Признаки традиционного общества востока кратко

Обновлено: 04.07.2024

В XVI — XVIII вв. казалось, что проникновение колонизаторов на Восток не создает реальной угрозы большинству восточных стран. В это время на Востоке сформировались мощные централизованные государства, способные дать отпор открытой агрессии европейцев. Военная мощь Востока дополнялась его экономическим превосходством над Западом. В это время основные восточные страны по производству на душу населения заметно опережали Европу, которая в сравнении с ними казалась просто нищей.

Однако с течением времени стало очевидно, что Запад по темпам своего развития все более опережает Восток. К концу XVIII в. Европа вышла на стадию мануфактурного производства, перешла к систематическому использованию машин, добилась крупных успехов в науке и технике. Экономику же восточных стран в это время отличали техническая отсталость, низкая производительность труда, крайне медленное применение технических новшеств. Повсеместно наблюдался упадок естественных и технических наук.

В исторической науке до сих пор нет единого мнения о причинах отставания восточных стран в Новое время. Вместе с тем можно выделить несколько причин такого отставания.

Одной из причин явились многочисленные войны, набеги кочевников, междоусобицы. В совокупности это приводило к разрушению экономики и наносило удар по культуре, что, безусловно, замедлило развитие ряда стран.

Свое влияние на развитие стран Востока оказывала и природная среда. Благоприятный климат и плодородные почвы позволяли при самой примитивной технике земледелия получать высокие урожаи. Так, в Индии в XVIII в. урожай сам-14 считался не очень большим, тогда как в Англии в конце XIX в. урожай составлял сам-11. К этому следует добавить минимальные потребности крестьян в одежде и жилище, преобладание мясной пищи над растительной. В результате феодалы Востока получали стабильные высокие доходы и не были заинтересованы в повышении эффективности своих хозяйств.

Тормозящее воздействие на развитие восточных стран оказывала и более сильная, чем в Европе, эксплуатация крестьянства. Восточный крестьянин отдавал феодалу 50 — 80% урожая, не имел излишков продукции для продажи на рынке и поэтому стремилея производить все необходимое внутри своего хозяйства. Натуральное хозяйство и узкий внутренний рынок тормозили развитие ремесла. Ремесленники работали в основном на заказ, удовлетворяя запросы феодалов и чиновников, в руках которых сосредоточились основные богатства.

Однако главная причина различия темпов развития Востока и Запада в Новое время заключается в особенностях моделей развития и в типах общества, которые сформировались в каждом из цивилизаци-онных центров.

Рыночная экономика породила соответствующий тип личности — энергичной, творческой, свободной от косности. Политическим эквивалентом рыночной экономики, которая объективно требует свободы частных производителей, стало правовое государство, которое давало необходимый простор для развития инициативы и предприимчивости.

Государственное регулирование экономики возникло в глубокой древности в связи с тем, что на Востоке занятие земледелием требовало проведения орошения, мелиорации, корчевки джунглей. Объединить людей для выполнения этих работ могло только государство и только оно могло следить за поддержанием в рабочем состоянии мелиоративных и оросительных систем. Таким образом, государство становилось необходимым элементом всей экономической системы восточных стран.

Закономерным итогом государственного регулирования стало создание на Востоке мощного деспотического государства. Власть восточных правителей была абсолютной и поддерживалась главным образом с помощью силы и страха. Например, в Китае уголовный кодекс насчитывал 2759 преступлений, из которых более тысячи карались смертью. В Османской империи при Сулеймане Великолепном ко двору ежедневно доставляли 40 — 50 голов казненных. Публичные казни и изощренные пытки стали нормой жизни всех восточных стран.

Преимуществом государственного способа производства стала относительная стабильность, сохранение определенного уровня благосостояния людей, тогда как рыночная экономика развивается стихийно, усиливает социальную дифференциацию населения и создает больше условий для социальных потрясений. Преимуществом государственного регулирования является возможность объединения усилий тысяч людей для решения крупных задач, стоящих перед обществом.

Однако недостатком государственного регулирования являются застойность, техническое отставание экономики и ее экстенсивное развитие. Бюрократия восточных стран крайне неохотно шла на перемены, потому что, во-первых, имела гарантированный источник доходов в виде жалованья, во-вторых, опасалась нарушить внутреннюю стабильность в обществе.

Итогом стал технический застой, хотя ранее именно Восток дал миру целый ряд изобретений. Так, в Китае XVII — XVIII вв. технические новшества считались бесполезными, изготовлялись в единичных экземплярах и не применялись в производстве. В XVI — XVIII вв. повсеместно на Востоке наблюдался упадок естественных и технических наук, которые в то же время бурно развивались на Западе.

При этом на Востоке существовала частная собственность ремесленников, торговцев, ростовщиков. Однако бюрократия установила строгий контроль над частной инициативой и смотрела на предпринимателей как на жуликов и в целом бесполезный слой общества. Это было связано с тем, что предприниматели являлись носителями принципиально иных ценностей, которые не вписывались в установленные государством рамки и создавали потенциальную угрозу всевластию бюрократии.

Именно поэтому в восточных государствах власть внимательно следила за частными предпринимателями и не допускала их чрезмерного усиления и обогащения. Это достигалось с помощью налогов, разного рода запретов, а часто и просто путем казни с конфискацией имущества в казну. Таким образом, проявление инициативы на Востоке создавало угрозу не только имуществу, но и жизни собственника. С помощью репрессий восточное государство сумело надолго затормозить развитие объективных общественных законов и не допустить появления новых, частнособственнических отношений.

Эта специфика внутреннего устройства восточного общества привела к возникновению соответствующего типа личности — инертной, косной, вороватой, пресмыкающейся перед властью и одновременно авторитарной по отношению к тем, кто стоял ниже на общественной лестнице.

В результате на Востоке сформировался своеобразный тип общества, получивший название традиционного. Разумеется, любое общество имеет традиции. Однако на Западе они охватывали в основном сферу культуры и в гораздо меньшей степени распространялись на социально-экономическую сферу. На Востоке же традиция, усиленная авторитетом государства, становилась регулятором всех сторон жизни людей. Каждое новое поколение как бы воспроизводило нормы и правила жизни своих предшественников и не пыталось пересмотреть их, отбросив то, что уже устарело.

Таким образом, главной причиной отставания стран Востока в Новое время стал тот тип общества, который на протяжении столетий определял жизнь народов восточных стран. Традиционное общество могло достаточно эффективно функционировать до тех пор, пока в основе экономики лежало сельское хозяйство. Однако оно было малопригодным в условиях Нового времени, когда развитие цивилизации все больше начинало зависеть от промышленности. Это экономическое отставание Востока неизбежно распространялось и на военно-политическую сферу, делая восточные страны все более беззащитными перед лицом колонизаторов.

Именно в это время был приручен огонь, изобретено колесо, возникло земледелие, сформировались первые государства, появилась письменность и было сделано множество других изобретений, позволивших создать цивилизацию (это как?).

В поле

Давайте вместе попробуем понять, что такое традиционное общество, каковы его признаки, особенности и отличия от современного социума (что это?).

Традиционное общество — это.

Традиционное общество — это общество, жизнь которого жестко регламентируется традициями и обычаями, закрепленными в социальных нормах (это что?).

Подобная организация призвана сохранить ранее сформировавшиеся социокультурные устои и не приемлет быстрых и качественных изменений. Развитие цивилизации идет очень медленно, эволюционно, так как в нем отсутствуют условия, которые обеспечивают быстрый прогресс (это как?).

Такой социум выступает самым ранним этапом в триаде традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.

Традиционное общество принято иначе называть аграрным или доиндустриальным. Действительно, в нем развито сельскохозяйственное производство, которое доминирует в структуре экономики.

Вол

Распределение прибавочного продукта происходит не в рамках привычного нам рыночного обмена, а в соответствии со статусом человека, поэтому египетский фараон получал гораздо больше зерна, нежели производящие его крестьяне.

Признаки и черты традиционного общества

Для ранних стадий развития человечества характерен низкий уровень социальной мобильности, не позволявший людям менять социальные статусы (это как?).

В Индии, например, переходы между кастами (это как?) вообще были исключены, что лишало возможности талантливых людей двигаться вверх по социальной лестнице.

Строгая сословная иерархия (это как?) навязывала жесткую соподчиненность рабов рабовладельцам или зависимых крестьян феодалам. Иерархия существовала даже в рамках одного сословия (что это такое?), вспомним духовенство или вассальные отношения у феодалов (это кто?), где обычный рыцарь, барон и герцог стояли совсем не на одной ступени.

Среди других признаков традиционного общества:

  1. преобладание натурального хозяйства, в котором производство (в основном продукты питания) ориентировано на собственное потребление;
  2. преобладание ручного труда;
  3. основным фактором производства выступает земля;
  4. отсутствие частнособственнических отношений, имущество принадлежит государству или находится в распоряжении общины;
  5. значительная роль родоплеменных религий и церкви. Более подробно о значении религиозного фактора в жизни традиционного общества можно узнать здесь:
    " alt="">
  6. доминирование внеэкономических способов принуждения (рабство, феодальная зависимость);
  7. в политической сфере отсутствие плюрализма (это как?) и склонность к авторитаризму (это как?), который необходим для сохранения традиций;
  8. преобладание коллективизма над индивидуализмом.

При ответе на вопрос что такое традиционное общество нужно знать, что в нем очень сильны родственные связи и фактически не выражены деловые.

В течение всей жизни люди привязаны к одному месту и практически никогда его не покидали. Поездки на 30-50 км для крестьян воспринимались так, как путешествия на другой конец планеты современными людьми.

Скот

Традиционное и индустриальное общество имеют тесную связь, так как второе пришло на смену первому в результате процесса модернизации (это как?), затронувшего все сферы общественной жизни. Но случилось это довольно поздно по меркам развития человечества - только в Новое время.

Особенности менталитета людей традиционного общества

Согласно концепции (это как?) первобытного мышления Л.Леви-Брюля, традиционное общество — это социум, в котором доминируют коллективные представления. Они передаются между поколениями и не зависят от конкретного индивида.

По мнению ученого, первостепенное значение имеют коллективные чувства и ощущения, нежели интеллектуальная деятельность представителей социума.

Человек традиционного общества обладает огромной верой в сверхъестественное и возможностью взаимодействия с ним.

Он воспринимает окружающую действительность как неразрывно-целостную и не способную меняться.

В отношениях между людьми преобладают коллективные установки. Индивидуализм отрицается и критикуется, так как может привести к нарушению установленного порядка, поэтому коллективные интересы (государства, общины, клана) всегда доминируют над частными.

В таком обществе формируется мифологическое (это как?) и религиозное мировоззрение.

Оба характеризуются иррациональностью и наличием большого количества догм (что это?), усвоение которых как бы консервировало мышление человека, исключая мысли о чем-то новом.

Люди

Последние рассматривались в качестве угрозы коллективу и категорически отвергались не только микросоциумом, но и на государственном уровне. Вспомним гонения инквизиции (что это?) на еретиков (кто это?).

Примеры традиционных обществ

Примеры традиционного общества многочисленны, так как к нему можно отнести любую цивилизацию, существовавшую до начала промышленной революции.

  1. речные цивилизации Древнего Востока (Египет, Междуречье, Индия, Китай);
  2. военные деспотии (Урарту, Хетты, Ассирия, Персидская держава);
  3. античные цивилизации (Греция, Рим);
  4. средневековые европейские государства (Англия, Франция);
  5. цивилизации доколумбовой Америки (инки, ацтеки, майя) и многие другие.

Несмотря на кажущуюся отсталость и архаичность традиционное общество сыграло важную роль в развитии мировой цивилизации.

Во время его существования были созданы многочисленные изобретения, которыми мы пользуемся и сейчас, заложены основы мировых религий, а также сформированы основные политические институты (государство (это как?), политические элиты, формы правления).

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Общество развивалось, соответственно развивались и общественные отношения, в итоге люди были обречены на отказ от традиционного уклада жизни. Те же плодородные почвы истощались, люди были вынуждены мигрировать, вступать в отношения с другими общинами, таковы законы общественной эволюции.

Критика индивидуализма в традиционном обществе очень эффективно использовалась для управления населением. Гораздо легче заставить человека поступать вопреки собственным интересам, если воспитанием и традициями уже подготовлена почва для послушания. К сожалению, очень часто все это делалось в угоду лидеру общины или клана, а не для процветания всего общества.

Городская жизнь

С точки зрения современного обществознания, существует три основных типа обществ: традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Сегодня мы подробно поговорим о традиционном обществе, его основных признаках, культуре, социальной структуре и экономическом укладе, а также о том, как происходит переход между разными типами обществ.

Что такое традиционное общество?

Традиционное общество – это общество, жизнь которого полностью подчиняется традициям и обычаям, оставленным предыдущими поколениями. Иногда его отождествляют с аграрным обществом, но это не совсем точное отождествление, поскольку основополагающими признаками для них являются разные особенности. При этом основу экономики традиционного общества в большинстве случаев составляет сельское хозяйство, поэтому его можно считать аграрным.

Все человеческие общества, существовавшие вплоть до конца 18 века, принято считать традиционными. Доаграрные общества, обеспечивавшие себя охотой и собирательством, также считаются традиционными, хоть и не являются аграрными.

Для традиционного общества характерны натуральное хозяйство (полное самообеспечение без необходимости вести торговлю с другими странами), высокий уровень религиозности, повсеместное применение ручного труда, жесткая сословная иерархия и практически полное отсутствие социальной мобильности. Отношения людей друг с другом и с социумом основываются преимущественно на коллективной трудовой деятельности, в которой значительную роль играют родственные связи. Характерной особенностью такого общества является господство социума и государства над личностью.

Основным государственным строем традиционного общества является монархия. И даже в обществах, формально являвшихся республиками с выборными органами власти, претендовать на власть всё равно могли только представители знатных родов. Независимо от того, был правитель монархом или избирался каким-либо способом, он, как правило, обладал практически безграничной властью. При этом власть в доиндустриальных обществах ассоциировалась с собственностью, то есть правитель фактически владел страной.

Признаки традиционного общества

Как следует из вышесказанного, традиционное общество – это такое общество, в котором жизнь и все общественные процессы полностью подчинены обычаям и традициям. При этом есть несколько характерных особенностей, которые присутствуют практически всегда, независимо от культурных особенностей.

Основные признаки традиционного общества:

  • Основу экономики составляет аграрное производство. При этом земля, как правило, не рассматривается как собственность.
  • Опыт предшествующих поколений, отражённый в традициях и обычаях, служит основным регулятором общественной и духовной жизни.
  • Экономическая система основана на коллективных и государственных формах собственности. Институт частной собственности развит слабо.
  • Сохраняется общинный образ жизни. Внутри общин присутствует система перераспределения и взаимопомощи.
  • Присутствует жесткая социальная стратификация, и границы между стратами (кастами, сословиями) практически непреодолимы. При этом классовое деление возникло в поздних аграрных обществах, в ранних же наблюдалась преимущественно этническая и клановая дифференциация.
  • Религиозные верования и обряды оказывают значительное влияние на повседневную жизнь. Во всех сферах жизни наблюдается ориентация на прошлое, придание большого значения роли предков.
  • Традиционные общества обычно очень стабильны, и при отсутствии значительных внешних угроз могут веками сохранять свою культуру, религию, обычаи и уровень технического развития.
  • Практически для всех традиционных обществ характерен авторитарный государственный строй. Жесткая власть, связанная с религией, является одним из ключевых факторов сохранения устоявшихся традиций.
  • Экономика подчинена государству. Это позволяет пресечь социальную мобильность и избежать самовольного перераспределения богатств.

Социальная структура традиционного общества

Чтобы лучше понять, что такое традиционное общество, нужно разобраться, как устроена его социальная структура. Основная её особенность заключается в том, что каждый человек привязан к системе перераспределения, которая распределяет блага между членами данного общества. Существует некая иерархия, учитывающая происхождение человека и его социальный статус. И в соответствии с этой системой происходит распределение материальных благ, начиная с самого верха и вниз – по ветвям этой иерархии.

Индивидуализм в традиционном обществе не приветствуется. Существующие нормы морали основываются на коллективистских установках, и любое открытое проявление индивидуальной свободы может восприниматься как угроза для общественного порядка. Приоритет коллективных интересов над частными является характерной особенностью традиционных обществ. Кроме того, обычно присутствует приоритет интересов иерархических структур, и ценность человека определяется его положением в иерархии (клановой, сословной, чиновничьей).

Экономический уклад традиционного общества

Поскольку традиционное общество обычно обеспечивает себя за счёт сельского хозяйства, оно считается аграрным. Люди занимаются земледелием и скотоводством, используя ручной труд и тягловую силу животных. Такие виды деятельности подразумевают длительное нахождение на одном месте, поэтому аграрные общества, в отличие от доаграрных, обычно основывают постоянные поселения.

Культура традиционного общества

Религиозно-мистические представления об окружающей действительности преобладают и в индивидуальном, и в общественном сознании. Основным способом распространения информации являются слухи. Уровень грамотности населения, как правило, незначительный. При этом все люди имеют представление об обычаях и традициях, но не имеют возможности самостоятельно выбирать духовные, культурные и моральные ценности.

Ещё одна характерная культурная особенность традиционных обществ заключается в том, что система ценностей имеет иерархическую структуру. В культурах с монотеистическими религиями высшей ценностью является верховное божество, от имени которого людям преподносятся основные правила поведения. Бог позиционируется как основной источник нравственности, справедливости и добродетели. Другой важной ценностью является аскеза – отказ от земных благ ради обретения небесных (или ради духовного просветления).

Переход к индустриальному обществу

Индустриальная революция позволила резко увеличить производительность труда. В связи с этим основная часть населения была задействована в промышленном производстве, что повлекло за собой урбанизацию – процесс роста городов и увеличения их значимости. Это привело также и к смене ценностных ориентиров. На смену коллективистским взглядам пришла система ценностей, основанная на стремлении к индивидуальному успеху.

Очевидно, что индустриальная революция произошла не мгновенно. Даже в передовых европейских странах данный процесс растянулся на десятилетия. А в некоторых обществах он продолжается и сегодня.

Индустриализация имела как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным относятся резкое увеличение производства, общее повышение качества жизни, научно-технический прогресс, всеобщая грамотность, демократизация. Негативные последствия заключаются, в частности, в том, что непосредственно во время индустриализации разорилось большое количество крестьян и ремесленников, не сумевших своевременно приспособиться к новым условиям.

Заключение

Традиционное общество – это форма, в которой человечество существовало на протяжении практически всей своей истории. Переход к индустриальному обществу произошёл чуть больше двух столетий назад, а переход к постиндустриальному обществу происходит прямо сейчас. Несмотря на то, что традиционное общество является устаревшим явлением, полезно знать, что оно собой представляет, чтобы иметь возможность проводить параллели с некоторыми особенностями современного общества.

Для традиционных обществ Востока характерно то, что верховным собственником земель являлось государство. Главным занятием для населения в условиях традиционного общества оставалось сельское хозяйство. Государства Востока устанавливали правила жизни всех сословий и строго следили за их соблюдением. Государства регулировали хозяйственную жизнь, города не имели самостоятельности. Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость. Религии определяли духовную и повседневную жизнь общества, своеобразие взглядов на мир и на человека.

Читайте также: