Бухучет в германии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Немецкая форма учета создана бухгалтерами, которые ранее работали в бюджетных организациях, а затем перешли на работу в коммерческие фирмы. Как специалисты в области учета сметы доходов и расходов они усвоили одну мысль: учет кассовых операций – причина учета всех других операций. В бюджетном (тогда говорили – камеральном) учете факты хозяйственной жизни фиксировались в денежной оценке и только по кассе. Например, купили дом. Покупка дома – это кредит кассы. Дебета не было, ибо дом приходовался как дом, и его стоимость могла определяться по текущей рыночной цене, и никого не интересовало, сколько когда-то за дом было заплачено.

С переходом к коммерческому счетоводству появился дебет, в приведенном примере дебет – это покупная стоимость дома. Так родились два информационных потока: кассовый и прочих операций. Форма учета получает структуру, приведенную на рис. 4.1.

При рассмотрении этой формы следует сосредоточить внимание не только на ее структуре, но и на отличии её от новой итальянской формы. Немецкую структуру описал бухгалтер Ф. Гельвиг (1774 г.).

Учет начинается с первичных документов. А далее весь поток документированных фактов хозяйственной жизни (см. рис. 4.1, запись 1) разбивается на два русла: денежные (кассовые) и неденежные. Первый поток фиксируется в Кассовой книге (блок1), второй – в Мемориале (блок 2). Такое деление сразу же позволяет взять под контроль движение денежных средств. И в этом случае обороты Кассовой книги делают ненужным отчет о движении денежных средств. Из Мемориала делались записи (запись 2) в регистры аналитического учета (блок 3), по которым (запись 3) составлялись оборотные ведомости по аналитическим счетам (блок 4).

Далее сведения из Кассовой книги (см. рис. 4.1, запись 4) и Мемориала (запись 5) периодически переносятся в Журнал (блок 5). И тут действует принцип накопительной ведомости: проводки делаются не по каждой операции, а предварительно группируются в Журнале, и корреспонденция счетов устанавливается за весь отчетный период. При этом возможны два варианта записей: северо-германский и южно-германский. В первом случае возникает сборная корреспонденция, которая позволяет отразить итоги по всем дебетуемым и кредитуемым счетам, но корреспонденция каждого отдельного счета с другими счетами исчезает. Во втором случае создаются сложные проводки, когда к каждому дебетуемому счету открываются кредитуемые с ним счета и к каждому кредитуемому – дебетуемые с ним счета. Во всех случаях проводки составляются один раз за весь отчетный период.

Итоги оборотов, показанные в Журнале, переносятся (см. рис. 4.1, запись 6) в Главную книгу (блок 6), которая содержит в разрезе каждого счета только сальдо входящие, итог оборотов и сальдо конечное. Оборотная ведомость в этом случае становится ненужной. По данным Главной книги прямо (запись 8) составляются Баланс (блок 7) и Отчет о прибылях и убытках (блок 8).

В нашей стране немецкая форма счетоводства в ее южно-германском варианте всегда была самой распространенной. С начала 30-х гг. XX в. она трансформировалась в мемориально-ордерную форму счетоводства, которая в отдельных предприятиях дожила до наших дней.

Итак, первая половина XX в. продемонстрировала торжество немецкой бухгалтерской школы. Именно в ее рамках возникло такое направление как балансоведение, получил развитие экономический анализ, были предложены различные процедурные подходы к реализации множества учетных задач, созданы децимальные планы счетов, сформулированы положения о калькуляции себестоимости, о централизации и децентрализации учета, и, что особенно важно, были предложены достаточно эффективные приемы трансформации учетных показателей в условиях падающей валюты (инфляции).

Бухгалтерский учет в современной Германии, как и ранее, ориентирован, прежде всего, на четкое соблюдение норм принятого законодательства.


Государство создает определенные общепринятые условия хозяйствования, которые обязательны для всех хозяйствующих субъектов и должны строго соблюдаться. Бизнес имеет тесные связи с банками, которые являются основными пользователями бухгалтерской отчетности, удовлетворяют финансовые запросы компаний. С помощью собственных аудиторских фирм банки устанавливают каноны предоставления финансовой информации. В качестве регуляторов, формирующих учетные стандарты и процедуры, традиционно выступают центральные власти государства.

Среди западных учетных систем бухгалтерский учет Германии выделяется тесной взаимосвязью коммерческого и налогового учета, значительным проявлением формализма и консерватизма, который уходит своими корнями в 30-е годы двадцатого столетия. Национал-социалисты, находившиеся в то время у власти были крайне заинтересованы в единообразии и точности сформулированных норм ведения бухгалтерского учета, что

облегчало общенациональный контроль за экономическими ресурсами страны. Такие давние традиции непосредственного участия централизованных властей в формировании бухгалтерских норм и законов объясняют наличие двух особенностей развития немецкой бухгалтерской практики:

1) активного государственного вмешательства в экономическую деятельность компаний;

2) сильных традиций антииндивидуализма.

С 1931 г. главной организацией бухгалтерского сообщества в Германии является Институт присяжных аудиторов. Он занимается разработкой рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и подготовке отчетности. Официальным контролирующим органом при Министерстве экономики является аудиторская палата, а решение спорных методологических вопросов предоставляется Верховному Налоговому суду.

Закон об акционерных корпорациях, принятый в 1937 г. был единственным нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет. В 1985 г., после принятия Германией четвертой, седьмой и восьмой директив Европейского Союза (ЕС), правила подготовки и публикации бухгалтерской отчетности претерпели значительные изменения. Кроме того, вступил в действие закон о директивах по бухгалтерскому учету, были внесены коррективы в Коммерческий (Торговый) кодекс, введены в действие законы, регулирующие деятельность предприятий различных форм собственности.

В 1998 г. в связи с принятием новых директив ЕС вводятся законы, касающиеся правил внедрения акционерными компаниями системы управления рисками и отражения последних в ежегодной отчетности, а также законодательно закрепляется право выбора принципов учета, немецких, международных (IAS) или американских (GAAP), компаниями, акции которых котируются на бирже.

В соответствии с немецким хозяйственным правом бухгалтерский учет рассматривается как:

· информация для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах и доходах;

· доказательство при судебных разбирательствах;

· отчет управляющих капиталом перед инвесторами;

· основа для определения налогов и финансового управления организациями;

информация о кредитоспособности заемщиков и использовании кредитов.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

В Германии существуют две основные формы бухгалтерского учёта: двойная система (Bilanzierung) и простая система (Einnahmen-Überschuss-Rechnung). Двойная система подразумевает дублированное исчисление прибыли:

  • с одной стороны путём составления баланса (Bilanz), т. е. противопоставление имущества предприятия источникам его финансирования,
  • с другой стороны путём составления расчёта прибыли и убытков (GuV – Gewinn- und Verlustrechnung), т. е. сопоставление доходов и расходов предприятия по принципу причин и момента их возникновения.

Простая система бухучёта является облегчённой формой двойной системы и заключается в механическом сложении всех входящих и выходящих платежей, связанных с деятельностью предприятия, независимо от причин их возникновения. Как в двойной, так и в простой системе бухучёта в конце года прибыль предприятия уменьшается на сумму годового износа основных средств предприятия (амортизационные отчисления).

Такие правовые формы как общество с ограниченной ответственностью (GmbH) или акционерное общество (AG), внесённые в торговый регистр, обязаны соблюдать двойную систему бухгалтерского учёта. Частные предприниматели без образования юридического лица и представители свободных профессий (например, врачи, инженера, деятели искусства, IT-специалисты, переводчики и т.п.) имеют право на ведение простой системы бухучёта. Частные предприниматели, годовой оборот которых два года подряд превысил 500.000 евро и годовая прибыль которых два года подряд привысила 50.000 евро также обязаны соблюдать двойную систему бухучёта.

Для правильной организации бухгалтерского учёта начинающему предпринимателю прежде всего необходимо открыть фирменный счёт в банке и завести кассовую книгу для учёта наличных платежей (для ГмбХ обязательно, для частных предпринимателей – по желанию). Каждая бухгалтерская запись (проводка) в журнале предприятия связана с определённой хозяйственной операцией, которая должна быть обязательно документирована на случай налоговой проверки. К основным документам, подтверждающим реальное осуществление хозяйственной операции (платеж, денежное поступление и пр.) относятся выставленные и полученные счета, квитанции, расписки, кассовые чеки, накладные и выписки из банковского счёта. Все квитанции собираются в одну папку и хронологически нумерируются по порядку. Стандартный срок хранения документов составляет 10 лет. Отсутствие соответствующих документов, подтверждающих ту или иную бухгалтерскую проводку, считается грубейшим нарушением правил ведения бухгалтерского учёта.

Одним из спорных вопросов, часто возникающем при налоговой проверке, является вопрос использования транспортных средств для нужд предприятия. Существует ряд предписаний, которые необходимо соблюдать в случае, если вы используете ваш автомобиль одновременно и для предприятия и в своих личных целях. Мы рекомендуем в данной ситуации преобрести путевую книгу (Fahrtenbuch) и прилежно вести её по крайней мере до того момента, пока вы не проясните вопрос необходимости её ведения со специалистом.

Если вы намереваетесь работать с персоналом, то возникает необходимость ежемесячного расчёта заработной платы, подоходного налога и взносов на социальное страхование для каждого работника. Следует различать работу с оплатой менее 400 € в месяц или менее 50 дней в году (освобождение работника от подоходного налога и социальных отчислений), работу с оплатой более 400 € но менее 800 € в месяц (пониженная ставка социальных отчислений для работника) и работу с оплатой выше 800 € в месяц (полное налогообложение и полные социальные отчисления).

Отчёт о подоходном налоге работников должен быть предоставлен в налоговую инспекцию (Finanzamt) до 10 числа следующего месяца и только в электронной форме. Отчёт о социальных отчислениях в больничую кассу (Krankenkasse) должен быть предоставлен не позднее чем за 3 рабочих дня текущего отчётного месяца и с 01.01.2006 тоже только в электронной форме. Для правильного расчёта заработной платы необходимо при начальной регистрации работника в электронной системе начисления зарплаты правильно перенести его данные с карты подоходного налога (Lohnsteuerkarte) и с паспорта социального страхования (Sozialversicherungsausweis).

При выборе вашего бухгалтера необязательно ориентироваться на место его нахождения. На сегодняшний день средства коммуникации достигли такого уровня развития, что услуги могут буть оказаны из любой точки Германии без какого-либо ограничения. Всё, что от требуется от Вас – это своевременная пересылка бухгалтеру всех собранных за отчётный период квитанций. Первые два года предпринимательской деятельности отчёты по налогу на добавленную стоимость (Umsatzsteuer) должны составляться ежемесячно (следовательно, пересылка необходима 1 раз в месяц), по истечении двух лет частота отчётов устанавливается налоговой инспекцией (Finanzamt) по результатам работы за первые два года в зависимости от объёмов оборотов предприятия (ежемесячно или поквартально).

Запись опубликована в рубрике Бизнес. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Все правила, регулирующие вопросы ведения учета и составления финансовой отчетности в Германии, содержатся в так называемом Торговом кодексе Германии (HGB: Handelsgesetzbuch). Вопросы изменения этого закона находятся в ведении немецкого Министерства юстиции. Необходимо отметить, что Торговый кодекс содержит полный объем требований, предъявляемых к индивидуальной финансовой отчетности, и основные требования, предъявляемые к консолидированной финансовой отчетности. Разработка дополнений и пояснений к основным правилам составления консолидированной отчетности, рекомендаций и создание новых, а также изменение старых стандартов – это прерогатива Немецкого комитета по стандартам финансовой отчетности (DRSC) (см. рисунок).

Особенности учета

В Торговом кодексе (далее – ТК) устанавливаются минимальные требования по ведению учета и составлению финансовой отчетности для всех компаний, осуществляющих коммерческую деятельность, возможные исключения из правил для юридических лиц, не превышающих определенных размеров деятельности (малый и средний бизнес), основные требования к консолидированной отчетности. Причем эти требования различаются в зависимости от величины предприятий, которые делятся на малые, средние и крупные.

Стандарты, разрабатываемые Немецким комитетом по стандартам финансовой отчетности, регулируют все вопросы консолидированной отчетности, не рассматриваемые в ТК. Как правило, эти стандарты касаются консолидированной финансовой отчетности, дополняют и детализируют требования ТК.

Комитет разработал следующие стандарты по консолидированной отчетности:
· отчет о движении денежных средств;
· сегментная отчетность;
· приобретение дочерних компаний;
· промежуточная отчетность;
· чистые активы и результат деятельности в консолидированной отчетности;
· раскрытие рисков в отчетности;
· отражение зависимых компаний в консолидированной отчетности;
· отражение совместных предприятий в консолидированной отчетности;
· отсроченные налоги;
· связанные стороны;
· нематериальные активы;
· пересчет валюты.

Классификация юридических лиц на малые, средние и крупные. Особенности составления отчетности

Требования к финансовой отчетности в Германии различаются в зависимости от величины предприятия.

Малыми считаются юридические лица, если:
· сумма валюты баланса (без учета накопленных убытков) составляет менее 4015 тыс. евро;
· сумма выручки за год не превышает 8030 тыс. евро;
· среднесписочная численность сотрудников за год не превышает 50 человек.

Средними считаются компании, если:
· сумма валюты баланса (без учета накопленных убытков) составляет менее 16 060 тыс. евро;
· сумма выручки за год не превышает 31 120 тыс. евро;
· среднесписочная численность сотрудников за год не превышает 250 человек.

Крупными являются компании, показатели которых превышают соответствующие показатели малых и средних компаний.

Малые предприятия могут публиковать отчетность в сокращенном виде, а также освобождаются от ряда общих требований относительно состава и глубины детализации финансовой отчетности, в частности от составления пояснительной записки. Так, они могут не формировать отчет о движении основных средств, отчет о движении денежных


Рисунок. Функции Немецкого комитета по стандартам финансовой отчетности

Немецкий комитет по стандартам финансовой отчетности (Deutsches Rechnungslegungs Standards Committee, DRSC, или German Accouting Standards Committee, GASC) - это независимая профессиональная организация, финансирующаяся за счет взносов ее членов, публикаций, спонсорских средств, предоставления лицензионных прав и т. д. Ее членами могут быть физические и юридические лица, имеющие соответствующий опыт и квалификацию: бухгалтеры, аудиторы, налоговые консультанты, адвокаты и соответствующие организации, которые способны обеспечивать выполнение задач Комитета. В состав Комитета входят: правление, Совет по разработке стандартов и Комитет по интерпретациям.

средств и отчет об основных результатах и перспективах деятельности, а также не перечислять крупных дебиторов и кредиторов.

Компания, имеющая дочерние и зависимые компании, в общем случае должна составлять консолидированную финансовую отчетность. Однако материнская компания освобождается от составления консолидированной отчетности, если:

· сводная сумма валюты баланса (без учета накопленных убытков) составляет менее 19 272 тыс. евро;

· сумма выручки за год не превышает 38 544 тыс. евро;

· среднесписочная численность сотрудников за год не превышает 250 человек.

Обязательные документы в учете, ведение журналов, структура плана счетов

В Германии не существует общего плана счетов, нет четких предписаний относительно вида и структуры журналов хозяйственных операций, бухгалтерских книг и т. д. Каждая компания может определять состав, содержание плана счетов, журналов и аналитики исходя из своих конкретных потребностей. Однако существует ряд промышленных стандартов, образцов планов счетов и прочих норм, которыми предприятия пользуются для организации своего учета. Структура отчетности материнской компании также оказывает влияние на отчетность, учет, план счетов и аналитику дочерних компаний. Кроме того, часто программное обеспечение систем учета, используемое материнской компанией, распространяется и на дочерние компании, которые применяют и план счетов, и единую учетную политику, и аналитику, принятую в холдинге.

Представление собственного капитала и прибыли. Особенности учета доходов и расходов

Основные принципы учета в Германии, то есть правила признания, оценки и отражения фактов хозяйственной деятельности, достаточно близки к российским. Однако есть и небольшие отличия. Так, в Германии допустимым является использование двух методов составления отчета о прибылях и убытках: метода полных затрат по элементам затрат (Gesamtkostenverfahren) и метода функциональных затрат по статьям калькуляции (Umsatzkostenverfahrеn).

Раздел собственного капитала в пассивах баланса в основном соответствует привычной для отечественных бухгалтеров форме, за исключением специальных статей, в которых может отражаться прибыль, полученная при выбытии определенных активов, но необлагаемая налогом и поэтому невклю-ченная в отчет о прибылях и убытках. Цель данных статей – показать, что определенная часть прибыли не отражается в прибыли текущего периода, а возникает раньше в связи с ростом рыночной стоимости активов, вне сферы влияния руководства компании. Однако такая прибыль должна быть реинвестирована в активы компании.

Особенности составления периодической финансовой отчетности

В Германии нет официального требования составления промежуточной отчетности. Другими словами, теоретически компания обязана составлять отчетность лишь один раз в год. Однако на практике такое возможно нечасто, так как существуют требования бирж, акционеров, владельцев и банков о представлении отчетности не раз в год, а чаще, причем во все более короткие сроки. Поэтому Комитет по стандартам финансовой отчетности Германии недавно выпустил специальный стандарт по составлению промежуточной отчетности, ограничивающий такие требования.

Специфика отражения отдельных хозяйственных операций в учете

Особенности учета валютных и финансовых операций

Валютные операции учитывается по курсу на дату осуществления сделок, а курсовая разница, возникающая в момент платежа, учитывается в прибыли или убытке текущего периода. Учет инфляции немцам незнаком, поскольку в Германии темпы инфляции низкие. Он играет роль лишь в случае составления консолидированной отчетности, если дочерняя компания расположена в стране с гиперинфляцией.

Особенности учета основных средств компании. Методы оценки и переоценки ОС

Основные средства отражаются в отчетности по стоимости приобретения за вычетом накопленной амортизации. Переоценка основных средств обычно не производится, а альтернативного принципа учета, как по МСФО, нет. При долгосрочном падении рыночной стоимости основных средств ниже их остаточной стоимости обязательна уценка до уровня рыночной стоимости. При последующем повышении рыночной стоимости в определенных условиях возможна переоценка основных средств в рамках ранее произведенной уценки (то есть не выше изначальной остаточной стоимости с учетом расчетной амортизации за период произведенной уценки).

Большинство предприятий при составлении финансовой отчетности пользуются налоговыми нормами амортизации для упрощения составления финансовой и налоговой отчетности. Однако следует отметить, что налоговые нормы амортизации очень близки к реальным нормам и регулярно пересматриваются.

Годовой отчет. Штрафные санкции по отчетности

Годовая финансовая отчетность состоит из баланса, отчета о прибылях и убытках, пояснительной записки и отчета руководства о состоянии компании и перспективах ее развития. Последний представляет собой описание руководством предприятия основных фактов (внешних и внутренних), влияющих на развитие компании в отчетном периоде, а также раскрытие оценки перспектив развития в обозримом будущем. Данный отчет дополняет финансовую отчетность и должен предоставлять ее пользователям дополнительную к чисто финансовой информацию о наиболее вероятном развитии компании в ближайшее время.

Годовой финансовый отчет должен составляться до конца 5-го месяца года, следующего за отчетным, и публиковаться до конца 12-го месяца. Налоговую декларацию следует представлять до конца 9-го месяца, следующего за отчетным периодом.

Годовая отчетность всех компаний, за исключением малых, подлежит аудиту независимыми аудиторами.

Штрафные санкции за нарушения, связанные с составлением и представлением финансовой отчетности, различные – начиная от административных штрафов за непубликацию или опоздание с публикацией отчетности до 5 тыс. евро вплоть до лишения свободы сроком до трех лет и крупных денежных штрафов в случае искажения отчетности должностными лицами компании или ее аудиторами.

Специальные ограничения, накладываемые законодательством Германии на деятельность компаний

В Германии основой для определения дивидендов, выплачиваемых акционерам, и расчета налогов может служить только отчетность, составленная по национальным стандартам. Поэтому дочерние компании – резиденты Германии, отчетность которых консолидируется по МСФО или иным национальным стандартам на уровне материнской компании, все равно обязаны составлять финансовую отчетность по немецким стандартам (HGB). Исключением может быть случай, когда все акционеры дают согласие на то, чтобы компания не представляла индивидуальную финансовую отчетность по национальным немецким стандартам. Такое согласие должно даваться ежегодно, о чем необходимо указывать в консолидированной отчетности материнской компании. На практике подобные ситуации фактически отсутствуют.

Компании в Германии теоретически имеют право выбора, какую индивидуальную финансовую отчетность публиковать – составленную по национальным стандартам или по МСФО. Однако на практике большинство компаний, не котируемых на биржах, составляют отчетность по немецким стандартам, поскольку основой для выплаты дивидендов и для налогообложения является финансовая отчетность по немецким стандартам, а МСФО достаточно сложны.

Как уже отмечалось, финансовая отчетность по национальным немецким стандартам является основой для расчета налогов, в частности налога на прибыль. Он исчисляется на основе показателей финансовой отчетности путем исключения невычитаемых расходов и необлагаемых доходов и включения определенных доходов и расходов, не учтенных в финансовой отчетности. Часть налогов, как, например, налог на имущество, имеют свои методы расчета и могут не основываться на показателях финансовой отчетности. Однако базовый принцип заключается в том, что финансовая отчетность является основой для расчета налогов. Более того, существует принцип двойной определенности, согласно которому определенные налоговые льготы можно использовать, только если данные методы применяются также в финансовой отчетности. Например, ускоренная амортизация основных средств признается в налоговой отчетности только тогда, когда она применяется и в финансовой отчетности.

Причина такого подхода в том, что индивидуальная финансовая отчетность составляется в основном средним и малым бизнесом. Здесь же речь идет именно о том, чтобы уменьшить нагрузку таких компаний и позволить им по возможности составлять единый пакет отчетности либо ограничить необходимые поправки до разумного минимума.

Германия и МСФО

Пока еще рано говорить о том, что европейские страны перешли на составление отчетности по МСФО. Однако процесс сближения национальной отчетности с МСФО развивается. Так, немецкое правительство пообещало освободить компании, составляющие отчетность по МСФО, от подготовки отчетности по национальным стандартам. Но в настоящее время компании освобождаются лишь от публикации отчетности по немецким стандартам (но составлять ее обязаны) в случае публикации отчетности по МСФО.

Очевидно, что в будущем круг компаний, обязанных составлять отчетность по МСФО, будет расширяться, но пока получается, что только часть всех компаний, подготавливающих финансовую отчетность для акционеров, кредиторов и иных пользователей, делает это в соответствии с МСФО. На это указывает и статистика: отчетность по МСФО в Германии составляют 1300–1400 котируемых, в большинстве своем крупных компаний.

Система учета и отчетности в Германии является объектом постоянных дискуссий. Их острота объясняется как раз тем фактом, что финансовая отчетность немецких предприятий находится в постоянном противоборстве интересов составления отчетности по международным стандартам, с одной стороны, и налоговой отчетности – с другой. Можно выделить следующие основные направления дискуссии в немецком профессиональном сообществе:

Согласно общему мнению в Германии, составление финансовой отчетности по МСФО в нынешнем виде для малого и среднего бизнеса не эффективно и не нужно. Поэтому участию в обсуждении нового проекта стандарта МСФО для мелкого и среднего бизнеса уделяется особое внимание.

2. Требования к ведению бухгалтерского учёта в Германии

2. Требования к ведению бухгалтерского учёта в Германии

В соответствии с немецким хозяйственным правом бухгалтерский учёт рассматривается как:
• информация для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах, доходах;
• доказательство в случае судебного разбирательства;
• отчёт управляющих капиталом перед инвесторами;
• основа для определения налога и финансового управления;
• информация о кредитоспособности и использовании кредитов. Исходя из этого, следуют задачи бухгалтерского учёта:
• охватить все без исключения изменения стоимости имущества и задолженности и установить актуальное состояние этой стоимости;
• показать прибыли и убытки предприятия в результате хозяйственной деятельности;
• обеспечить калькуляцию цен изделий путём предоставления необходимых данных;
• предоставить необходимые данные для контроля за прохождением хозяйственных процессов на предприятии и для выявления резервов;
• создать основу для точного определения налоговых платежей;
• представить доказательства в случае правовых споров с банками, государственными ведомствами, клиентами, поставщиками или судом;
• служить надёжной основой для других разделов производственного счетоводства (расчёт издержек и выработки, статистика, планирование).
Организация бухгалтерского учёта в Германии включает в себя следующие этапы.
1. Подготовка учётных документов:
• систематизация учётных документов по видам и хозяйственным операциям;
• проверка правильности содержания и сумм;
• нумерация (по порядку);
• предварительная котировка.
2. Бухгалтерская запись:
• указание вида и номера учётного документа;
• внесение пометки о произведённой бухгалтерской записи в учётный документ (штамп), что позволяет отобразить связь между хозяйственными операциями и бухгалтерскими записями.
3. Хранение документов:
• по видам учётных документов;
• в хронологическом порядке (срок хранения - 6 лет).
Для систематизации принятых на предприятии счетов в качестве вспомогательных средств используют номенклатуру и план счетов.
Номенклатура счетов - это типовая система счетов бухгалтерского учёта с едиными обозначениями для конкретных операций, её:
• точное представление всех существующих счетов предприятия;
• сравнимость отдельных затрат и доходов внутри предприятия;
• сравнимость отдельных затрат и доходов с другими предприятиями отрасли;
• сравнимость в международном масштабе (ЕС);
• упрощение и нормализация текстов бухгалтерского учёта с использованием определённых номеров счетов;
• создание основы для применения современных эффективных методов бухгалтерского учёта при помощи электронной обработки данных.
Номенклатуры счетов содержат 10 разделов, пронумерованных цифрами от 0 до 9, которые стоят на первом месте в номерах счетов. Разделы номенклатуры счетов делятся на 10 групп, пронумерованных цифрами от 0 до 9, занимающих второе место в номерах счетов. Группы номенклатуры счетов разделяются на 10 счетов, они занимают третье место в номерах счетов. Счета подразделяются на 10 субсчетов (четвёртое место в номерах счетов).
План счетов выделяет из номенклатуры счетов необходимые счета и субсчета в соответствии со спецификой конкретного предприятия. Планы счетов разных предприятий различаются в зависимости от отраслевой принадлежности, размера, правовой формы и организации производства Данного предприятия. Планы счетов позволяют заменить наименования счетов их номерами.
В Германии выделяют следующие методы ведения бухгалтерского учёта.
Журнально-книжная форма учёта. Запись хозяйственных операций проводится сначала в Мемориальном ордере, затем в Главной книге.
Американский журнал. Соединяет Мемориальный ордер (на левой стороне) и Главную книгу (на правой стороне) в одной многографной книге.
Копиручёт - одновременные записи хозяйственных операций на отдельных листках Мемориального ордера и Главной книги, а также вспомогательных книг ручным способом или с помощью бухгалтерских машин. Мемориальный ордер содержит в большинстве случаев три двойных колонки для счетов поставщиков, заказчиков и предметных счетов. Четырёхколоночная система копиручёта ведёт инвентарные и результатные счета между смежными отчётными периодами (доходы будущих периодов).
Заключительный баланс предшествующего расчётного года является одновременно вступительным балансом нового расчётного года. На его базе создаются активные и пассивные счета. Начальное состояние заносится на счёт.
Каждая бухгалтерская запись должна проводиться только при наличии соответствующего учётного документа. Такими документами являются: счёт, выставляемый поставщиком; исходящий счёт; выписки из банковского счёта.
Каждая хозяйственная операция записывается дважды - сначала в дебет, затем в кредит. При записях указывают корреспондирующий счёт.
К концу расчётного года завершается запись хозяйственных операций, и для каждого счёта определяется сальдо. После сверки конечного сальдо счетов с результатами инвентаризации составляется окончательный баланс, причём конечные сальдо активных счетов заносятся в актив, а конечные сальдо пассивных счетов - в пассив баланса.

Читайте также: