Проблема корейского полуострова кратко

Обновлено: 30.06.2024

Стратегически и геополитически Корейский полуостров всегда входил в сферу интересов России. Любой конфликт на территории Корей­ского полуострова создает для российского Дальнего Востока пря­мую угрозу — военную, политическую, экономическую. Однако на протяжении уже более полувека на территории полуострова сохра-

398Глава XX. Внешняя политика России. в Азиатско-тихоокеанском.

няется очаг напряженности, обусловленный существованием двух антагонистических государств.

Первоначально предполагалось осуществить объединение полу­острова путем дипломатических переговоров, однако формирование биполярной системы международных отношений и начало холодной войны препятствовали этому. Корейская война 1950-1953 гг., одна из наиболее кровопролитных войн XX в., окончательно закрепила раскол полуострова на две части. (Следует отметить, что между дву­мя государствами до сих пор не подписан мирный договор, сущест­вует лишь временное Соглашение о перемирии.) Вплоть до начала 90-х гг. XX в. на территории Корейского полуострова существовал баланс отношений крупнейших держав: военным, экономическим и политическим союзником Республики Корея стали США, а впослед­ствии и Япония. Корейской Народной Демократической Республике оказывали поддержку СССР и Китай.

С середины 1980-х гг. происходили изменения в политике СССР в отношении двух корейских государств. Наблюдалось постепенное отдаление Советского Союза от КНДР, хотя отношения между этими странами уже с 1960-х гг. в силу определенных идеологических про­тиворечий были непростыми. В отношениях с Южной Кореей по­явились тенденции к нормализации, прежде всего в экономической и культурной сферах. Дипломатические отношения между СССР и Республикой Корея были установлены 30 сентября 1990 г.

После распада СССР внешняя политика России претерпела серь­езные изменения. В частности, продолжилась ее деидеологизация, что привело к демонтажу отношений с традиционными партнерами ССС^ в том числе и на Дальнем Востоке. В связи с началом эконо­мических реформ Россия испытывала большую потребность в ино­странных инвестициях. Южная Корея, в начале 1990-х гг. находив­шаяся на пике своего экономического развития, представляла для России значительный интерес как предполагаемый инвестор, а также как рынок сбыта военной техники и сырья.

§ 4. Россия и проблемы Корейского полуострова 399

Таким образом, 1-я половина 1990-х гг. характеризуется форсиро­ванным развитием сотрудничества с Республикой Корея и свертыва­нием политических, экономических и военных отношений с КНДР Отношения между Российской Федерацией и Республикой Корея развивались на самом высоком межгосударственном уровне. В нояб­ре 1992 г. президент РФ Б. Ельни>! и президент Республики Корея Ро Дэу подписали Договор об основах отношений между двумя стра­нами. Напротив, межгосударственные контакты между РФ и КНДР фактически сошли на пет. В 1995 г. Москва отказалась продлевать Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и КНДР, заключенный в 1961 г. Пхеньяну предложили обсу.чить про­ект нового доктора, однако вплоть до конца 1990-х гг. этот проект находился п падин разработки. Одновременно российская сторона прекратила ока:и,ша п> экономическую и военную помощь КНДР. Та­кая политика ослабила позиции России на Корейском полуострове в целом, а это, в свою очередь, привело к вытеснению России из груп­пы государств, активно участвующих в процессе мирного урегулиро­вания Корейской проблем. и объединения полуострова.

«Ядерный кризис* 19У.Ч--1994 гг., связанный с давлением на КНДР в целях прекращения ее плу пищевой ядерной программы, еще более ослабил позиции РФ на Корейском полуострове. История создания се­верокорейской ядерной программы началась с середины 1950-х гг, при активной поддержке СССР В период с 1956 г. до начала 1990-х гг, в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне прошли подготовку 250 северокорейсклх специалистов. Б 1959 г. было за­ключено соглашение о сотрудничестве в области ядерных исследова­ний между СССР и КНДР, а впоследствии — и между КНР и КНДР, В 1965 г. при содействии Китая и Советского Союза в местечке Енбен был запущен первый исследовательский ядерный реактор, там же был создан Научно-исследовательский институт ядерной физики. СССР и Китай не были заинтересованы в создании еще одной ядерной дер­жавы, поэтому стремились контролировать процесс развития ядер­ных исследований в КНДР. Под давлением Москвы с 1977 г. Пхень­ян дал согласие на проверки ядерных объектов наблюдателями из МАГАТЭ, а и 1985 г. Северная Корея присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия. Тем не менее уже к концу 1980-х гг., по всей вероятности, и Северной Корее было создано пер­вое примитивное ядерное устройство. Несмотря па полное отсутст­вие средств доставки, оно могло представлять серьезную угрозу.

400 Глава XX. Внешняя политика России. в Азиатско-Тихоокеанском.

Изменения внешней политики России по отношению к Корее на­чались со 2-й половины 1990-х гг. Это было связано прежде всего со сменой элиты во внешнеполитическом ведомстве, назначением на пост министра иностранных дел Е. Примакова. С 1996 г. начинается постепенное восстановление дипломатических обменов с КНДР, что позитивно сказалось на двусторонних отношениях. Напротив, отно­шения с Южной Кореей вошли в полосу стагнации. Финансовый кризис 1997 г. в Юго-Восточной Азии и дефолт 1998 г. в России фактически заморозили экономические отношения двух стран. В от­ношениях с корейскими государствами появилась определенная сба­лансированность.

§ 4. Россия и проблемы Корейского полуострова 401

шениях не только с КНДР, но и с Россией. Ким Тэчжун подчеркивал важность участия России в процессе урегулирования корейской про­блемы. Таким образом, в конце 1990-х гг. началось постепенное вос­становление баланса в отношениях России с двумя Кореями.

Нельзя не отметить, что положительным фактором в нормализации отношений с КНДР стал приход к власти В. Путина. Новый прези­дент неоднократно подчеркивал важность установления добрососед­ских отношений с Северной Кореей. Спустя пять лет после отказа от прежнего договора, в 2000 г., между Россией и КНДР был наконец-то подписан новый Договор ° дружбе, добрососедстве и сотрудниче­стве. В том же 2000 г. II Путин совершил официальный визит в Се­верную Корею, в ходе которого была подписана Совместная декла­рация. Отвешип ннзшлидера КНДР Ким Чен Ира в РФ летом 2001 г. и подписание Московском декларации стали важной вехой в отно­шениях двух государп п. С 2000 г. начинается восстановление эконо­мического и военного сотрудничества между двумя странами.

Одновременно продолжается укрепление отношений с Республи­кой Корея. В 2000 г. состоялись две встречи президентов РФ и Рес­публики Корея, а в феврале 2001 г. президент В. Путин посетил с официальным визитом Республику Корея. В рамках состоявшихся переговоров обсуждались перспективы трехстороннего (РФ —Респуб­лика Корея— КНДР) сотрудничества в экономической области, что стало фактическим подтверждением установления баланса в отно­шениях РФ с Южной и Северной Кореей. В 2000-2001 гг. наблюда­лась общая стабилизация положения па Корейском полуострове, бы­ли сделаны значительные таги на пути мирного урегулирования.

Глава XX. Внешняя политика России- в Азиатско-Тихоокеансжол

§ 5. Отношения России со сгр анами Юго-Восточной и Южной азии

литич^кий ку])с Ищши, ее роль в соэД вижения неприсое-
динив11!Н' ся ст Ран. На начальных этапах индустриализации СССР
оказал собственную помощь Индии, нР и ( ' го У част ™ были построе­
ны многие промышленные предприятия и объекты инфраструктуры.
т °Р гово - эк :ономические от-

^Отношения России со страна^^дго^Восточноп и Южной Азии 403

" 011 >ет1я, которые строились на выгодной в тот период обеим стра-

^ клиринговой основе. Позиции СССР и Индии по важнейшим

*Дународным проблемам, как правило, совпадали или были близки.

Распад СССР негативно отразился на российско-индийских зко-

Мических связях, поскольку рухнул прежний механизм торгового

сн° С ° в Р еменем вш никшие трудности были преодолены, рос-
_ и ско-индийскис отношения, основывающиеся на прочных тради-
В2? сотрудничества Ссср " Индии, стали актншю развиваться.
000-2003 гг. состоялись два визита российского президента в Ин-
' *° и два визита индийского премьер-министра, регулярно прохо-
СТ7 Вст Речи руководителей ведущих министерств и ведомств двух
Рац, работают две межправительственные комиссии: одна - по торго-
п " Э1 1 ? утин н премьер-министр А. Б. Ваджпаи подписали Декларацию
сийской Федерации и Республики Индия о глобальных вызовах и
Рос ^ можд У на Р°Дной безопасности и стабильности. В декларации
вып СИЯ И Иидия как две к РУ п "ейшие и влиятельные демократии мира
^ Разили решимость привнести демократические начала и в между-
ног ДНЬ ' е ДеЛа ' ° НИ °™ етили ' что создание будущего международ-
не ° Порядка ' основанного на многополярности, должно определяться
Сто 0 °сторон1шми волевыми действиями, а коллективными и много-
НИ1?° ННИМИ процессами, подчеркнули ключевую роль ООН в реше-
нен Межд У на Р° дных проблем и урегулировании конфликтов. Россия
дид ЗМеНП ° подтве Р жд;1ет свою поддержку Индии как достойного кан-
едш* ТЭ В ЛОСТОЯ1шые ' 1леиы Совета Бсаоггасности Организации Объ-
готп еННЫХ Наций в случае его Р ;)( ' ]1 'ирения. Важным направлением
яв ^ Уднич есгва двух стран в сфере обеспечения безопасности сегодня
ДИи Яется противодействие терроризму, поскольку и в России, и в Ип-
ние Су " №ств У ет У г Р° за террористических акщш. В целом в послед-
ОЛ, ГОДЫ |Ю ™'1 ИН России и Индии по многим вопросам междуна-
'Ьгх отиои1ений совпадали.

ей и п° СЛеЛнке годы Р астуг ° 6ъсмь| взаимной торговли между Инди-тм1 сией - Если в 2002 г ' тов арооборот между этими двумя стра-Хот ^ ° оставлял 2Л МЛ Р Д долл - то в 2[ЮЗ г °н увеличился до 3,3 млрд. м->„. Я Пока нс Удалось достичь объемов советско-индийской торгов ч и

" 1 и[1С 1ТДИ ' Г лучше ' Реальные возможности увеличения объемов рос-

'Фыц К ° Г ° эксп °Р та машинотехничсской и наукоемкой продукнии от-

1 ! 'Ч1отся в связи с принятием Индией ряда крупномасштабных дол-

402 Глава XX. Внешняя политика России. в Азиатско-Тихоокеанском.

развернулась активная дипломатическая деятельность России в ее контактах с КНДР, США, Южной Кореей, Японией, в рамках «Боль­шой восьмерки*, ООН и МАГАТЭ. Окончательное урегулирование проблемы должно состояться в ходе шестисторошшх переговоров, в которых принимают участие РФ, США, КНДР, РК, КНР и Япония.

В Северо-Восточной Азии, как ни в каком ином регионе, взаимосвязаны внутренние и внешние интересы России. Залог будущего России как великой державы - в хозяйственном, технологическом и социальном подъеме Сибири и Дальнего Востока. В применении к этому огромному региону руководством страны поставлены сегодня огромные по размаху цели, достижение которых призвано принести мощную отдачу. Ибо, вне всякого сомнения, последовательное освоение Сибири и российского Дальнего Востока с их природными и другими ресурсами будет сопоставимо по своим результатам с освоением более 100 лет назад запада в США, если не превзойдет его. Оно, несомненно, окажет свое влияние на все цивилизационные процессы как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и за его пределами.

Наследие холодной войны

ДЛЯ РЕШЕНИЯ внутренних задач необходимо отсутствие внешних угроз. Главный источник военной угрозы в Северо-Восточной Азии - 60-летнее военное противостояние на Корейском полуострове. Корейская война началась 25 июня 1950 года между двумя корейскими лагерями - Севером, стремившимся взять для объединения страны советскую модель, и Югом, заявлявшим о своей приверженности американским стандартам. В условиях холодной войны это локальное вооруженное столкновение переросло в широкомасштабный военный конфликт, едва не поставивший мир на грань ядерной войны. Косвенно или прямо в Корейскую войну оказались втянуты великие державы - США, Великобритания, СССР, КНР, а также Организация Объединенных Наций, с 1947 года занимавшаяся корейским вопросом, а в 1950 году сама ставшая воюющей стороной. Война превратила Корею в выжженную землю, она стоила жизни миллионам корейцев, сотням тысяч китайских народных добровольцев, десяткам тысяч американцев и военнослужащих других государств, пославших свои войска в Корею в составе Вооруженных сил ООН. Ни Северу, ни Югу, однако, не удалось достичь поставленных целей. Корея осталась разделенной на два государства: Корейскую Народно-Демократическую Республику - на севере и Республику Корея - на юге Корейского полуострова. Этот раздел был закреплен двумя противостоящими лагерями на мировой арене. Следуя стандартам холодной войны, Советский Союз, КНР и другие социалистические страны игнорировали существование Республики Корея, в то время как США и их союзники не признавали КНДР.

Два корейских государства де-юре по-прежнему находятся в состоянии войны, ибо подписанное 27 июля 1953 года Соглашение о перемирии представляет собой не более чем договоренность между главнокомандующими вооруженными силами воюющих сторон о временном прекращении боевых действий. Что касается ООН, то после одобрения на ХХХ сессии Генеральной Ассамблеи в ноябре 1975 года сразу двух резолюций по корейскому вопросу: одной - 28 странами, в том числе США, другой - 43 странами, включая СССР (обе так и остались невыполненными), она вообще сняла с повестки дня проблему политического урегулирования в Корее.

Поворот к диалогу

В этих условиях корейцы сами занялись налаживанием межкорейского диалога. В декабре 1991 года главы правительств Севера и Юга впервые формально признали равноправное существование двух корейских государств, подписав Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах, одновременно с которым была принята двусторонняя Декларация о безъядерном статусе Корейского полуострова. Свою роль при этом сыграли, с одной стороны, крушение режима военной диктатуры и приход к власти демократически избранного правительства в Южной Корее, а с другой - утрата Северной Кореей экономической помощи и политической поддержки, которую она прежде получала от СССР и стран Варшавского договора.

С приходом же на смену либералу Но Му Хёну в 2008 году консерватора Ли Мен Бака в условиях роста напряженности из-за ядерной программы КНДР в межкорейских отношениях произошел серьезный откат. Это подтверждает, что на Корейском полуострове стремление к национальному примирению по-прежнему сталкивается со стремлением к противоборству.

Корея - не Германия

Ядерная проблема Корейского полуострова

ЧТО СТОИТ за ракетно-ядерной программой Пхеньяна? Несомненно, что в условиях, когда в международных отношениях все больше и больше проявляет себя фактор силы, немало стран, и их число растет, задумываются о путях обеспечения своей безопасности, в том числе и самыми радикальными средствами. Кстати, в свое время ядерное оружие разрабатывалось и в Южной Корее. У малых государств не будет возникать стремления к приобретению новейших вооружений, чтобы обеспечить свою безопасность, лишь при наличии надежной системы международных гарантий этой безопасности.

Вместе с тем нужно полагать, что нынешние северокорейские руководители, безусловно, сознают: для КНДР начать любую войну, а тем более с применением ракетно-ядерного оружия, было бы равноценно попытке самоубийства. Однако для США, как и для Республики Корея нападать на КНДР тоже мало резона. Американцы и так уже увязли в двух региональных войнах - в Афганистане и Ираке, а в Сеуле отдают себе отчет в том, что согласно Договору 1961 года Китай несет обязательство прийти на помощь Северной Корее в случае агрессии со стороны США или Южной Кореи.

Поэтому вероятно предположить, что в основе северокорейских ракетно-ядерных дел лежат в первую очередь причины невоенного характера. Если, как утверждают на Западе, главная цель Пхеньяна сегодня - политическое и физическое выживание существующего режима, то ядерная программа может этому существенно способствовать. С одной стороны, развернутая вокруг нее пропагандистская кампания служит действенным средством мобилизации общества, его сплочения вокруг руководства страны, с другой - в обмен на обещания о свертывании ядерной программы можно получить иностранную экономическую помощь и инвестиции, чтобы обеспечить выход из тяжелого экономического положения.

Шестисторонние переговоры

При всем осуждении прошлогодних ракетных пусков и ядерных испытаний в КНДР следует отметить, что действия Пхеньяна не были полной неожиданностью. О такой возможности северокорейцы неоднократно и недвусмысленно предупреждали. Случившееся - следствие срыва шестисторонних переговоров, который произошел не только по вине КНДР. Поэтому, если их участники действительно хотят найти выход из кризиса, крайне важно избегать любых шагов, которые вели бы к обострению напряженности вокруг Кореи, выходу ситуации из-под контроля. Никто не должен использовать действия КНДР в качестве предлога для форсированного наращивания собственного военного потенциала, в первую очередь формирования ядерных арсеналов и укрепления военных альянсов, создающих в Северо-Восточной Азии конфронтационные разделительные линии.

Необходимо предпринять все усилия к возобновлению шестистороннего процесса на основе уже достигнутых договоренностей с учетом законных интересов и озабоченностей всех сторон. Одновременно все участники переговоров должны выполнить все принятые на себя обязательства как по денуклеаризации, так и по предоставлению КНДР согласованных в 2007 году экономических компенсаций за это. Следует также проявлять сдержанность и здравый смысл при выполнении резолюций Совета Безопасности ООН 1718 и 1874 по ядерной проблеме Корейского полуострова. Не должно быть места необоснованно расширительному толкованию предусмотренных этими резолюциями санкций. Линия на введение де-факто полной международной изоляции Пхеньяна не принесла бы в нынешних условиях ничего кроме вреда. Расчеты определенных сил на близкий крах существующей в Северной Корее системы государственного управления вряд ли оправданы: эта система неоднократно доказывала, что обладает немалым запасом прочности. Чувствующая себя в относительной безопасности и уверенная в себе КНДР - гораздо более надежный партнер для переговоров по любым вопросам, чем страна, загнанная в угол под бременем санкций.

Для этого шестисторонние переговоры представляют сегодня наиболее удачный формат для выработки такой системы мира. Что должно быть положено в основу системы мира? Наверное, в первую очередь цели и принципы Устава Объединенных Наций, ведь все участники шестисторонних переговоров - члены ООН. Все они также говорят о приверженности таким общепризнанным нормам международного права, как равноправие, невмешательство во внутренние дела, уважение национального суверенитета и существующего многообразия политических, экономических, общественных и культурных систем государств региона. Необходимо подтвердить отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга, взять обязательство улаживать споры и другие проблемы исключительно политическими и дипломатическими средствами.

Что делать России

РОССИЯ была, есть и будет неотъемлемой частью Северо-Восточной Азии. Как бы ни усердствовали наши недоброжелатели, без России и вопреки России нельзя решить ни одной сколько-нибудь значительной международной проблемы этого важнейшего региона.

Перекрещивающиеся в Северо-Восточной Азии интересы России, Китая, Японии, двух корейских государств и США во многом не совпадают. Но всех наших партнеров объединяет забота о своей энергетической безопасности. К 2020 году на Северо-Восточную Азию придется свыше половины общемирового спроса на энергоресурсы. Выдвижение Россией инициативы создания системы энергетической безопасности в Северо-Восточной Азии весомо укрепило бы ее авторитет в регионе. Китай, Япония, Республика Корея крайне заинтересованы в стабильных поставках энергоресурсов из географически близкой России и готовы участвовать в совместных с нами инвестиционных проектах в Восточной Сибири и на российском Дальнем Востоке. Показательно, что с каждой из этих стран Россия сотрудничает по самому широкому кругу отраслей энергетики - и по нефти, и по газу, и по углю, и в сфере мирного использования атомной энергии. Во всех случаях это сотрудничество имеет хорошие перспективы и активно наращивается.

Общая работа по осуществлению долговременных совместных хозяйственных проектов - лучший путь для достижения взаимного доверия между государствами. Наша страна прошла через это в отношениях с Европой в конце 1960-х - начале 1970-х годов, когда был проложен первый газопровод из Советского Союза в Западную Европу, а западноевропейские компании приняли участие в строительстве ряда крупных промышленных предприятий в СССР, в частности Волжского автомобильного завода. Эти проекты в огромной степени способствовали процессу политической разрядки в Европе, проложив путь к Совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшемуся в Хельсинки в 1975 году.

Создание системы энергетической безопасности в Северо-Восточной Азии призвано внести свой вклад и в решение ядерной проблемы Корейского полуострова. С российской стороны выдвинуты предложения о создании линии электропередач, а также сети трубопроводов, связывающих российский Дальний Восток и два корейских государства. Осуществление таких и подобных совместных проектов на Корейском полуострове с участием России, а возможно, и других международных игроков не только дало бы значительную экономическую выгоду странам-участницам, но и содействовало бы укреплению взаимного доверия, столь необходимого для наведения мостов между Пхеньяном и Сеулом.

60 лет, прошедшие с начала Корейской войны, показали, что корейский вопрос нельзя решить путем военного столкновения, поглощения одного корейского государства другим, к кому бы противостоящие стороны ни обращались за поддержкой. Единственный выход из конфронтационного тупика - это диалог Сеула и Пхеньяна на основе взаимного уважения и взаимного учета интересов, диалог, имеющий целью мирное самостоятельное объединение Кореи.

От того, как пойдут дела на Корейском полуострове, во многом зависит будущее не только Северо-Восточной Азии, но и всего Азиатско-Тихоокеанского региона, да и развитие общемировых процессов. С одной стороны, урегулирование ядерной проблемы Корейского полуострова создало бы принципиально важный прецедент для решения близких по сути проблем в других регионах мира и тем самым стало бы весомым вкладом в укрепление режима нераспространения ядерного оружия. С другой - если шестисторонние переговоры подтолкнут процесс межкорейского примирения, это даст крайне важный в нынешних мировых условиях пример коллективного поиска выхода из острейшего конфронтационного тупика, унаследованного со времен холодной войны. Лишь на такой основе, а не путем одностороннего силового реагирования, можно сегодня придать устойчивость разбалансированной системе международных отношений, содействовать их деидеологизации и демилитаризации. Россия - целиком за межкорейское примирение. Наша страна хочет видеть Корейский полуостров свободным от военного противостояния и ядерного оружия, она хочет видеть в будущей мирной единой Корее процветающего соседа и дружественного партнера.


В США фактически утеряли надежду на денуклеаризацию КНДР, то есть отказ от ядерного оружия. Следующим шагом может стать контроль за вооружениями, недопущение разрастания ракетно-ядерного потенциала КНДР.

Вероятный ответ — возможная инициатива организации переговорного процесса по ограничению и сокращению стратегических вооружений на Корейском полуострове. Такие идеи уже бродят в Вашингтоне. Россия в этих условия могла бы взять на себя роль организатора такого переговорного процесса между КНДР и США с участием также Москвы и Пекина. Это открывает поле взаимодействия с США, так как наши две страны — единственные, которые имеют опыт подобного дипломатического процесса (СНВ). Очевидно, должен быть заинтересован в этом и Китай. Так, процесс можно было бы возобновить в рамках каркаса шестисторонних переговоров (замороженных в 2006 году) при том понимании, что вся шестёрка целиком (с участием Южной Кореи и Японии) занималась бы проблемами создания режима региональной безопасности.


Сегодня Корейский полуостров остается одной из потенциальных зон конфликта, причем в отличие от других региональных конфликтов здесь налицо геополитическое измерение.

В Восточной Азии в обоих случаях возник бы долговременный очаг военно-политической конфронтации и ситуация гонки вооружений.

Позиции великих держав

В США в последние годы независимо от смены администраций, особенно после фактического приобретения КНДР ядерного статуса, позиция по корейской проблеме определяется как часть стратегии на китайском направлении. Ранее Вашингтон пытался привлечь Пекин к давлению на КНДР, а когда это предсказуемо не получилось, стал использовать корейскую карту против Китая.


Для Китая корейское направление остается одним из приоритетных в военно-политической сфере. Китай озабочен ракетно-ядерными амбициями Пхеньяна и проблемой распространения ядерного оружия. Его появление в КНДР ставит под удар позиции самого Китая в мировом ядерном рейтинге и подрывает его глобальные позиции, служит предлогом для наращивания военного кулака США вблизи его границ. В этом позиции Китая и России близки.

Конфронтационная стабильность и приоритеты России


После провала американо-северокорейского саммита в Ханое в феврале 2019 г. ситуация в корейском урегулировании оказалась в тупике, но уже не воспринимается, как критическая, и перестала вызывать острую международную озабоченность, вновь перейдя в категорию хронических неизлечимых проблем мировой политики. Такая ситуация, несмотря на риторику, в целом, в разной степени устраивает великие державы.

Очевидно, реализация такого замысла способствовала бы повышению для США значимости КНДР — то есть, восприятию ее как угрозы. С учетом того, что военный путь решения не приемлем из-за ядерного потенциала КНДР, США, мол, придется найти формулу сосуществования. Такие планы, однако, встретили бы резкий протест Китая. Соблазн возвратиться к военным провокациям велик, но пока что Кима устраивает нынешнее положение. Это отвечает и интересам и Китая, и России.

В США фактически утеряли надежду на денуклеаризацию КНДР, то есть отказ от ядерного оружия. Следующим шагом может стать контроль за вооружениями, недопущение разрастания ракетно-ядерного потенциала КНДР.

Вероятный ответ — возможная инициатива организации переговорного процесса по ограничению и сокращению стратегических вооружений на Корейском полуострове. Такие идеи уже бродят в Вашингтоне. Россия в этих условия могла бы взять на себя роль организатора такого переговорного процесса между КНДР и США с участием также Москвы и Пекина. Это открывает поле взаимодействия с США, так как наши две страны — единственные, которые имеют опыт подобного дипломатического процесса (СНВ). Очевидно, должен быть заинтересован в этом и Китай. Так, процесс можно было бы возобновить в рамках каркаса шестисторонних переговоров (замороженных в 2006 году) при том понимании, что вся шестёрка целиком (с участием Южной Кореи и Японии) занималась бы проблемами создания режима региональной безопасности.

История противостояния, силы сторон и мнения экспертов


Фото: Mass Communication Specialist 3rd Class Matt Brown, Reuters

Краткая история конфликта

Тогда погибли более 1 млн человек с каждой стороны. Ни одна из сторон не добилась существенных территориальных и военных успехов, Корейский полуостров остается разделенным и по сей день .



Развитие двух Корей с тех пор шло разными путями. Южная превратилась в демократическое, промышленно развитое государство. Северная стала одной из самых закрытых, милитаризированных и слаборазвитых в экономическом отношении стран мира. Из-за разработки ядерного оружия КНДР находится под жесткими санкциями ООН . Свои санкции ввели США и еще ряд стран.

Как развивалась ядерная программа КНДР

В 1950-х годах КНДР, СССР и Китай договорились о сотрудничестве в атомной энергетике. В 1965 году в стране был установлен советский реактор ИРТ-2000, в 1970-х годах начались работы по созданию ядерного оружия , помощью КНДР оказывал Китай. В 1974 году Северная Корея вступила в МАГАТЭ, а в 1985 году подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

В 1992 году инспекторов МАГАТЭ не пустили на ряд северокорейских ядерных объектов. Скандал привел к выходу КНДР из ДНЯО (в марте 1993 года) и из МАГАТЭ (в июне 1994 года). К октябрю 1994 года США убедили Пхеньян заморозить ядерную программу в обмен на поставки мазута и помощь в строительстве АЭС.

В конце 1990-х годов КНДР приобрела у Пакистана установки для обогащения урана. 12 декабря 2002 года Пхеньян объявил о возобновлении ядерной программы , а 10 января 2003 года — о новом выходе из ДНЯО после отказа США в помощи по созданию АЭС. 10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые открыто заявил о наличии в стране ядерного оружия.

9 октября 2006 года Пхеньян сообщил о первом успешном испытании атомной бомбы в провинции Хамген-Пукто (150 км от границы с РФ). По данным Минобороны РФ, мощность подземного взрыва составила от пяти до 15 килотонн. Новые испытания проводились в мае 2009, феврале 2013 и сентябре 2016 года.

10 декабря 2015 года лидер КНДР Ким Чен Ын заявил о наличии у страны водородной бомбы . В январе 2016 года Северная Корея отчиталась об ее испытаниях, но эксперты подвергали сомнению эти заявления.

Параллельно с ядерной развивалась ракетная программа КНДР . Последние испытания в феврале 2017 года закончились неудачно — ракета средней дальности "Мусудан" упала в Японское море. Еще одно испытание прошло 6 апреля 2017 года.

Какие ракеты есть у КНДР



Как накалялась обстановка

Во сколько США обходится демонстрация военной силы

Военные потенциалы сторон в регионе

На вооружении армии КНДР также более чем 940 самолетов и вертолетов (в полтора раза меньше, чем у южан), в основном — устаревшие, произведенные в СССР или КНР истребители МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23. Численность ВМС КНДР — около 60 тыс. человек. На вооружении — до 70 подводных лодок, а также более 500 малых кораблей и судов.



В регионе на нескольких базах в Южной Корее и Японии также сосредоточено более 75 тыс. военнослужащих США . Потенциальным союзником Соединенных Штатов может стать Япония. По данным Military Balance, в действующей армии Японии находятся 247,2 тыс. человек, из которых 150,9 тыс. составляют сухопутные войска, 45,3 тыс.— военно-морские силы, 47 тыс.— воздушные силы.

У армии Японии в расположении находится 678 танков, 2,9 тыс. боевых бронетанковых машин, 556 боевых самолетов, 49 вертолетов, три авианосца, 33 эскадронных миноносца, 19 подлодок, 27 кораблей противоминного действия.



Как изменилась позиция США по проблеме Северной Кореи

Эту мысль подтвердила постпред США в ООН Никки Хейли , в интервью CNN заявившая: формат шестисторонних переговоров себя не оправдал, и Вашингтон не собирается к нему возвращаться.

Позиция России и Китая неизменна

Москва и Пекин продолжают выступать за урегулирование северокорейской проблемы дипломатическим путем.

Что думают эксперты

Данные об авторе. Кан Ден Сик, кандидат политических наук, доктор философии, доцент кафедры восточной филологии Киевского национального лингвистического университета, член Консультативного совета по вопросам мирного и демократического объединения Кореи, г. Киев, Украина.

Аннотация. В данной статье идет речь о проблеме денуклеаризации Корейского полуострова, которая является ключевым фактором в обострении отношений между странами Северо-Восточной Азии. Проанализированы первый и второй ядерные кризисы. Статья дает возможность более глубоко понять суть ядерной проблемы в Северной Кореи и оценить степень важности ракетно-ядерной угрозы со стороны КНДР.

Ядерная проблема корейского полуострова

1. Ким Г.Н. Объединение Кореи неизбежно. Сеул, 2014.
2. Со Хун. Букханы сонгун вегё (Приоритет армии – внешнеполитический курс КНДР). Сеул, 2008.

Читайте также: