Значение крестьянской общины для устройства жизни крестьян в средние века кратко

Обновлено: 13.06.2024

Простота и однообразие – именно эти два слова как нельзя лучше характеризуют жизнь и быт крестьянина средних веков. На протяжении столетий крестьяне жили по единому распорядку: в будни занимались однообразной работой на поле или виноградниках, выходные посвящали церковной службе.

Праздники проходили по одному и тому же сценарию. Все жители деревень подчинялись единым законам и платили феодалам одинаковый оброк.

Условия для жизни были практически одинаковы. В деревнях располагалось 20-30 дворов с помещениями, где крестьяне жили, держали скот и занимались ремеслами. Мужчины занимались гончарным, кузнецким, а женщины – ткацким делом. Детей с малых лет приобщали к ремеслу и активному труду.

Крестьянский дом

Основной сруб и несущие конструкции жилого помещения строились из дерева. Крыша выкладывалась из соломы. Полы были земляные. Окон в большинстве домов не было.

Отапливались постройки благодаря очагу, установленному посреди комнаты. В крыше была проделана специальная дыра, играющая роль дымохода. Внутри предметы были покрыты копотью и пахли дымом.

Из мебели чаще всего был деревянный стол и скамейки. Роль кровати играл соломенный тюфяк, на котором спала вся семья. Также в доме находились предметы одежды, утварь, орудия труда.

Еда крестьян

Рацион крестьянских семей был однообразным. В основном готовили каши, овощные похлебки. А основой для блюд были продукты с поля – пшеница, ячмень, рожь. Также в огородах росли капуста, бобы, чечевица, репа, морковь. Хлеб ели только серый. Белый хлеб считался деликатесом.

Мясо ели только по воскресеньям и большим праздникам. Приготовленную свинину ела вся семья на протяжении всех праздничных дней.

Из напитков было популярно вино, брага и пиво. А самым сладким продуктом был мёд. Сахар был очень дорогим и считался изысканным продуктом.

Крестьянская одежда

Практичность и многослойность – именно эти понятия лучше всего характеризуют предметы крестьянской одежды. Одежда была широкой и бесформенной, чтобы было удобно работать в поле и дома. А материал в несколько слоев лучше защищал тело от холода и ветра. В основном одежду делали из растений (льна, крапивы) и шерсти.

Мужчины и женщины носили:

  • рубахи свободного кроя длиной до колен;
  • жилеты;
  • туники;
  • широкие штаны брэ длиной ниже колен;
  • чулки-шоссы с завязками в области бедер;
  • плащи с капюшоном;
  • меховые тулупы.

По праздникам женщины надевали платья, юбки и передники, украшенные вышивкой и аппликациями.

Из обуви были башмаки одинаковые для обеих ног. В зимнее время носили грубые сапоги высотой до колена.

Орудия труда крестьян

Прямо в домах хранились предметы труда. И они были примитивные и тяжелые на вес. Набор орудий зависел от ремесла, которым занимался крестьянин. Крестьяне работали сохой, плугом, бороной, вилами. Также использовались гончарные круги, жернова для изготовления муки, грузила для ткацких станков.

Одним предметом труда крестьяне работали долгое время. Ни о каком обновлении орудий не было и речи. Феодалы были заинтересованы в получении максимального урожая с минимальными затратами.

Роль церкви в жизни крестьян

В каждой деревне было главное общественное здание – церковь. Священник считался духовным отцом для каждого человека.

Первый раз крестьянин попадал в церковь на свои крестины, затем посещал на протяжении всей жизни. Отпевания и проводы усопшего в последний путь проходили тоже в церкви.

Каждое воскресенье вся деревня собиралась в церкви, где проходила месса, и нужно было выслушать проповедь.

Церковь связана и с крестьянскими праздниками. Она придавала разным событиям религиозный смысл. На Рождество, в дни поминовения святых, на Пасху, в день летнего солнцестояния устраивались торжественные обряды, накрывались праздничные столы, устраивались танцы и народные гуляния.

Ещё в каждой семье отмечалось рождение ребёнка. Дети рождались практически каждый год. И это событие было праздником, так как появлялся новый работник, что в будущем сулило увеличение дохода.

Девушки выходили замуж в возрасте 12-14 лет за мужчин из своих деревень. И за годы замужества рождалось много детей (более 10). Но многие умирали в младенческом возрасте.

Пора подвести итог

На протяжении всей эпохи Средневековья жизнь и быт крестьян практически не менялся. И лишь в конце эпохи крестьянский народ обрёл личную свободу.

Община в жизни крестьян играла очень большую роль. Следует упомянуть тот факт, что в то время крестьяне жили очень и очень бедно. Так вот, когда они вступали в общину, то община им часто помогала в трудных ситуациях. Община строилась по принципу, что вместе легче выживать в условиях бедноты. Также община помогала с похоронами, устраивала для всех крестьян праздники, контролировала их деятельность, а также могла принять или исключить крестьян из своих рядов. Роль ее в жизни крестьян была просто громаднейшей на тот момент.

ОБЩИ́НА (ком­му­на), са­мо­управ­ляю­щий­ся про­из­вод­ст­вен­ный и со­ци­аль­но-бы­то­вой кол­лек­тив над­се­мей­но­го уров­ня, ос­но­ван­ный на со­вме­ст­ном (кол­лек­тив­ном) вла­де­нии (и/или рас­по­ря­же­нии) сред­ст­ва­ми про­из-ва, кол­лек­ти­ви­ст­ских прин­ци­пах со­ли­дар­но­сти и взаи­мо­по­мо­щи . Пред­став­ля­ет со­бой ба­зо­вый со­ци­аль­ный ин­сти­тут и пер­вич­ную фор­му эко­но­мич. и со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции не­по­средств. про­из­во­ди­те­лей в до­ин­ду­ст­ри­аль­ных об­ще­ст­вах. В за­ви­си­мо­сти от хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­но­го ти­па мо­жет быть зем­ле­дель­че­ской (сель­ской, де­ре­вен­ской, кре­сть­ян­ской), ко­че­вой (па­ст­бищ­но-ко­че­вой) и про­мы­сло­вой (у охот­ни­ков и ры­бо­ло­вов); в го­ро­дах су­ще­ст­во­ва­ли ре­мес­лен­ные О. ( це­ха ). Вы­де­ля­ют два осн. ис­то­рич. ти­па О. – пер­во­быт­ный и со­сед­ский (тер­ри­то­ри­аль­ный, сель­ский).


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

Подумайте

Проверьте себя

Схема Повинности средневековых крестьян

1. Зависимые крестьяне за пользование землей, которую он брал у феодала, должен был нести повинности (принудительные обязанности). 2. Поземельно зависимые и лично зависимые крестьяне. Поземельно зависимые – крестьяне, которые брали землю у феодала и отдавали оброк и выполняли барщину. Лично зависимые – крестьяне, которые находились под полной властью феодала, они практически были рабами. 3. Крестьяне объединялись в общины для того, чтобы помогать друг другу в работе, поддерживать друг друга. Нередко крестьяне всей общиной оказывали сопротивление феодалу. 4.
а) Крестьяне обрабатывали землю плугом, бороной, граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили зерно палками или деревянными цепами.
б) В каждом дворе, кроме жилища, был скотный двор, птичник. Так же был сад, огород, виноградник.
в) Дом строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен, или местного камня, крышу крыли соломой, дерном или камышом. Потолка не было. Когда разводили огонь в очаге, дым выходил через отверстие в крыше, либо через дверь, поэтому стены дома были черными. Узкие оконца без стёкол на ночь закрывали деревянными ставнями.
г) В пищу крестьяне употребляли вареное зерно, овощи: капуста, репа, лук. Из молока делали сыр и масло. Собирали ягоды грибы и орехи на зиму. 5. Война между государствами и внутри его между феодалами сильно усложняли жизнь крестьянам, их посевы могли сжечь, либо просто украсть. А труд был полностью ручной, и они зависели от этой работы, так как это был практически основной источник их питания. 6. Натуральным хозяйством называется то хозяйство, при котором человек производит все необходимое для его жизни самостоятельно. 7. Схема "Повинности средневековых крестьян":

Подумайте

1) 2) Это пословица говорит о том, что если феодал будет брать со своих подчиненных слишком большие оброки, и будет требовать слишком большую барщину, то подчиненным не останется ничего для них самих и они не смогут работать дальше, и не смогут дальше платить оброки. 3) Зависимые крестьяне были свободными, в отличие от римских рабов. Они брали землю у феодала и часть выращенного отдавали феодалу в качестве платы. Так как они работали на себя, они очень хорошо относились к своей работе, римские рабы же полностью работали на хозяина, поэтому они работали плохо. 4) Феодал мог только требовать от зависимых крестьян повинности, не мог их продавать, не мог лишать их свободы, рабовладелец же мог делать с рабами все что угодно. 5) Так как большинство населения жило в деревнях, а торговцы в деревни заезжали редко, то крестьяне могли обеспечивать себя сами, и обеспечивали своего феодала. 6) Да, сохранились. Сейчас в деревнях так же разводят скот, птиц. Так же работаю на полях.

Читайте также: