Культура древнего ирана кратко

Обновлено: 02.07.2024

Краткая историческая справка о культуре Древнего Ирана: его происхождение, периоды становления. Изобретение пиктографического письма эламитами. Основные факторы, определяющие терпимость подвластных народов. Распространение зороастризма в Древнем Иране.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.08.2015
Размер файла 55,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кроме того, злые силы породили не только материальное несовершенство мира, но и нравственные пороки и зло, причиняющие страдания людям, голод, болезни, смерть. Для того, чтобы устоять против враждебных сил, человек должен проникнуться благом настолько, чтобы в сердце просто не осталось места для слабости и порока. Сделать это возможно. Хотя человек и сотворен Ахура-Маздой свободным, а потому подвластным силам зла, его единственным предназначением, по замыслу благого бога, является борьба со злыми силами и восстановление мира в его первоначальном совершенном виде. Когда это произойдет, наступит третья эра - Разделение. В мир снизойдет саошьянт - спаситель из рода Заратуштры. Тогда произойдет полное отделение добра от зла с уничтожением последнего. Поскольку зло будет окончательно уничтожено, то эта счастливая эпоха безраздельного господства Ахура-Мазды продлится вечно.

Миру неоднократно возвещали истину пророки - Адам, Енох, Ной, Сим, Авраам. Причем наиболее значительными из них были Заратуштра, Будда и Иисус. Тем не менее, все они адресовали свою пока еще неполную и частичную истину лишь ограниченному кругу людей. Только Мани - последний из небесных посланников - пророк всего последнего поколения людей. По его проповеди, так же, как и в зороастризме, миру свойственен изначальный дуализм добра и зла, света и тьмы, и современный мир является смешением того и другого. Из буддизма Мани заимствовал идеи метемпсихоза и кармы, из гностицизма - учение о пленении частиц света тьмой, о первочеловеке, об освобождении как осознании истины. Манихейство распространилось на огромной территории от Испании до Китая и значительно повлияло на дуалистические ереси Средневековья.

Собственно надпись сопровождается прекрасным рельефом, изображающим описанные события. Дарий I, попирающий ногой лежащего у его ног Гаумату, получает благословение на царство от верховного бога Ахура-Мазды. За спиной Дария изображены его копьеносец Гобрий и лучник Аспатин. За Гауматой изображены связанные одной цепью самозванцы-бунтовщики. Сохранились и другие надписи ахеменидского периода - в Персеполе, Сузах, Накш-и-Рустаме, Египте, Экбатане.

Опора жизни моей!

Кто твою силу похитил?!

Доблестный мой отец!

Кто твою кровь пролил?

Кто Симургу подобного

Коня твоего похитил?

Ты хотел сражаться

Теперь убитым лежишь,

Лишенным дыханья Поэма о сыне Зарера // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С.520-521. .

Стремление к использованию культурных достижений других народов красной нитью проходило через всю художественную культуру Древнего Ирана. Оно легко угадывается и в архитектурных сооружениях, и в рельефах, и в гравировке металлических чаш. Заимствовались не только художественные формы, но и мотивы и образы. Своего царя персы изображали точно так, как рисовали шумеры своего героя Гильгамеша, а именно - поражающим мифологического зверя. Таким же благоприобретенным был и символ бога Ахура-Мазды, о чем уже упоминалось выше. Рельефы, обильно украшавшие стены персидских дворцов в Пасаргадах, Персеполе и Сузах по стилю и технике напоминают рельефы Ассирии и Нового Вавилона. И не секрет, что именно там персы заимствовали способ изготовления кирпичей, облитых цветной глазурью. Величественные колоннады египетских храмов вдохновили зодчих, сооружавших гробницы Дария I, Ксеркса, Артаксеркса II, Дария II. Широкое использование в архитектурных сооружениях лестниц, террас, статуй фантастических животных сближает персидские строения с архитектурой Месопотамии.

По этим же рельефам возможно изучать специфику персидского изобразительного канона, который, сформировавшись к концу IV - началу V в. до н.э., оставался практически неизменным. Это, прежде всего, строжайшая симметрия, повторение одинаковых элементов, ритмичность. Здесь все размеренно, даже монотонно. Сцены повторяются абсолютно зеркально. Так, оба фаса дверных проемов дворца имеют как одинаковые рельефы, так и совершенно идентичные поясняющие надписи к ним. Согласно этим же правилам были выполнены изображения в Пасаргадах, Сузах.

Этому же канону соответствовали и произведения торевтики (чеканки по металлу) и глиптики (резьбы на полудрагоценных и драгоценных камнях), хотя они далеко не отличаются многообразием сюжетов. На кубках, вазах, ритонах, оружии, мы находим сцены, изображающие правителя на охоте, у жертвенника, на войне, в борьбе с чудовищами. Видим на рисунках его вельмож, разнообразных животных. Но и здесь мы находим строгость канона, который делает произведения мастеров из различных областей персидской державы очень и очень похожими.

Возможно, вследствие того, что до нас дошло слишком мало письменных источников, не многое можно сказать о персидской науке. Она, скорее всего, особенно не отличалась от представлений других древнейших народов и была еще теснейшим образом связана с практикой и хозяйством. Совершенно ясно, что особыми достижениями в этой сфере Древний Иран похвастаться не может. Однако, уже в VI веке до н.э. персы пользовались лунным календарем, состоявшим из 12 месяцев по 29-30 дней в каждом. Названия месяцев были связаны с религиозными праздниками или сельскохозяйственными работами: месяц поклонения огню, месяц сбора чеснока и т.п. Лунный год, состоявший из 12 месяцев, оказывался на 11 дней короче солнечного года, а потому каждые три года к году прибавлялся дополнительный тринадцатый месяц. После утверждения зороастризма стал распространяться и зороастрийский календарь, состоявший из 12 месяцев по 30 дней, к которым добавлялись еще 5 дней, что в общей сложности составляло 365 дней в году. Месяцы в нем носили названия в честь божеств зороастризма. Изначально такой календарь использовался только в культовых целях, но в период правления Сасанидов получил статус официального государственного календаря.

Лояльное отношение иранцев к другим культурам предопределило расцвет науки не столько в самой Персии, сколько в подвластных ей странах. Так, в период Ахеменидов успешно развивается египетская, вавилонская медицина, огромных успехов добиваются вавилонские математики и астрономы (тут и решение сложнейших задач по вычислению площадей, и открытие солнечной прецессии, и вычисление лунных фаз, солнечных и лунных затмений). Все это теперь стало достоянием всего персидского государства, объединившего под своей властью многие талантливые народы.

В одном из первых в истории опытов объединения различных народов и создания системы, обеспечивающей их относительно стабильное существование в рамках единого государства, состояло, видимо, величайшее значение культуры Древнего Ирана. Сложная мозаика различных самобытных культур образовала ту синтетическую целостность, которую сегодня называют культурой ахеменидского периода. Социально-культурные традиции Ахеменидов продолжали жить в империи Александра Великого, обеспечив торжество эллинизма на огромных восточных пространствах, в государствах Селевкида, Птолемеев, Сасанидов. И сегодня они продолжают жить там, где мирно сосуществуют различные культуры, взаимно обогащаясь и не уставая перенимать опыт других. В таком обогащении и синтезе родились все великие достижения Древнего Ирана, повлиявшие на развитие мировой культуры. Сегодня так же, как и много столетий назад, человечество восхищается глубиной религиозно-философской мысли Древнего Ирана, находя в современном исламе различия и сходства с манихейства, возвращаясь мыслью к исконному учению Заратуштры при чтении не менее вдохновенных строк Фридриха Ницше. В наши дни, говоря о деспотизме и бюрократии, мы обращаемся к их первым историческим проявлениям в стремлении найти истоки и сущность подобных общественных болезней. Государство Ахеменидов снова и снова предоставляет для изучения свой опыт и свою историю, обогащая уже нас новыми знаниями и пониманием нелегкой науки управления большой империей.

1. Авеста. Пер. И.Стеблина-Каменского. М., 1992.

2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. М., 1988.

3. Брагинский И.С. Иранская литература // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.

4. Геродот. История. Л., 1972.

5. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998.

6. Дабистан-и Мазахиб // Хрестоматия по истории средних веков. Под ред. акад. С.Д. Сказкина. М., 1961.

Зороастризм – это древняя религия, имевшая распространение в странах Средней Азии, Персии и ряде стран Ближнего Востока. Религия берет начало в откровении пророка Заратустры, полученном от бога Ахура Мазды. В основе учения лежит свободный нравственный выбор добрых мыслей, добрых слов и добрых деяний.

Особенности персидской культуры

К моменту выхода на мировую арену иранская цивилизация была сравнительно молодой: иранцы начали использовать письмо совсем незадолго до формирования своей державы. С другой стороны, они использовали все возможности взаимодействия с различными неиндоевропейскими культурами, в среде которых иранцы оказались, и перенимали их достижения. Особого размаха этот процесс культурного синтеза достиг в эпоху существования мировой державы Ахеменидов.

Возведение монументальных дворцовых комплексов в Сузах, Пасаргадах и особенно Персеполе (VI–V века до н. э.) является наиболее ярким проявлением ахеменидской имперской культуры. Новые архитектурные и скульптурные стили органично сочетали разнообразные влияния восточных цивилизаций. В ападану Дария I в Персеполе вели многочисленные лестницы с рельефами, изображающими самого царя, придворных, армии и представителей всех тридцати трех народов, живших империи с особенностями их облика и вида подати.

Ападана – это парадный дворцовый зал.

Зарождение и распространение зороастризма

Более важным и при этом вполне оригинальным достижением иранской культуры остается развитие религиозного учения и мировоззрения зороастризма. Основатель Заратуштра жил в Восточном Иране, в областях общности авестийских ариев, в VII веке до н. э., после крушения этого арийского объединения под ударами кочевников. К этому времени иранцы выделяли два класса богов:

Готовые работы на аналогичную тему

  • ахуры, защитники и строители природного и человеческого космоса;
  • дайвы, сеющие хаос и смерть.

Правда и ложь считались мировыми началами, питательными стихиями, соответственно, добрых и злых божеств. Вероятно, в традиционной иранской религии была и та мысль, что каждая группа богов имеет своего верховного предводителя: ахур возглавлял Ахура-Мазда, дайвов – Анхро-Манью.

Сами иранцы почитали богов обеих групп. Добрых богов, чтобы те даровали добро, злых богов, чтобы те не причинили зла им самим или причинили зло врагам. Против такой практики со своей проповедью выступил Заратуштра. В отличие от многих религиозных реформаторов, он не выводил новых онтологических богооткровенных догм, стремясь не столько поменять картину мира, существовавшую до него, сколько сменить ценностную ориентацию иранцев в рамках этой картины.

Согласно учению Заратуштры, сутью движения Вселенной является противоборство равносильных Ахура-Мазды и Анхро-Манью, то есть доброго и злого мировых начал. Все боль и зло в мире существуют согласно желанию Aнхро-Манью, все жизнь и радости – по воле Ахура-Мазды.

Для людей недостойно почитать, из страха или для сиюминутной выгоды, всеобщих врагов дайвов, стремящихся к хаосу и разрушению. Человек должен занимать свое место в битве Добра и Зла, участвуя в ней добрым словом, добрыми делами и добрыми помыслами – и признавая лишь Ахура-Мазду верховным владыкой, отрекаясь от общения с дайвами; такой человек сможет обеспечить воздаяние себе в загробном мире.

Особенности хозяйственных занятий оседлых авестийских ариев, к которым принадлежал Заратуштра, и разрушительные для них нашествия кочевников сказались на проповеди: занятие земледелием и бережливое отношение к скоту объявлялись добродетелями, а кочевники считались дайвопоклонниками и последователями злого Анхро-Манью.

Хотя последователи традиционного культа оказывали учению Заратуштры сопротивление (сам Заратуштра, по преданию, был убит одним из жрецов старой веры), оно быстро и почти бескровно победило в Иране. Большинство иранских сообществ отказалось от культа дайвов, и отныне Ахура-Мазда почитался как единственный повелитель и верховный бог.

К середине VI века до н. э. зороастризм получил распространение в Мидии, а мидийские жрецы – маги стали его основными носителями на западе Ирана. Около 520 года до н. э. Дарий I сделал зороастризм в ранг государственной религии державы Ахеменидов и уже Бехистунская надпись приписывает все его победы воле бога Ахура-Мазды. Однако при этой адаптации этический компонент зороастризма был сокращен: если основной текст Бехистунской надписи говорит, что Ахура-Мазда поддерживал Дария, так как он был носителем правды, а враги – обманщиками, то приписка к памятнику уже объясняет помощь Ахура-Мазды просто тем, что Дарий поддерживал культ Ахура-Мазды, а враги – нет.

Около 485 года до н. э. Ксеркс запретил в одной из областей империи культ дайвов (это была недавно завоеванная страна, вероятно, индоарийская Акауфака), и составил особую, называемую антидэвовской, надпись об этом. В Иране помимо Ахура-Мазды особо почитались Митра, который считался одним из главнейших его слуг, и покровительница плодородия и повелительница рек Ардвисура-Анахита.

Авеста – это собрание священных текстов зороастризма.

Краткая историческая справка о культуре Древнего Ирана: его происхождение, периоды становления. Изобретение пиктографического письма эламитами. Основные факторы, определяющие терпимость подвластных народов. Распространение зороастризма в Древнем Иране.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.08.2015
Размер файла 55,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кроме того, злые силы породили не только материальное несовершенство мира, но и нравственные пороки и зло, причиняющие страдания людям, голод, болезни, смерть. Для того, чтобы устоять против враждебных сил, человек должен проникнуться благом настолько, чтобы в сердце просто не осталось места для слабости и порока. Сделать это возможно. Хотя человек и сотворен Ахура-Маздой свободным, а потому подвластным силам зла, его единственным предназначением, по замыслу благого бога, является борьба со злыми силами и восстановление мира в его первоначальном совершенном виде. Когда это произойдет, наступит третья эра - Разделение. В мир снизойдет саошьянт - спаситель из рода Заратуштры. Тогда произойдет полное отделение добра от зла с уничтожением последнего. Поскольку зло будет окончательно уничтожено, то эта счастливая эпоха безраздельного господства Ахура-Мазды продлится вечно.

Миру неоднократно возвещали истину пророки - Адам, Енох, Ной, Сим, Авраам. Причем наиболее значительными из них были Заратуштра, Будда и Иисус. Тем не менее, все они адресовали свою пока еще неполную и частичную истину лишь ограниченному кругу людей. Только Мани - последний из небесных посланников - пророк всего последнего поколения людей. По его проповеди, так же, как и в зороастризме, миру свойственен изначальный дуализм добра и зла, света и тьмы, и современный мир является смешением того и другого. Из буддизма Мани заимствовал идеи метемпсихоза и кармы, из гностицизма - учение о пленении частиц света тьмой, о первочеловеке, об освобождении как осознании истины. Манихейство распространилось на огромной территории от Испании до Китая и значительно повлияло на дуалистические ереси Средневековья.

Собственно надпись сопровождается прекрасным рельефом, изображающим описанные события. Дарий I, попирающий ногой лежащего у его ног Гаумату, получает благословение на царство от верховного бога Ахура-Мазды. За спиной Дария изображены его копьеносец Гобрий и лучник Аспатин. За Гауматой изображены связанные одной цепью самозванцы-бунтовщики. Сохранились и другие надписи ахеменидского периода - в Персеполе, Сузах, Накш-и-Рустаме, Египте, Экбатане.

Опора жизни моей!

Кто твою силу похитил?!

Доблестный мой отец!

Кто твою кровь пролил?

Кто Симургу подобного

Коня твоего похитил?

Ты хотел сражаться

Теперь убитым лежишь,

Лишенным дыханья Поэма о сыне Зарера // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С.520-521. .

Стремление к использованию культурных достижений других народов красной нитью проходило через всю художественную культуру Древнего Ирана. Оно легко угадывается и в архитектурных сооружениях, и в рельефах, и в гравировке металлических чаш. Заимствовались не только художественные формы, но и мотивы и образы. Своего царя персы изображали точно так, как рисовали шумеры своего героя Гильгамеша, а именно - поражающим мифологического зверя. Таким же благоприобретенным был и символ бога Ахура-Мазды, о чем уже упоминалось выше. Рельефы, обильно украшавшие стены персидских дворцов в Пасаргадах, Персеполе и Сузах по стилю и технике напоминают рельефы Ассирии и Нового Вавилона. И не секрет, что именно там персы заимствовали способ изготовления кирпичей, облитых цветной глазурью. Величественные колоннады египетских храмов вдохновили зодчих, сооружавших гробницы Дария I, Ксеркса, Артаксеркса II, Дария II. Широкое использование в архитектурных сооружениях лестниц, террас, статуй фантастических животных сближает персидские строения с архитектурой Месопотамии.

По этим же рельефам возможно изучать специфику персидского изобразительного канона, который, сформировавшись к концу IV - началу V в. до н.э., оставался практически неизменным. Это, прежде всего, строжайшая симметрия, повторение одинаковых элементов, ритмичность. Здесь все размеренно, даже монотонно. Сцены повторяются абсолютно зеркально. Так, оба фаса дверных проемов дворца имеют как одинаковые рельефы, так и совершенно идентичные поясняющие надписи к ним. Согласно этим же правилам были выполнены изображения в Пасаргадах, Сузах.

Этому же канону соответствовали и произведения торевтики (чеканки по металлу) и глиптики (резьбы на полудрагоценных и драгоценных камнях), хотя они далеко не отличаются многообразием сюжетов. На кубках, вазах, ритонах, оружии, мы находим сцены, изображающие правителя на охоте, у жертвенника, на войне, в борьбе с чудовищами. Видим на рисунках его вельмож, разнообразных животных. Но и здесь мы находим строгость канона, который делает произведения мастеров из различных областей персидской державы очень и очень похожими.

Возможно, вследствие того, что до нас дошло слишком мало письменных источников, не многое можно сказать о персидской науке. Она, скорее всего, особенно не отличалась от представлений других древнейших народов и была еще теснейшим образом связана с практикой и хозяйством. Совершенно ясно, что особыми достижениями в этой сфере Древний Иран похвастаться не может. Однако, уже в VI веке до н.э. персы пользовались лунным календарем, состоявшим из 12 месяцев по 29-30 дней в каждом. Названия месяцев были связаны с религиозными праздниками или сельскохозяйственными работами: месяц поклонения огню, месяц сбора чеснока и т.п. Лунный год, состоявший из 12 месяцев, оказывался на 11 дней короче солнечного года, а потому каждые три года к году прибавлялся дополнительный тринадцатый месяц. После утверждения зороастризма стал распространяться и зороастрийский календарь, состоявший из 12 месяцев по 30 дней, к которым добавлялись еще 5 дней, что в общей сложности составляло 365 дней в году. Месяцы в нем носили названия в честь божеств зороастризма. Изначально такой календарь использовался только в культовых целях, но в период правления Сасанидов получил статус официального государственного календаря.

Лояльное отношение иранцев к другим культурам предопределило расцвет науки не столько в самой Персии, сколько в подвластных ей странах. Так, в период Ахеменидов успешно развивается египетская, вавилонская медицина, огромных успехов добиваются вавилонские математики и астрономы (тут и решение сложнейших задач по вычислению площадей, и открытие солнечной прецессии, и вычисление лунных фаз, солнечных и лунных затмений). Все это теперь стало достоянием всего персидского государства, объединившего под своей властью многие талантливые народы.

В одном из первых в истории опытов объединения различных народов и создания системы, обеспечивающей их относительно стабильное существование в рамках единого государства, состояло, видимо, величайшее значение культуры Древнего Ирана. Сложная мозаика различных самобытных культур образовала ту синтетическую целостность, которую сегодня называют культурой ахеменидского периода. Социально-культурные традиции Ахеменидов продолжали жить в империи Александра Великого, обеспечив торжество эллинизма на огромных восточных пространствах, в государствах Селевкида, Птолемеев, Сасанидов. И сегодня они продолжают жить там, где мирно сосуществуют различные культуры, взаимно обогащаясь и не уставая перенимать опыт других. В таком обогащении и синтезе родились все великие достижения Древнего Ирана, повлиявшие на развитие мировой культуры. Сегодня так же, как и много столетий назад, человечество восхищается глубиной религиозно-философской мысли Древнего Ирана, находя в современном исламе различия и сходства с манихейства, возвращаясь мыслью к исконному учению Заратуштры при чтении не менее вдохновенных строк Фридриха Ницше. В наши дни, говоря о деспотизме и бюрократии, мы обращаемся к их первым историческим проявлениям в стремлении найти истоки и сущность подобных общественных болезней. Государство Ахеменидов снова и снова предоставляет для изучения свой опыт и свою историю, обогащая уже нас новыми знаниями и пониманием нелегкой науки управления большой империей.

1. Авеста. Пер. И.Стеблина-Каменского. М., 1992.

2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. М., 1988.

3. Брагинский И.С. Иранская литература // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.

4. Геродот. История. Л., 1972.

5. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998.

6. Дабистан-и Мазахиб // Хрестоматия по истории средних веков. Под ред. акад. С.Д. Сказкина. М., 1961.

Население Ирана в начале третьего тысячелетия до нашей эры создало свою письменность и оригинальную культуру, ныне закономерно рассматриваемую в качестве одного из источников евразийской культуры.

Древнеиранские религии, в первую очередь зороастризм и манихейство, оказали значительное влияние на религиозное и философское мировоззрение античного мира, эсхатологию христианства и ислама. Многие произведения литературы и искусства повлияли на формирование культуры соседних народов, вошли в сокровищницу планетарной культуры.

В истории Древнего Ирана выделяют следующие этапы: эламская цивилизация (с конца IVтысячелетия до конца VIIвека до нашей эры); мидийская эпоха (с VIIIдо середины VIвека до нашей эры); ахеминидская эпоха (с середины VIвека до 330 года до нашей эры); парфянский период (середина IIIвека до нашей эры – 224 год нашей эры).

Эламнаходился в юго-западной части Ирана. В начале третьего тысячелетия до нашей эры здесь появились ранние государства. Система государственного управления, выработанная в них, просуществовала тысячу лет. Верховная власть – правитель, заместитель, наместник крупнейшей области – принадлежала прямым родственникам из состава господствующего этноса, мелкими областями управляли представители автохтонных племён, наследующие власть по линии племянников (сыновей сестёр). Для царских семей Элама были характерны левират (женитьба на вдове умершего брата) и браки с сёстрами, продержавшиеся до середины седьмого века до нашей эры. Основной формой социальной организации была первоначально сельская община, объединяющая всех свободных людей, а с конца второго тысячелетия до нашей эры – домашняя община, состоящая из родственников. Наряду с собственностью общинных, а позднее частных хозяйств в Эламе была царская и храмовая собственность.

По верованиям эламитов, законы установлены и поддерживаются богами. Эламитское право знает религиозные, экономические, уголовные законы, порядок наследования. Политическая история Элама была тесно связана с Месопотамией. Обычно Элам выступал союзником Вавилона в борьбе против Ассирии, но иногда конфликтовал и с Вавилонией. Интересно, что знаменитая стела с Законами Хаммурапи была найдена археологами в Сузах, столице Элама. Возможно, она стала частью военной добычи после похода на Вавилон. Предполагают, что наличие письменности у шумеров подтолкнуло эламитов к созданию собственной оригинальной пиктографической (рисуночной) письменности. Протоэламское письмо, выполнявшееся на глиняных табличках, пока не расшифровано. Во второй половине третьего тысячелетия изобретено линейное слоговое письмо, в котором знаками из комбинаций геометрических линий обозначались слоги (силлабическое письмо). С конца третьего тысячелетия эламиты используют месопотамскую клинопись на аккадском и эламском языках. Эламская религия испытала влияние месопотамской, но в главном остаётся своеобразной. Религиозным центром страны являлись Сузы. Первоначально великой богиней считалась мать богов Пинекир, к середине второго тысячелетия господствующее место занял бог Хумбан. Бог солнца Наххунте считался создателем дня. Особое значение имел культ Иншушинака, покровителя Суз.

Оригинальное искусство эламитов известно с четвёртого тысячелетия до нашей эры. С того времени сохранились сосуды и печати, украшенные геометрическими узорами, а также изображениями птиц, зверей, крылатых львов (грифонов) и демонов. Со второго тысячелетия прослеживается влияние вавилонского изобразительного искусства. Эталонным памятником эламской культуры является бронзовая статуя царицы Напирасу. Шедевром архитектуры называют культовую башню зороастризма (зиккурат), построенную в XIIIвеке до нашей эры недалеко от Суз. Зиккурат был четырёхэтажным, высотой в 42 метра, длина сторон нижнего этажа равнялась 105 метрам; он имел семь ворот, у которых стояли скульптуры богов, царей, животных из золота и серебра. Для водоснабжения столицы был построен канал протяжённостью в 50 километров.

Мидийцы и персы, представители иранских племён, появились на территории современного Ирана в начале первого тысячелетия до нашей эры. Большинство учёных полагает, что прародина иранцев находилась в Центральной Азии. Ко времени прихода в эти районы мидийцы и персы занимались скотоводством и земледелием, владели искусством обработки металла. Начиная со второй половины восьмого века до нашей эры, иранцы составляют большинство в Западном Иране.

В длительной борьбе с нашествиями ассирийцев и их союзников скифов на территорию слабеющего Элама объединения мидийцев достигли независимости и создали государство со столицей в Экбатанах (624 год до нашей эры). Мидийский царь Киаксар успешными военными походами сумел расширить границы своего государства за счёт южных, восточных и северных соседей. В течение столетия Мидия была центром иранской культуры, которую затем заимствовали и развили персы.

Царский дворец в Экбатанах был окружён семью крепостными стенами. Внутри последних двух стен находились дворец и сокровищница. Дворец, имевший в окружности более километра, был отделан кедром, обшитым золотом и серебром. Для украшения золотых и серебряных предметов царского быта использовались изображения животных. Среди памятников мидийской культуры выделяют могильник Марлик, в котором были обнаружены золотая фигурка человека, обезьяно-люди из керамики, золотые и серебряные сосуды с изображениями животных.

В 550 году до нашей эры царь персидских племён Кир, поднявший восстание против мидийского царя Астиага, в зависимости от которого находились персы, захватил власть в Мидии. Мидийское царство было формально сохранено. В течение следующих двух столетий Персия играет ведущую политическую роль на Ближнем Востоке. К концу шестого века до нашей эры после тридцатилетних завоеваний и подавления восстаний возникла первая в истории мировая держава, объединившая под властью персидской династии Ахеменидов десятки стран. Её территория простиралась от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до Нубии (Африка) на юге. Ахеминидская держава погибла в 329 году до нашей эры под ударами македонской армии во главе с царём Александром, но культурные традиции, сложившиеся в ахеменидский период на этой территории, сыграли большую роль в мировой истории, непосредственно существовали в государственных объединениях эллинских Селевкидов, парфян, иранских Сасанидов.

В первой половине первого тысячелетия до нашей эры предположительно в Восточном Иране или Центральной Азии возник зороастризм, основателем которого считается Зороастр (Заратуштра). Священная книга зороастрийцев Авеста – сложный памятник эпохи. Её древнейшие части, проповеди Зороастра, выполнены в стихах. Младшая Авеста, по объёму наибольшая часть, составлялась позднее (V-IIIвека до нашей эры). Согласно древнейшей части Авесты Зороастр получил от бога Ахура-Мазды наказ провести радикальную религиозную реформу. Ахура-Мазда – единственный всемогущий бог, создатель мира, символ жизни, света, добра. Ему всегда противостоит дух зла, символ мрака и смерти Ахра-Майнью и его приверженцы – дэвы. В борьбе с ним Ахура-Мазда опирается на своих помощников, которые несут добромыслие, правду и бессмертие. Человек, созданный Ахура-Маздой, свободен в выборе между добром и злом, поэтому доступен воздействию духов зла и должен бороться против зла своими мыслями, словами и делами. Зороастр выступает против кровавых жертвоприношений, он призывает выращивать и оберегать животных. Согласно эсхатологии зороастризма бытие мира длится 12 тысяч лет: первые три – золотой век господства Ахура-Мазды, затем три тысячи лет господства Ахра-Майнью, после которого мир спасёт представитель рода Зороастра. Утвердится идеальный мир, где на земле и небе исчезнет зло и навсегда утвердится добро. Возможно, зороастризм утвердился в качестве официального культа в Мидии. Персы в это время поклонялись древним культам природы – богу солнца и света Митре и другим богам природных стихий. В ахеминидский период сохранялись древние культы и распространялась персидская версия-компромисс между культом природы и зороастризмом. В каждой завоёванной стране цари Персии короновались в соответствии со священными местными обрядами, поддерживали местные религии, но не допускали чрезмерного усиления храмов. Храмы были обложены государственными податями. Ахеминиды отличались толерантностью и восприимчивостью по отношению к другим культурам, что побудило к жизни идею об отсутствии у них сколько-нибудь развитой собственной культуры.

Одним из выдающихся достижений культуры этого периода стала древнеперсидская клинопись, состоящая из 43 знаков, вместо 600 аккадской. Но эта письменность осталась элитарной, использовалась преимущественно для царских надписей. Самой знаменитой из них является Бехистунская надпись, выполненная на древнеперсидском, эламском и аккадском языках. Текст высечен на Бехистунской скале на высоте 105 метров над дорогой между Вавилонией и Мидией. Над надписью возвышается рельеф, символически повествующий передачу Ахура-Маздой царскую власть Дарию, попирающему поверженных врагов. Древнеперсидский лунный календарь возник в VIвеке до нашей эры; он состоял из 12 месяцев по 29 или 30 дней. Возникающая разница устранялась через три года добавлением дополнительного тринадцатого месяца. Названия месяцев были связаны с сезонными работами или религиозными праздниками. Параллельно существовал преимущественно религиозного назначения зороастрийский календарь, ставший официальным, видимо, при Сасанидах. В этом календаре год из 12 месяцев по 30 дней дополнялся 5 днями, а названия месяцев и дней образованы от имён зороастрийских божеств персидской версии.

Арамейское письмо, бывшее официальным в империи, стало канцелярским источником идеографических систем парфянского, согдийского, хорезмийского и среднеперсидского письма, что сыграло большую роль в культуре иранских народов.

Грандиозными памятниками персидской культуры стали дворцовые комплексы в Сузах, Пасаргадах и Персеполе. Здания Пасаргада, построенные на террасе, облицованы светлым песчаником и окружены садами. В городе сохранилась гробница Кира II, ставшая прообразом многих аналогичных памятников, обычно называемых мавзолеем. Как и Пасаргады, Персеполь построили на скальной породе. Город был окружён с трёх сторон двойной стеной из кирпича, а с четвёртой его защищала неприступная скала. Парадный дворец Дария I(ападана) состоял из большого зала, окружённого портиками. Потолки поддерживались 72 стройными колоннами высотой свыше 20 метров. Рельефы ападаны дают полное представление о государственных ритуалах и этнических особенностях культур народов империи. Для строительства нескольких новых дворцов в Сузах были привлечены мастера и материалы из 12 стран. Искусство периода известно многочисленными произведениями чеканки по металлу (торевтика) и резьбы на драгоценных камнях (глиптика). Сюжеты ограничены статусом искусства: как придворное оно было призвано символизировать величие царской власти. Для ахеминидского искусства характерно отточенное изображение отдельного предмета в строгом соответствии с имперским стилем. Это металлические чаши, высеченные из камня кубки, вырезанные из слоновой кости ритоны, выполненные на драгоценных камнях цилиндрические печати с изображениями фантастических и реальных людей, животных.

Европа с XVвека живо интересуется наследием иранской культуры в Персеполе. В 1836 году удалось расшифровать древнеперсидскую клинопись, затем, благодаря трёхъязычной Бехистунской надписи, и ассиро-вавилонскую письменность. Ряд произведений древнеиранской культуры был переведён сначала на арабский и другие восточные языки, а затем на европейские. В 1771 году был издан первый перевод Авесты на французский язык. Перевод вызвал критику со стороны знатоков французского языка и санскрита. Однако именно благодаря санскриту, родственному языку Авесты, удалось разобраться в смысле текстов зороастризма.

С древнейших времён культура и исторические судьбы народов Ирана, Центральной Азии, Кавказа тесно связаны между собой.

Читайте также: