Права и обязанности перевозчика кратко

Обновлено: 30.06.2024

Регулярные перевозки осуществляются в строгом соответствии с расписанием, с чёткими интервалами прибытия транспортного средства к месту организованного остановочного пункта и отправления от него.

Организация регулярных перевозок в обязательном порядке требует получения лицензии, наличие которой обязывает перевозчика:

  • иметь ремонтную базу;
  • проводить предрейсовые техосмотры транспортного средства и его регулярное техобслуживание;
  • проводить предрейсовые медосмотры водителей;
  • регулярно инструктировать водителей по безопасности дорожного движения;
  • контролировать режим труда и отдыха водителей;
  • иметь оборудованные места для стоянок транспортных средств.

Согласно законодательству, существуют два вида регулярных перевозок:

  • допускающих посадку и высадку пассажиров исключительно в организованных остановочных пунктах, расположенных по маршруту следования транспортного средства;
  • допускающих посадку и высадку пассажиров в любом незапрещённом правилами дорожного движения месте по маршруту следования.

В первом случае транспортное средство, соблюдая интервалы времени, прибывает на каждый организованный остановочный пункт и осуществляет посадку и высадку пассажиров в соответствии с расписанием. Остановки в каждом пункте являются обязательными. На каждом стационарном остановочном пункте должна присутствовать информация, включающая:

  • сведения о виде перевозок;
  • расписание и интервалы прибывания (отправления) транспортных средств;
  • время начала и окончания движения транспортного средства по маршруту;
  • название начального и конечного пунктов следования транспорта;
  • полное название, адрес и контактный телефон организации, контролирующей маршрут регулярной перевозки пассажиров и багажа.

Во втором случае (когда правилами перевозок допускается посадка и высадка пассажиров в любом месте) движение транспортного средства также осуществляется в строгом соответствии с установленным маршрутом и по утверждённому расписанию с чётким определением начального и конечного пунктов следования транспортного средства, однако водители не обязаны останавливаться на каждой остановке: остановки производятся только по требованию пассажиров.

Договор перевозки пассажиров по регулярному маршруту: содержание, права и обязанности перевозчика и пассажира

Согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТГПЭТ), договор перевозки пассажиров по регулярному маршруту является формальным публичным договором, удостоверяемым билетом, который приобретает пассажир на данное транспортное средство. Право на транспортировку багажа подтверждается специальной квитанцией, выдаваемой кассиром после внесения платы за багаж. Формы этих документов (билетов и квитанций) и их реквизиты регламентируются правилами перевозок пассажиров.

Вместо билета пассажир имеет право предъявить кассовый чек, в котором должны быть указаны сведения о билете (стоимость, время отправления, номер места и т. п.) и квитанции об оплате ручной клади. Кроме этого, Устав автомобильного транспорта допускает использование электронных билетов с условием указания в них всех необходимых реквизитов и сведений.

Права и обязанности перевозчика

Согласно УАТГПЭТ, перевозчик обязан:

  • Оборудовать стационарные остановочные места по маршруту следования транспортного средства и снабдить каждый из них полным набором необходимой информации (о расписании, интервалах прибытия транспорта, данными о перевозчике и т. д.).
  • Обеспечить стационарные остановки средствами защиты от атмосферных осадков.
  • Оборудовать транспортное средство снаружи и изнутри табличками со всей необходимой информацией:
    • снаружи должны быть размещены хорошо читаемые таблички с номером транспортного средства, маршрутом с указанием начальной и конечной точек следования, а также названиями основных остановок, сведений о перевозчике;
    • изнутри должны быть размещены таблички, включающие информацию о водителе и кондукторе, местах для детей и инвалидов, стоимости проезда, правилах пользования данным видом транспортного средства.
    • наличие видеотехники;
    • кондиционер;
    • дополнительные багажные полки;
    • туалет;
    • предоставление напитков или питания.
    • рейс был отменён;
    • рейс был задержан более чем на один час;
    • пассажиру не было предоставлено место в салоне в соответствии с приобретённым билетом.

    Стоимость проезда должна быть возвращена пассажиру в течении 10 дней с момента предъявления требования к перевозчику.

    • Делать остановки транспортного средства на оборудованных остановках, объявляя об этом заранее. Водитель или кондуктор обязаны предупреждать пассажиров о приближающихся остановках, на которых посадка и высадка осуществляется только по требованию. Соответственно и водитель обязан делать остановки в подобных местах только в случае, если пассажир заранее предупредит его о желании сойти или пассажир, ожидающий транспорт на остановке, проголосует.
    • Предоставить иное транспортное средство для обеспечения перевозки пассажиров, имеющих билеты, в форс-мажорных ситуациях: при авариях, неисправностях, не позволяющих продолжать движение, иных аналогичных причинах.
    • Вернуть пассажиру забытые в транспорте вещи в соответствии с порядком возврата таких вещей, регламентированным правилами перевозок пассажиров.

    Согласно УАТГПЭТ, перевозчик имеет право:

    1. Устанавливать нормы провоза ручной клади, оговаривая условия бесплатного провоза багажа, а также багажа, превышающего по габаритам или по количеству показатели, зафиксированные в п. 1 ч. 2 ст. 22 УАТГНЭТ.
    2. Отказать пассажиру в транспортировке ручной клади в случае, если её свойства (например, жидкость или стекло) или упаковка (например, с острыми металлическими гранями или углами) не отвечают требованиям правил перевозок пассажиров (представляют угрозу жизни или безопасности).
    3. Отказать в перевозке багажа, если из-за нестандартной формы или габаритов он будет мешать входу и выходу других пассажиров.

    Права и обязанности пассажира

    1. Своевременно оплатить свой проезд и провоз багажа, превышающего по количеству или объёму установленную норму, в случаях, если оплата предусмотрена нормами закона.
    2. Сохранять билет и квитанцию на оплату багажа до окончания поездки.
    3. Предъявлять билет и квитанцию по первому требованию контролёров (лиц, предоставивших соответствующее удостоверение).
    4. Оплатить проезд и штраф в случаях, если установлен факт его безбилетного проезда. Такое лицо обязано уплатить штраф по тарифу, установленному КоАП и законами субъектов Российской Федерации, за безбилетный проезд или неоплаченный провоз багажа, а также полную стоимость билета от пункта посадки до пункта высадки. В случае, если пункт посадки установить не удаётся, оплата производится от начального пункта следования транспортного средства до конечного. Если пассажир желает сойти на ближайшей остановке, значит оплата производится от начальной точки маршрута до этой остановки.

    Согласно законодательству, безбилетным считается лицо, не имеющее никакого проездного документа или предъявившего контролёру билет:

    • без отметки о гашении;
    • поддельный;
    • с истекшим сроком действия;
    • использованный ранее;
    • принадлежащий иному лицу, имеющему право на льготный проезд.

    Пассажир имеет право:

    1. Бесплатно провозить ручную кладь, занимающую не более одного места.
    2. Бесплатно провозить одного ребёнка в возрасте до пяти лет в междугороднем транспорте и до семи лет в городском и пригородном транспорте при условии наличия документа, подтверждающего возраст ребёнка и без предоставления ему отдельного места.

    Согласно ч.2 ст. 21 УАТГНЭТ, пассажир имеет право провозить в транспорте городского и пригородного назначения двух детей в возрасте до двенадцати лет с предоставлением отдельных мест и скидкой оплаты за проезд в 50% в случае, если в данном виде транспорта действует запрет на провоз детей без предоставления посадочного места.

    1. Претендовать на частичное или полное возвращение стоимости проезда и провоза ручной клади. Полный возврат стоимости производится в случаях:
      • отмены рейса;
      • задержки отправления более, чем на один час;
      • непредоставления пассажиру места, указанного в билете;
      • предоставления пассажиру места в транспортном средстве более низкой комфортности, чем то, на которое пассажир приобрёл билет.

    В случаях, когда пассажир согласен ехать транспортом более низкой комфортности, перевозчик обязан возвратить ему разницу в стоимости проезда. Если перевозчик предоставляет для проезда транспорт более высокой комфортности, чем транспортное средство, указанное в расписании, то пассажир имеет право проезда без доплаты.

    Частичный возврат стоимости проезда производится:

    • в размере 75% оплаченной суммы в случае, если пассажир не попал на рейс по уважительной причине (болезни, несчастного случая и т. д.) и обратился к перевозчику не позднее трёх суток после отправления транспортного средства;

    Действие просроченного билета можно восстановить с правом проезда на другом транспортном средстве, доплатив 25% от его стоимости.

    • в размере 95% оплаченной суммы в случае, если билет возвращён не позднее, чем за два часа до отправления транспортного средства;
    • в размере 85% оплаченной суммы, если билет возвращён менее чем за два часа до отправления транспортного средства.
    1. Проезда и провоза ручной клади в ином транспортном средстве, предоставленном перевозчиком (на который не приобретался билет), по уже купленному билету в случаях непредвиденных обстоятельств: аварий, поломок и т. п.

    Заказные перевозки: определение, условия осуществления, права и обязанности сторон

    Заказными являются перевозки, осуществляемые по определённым маршрутам на основании договора, заключённого между перевозчиком и заказчиком перевозок.

    Согласно действующему законодательству, этот вид перевозок лицензирования на требует. Начиная с 2009 года лицензии были заменены на уведомление о предоставлении услуг по перевозке пассажиров. Уведомление составляется в двух экземплярах и отправляется в Управление государственного автодорожного надзора. В документе необходимо сообщить следующие сведения:

    • Наименование юридического лица (полный и сокращённый вариант).
    • Организационно-правовую форму предприятия.
    • ФИО руководителя.
    • Почтовый адрес фирмы и её филиалов (если имеются), а также места фактического осуществления заявленного вида деятельности.
    • Регистрационный номер юридического лица.
    • Идентификационный номер налогоплательщика.
    • Перечень видов деятельности и предоставляемых услуг.
    • Технические сведения об автомобиле (автомобилях), включающие:
      • модель;
      • марку;
      • номер;
      • пассажировместимость/грузоподъёмность (при перевозке грузов);
      • документ, подтверждающий право владения транспортным средством (собственность, аренда, лизинг и т. п.);
      • копию договора ОСАГО (обязательного страхования);
      • наличие тахографа – прибора, контролирующего режим работы и отдыха водителя.

      В соответствии с законодательством, каждое уведомление вносится в Реестр уведомлений, а разрешение на услугу должно быть предоставлено в день подачи уведомления заявителем.

      Права и обязанности пассажиров и перевозчика при перевозках заказным видом транспорта регламентируются договором, заключённым между сторонами.

      Перевозки легковым такси: определение, правила оказания услуги, права и обязанности сторон

      Согласно нормативным документам, регламентирующим перевозки пассажиров, легковым такси признаётся транспортное средство категории М1, используемое для перевозки пассажиров и их багажа на основании публичного договора, именуемого фрахтованием.

      Пассажиром в данном случае является физическое лицо (лица), заключившее договор фрахтования, а багажом – вещи, принятые для перевозки в установленном порядке.

      Фрахтование заключается в устной форме непосредственно с водителем или путём заказа такси через диспетчера, являющегося исполнителем услуги. В соответствии с УАТГНЭТ, диспетчер обязан:

      • зарегистрировать вызов и сообщить заказчику номер заказа;
      • по прибытии такси сообщить об этом заказчику, указав одновременно номер автомобиля, марку, цвет и время фактической подачи.

      Плата за проезд может быть фиксированной, а также устанавливаться либо на основании действующих муниципальных тарифов, учитывающих расстояние, либо фактического времени использования такси. Маршрут проезда определяет пассажир. Если он указывает только конечную точку, водитель обязан ехать кратчайшим путём.

      Провоз багажа в такси имеет ограничения. Так, водитель вправе отказать заказчику в перевозке слишком громоздкого багажа, который может мешать водителю вести автомобиль, загораживать зеркала заднего вида, а также будет выступать за пределы салона или багажника автомобиля. Провоз животных допускается с условием нахождения их в специальных корзинах (клетках) для перевозки, а крупных зверей при наличии поводков, намордников и подстилок. В такси запрещён провоз:

      • материалов и веществ, являющихся взрывчатыми, легковоспламеняющимися, токсичными и т. д.;
      • любых видов оружия без соответствующей упаковки;
      • вещей и предметов, загрязняющих автомобиль.

      В легковом такси на передней панели, кроме визитной карточки водителя с фотографией, в обязательном порядке должны присутствовать:

      • информация об исполнителе услуги;
      • условия оплаты проезда;
      • реквизиты организации, контролирующей осуществление данного вида перевозок;
      • правила пользования такси, разъясняющие пассажиру его права и обязанности.

      Все претензии к перевозкам легковыми такси подаются в порядке, предусмотренном УАТГНЭТ, исполнителям по месту их нахождения.

      Статья 14. Права и обязанности перевозчика

      1. Перевозчик вправе расторгнуть договор перевозки пассажира при несоблюдении пассажиром правил пользования внеуличным транспортом.

      2. Перевозчик обязан:

      1) предоставить услуги по перевозке пассажиров внеуличным транспортом в соответствии с графиком (расписанием) транспортного обслуживания и по установленным тарифам;

      2) при осуществлении перевозок пассажиров метрополитеном и монорельсовым транспортом соблюдать правила технической эксплуатации внеуличного транспорта;

      3) при осуществлении перевозок пассажиров соблюдать относящиеся к нему требования правил пользования внеуличным транспортом;

      4) заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозке пассажира монорельсовым транспортом в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном";

      5) заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте (канатной дороге, фуникулере или эскалаторе метрополитена) в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" в случае, если перевозчик является владельцем указанного опасного объекта;

      6) возместить вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу пассажиров, а также третьим лицам, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации;

      7) соблюдать иные требования в сфере внеуличного транспорта, установленные законодательством Российской Федерации.

      1. Перевозчик обязан предоставить пассажиру указанное в билете или путевке место на судне.

      В случае, если билет или путевка выданы на имя определенного лица, они не могут быть переданы другому лицу.

      2. В местах обслуживания пассажиров, в том числе в местах продажи билетов, должна быть представлена в наглядной и доступной форме своевременная и достоверная информация об организации перевозок пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и правилами оказания услуг.

      3. Перечень и порядок предоставления льгот и услуг пассажирам устанавливаются законодательством Российской Федерации.

      4. Пассажирам обеспечиваются условия перевозок, установленные законодательством Российской Федерации и другими определяющими комфортабельность судна обязательными нормативами, а также предоставляются пассажирские места любых установленных правилами перевозок пассажиров категорий.

      Комментарии к ст. 99 КВВТ РФ

      1. Комментируемая статья устанавливает следующие обязанности перевозчика:

      - предоставить пассажиру указанное в билете или путевке место на судне. В случае если билет или путевка выданы на имя определенного лица, они не могут быть переданы другому лицу;

      - предоставить пассажиру своевременную и достоверную информацию об организации перевозок пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и правилами оказания услуг. Информация должна быть представлена в наглядной и доступной форме в местах обслуживания пассажиров, в том числе в местах продажи билетов.

      В соответствии с Правилами перевозок пассажиров юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги, связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузов для личных (бытовых) нужд (далее в комментируемой главе - исполнители) должны своевременно обеспечивать потребителей следующей достоверной информацией на русском языке, а при необходимости - на других языках:

      - фирменное наименование исполнителя, место его нахождения (юридический адрес);

      - перечень работ и услуг, их стоимость;

      - расписание движения судов;

      - стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 кг на скоростных и свыше 36 кг на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа;

      - сроки продажи билетов;

      - порядок возврата билетов;

      - перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза;

      - время работы билетных и багажных касс, грузовых контор и камер хранения;

      - схемы планировки пассажирских мест на судах и наличие на них багажных помещений;

      - расположение помещений береговых объектов, в том числе предназначенных для обслуживания пассажиров мест общего пользования и мест взвешивания ручной клади;

      - порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка;

      - перечень категорий граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества;

      - порядок обязательного и добровольного страхования;

      - перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в каютах повышенной комфортабельности;

      - номер лицензии, срок ее действия, наименование органа, выдавшего лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию;

      - наименование и юридический адрес организации, которая уполномочена рассматривать претензии.

      Информация размещается на судах, в портах и других местах обслуживания пассажиров. Обо всех изменениях исполнитель обязан информировать в местах обслуживания пассажиров, в том числе в пунктах продажи пассажирских билетов, и на судах.

      Исполнитель обязан по запросам граждан предоставлять для ознакомления Правила перевозок пассажиров, Правила пользования судами и объектами и Правила перевозок грузов, а также обеспечить пассажирам условия перевозок, установленные государственными стандартами и другими определяющими комфортабельность судна обязательными нормативами, предоставлять пассажирские места любых категорий, установленных правилами перевозок пассажиров.

      2. Перечень и порядок предоставления услуг пассажирам устанавливаются Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров.

      Исполнители должны обеспечивать своевременность перевозки, безопасность и качественное обслуживание пассажиров на судах и береговых объектах, предназначенных для обслуживания перевозки пассажиров, а также своевременность доставки и сохранность перевозимых грузов и багажа. Обязанность по обеспечению целости и сохранности ручной клади лежит на пассажире.

      Порядок оказания услуг, связанных с перевозкой пассажиров, урегулирован разделом III Правил оказания услуг по перевозке пассажиров. В частности, исполнитель обязан выдать билет при наличии свободных мест на судах до указанных пассажирами пунктов назначения, предусмотренных расписанием движения судна, согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ для граждан определенных категорий.

      Продажа билетов осуществляется в кассах и (или) на судне.

      Исполнитель принимает багаж для перевозки заблаговременно до отъезда пассажира, но не позднее 1 часа до отправления судна, а в промежуточных пунктах маршрута - не позднее 30 минут до отправления судна. Исполнитель может принять багаж позднее этого времени, если имеется возможность оформить прием и погрузить багаж на судно до его отправления.

      При приеме багажа для перевозки проверяется его масса на весах исполнителя и потребителю выдается багажная квитанция по форме, установленной правилами перевозок пассажиров.

      Перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки в виде ручной клади и багажа, а также масса, размер багажа и требования к его упаковке устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

      Пассажиру, имеющему билет на спальное место, за плату выдается комплект постельных принадлежностей, если стоимость этой услуги не включена в стоимость проезда. Смена постельного белья производится не реже одного раза в 7 дней. При выдаче постельных принадлежностей проводник обязан застелить постель. Постельные принадлежности возвращаются пассажиром проводнику перед прибытием судна в порт назначения, указанный в билете пассажира.

      Прием вещей на хранение (кроме сдаваемых в автоматические камеры) удостоверяется выдачей квитанции (номерного жетона), по предъявлении которой вещи выдаются потребителю.

      Тара и упаковка сдаваемых в камеру хранения вещей должны обеспечивать их сохранность. Неисправность вещи или ее упаковки должна быть устранена до сдачи ее на хранение, а при невозможности устранения указана потребителем на квитанции.

      Вес одного места, принимаемого на хранение, не должен превышать 50 килограммов. Для переноски упакованные вещи должны иметь необходимые приспособления. Каждая вещь, в том числе привязанная к сдаваемой ручной клади, считается отдельным местом.

      Прием вещей на хранение (кроме вещей, сдаваемых по номерным жетонам или в автоматические камеры) производится с объявлением их ценности. В случае сомнения в правильности оценки исполнитель имеет право в присутствии потребителя осмотреть вещи, содержимое упаковки, а при возражении против такого осмотра - отказать в приеме вещей на хранение. За объявление ценности сдаваемых на хранение вещей взимается плата в размере, установленном исполнителем.

      За пропажу вещей из автоматических камер хранения исполнитель несет ответственность только при наличии доказательств, что эта пропажа произошла по его вине.

      Лицо, при котором находится ребенок до 7 лет, может пользоваться услугами комнаты матери и ребенка. В комнате матери и ребенка оказываются следующие услуги:

      а) предоставление спальных мест и постельных принадлежностей для ребенка и взрослого на срок до 5 дней;

      б) прием внеочередных заказов на все виды оказываемых услуг, в частности приобретение билетов для лица с грудным ребенком на суда транзитных и местных линий;

      в) пользование душем или ванной, полотенцем, купальной простыней;

      г) оказание медицинской помощи;

      д) предоставление детских игр.

      Порядок оказания услуг, связанных с перевозкой грузов для личных (бытовых) нужд, регулируется разделом IV Правил оказания услуг по перевозке пассажиров.

      Исполнитель принимает для перевозки груз для личных (бытовых) нужд по его предъявлении без предварительной подачи заявки и выдает квитанцию о приеме груза для перевозки.

      Грузы для личных (бытовых) нужд, в том числе состоящие из нескольких разнородных предметов, сдаются для перевозки под общим наименованием в транспортной накладной "Грузы для личных (бытовых) нужд" и с указанием наименования и количества отдельных предметов, составляющих отправку.

      Исполнитель обеспечивает потребителей бланками транспортных накладных в порядке, установленном Правилами перевозок грузов.

      Груз для личных (бытовых) нужд в контейнерах принимается для перевозки по описи, представляемой потребителем в 3 экземплярах, с оценкой погруженных в контейнер предметов. Опись должна быть подписана потребителем и исполнителем и удостоверена календарным штемпелем порта отправления.

      Один экземпляр описи выдается потребителю, второй экземпляр остается у исполнителя, а третий экземпляр помещается в контейнер.

      В пункте назначения груз для личных (бытовых) нужд, прибывший в контейнере, выдается по требованию потребителя после проверки соответствия количества и наименования предметов сведениям, указанным в приложенной описи.

      Контейнеры с грузами для личных (бытовых) нужд должны быть опломбированы исполнителем за счет потребителя.

      Исполнитель обязан уведомить потребителя о прибывшем в его адрес грузе для личных (бытовых) нужд не позднее 12 часов дня, следующего за днем прибытия груза, в порядке, предусмотренном правилами перевозок грузов.

      Прибывший груз для личных (бытовых) нужд хранится в порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня его прибытия. Остальное время груз для личных (бытовых) нужд хранится за плату.

      При задержке выдачи груза для личных (бытовых) нужд по вине исполнителя расходы по хранению груза несет исполнитель.

      Порядок хранения груза для личных (бытовых) нужд в портах отправления и назначения устанавливается Правилами перевозок грузов.

      Груз для личных (бытовых) нужд выдается потребителю по предъявлении им квитанции о приеме груза для перевозки и документов, удостоверяющих личность и место жительства потребителя, под расписку в дорожной ведомости с указанием в ней даты получения груза для личных (бытовых) нужд, номера документа, удостоверяющего личность и место жительства потребителя.

      3. Перечень и порядок предоставления льгот и услуг пассажирам устанавливаются законодательством Российской Федерации. Так, например, ст. 6 Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" предоставляет Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы бесплатное личное пользование внутригородским транспортом (водными переправами) и внеочередное приобретение билетов на все виды водного транспорта.

      Согласно Кодексу торгового мореплавания данный договор относится к договору перевозки в чистом виде. А применительно к воздушному – такого не предусмотрено. В данном случае возможно применение положения об аренде транспортных средств с экипажем.

      Права и обязанности грузоотправителя:

      1. Единственная обязанность – обязанность по уплате провозной платы

      Транспортный устав кодекса допускает диспозитивное регулирование, т.е. обязанность может вноситься до отправления груза, до принятия груза либо после прибытия груза в пункт назначения.

      Регулирование со стороны государства является только в отношении ж\д транспорта, по другим видам транспорта – в зависимости от договоренности.

      Провозные платежи обычно не ограничиваются в уплате провозной плате, также есть дополнительные сборы за дополнительные услуги перевозчика (все это вместе – провозные платежи). В частности это – выполнение разгрузочный и загрузочных работ; за взвешивание груза, за охрану груза, за сопровождение, за переадресовку груза. Перевозка должна оплачиваться предварительно, перевозчик не обязан оказывать услуги в кредит, поэтому без получения платы он может задержать отправление.

      Окончательный расчет за перевозку осуществляется в пункте назначения между перевозчиком и грузополучателем. Это может быть в случае, если в порядке оплаты уплачивается не вся провозная плата.

      2. Отправитель вправе давать обязательные для перевозчика распоряжения по поводу перевозимого груза

      Все эти права предусмотрены транспортными уставами и кодексами – это право потребовать вернуть сданный груз. По общему правилу это право действует до момента отправления груза. Исключение – морская перевозка, когда действия можно осуществлять даже после отправления судна, вернуть судно можно то есть.

      Право на переадресовку груза, т.е. отправитель может переадресовать груз другому получателю, данное право может реализовываться до момента выдачи груза первому получателю. В отношении ж\д перевозки возможно как грузоотправителем, так и грузополучателем (в том числе и на станции назначения); на внутреннем водном транспорте есть возможность у грузополучателя переадресовать груз – грузоотправитель может переадресовать груз до момента вручения перевозчиком получателю транспортной накладной, а получатель может переадресовать груз с момента получения транспортной накладной и до момента выдачи груза.

      Обязанности перевозчика:

      1. Обязанность доставить груз в пункт назначения, указанный в транспортной накладной либо в коносаменте. Должно осуществляться в соответствующий срок (сроки определяются специализированным законодательством, если нет такого, то в разумный срок).

      Груз считается доставленным в срок, если в течение этого срока он прибыл в пункт назначения, при необходимости выгружен перевозчиком, если обязанность лежит на нем, и получатель уведомлен о доставке груза.




      2. Перевозчик обязан обеспечить сохранность перевозимого груза с момента принятия груза перевозки и до момента выдачи груза в пункте назначения получателю

      Чтобы это сделать предусматриваются определенные условия перевозки и прочее, которые предусмотрены транспортным законодательством. Обеспечению сохранности также соответствует обязанность по пломбированию груза. Транспортные уставы в этом аспекте также связывают с пломбированием выполнение действий, связанных с охраной груза.

      Если груз перевозится в сопровождении лиц, нанятых для сопровождения грузополучателем, это не освобождает перевозчика от ответственности

      3. Обязанность выдать груз в пункте назначения получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу

      Перевозчик обязан для этого уведомить субъектов о прибывших в их адрес грузов, обязан выдать груз с оформлением необходимых документов и в определенных законом случаях оформить документы, которые могут выступать основанием для будущих претензий или будущих исков

      Момент выдачи груза – момент, когда на транспортной накладной ставится соответствующая отметка (прежде всего получателем). По общему правилу перевозчик не обязан проверять массу, состояние, количество груза. Но есть исключения:

      1) такая проверка обязательна в случае, если груз прибыл в неисправном вагоне, контейнере, либо повреждены запорные и пломбировочные устройства либо груз прибыл в пункт назначения попутных станций

      2) в случае прибытия груза с признаками недосдачи или порчи груза, повреждения в открытом подвижном состав;

      3) если пребывает скоропортящийся груз с нарушением срока доставки либо с нарушением температурного режима доставки;

      4) если пребывает груз, который грузился транспортным средством перевозчика

      Обязанность по выдаче грузов также имеет определенную специфику. Внутренний водный транспорт – обязанность по выдаче соответствует обязанности получателя принять. Подтверждение выдачи – подпись получателем дорожной ведомости.

      На автотранспорте – если груз пребывает в исправных автомобилях, контейнерах, с исправными пломбами – то груз передается без проверки, за исключением тарных и штучных грузов, которые всегда взвешиваются и проверяются при выдаче получателю.

      Морской перевозчик передает груз любому законному держателю оригинала коносамента. Коносамент может передаваться различными способами.

      Виды перевозок

      Общая классификация – деление на:

      1) Внутренние перевозки

      2) Международные перевозки

      Также иная классификация:

      Силами одной транспортной организации

      Несколькими транспортными организациями одного вида транспорта по одному перевозочному документу

      Несколько транспортных организаций, относящихся к нескольким видам транспорта

      Обычная скорость поездов

      2) Большой скорости

      1) Городская перевозка (в пределах населенного пункта)

      2) Пригородная (между населенными пунктами на расстоянии до 50 км)

      3) Междугородная перевозка (на расстоянии более 50 км)

      4) Международная перевозка

      Договор фрахтования (или договор чартера):

      1) На воздушном транспорте

      2) На морском транспорте

      3) На автотранспорта

      Предоставляется для перевозки вся или часть вместимости транспорта. Сторонами является фрахтовщик и фрахтователь (2 – туристическая фирма, владелец)

      Согласно Кодексу торгового мореплавания данный договор относится к договору перевозки в чистом виде. А применительно к воздушному – такого не предусмотрено. В данном случае возможно применение положения об аренде транспортных средств с экипажем.

      Права и обязанности грузоотправителя:

      1. Единственная обязанность – обязанность по уплате провозной платы

      Транспортный устав кодекса допускает диспозитивное регулирование, т.е. обязанность может вноситься до отправления груза, до принятия груза либо после прибытия груза в пункт назначения.

      Регулирование со стороны государства является только в отношении ж\д транспорта, по другим видам транспорта – в зависимости от договоренности.

      Провозные платежи обычно не ограничиваются в уплате провозной плате, также есть дополнительные сборы за дополнительные услуги перевозчика (все это вместе – провозные платежи). В частности это – выполнение разгрузочный и загрузочных работ; за взвешивание груза, за охрану груза, за сопровождение, за переадресовку груза. Перевозка должна оплачиваться предварительно, перевозчик не обязан оказывать услуги в кредит, поэтому без получения платы он может задержать отправление.

      Окончательный расчет за перевозку осуществляется в пункте назначения между перевозчиком и грузополучателем. Это может быть в случае, если в порядке оплаты уплачивается не вся провозная плата.

      2. Отправитель вправе давать обязательные для перевозчика распоряжения по поводу перевозимого груза

      Все эти права предусмотрены транспортными уставами и кодексами – это право потребовать вернуть сданный груз. По общему правилу это право действует до момента отправления груза. Исключение – морская перевозка, когда действия можно осуществлять даже после отправления судна, вернуть судно можно то есть.

      Право на переадресовку груза, т.е. отправитель может переадресовать груз другому получателю, данное право может реализовываться до момента выдачи груза первому получателю. В отношении ж\д перевозки возможно как грузоотправителем, так и грузополучателем (в том числе и на станции назначения); на внутреннем водном транспорте есть возможность у грузополучателя переадресовать груз – грузоотправитель может переадресовать груз до момента вручения перевозчиком получателю транспортной накладной, а получатель может переадресовать груз с момента получения транспортной накладной и до момента выдачи груза.

      Обязанности перевозчика:

      1. Обязанность доставить груз в пункт назначения, указанный в транспортной накладной либо в коносаменте. Должно осуществляться в соответствующий срок (сроки определяются специализированным законодательством, если нет такого, то в разумный срок).

      Груз считается доставленным в срок, если в течение этого срока он прибыл в пункт назначения, при необходимости выгружен перевозчиком, если обязанность лежит на нем, и получатель уведомлен о доставке груза.

      2. Перевозчик обязан обеспечить сохранность перевозимого груза с момента принятия груза перевозки и до момента выдачи груза в пункте назначения получателю

      Чтобы это сделать предусматриваются определенные условия перевозки и прочее, которые предусмотрены транспортным законодательством. Обеспечению сохранности также соответствует обязанность по пломбированию груза. Транспортные уставы в этом аспекте также связывают с пломбированием выполнение действий, связанных с охраной груза.

      Если груз перевозится в сопровождении лиц, нанятых для сопровождения грузополучателем, это не освобождает перевозчика от ответственности

      3. Обязанность выдать груз в пункте назначения получателю либо иному управомоченному на получение груза лицу

      Перевозчик обязан для этого уведомить субъектов о прибывших в их адрес грузов, обязан выдать груз с оформлением необходимых документов и в определенных законом случаях оформить документы, которые могут выступать основанием для будущих претензий или будущих исков

      Момент выдачи груза – момент, когда на транспортной накладной ставится соответствующая отметка (прежде всего получателем). По общему правилу перевозчик не обязан проверять массу, состояние, количество груза. Но есть исключения:

      1) такая проверка обязательна в случае, если груз прибыл в неисправном вагоне, контейнере, либо повреждены запорные и пломбировочные устройства либо груз прибыл в пункт назначения попутных станций

      2) в случае прибытия груза с признаками недосдачи или порчи груза, повреждения в открытом подвижном состав;

      3) если пребывает скоропортящийся груз с нарушением срока доставки либо с нарушением температурного режима доставки;

      4) если пребывает груз, который грузился транспортным средством перевозчика

      Обязанность по выдаче грузов также имеет определенную специфику. Внутренний водный транспорт – обязанность по выдаче соответствует обязанности получателя принять. Подтверждение выдачи – подпись получателем дорожной ведомости.

      На автотранспорте – если груз пребывает в исправных автомобилях, контейнерах, с исправными пломбами – то груз передается без проверки, за исключением тарных и штучных грузов, которые всегда взвешиваются и проверяются при выдаче получателю.

      Морской перевозчик передает груз любому законному держателю оригинала коносамента. Коносамент может передаваться различными способами.

      Читайте также: