Тит ливий биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

ЛИВИЙ Тит
(Titus Livius) (59 до н.э. - 17 н.э.), римский историк, автор Истории Рима от основания города. Родился на севере Италии в городе Патавий (совр. Падуя), в пору наивысшего процветания города - как экономического, так и культурного. Детство и юность Ливия совпали с временем стремительного продвижения Юлия Цезаря к власти и прошли под знаком его галльских походов и последовавших за ними гражданских войн, завершившихся установлением империи под властью Августа. Ливий стоял в стороне от бурных событий эпохи, предпочитая замкнутую жизнь ученого человека. В какой-то достаточно ранний период своей жизни Ливий перебрался в Рим, поскольку здесь находились источники, без которых невозможно было заниматься историей. О частной жизни Ливия мы знаем крайне мало. Известно, что он руководил занятиями будущего императора Клавдия. Большое значение в жизни Ливия занимала его дружба с Августом, который любил Ливия как человека и восхищался его книгой, несмотря на ее республиканский дух. В молодости Ливий писал философские диалоги, которые до нас не дошли, а ок. 26 до н.э. взялся за главный труд своей жизни, Историю Рима. Ливий работал над ним до конца жизни и успел довести изложение до смерти Друза (9 до н.э.). Этот огромный труд состоял из 142 книг, по современным меркам - 15-20 томов среднего размера. Уцелело около четверти, а именно: книги I-X, охватывающие период от легендарного прибытия Энея в Италию до 293 до н.э.; книги XXI-XXX, описывающие войну Рима с Ганнибалом; и книги XXXI-XLV, продолжающие повествование о завоеваниях Рима вплоть до 167 до н.э. Содержание прочих книг мы знаем по краткому их пересказу, составленному позднее. По умонастроению Ливий был склонен к романтизму, и потому в предисловии к Истории он говорит, что целью историка является содействие нравственности. Когда Ливий писал свою книгу, римское общество во многих отношениях переживало упадок, и историк с восхищением и тоской оглядывался на времена, когда жизнь была проще, а добродетель выше. Ценность любого исторического исследования заключается, по Ливию, в его применимости к жизни. Прочтите историю великого народа, призывает он, и вы найдете в ней и примеры, и предостережения. Величие Рима покоилось на строгом следовании долгу как в личной, так и в государственной сфере, а все беды начались с утратой верности установленным правилам. Покорение чужих земель принесло богатство, с богатством возрастала роскошь и терялось уважение к нравственным заветам. К старинным народным легендам Рима, "принадлежащим, - как справедливо отмечает сам Ливий, - скорее к области поэзии, нежели истории", он относился с любовным скептицизмом. Он пересказывает эти сюжеты, зачастую очень добротные, и предлагает читателю самому решать, следует ли им верить. Что касается фактической стороны дела, положиться на него можно далеко не всегда. Ливий не принимает во внимание некоторые важные источники; очень слабы его представления о функционировании государственного механизма, о военном деле. Язык Ливия богат, изящен, в высшей степени красочен, Ливий - художник до мозга костей. Он прекрасно обрисовывает своих персонажей, так что его книга - это галерея ярких, запоминающихся портретов. Ливий великолепный рассказчик, на страницах его книги читатель найдет множество знакомых с детства историй. Здесь и пересказанная Т.Маколеем в стихах легенда о том, как Гораций Коклит в одиночку удержал мост при нападении этрусского царя Порсенны, и повесть о захвате Рима галлами во главе с Бренном, и трагедия Тарквиния и Лукреции, послужившая сюжетом для одной из ранних поэм Шекспира, и рассказ о Бруте-освободителе и о том, как перешла через Альпы армия Ганнибала. Свои сюжеты Ливий излагает немногословно, добиваясь мощного драматического звучания. Ливию свойственна широта, он воздает должное даже врагам Рима. Как и прочие римские авторы, он замалчивает длительный период этрусского господства, но вполне признает величие Ганнибала, самого опасного из врагов Рима. Тем восхищением, которое мы и поныне испытываем к этому великому полководцу, мы обязаны почти исключительно Ливию.
ЛИТЕРАТУРА
Кузнецова Т.И., Миллер Т.А. Античная эпическая историография. Геродот. Тит Ливий. М., 1984 Тит Ливий. История Рима от основания города. М., 1989-1991

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "ЛИВИЙ Тит" в других словарях:

Ливий Тит — (Titus Livius) Ливий Тит (Titus Livius) (59 до н.э. 17 н.э.) Римский историк эпохи принципата Августа. Родился в Патавии (Патавиум, современная Падуя). Жил в Риме, пользовался покровительством императора Августа. Всю жизнь посвятил работе над… … Сводная энциклопедия афоризмов

ЛИВИЙ Тит — (Titus Livius) (59 до н. э. 17 н. э.) римский историк, автор Римской истории от основания города (142 кн.: сохранилось 35 о событиях периода до 293 до н. э. и 218 168 до н. э) … Большой Энциклопедический словарь

Ливий, Тит — ЛИВИЙ Тит (Titus Livius) (59 до нашей эры 17 нашей эры), римский историк, автор “Римской истории от основания города” (142 книги; сохранились 35 события до 293 до нашей эры и 218 168 до нашей эры). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ливий, Тит — (лат. Titus Livius) (59 до н. э. 17 н. э.) Римский историк эпохи принципата Августа. Родился в Патавии (совр. Падуя), жил в Риме. Всю жизнь посвятил работе над своей Историей изложением мировой истории от основания Рима . Из 142 книг Истории… … Античный мир. Словарь-справочник.

Ливий Тит — (Titus Livius) первоклассный римский историк, род. в 59 г. до Р. Хр. (695 от основ. Рима) в Падуе (Patavium), где и получил обычное тогда риторическое образование; затем поселился в Риме. Любимым его занятием была история; но он оставил после… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ливий Тит — … Википедия

Ливий Тит — (59 до н. э. 17 н. э.) древнеримский историк … Словарь литературных типов

Судьба

О биографии Тита Ливия известно мало, так как достоверные сведения не сохранились. Ученые считают, что мальчик родился в городе Патавий, на территории нынешней Падуи, в семье состоятельных родителей в 59 году до н. э. Соответственно аристократическому происхождению юноша получил традиционное образование, изучал философию и риторику в Риме. Переехав в столицу, он сосредоточился на занятиях историческими исследованиями.

В Риме Ливий сблизился с Гаем Цильнием Меценатом и окружением известного покровителя искусств. Позднее он вошел в число доверенных лиц императора Октавиана Августа. Ученого мало интересовали светская жизнь и политика, а правитель симпатизировал подопечному и поощрял создание новых трудов. Тит Ливий, как и несколько других мудрецов, участвовал в воспитании будущего императора Клавдия.

Ливий вернулся в Патавий, где провел последние годы жизни. Трудясь без устали, автор работал с историческими произведениями предшественников, изучая рукописи, и занимался проработкой собственного сочинения. Помимо литературных трудов, литератор успевал заниматься личной жизнью и построением семьи.

О близких автора известно мало. Некоторые исследователи предполагают, что Ливий воспитывал двух сыновей и дочь, но старший наследник погиб еще в детстве. Сохранившиеся источники косвенно указывают на то, что дети Тита Ливия также имели интерес к литературной деятельности. В сохранившемся письме к сыну отец давал наставления о художественном стиле, призывая ориентироваться на манеру Демосфена и Цицерона. Дочь Ливия состояла в браке с ритором Луцием Магием.

Средневековыми первооткрывателями в Падуе было опознано надгробие, которое, предположительно, обозначало место захоронения Тита Ливия. На нем нашли надпись, в которой упоминались жена писателя Кассия Прима, сын Гай и дочь Секста. Достоверная причина смерти Ливия неизвестна.

История

Начав работу в качестве литератора с создания философских диалогов, Ливий решил посвятить себя глобальному и полноформатному труду. Он приступил к описанию истории Рима. Произведение состояло из 142 книг, которые по нынешним меркам издательств могли бы быть опубликованы в 20 томах. До читателей нашей эпохи сочинения дошли частично, а содержание утраченных известно по пересказам.

Исторические, религиозные и политические взгляды Ливия формировались под влиянием идей стоиков и исследователей прошлого вроде Саллюстия. Тит считал, что его задача носит воспитательный характер, и ставил себе целью привитие нравственности. Описывая эпоху падения культуры в Риме, он проповедовал моральные ценности, видя в них инструмент для возрождения общества.

В рукописи часто затрагивается вопрос единства свободы и подчинения законам, необходимость в римском благочестии. Автор описывал жертвоприношения богам и обряды, их роль в военных триумфах. Ливий повествовал об исторически верных нюансах, среди которых рассуждения о консервативном римском праве, соблюдении общинных норм и доктрин, правилах воспитания и морали.

Крупноформатным сочинением Тит Ливий планировал увековечить подвиги римского народа, воспевая родное государство. Он ориентировался на традицию понтификального летописания, аналогичного тому, которого придерживались жрецы, ведущие специальные календари. Создавая хронику государственной, политической и экономической жизни города, они писали лаконично и уделяли внимание природным явлениям. Такого же формата придерживался и римский историк.

Стиль писателя стал симбиозом классического жанра и латыни серебряного века империи. Он придирчиво выстраивал повествование, используя многочисленные художественные приемы. Прорабатывая разнообразные источники, автор редко утруждал себя проверкой данных и стыковкой расхождений и противоречий.

Автор строил повествование таким образом, чтобы, несмотря на царившие распри, социальные разногласия и прения, Рим представал великим и непобедимым. Аналогичные речи он доверил героям своей работы. Доказано, что многие из цитат и высказываний персонажей восходят к аутентичным речам упомянутых персоналий. В произведении было приведено около 1650 речей, 407 из которых сохранились до наших времен.

Работа над произведением заняла около 40 лет. Автор трудился не во имя славы, которую обрел еще при жизни, а ради правого дела. Плиний Старший утверждал, что Ливий был трудолюбивым и азартным писателем, поэтому не отказывался от дела, которому отдал половину жизни.

Цитаты

Ливий

Скорее всего, историк происходил из состоятельной семьи. Ливий, вероятно, получил образование в родном городе: внутренние конфликты 50-х и гражданские войны 40-х препятствовали получению образования у лучших риторов в Риме и путешествиям в Грецию. Свидетельств прохождения им военной службы нет. Скорее всего, вскоре после окончания гражданских войн Ливий перебрался в Рим (впрочем, Г. С. Кнабе полагает, что историк прибыл в столицу уже в 38 году до н. э.). Неизвестно, чем Ливий занимался в столице: он никогда не занимал никаких должностей, однако мог позволить жизнь в Риме и занятия историей. В Риме он познакомился с Октавианом Августом. Вероятно, их знакомство произошло благодаря образованности Ливия: первый император выступал активным покровителем наук и искусств. Тацит даже называет их отношения дружбой. Известно и о том, что Ливий советовал будущему императору Клавдию заниматься историей; тот внял его советам. Поскольку в то время Клавдий жил в Палатинском дворце, Ливий наверняка был знаком и со всей семьёй Августа.

По свидетельству Иеронима Стридонского, Ливий умер в Патавии в 17 году н. э. Эта дата является традиционной. Рональд Сайм же, предполагая ошибку Иеронима на пять лет, предлагает в качестве даты смерти 12 год н. э. О семье Ливия известно немного: есть сведения, что двое его сыновей также занимались литературной деятельностью (по другой версии, его старший сын умер ещё в детстве), а дочь вышла замуж за ритора Луция Магия.

Традиционно считается, что для написания первой декады Ливий использовал труды анналистов Фабия Пиктора, Кальпурния Пизона, Клавдия Квадригария, Валерия Анциата, Лициния Макра, Элия Туберона, Цинция Алимента. Впрочем, они использовались в различной степени: Валерий Анциат и Лициний Макр, вероятно, были важнейшими, Элий Туберон и Клавдий Квадригарий - менее значимыми. Историк, возможно, использовал не оригинальные сочинения Кальпурния Пизона и Фабия Пиктора, а их более поздние обработки. Отмечено, что Ливий всегда предпочитал использовать более новых авторов.

Несохранившиеся книги Ливия, вероятно, опирались на Посидония - на продолжателя Полибия, а также на Семпрония Азеллиона и Корнелия Сизенну. Скорее всего, привлекались сочинения Саллюстия Криспа, Юлия Цезаря, Азиния Поллиона, мемуары Корнелия Суллы. Однажды Ливий ссылается и на свидетельство императора Августа, сообщённое ему лично:

До наших дней также дошли многочисленные сокращения труда Ливия, сделанные в позднеантичную эпоху. Первое подобное извлечение было составлено уже в I веке н. э.: о нём упоминает Марциал. Наиболее известные из сохранившихся эпитоматоров (от др.-греч. ἐπιτομή - сокращение, извлечение, краткое изложение) Ливия - Граний Лициниан, Евтропий, Фест, Павел Орозий. Известен также папирус неизвестного автора III - начала IV века с очерком римской истории за 150-137 годы до н. э. Были и тематические извлечения: Луций Анней Флор сконцентрировался на описании войн, Юлий Обсеквент - на сверхъестественных событиях и знамениях, представления о которых играли значительную роль в общественной жизни Рима; Кассиодор заимствовал у Ливия списки консулов. Впрочем, эти извлечения могли составляться на основании не оригинального сочинения, а некоего промежуточного сокращения (возможно, упомянутого Марциалом).

Для навигации по огромному труду Ливия были составлены периохи (др.-греч. περιοχή - извлечение из текста, выдержка) - краткое, обычно в несколько строк, перечисление основных событий, о которых подробно рассказывалось в каждой книге. Периохи дошли до нас целиком, за исключением извлечений из книг 136 и 137. Наконец, сохранились отдельные извлечения у различных античных авторов.

Другие сочинения Ливия не сохранились.

Тит Ливий (лат. Titus Livius)

Родился на севере Италии в городе Патавий (совр. Падуя), в пору наивысшего процветания города – как экономического, так и культурного. Детство и юность Ливия совпали с временем стремительного продвижения Юлия Цезаря к власти и прошли под знаком его галльских походов и последовавших за ними гражданских войн, завершившихся установлением империи под властью Августа. Ливий стоял в стороне от бурных событий эпохи, предпочитая замкнутую жизнь ученого человека. В какой-то достаточно ранний период своей жизни Ливий перебрался в Рим, поскольку здесь находились источники, без которых невозможно было заниматься историей. О частной жизни Ливия мы знаем крайне мало. Известно, что он руководил занятиями будущего императора Клавдия. Большое значение в жизни Ливия занимала его дружба с Августом, который любил Ливия как человека и восхищался его книгой, несмотря на ее республиканский дух.

В молодости Ливий писал философские диалоги, которые до нас не дошли, а ок. 26 до н.э. взялся за главный труд своей жизни, Историю Рима. Ливий работал над ним до конца жизни и успел довести изложение до смерти Друза (9 до н.э.). Этот огромный труд состоял из 142 книг, по современным меркам – 15–20 томов среднего размера. Уцелело около четверти, а именно: книги I–X, охватывающие период от легендарного прибытия Энея в Италию до 293 до н.э.; книги XXI–XXX, описывающие войну Рима с Ганнибалом; и книги XXXI–XLV, продолжающие повествование о завоеваниях Рима вплоть до 167 до н.э. Содержание прочих книг мы знаем по краткому их пересказу, составленному позднее.

По умонастроению Ливий был склонен к романтизму, и потому в предисловии к Истории он говорит, что целью историка является содействие нравственности. Когда Ливий писал свою книгу, римское общество во многих отношениях переживало упадок, и историк с восхищением и тоской оглядывался на времена, когда жизнь была проще, а добродетель выше. Ценность любого исторического исследования заключается, по Ливию, в его применимости к жизни. Прочтите историю великого народа, призывает он, и вы найдете в ней и примеры, и предостережения. Величие Рима покоилось на строгом следовании долгу как в личной, так и в государственной сфере, а все беды начались с утратой верности установленным правилам. Покорение чужих земель принесло богатство, с богатством возрастала роскошь и терялось уважение к нравственным заветам.

Язык Ливия богат, изящен, в высшей степени красочен, Ливий – художник до мозга костей. Он прекрасно обрисовывает своих персонажей, так что его книга – это галерея ярких, запоминающихся портретов. Ливий великолепный рассказчик, на страницах его книги читатель найдет множество знакомых с детства историй. Здесь и пересказанная Т.Маколеем в стихах легенда о том, как Гораций Коклит в одиночку удержал мост при нападении этрусского царя Порсенны, и повесть о захвате Рима галлами во главе с Бренном, и трагедия Тарквиния и Лукреции, послужившая сюжетом для одной из ранних поэм Шекспира, и рассказ о Бруте-освободителе и о том, как перешла через Альпы армия Ганнибала. Свои сюжеты Ливий излагает немногословно, добиваясь мощного драматического звучания. Ливию свойственна широта, он воздает должное даже врагам Рима. Как и прочие римские авторы, он замалчивает длительный период этрусского господства, но вполне признает величие Ганнибала, самого опасного из врагов Рима. Тем восхищением, которое мы и поныне испытываем к этому великому полководцу, мы обязаны почти исключительно Ливию.

Биография (Древнеримская литература)

Стал основоположником так называемой альтернативной истории, описав возможную борьбу Рима с Александром Македонским, если последний прожил бы дольше. Образцами совершенного стиля Ливий называл Демосфена и Цицерона.

Ливий происходил из состоятельной семьи, в ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование, после чего занялся философией, историей и риторикой. Хотя близкие отношения связывали его с Августом, Ливий не принимал деятельного участия в политической жизни.

После 27 до н. э. Ливий начал работать над фундаментальной работой по истории Рима в 142 книгах, в которой проповедовал нравственные ценности. В них он видел залог возрождения Рима. В то же время, разделяя взгляды стоиков, Тит Ливий верил в фатум. В сохранившихся книгах помещено около 40 речей исторических и полулегендарных фигур.

Хронологически ливиев стиль представляет собой промежуточный этап между классическим и так называемой латынью серебряного века Империи. О Ливии с уважением отзывались старший и младший Сенеки, Квинтилиан и Тацит, а труды использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.

Данные о жизни Тита Ливия скудны. Он родился всемье зажиточных граждан Патавии. Для понимания творчества Ливия важно, что происхождение из этого города ассоциировалось в Риме с нравственной чистотой (Плиний Мл. Письма I, 14, 6; Марциал IХ,16, 8), старинной солидарностью гражданского коллектива, с верностью традициям республиканской свободы.

Передавая событийный материал, Тит Ливий опирается на традицию понтификального летописания. Жрецы-понтифики вели в Риме особые календари, в которых кратко записывали основные события, происшедшие в тот или иной день, или тексты государственных документов, в данный день обнародованных. Постепенно эти записи образовали своеобразную хронику государственной и религиозной жизни Города, так называемую Великую летопись, которая была впервые опубликована целиком в 80 книгах в 123 году.

Той же цели служат речи, которые Ливий вкладывает в уста своих персонажей. Такого рода речи были обязательны в сочинениях римских историков. В науке нового времени они долго рассматривались как фиктивные. В настоящее время доказано, что в очень многих случаях они восходили к подлинным речам, и роль историка заключалась в стилистической обработке и расстановке акцентов. Это давало Ливию возможность широко использовать их для придания повествованию нужного ему колорита. В сохранившихся 35 книгах содержится 407 речей, во всех 142 книгах их должно было быть, следовательно, примерно 1650, т.е. около 12% текста. В большой степени именно они порождали то впечатление возвышенной обобщенно идеализованной реальности, которое Ливий стремился создать. В качестве примеров можно назвать речь народного трибуна Канулея о допущении браков между патрициями и плебеями (4, 2-5), Фурия Камилла к народу о недопустимости переноса столицы из Рима в Вейи (5, 51-4) или Фабия Максима в сенате против стратегического плана Корнелия Сципиона (28, 40-42).

В основе образа, встающего из сцен народного единения и из речей, —- особые свойства римлян и Рима, которые Ливий считал основополагающими для их истории: гражданская свобода, гарантированная всеобщим подчинением законам; благочестие и верность обрядам, обеспечивающим римской общине покровительство богов; энергия и жизнестойкость, помогающая римлянам никогда не сдаваться и выстоять в любых испытаниях. При описании этих свойств римлян в рассказе Тита Ливия возникает особый тип осмысления, переживания, но и отражения общественной реальности, который носит название культурно-исторического мифа.

Первое из названных выше свойств Рима — единство свободы и подчинения законам — доказывается в тексте Ливия многократно — во введении ко 2 книге, в рассказах о единении патрициев и плебеев (2, 8; 3, 33; 4, 1-4), о подчинении младших по возрасту авторитету старших (26, 22). Возникающий здесь образ законопослушного народа, на этой основе преодолевающего рознь своекорыстных интересов, во многом находился в противоречии с реальностью, пронизанной яростной борьбой социальных групп. Так, бичом римского общества было постоянное расхищение знатью общественного земельного фонда (ager publicus), по замыслу призванного, в частности, обеспечивать участками малоимущих. Ливий об этом знает — см. 2, 41, 2; 4, 51, 6; 6, 5, 3-4, но говорит о подобных фактах мельком, в одной — двух фразах, после которых неизменно следует примирительно-гармонизующее продолжение.

Точно так же обстоит дело с римским благочестием. Ливий бесконечно описывает обряды и жертвоприношения, молебны и знамения, их роль в одержанных победах, благоговейное подчинение им народа и сената, особенно подчеркивая в них нравственный и патриотический элемент. И неизменно игнорирует факты, говорящие о злоупотреблении религиозными обрядами и пророчествами в интересах той или иной правящей клики. Особенно показателен эпизод с Весной Священной в 195-194 до н. э. (34, 44 и след.). Поразительная жизнестойкость и способность, несмотря ни на какие поражения, вновь и вновь начинать войны и никогда в них не сдаваться характеризует римлян на всем протяжении их истории, и Ливий приводит бесчисленный факты, это подтверждающие (5, 32-35; 9, 13; 22, 54 ср. 28, 44 и мн. др.). Он не останавливается, однако, на том, каким чудовищным разрушением производительных сил общества и обнищанием огромных масс из века в век, вплоть до сложения империи, оборачивалось такое упорство римлян. В современной науке эта сторона дела полностью выяснена (см. Toynbee A. Hannibal’s Legacy. L., 1965; Brunt P.A. Italian Manpower 225 B.C. -A.D. 14. Oxford, 1971 pp. 127-155; Заборовский Я. Ю. Очерки по истории аграрных отношений в римской республике. Львов, 1985, сс. 33 и след.).

И тем не менее картина, создаваемая Ливием, — не фикция, а особое отражение исторической реальности. Дело в том, что та достигнутая человечеством стадия развития, на которой находились античный мир вообще и Рим в частности, не знала и не могла знать подлинно динамического развития производительных сил. Основой производства здесь оставалась земля, основой мировоззрения — консервативная верность традиции, основой общественной организации — община. На них была ориентирована система ценностей и норм, предполагавшая солидарность и автаркию общины, восприятие ее как сакральной ценности, принесение себя и своих интересов ей в жертву. Это положение постоянно размывалось поступательным ходом исторического развития и, в силу его соответствия объективно заданному состоянию общества, постоянно регенерировалось и корректировало общественную практику.

Исходные постулаты Ливия были исторически верны: консервативная правовая структура и отношение к общинным нормам как к сакральной ценности, противореча ходу развития, постоянно разлагались, исчезали из жизни, — и постоянно сохранялись в ней, образуя особую историческую реальность — римский миф. Создание римской державы отнюдь не было таким гармоническим процессом, каким стремится подчас представить его Ливий, но включение народов древнего мира в орбиту римской цивилизации и римского права в конечном счете было для многих из них спасительно. Нарушение законов было в Риме постоянной практикой, но выросшее из них римское право — одно из высших достижений европейской культуры, которое до сих пор образует основу юридической структуры большинства стран.

Обогащение одних родов за счет других разлагало архаичное (и то весьма проблематичное) имущественное равенство и общинную солидарность, но законы против роскоши принимались в римской республике систематически и сохраняли значение моральной нормы, зафиксированной в хрестоматиях и сборниках примеров, на которых веками воспитывалось римское юношество. Ливий не любил говорить о том, как обогащались полководцы в ходе войн, а наместники за счет ограбления провинций, но бесчисленные театры, базилики, храмы, водопроводы, переполняющие города Римской державы и составлявшие среду обитания миллионов граждан, в эпоху республики были чаще всего даром полководцев и отстраивались за счет их военной добычи.

Стал основоположником так называемой альтернативной истории, риторически описав возможную борьбу Рима с Александром Македонским, если последний прожил бы дольше. Образцами совершенного стиля Ливий называл Демосфена и Цицерона.

Ливий происходил из состоятельной семьи, в ранней молодости приехал в Рим, где получил хорошее образование, после чего занялся философией, историей и риторикой. Хотя близкие отношения связывали его с Августом, Ливий не принимал деятельного участия в политической жизни.

После 27 до н. э. Ливий начал работать над фундаментальной работой по истории Рима в 142 книгах, в которой проповедовал нравственные ценности. В них он видел залог возрождения Рима. В то же время, разделяя взгляды стоиков, Тит Ливий верил в фатум. В сохранившихся книгах помещено множество речей исторических и полулегендарных фигур. Хронологически ливиев стиль представляет собой промежуточный этап между классическим и так называемой латынью серебряного века Империи. О Ливии с уважением отзывались старший и младший Сенеки, Квинтилиан и Тацит, а труды использовали Валерий Максим, Анней Флор, Лукан и Силий Италик.

Русские переводы

Английские и французские переводы

Исследования

* Пирогов В. Н. Исследования по римской истории преимущественно в области третьей декады Ливия. СПб, 1878. 284 стр.
* Кузнецова Т. И., Миллер Т. А. Античная эпическая историография: Геродот. Тит Ливий. М.: Наука. 1984. 213 стр. 5300 экз.

1. История русской переводной художественной литературы. Древняя Русь. XVIII век. Т. 1. Проза. СПб.: 1995. С. 83.

Читайте также: