Политические проблемы турции кратко

Обновлено: 03.07.2024

Безработица в Турции достигла рекордного уровня за всю историю существования республики. Мировой финансовый кризис серьезно подорвал основу национальной экономики. В результате около четырех миллионов граждан остались не у дел. И хотя внимание Европы сейчас приковано к странам, где идут выступления против антикризисных мер правительств, Турция тоже европейская страна, которая, причем, вот уже много лет стремится попасть в Европейский Союз. И происходящее в ней весьма и весьма важно для континента.

Курдская проблема Турции

В настоящее время межэтнические конфликты стали весьма традиционным явлением в общественно-политической жизни многих стран. В ряду таких конфликтов особое место занимает проблема обретения курдским народом национальной независимости, которая стала самым крупным неразрешенным межэтническим конфликтом на территории Турции, получившим широкий международный резонанс.

Курдский вопрос существенным образом затронул национальные интересы Турции, создав зону нестабильности в данном регионе, угрожающую национальной безопасности страны. В связи с этим изучение этой проблемы необходимо для обеспечения региональной безопасности, экономической и геополитической стабильности страны.

Одной из многочисленных причин конфликта является экономическая отсталость района, политическое бесправие курдского населения, медленное развитие его общественной и культурной жизни, игнорирование национальных прав. Стремление курдов к национальному самоопределению и желание играть подобающую их численности роль в стране также способствует развитию конфликта.

Курды населяют юго-запад азиатского материка, занимая смежные территории юго-восточной Турции площадью более 200 тыс.кв.км., северо-западного Ирана – свыше 160 тыс.кв.км., северного Ирака – до 75 тыс.кв.км и северной Сирии – до 15 тыс.кв.км. В настоящее время курды один из самых больших по численности населения народов (около 40 млн.), лишенный права на самоопределение и не имеющий своей государственности.

С древнейших времен курдский народ ведет непрерывную борьбу за свою свободу и независимость.

На сегодняшний день борьба курдов за свои права сильно зависит от внешних факторов. Следует отметить, что США лояльно относятся к национальному движению курдов за свою независимость в Иране и Ираке. Это связано с особенностями американской внешней политики в отношении Багдада и Тегерана. При том, что Вашингтон внешне поддерживает стремление курдов к независимости, США, тем не менее, перестают занимать последовательную позицию в отношении курдов, проживающих в Турецкой Республике, с которой имеются темные союзнические отношения. Неоднозначная позиция американцев в решении общекурдской проблемы фактически усложняет ситуацию в данном регионе.

Решающее значение в решении курдской проблемы имеет и позиция премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и его Партии Справедливости и Развития, которая выиграла парламентские выборы, состоявшиеся 12 июня 2011 года. Оптимальным видится отказ властей от националистической политики и переход к постепенному предоставлению курдам национальных коллективных прав. Ведь вполне допустимо признание Турцией курдов как народ. Их можно уравнять в политических правах с турецким населением, легализовать курдский язык. Если турецкое правительство начнет проводить политику позиционирования курдов как равноправного туркам народа, у курдской оппозиции не будет оснований вести вооруженную борьбу с целью создания отдельного государства.




Турция в условиях меняющейся системы международных отношений

Турция – это государство, расположенное главным образом в Западной Азии и частично - в Южной Европе

Все это привело к необходимости изменения внешнеполитической ориентации Турецкого государства в сторону соразмерного пересмотра внешней политики новым реалиям. При этом важно было учесть исторический и географический потенциал положения страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Так или иначе, турецкий фактор сегодня стал играть весьма важную роль практически во всех вопросах международной политики, особенно в разрезе процессов, происходящих в Ближневосточном регионе. До недавнего времени роль Турции как регионального и мирового актора представлялась несущественной в виду внутренних слабостей страны, ее исторического и политического наследия. Сегодня, однако, Турция стремится активно формировать свой внешнеполитический курс, определяя свои интересы по широкому кругу вопросов и рьяно отстаивая свои позиции на мировой арене.

Общий внешнеполитический курс Турции в XXI веке

Ключевыми целями Турции, положенными в основу выстраивания нового внешнеполитического курса в XXI веке, стали:

  • улучшение имиджа страны на международной арене;
  • усиление роли страны на Балканах;
  • укрепление отношений с США;
  • интеграция с тюркскими республиками;
  • ликвидация преград в отношениях с Ближним Востоком;
  • расширение взаимодействия с Африкой и Азией;
  • расширение сети турецких университетов за рубежом;
  • продвижение турецкой культуры на мировой арене.

Как отмечают эксперты, геополитическое положение Турецкой Республики имеет достаточно большой потенциал для формирования большого числа проектов сотрудничества. Возможности их создания и реализации будут определяться мудростью использования геополитики в сфере безопасности, международных экономических и политических отношениях.

Что касается региональных приоритетов, повышенное внимание в рамках внешней политики Турции в XXI веке стало уделяться выстраиванию и развитию отношений с США, Евросоюзом и НАТО. Особый акцент власти делают на необходимости выстраивания дружеских, а не конкурентных отношений с Россией на Кавказе и в Центральной Азии. Повышенное внимание также уделяется выстраиванию отношений Турции со странами Ближнего Востока и Центрально-Азиатского региона.

Внешняя политика Турции в XXI веке стала опираться на восемь ключевых принципов. Все они условно могут быть подразделены на две категории – методологические и операционные.

Методологические принципы внешней политики Турции включают в себя:

Операционными принципами внешней политики Турции в XXI веке стали:

Реализация этих принципов направлена на обеспечение безопасности и укрепление позиций Турции на мировой арене.


Иллюстрация: Ahram online.

В египетском издании Ahram online 3 марта вышла статья Сайеда Абдель-Мегида, посвящённая позиции Турции в конфликте России с Украиной и Западом. EADaily в ознакомительных целях публикует текст данной статьи.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прекрасно осознаёт, насколько разрушительной может быть война России с Украиной для и без того больной экономики его страны. Только в первый день вторжения курс турецкой лиры по отношению к доллару США упал более чем на пять процентов.

Популярность правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и самого президента падает на фоне резкого роста цен на энергоносители и продукты питания. В то же время Турция имеет давние и тесные политические связи с Россией. Эрдоган и его российский партнёр тесно сотрудничали по целому ряду внешнеполитических вопросов, от Сирии и Ливии до азербайджано-армянского конфликта, даже если они стояли по разные стороны баррикад. У них также много общего: стили руководства, мировоззрения, сформированные их ирредентистскими проектами, и общее отношение к либеральному демократическому Западу. Они, безусловно, единодушны в отношении санкций с этой стороны.

Неудивительно, что в попытке снизить напряжённость в преддверии российского вторжения на Украину Анкара сосредоточила внимание на этом вопросе. В течение нескольких недель ведущие турецкие СМИ предупреждали, что эскалация санкций против Москвы приведёт к обратным результатам. Пресс-секретарь президента Ибрагим Калын прямо заявил в интервью Die Welt:

Опыт Турции с санкциями США после покупки ею российской ракетной системы С-400, естественно, повлиял на эту позицию. Но больше беспокоит экономическое воздействие санкций на Россию.

Экономически Турция застряла между украинским молотом и российской наковальней. Её годовой объём торговли с Россией составляет $ 34,7 млрд, а с Украиной — $ 7,4 млрд. Турция зависит от России в плане поставок природного газа на 33,6%, и обе страны являются важными источниками продовольствия и туризма для Турции. Россияне и украинцы составили соответственно 15 и 8% туристов, посетивших Турцию в 2021 году. С другой стороны, Киев стал основным импортёром турецких беспилотников Bayraktar, что заставило Россию обвинить Анкару в подпитке украинского милитаристского рвения.

Чавушоглу подчеркнул, что текст на этот счёт чёткий.

Это положение даёт Анкаре некоторое пространство для манёвра, чтобы избежать гнева Путина, который она испытала в форме резких экономических бойкотов после того, как российский Су-24 был сбит над Сирией в 2015 году. С другой стороны, вышеуказанное положение не распространяется на российские суда, выходящие из Чёрного моря. Может ли Турция внезапно применить Конвенцию Монтрё, чтобы помешать российским кораблям заходить, например, на российскую военно-морскую базу в сирийском Тартусе?

Недавнее заявление Богданова сигнализировало о том, что, если Турция не будет осторожно подходить к украинскому вопросу, Россия может ответить в Сирии, на кризисе которой режим Эрдогана делает огромные политические, экономические и военные ставки.

В статье для War on the Rocks Селим Кору, научный сотрудник Института исследований внешней политики и аналитик Фонда исследований экономической политики Турции, утверждает, что Эрдоган, который отворачивается от НАТО и Запада, видит украинский кризис с другой точки зрения.


10:03 10.11.2021 • Александр Гусев, доктор политических наук, профессор


Во-первых, Стамбул (Византий, Константинополь) – это город, находящийся на обоих берегах пролива Босфор, являющийся стратегически важным геополитическим, промышленным и культурным центром, морскими воротами в Европу и Азию и важным транспортным и логистическим хабом. По данным Института статистики Турции (TÜİK), 31 процент турецкой экономики, а это 1 триллион 327 млрд. 452 млн. турецких лир формируется за счет мегаполиса, что является самым высоким показателем среди провинций страны.[2]

Во-вторых, Реджеп Тайип Эрдоган был мэром Стамбула с 1994 года по 1998 годы, и, надо признать, за эти годы ему удалось решить целый ряд серьезных городских проблем, которые постоянно беспокоили горожан. За четыре года нынешний президент справился с нехваткой воды, значительно снизил уровень загрязнения воздуха, построил современные мусороперерабатывающие заводы, а также более 50 мостов, эстакад и автомагистралей.

Не менее серьезным ударом для правящей партии стало поражение ПСР и в Анкаре. По итогам выборов новым мэром турецкой столицы стал Мансур Яваш, также представитель оппозиционной РНП - наследницы идей основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка.

Неутешительные результаты правящей ПСР на муниципальных выборах, потеря Анкары и Стамбула стали серьезным электоральным поражением Эрдогана и, по мнению аналитиков, и по его репутации, как электорально неуязвимого политика был нанесен первый серьезный удар.[3]

Таким образом, состоявшиеся в 2019 году выборы в органы местного самоуправления стали первыми выборами, проходившими после 2017 года, т.е. после радикальной конституционной реформы президента Эрдогана, которые показали, что затеянные президентом реформы не всегда доходят до людей на местах.[4]

Регулярные социологические опросы в настоящее время показывают, что популярность правящей ПСР до сих пор находится на довольно невысоком уровне, несмотря на то, что она сохраняет контроль над основными политическими институтами и центральными СМИ турецкой республики.

На этом фоне существует мнение, что в Турции действительно может состояться транзит власти - Эрдогану уже 67 лет, а во власти он находится более 18 лет. В СМИ неоднократно сообщалось, что президент перенес хирургическое вмешательство в ноябре 2011 года, а затем вновь был прооперирован в феврале 2012 года.[5] Но сейчас - 2021 год.

По мнению турецких экспертов, состояние здоровья первого лица Турции держится в строжайшем секрете, поскольку информация о здоровье Эрдогана может дать преимущество его политическим конкурентам.[6] При этом уже рассматриваются кандидатуры возможных преемников Эрдогана на посту президента – главу Национальной разведывательной организации (MİT) Хакана Фидана, министра обороны Хулуси Акара или министра внутренних дел Сулеймана Сойлу.[7]

Тем временем все выглядит так, что у самого Эрдогана свои планы во внешней политике страны и другое видение происходящего в стране, и уж точно состояние его здоровья, по-моему, не вызывает опасений. Например, явно, не остался незамеченным видеоролик, датированный 3 октября 2021 года в официальном аккаунте Реджепа Тайипа Эрдогана на котором видно, как президент вместе с другими чиновниками его администрации без всяких усилий играет в баскетбол.

При этом, по словам Эрдогана, вместо досрочных парламентских и президентских выборов он планирует провести в 2022 году в год столетия Турецкой Республики всетурецкий референдум, на который хочет вынести проект гражданской Конституции. Турецкий президент подтвердил необходимость разработки проекта гражданской Конституции, поскольку две последние были написаны военными хунтами после государственных переворотов 1961 и 1982 годов.[12]

К тому же оппозиционный электорат фактически разобран целым рядом мелких партий, что создает для правящей партии возможность маневрирования и использования коммуникационной стратегии. Поэтому сейчас ПСР может себе позволить при определенных обстоятельствах пойти на досрочные парламентские выборы. Что же касается Эрдогана, то он, безусловно, будет стремиться укрепить образ национального лидера в глазах соотечественников, который твердо идет к поставленной цели, занимая максимально жесткую позицию по реформирования политической системы страны.[15]

Читайте также: