ко­рень краен- имеет признаковое (цветовое) значение, как и в словах красный, краснеть, краснота;

- суффикс -оват- обозначает слабую степень проявления признака (как в словах черноватый, грубоватый, скучноватый);

- окончание -ый имеет грамматическое значение мужско­го рода, единственного числа, именительного падежа (как в словах черный, грубый, скучный).

Ни одна из этих морфем на более мелкие значимые части разделе­на быть не может.

Морфемы с течением времени по своей форме, по со­ставу звуков речи могут видоизменяться. Так, в словах крыльцо, столица, говядина, палец некогда выделявшие­ся суффиксы слились с корнем, произошло опрощение: производные основы превратились в непроизводные. Так же может изменяться и значение морфемы. Синтакси­ческой самостоятельностью морфемы не обладают.

В слове сочетаются признаки фонетические (его зву­ковая оболочка), морфологические (совокупность со­ставляющих его морфем) и семантические (совокуп­ность его значений). Грамматические значения слова материально существуют в его грамматической форме.

Большинство слов многозначно: например, сло­во стол в конкретном речевом потоке может обозначать род мебели, вид пищи, набор блюд, предмет медицин­ской обстановки. Слово может иметь варианты: ноль и нуль, сох и сохнул, песнь и песня.




Слова образуют в языке определенные системы, груп­пы: на основе грамматических признаков — систему частей речи; на основе словообразовательных связей — гнезда слов; на основе смысловых отношений — систе­му синонимов, антонимов, тематических групп; по ис­торической перспективе — архаизмы, историзмы, нео­логизмы; по сфере использования — диалектизмы, про­фессионализмы, жаргонизмы, термины.

К слову по его функции в речи приравниваются фра­зеологизмы, а также составные термины и составные названия

Из слов образуются словосочетания — синтаксиче­ские конструкции, состоящие из двух или более знаменательных слов, соединенных по типу подчинительной связи (согласования, управления, примыкания).

Словосочетание наряду со словом является элемен­том построения простого предложения.

Предложения бывают простые и сложные .

Простое предложение может быть двусоставным, имеющим группу подлежащего и группу сказуемого, и односоставным, имеющим только группу сказуемого или только группу подлежащего; может быть распространен­ным и нераспространенным; может быть осложненным, имеющим в своем составе однородные члены, обращение, вводную, вставную конструкцию, обособленный оборот.

Сложное предложение объединяет два или более простых. В зависимости от того, какими средствами связаны части сложного предложения, выделяются сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения.

45. Текст предыдущей статьи разделите на части, сформулируй­те вопросы по содержанию каждой части (письменно), подготовь­те устные ответы на вопросы.

46*. Вы уже знаете, что язык с течением времени изменяется, развивается, совершенствуется. Прочитайте текст вслух, выде­ляя интонацией его ключевые положения. Определите главную мысль каждого абзаца и коротко запишите ее.

а) в каком состоянии находится сейчас русский язык и что активизирует его развитие;

б) какие внешние воздействия влия­ют на происходящие в нем изменения;

в) какие изменения в рус­ском языке происходят наиболее активно, какие, по мнению ав­тора, лишь ожидаются, а о каких трудно что-либо сказать?

В наши дни русский язык, несомненно, активизирует свои динамические 5 тенденции 6 и вступает в новый период своего исторического развития.

Именно поэтому наш язык требует к себе постоянно­го пристального внимания, бережной заботы — особен­но на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны по­мочь языку обнаружить его первоначальную суть конк­ретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой знак — это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.

На наших глазах идет творение фразеологии, пре­одолевающей формализм и открывающей возможность прямого, откровенного обсуждения сложившегося поло­жения, реальных дел и задач. Например: убирать за­валы (прошлого); искать развязки; прибавить в рабо­те; усилить поиск; оздоровить общество; воспиты­вать словом и делом и т. п.

Новое политическое мышление требует и новых ре­чевых средств, точного их употребления. Ведь без язы­ковой точности и конкретности не может быть ни под­линной демократии, ни стабилизации экономики, ни прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания на­рода прямо связано с упорядочением средств общения. (Л. И. Скворцов.)

Найдите предложение, в котором говорится о функциях языка. Какие это функции?

Единицы языка — это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. К основным единицам языка относят звуки речи, морфемы (части слова), слова, предложения.

Единицы языка образуют соответствующие уровни языковой системы: звуки речи — фонетический уро­вень, морфемы — морфемный уровень, слова и фразео­логизмы — лексический уровень, словосочетания и предложения — синтаксический уровень.

Каждый из языковых уровней тоже является слож­ной системой или подсистемой, а совокупность их обра­зует общую систему языка.

Язык — естественно возникшая в человеческом об­ществе и развивающаяся система облеченных в звуко­вую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназна­ченная прежде всего для целей коммуникации. Язык в одно и то же время — условие развития и продукт человеческой культуры. (Н. Д. Арутюнова.)

Низший уровень языковой системы — фонетиче­ский, он состоит из простейших единиц — звуков речи; единицы следующего, морфемного уровня — морфемы — состоят из единиц предшествующего уровня — звуков речи; единицы лексического (лексико-семантического) уровня — слова — состоят из морфем; а единицы сле­дующего, синтаксического уровня — синтаксические конструкции — состоят из слов.

Единицы разных уровней различаются не только местом в общей системе языка, но и назначением (функцией, ролью), а также строением. Так, кратчай­шая единица языка — звук речи служит для опознава­ния и различения морфем и слов. Сам звук речи значе­ния не имеет, со смыслоразличением он связан лишь косвенно: сочетаясь с другими звуками речи и образуя морфемы, он способствует восприятию, различению морфем и образуемых с их помощью слов.

Звуковой единицей является и слог — отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними. Но слоги не соотносятся с морфемами или какими-либо другими значимыми еди­ницами; кроме того, выявление границ слога не имеет достаточных оснований, поэтому некоторые ученые не включают его в число основных единиц языка.

Морфема (часть слова) — кратчайшая единица язы­ка, имеющая значение. Центральная морфема сло­ва — корень, в котором заключено основное лексиче­ское значение слова. Корень присутствует в каждом слове и может полностью совпадать с его основой. Суф­фикс, приставка и окончание вносят дополнительные лексические или грамматические значения.

Различают морфемы словообразовательные (образующие слова) и грамматические (образу­ющие формы слова).

В слове красноватый, например, три морфемы:

- ко­рень краен- имеет признаковое (цветовое) значение, как и в словах красный, краснеть, краснота;

- суффикс -оват- обозначает слабую степень проявления признака (как в словах черноватый, грубоватый, скучноватый);

- окончание -ый имеет грамматическое значение мужско­го рода, единственного числа, именительного падежа (как в словах черный, грубый, скучный).

Ни одна из этих морфем на более мелкие значимые части разделе­на быть не может.

Морфемы с течением времени по своей форме, по со­ставу звуков речи могут видоизменяться. Так, в словах крыльцо, столица, говядина, палец некогда выделявшие­ся суффиксы слились с корнем, произошло опрощение: производные основы превратились в непроизводные. Так же может изменяться и значение морфемы. Синтакси­ческой самостоятельностью морфемы не обладают.

В слове сочетаются признаки фонетические (его зву­ковая оболочка), морфологические (совокупность со­ставляющих его морфем) и семантические (совокуп­ность его значений). Грамматические значения слова материально существуют в его грамматической форме.

Большинство слов многозначно: например, сло­во стол в конкретном речевом потоке может обозначать род мебели, вид пищи, набор блюд, предмет медицин­ской обстановки. Слово может иметь варианты: ноль и нуль, сох и сохнул, песнь и песня.

Слова образуют в языке определенные системы, груп­пы: на основе грамматических признаков — систему частей речи; на основе словообразовательных связей — гнезда слов; на основе смысловых отношений — систе­му синонимов, антонимов, тематических групп; по ис­торической перспективе — архаизмы, историзмы, нео­логизмы; по сфере использования — диалектизмы, про­фессионализмы, жаргонизмы, термины.

К слову по его функции в речи приравниваются фра­зеологизмы, а также составные термины и составные названия

Из слов образуются словосочетания — синтаксиче­ские конструкции, состоящие из двух или более знаменательных слов, соединенных по типу подчинительной связи (согласования, управления, примыкания).

Словосочетание наряду со словом является элемен­том построения простого предложения.

Предложения бывают простые и сложные .

Простое предложение может быть двусоставным, имеющим группу подлежащего и группу сказуемого, и односоставным, имеющим только группу сказуемого или только группу подлежащего; может быть распространен­ным и нераспространенным; может быть осложненным, имеющим в своем составе однородные члены, обращение, вводную, вставную конструкцию, обособленный оборот.

Сложное предложение объединяет два или более простых. В зависимости от того, какими средствами связаны части сложного предложения, выделяются сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения.

45. Текст предыдущей статьи разделите на части, сформулируй­те вопросы по содержанию каждой части (письменно), подготовь­те устные ответы на вопросы.

46*. Вы уже знаете, что язык с течением времени изменяется, развивается, совершенствуется. Прочитайте текст вслух, выде­ляя интонацией его ключевые положения. Определите главную мысль каждого абзаца и коротко запишите ее.

а) в каком состоянии находится сейчас русский язык и что активизирует его развитие;

б) какие внешние воздействия влия­ют на происходящие в нем изменения;

в) какие изменения в рус­ском языке происходят наиболее активно, какие, по мнению ав­тора, лишь ожидаются, а о каких трудно что-либо сказать?

В наши дни русский язык, несомненно, активизирует свои динамические 5 тенденции 6 и вступает в новый период своего исторического развития.

Именно поэтому наш язык требует к себе постоянно­го пристального внимания, бережной заботы — особен­но на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны по­мочь языку обнаружить его первоначальную суть конк­ретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой знак — это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.

На наших глазах идет творение фразеологии, пре­одолевающей формализм и открывающей возможность прямого, откровенного обсуждения сложившегося поло­жения, реальных дел и задач. Например: убирать за­валы (прошлого); искать развязки; прибавить в рабо­те; усилить поиск; оздоровить общество; воспиты­вать словом и делом и т. п.

Новое политическое мышление требует и новых ре­чевых средств, точного их употребления. Ведь без язы­ковой точности и конкретности не может быть ни под­линной демократии, ни стабилизации экономики, ни прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания на­рода прямо связано с упорядочением средств общения. (Л. И. Скворцов.)

Найдите предложение, в котором говорится о функциях языка. Какие это функции?

Языковая система имеет уровневую структуру. Традиционно выделяются следующие уровни: фонемный, морфемный, лексический, синтаксический и текстовый. Морфема является единицей морфемного уровня. В соответствии с основными положениями уровневого строения языковой системы на базе морфем строятся единицы более высокого уровня, в данном случае это слова; единицы более низкого уровня, в данном случае это фонемы, функционируют в составе морфем. Как единицу собственно морфемного уровня морфему изучает морфемика.

Морфему можно определить как наименьшую знаковую единицу языка, обладающую несамостоятельностью и повторяемостью. В данном определении отражены основные сущностные признаки морфемы. Разберём их подробнее.

Во-первых, морфема характеризуется двусторонностью, единством формы и содержания. Это отличает морфему от фонемы, незнаковой единицы. Так, у фонемы есть план выражения – звучание или графическое написание, но мы не можем сказать, как значение несёт сам по себе, к примеру, звук М.

Во-вторых, морфема характеризуется минимальностью, то есть неспособностью члениться на более мелкие значимые единицы. Это отличает морфему от слова, которое может члениться на морфемы.

В-третьих, морфема характеризуется несамостоятельностью – она должна всегда употребляться в соединении с другими морфемами.

В-четвёртых, морфема характеризуется повторяемостью. Данный признак чётко проявляется при морфемном анализе слова: для определения корня мы подбираем ряд однокоренных слов, для выделения служебных морфем – ряд одноструктурных слов. Например, анализируя слово ПОДВОДНИК, выделяем приставку ПОД, которую находим в слове подземный, поднебесный, корень ВОД, который находим в словах ВОДА, ЗАВОДЬ, суффикс Н, как в словах КНИЖНЫЙ, ЛЕСНОЙ, суффикс ИК, как в словах ЛЕСНИК, ПЕЧНИК. И нулевое окончание, как в тех же ЛЕСНИК, ПЕЧНИК. В совокупности эти признаки дают определение морфемы, позволяющее отличить её от других языковых единиц.

Формальное и семантическое варьирование морфемы. Соотношение морфа и морфемы.

Морфема, как и любая языковая единица, может варьироваться. Выступая в составе слова, морфемы попадают в различные контекстные условия, которые оказывают влияние как на звуковой (иначе говоря, фонемный) облик морфемы, так и на её семантику.

Примерами формального варьирования морфемы могут служить следующие. В области корня: в словах жать, сжимать, жму. Корневые морфы: жа, жм, жим. Книжка, книжек, книжечка. Суффиксальные морфы – к, ЕК ЕЧ. Разбросать, расписать, роспись, розвальни, разобрать. Префиксальные формы – раз, рас, рос, роз, разо.

Примерами варьирования морфем в плане содержания могут служить следующие. В области суффиксов: значение лица – болтушка, животного – наседка, предмета-орудия/механизма, предназначенного для выполнения действия – тёрка, жатка. Префиксальное варьирование у приставки под: направленность действия вниз (подлезть), направленность действия вверх (подкинуть), приблизиться (подойти), тайно совершить действие (подсмотреть). Варьирование корня – особая проблема. Практические варьирования корня приравнивают к варьированию семантики.

Разновидности морфем называются морфами или вариантами морфемы. Каждая морфема представляют собой пучок нескольких своих вариантов. Морфема может быть представлена в двух статусах – в качестве вариантной – морфа и инвариантной – морфемы. Морфема в речи существуют в виде морфа.

Существуют критерии отождествления морфов в одну морфему. Во-первых, данные формы должны иметь тождественное значение (книжка, книжек); во-вторых, они должны обладать формальной (фонесемантической) близостью, то есть частичной тождественностью при следующих различиях: а) на месте одной фонемы в одном морфе выступает другая фонема в другом морфе (пильщик – намотчик) (лицо сов. Действие. Кот назв корнем. Сх. Фонетически). Эт варианты одной морфемы. б) один из морфов составляет часть другого (дружеский, майский). В) одна из серединных фонем морфа отсутствует в другом морфе (сон – сна). Варианты морфем делятся на алломорфы и собственно варианты.

Понятие алломорфа и варианта морфемы. Причины появления различных алломорфов.

Морфема, как и любая языковая единица, может варьироваться. Разновидности морфем называются вариантами морфем. Варианты морфем делятся на алломорфы и собственно варианты.

Алломорфы – это такие разновидности морфем, которые никогда не заменяют друг друга в окружении одних и тех же морфов. К примеру, слова человечество и братство содержат суффиксальные алломорфы еств и ств. Нельзя заменить один из них другим в каждом из слов, сказав человечство или батество.

Собственно варианты морфемы – это такие морфы, которые могут заменять друг друга в окружении одних и тех же морфов. К примеру, словоформы рукой и рукою содержат собственно варианты морфем в области окончаний.

И варианты морфемы, и алломорфы являются вариациями формальной стороны морфемы. По значению различие между алломорфами и вариантами морфемы отсутствует.

Варьирование алломорфов обуславливается их морфонологической позицией. Появление алломорфов может быть обусловлено живыми фонетическими законами языка или историческими чередованиями. Например, оглушение согласного на конце слова, следствие которого является появление алломорфов в корне снег – снег и снега. (для историч черед-й) Во-вторых, появление алломорфов может быть обусловлено историческими чередованиями, например, сон сна – здесь варьируется форма корня.

Особенности значения морфем. Различный характер лексического и морфемного значений.

Значение морфемы имеет свои особенности. Если значение слова понятийно, то значение морфемы ассоциативно.

Приведём в пример корень КРАСН. Можно сказать, что значение корня связано с чем-либо красным. Это может быть красный, краснота, краснеть. Ассоциативный характер значения морфемы проявляется в том, что морфема соотнесена с рядом понятий. Значение морфемы можно сравнить с полуфабрикатом, более-менее готовым к употреблению.

Лексическое и морфемное значение также имеют различный характер. Лексическое значение грамматически оформлено, а морфемное – нет. В значение морфемы может входить целый комплекс сем, в том числе как лексического, так и грамматического характера. Приведём в пример глагол вспениться, образованный от глагола пениться при помощи префикса вс. У этого префикса можно выделить значения – совершенного вида, направленности действия вверх, интенсивности действия, начала действия, значение результата действия.

Функции словобразования

• 1.Собственно номинативное словообразование
Коммуникативная установка говорящего - создать необходимое наименование для какой-либо реалии
Космодром, компьютеризация, суперкубок, пиарить

• 2. Конструктивное словообразование
Коммуникативная установка говорящего – изменить синтаксическое построение речи.
Происходит свертка пропозиции, упрощается синтаксическое построение речи.
Эту функцию выполняют синтаксические дериваты - отглагольные существительные со значением отвлеченного действия, отадъективные существительные со значением отвлеченного признака.
Школа близко // Самое главное, что не ВОЗИТЬ // Вот этого ВОЗЕНИЯ и не будет
В прежние встречи у некоторых наших коллег было КИСЛОЕ выражение лица. На этой встрече никакой КИСЛЯТИНЫ не было

• 3. Компрессивное словообразование служит целям сокращения уже имеющихся в языке номинативных единиц. Коммуникативная установка говорящего - произвести более краткую номинацию:
Пятиэтажка, зарубежка, читалка, подсобка, методичка, завлаб

• 4. Экспрессивное словообразование.Коммуникативная установка говорящего - получить экспрессивную форму выражения, выражения субъективного отношения говорящего, его оценки по отношению к тому, что именуется, или к адресату речи.

– Ну и СТАРУШЕНЦИЯ! Еле избавился (с раздражением)

–Чем занимаешься?
– ЗДОРОВЬИШКО поправляю.

• 5. Стилистическое словообразование. Коммуникативная установка говорящего - использовать средство выражения, соответствующее той или иной сфере речи. Производное слово отличается от базового только стилистической окраской.
В ситуации непринужденности, неофициальности у этих слов оттенок легкой сниженности:
Табуретка, сковородка, свечка, тетрадка, селедка, книжка

Официально-деловой оттенок у следующих слов

ЗАЧИТАТЬ (ср.: прочитать)

• ПОШИТЬ (ср.: сшить)

Производные слова всех разновидностей выполняют номинативную функцию. В процессе коммуникации производные слова могут выполнять несколько функций

Книженция (номинативная, экспрессивная функции)

Девятиэтажка (номинативная, компрессивная, стилистическая функции)

Чай – чайник

Молоко – молочник

Сухой – сушить

Резать – резак

Белый – белеть – побелеть

-белить – побелить –побелка- побелочка

- белила -побелочный

-белильщик

- белок – белковый

- белизна

Словообразовательное гнездо основывается на двух видах парадигматических связей:

Лексико-семантический

• по количеству мотивирующих основ способы делятся на два типа:
а) на базе одной основы (способы с 1 по 7)
б) на базе 2-х и более основ (8, 9, 11)

по характеру мотивирующей основы способы делятся

На базе словоформ (10)

Наличные деньги – наличка

Нулевая суффиксация – способ, имеющий несколько названий: безаффиксный, бессуфиксный, морфолого-фонетический (В.В.Виноградов).

Обилие названий свидетельствует о нерешенности вопроса

Нулевая суффиксация – способ, при котором новое слово образовано с помощью нулевого суффикса, например: переходить – переход, отдавать – отдача, раб – раба и др.

Отметим два наиболее продуктивных словообразовательных типа, образованных способом нулевой суффиксации:

• 1) образование существительных от глагола (запевать – запев, порвать – порыв, забавлять – забава, продавать – продажа)

• 2) Образование существительных от прилагательных: тихий – тишь, зеленый – зелень, синий-синь, сухой – сушь, глухой - глушь

При нулевой суффиксации мотивирующие основы часто подвергаются морфонологическим изменениям:
а) чередованию гласных в корне и согласных в конце основы;
б) переносу ударения;
в)усечению;
г) смягчению согласных в конце основы

Префиксация - способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения префикса к мотивирующему (производящему) слову, например: бежать – добежать, моральный – аморальный, модернизм – постмодернизм.

Постфиксация - способ словообразования, при котором новое слово образуется путем присоединения постфикса к мотивирующему (производящему) слову, например: одевать – одеваться, мучить – мучиться, встречать – встречаться;
какой – какой-нибудь, кто - кто-то, чей – чей-либо

Префиксально-суффиксальный –способ словообразования, при котором новое слово образуется путем одновременного присоединения префикса и суффикса к основе мотивирующего (производящего) слова, например: одеяло – пододеяльник.

В качестве словообразовательного форманта выступает так называемый конфикс.

Примеры продуктивных словообразовательных типов преф.-суф. способа:

  1. Сущ.- названия места по отношению частей ландшафта: побережье, взморье, предгорье.
  2. Сущ. – части тела: предсердие, надбровье.
  3. Сущ. - название лиц: бездельник, подмастерье.
  4. Сущ. - состояние по отсутствию чего-л.: безводье, бездорожье, безрыбье.

Суффиксально-постфиксальный –способ словообразования, при котором новое слово образуется путем одновременного присоединения суффикса и постфикса к мотивирующей (производящей) основе, например: ветвь – ветвиться, угрюмый – угрюмиться, рубец – рубцеваться, брат – брататься.

Аббревиация – образование сложносокращенных слов, т.е. простых мотивированных слов путем произвольного сокращения исходных, мотивирующих лексических единиц, например: студком, завкафедрой, вуз, НЛО и др.

Сложносокращенное слово – то же, что аббревиатура, мотивированное слово, образованное путем сочетания усеченных основ (начальных букв, звуков, слогов или иных частей) слов мотивирующего словосочетания.

Разновидности аббревиатур

  1. Аббревиатура инициальная – аббревиатура, состоящая из сочетания названий букв или звуков, которыми начинаются слова исходного словосочетания, например: БАМ, МИД, ОРТ, АО МММ.
    В свою очередь этот тип делится на подтипы:
    1.1. Аббревиатура буквенная – аббревиатура, состоящая из названий начальных букв слов исходного словосочетания. Например: УЗТМ, ГКЧП, ЛДПР, МГУ и др.

1.2. Аббревиатура звуковая – аббревиатура, состоящая из названий начальных звуков слов исходного словосочетания. Например: вуз, загс, ТЮЗ, МХАТ.
1.3. Аббревиатура инициально-цифровая – инициальная аббревиатура, употребляемая в сочетании с цифровым обозначением чего-либо, например: ТУ-154, МАЗ-501.

Аббревиатура инициально-слоговая – аббревиатура, представляющая собой сочетание названий начальных букв или звуков и начальных звукосочетаний (слогов) слов исходного словосочетания, например: районо, УрГУ, ГИБДД.

С Л О Ж Н О (СЛОЖЕНИЕ)

Префиксоиды

Прежде всего отметим, что префиксоиды стали играть весьма значительную роль в языковом сознании современной эпохи. Фактически почти все секторы отображаемой в языке действительности стали доступны для префиксоидов:

*искусство, культура: арт. ‘художественный, относящийся к искусству'[1] (арт-рокер), гала. ‘торжественный, пышный' (гала-спектакль), глэм. ‘от глэм-рок - эффектный рок ' (глэм-фаны), инди. ‘от индепендент, англ.independet, indie - независимый' (инди-группа), ретро. ‘ обращенный к прошлому' (ретро-стиль), фолк. ‘ относящийся к стилизации под фольклорную музыку разных народов' (фолк-рок);

*занятия, увлечения, пристрастия человека: вист. ‘относящийся к игре в вист' (вист-клуб), денс. ‘связанный с танцами, танцевальной музыкой' (дэнс-поколение), инфо. ‘относящийся к информации' (инфопрограмма ), сленг. ‘относящийся к сленгу' (сленг-клуб), стеб. ‘относящийся к стебу' (стеб-клуб);

*статус, социальная позиция человека: гей. ‘относящийся к гомосексуализму' (гей-парад), демо. ‘ относящийся к демократии' ( демороссы), клепто. ‘относящийся к ворам' (клептократ), люмпен. ‘относящийся к деклассированному слою людей' (люмпен-интеллигенция), маф. ‘относящийся к мафии' (мафком);

*физическое состояние человека: лапаро. ‘ относящийся к брюшной полости ' (лапароскоп), сексуал . ‘относящийся к сексуальности' (сексуал-тренинг), СПИД. ‘относящийся к СПИДу, к изучению СПИДа ' (СПИДцентр );

Суффиксоид – морфема, совмещающая признаки корня и суффикса. Суффиксоидами являются такие корневые морфемы, которые аналогичны суффиксам, например: -вед, -вод, -носец, -ход, -воз, -мер и т.д. в словах языковед, пчеловод, орденоносец, атомоход, электровоз, водомер.

Префиксоид – морфема, совмещающая признаки корня и префикса. В сложном слове они являются первыми основами сложений. Префиксоиды обладают значительным сходством с собственно префиксами, однако не утратили генетической связи с корнями.

Тенденция к демократизации

- активное функционирование в языке производных слов с суффиксами сниженной стилистической окраски: незавершенка, неучтенка, чернуха, бытовуха, журналюга.

Морфема как единица морфемного уровня, её сущностные признаки.

Языковая система имеет уровневую структуру. Традиционно выделяются следующие уровни: фонемный, морфемный, лексический, синтаксический и текстовый. Морфема является единицей морфемного уровня. В соответствии с основными положениями уровневого строения языковой системы на базе морфем строятся единицы более высокого уровня, в данном случае это слова; единицы более низкого уровня, в данном случае это фонемы, функционируют в составе морфем. Как единицу собственно морфемного уровня морфему изучает морфемика.

Морфему можно определить как наименьшую знаковую единицу языка, обладающую несамостоятельностью и повторяемостью. В данном определении отражены основные сущностные признаки морфемы. Разберём их подробнее.

Во-первых, морфема характеризуется двусторонностью, единством формы и содержания. Это отличает морфему от фонемы, незнаковой единицы. Так, у фонемы есть план выражения – звучание или графическое написание, но мы не можем сказать, как значение несёт сам по себе, к примеру, звук М.

Во-вторых, морфема характеризуется минимальностью, то есть неспособностью члениться на более мелкие значимые единицы. Это отличает морфему от слова, которое может члениться на морфемы.

В-третьих, морфема характеризуется несамостоятельностью – она должна всегда употребляться в соединении с другими морфемами.

В-четвёртых, морфема характеризуется повторяемостью. Данный признак чётко проявляется при морфемном анализе слова: для определения корня мы подбираем ряд однокоренных слов, для выделения служебных морфем – ряд одноструктурных слов. Например, анализируя слово ПОДВОДНИК, выделяем приставку ПОД, которую находим в слове подземный, поднебесный, корень ВОД, который находим в словах ВОДА, ЗАВОДЬ, суффикс Н, как в словах КНИЖНЫЙ, ЛЕСНОЙ, суффикс ИК, как в словах ЛЕСНИК, ПЕЧНИК. И нулевое окончание, как в тех же ЛЕСНИК, ПЕЧНИК. В совокупности эти признаки дают определение морфемы, позволяющее отличить её от других языковых единиц.

Читайте также: