Фольклорный балет это кратко
Обновлено: 02.07.2024
ТАНЕЦ ФОЛЬКЛОРНЫЙ
Фольклорный танец подразумевает соучастие зрителей, в нем запечатлеваются основные черты характера и темперамента создавшего его народа. Это обычно танец анонимного происхождения, передающийся от поколения к поколению. Хотя фольклорный танец может исполняться и в городах, истоки его почти всегда связаны с сельской местностью. Несмотря на различия исторического характера, фольклорные танцы разных стран имеют много общего в ритмическом строении и рисунке движений. Упомянутые различия иногда обусловлены географическими условиями. Например, танцы горцев одной страны могут быть в большей степени похожи на танцы горцев других стран, чем на танцы обитателей равнин в той же стране. Танец рил американского штата Виргиния близок хороводным танцем многих других стран. Мазурка с ее характерной трехдольностью воплощает польский характер, в то время как полька с ее отрывистым ритмом - дух чешского народа. Чардаш, состоящий из двух частей - медленного кругового танца мужчин и огненного парного танца - соответствует общему представлению о венгерском характере, с его безотчетной тоской и бурными страстями. Альпийская форма шуплаттлера, танца ухаживания, распространена в Баварских и Австрийских Альпах. Этот интересный народный танец состоит в притопывании ногами, прищелкивании каблуками и в хлопках по бедрам и коленям; кроме того, в этом танце мужчина перепрыгивает через присевшую партнершу, а та кружится под его рукой. Некоторые фольклорные танцы являются напоминанием о древних культах плодородия, в рамках которых эти танцы и возникли. Так, хоровод вокруг майского дерева приветствует пробуждение природы. Этот танец характерен для всей Европы - от Испании до Норвегии, и его истоки прослеживаются в греческих дифирамбах во время дионисийских празднеств. Танцы с мечами возникли из языческого обряда, имитирующего борьбу между зимой и летом; они связаны также с древнегреческим военным танцем. Шотландский мужской одиночный танец с мечами - один из самых известных примеров данного типа. Фольклорные мотивы часто играют большую роль в балете. С 1940-х годов стало распространяться увлечение подлинным, этнографически достоверным танцевальным фольклором. Существует немало профессиональных танцевальных трупп, которые достигли международной известности, демонстрируя сценические формы народных танцев, например российский Ансамбль народного танца Игоря Моиссева, Ансамбль украинского танца, ансамбль "Инбал" в Израиле, "Фольклорный балет" Мексики, "Баянихан" на Филиппинах.
Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .
Полезное
Смотреть что такое "ТАНЕЦ ФОЛЬКЛОРНЫЙ" в других словарях:
ТАНЕЦ — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека… … Энциклопедия Кольера
Народный танец — … Википедия
Арабский танец — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/20 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия
Хора (танец) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хора (значения). Оро. Фольклорный ансамбль из Скопье, Республика Македония … Википедия
Мексиканский балет — МЕКСИКÁНСКИЙ БАЛÉТ. Хореографич. иск во Мексики сохраняет нек рые черты древней танц. культуры ацтеков и майя, к рая была довольно высокой. Танцы сопровождались пением. Они исполнялись во время религиозных празднеств при участии неск. сотен… … Балет. Энциклопедия
СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия
Казанский государственный университет культуры и искусств — Казанский государственный университет культуры и искусств ранее Казанская государственная академия культуры и искусств. Вуз основан в 1969 году как филиал Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, в 1974 году… … Википедия
Кубинский балет — КУБИ́НСКИЙ БАЛÉТ. О танц. формах коренных жителей Кубы индейцев имеются лишь свидетельства летописцев конкисты. В хрониках описываются ареито коллективные действа, сочетающие музыку, пение и танец пантомиму. Известно также о… … Балет. Энциклопедия
Культура Удмуртии — Удмуртия республика в составе Российской Федерации, является ее неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Страна заселена… … Википедия
Яркий свет сцены и темнота зрительного зала. Аплодисменты, овации, цветы. Всемирная известность. А за ней… целая жизнь непрерывной работы над собой, миллионы репетиций и классов, падений и неудач. Целая жизнь в танце.
Народные пляски и балет
Издревле на Руси были широко распространены народные пляски. Обычно их исполняли во время празднеств или обрядов, которые были неразрывно связаны с музыкой и песней. Русская пляска всегда поражала разнообразием ритмов, сюжетов и техник исполнения, в ней могли отражаться следы религиозных верований, быта, труда, семейных взаимоотношений, смены времён года и другие природные явления и многое другое.
Хоровод. Фрагмент литографии Товарищества И. Д. Сытина. 1900‑е гг.
Спустя четверть века государь Алексей Романов приказал поставить первый балет, который был связан с придворной культурой высших слоёв общества. Вместе с увеличением международных связей, возрастал интерес знати к иностранной жизни, всё чаще приглашали зарубежных специалистов. Благодаря этому балетное искусство попало в Россию из Западной Европы, где оно на протяжении долгого времени развивалось из придворно-салонных танцев, основанных на народных и бытовых плясках. Первые европейские балетные спектакли относят к концу XV — XVI векам, хотя они являлись частью пира или бала. Французская и итальянская культурные традиции постепенно формировали классическую балетную школу, которую исполняли на театральных сценах.
Ассамблеи, балы и начало балетного образования
При Петре I были учреждены ассамблеи, вместе с которыми в России начался расцвет иноземных бальных танцев. Император уделял большое внимание танцевальной культуре и строгому соблюдению этикета на балах, благодаря чему танцы стали одними из важных предметов при обучении молодёжи. Преподаватели танцев должны были воспитывать своих учеников, прививать им правила европейского светского поведения. Исполнение бальных танцев подготовило общественность и к восприятию сценического искусства.
С распространением европейской культуры в России появился и оперно-балетный театр, развитие которого связано уже с правлением Анны Иоанновны. Поначалу балеты были составными частями оперных спектаклей и иногда повторяли их содержание. Императрица тратила огромные деньги на балы и маскарады, труппы придворных шутов, акробатов и песенников, однако благодаря ей в страну начали приезжать и профессиональные иностранные артисты. Так, например, в 1731 году по рекомендации Августа II из Дрездена прибыли лучшие актёры, давших первые спектакли в московском Кремле.
Первая заметка договора с Ланде при поступлении в Шляхетский корпус. 1734 год
Образец программы-объявления. Таки извещения о спектаклях делали во второй половине XVIII века
Сюжетный балет
Спектакль при дворе Елизавете Петровны. Гравюра. XVIII век
На протяжении долгого времени отечественный балет впитывал в себя лучшие иностранные традиции, техники и наработки. Создавался своеобразный синтез заграничных балетных школ с неповторимыми русскими талантами и самобытной манерой исполнения, но всё чаще поднимался вопрос о замене иноземных артистов и постановщиков. Примечательно, что первый русский балетмейстер Иван Вальберх, с творчеством которого будет связан важный этап дальнейшего развития балета, по иронии судьбы, носил иностранную фамилию. Несмотря на влияние зарубежных традиций, в конце XVIII и на протяжении XIX веков формируются самостоятельный репертуар и русская балетная школа, которой будет восхищаться весь мир.
Маскарад при дворе Анны Иоанновны. Гравюра неизвестного автора. XVIII век
Русский балетный театр возник во второй половине XVII века. Но пляска издавна жила в народных праздненствах и обрядах.
Песенно-плясовой русский фольклор сложился задолго до появления балета. Его древние формы отражали условия быта людей, их мироощущение. Эти формы были синкретичны: музыка, слово и танец существовали вместе.
Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Эта связь дала ему певучую и мягкую пластику. Вместе с тему русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей. Отчетливые и резкие удары ног, отбивающих затейливые ритмы, и всевозможные виды присядок были свойственны особенно мужскому танцу.
Борисоглебское музыкальное училище
Русский балетный театр, как и балет любой другой страны, имеет народные истоки. Эмоциональные переживания, различные трудовые троцессы послужили толчком для создания плясок, в них отражались нравы, обычаи народа, его верования, явления природы.
Пляски на Руси появились давно. С течением времени они изменялись, в них вводились новые элементы, некоторые усложнялись или исчезали. К древнейшим видам плясок относятся: охотничьи, воинские, трудовые, обрядовые, культовые. Культовой пляской является и хоровод, связанный с церемонией поклонения солнцу: движение по кругу олицетворяло движение солнца по небу.
Все русские народные пляски можно подразделить на сольные и массовые. Массовые – это хороводы, пляскл-игры. Пляски-игры отображали трудовые процессы, отношения между людьми. Слово, музыка и танец сливались в них в единое целое, т.е. по характеру они были синкретическими. Это такие, как например, "А мы просо сеяли", "ленок", "Яр - хмель" и т.п.
К сольным относятся пляски-импровизации, пeperплясы, парные пляски.
Древние славяне издавна славились своим высокоразвитым искусством танца. В Х веке в Византии славяне - исполнители плясок входили отдельной группой в штат императора. Это были профессиональные плясуны. На Руси их называли скоморохи . Скоморохи - такие же представители средневекового театра, как гистрионы, шпильманы, жонглёры в Западной Европе. На заре своей деятельности, bVIII- IX веках скоморохи были мастерами на все руки. Но по мере развития скоморошество стало делиться по жанрам. Возникли группы: певцов, музыкантов, плясунов, сказителей, дрессировщиков животных, глумотворцев /носителей сатирического жанра. Они объединялись в ватаги, в которые входили представители различных жанров. Ватаги бродили по стране и давали представления.
К XIII в. искусство скоморохов поднялось до высот истинного профессионализма, техника находилась а высочайшем для того времени уровне, но нашествие монголо-татар, которому подверглась Русь, на 2 с половиной столетия затормозило развитие русской культуры. Лишь к концу XV в. после окончательного свержения ига, развитие русского искусства, в том числе и скоморошества, смогло продолжиться.
К этому времени среди профессионалов танца появляется женщины-плясицы, появляются осёдлыа труппы скоморохов. Обычно они жили при боярском дворе, а то и при царских палатах. У Ивана Грозного был целый штат "весёлых людей; развлекавших царя и его приближённых на пирах. "Потешная палата" была и у царя Михаила Романова.
Почти во все времена скоморохи подвергались жестоким преследованиям со стороны церкви. Священники в своих проповедях всячески осуждали пляски, грозили плясунам вечными карами. К середине XVII в. к гонениям церкви присоединилась и светская власть. В 1648г. царь Алексей Михайлович под влиянием патриарха Никона особой грамотой запрещает скоморошество. Это было для него тяжёлым ударом: лишённое какой-либо поддержки скоморошества стало угасать.
За века своего существования скоморошество внесло ценный вклад в развитие русской танцевальной культуры: профессионализация народной пляски позволяла совершенствовать технику танца, преемственность этого вида искусства сохраняла национальные эстетические традиции, а разделение пляски на мужскую /виртуозную и темпераментную/ и женскую /изящную и грациозную/ обеспечивало жизнеспособность русского народного танца.
Изгнав скоморохов, царь Алексей Михайлович, любитель развлечений, задумал организовать у себя при дворе театр по типу зарубежных. В это время, в середине XVII столетия связи с Западней Европой оживились. Купцы, путешественники, дипломаты, бывая в других странах, знакомились с иноземными увеселениями, в том числе и с театром. Балет их привлекал особо, поскольку был понятен без перевода, к тому же, пышное и роскошное зрелище могло прославить ему и могущество государства и его правителя.
В 1672г. по повелению царя при дворе был организован театр. Для представлений в селе Преображенском под Москвой построили "комедийную хоромину". Театр был красочен, с роскошными декорациями и костюмами, с механизмами, позволявшими устраивать "волшебные превращения". 1-ый спектакль состоялся 23 октября 1672г. Ставили спектакль "Артаксерксово действо" на сюжет из Библии. Эта драматическая пьеса длилась 10 часов. Следующие спектакли также были билейского содержания.
А 8 февраля 1673 г. состоялось первое в истории России представление балета. Назывался он "Балет об Орфее и Эвридике" и был подготовлен всего за семь дней.
Предполагается, что музыку к балету написал немецкий композитор Генрих Шютц, а поставил его шотландский офицер Николай Лима. Он же танцевал и главную роль - Орфея. Актёрами были русские юноши из мещан, которых обучил театральному искусству немецкий пастор Иоганн Грегори,
"Орфей…", как и другие балеты того времени был синкретичен, т.е. включал в себя кроме танцев, пантомимы и музыки, пение и декламацию. В ариях и речах восхвалялись добродетели и доблести царя, покровителя муз.
При жизни Алексея Михайловича было поставлено ещё несколько балетов, но названия их не сохранились. Да и не сыграли они сколь значительном роли в развитии сценического танца. Россия пока была не готова воспринять незнакомый элемент иноземной культуры.
Подготовили её к этому восприятию реформы Петра I. Пётр стремился преобразовать Россию, в том числе и через преобщение её к зарубежному искусству. А одна из его реформ непосредственно коснулась танца. В 1713г. Пётр I обнародовал указ об ассамблеях. Указ этот положил начало публичным балам в России.
По этому указу придворные были обязаны устраивать у себя дома открытые собрания, на которых время следовало проводить в беседах, танцах игре в шашки и шахматы. Специальных приглашений не требовалось, на ассамблеи могли приходить все, кроме слуг и крепостных. Так что обстановка была довольно демократичная.
За исключением престарелых и немощных, танцевать на ассамблеях должны были все. Начинались вечера с медленных, церемониальных танцев - шествий со множеством поклонов и реверансов. Распространённым был полонез. Затем следовали менуэты, англезы, позже - более быстрые и весёлые танцы, типа "кеттентанц"/цепной танец/. Заканчивались ассамблеи массовым прощальным танцем.
Пётр I нередко сам присутствовал на этих балах, танцевал, увлекая присутствующих своим примером.
Гости должны были приходить на ассамблеи одетыми согласно этикету того времени. Дамы были в пышных, тяжёлых платьях с длинными шлейфами, в туфлях на высоких каблуках. Кавалеры одевались в кафтаны, узкие панталоны, были при шпаге, в перчатках, на голове длинный завитой парик. Все наряды украшались кружевами и драгоценными камнями.
Под влиянием ассамблей умение танцевать стало неотъемлимой чертой благовоспитанного молодого человека. И танцмейстеры стали необходимейшими фигурами в обществе. Приближённые царя выписывали учителей из-за границы, а те, кому это было не по силам, приглашали пленных шведских офицеров. Кроме обучения танцам, танцмейстеры обучали маневрам поведения, правилам светского тона, умению держать себя за столом, носить костюм, приветствовать старших и т.п. Преподавание танцев стало вводиться в казённые учебные заведения в качестве обязательного предмета.
Таким образам, благодаря реформам Петра I, направленным на европиезацию России, в русском искусстве появилась основа для появления балетного театра. Прибщекие к зарубежному бальному танцу стало залогом полноценного восприятия нового вида искусства.
В 30 – 40-е годы балет в России существовал только в качестве эпизодических представлений иностранных гастролеров. При дворе их сменилось немало. Наиболее интересной была оперно-балетная итальянская труппа, руководил которой композитор Франческо Арайя.
Эта труппа приехала в Петербург в 1735 году. В ее состав входил балетмейстер и первый танцовщик Антонио Ринальди (по прозвищу Фоссано), а также несколько танцовщиков и танцовщиц, певцы и музыканты.
Балеты были поставлены балетмейстером Фоссано, который прославился и как великолепный танцовщик.
Балет в то время еще не был самостоятельным зрелищем, существовал в опере или при опере, тем более он еще не умел самостоятельно передавать сюжет. В Западной Европе уже делались отдельные попытки придать балетному зрелищу действенность (т.е. научиться раскрывать сюжет только хореографическими средствами). Один из создателей действенного балета – австрийский балетмейстер Франц Хильфердинг (1710-1768) в конце 1758 года приехал в Россию по приглашению императрицы Елизаветы Петровны. Здесь он проработал до 1765 года.
Хильфердинг поставил в России более 20 балетов. Танцы в его постановках носили действенный характер. Соединяясь с пантомимой, танец воплощал и развивал сюжет.
Юный бог ветра Зефир искал среди танцующих пастушек и нимф богиню цветов Флору. Их встреча переходила в медленное адажио: плавные, гибкие движения, изящные позировки, у Зефира – прихотливые заноски и легкие прыжки. Кордебалет в таких же грандиозных движениях аккомпанировал танцу героев. Внезапно налетел северный ветер Борей, он хотел унести Флору. Стремительные, бурные прыжки и вращения Борея создавали впечатление вихря. Зефир, защищая Флору, боролся с Бореем: возникал танец-противодействие. Но наступала весна, и Зефир одолвал Борея. К радостному дуэту вновь соединившихся Зефира и Флоры присоединялся кордебалет. Торжественный апофеоз венчал действие.
Большое внимание в России Хильфердинг уделял и педагогической работе. Искусство пантомимной игры и техническое совершенство танца значительно возросли в труппе за эти годы.
В 1766 году, вскоре после отъезда Хильфердинга, русскую балетную труппу возглавил итальянский балетмейстер Гаспаро Анджолини (1731-1803). В России он проработал в общей сложности около 15 лет и оказал значительное влияние на формирование и становление русского балета.
Творчество Анджолини оказало значительное влияние на русский музыкальный театр: расширились рамки танцевальной выразительности, обогатился язык танца и пантомимы, упростился костюм, придав движениям больше легкости. Но пребывание в России также много дало балетмейстеру: вернувшись в Италию, он широко использовал наработанный здесь материал, ставил балеты на русские сюжеты.
Ле Пик пропагандировал произведения западноевропейских хореографов, преподавал в петербургской школе, внося много новшеств, и тем самым подготавливал почву для самоопределения русского балета.
Читайте также: