Сикорский о заикании кратко

Обновлено: 08.07.2024

"Заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого.

Судороги в сфере дыхательного механизма (дыхательное заикание)

Три вида судорог: 1.Вдыхательная судорога 2. Выдыхательная 3. Ритмическая судорога.

1) Вдыхательная судорога. Одна из самых частых дыхательных судорог, вызывающая явления заикания, состоит во внезапном порывистом вдыхании, которое наступает то перед началом слова, то весьма редко среди слова и даже среди двух звуков одного слога, через что происходит неприятное для внимания и уха слушателя промедление в непрерывном следовании звуков или нарушении их частоты и отчетливости. Главная характеристическая черта этих вдыханий состоит в их внезапности и порывистости.

Все, без исключения, гласные звуки при инспираторной судороге носят характер густого придыхания. Гласные а, о, у, э, и, ы слышны как га, го, гу, гэ, ги, гы, но никогда не являются, совершенно чистыми. Мгновенные звуки при инспираторной судороге нередко получают аффрикацию, так что слова пол, быть произносятся, как "пфол", "бвыть". Придувные звуки (спиранты) иногда теряют свою обычную отчетливость, а дрожащий звук р совершенно исчезает, заменяясь простым придыхательным шумом.

2) Выдыхательная судорога. По своим проявлениям и по своему влиянию на вокальный и артикуляторный аппарат, выделенная судорога имеет много общего с вдыхательною. Большею частью она отличается таким же внезапным и порывистым характером как и инспираторная и, врываясь в стройное течение звуков речи, нарушает их правильную непрерывность. Экспираторная судорога обыкновенно поражает человека не в начале, а уже в течение речи; наступление её резко обозначается внезапным усилением экспирации, нисколько не вытекающим из артикуляторных потребностей данной минуты. Большею частью сокращение брюшных мышц бывает столь внезапно и сильно, что охваченный судорогой человек несколько наклоняется вперед, как это бывает при рвоте, в то же время воздух с большим напряжением, быстротой и шумом уносится из груди наружу, чрез раскрытую голосовую щель.

3) Ритмическая дыхательная судорога. Между всеми авторами, писавшими о заикании, только одному Базелю удалось подметить и выделить из сложной картины других симптомов то явление, которому мы придаем значение ритмической дыхательной судороги: "Этот вид заикания развивается, по всей вероятности, в тех случаях, когда дети, отличающиеся чрезвычайно живым темпераментом, весьма часто пытаются говорить, прежде чем сообразят, что сказать; при таких условиях эти дети (нечто подобное можно наблюдать и на здоровых детях) останавливаются на одних приготовлениях к произнесению фразы, не произнося однако ни одного звука: делают сильное и порывистое вдыхание, при чрезвычайном расширении грудной клетки - это вызывает чрезмерное переполнение груди воздухом и побуждает их к немедленному порывистому выдыханию при опущенной гортани и широко раскрытой голосовой щели и таким путем наступает частое и быстрое вдыхание и выдыхание, при котором или вовсе не бывает никакого звука или слышится неясный, протяжный, неопределенный звук.

автор монографии О Заикании

Монография профессор психиатрии Ивана Алексеевича Сикорского "О ЗАИКАНИИ" на сегодняшний день является, пожалуй, единственным фундаментальным трудом, который создал не педагог или психолог, а врач, причем врач уровня профессора психиатрии. После выхода монографии ”О заикании” заикание получило второе название ”невроз Сикорского”

Поэтому именно врачи - специалисты Центра Коррекции Речи при НИЦ Биокибернетики постараются помочь Вам в практическом освоении этой книги.

В конце каждой статьи Вы можете задавать вопросы по любой теме монографии ”О заикании”. Наши врачи проконсультируют Вас и постарается разобрать каждый конкретный случай речевой проблемы. Вопросы, не относящиеся к теме заикания и логоневрозов, будут удаляться.

Вы можете: читать, задавать вопросы и комментировать книгу проф. И.А. Сикорского ”О заикании”
Δ вопросы результаты наше тв карта блог e-mail

Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности.

Иван Алексеевич Сикорский (1842-1919) - выдающийся русский врач, профессор Киевского университета им. Св. Владимира, специалист в области психиатрии, невропатологии и педагогики. Природная одаренность, рано проснувшаяся тяга к знаниям, исключительное трудолюбие явились фундаментом его выдающихся научных достижений, получивших широкое признание в России и за рубежом.

Вклад И. А. Сикорского в развитии изучения заикания неоценим. Самым главным его трудом является монография "О заикании" опубликована в 1889 г., в настоящем издании книга имеет название "Заикание". После выхода монографии ”О заикании” заикание получило второе название ”невроз Сикорского”.

В предисловии к монографии автор обращает внимание читателей, а в особенности критики, на то обстоятельство, что затронутый вопрос оставался без научной разработки в течение многих десятков лет. И. А. Сикорскому предстояла нелегкая задача — исследовать тему, для разработки которой не был намечен общий план и не были установлены основные факты. Этим должны быть объяснены главные недостатки работы и пробелы в ней. Наиболее разработаны отделы этиологии и лечения. Внимательное ознакомление с последним отделом может быть полезно не только врачу, но и педагогу, если, за недостатком врача, он будет поставлен в необходимость иметь дело с учащимися заиками-детьми.

В данной монографии приводится классификация и подробное описание этиологии судорог с примерами из историй болезни, последовательно излагаются продуктивные методики лечения, разработанные как самим И. А. Сикорским, так и другими специалистами.

Комплексный метод лечения заикания, применяемый И. А. Сикорским, не утратил своей практической значимости и сегодня.

Суммируя и анализируя взгляды ученых и, высказывая своё мнение, Сикорский И. А. выделяет такие особенности психики заикающихся, как:

• робость и смущение в присутствии людей;

• яркость фантазий, усиливающая заикание;

• относительная слабость воли;

• разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;

• боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

Также большое значение в освещении практической помощи заикающимся того времени имеет история болезни заикающегося мальчика, в которой Сикорский И. А. тщательно и научно обоснованно даёт психологическую характеристику пациента, пытаясь дифференцировать его психологические особенности и помочь пациенту, используя их. Эта история болезни не приводилась ни в одном из известных литературных источников, хотя этот случай представляет собой пример учитывания психологических особенностей заикающихся и попытку связать их с практической помощью пациенту. Также Сикорский конкретизировал и обобщил психологические особенности заикающихся.

В XX веке количество исследований по психологическим особенностям заикающихся значительно возросло. По сравнению с прошлыми веками, в исследованиях стало наблюдаться чёткое разделение заикающихся по возрастным группам и, в связи с этим, дифференцированный подход к ним. Сикорский подробно рассмотрел взгляды ученых прошлых лет и уточнил, что заикание чаще всего проявляется в раннем возрасте и психологические особенности заикающихся также видны уже в раннем возрасте.

Являясь редактором ежегодника ”Педагогическая мысль”, И. А. Сикорский ратовал за повышение роли и расширение деятельности педагогических обществ. По его инициативе в Киеве в 1908 г. был основан Женский педагогический институт. Сикорскому было доверено руководство этим учебным заведением.

Имеет большое значение междисциплинарный подход в решении целого ряда проблем науки, особенно в области неврологии, психиатрии, психологии и педагогики. И. А. Сикорский является автором целого ряда фундаментальных трудов, таких как ”Всеобщая психология”, ”Основы теоретической и клинической психиатрии”, ”Психологические основы воспитания”, а также проблемных статей, публиковавшихся в журналах России и стран Западной Европы. Уже ранние научные работы И. А. Сикорского — ”О развитии речи у детей”, ”Задачи гигиены воспитания в возрасте первого детства” — вызвали живой интерес.

Большое значение для психо-коррекционной работы с заикающимися в данный период имеет монография Сикорского И. А., в которой психическое лечение выделяется в отдельный раздел и предлагается Сикорским И. А. как неотъемлемая часть комплексного подхода к лечению заикания. Сикорский И. А. особо подчёркивает значение психического лечения именно для заикания и чётко формулирует план психического лечения.

Эта монография не является единственным трудом великого психиатра. Научные труды Сикорского первоначально относились к разным вопросам патологической анатомии, а впоследствии к клинической психиатрии и педагогике. И. А. Сикорский был членом медицинских обществ Франции и Бельгии. За приоритетные исследования в области экспериментальной педагогической психологии он был избран членом Международного общества экспериментальной педагогики. И. А. Сикорским опубликовано свыше ста научных работ, ценность, актуальность, теоретическая и практическая значимость которых, благодаря оригинальности мысли и глубокой содержательности, не утрачена и в наши дни. Краткость предисловия не дает возможности детально рассмотреть научное наследие ученого.

1. Вклад И. А. Сикорского в развитии изучения заикания неоценим. Самым главным его трудом является монография "О заикании" опубликована в 1889 г., в настоящем издании книга имеет название "Заикание". В ней приводится классификация и подробное описание судорог с примерами из историй болезни, последовательно излагаются продуктивные методики

лечения, разработанные как самим И. А. Сикорским, так и другими специалистами.

2. Комплексный метод лечения заикания применяемый И. А. Сикорским не утратил своей практической значимости и сегодня.


Заикание – это сложное психоневрологическое заболевание. По-научному характеризуется как нарушение темпо-ритмической стороны речи, вызванное судорожными сокращениями речедвигательных мышц. Говоря проще, это речевые нарушения с удлинением, повторением, глотанием отдельных звуков, слогов и слов, искажающие плавность и неразрывность повествования.

История заболевания

Заикание имеет несколько родственных названий. Его можно встретить в рамках таких понятий, как логоневроз и лалоневроз, логоклония, бальбуцио, а также баттаризм по имени царя Батта, тоже страдавшего от данного дефекта.

На планете логоневроз наблюдается у 1% взрослого населения и 3% детей. Обычно заболевание манифестирует в детском возрасте, в период от 2 до 5 лет, когда начинает формироваться речь. Находясь, так сказать, в сыром, недозревшем виде, она является довольно уязвимой и при любом сбое в работе нервной системы подвергается искажению.

С древности и вплоть до 20 века расстройство обрастало тенью загадочности. Врачи различных специальностей пытались разгадать его секрет, но все оказывалось безрезультатным. Заиканию приписывали статус таинственного недуга, считали его результатом поражения органов речи. Пытались бороться с ним с помощью трав, заклинаний, рукоприкладством и даже кровавыми операциями в ротовой полости, но видимых улучшений это не приносило.

В конце 19 века произошел революционный переворот в понимании природы логоневроза. Осуществил его русский психиатр Сикорский И.А. Ему принадлежит идея, что логоклония зарождается в детстве в момент формирования речевой активности. Способствуют его возникновению патологии нервной системы и наследственные факторы. Сикорский связал понятие заикания с неврозом.

Неоценимый вклад в развитие теории расстройства внес Тартаковский И.И. Ему принадлежит идея лечения заболевания. В частности, он доказал эффективность воздействия индивидуальной и групповой психотерапии в терапии недуга.

Отдельная отрасль – логопедия сформировалась уже в 20 веке, она и по сей день занимается проблемами речевой активности.

Механизм формирования

В основе возникновения лалоневроза лежит появление мышечных судорог органов, отвечающих за речеобразование. К этим органам относят:

  • язык;
  • губы;
  • нижняя челюсть;
  • мягкое небо;
  • гортань.

В процесс также вовлекаются мышцы лица.


Причиной судорожных сокращений мышц речедвигательного аппарата становятся патологические процессы, возникающие в головном мозге.

Нормальную работу высшей нервной деятельности обеспечивает гармоничное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре и подкорке головного мозга. По ряду причин эта гармония может нарушаться, приводя к гипервозбуждению или преобладанию торможения в центрах речи. Незрелые, незащищенные речевые области у детей подвергаются такому воздействию в первую очередь, приводя к заиканию. Подобная подверженность также связана с отсутствием у детей тормозных условных рефлексов, что приводит к повышенной возбудимости и ее распространению.

В мозге существуют специальные нервные центры, отвечающие за речевую активность. Самые значимые из них:

  • центр Брока – голосовой, самая крупная речевая инстанция мозга. Приводит в работу мышцы и связки, формирующие речевую активность;
  • центр Вернике – слуховой. Участвует в распознавании собственной и чужой речи;
  • ассоциативный центр – анализирует сказанное и дает команду голосовому центру действовать.

Получается, что все три очага работают по кругу. Под действием голосового центра мы произносим фразу, при этом активизируется слуховой центр, заставляющий ассоциативный анализировать информацию. После анализа он позволяет снова включиться в работу голосовой области.

Это слаженный механизм, действующий строго и четко. Проблема возникает, когда изменяется скорость работы центров. Чаще всего это происходит из-за гипервозбуждения центр Брока. Увеличивается скорость его действия, что влечет за собой размыкание круга. Возбуждение переносится на близлежащие двигательные отделы коры мозга. Это приводит к появлению судорог. Затем голосовой центр расслабляется, круг снова замыкается.

Другая причина кроется в нарушении деятельности стриопаллидарной системы. Данная система отвечает за сокращение и расслабление мышц или за поддержание нормального мышечного тонуса и его перестройку. Если в ее работе происходит сбой, то это приводит к дисбалансу тонуса артикуляционных, дыхательных, голосовых мышц, вызывая их спазм. Они находятся в постоянном напряжении, что не может не отразиться на качестве речи.


Еще одна причина заикания – борьба между правым и левым полушариями мозга. Первое отвечает за ритмичную, четкую речь, тогда как второе – за аритмичную. В норме правое полушарие должно подчиняться левому, но у заик они развиты одновременно хорошо, из-за чего вступают в конкуренцию. Нарушение закономерности их взаимодействия влечет за собой сбивчивость речевого ритма.

Классификация и причины расстройства

Заикание может классифицироваться по разным критериям. В первую очередь разделяют лалоневроз:

  • клонический;
  • тонический;
  • смешанный.

В основе клонического лалоневроза лежат клонические судороги мышц речедвигательного аппарата. Они характеризуются мелкими мышечными подергиваниями, в результате чего человек монотонно повторяет один и тот же звук либо слог, слово. Например, о-к-к-к-кно.

Для тонических судорог характерен длительный спазм мускулатуры. При этом мышца застывает в одном положении и как бы деревенеет. В этом случае проявлением расстройства станет длительная пауза в слове или в речи: ко…..рова. Больному речь дается с большим трудом.

Смешанная форма совмещает в себе признаки обоих предыдущих форм.

По локализации логоневроз делят на:


Но самая значимая классификация разделяет расстройство на невротическое и неврозоподобное.

Неврозоподобный лалоневроз возникает при наличии конкретной физиологической патологии. У таких детей отмечается отклонение показателей на ЭЭГ, обнаруживаются мозговые расстройства, нарушения моторики, повышенное внутричерепное давление, спазмофилия. Причины данной формы заикания:

  • внутриутробные, родовые травмы;
  • отягощенная беременность матери;
  • инфекционные заболевания.

Обычно неврозоподобное заикание проявляется в 3-4 года и нарастает постепенно. Его характер не имеет ситуационной зависимости. Дети начинают говорить с опозданием. Характерны нервные тики, ритуальные движения, выраженные дефекты речи.

Мальчик, 8 лет. Беременность матери протекала тяжело. В родах у ребенка наблюдалась асфиксия. Впоследствии он находился на учете у невролога по поводу перинатального поражения нервной системы. Получал лечение. Мальчик отличался повышенной возбудимостью и двигательной активностью с рождения. Заикание проявилось в 3 года спонтанно, без причины, обострялось на фоне простудных заболеваний.

Невротический лалоневроз возникает без физиологических нарушений нервной системы. Изначально для ребенка характерно нормальное и даже раннее речевое развитие. Как правило, можно проследить конкретную причину, которая вызвала расстройство. Оно может вовсе отсутствовать в спокойной обстановке и обостряться под влиянием стрессовых факторов. К его возникновению предрасполагают следующие факторы:


  • перегруз нервной системы ребенка по причине завышенных требований родителей;
  • раннее изучение иностранных языков;
  • сильный испуг или стрессовая ситуация;
  • подражание заикающимся членам семьи;
  • напряженная обстановка в семье, ссоры, конфликты;
  • неправильная модель воспитания: гипер- или гипоопека;
  • раннее речевое развитие;
  • издержки обучения, скудный словарный запас.

Заикание также существует в 3 степенях своего развития:

  • легкая – дефект проявляется периодически, под воздействием травмирующей ситуации;
  • средняя – речь нарушается при беспокойстве, эмоциональном напряжении;
  • тяжелая – заикание присутствует у больного постоянно.

Проявления

Нет одного определенного симптома, который бы мог охарактеризовать расстройство. В сознании большинства заикание проявляется как ритмичное повторение отдельных звуков или слогов. Например, м-м-м-ма-ма. Однако это не единственный симптом заболевания.

К проявлениям лалоневроза относят и чрезмерное растягивание речевых единиц, длительные паузы во время разговора, проглатывание слов. Человек может испытывать нерешительность в высказываниях, трудности в произношении слов.

При спазмах дыхательной мускулатуры больной испытывает проблемы с дыханием. Возникает чувство, как будто он задыхается.

Несостоятельность речи приводит к психическому дисбалансу. Такие люди отличаются нервозностью и агрессивностью, дети замкнуты, избегают общения, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Ребенок отказывается ходить в детский сад, не желает играть с другими детьми. У него нарушается сон и аппетит.

Не стоит думать, что нарушенная речь не влечет за собой никаких последствий. Это совсем не так. Если вовремя не заняться проблемой малыша, то в итоге можно получить:

  • задержку психического развития;
  • проблемы с усвоением знаний и обучением в школе;
  • энурез;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • акцентуации характера, неврозы;
  • по мере взросления – трудности с получением профессии и дальнейшим трудоустройством.


Нередко заикание провоцирует формирование фобий и защитных ритуальных движений. Среди возможных фобических вариантов выделяют логофобию – боязнь разговаривать, социофобию – боязнь людей, ведущая к социальной изоляции, глоссофобию – боязнь публичных выступлений.

Люди с логоневрозом вырабатывают для себя систему защитных ритуалов. Среди учеников распространены касание лба ладонью – признак напряженного мышления, сдавливание пальцами крышки стола. У взрослых при общении с начальством наблюдается:

  • топтание с ноги на ногу;
  • касание мочки уха;
  • похлопывание рукой по бедру.

Кроме этого, у больных формируются ритуалы по типу навязчивых действий: постучать по дереву, обернуться 3 раза вокруг своей оси.

Ребенок отличается повышенной педантичностью по отношению ко всему, что касается школы, и тревожностью. Постоянно беспокоится по поводу своего и родительского здоровья.На фоне заикания у него появились навязчивые ритуалы, обращенные в целую систему. Так, перед уходом в школу ему необходимо дернуть 3 раза пуговицу на своей одежде, после этого трижды постучать и в окончании переступить с ноги на ногу. Если ритуал был прерван, ребенок начинает последовательность заново. Мальчик утверждает, что это позволяет снять напряжение, и он меньше беспокоится по поводу своего дефекта.

В случае с заиканием следует знать, что чем быстрее будет начата терапия, тем выше шансы на выздоровление. Коварство расстройства заключается в том, что оно склонно к рецидивированию.


Так, молодой человек утверждал, что ему удалось избавиться от логоневроза за 1,5 месяца. Обрадовавшись, он прекратил занятия, и расстройство возвратилось через некоторое время. Тогда парень понял, что заболевание не такое уж и простое, и требует тщательного, вдумчивого подхода. Впоследствии он создал сайт для людей с заиканием zaikanie.com, призванный помочь нуждающимся преодолеть этот неприятный недуг.

Как лечат

Лечение заикания – комплексное. Проводится с привлечением специалистов разного рода: педагогов, психологов, терапевтов.

Основа терапии – коррекционные занятия, проводимые логопедом и дефектологом. Программа разрабатывается индивидуально для каждого пациента.

Дополнительно применяют массаж, призванный улучшить кровообращение в судорожных мышцах и расслабить их. Дыхательная гимнастика помогает сформировать правильный темп и ритм дыхания.

Если заикание имеет стрессовую природу, больной напряжен и тревожен, назначается медикаментозная терапия в виде седативных препаратов, транквилизаторов.


В случае неврозоподобной формы привлекается терапевт и невропатолог для лечения органической патологии.

Неотъемлемой частью терапии является психотерапия. В тяжелых случаях применяется гипноз для кардинального избавления от дефекта. Обычно ему подвергают детей в возрасте от 10 до 18 лет.

Психотерапия необходима для того, чтобы выявить психические причины заикания. С ее помощью также проводят терапию фобий и навязчивых действий, используют групповые и индивидуальные ее формы.

Лечение логоневроза должно быть не только комплексным, но и полноценным, завершенным. Это очень важный аспект лечения, поскольку расстройство имеет тенденцию возвращаться, особенно в кризисные периоды развития человека. К таковым относят, например, социально значимые события: поступление в школу, ВУЗ, период полового созревания.

Читайте также: