Причина гибели и трагедия иерусалима кратко

Обновлено: 05.07.2024

Иерусалим. Краткая история Иерусалима

Иерусалим — официальная столица Израиля, город на Ближнем Востоке. Расположен на плато в Иудейских горах на водоразделе между Средиземным и Мёртвым морями, на высоте 650-840 м над уровнем моря; климат средиземноморский, с жарким, сухим летом и мягкой, влажной зимой.

Город является священным для трёх крупнейших авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Населён представителями множества национальных, этнических и религиозных деноминаций; численность населения Иерусалима (без пригородов) составляет 865 721 жителей.

13 декабря 1949 года Кнессет провозгласил Иерусалим столицей Государства Израиль; с 1967 года Израиль контролирует всю территорию города. Израильский суверенитет над восточной частью города и статус всего Иерусалима как столицы Израиля не признаны некоторой частью международного сообщества, которое относится к Восточному Иерусалиму как к палестинской территории, оккупированной Израилем. Статус Иерусалима остаётся одной из центральных тем палестино-израильского конфликта.

Иерусалим является одним из древнейших городов мира: первые поселения датируются IV тысячелетием до н. э. В XI веке до н. э. город был занят евреями и провозглашён столицей Израильского царства, а с X века до н. э. — Иудейского. После распада Римской империи Иерусалим отошёл к Византии. С этого момента начинается христианизация города. C захватом в 639 году арабским халифом Умаром ибн Хаттабом город начинает приобретать мусульманский облик. В 1099—1187 и 1229—1244 годах Иерусалим был под властью крестоносцев.

В 1538 году при Сулеймане Великолепном вокруг Иерусалима были построены стены. Сегодня эти стены определяют границы Старого города, который традиционно разделяется на четыре квартала, известные с начала XIX века как Армянский, Христианский, Еврейский и Мусульманский кварталы. В 1981 г. Старый город стал объектом Всемирного наследия, и включён в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. Современный Иерусалим разросся далеко за пределы границ Старого города.

Исторически, в основе экономики города лежит его привлекательность для паломников и светских туристов. Однако всё большую роль в экономике Иерусалима играют современные высокотехнологичные предприятия; в 2005 году город признан одним из пяти наиболее динамично развивающихся технологических центров планеты. В Иерусалиме также расположены многие художественные и культурные площадки, в том числе всемирно известный Музей Израиля. Город является государственным телерадиовещательным центром страны. Основанный в 1925 г. Еврейский университет в Иерусалиме входит в первые две сотни учебных заведений мира.

Этимология

Древний период


К концу правления Соломона (около 930 года до н. э.) десять северных колен Израилевых откололись от Объединённой Монархии. Южные племена остались в Иерусалиме, который стал столицей Иудейского царства.

В 586 году до н. э. город захватили вавилоняне, которые забрали в плен царя Цедкиягу вместе с высокопоставленными жителями Иудеи, опустошили и сожгли Храм Соломона до самого основания и разрушили городские стены. Ковчег Завета был при этом утерян. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Так завершился период Первого Храма.

Период Второго Храма

В 538 году до н. э. завоевавший Вавилонию персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешивший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм. Около 333 года до н. э. Иерусалим и вся Иудея без сопротивления покорились Александру Македонскому, который подтвердил привилегии, данные городу персидскими правителями. Однако после смерти Александра Иерусалим был захвачен и частично разрушен правителем Египта Птолемеем I Сотером, а в 167 году до н. э. Антиох IV Эпифан осквернил Храм, поставив на Жертвенник всесожжения алтарь Зевса Олимпийского. Это спровоцировало восстание Маккавеев (167—163 годы до н. э.). Греческие завоеватели были изгнаны из страны. Воцарилась династия Хасмонеев, правившая до 63 года до н. э., когда город стал административным центром римского протектората Иудея. В 37 г. до н. э. Иерусалим был захвачен Иродом Великим, который принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма.


В 70 году, при подавлении великого иудейского восстания против римлян, вошедшего в историю как Первая Иудейская война, Иерусалим осадила римская армия во главе с Титом. 9-го Ава Храм запылал. Через некоторое время Иерусалим был превращен в руины, а Храмовая гора распахана. В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина. На месте Храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвящённое Юпитеру, а на том месте, где некогда находилась Святая Святых, была воздвигнута конная статуя Адриана. Это вызвало новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или 2-я Иудейская война, 132—136 годы.). Летом 135 г. восстание было подавлено. Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город запрещался.

Средние века

В V веке начался византийский период в истории Иерусалима. На протяжении нескольких десятилетий Иерусалим переходил от византийского правления к персидскому, затем снова оказывался римско-византийским владением. В 638 году Патриарх Софроний I сдал Иерусалим новому завоевателю, арабскому халифу Умару ибн аль-Хаттабу и Иерусалим постепенно начинает приобретать мусульманский облик. Чуть позже в Иерусалиме был провозглашен халифом Муавия I, основатель династии Омейядов.

В 1099 году участники Первого крестового похода под предводительством Готфрида Бульонского захватили Иерусалим и уничтожили всё его мусульманское население. Город стал столицей Иерусалимского королевства. В 1187 году, после непродолжительной осады, Иерусалимом овладели войска египетского султана Салах ад-Дина (европейцы называли его Саладином). Все церкви города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети. В 1229 году Фридриху II удалось на время вернуть Иерусалим христианам, однако в 1244 году Иерусалим захватили хорезмийцы.

Новое время

Новейшее время


13 декабря 1948 года Восточный Иерусалим в составе Западного берега реки Иордан был аннексирован Трансиорданией. Эта аннексия не была признана ООН и большинством стран Лиги арабских государств; её признали только Великобритания, Пакистан и СССР.

3 апреля 1949 года было подписано перемирие с Трансиорданией. Оно предусматривало создание объединенной комиссии для выработки условий возобновления работы Еврейского университета и больницы Хадасса на горе Скопус, предоставление евреям свободного доступа к святым местам в Старом городе и к большому еврейскому кладбищу на Масличной горе. Однако иорданцы не выполнили этих пунктов договора.

Впоследствии Бен-Гурион пояснил своё решение перенести столицу в Иерусалим:

Почему я решил, что это нам удастся? Прежде всего, я знал, что у нас есть союзник — Трансиордания. И если ИМ позволили остаться в Иерусалиме, то почему должны запретить НАМ? Трансиордания никому не позволила выставить её из Иерусалима; следовательно, никто не сможет и нас заставить это сделать. Я был твёрдо убеждён, что все предостережения, которые делала ООН, не больше чем пустые слова.

Современный Иерусалим

Современный Иерусалим растет и развивается. Новый генеральный план города предусматривает строительство множества высотных зданий, — включая небоскрёбы, — в определённых, предусмотренных для этих целей зонах центральной части Иерусалима.


В городе действуют автобусные линии, часть из них работает ночью. Начиная с вечера пятницы и заканчивая вечером субботы, городской и междугородний транспорт в еврейской части Иерусалима.

Хотя Иерусалим известен в основном благодаря своей религиозной значимости, город является также местом нахождения многих художественных и культурных площадок.

В Иерусалиме размещаются несколько престижных университетов, предлагающих курсы на иврите, арабском и английском. Основанный в 1925 г., Еврейский университет в Иерусалиме в мировом рейтинге располагается среди первых 200 учебных заведений.

Город превратился в процветающий центр стартапов, акселераторов и инвесторов в областях биомедицинских и чистых технологий, интернета/мобильной связи — а также структур, предоставляющих поддерживающий сервис.

Ветхий Завет и Иосиф Флавий оставили яркие описания падения Иерусалима. Взятие города подвело итог под историей древней Иудеи.

Древняя Иудея: от Ассирийского ига к Вавилонскому

С VIII века до н. э. Иудея часто попадала под удары могущественных соседей. Страна платила дань Ассирии. В 701 году до н. э. царь Синахерриб повторно подчинил Иудею и разрушил многие города и увел пленных в рабство. Царь Манассия восстал против Ассирии, но провел несколько лет в плену в Вавилоне. В конце VII века до н. э. Ассирия пала, и Иудея смогла вернуть утраченные территории.

В 608 году до н. э. царь Иосия погиб в бою с египетским фараоном Нехо. Правитель Египта обложил иудеев новой данью. Через три года царевич Навуходоносор нанес несколько поражений египтянам и занял территорию Иудеи, а царь Иоаким признал над собой власть Вавилона.
В 601 году до н. э. Навуходоносор, уже унаследовавший трон, потерпел поражение у границ Египта. Иудеи рискнули восстать. Но через три года войска царя Вавилона осадили Иерусалим. Во время осады при неясных обстоятельствах погиб Иоаким, и новым царем был провозглашен его сын Иехония.

1.jpg

Через три месяца Навуходоносор взял Иерусалим. По приказу царя были вывезены сокровища Храма и дворца, а также золотые сосуды, посвященные в Храм еще Соломоном. Царская семья отправилась в Вавилон пленниками. Кроме нее были переселены в Междуречье 10 000 иудеев. Среди них были 7000 воинов и 1000 ремесленников и кузнецов.

Царь Иехония жил в Вавилоне, как почетный пленник. Ему полагалось содержание в 20 раз превосходившее содержание обычных иудеев-переселенцев. Вынужденные покинуть свою родину иудеи и их оставшиеся в Иерусалиме сородичи продолжали считать Иехонию законным царем.

В разных частях Иудеи сохранялись владения царя, доходы с которых он продолжал получать. Возможно, Навуходоносор рассчитывал когда-нибудь вернуть его на трон, но незадолго до осады Вавилона отказался от этой идеи. Поэтому Иехония был отправлен в темницу, где провел почти тридцать лет. Сын Навуходоносора освободил пленника и удостоил почестей, как бывшего царя.

Навуходоносор II: падение Иудеи

В 597 году до н. э. Навуходоносор сделал царем Иудеи Седекию, последнего сына Иосии. Первые годы новый царь был верен правителю Вавилона, но через несколько лет рискнул восстать.

Можно понять, что не все в Иудее хотели войны. Книга пророка Иеремии описывает спор между пророками в Храме Иерусалима, в четвертый год правления Седекии (за несколько лет до восстания). Пророк Анания говорил, что ярмо Вавилона скоро падет. С ним спорил Иеремия, который отговаривал от восстания. Иеремия пришел в Храм с ярмом, символизировавшим власть Вавилона, и Анания снял его с шеи Иеремии. Иеремия говорил, что из-за восстания деревянное ярмо будет заменено на железное.

Иеремия поддерживал контакты с сородичами, переселенными в Вавилонию. Он знал, что среди них тоже были волнения, и Навуходоносор казнил нескольких лидеров общины. Восстание не началось. Навуходоносор вызвал Седекию к себе, когда был в Сирии. Царь Иудеи, вероятно, подтвердил, что верен Навуходоносору.

Иудея не могла бороться с Навуходоносором в одиночку, поэтому ее союзниками стали другие малые царства Леванта — Эдом, Моав, Аммон, финикийские города Тир и Сидон. Восставшие надеялись на помощь египетского фараона Априя.

2.jpg

Навуходоносор ответил карательным походом. Сначала он взял все крепости Иудеи, а в начале 587 года до н. э. осадил сам Иерусалим. Остальные союзники либо вообще не выступили против вавилонян, либо были легко разбиты. Сопротивлялись только Тир и Сидон, но в итоге тоже сдались вавилонянам.

Седекия ждал помощи от Египта. Армия фараона вступила в Иудею, но, по мнению исследователей, это была демонстрация силы. Фараон Априй показывал, что он достаточно силен, чтобы Навуходоносор не пытался атаковать его страну, но не хотел больше бороться за контроль над Ближним Востоком. Вавилоняне ненадолго сняли осаду Иерусалима и выступили навстречу египтянам. До битвы не дошло, и фараон увел армию в Египет.

Армия вавилонян держала блокаду вокруг города, а ее осадные машины разрушали стены. Наконец, в августе 586 года до н. э. они пробили стену тараном и начали штурм.

3.jpg

Царь Седекия с семьей и частью войска прорвался из гибнущего города, но на Иерихонской равнине его взяли в плен. Воины разбежались после того как покинули город. Пленного царя привели в Ривлу в лагерь Навуходоносора, который приказал убить сыновей Седекии у него на глазах. Казнили ряд аристократов поверженной страны, а Седекию ослепили и отправили в ссылку.

Вавилонский плен: участь побежденных

Навуходоносор не стал заселять территорию Иудеи другими народами. Данные археологии показывают, что страна не была полностью заброшена — поселения к северу от Иерусалима продолжали существовать и в VI веке до н. э. Жители сельских поселений продолжали совершать паломничества в разрушенный Иерусалим и совершать там религиозные обряды.

4.jpg

Основную часть пленных иудеев переселили в опустошенные земли на границе Вавилонии и Ассирии, где пленники селились самоуправляющимися общинами.

Переселенцы соблюдали свои традиции и хранили свои родословные и устные традиции. В то же время в повседневной речи место иврита занял арамейский. Переселенцы приняли вавилонские названия месяцев и стали принимать их имена, в том числе, включающие имена вавилонских богов. Через полтора столетия пророк Ездра читал в Иерусалиме Тору на иврите, а жрецы-левиты переводили его слова на арамейский для собравшихся слушателей.

После победы Кира Великого над Вавилонией иудеи-изгнанники смогли вернуться из Вавилонии в Иудею.

Иерусалим - город, в котором сбылось дело избавления человеческого рода и наступило заключение Нового Завета в Крови Христовой. Город Страдания и смерти, Воскресения и Вознесения. В этом городе на апостолов и первых учеников сошел Дух Святой в виде огненных языков. Христос плакал над Иерусалимом как над непослушным и неверным городом, но в нем совершил свою Пасху.

Иерусалим - это город, святость и уникальная красота которого сливаются в особую вечную песню тоски по нему для всех, кто его когда-нибудь посещал. В этот город много веков совершали паломничество святые, великие грешники и безымянные толпы. Здесь каждый камень, и даже уличная пыль напоминают Того, которому мы обязаны избавлением. Это избранный и освященный город. "Господь любит врата Сиона более всех поселении Иакова" (Пс. 87). Здесь встретимся все, когда "Сей Иисус, вознесся от вас на небо, придет подобным же образом, как вы и видели Его восходящим на небо".

Согласно традиции, построил город таинственный царь Мелхиседек, "священник Бога Всевышнего", давая ему название Салим. Сохранилось предание, что царь Мелхиседек перенес в Иерусалим тело первого человека, Адама, которое Ной держал в своем ковчеге во время потопа.

Хананеяне-иевусеи построили на горе Сион укрепленную крепость, которую не смогли завоевать ни Иисус Навин, ни Судьи. Завоевал его только уже царь Давид и перенес туда Ковчег Завета. Перенес также свою царскую резиденцию из Хеврона в Иерусалим, давая ему новое название - город Давидов. Его сын, царь Соломон, построил на вершине горы Мориа прекрасный храм Единого Бога.

Упадок столицы, который начался с разделения царства на две части, углублялся после очередных осад и атак со стороны северного царства, а также египтян, филистимлян и кочевых арабских племен. Причиной всему этому стало отступление сынов Израиля от веры в Единого Бога.

В соответствии с указом царя Кира (536 г. до н.э.) изгнанники вернулись на свою родину, отстроили жертвенник, Храм, а потом стены и кварталы города. В 332 году до рождества Христова Иерусалим перешел во владение Александра Великого, а после его смерти попал под власть Птолемея из Египта, а затем Селевкида из Сирии.

При господстве Антиоха Епифана (175-164 г. до н.э.) священный храм был осквернен, что послужило причиной Маккавейской войны.

В 63м году до н.э. Иерусалим вновь оказался под владычеством римлян, при господстве которых, несколько десятков лет позже, совершился приход на свет Сына Божьего, Иисуса Христа.

После еврейских восстаний Иерусалим был отстроен римлянами. На Голгофе ими был возведен храм в честь Венеры, а над Могилой Господней - римский форум.

В начале IV века святой равноапостольный Константин Великий и его мать св. Елена строят базилику Гроба Господня. Разрушенные в 70 году стены города восстанавливает благочестивая византийская императрица Евдоксия, осуществляя таким образом слова 50 Псалома: "Ощасливи, Господи, благоволением Твоим Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалимские".

Когда в 629 году император Ираклий по поводу победного окончания войны с персами принимал в Константинополе посольства из таких далеких стран как франкское королевство и Индия, дошло до него письмо от арабского шейха, который называл себя пророком Бога и призвал императора перейти на его веру. Этим шейхом был Мухаммед (Магомет).

Началась новая серия войн, на этот раз с последователями Мухаммеда. Над речкой Ярмук около Галилейского озера во время ослепительной пылевой бури христиане под командованием императора Ираклия проиграли войну с арабами, которыми командовал халиф Омар. Был это 636 год. В 639-м году халиф Омар бескровно занимает город и молится на храмовой площади, повернувшись лицом не в сторону Мекке как всегда, а в сторону Гроба Господня. В 1009 году фатимидский халиф Хаким разрушает Могилу Христа и много других храмов. В 1071 году Иерусалим завоевывают сельджуки и этот факт становится причиной крестовых походов. В 1 099 году крестоносцам удается завоевать Палестину, но 90 лет спустя они были изгнаны из Святой Земли египетским султаном Салах-ад-Один. В 1517 году Иерусалим и всю страну заняли турки и владели ею на протяжении четырех столетий.

В период Первой мировой войны англичане, которые выступили против турок, взяли Иерусалим без боя 9 декабря 1917-го года. После отмены британского мандата в 1948 году было объявлено новое государство Израиль, в рамках которого оказался и Иерусалим.

Странными и таинственными являются судьбы этого самого святого города в мире, где среди диких гор Иудейской пустыни виднеются три холма: Сион, Мориа и масличные Горы. Правду говорит Священное Писание, что в Иерусалим дороги сходятся. Если по какой-либо из современных дорог будете въезжать в Иерусалим, всегда нужно ехать под гору. Город действительно является образом "Нового Иерусалима".

Сегодняшний Старый Город, в центре которого находится Базилика Гроба Господня, лишь частично соответствует Иерусалиму периода Христа. Голгофа, а также сад Иосифа Аримафейского находились когда-то за городскими стенами. Старый Иерусалим насчитывает сейчас 22 православных монастыря, которые увековечивают события Ветхого и Нового Заветов.

В Старый Иерусалим ведет семь ворот: три с севера - Ирода, Дамаск и Новые, с запада - Яффские, двое с юга - Сионские и Мусорные, с востока - Львиные, называемые еще воротами св. Стефана или Девы Марии. Восьмые ворота, Золотые, остаются замурованными со времен Салах-ад-Дина (1187).

Изначально Золотые Ворота называлась Красивыми (греч.: Горайа). С течением времени из-за незнания греческого языка название деформировалась на Аврэа, что означает "золотые". Эти ворота послужили образцом при строительстве портала Базилики Гроба Господня. Издавна считалось, что при ней встречались родители Богоматери - св. Иоаким и св. Анна, которые в то же время, хотя в разных местах, получили от Ангела весть о рождении благословенной дочери. При этих воротах св. Апостол Петр исцелил хромого от рождения. Через эти ворота Иисус Христос совершил свой знаменитый въезд в Иерусалим.

Ежедневно, особенно летом, когда солнечные лучи греют несколько сильнее, многие паломники, посещающие Иерусалим, становятся свидетелями феномена, который граничит с чудом. Лучи восходящего солнца затмевает Елеонской Гора, но естественная щель, которую не сумели заполнить возведенные на горе сооружения, пропускает часть солнечных лучей. Утром, при восходе солнца, дает это необычный эффект. Весь город, включая долины Кедрона и Гефсимании, скрывается в тени, а сильный луч солнечного света, будто прожектор, освещает только Золотые Ворота, через которые Христос въехал в Иерусалим. Золотые Ворота отбивают солнечный блеск и в окружающих их темноте выглядят они словно выполненные из золота. У паломников, наблюдающих за этим прекрасным явлением, вызывает оно возглас восторга и впечатление, что наблюдают чудо.

Так очевидно было и столетия тому назад, когда эти ворота вели в Храм Всевышнего Бога, а еврейский народ был единственной нацией на свете, который знал Его.

Читайте также: