Смысл сказки царевна лягушка кратко

Обновлено: 02.07.2024

В сем давно известно, что в сказках хранится и передаётся из поколения в поколение народная мудрость. Только простым глазом она не всегда видна нашему современнику, ибо передана в традиционных образах. Современные дети в наш компьютерный век в большинстве своём растут на других, чужих образах. Очень долго приходилось русским мудрецам прятать древние знания в народные сказки и песни, ибо опасно было говорить прямо, но через традиционные образы нашей культуры даже дети легко ту мудрость в сказках угадывали и постигали. Со временем же чужая культура и традиции всё прочней пускали корни на русской земле, и сегодня не только детям, но и взрослым людям сложно, читая сказку увидеть её истинный смысл. А для того, чтобы открылась потаённая мудрость, надо родной культурой и традицией интересоваться, тогда многое поймёшь, что в сказке между строк написано.

Так, например, Перун несёт энергию справедливости, Велес — мудрости, Макоша — материнства, Леля — юности, влюблённости и красоты и т.д. Но мы знаем, что у любого цвета радуги есть много оттенков. Нас, людей, можно сравнить с этими оттенками, ибо мы — есть проявления этих энергий, каких-то больше, а каких-то меньше. Так в одной семье одни дети больше похожи на маму, другие — на папу, одни — девочки, другие — мальчики, но во всех есть гены обоих родителей. Люди — такие же дети Сварога и Лады, а значит, в нас есть и энергии Сварога и энергии Лады, только в женщина — больше энергий Лады, а в мужчинах — Сварога. И характеры у нас разные: например, кто- то правозащитник (сильны энергии Перуна), кто-то мудрец (сильны энергии Велеса) и т.д.

«Пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка.

Молодой царевич противится, не может сразу принять свою судьбу, но мудрый царь знает, что суженая не может быть не ровней, и оказывается прав. Он даёт невесткам возможность показать себя, и Лягушка демонстрирует самые прекрасные женские качества: заботу о муже, желание сделать всё, чтобы её милый оказался на высоте. Через хлеб и ковёр она демонстрирует прекрасные образы своей души, которые восхищают не только царя, но и всех его подданных, и, наконец, она предстаёт в полном блеске своей красоты и мудрости на балу. И царю становится ясно, что мудрым правителем будет его младший сын! Иван–царевич влюблён в свою жену и за что теперь не готов расстаться со своей лягушкой! Он так боится её потерять, что сжигает её лягушачью кожу, и… тут же теряет свою возлюбленную. Это очень важный момент!

Страх – это очень сильная эмоция. Иван царевич представил, что он может потерять жену и испугался, то есть он увидел образ и наполнил его энергией страха. Этот образ тут же проявился в его жизни: он потерял Василису Премудрую. Все восточные мудрецы учат, что истинная любовь — есть непривязанность. Привязывать себя к кому-то или привязывать кого-то к себе — это лишение человека (или себя) права выбора, лишение его воли. Нельзя насильно удержать любовь! Можно лишь стараться её поддерживать и дарить! Настоящая любовь всегда вызывает ответную любовь, а желание удержать вызывает желание убежать. Любое ограничение извне вызывает внутренний протест. И ещё одна важная деталь: страх мешает любящим людям проявлять искренность, разговаривать открыто, а без этого невозможно построить хорошие прочные отношения. Стоило Ивану царевичу просто спросить свою жену, почему она скрывает свою красоту под лягушачьей кожей, и осталось бы ему ждать всего лишь три дня и три ночи свою красавицу. Но страх заставил его поступить безцеремонно со своей любимой и потерять её.

Вопросы жизни, смерти и бессмертия, а также любви, семьи и сохранения рода всегда волновали человечество, но сейчас стоят особенно остро. Подумаем вместе, зачем наши мудрые предки создали эту волшебную сказку и донесли до нас через века.

ФИО автора: Русская народная сказка, записанная Афанасьевым Александром Николаевичем.

Название: Царевна-Лягушка

Жанр: Сказка

Год написания: 1886 год


Главные герои

Иван Царевич – младший сын царя, добрый, верный, жалостливый.

Василиса Премудрая – красивая, мудрая девушка, искусная мастерица, превращённая в лягушку.

Царь – умный, опытный старик с чувством юмора.

Баба-Яга – колдунья, которая помогла Ивану в поисках Василисы.

Кощей Бессмертный – злой волшебник, отец Василисы Премудрой.

для самых компанейских -

Сюжет

Однажды царь решил женить трёх своих сыновей. Он каждому раздал луки и велел пустить по одной стреле: куда стрела упадёт, там и невесту нужно искать. У старшего сына стрела залетела на боярский двор, у среднего – на купеческий, а у младшего – на болото. Отправился Иван Царевич на поиски стрелы и увидел её в лапах лягушки. Та принялась уговаривать юношу забрать её, и он согласился. Увидев лягушку у младшего сына, царь рассмеялся и велел на ней жениться.

Чтобы проверить мастерство своих невесток, приказал им царь за ночь испечь хлеб. Расстроился Иван, но лягушка его успокоила. Ночью она обернулась в Василису Премудрую и испекла чудесный каравай с городами, птицами и зверями. Царю очень понравился этот хлеб, а стряпню старших невесток он приказал дворне отнести.

В следующий раз царь велел невесткам соткать ковёр. Ночью лягушка вновь превратилась в Василису Премудрую и выткала красивый ковер с узорами и цветами. Увидев его, царь велел расстилать его только по праздникам, а ковры старших невесток убрать с глаз долой.

Царь захотел познакомиться с жёнами своих сыновей и устроил пир. Лягушка сообщила Ивану, что появится на пиру чуть позже. Братья посмеивались над Иваном, но вдруг ударил гром и молния и приехала карета с прекрасной Василисой Премудрой. Во время танца она взмахнула руками, и появилось озеро с лебедями. Все гости были поражены женой Ивана, который, недолго думая, отправился домой, чтобы сжечь лягушечью кожу. Узнав об этом, Василиса опечалилась – ей оставалось всего три дня, чтобы освободиться от колдовства. Обернувшись голубкой, улетела она к Кощею, своему отцу.

Отправился Иван Царевич на поиски жены. Сносив две пары сапог, он встретил старика, который дал ему клубок и посоветовал идти за ним. По дороге царевич встретил медведя, зайца, селезня и щуку, но не убил их, а отпустил. Клубок привёл Ивана к избушке Бабы-Яга. Та, услышав о его беде, рассказала, как одолеть Кощея, который держал в плену Василису.

Иван Царевич нашёл дуб, на котором в сундуке в яйце на конце иглы находилась смерть Кощея. Медведь, заяц, селезень и щука помогли Ивану добыть заветную иглу, которую он тут же сломал и освободил свою жену. С тех пор Иван Царевич и Василиса Премудрая жили долго и счастливо.

План пересказа

  1. Поиск невест.
  2. Жена Ивана Царевича – лягушка.
  3. Первое задание царя – каравай.
  4. Второе задание – ковёр.
  5. Царский пир.
  6. Появление Василисы Премудрой. Иван сжигает лягушечью кожу.
  7. Поиск Василисы.
  8. Старичок и волшебный клубок.
  9. Баба-Яга открывает тайну Кощея.
  10. Смерть Кощея и счастливое избавление Василисы.

Главная мысль

Излишнее любопытство может стать причиной серьезных проблем.

Чему учит

Сказка учит доверять любимым людям, быть терпеливыми, добрыми, справедливыми, также учит отвечать за свои поступки.

Отзыв

Сказка волшебная, завораживающая. Особенно выделяется образ Василисы Премудрой – очень умной и красивой девушки, которая нашла свое счастье, несмотря на злые чары Кощея Бессмертного.

Рисунок-иллюстрация к сказке Царевна-лягушка

Рисунок-иллюстрация к сказке Царевна-лягушка.

Пословицы

  • Не по виду суди, а по делам гляди.
  • Умел сказать, умей и ответ держать

Что понравилось

Понравилась настойчивость Ивана Царевича, который преодолел немало невзгод, чтобы отыскать Василису Прекрасную и навсегда избавить её от злых чар Кощея Бессмертного.

Чему учит народная сказка

Смысл книги

Вот уж не везет так не везет бедному Ивану-царевичу, которого впору переименовать в Иванушку-дурачка! Его старшие братья женились на дворянской и купеческой дочках и получили завидное приданое, а ему самому досталась в жены скользкая болотная лягушка! И все это — за то, что он слушался старших и с детства приучился держать данное ему слово, даже если оно дано не человеку, а лягушонке из болота! И вдобавок он по воле отца выбрал самый абсурдный из возможных способов поиска невесты, который принес его братьям выгодную женитьбу, а ему самому — насмешки людей и горькие слезы.

Удивительно ли, что бедный Иванушка то и дело обращается с упреками к своей жене из болота (критиковать отца, который и втравил его в эту историю, он не смеет), а та мудро советует ему поспать да утра. И поступает правильно — ведь на самом деле она никакая ни лягушка, а Василиса Премудрая, которую заколдовал ее собственный отец — то ли сам Кощей Бессмертный, то ли какой-то другой злой волшебник.

Лягушка, она же Василиса оказывается идеальной подругой жизни, которая не только искусна в рукоделиях (на самом деле эту задачу выполняет за нее целый штат невидимых волшебных помощниц), но и умеет утешить своего незадачливого мужа, да и на царском пиру оказывается краше всех. Но всем не угодишь — завистливые невестки затаили против нее злобу и придумали заговор, который должен погубить не только гордую красавицу Василису, но и ее Иванушку.

Но Иван-царевич виноват и сам — кто просил его верить сплетням, а не умнице-жене, много раз выручавшей его из всевозможных бед, и в конце концов сжигать лягушачью кожу, несмотря на прямой запрет Василисы? Не послушался жены, которая много лучше тебя разбирается в волшебстве и опасностям, которые грозят нарушившим зароки людям — иди за тридевять земель, чтобы одолеть Кощея и выручить Василису, которая снова оказалась в полной власти своего злобного и коварного папаши. А в пути тебе помогут благодарные орел, заяц и щука (в некоторых редакциях сказки присутствуют и другие птицы и звери), которые помогут тебе добыть волшебное яйцо с заколдованной иглой и одолеть Кощея.

А еще сказка учит, как было сказано выше, держать слово, данное хоть человеку, хоть лягушке, которая вдобавок может обернуться умницей и красавицей, прислушиваться к мудрым советам, даже если их дает баба-яга. Именно так и сделал Иван — и баба-яга подсказала ему, как победить Кощея, спасти Василису и вернуться домой вместе с молодой женой целым и невредимым. А в некоторых вариантах сказки Ивану предстоит еще и перехитрить завистников, которыми могут оказаться не только действующие исподтишка золовки, но и его родные братья, недовольные тем, что батюшке-царю больше приглянулась красавица и умница Василиса, а не их глупые и злобные жены.

Молодых хозяек сказка учит премудростям менеджмента. Вспомним, что Василиса не стала ни ткать ковер, ни печь пирог — эту задачу выполнили за нее невидимые мамки и няньки. Вместе с тем она получила похвалу как идеальная хозяйка, которая, собственно говоря, на самом деле принадлежала не ей. Словом, не переживайте насчет того, что вам пришлось купить испеченный кем-то пирог — зато вы мудро сумели выбрать самый вкусный из приготовленных профессионалами, точь-в-точь как мудрая Василиса!

Очень долгий разбор, сложный для понимания тем, кто не знает значений языческих образов, которые я уже разбирала, поэтому буду сжато и кратко стараться. Если вопросов будет много, напишу более полную статью по данной сказке, чтоб, по возможности, было понятно даже не посвящённым. Материал очень тяжёлый, надо вводить понятие Творца, но я пока это опущу, чтобы облегчить статью.

Сказка начинается с того, что Царь-отец отправляет своих сыновей на поиски невест, дав им лук и стрелы: куда стрела упадёт, там и невеста будет. Стрела, пущенная из лука, символизирует сердечный порыв (прототип "древне"греческого Амура).

Младший сын попадает стрелой в болото, и в жёны ему достаётся лягушка.

Мы уже разбирали образ бабы Яги (см. ссылку ) и вы знаете, что она олицетворяет в русском язычестве материю, а конкретно - нашу планету Земля. А лЯгушка (Ягушка - уменьшительно-ласкательно от Яга) - это молодая материя (представлена в виде прекрасной девушки), это материя молодого человеческого тела (в частности). Следовательно молодой человек - Иван-царевич - это молодой разум.

Итак, молодой, только начавший воплощаться на планете, Разум не очень доволен Материей, которая ему досталась в жёны (в которой он и воплощается). Она ему кажется мерзкой и противной, как лягушка.

Материя показывает молодому Разуму, как она умеет ткать ковры наших реальностей Иглой наших поступков и мыслей. Показывает, какие караваи - миры она печёт. Показывает свою прекрасную сущность в моменты отключения у Разума ума (по ночам).

И вот она предстаёт в своём истинном восхитительном обличии уже перед всеми, отправляясь на пир к батюшке-царю. Там она показывает, как из мёртвой воды она делает живую воду (из вина - воду), а из неживой материи - живую материю (кидает кости, которые превращаются в лебедей).

Молодой Разум не смог устоять и стал превозносить Материю, восхищаться ею. Он забыл о её многосторонней сущности, не смог полюбить её целиком. Кащей, надевший на Материю лягушечью кожу - это Дух, наша эмоциональность, которая, влюбляясь, отринула всё плохое и превознесла всё хорошее. И за это мы лишаемся наслаждаться Материей в полной мере, не можем воспользоваться всеми её свойствами, так как не хотим воспринимать её целостно.

Долгую молодому Разуму жизнь прожить надо, чтобы достичь гармонии и встретиться со своей ненаглядной (увидеть Материю во всей её природе-красе). Об этом нам говорит старец (зрелый Разум, то есть люди, чей разум давно воплощается на нашей земле), которого встречает Иван-царевич на своём пути. Тот даёт ему клубочек - символ нашей дороги-жизни: какой поступок совершишь, то есть куда клубочек этот кинешь, там и дорога наша, туда нам и идти, то нам и суждено будет. И дорогу эту мы должны пройти до конца, чтобы набраться опыта и стать по-настоящему Разумными.

Баба Яга - это зрелая Материя. Она тоже помогает неразумному Ивану-Царевичу и рассказывает ему о том, как победить Кащея: " смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу ".

Дуб - символ мудрости. Завалить его Ивану-царевичу помогает медведь, то есть Разум приходит с годами, с возрастом, с опытом. Смысл образов Яйца, Зайца и Медведя подробно рассмотрен мною в разборе сказок " Курочка Ряба " и " Колобок ". Из сундука выпрыгивает Заяц, которого догоняет другой Заяц, а Утку, вылетевшую из Зайца, догоняет Селезень. Заяц - детство, Утка - ложь. Все понятия об этой жизни нам закладываются в детстве. Что заложили, с тем мы и живём.

Яйцо, выпавшее из Утки в море, помогает Ивану-царевичу достать щука. Если представления о жизни неправильные, ложные, то и наши желания (Рыба) нас ведут не туда, и мир (Яйцо) мы в итоге строим несчастный.

Жалко песню сюда вставить нельзя, я бы вставила "Прогулки по воде" Наутилус Помпилиус:

"С причала рыбачил апостол Андрей,
а Спаситель ходил по воде.
И Андрей доставал из воды пескарей,
а Спаситель — погибших людей.

И Андрей закричал — я покину причал,
если ты мне откроешь секрет.
И Спаситель ответил:
"Спокойно Андрей, никакого секрета здесь нет. "

То есть Андрей, занимаясь своей деятельностью, заботился об исполнении своих желаний (ловил Рыбу), а Спаситель видел целью своей деятельности - помощь людям в обретении Разума (спасении неразумных душ от забвения).

Итак, Игла Кащея в Яйце. Это очень просто и сложно одновременно: всё в наших руках. И плохой и мир и хороший мир (Яйцо) - всё в наших руках. Всё зависит только от наших мыслей и действий - то есть от Иглы, которой Материя и ткёт свои ковры - картины нашей жизни, нашей реальности. Перестанем делать неправильные поступки, переломаем Кащееву иглу, с помощью которой всё плохое появляется в нашей жизни, и места в нашем мире для Кащея не будет, он в нём просто не появится.

Держите свой мозг в чистоте, друзья! (Фрэнки Шоу "Держите свой мозг в чистоте" очень близко по смыслу, но всё же по сути - нет. Думать о плохом - не значит "делать плохое". "Делать плохое" - это иметь неправильные установки, неправильные желания или выстраивать неправильную причинно-следственную связь и, как результат, неосуществление того, чего мы на самом деле хотим).

Читайте также: