Институт уполномоченного по правам человека в рф кратко
Обновлено: 05.07.2024
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гос.защиты прав и свобод граждан; их соблюдения и уважения госорганами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченным по правам человека в РФ может быть:
• гражданин РФ не моложе 35 лет;
• обладающий квалификацией в области прав и свобод человека;
• имеющий опыт их защиты.
Назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в РФ ГД РФ большинством голосов от общего числа депутатов при тайном голосовании. Кандидатуру на должность Уполномоченного по правам человека могут предложить:
• депутатские объединения в Госдуме;
Предложенные кандидатуры включаются в список для тайного голосования при согласии не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы.
Срок пребывания в должности Уполномоченного по правам человека в РФ - 5 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на данную должность не более чем на два срока. Уполномоченный по правам человека в РФ не имеет права:
• заниматься политической деятельностью;
• любой иной оплачиваемой либо неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой;
• быть депутатом Госдумы, членом Совета Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ;
• состоять на госслужбе.
Уполномоченный по правам человека в РФ обладает неприкосновенностью в течение срока, на который был избран. Он не может быть:
• привлечен к уголовной или административной ответственности без согласия Госдумы;
• задержан, арестован, подвергнут обыску (за исключением случаев задержания на месте преступления);
• подвергнут личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц);
• его служебное и жилое помещение, багаж, транспортные средства, средства связи, документы также обладают неприкосновенностью.
Уполномоченный по правам человека в РФ досрочно освобождается от должности в случаях:
• занятия деятельностью, несовместимой с его статусом;
• вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда;
• неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности;
• по личному заявлению.
3. Основной вид деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ -
рассмотрение жалоб граждан РФ (иностранцев, лиц без гражданства) на нарушение прав человека в РФ.
Жалобы подаются на решения или действия (бездействие):
• органов местного самоуправления;
• государственных служащих, если ранее они обжаловались в судебном порядке, но заявитель не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Жалобы не принимаются:
• на решения Госдумы и Совета Федерации;
• законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
- рассмотрение жалоб на нарушение конституционных прав человека и гражданина после того, как исчерпаны все другие законные пути, в том числе и судебные, для их разрешения;
- возбуждение производства в соответствующих гос.органах, если это необходимо в интересах заявителя;
- анализ состояния дел в области прав человека и гражданина в стране, результаты которого представлены в ежегодном докладе парламенту;
- предложения о принятии законодательных и иных мер по устранению нарушений прав человека.
По окончании календарного года Уполномоченный по правам человека направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, палатам Федерального Собрания РФ, в Привит-во РФ, К. Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральную прокуратуру РФ.
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждается в целях обеспечения гос.защиты прав и свобод граждан; их соблюдения и уважения госорганами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченным по правам человека в РФ может быть:
• гражданин РФ не моложе 35 лет;
• обладающий квалификацией в области прав и свобод человека;
• имеющий опыт их защиты.
Назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в РФ ГД РФ большинством голосов от общего числа депутатов при тайном голосовании. Кандидатуру на должность Уполномоченного по правам человека могут предложить:
• депутатские объединения в Госдуме;
Предложенные кандидатуры включаются в список для тайного голосования при согласии не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы.
Срок пребывания в должности Уполномоченного по правам человека в РФ - 5 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на данную должность не более чем на два срока. Уполномоченный по правам человека в РФ не имеет права:
• заниматься политической деятельностью;
• любой иной оплачиваемой либо неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой;
• быть депутатом Госдумы, членом Совета Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта РФ;
• состоять на госслужбе.
Уполномоченный по правам человека в РФ обладает неприкосновенностью в течение срока, на который был избран. Он не может быть:
• привлечен к уголовной или административной ответственности без согласия Госдумы;
• задержан, арестован, подвергнут обыску (за исключением случаев задержания на месте преступления);
• подвергнут личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц);
• его служебное и жилое помещение, багаж, транспортные средства, средства связи, документы также обладают неприкосновенностью.
Уполномоченный по правам человека в РФ досрочно освобождается от должности в случаях:
• занятия деятельностью, несовместимой с его статусом;
• вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда;
• неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности;
• по личному заявлению.
3. Основной вид деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ -
рассмотрение жалоб граждан РФ (иностранцев, лиц без гражданства) на нарушение прав человека в РФ.
Жалобы подаются на решения или действия (бездействие):
• органов местного самоуправления;
• государственных служащих, если ранее они обжаловались в судебном порядке, но заявитель не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Жалобы не принимаются:
• на решения Госдумы и Совета Федерации;
• законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
- рассмотрение жалоб на нарушение конституционных прав человека и гражданина после того, как исчерпаны все другие законные пути, в том числе и судебные, для их разрешения;
- возбуждение производства в соответствующих гос.органах, если это необходимо в интересах заявителя;
- анализ состояния дел в области прав человека и гражданина в стране, результаты которого представлены в ежегодном докладе парламенту;
- предложения о принятии законодательных и иных мер по устранению нарушений прав человека.
По окончании календарного года Уполномоченный по правам человека направляет доклад о своей деятельности Президенту РФ, палатам Федерального Собрания РФ, в Привит-во РФ, К. Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральную прокуратуру РФ.
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации").
Основная цель деятельности института уполномоченного по правам человека - содействие реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Основные задачи, решаемые на пути к этой цели:
- восстанавливающая нарушенные права и свободы - исправление допущенной по отношению к человеку несправедливости и восстановление нарушенных государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими прав и свобод человека и гражданина;
- посредническая - предложение сторонам взаимно удовлетворяющего решения проблемы;
- правотворческая - совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- информационно-воспитательная - просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Функции института уполномоченного по правам человека:
- контрольная - осуществление независимого контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими;
- консультационная - информирование указанных органов о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан;
- координационная - организация согласованных действий различных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Таким образом, институт уполномоченного по правам человека является государственным органом, который участвует во всех четырех структурных элементах механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина: в охране, защите, пропаганде прав и свобод и оказании квалифицированной юридической помощи.
Кроме того, институт уполномоченного по правам человека способствует развитию международного сотрудничества. Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ установлено, что уполномоченный по правам человека может представлять рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.
Уполномоченный по правам человека в РФ – это орган государственного управления, участвующий в осуществлении функционирования механизма, призванного обеспечивать общегражданские и общечеловеческие свободы и права, то есть охранять их, защищать, пропагандировать и оказывать квалифицированную юридическую помощь в этой сфере.
Характеристика института уполномоченного по правам человека в РФ
Уполномоченный по правам человека призван обеспечивать гарантии государственной защиты гражданских свобод и прав, их уважение и соблюдение органами государственного управления, органами муниципального управления и должностными лицами.
Уполномоченный по правам человека осуществляет свою деятельность для достижения следующих целей: обеспечение содействия реализации свобод и прав гражданина и человека в России.
Уполномоченный по правам человека должен решать следующие задачи:
- во-первых, восстанавливать нарушенные свободы и права, то есть исправлять допущенные по отношению к людям несправедливости и восстанавливать нарушенные органами государственного, муниципального управления, государственными служащими и должностными лицами и свободы и права гражданина и человека;
- во-вторых, исполнение роли посредника, состоящей в выработке удовлетворяющего решения той или иной проблемы по отношению к ее сторонам;
- в-третьих, осуществление правотворчества, направленного на обеспечение совершенствования законодательства о гражданских и человеческих свободах и правах, обеспечение его согласования с общепризнанными нормами и принципами международного права;
- в-четвертых, осуществление воспитательно-информационной деятельности, направленной на просвещение общества в отношении свобод и прав человека, методов и форм защиты этих прав и свобод.
Уполномоченный по правам человека призван осуществлять исполнение следующих функций:
Готовые работы на аналогичную тему
функция контрольного характера, которая состоит в организации и реализации независимого контроля за соблюдением общечеловеческих и гражданских свобод и прав органами государственного и муниципального управления, государственными служащими и должностными лицами; функция консультационного характера, которая состоит в предоставлении информации органам государственного и муниципального управления относительно положения дел в сфере соблюдения и защиты гражданских свобод и прав; функция координационного характера, состоящая в организации и обеспечении согласованности действий органов, призванных обеспечивать общечеловеческие и гражданские свободы и права на территории Российской Федерации.
На уполномоченного по правам человека возложена также функция развития в сфере международного сотрудничества. Рекомендации уполномоченного по правам человека учитываются по вопросам заключения международных договоров в пределах полномочий уполномоченного.
Полномочия и статус уполномоченного по правам человека
Учреждение рассматриваемой должности в системе государственного управления на территории Российской Федерации призвано обеспечить конституционные гарантии защиты прав свобод и прав гражданина и человека, их соблюдение и уважение со стороны органов государственного и муниципального управления и должностных лиц. Данное должностное лицо независимо и неподотчетно ни перед какими-либо органами государственного управления или должностными лицами. В качестве основания для прекращения или приостановления деятельности данного должностного лица не может выступать введении военного или чрезвычайного положения на территории страны. Такие действия также не приводят к ограничению компетенции уполномоченного по правам человека.
Уполномоченный наделяется неприкосновенностью на весь срок своих полномочий. Он освобождается от привлечения к судебной ответственности, не может быть арестован или задержан, а также подвергнут обыску без наличия согласия нижней палаты российского Парламента.
Уполномоченный наделяется правом беспрепятственного посещения органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов, воинских частей, общественных объединений. Также уполномоченным может быть запрошена и получена необходимая документация и материалы, объяснения государственных служащих и должностных лиц по вопросам защиты свобод и прав человека и гражданина. Уполномоченный имеет право на проведение проверок деятельности органов государственного и муниципального управления, должностных лиц. Уполномоченному предоставляется возможность ознакомления с делами уголовного, гражданского и административного характера, в том числе прекращенным. В отношении уполномоченного действует право безотлагательного приема органами государственного и муниципального управления, хозяйствующими субъектами различных форм собственности, руководителями общественных объединений, администрацией пенитенциарной системы, военными начальниками.
Компетенция уполномоченного по правам человека включает в свою структуру следующие составляющие:
Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана — согласно зарубежной терминологии) сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира, его особая роль состоит в том, что он находится между обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это - орган государства, а с другой - это агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему тем же государством меры воздействия.
Понятие и место института уполномоченного по правам человека в системе государственной власти
Деятельность уполномоченного по правам человека регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ".
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Хотя Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой , в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2 Закона).
Уполномоченный по правам человека — это независимое публичное должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.
- принадлежность к представительной государственной власти, с одной стороны, и к общественным институтам, с другой стороны;
- государственно-общественный статус;
- независимость;
- рекомендательные контрольно-следственные функции за действиями и решениями органов исполнительной власти и должностных лиц государства;
- целевая установка, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина.
Принадлежность к представительной государственной власти и к гражданскому обществу характеризует двойственную природу института уполномоченного по правам человека.
Порядок наделения полномочиями Уполномоченного по правам человека в РФ
Порядок наделения полномочиями установлен гл. 2 Закона "Об Уполномоченном по правам человека в РФ".
Должность Уполномоченного по правам человека в РФ (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией РФ.
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты .
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу:
- Президентом РФ;
- Советом Федерации Федерального Собрания РФ;
- депутатами Государственной Думы;
- депутатскими объединениями в Государственной Думе.
Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.
Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
При вступлении в должность на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченный приносит присягу. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет (не более чем на два срока подряд) , считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.
Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.
Основные задачи Уполномоченного по правам человека РФ
В соответствии со ст. 1 Закона основными задачами Уполномоченного являются:
- восстановление нарушенных прав;
- совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- развитие международного сотрудничества в области прав человека;
- правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Основные функции Уполномоченного по правам человека РФ
К основным функциям Уполномоченного по правам человека относятся:
- рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих;
- изучение и анализ информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб;
- выступление с докладом на очередном заседании Государственной Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
- обращение в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участие в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях;
- осуществление взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями , сформированными в субъектах РФ в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Основное направление работы Уполномоченного по правам человека – это рассмотрение жалоб. Такие жалобы могут подаваться гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства.
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Согласно ст. 20 ФКЗ, получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
- принять жалобу к рассмотрению;
- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
- передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу (а такое направление жалобы через Уполномоченного зачастую оказывается гораздо более действенным, чем в случае направления ее гражданином непосредственно);
- отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
Последнее обжалованию не подлежит, но должно быть мотивировано. Если жалоба принимается к рассмотрению Уполномоченным, он должен информировать об этом соответствующего субъекта, решения или действия (бездействие) которого обжалуются.
Уполномоченный, помимо рассмотрения конкретных жалоб, выполняет и важную аналитическую функцию. Так, согласно положениям ст. 31, по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
- направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
- обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов РФ либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве.
Законом предусмотрены ежегодные доклады Уполномоченного о своей деятельности, публикуемые в прессе и направляемые в высшие государственные органы – Президенту, в Совет Федерации и Госдуму, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и Генпрокурору. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады (например, был специальный доклад по Чечне).
Читайте также: