Признаки правоохранительных органов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права.

Охрана права подразумевает:

а) восстановление нарушенного права;

б) наказание правонарушителя;

в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления.

Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права. Григонис Э. П. Правоохранительные органы: Учебник. СПб., 2002 г.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды. Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения.

Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы - это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М., 2009 г.Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным. Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди относятся:




· право применения норм уголовного закона;

· осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме.

Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное. Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Виды правоохранительных органов:

1. Органы, относящиеся к судебной власти

а) Верховный суд РФ

б) Высший арбитражный суд РФ

в) Конституционный суд РФ

г) Нижестоящие суды

2. Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.

а) Министерство внутренних дел

б) Федеральная служба по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН)

в) Министерство юстиции РФ

г) Федеральная служба охраны (ФСО)

3. Прокуратура РФ

4. Органы юридической помощи.

Задачи правоохранительных органов:

1. Конституционный контроль

2. Поддержание режима законности и конституционной законности

3. Защита прав человека

4. Охрана общественного порядка

5. Обеспечение безопасности

6. Недопущение осуществления противоправных деяний

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права.

Охрана права подразумевает:

а) восстановление нарушенного права;

б) наказание правонарушителя;

в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления.

Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права. Григонис Э. П. Правоохранительные органы: Учебник. СПб., 2002 г.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды. Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения.

Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы - это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М., 2009 г.Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным. Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди относятся:

· право применения норм уголовного закона;

· осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме.

Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное. Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Виды правоохранительных органов:

1. Органы, относящиеся к судебной власти

а) Верховный суд РФ

б) Высший арбитражный суд РФ

в) Конституционный суд РФ

г) Нижестоящие суды

2. Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.


На уроке определимся с функциями российских правоохранительных органов. Отдельно поговорим о судебной системе и принципах её деятельности. А также о правоохранительной деятельности нотариата и адвокатуры.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Правоохранительные органы"

Одной из самых важных задач государства и государственных органов (и это подчёркивает действующая Конституция) является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью.

В той или иной мере данными проблемами занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными.

Правоохранительные органы – это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность – это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путём применения юридических мер воздействия.


Можно выделить следующие признаки правоохранительных органов:

· Уполномочиваются законом для осуществления правоохранительной деятельности.

· Осуществляют свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур.

· В процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение.

· Принятые ими законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

Основными функциями правоохранительных органов являются:

· охрана государственного и общественного строя;

· укрепление законности и правопорядка;

· защита прав и свобод человека и гражданина;

· охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;

· борьба с преступностью.

Все правоохранительные органы можно разделить на три вида: органы выявления и расследования правонарушений, органы юридической помощи и органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Давайте более подробно познакомимся с правоохранительными органами Российской Федерации и их функциями.

К первой группе правоохранительных органов мы отнесём органы, осуществляющие защиту прав граждан и юридических лиц – это суды общей юрисдикции, арбитражные суды и специализированные суды.

Главными функциями судов являются осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства, в том числе:

· осуществление проверки соответствия нормам Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;

· разрешение конфликтов и споров на основании закона;

· защита и восстановление нарушенных прав и свобод;

· применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния.

Следующая группа правоохранительных органов – это органы выявления и расследования преступлений, к ним относятся: следственный комитет, министерство внутренних дел и полиция.

Следственный комитет Российской Федерации – это федеральный государственный орган, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Следственный комитет Российской Федерации осуществляет следующие функции:

· осуществление предварительного следствия по уголовным делам в соответствии с законодательством;

· осуществление криминалистического сопровождения расследования преступлений;

· осуществление судебно-экспертной деятельности;

· осуществление процессуального контроля и проверок деятельности следственных органов;

· другие функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Министерство внутренних дел – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.

К функциям МВД принято относить:

· Разработку и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

· Организацию и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность);

· Обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Полиция – это составная часть единой централизованной системы МВД. Включена в органы внутренних дел.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности

К третьей группе правоохранительных органов нашей страны можно отнести органы юридической помощи: нотариат и адвокатуру.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариат способствует предупреждению правонарушений посредством:

· удостоверения сделок, для которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма (договоры, завещания, доверенности);

· выдачи свидетельств на право собственности и доли в общем имуществе;

· подтверждения верности копии документа, подписи и перевода;

· удостоверения разного рода фактов.

Адвокатура в Российской Федерации нацелена на оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Адвокатура оказывает содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности посредством:

· предоставления консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

· составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

· представления интересов доверителя в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, в третейском суде и иных органах разрешения конфликтов;

· представления интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления;

· выступления в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Следующая группа правоохранительных органов – это органы обеспечения правопорядка и безопасности, к ним относятся: Прокуратура и Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Федеральная служба охраны (ФСО России), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Федеральная таможенная служба (ФТС России), Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России), Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) и различные налоговые службы.


Прокуратура Российской Федерации – это единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор от имени государства за соблюдением Конституции Российской Федерации, за точным и единообразным исполнением законов, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

К функциям прокуратуры принято относить:

· осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями;

· координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

· участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя;

· опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда.

Министерство юстиции Российской Федерации – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Под термином юстиция принято понимать вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть.

К основным функциям органов юстиции можно отнести:

· правовое обеспечение нормотворческой деятельности Президента и Правительства Российской Федерации;

· проведение экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

· организационно-правовое обеспечение судебной реформы;

· государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, здания, сооружения, многолетние насаждения, леса, воздушные и морские суда и другие) и сделок с ней;

· регулирование сферы правового обслуживания;

· осуществление контроля за исполнением законодательства.

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Федеральная служба охраны – это федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, которая занимается выявлением и устранением угроз жизненно важным интересам и объектам государственной охраны, таким как Президент, лица, занимающие государственные должности, федеральные государственные служащие, главы иностранных государств и правительств и другие.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, спецслужба, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Органы ФСБ России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют свою деятельность по следующим основным направлениям:

· борьба с терроризмом;

· борьба с особо опасными формами преступности;

· обеспечение информационной безопасности;

· осуществление экономической безопасности;

· борьба с коррупцией.

Федеральная таможенная служба – это федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий контроль и надзор в области таможенного дела. Также имеет широкие функции в области валютного контроля, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, международного транспортного и санитарного надзора.

Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации – это федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции Российской Федерации, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений.
Федеральная служба судебных приставов – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подчиняется Министерству юстиции Российской Федерации.

Налоговые органы Российской Федераций представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Задачами налоговых органов являются учёт налогоплательщиков, контроль за полнотой и своевременностью уплаты ими начисленных налогов и обязательных платежей, валютный контроль. Важность деятельности налоговых органов заключается в том, что от стабильного поступления в казну государства налогов и других обязательных платежей зависит успешное функционирование всех государственных органов, его дальнейшее экономическое и социальное развитие.

В целом мы можем говорить о том, правоохранительные органы играют важную роль в поддержании правопорядка и охраны прав и законных интересов граждан.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

3. Назовите виды правоохранительных органов.

4. Что можно отнести к основным функциям правоохранительных органов?

5. Назовите несколько правоохранительных органов и дайте характеристику их функций.

Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).

Основные признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие с законом;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально-уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Понятие правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:

  1. Конституционный контроль.
  2. Прокурорский надзор.
  3. Расследование нарушений права.
  4. Обеспечение безопасности.
  5. Исполнение решений суда. .
  6. Охрана общественного порядка.
  7. Юридическая помощь и консультирование.
  8. Предупреждение правонарушений.

Правоохранительные органы РФ.

Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:

  1. Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
  2. Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
  3. МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
  4. Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
  5. Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией). – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.
  6. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. .
  7. Федеральная таможенная служба.
  8. Нотариат.
  9. Адвокатура.
  10. Министерство юстиции РФ:
    • Федеральная служба исполнения наказаний;
    • Федеральная служба судебных приставов.

Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:

Нрав – это совокупность важнейших правил поведения, установленных государством и охраняемых от нарушений посредством специальных мер воздействия.

Но есть и другая категория.

Права человека – это возможности личности поступать по собственному усмотрению во всех ситуациях, в которых отсутствует прямой законодательный запрет.

Суть деятельности правоохранительных органов

Так как в статье 2 Конституции России провозглашается приоритет прав и свобод личности, а государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, то правоохранительная деятельность, прежде всего, ориентирована на обеспечение прав личности. Однако конкретизированная законодательная регламентация отношений, образующихся между государством, с одной стороны, и личностью/обществом – с другой, порождает необходимость соблюдать и охранять соответствующие правовые положения.

Потому правоохрана в России протекает по 2-м направлениям:

  • охрана прав личности;
  • охрана закрепленных в законодательстве правовых предписаний.

Причем 1-е направление находится в приоритете, а 2-е обладает социальной значимостью только тогда, когда эта деятельность не нарушает права и свободы человека и гражданина.

Деятельность правоохранительных органов осуществляется не только правоохранительными органами в общем, но и их руководителями, которые в процессе правовых отношений образуют весь орган, а также подчиненными им должностными лицами, обладающими определенными полномочиями. В случае нарушений, допускаемых при осуществлении деятельности правоохранительных органов, ущерб возмещается лицу в полной мере вне зависимости от вины конкретного должностного лица, а в дальнейшем это должностное лицо привлекается к различной юридической ответственности.

Так, несмотря на то что под правоохранительным органом понимается коллективное образование, в случае нарушения законодательных положений несет ответственность как орган в целом, так и конкретные должностные лица, виновные в нарушении личностных прав.

Отсюда вытекает следующее определение.

Правоохранительные органы являются государственными органами или негосударственными образованиями, осуществляющими правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе общества и страны от противоправных посягательств и остальных правонарушений.

Признаки правоохранительных органов

Из приведенного выше определения вытекают признаки, характеризующие правоохранительные органы как особую составную часть механизма регулирования социальных отношений:

  1. Правоохранительные органы созданы для осуществления своей деятельности в соответствии с законодательством. Первоначально государство самостоятельно устанавливает, какие сферы деятельности необходимо охранять со стороны специализированных структур и согласно этому создает систему правоохранительных органов. Название этого органа вместе со структурой отражены в действующем законодательстве (обычно на уровне федеральных законов). Помимо этого, в законе либо других нормативно-правовых актах описываются главные направления в его деятельности вместе с конкретными полномочиями, которые орган имеет право применять непосредственно либо с помощью собственных должностных лиц.

Охрана – это деятельность, которая обеспечивает недопущение нарушений законодательства и тех положений, непосредственно в законе не закрепленных, но вытекающих из его содержания и гарантируемых на федеральном/муниципальном уровнях.

Под защитой подразумеваются активные действия правоохранительных органов, направленных на дальнейшее восстановление нарушенных в прошлом прав.

Причем неважно, кем конкретно данные права нарушены, – государственным органом, должностным лицом, общественным объединением либо же другим физическим лицом. Имеют место такие ситуации, когда одним правоохранительным органам приходится защищать права и законные интересы личностей, нарушенные иными правоохранительными органами.

Прокуратура защищает права, нарушенные ОВД либо вышестоящий правоохранительный орган защищает права и законные интересы личностей, которые нарушил нижестоящий орган этой же ветви органов (суд вышестоящей инстанции отменяет решение суда нижестоящей инстанции).

  1. Органы правоохранительной власти действуют строго в рамках своей компетенции. Даже при наличии весьма существенных полномочий у какого-либо правоохранительного органа он не вправе совершать любые действия и принимать абсолютно любые решения. Организуя работу различных правоохранительных органов, государство вырабатывает механизм сдержек и противовесов. Потому выход правоохранительных органов за границы имеющихся полномочий нарушает права и законные интересы отдельных личностей, а также посягает на стабильность национального механизма в целом.
  2. Органы правоохранительной власти действуют независимо друг от друга. Нет такого отдельного правоохранительного органа, который находился бы в приоритетном или подчиненном положении по отношению к другому правоохранительному органу. Если же в определенный правоохранительный орган граждане могут обращаться с жалобой на действия/бездействие и решения иного органа (например, в суд), это не значит, что данный орган имеет право напрямую вмешиваться в деятельность иного органа и проводить постоянный текущий контроль.
  3. Органы правоохранительной власти в процессе осуществления своей деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом. Являясь независимыми и обладая конкретными сферами компетенций, правоохранительные органы объединяют собственные усилия для решения общих социально ориентированных задач. Есть разнообразные формы взаимодействия, к примеру, проведение общих проверок, взаимодействие в процессе расследования преступлений, деятельность координационного совета в борьбе с преступностью и пр. Но так или иначе, взаимодействие не должно посягать на независимость отдельных правоохранительных органов и ограничивать сферу компетенции и его функций.

Так, вышеописанные признаки характеризуют правоохранительные органы, как важнейшую составную часть государственного механизма, что позволяет им обеспечивать надлежащую охрану и защиту прав и свобод личности, физических и юридических лиц, общества и государства в целом.

Читайте также: