История возникновения культурологии кратко

Обновлено: 19.05.2024

Культурология -- область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ - гуманитарная дисциплина, изучающая культуру в совокупности ее цельных исторических форм.

Культурология -- наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

Происхождение термина связано с именем Уайт Лесли Алвин (1900-1975) - американский культурантрополог и культуролог.

Уайт подразделял культуру на три подсистемы:

1) Технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.)

2) Социальную (типы коллективного поведения)

3) Идеологическую (идеи, верования, знания)

Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм.

1. Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

2. Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

3. Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

4. Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

5. Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

1. формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

2. развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

3. привитии нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Культурология как наука, становление и этапы развития. Предмет и задание культурологи

Культурология как наука, становление и этапы развития. Предмет и задание культурологи

Культурология как наука, становление и этапы развития. Предмет и задание культурологи

Из истории культурологии

Культурология – наука довольно молодая, она и сейчас ещё находится в стадии становления. Её возникновение относят ко второй половине XX в. На Западе её основоположниками называют Ф. Ницше, К. Ясперса, О. Шпенглера, А. Камю и др. В мировой пауке не существует однозначного признания культурологии в качестве единой науки о культуре как общественном явлении.

Официально же культурология в России была признана наукой в конце 1980-начале 1990-х гг. С этих пор она входит и в систему высшего гуманитарного образования.

Что изучает культурология

Эта наука изучает историю культуры и её теорию.

История культуры

В этом разделе культурологии изучается история развития культуры от ее зарождения в виде архаических форм до современного состояния. Историю культуры невозможно рассматривать без таких наук, как археология, история различных религий, искусств и проч., которые уже выработали свои методы изучения. Ещё в сочинениях древнеримского историка Тацита (середина 50-х-около 120 г.) и христианского богослова Аврелия Августина (354-430) видны элементы исторического взгляда на культуру.

Постепенно начала формироваться современная история культуры, чётко эта тенденция проявилась в эпоху Возрождения, когда было доказано отличие античной культуры от культур предыдущих эпох:

  • первобытной культуры (до 4 тыс. до н.э.);
  • культуры Древнего мира (4 тыс. до н.э.-V в. н.э.);
  • культуры Средних веков (V-XIV вв.).

Так утвердился принцип историзма культуры.

Теория культуры

За всю историю человечества существовало множество культурных систем. Этот раздел культурологии изучает общие свойства всех культур в процессе развития человеческой цивилизации. Здесь рассматриваются общие тенденции и закономерности развития культуры, несмотря на то, что какие-то конкретные культуры могут не во всём совпадать с общими закономерностями.

Культура в целом охватывает жизнь людей от бытового уклада до созданных концепций мира и человека – всё то, что сознательно создано его деятельностью, материальные и нематериальные, духовные ценности. Даже простейшее орудие, самый примитивный инвентарь, любая мысль, идея, возникшая в уме человека – всё это элементы культуры.

Артефактом культуры (продуктом творческой деятельности человека) является любой предмет, осознанно созданный человеком: дом, одежда, бытовая утварь, а также и духовные явления: научные теории, песни, танцы, картины художников, литература и т.д.

Связь культурологии с другими науками

Культурология тесно связана с другими науками и возникла на пересечении многих наук: истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др. Таким образом, культурологию можно назвать комплексной гуманитарной наукой. Вместе с тем каждая из перечисленных наук углубляет и дополняет представление о культуре. А культурология обобщает факты, представленные другими науками, изучающими культуру.

Значение культурологии

Знания культурологии помогают регулировать различные виды культуры: образование, науку, искусство. Часто говорят о культурологизации образования. Что это значит?

В современно мире частично потеряны культурные ориентиры, массовая культура захватила мир. Важно, чтобы школьники и студенты смогли сформировать систему неких культурных ориентиров, которые необходимы для формирования личности. Не всё, что сейчас преподносится молодёжи в качестве культуры, является культурным наследием. Его формирует время. Поэтому очень важно, чтобы молодёжь изучала и знала культурное наследие прошлого.

Культурологические исследования необходимы для охраны культурного наследия человечества и культурных традиций.

Культурология помогает понять причины национальных и религиозных конфликтов, помогает осуществлять диалог культур, что особенно важно для таких многоконфессиональных стран, как наша. Через такой диалог происходит взаимообогащение культур.

Исторический путь, пройденный человечеством от древности до настоящего времени, сложен и противоречив. На этом пути зачастую соединялись прогрессивные и регрессивные явления — стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. Чем старше делалось человечество, тем сложнее и масштабнее становились проблемы его существования, и в поисках способов их разрешения главную роль всегда играла культура, которая адаптировала человека к постоянно меняющимся условиям жизни, помогала ему найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке.

Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие других наук о человеке и накопление многочисленных фактов о его духовной жизни. Таким образом, культурология как наука о культуре возникла в середине XX в. в ответ на потребность сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.

Начало недолгой истории попыток дать научное объяснение феномену культуры было положено в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуфендорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях естественном (природном) икультурном. Природное состояние человека является низшей ступенью его развития, поскольку оно творчески пассивно, а культурное состояние рассматривалось как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

Значительные успехи в развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже XVIII—XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера. Он стал рассматривать культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура раскрывает сущностные силы человека, причем у разных народов они значительно различаются, и поэтому в реальной жизни мы можем наблюдать различные стадии и эпохи в развитии культуры. В это же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, его духовные способности.

Место культурологии в системе других наук

Если определить культуру как все, что создано человеком и человечеством, то сразу станет понятно, почему определение статуса культурологии вызывает такие затруднения. Ведь тогда получается, что в мире, в котором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле человека, и мир природы, возникший объективно, без участия людей. Соответственно все современные науки делятся на две группы — науки о природе (естествознание) инауки о мире культуры — социальные и гуманитарные науки. Кроме того, есть философия, которая формулирует общие подходы к изучению мира, а также анализирует место в нем человека и его отношения с природой, другими людьми и самим собой.

Иными словами, все социальные и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре — знанием о видах, формах и результатах человеческой деятельности. И тогда встают вопросы, где же место культурологии среди этих наук и что она должна изучать.

Культурология возникла на пересечении истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др. Таким образом, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Возникновение культурологии отражает общую тенденцию движения современного научного знания к междисциплинарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре. Развитие научного познания привело и к синтезу культуроведческих наук в рамках культурологии, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как о целостной системе. При этом каждая из наук, с которой культурология контактирует,

углубляет представление о культуре, дополняя его собственными исследованиями и знаниями.

Культурология и философия.

Культурология и философия. Культурология неразрывно связана с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культурологии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований. Она ставит перед культурологией целый ряд проблем, значимых для жизни человека, например: о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах. Здесь акцент ставится на объяснение различных форм культуры с помощью теорий среднего уровня, основывающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет увидеть целостную картину человеческого мира во всей многоликости и разнообразии происходящих в нем процессов.

Культурология и история

Культурология и история тесно взаимосвязаны. История изучает человеческое общество в его конкретных формах и условиях существования. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными для всего человечества. Они постоянно изменяются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому она выделяет исторические типы культур, сопоставляет их между собой, выявляет общекультурные закономерности исторического процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить конкретно-исторические особенности изменения и развития культуры.

Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулировать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматривается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в движении и сменяющих друг друга. Отсюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозными и историческими факторами и поэтому представляет собой относительно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригинальную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее существования.

Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и выявляет ее типологические особенности, разрабатывает систему собственных категорий. В этом контексте исторические данные помогают построить теорию возникновения культуры, выявить законы ее исторического становления, движения и развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и настоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру.

Культурология и социология.

Культурология и социология. Среди ученых самых разных направле-

ний не вызывает возражения утверждение, что культура является порождением общественной жизни человека и вне общества она невозможна Таким образом, культура есть социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура выступает предметом изучения социологии. Социология исследует, например, особенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типы межличностных отношений, или, иначе — культуру в контексте социальных процессов, причем последние рассматриваются как существенный фактор культурных изменений, затрагивающих не только количественные параметры культуры, но и само ее содержание.

Культурология - основа знаний об общественных ценностях

Понятие культурологии

Ученые в свое время насчитали свыше тысячи различных определений культуры. Такое многообразие связано с тем, что контекст рассмотрения этого понятия зависит от конкретной науки. В самом общем виде этот термин можно определить как человеческую деятельность в разных ее проявлениях. При этом результатом этой работы может быть как изделие массового производства, так и единичный шедевр великого художника. В более узком, культурологическом смысле культура — это система ценностей человеческого общества.

Классификация ценностей человека

Определившись с главным понятием, можно кратко сказать, что культурология — это наука, изучающая происхождение, функционирование и развитие культуры как особого способа жизни человека. Объектом исследований является культура, а субъектом — человек в широком смысле: индивид, семья, коллектив, учреждение, народ, государство, то есть любая социальная группа.

Культура как множество ценностей представляет собой набор взаимосвязанных отдельных элементов: убеждений, правил, привычек, манер, традиций, обычаев и т. д. Какие-то из них характерны для узкой социальной группы, например, у некоторых народностей принято при встрече тереться носами. Другие элементы более универсальны, например, мировые религии.

Люди порой не задумываются, какую большую роль играет культура в их жизни. В качестве примера можно привести ряд важных функций:

Передает социальный опыт от поколения к поколению;

  • воспитательная — воспитывает в человеке качества, требуемые средой;
  • дескриптивная — описывает традиции, обычаи, нравы;
  • трансляционная — передает социальный опыт от поколения к поколению;
  • адаптивная — позволяет приспосабливаться к окружающей среде;
  • оценочная — формирует у человека набор убеждений.

Период зарождения

Древнеримский деятель Цицерон

Культура как категория занимала важное место и в трудах античных философов, и в концепциях христианских богословов. Так, древнеримский деятель Цицерон культурой называл совершенствование души с помощью философии и красноречия. Христианский мыслитель Тертулиан считал, что культура вредит душе. Ему оппонировал Климент Александрийский, считая, что культура предваряет путь к христианству.

В эпоху Возрождения отношение к культурной сфере изменилось. Оно возвратилось к античному смыслу и стало ассоциироваться с гармоничным и возвышенным развитием человека. Позднее, в эпоху просвещения, оно стало больше мигрировать в сторону обычаев и правил поведения. В это же время немецким философом Кантом было заложено классическое понимание культуры как противопоставления натуре, то есть природе. Мир природы (жестокости и зла) и мир свободы (культуры, морали) связывает только великая сила Красоты (сила искусства).

Мыслитель Ницше,

В XIX веке классической модели бросают вызовы новые мыслители. Шпенглер, Ницше, Фрэйд. Человеческая натура провозглашается выше культуры. Начинается противопоставление культур Востока и Запада. Все эти ученые не являлись культурологами в чистом виде. Культурология находится в очень тесной взаимосвязи с социологией, психологией, историей и философией, и порой между ними невозможно провести четкую грань.

И даже провозглашение отдельной наукой не помогло.

Формально этой науки в западной классификации как самостоятельной дисциплины до сих пор нет. Ее место отводят в основном культурной антропологии.

Содержание науки

Культурология — чрезвычайно содержательная по составу наука. В нее входит масса различных направлений, разделов, но в самом общем виде структуру культурологии можно представить в виде двух уровней:

Изучаются общие закономерности культурных процессов

  1. Фундаментальный. На этом уровне изучаются общие закономерности культурных процессов, исследуются происхождение, типология и методология культуры. В фундаментальный раздел включены направления: социальная культурология, психология культуры, культурная семантика, история культурологии.
  2. Прикладной. Главным содержанием этого направления является процесс управления культурой и в конечном итоге формирование культурной политики. Исполнителями этой задачи в обществе выступают различные культурные институты: государственные учреждения, общественные организации, музеи, школы, университеты, средства массовой информации.

И на фундаментальном, и на прикладном уровне для решения исследовательских задач применяется обширный методологический аппарат. Выделяют несколько основных подходов:

Изучение культуры

  • генетический — изучение культуры в динамике c момента ее возникновения;
  • компаративный — предполагает сравнительный анализ различных культур;
  • деятельностный — культура рассматривается как результат человеческой деятельности;
  • аксиологический (ценностный) — культура представляет собой набор идеалов, к которым стремится человек;
  • социологический — любое культурное явление оценивается в контексте социальной группы, внутри которого оно возникло.

Кроме того, выделяют еще ряд методов, в частности, системный, структурно-функциональный, просветительский. Набор методов не является конечным множеством. Любой исследователь может предложить свою методологию и развить ее до уровня отдельного направления или школы.

Культурологические школы

Как в любой науке, ученое культурологическое сообщество делится по различным научным направлениям (школам). Критерием разделения обычно служит методология и предмет изучения. Выделяют следующие основные культурологические школы:

Философ Эрнст Кассирер.

Питирим Сорокин,

Значение в России

Русский философ Николай Данилевский

Одним из главных теоретиков культурологии в России можно назвать русского философа Николая Данилевского. В мировой науке он наряду со Шпенглером считается основоположником общественно-исторической или, иначе, цивилизационной школы в культурологии. Пик его творчества пришелся на вторую половину XIX века, когда в среде российских мыслителей не утихал спор между славянофилами и западниками о месте России в мировой культуре.

В годы советской власти в культурологической области господствовала марксистская теория исторического материализма. Но уже в 60-е годы под видом критики буржуазных теорий западные культурологические концепции становятся доступны для советских ученых. Одним из главных невольных популяризаторов науки о культуре стал армянский социолог Эдуард Маркарян. К 90-м годам были изданы десятки книг российских авторов и появились переводы зарубежных культурологов.

Были изданы десятки книг российских авторов

К тому времени в научном сообществе сформировались два крыла:

  • социальное — основанное на англо-американской и немецкой антропологии;
  • гуманитарное — опирающееся на труды отечественных ученых и на принципы французской символической школы.

Культурология как наука

Существует довольно популярное мнение, что культурология — не особо нужный предмет. Но в современном обществе, когда, с одной стороны, идет процесс глобализации, а с другой — увеличивается культурное многообразие, профессия культуролога становится очень востребованной.

Знание о том, как наладить диалог между различными социальными группами, позволить решать многие проблемы в многонациональных государствах.

Особенно существенно это в многонациональной России, где культурный фактор необходимо учитывать в первую очередь.

Читайте также: