Дмитрий прилуцкий биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

(† 11.02, ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, Вологодский, игум., основатель Димитриева Прилуцкого в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня мужского монастыря.

Источники

Основным источником сведений о святом является его Житие, известное более чем в 200 списках и неск. редакциях. Наиболее вероятным его автором считается 5-й игум. Спасо-Прилуцкого мон-ря Макарий, имя к-рого названо в большинстве списков всех редакций (игум. Макарий упом. в монастырских актах в 1471, в 1475 в обители был уже др. настоятель; см.: Рыков Ю . Д . Новые акты Спасо-Прилуцкого мон-ря XV в. // Зап. ОР [ГБЛ]. М., 1982. Вып. 43. С. 1-4, 95-98, 105). Составляя Житие Д., по-видимому, в нач. 70-х гг. XV в., игум. Макарий основывался на рассказах 2-го игумена Спасо-Прилуцкого мон-ря и ученика Д. Пахомия.

Старшие списки Жития позволяют говорить о существовании к кон. XV в. как минимум 2 редакций текста - Ранней (по мнению Т. Н. Украинской (Беловоловой), наиболее близкой к первоначальному тексту) и Минейной; не исключено существование тогда же одной из проложных редакций. В более подробной Минейной редакции приведен ряд сведений, отсутствующих в Ранней редакции, содержится описание большего числа чудес.

Ранняя редакция Жития прошла неск. этапов формирования: вначале это был текст без предисловия и похвалы святому, с описанием 5 чудес (этот вариант известен в списках: РГБ. Ф. 256. № 96, XVI в.; РГБ. Ф. 304. № 790, XVI в.; РГБ. Ф. 178. № 697, XVIII в.; РНБ. Тит. № 844, XVIII в.). Позднее были добавлены 2 чуда (на наличие такого варианта текста указывал В. О. Ключевский), потом еще одно чудо. Последний по времени вариант Ранней редакции, содержащий предисловие и похвалу, отражен в найденном Л. А. Дмитриевым списке РНБ. Погод. № 1332 ( Дмитриев . 1988. С. 190-194).

Биография

Из Жития известно, что Д. был одарен телесной красотой и старался скрывать ее, пряча лицо под куколем. Он подвизался в посте, для того чтобы увяла красота, но лицо его еще более просветлялось. Святой почти не беседовал с мирянами и никогда - с женщинами, кроме необходимых случаев духовного наставления (женщина, пытавшаяся против воли святого увидеть его лицо, была наказана расслаблением, исцелилась по молитве Д.). Поскольку горожане часто посещали службы в монастырской Никольской ц., о святом стало известно и в Переяславле, и за его пределами. Приняв приглашение вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича, Д. посетил Москву и крестил одного из его сыновей (возможно, Василия I Димитриевича (род. 30 дек. 1371), деда вел. кн. Иоанна III, особо почитавшего Д.). При Д. в Никольском мон-ре был переписан летом 1377 г. Паренесис прп. Ефрема Сирина.

Избегая мирской славы, Д. вместе с учеником мон. Пахомием ушел из Переяславля на север. При слиянии рек Великой и Лежи, неподалеку от с. Авнега (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.), иноки поставили ц. Воскресения Христова (очевидно, деревянную), но через нек-рое время вынуждены были уйти оттуда из-за конфликта с местным населением, опасавшимся, что их земля и села со временем станут монастырскими.

Когда число иноков в обители умножилось (среди первых прилуцких монахов были и те, кто перешел вслед за Д. из переяславского Никольского мон-ря), святой ввел общежительный устав (это было значительным событием, т. к. большинство мон-рей Новгородской земли сопротивлялись введению общежительства). Благодаря щедрым пожертвованиям в обители был возведен деревянный собор в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). С левой стороны от алтаря в нем было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное досками. По-видимому, уже при Д. мон-рь начал обзаводиться земельными угодьями. В Минейной редакции Жития упоминается монастырское поле в 2 верстах от обители, его возделывал монастырский работник Григорий, к-рого любил посещать Д.

В Житии сообщается, что Д. скончался в преклонном возрасте, предсказав время своего отшествия. Перед кончиной святой благословил на игуменство в монастыре Пахомия (в Минейной редакции Жития сообщается, что святой повелел свои останки бросить в болото). После смерти Д. мон-рь наполнился благоуханием. (В Житии указан день кончины преподобного без года. Дата, приводимая в «Описании о российских святых (кон. XVII-XVIII в.),- 6900 (1392) г.- неточна, в ней не дописаны десятки и единицы; год смерти Д. определяется на основе датировки 1-го посмертного чуда.) Д. был погребен в деревянном Спасском соборе Прилуцкого мон-ря (ныне существующий каменный храм освящен в 1542). Согласно Описной книге 1623 г., над мощами святого в нижнем храме Спасского собора была установлена деревянная рака, вначале обитая тканью, к 1675 г. обложенная серебряной позолоченной басмой. В 1882 г. над гробницей была установлена медная литая сень. Мощи Д. никогда не вскрывались и до сих пор почивают под спудом в Спасском соборе Спасо-Прилуцкого мон-ря.

Почитание

Принесение иконы прп. Димитрия в Вологду. Оборот двусторонней иконы. 2-я пол. XVI в. под записью XVII в. (ВГИАХМЗ)


Принесение иконы прп. Димитрия в Вологду. Оборот двусторонней иконы. 2-я пол. XVI в. под записью XVII в. (ВГИАХМЗ)

Иконография

Д. разнообразна, представлена в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве. В ней выразилось почитание Д. как св. покровителя Димитриева Прилуцкого мон-ря и Вологды, отражено распространение общецерковного празднования памяти святого в России.

подвижник

Биография Дмитрия Прилуцкого подробным образом освещается в работе монаха Макария, ставшего преемником преподобного на посту игумена. Уже не один век старинное литературное произведение, имеющее более 200 списков и несколько редакций, хранится в Вологодском государственном музее-заповеднике.

Начало жизненного пути и постриг в монахи

Будущий Святой был рожден в богатой купеческой семье в начале XIV века. Его родители жили в селе Веслево, недалеко от Переславля-Залесского.

Став отроком, он покинул отчий дом и отправился в Горицкий монастырь. В этой обители, расположенной неподалеку от его родных мест, юноша принял монашеский постриг и получил имя Димитрий. С этой поры началось его верное служение Господу, длившееся до последнего дня жизни.

Преподобный отличался редкой внешней красотой, которую считал злом и ниспосланным ему испытанием. Именно поэтому он всячески скрывал лицо от посторонних глаз. Димитрий постоянно носил куколь, придерживался строгого поста, занимался тяжелым физическим трудом. Он почти не общался с мирянами и никогда не разговаривал с женщинами.

Сохранилась история о том, как одна прихожанка, наслышанная о красоте и целомудрии Димитрия, попыталась увидеть его лицо и ворвалась к нему в келью. За свой греховный поступок она получила наказание в виде внезапной обездвиженности. Выздороветь женщина смогла только после того, как Святой простил ее за дерзость и прочел исцеляющие молитвы.

святой

Игуменство в Никольской мужской обители

С первых дней своего иночества Димитрий отличался особым послушанием, неуклонным соблюдением всех Божьих заповедей. Через некоторое время после принятия монашества он был посвящен в иерейский сан. Вскоре по инициативе преподобного была возведена церковь Николая Чудотворца, при которой основали мужскую монашескую общину.

Уже в это время Димитрия Прилуцкого стали почитать как Святого. За его советом и благословением каждый день приходили люди, многие из которых принимали решение навсегда остаться в Никольской обители и посвятить себя Богу.

Особо значимым в жизни Преподобного стало знакомство с Сергием Радонежским, основателем Троицкого монастыря, которое состоялось в 1354 г. Никольский игумен часто приезжал в Троицкую обитель, где подолгу вел с Сергием глубокомысленные духовные беседы.

Вести о необыкновенной святости настоятеля наполнили всю русскую землю и вскоре достигли Москвы. В знак особого уважения великий князь Дмитрий Иванович попросил преподобного стать крестным отцом своего сына Василия. Святой исполнил данную просьбу, однако слава, внимание и почет, последовавшие за этим, стали тяготить его душу.

Получив благословение Сергия Радонежского, Димитрий отправился со своим единственным учеником Пахомием в вологодскую землю. Здесь духовные братья надеялись обрести внутренний покой и уединиться для молитвенных бесед с Господом.

Возведение Спасо-Прилуцкого храма в Вологде

Стремясь к молчаливому уединению, Димитрий и Пахомий сначала решили обосноваться в малолюдном месте недалеко от реки Лежи. Монахи возвели небольшую церковь во имя Воскресения Христа, однако вынуждены были покинуть эту территорию. Причиной стали местные жители, боявшиеся потерять свои земельные наделы после организации нового монастыря.

Смирившись с такой ситуацией, преподобный и его ученик отправились в Вологду, рядом с которой впоследствии построили деревянный храм. Известно, что многие местные крестьяне разделили их желание распространять православную веру и охотно отдали часть своих земель под строительство обители. В дальнейшем она получила название Спасо-Прилуцкого Дмитриева монастыря, а Димитрий стал его игуменом.

Когда преподобный обосновался в вологодских землях, благая новость распространилась повсеместно. Многие его ученики оставили Никольскую обитель и перебрались в Спасо-Прилуцкий монастырь. Все братья, принятые игуменом, отличались глубокой верой. Сам настоятель проявлял редкое милосердие и внимание к ближним:

  • безвозмездно раздавал пищу нищим, голодным;
  • принимал уставших странников;
  • беседовал с каждым человеком, нуждающимся в утешении;
  • благословлял на благие дела, давал мудрые советы.

Преподобный всегда старался молиться наедине, для чего в храме было отведено специальное место. Старец строго воздерживался в еде. Он постоянно употреблял просфору с теплой водой и удивлял других тем, что даже в праздники не принимал вино с рыбой. В любое время года он носил один и тот же старый тулуп из овчины, выполнял вместе с братией самую тяжелую работу.

Полностью соответствуя канонам православной веры, Димитрий Прилуцкий проявлял полное бескорыстие и не стремился к земным благам. Когда великий князь Дмитрий Иванович присылал ему богатые дары, а местные жители жертвовали средства на возведение монастыря, он раздавал значительную часть денег бедным людям. Святой справедливо полагал, что они нуждаются в них намного больше.

старец

Чудеса и пророчества Димитрия Прилуцкого

Преподобный старец получил от Господа ценный дар, позволяющий ему читать человеческие души, а также предвидеть многие важные события. Наиболее известны такие чудеса и пророчества Димитрия:

  • родной брат Святого, который унаследовал отцовское богатство, обзавелся большими долгами и впал в крайнюю нищету. Желая улучшить свое материальное положение, он попросил у преподобного благословить его на торговлю с языческими народами. Получив хорошую прибыль, купец решил повторить выгодную сделку с дикими племенами еще несколько раз, однако брат-провидец предупредил его о возможной гибели. Не поверив, торговец вновь отправился в поездку, из которой так и не вернулся живым;
  • однажды один человек по имени Илья, желая оказать помощь Спасо-Прилуцкому монастырю, принес для братии продукты. Игумен не позволил взять их, так как увидел, что дома у этого христианина осталась голодная семья. Он посоветовал Илье отнести пищу домой и накормить своих родных, а то, что останется, отдать в храм. Поняв, что поступил неправильно, этот человек все же уговорил Димитрия принять его дары и пообещал в будущем не повторять подобную ошибку;
  • старец сумел в точности предсказать смерть князя Дмитрия Донского еще до того, как о ней стало известно во всем государстве. Это произошло в 1389 году, весной, когда преподобный Дмитрий Прилуцкий трудился вместе с братьями возле обители. Внезапно он прослезился и сказал, что благоверного великого князя больше не тревожит суетное житие. После этого игумен стал молиться об упокоении души новопреставленного. Печальное известие о кончине московского правителя пришло только спустя несколько дней и подтвердило правоту Святого.

фрагмент

Кончина преподобного и посмертные чудеса

В 1392 году, в феврале, братья Спасо-Прилуцкого монастыря ощутили ночью необычное благоухание, которое распространялось по всем помещениям. Поспешив к келье Святого Димитрия, они обнаружили его тело бездыханным. Лицо новопреставленного при этом сияло блаженством и неземным светом.

Оплакав своего мудрого наставника, монахи похоронили его в Спасской церкви. Над местом последнего земного пристанища преподобного они установили деревянную гробницу.

В конце XIX столетия над могилой старца появилась литая медная сень. Его мощи никогда не переносились в другое место и по-прежнему находятся в нижнем храме монастыря.

Через несколько лет после своей кончины Димитрий Прилуцкий начал являть многие посмертные чудеса:

  • одна богобоязненная вдова по имени Антонина перестала владеть рукой и ослепла на один глаз. Помолившись преподобному, она увидела его во сне и узнала, что ей нужно делать для своего выздоровления. Выполнив все указания, женщина навсегда избавилась от мучивших недугов;
  • в 1408–1409 гг. вологодская земля подверглась страшной эпидемии, которую удалось остановить только благодаря молитвам к святому подвижнику;
  • в начале XV в. на Вологду напали племена вятичей, которые грабили и разрушали город. Пытаясь зайти в Спасский монастырь и похитить его ценности, они были отброшены невидимой силой, после чего в ужасе бежали и отпустили из плена всех монахов.

Однажды на территории Спасо-Прилуцкой обители сгорели две церкви. Братия приступила к возведению нового храма, однако не могла найти достаточно средств для осуществления строительства. Один из иноков увидел во сне, как святой старец носит к церкви бревна, а вокруг него распространяется неземное свечение. После этого знака, который послал монаху Димитрий, работы пошли быстрее, благополучно решились все проблемы, и уже через краткий период времени новая церковь открылась для прихожан.

На протяжении нескольких веков преподобный считался покровителем купцов и торговцев, не прибегающих к получению нечестной прибыли. Также у его гроба исцелялись многие люди, одержимые нечистыми силами.

Иконы и храмы святого молитвенника

Иконописные изображения игумена Димитрия появились еще в начале XV века. Известно, что впервые образ святого старца написал Дионисий Глушицкий. Эта картина некоторое время располагалась у надгробия чудотворца, однако до наших времен не сохранилась.

В первой половине XVI столетия Дионисий Глушицкий также сотворил житийную икону преподобного Димитрия Прилуцкого. Вокруг центрального лика можно увидеть 16 фрагментов, рассказывающих о важных событиях из жития Святого. На них изображены пострижение в монахи, чудесные деяния Димитрия. Сегодня оригинал этой иконы хранится в историко-архитектурном музее Вологды. Существуют многие списки лика преподобного, находящиеся в православных храмах России и других стран.

На иконах Димитрий Прилуцкий изображается седовласым старцем, одетым в монашескую одежду, схиму и куколь. Его левая рука держит свиток с духовными поучениями, а правая сложена в благословляющем жесте. На многих картинах, помимо преподобного, имеются изображения византийских и русских святых предстоятелей.

На территории России во имя святого игумена возведено 19 храмов, большая часть из которых пребывает в Вологодской области. Старейший среди них – Никольский собор, украшающий собой центральную площадь Вологды. Еще 3 храма построены на родине провидца, в Ярославской области, а также в Костромских землях. В начале прошлого века в Москве был возведен однопрестольный храм в честь святого чудотворца.

икона

О чем просят старца православные христиане

К преподобному Димитрию Прилуцкому обращаются в разных случаях:

  • во время физических и душевных болезней;
  • при разрешении долговых споров;
  • при финансовых трудностях;
  • в крайней бедности;
  • при наличии зависимости от алкоголя, наркотиков;
  • при одержимости бесами;
  • при желании укрепить свою веру.

Святой помогает избавиться от проблем на работе, укрепляет человеческий дух в борьбе с греховными соблазнами, защищает от нападения грабителей. Молятся ему люди, желающие честно трудиться и избежать возникновения препятствий на пути к своей цели.

Датами, когда православная церковь чтит память Димитрия Прилуцкого, являются 24 февраля и 16 июня. Для того чтобы быть услышанными и получить светлую помощь преподобного старца, христиане читают акафист и другие специальные молитвы к Святому. Обращаются к чудотворцу и собственными словами, которые зарождаются глубоко в душе верующего человека.

Димитрий, преподобный Прилуцкий - умер в 1391 г., 11 февраля; в этот день и совершается церковью празднование в честь его. Мощи его почивают в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре. Родился в Переяславле (Владимирской губернии), в купеческой семье. Постригшись в монахи, основал Никольскую обитель на берегу Переяславского озера, где его часто посещал преподобный Сергий Радонежский . Великий князь Димитрий Донской пригласил Димитрия быть восприемником от купели детей его. Но преподобный Димитрий, избегая славы, удалился в вологодские леса и здесь, близ селенья Авнежа, построил храм Воскресения Христова. Так как жители этой местности препятствовали ему основать монастырь, то он удалился в Вологду, и в трех верстах от нее основал монастырь во имя Спасителя. Вологжане относились к нему и к основанной им обители с любовью. Преподобный Димитрий еще при жизни славился даром чудес и прозрения. Умер в глубокой старости. Церковное празднование святого Димитрия по всей России установлено в половине XV века, вероятно, вскоре после 1450 г., когда Шемяка был отбит от Вологды. В XV и XVI веках имя его встречается уже во всех святцах. В это же время ему составлена и служба. Житие преподобного Димитрия составлено в XV веке, не позже 1440 г., прилуцким игуменом Макарием, который воспользовался при этом рассказами ученика преподобного Димитрия, игумена Пахомия. П. В.

Родился в богатой купеческой семье в Переславле-Залесском. С юности преподобный отличался редкой красотой. Приняв постриг в одном из Переславльских монастырей, в Нагорном Борисоглебском, на берегу Плещеева озера близ города святой основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславльском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Димитрия Ивановича. Под влиянием Радонежского чудотворца преподобный решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники, не желая никому быть в тягость, отправились дальше.

Неподалеку от Вологды, на левом берегу одноименной реки, в уединенном месте у речной излучины ("на Прилуце") преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Так был создан Спасо-Прилуцкий монастырь. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углубленная молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Господь наделил Своего угодника даром прозорливости.

Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1392 года. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим, келлия же была исполнена чудного благоухания.

Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в XV столетии почитание его распространилось по всей Руси. Не позднее 1440 года, на основании рассказов ученика Димитрия, игумена Пахомия, прилуцкий инок Макарий написал его житие (Великие Минеи-Четьи, 11 февраля).

Тропарь Димитрию Прилуцкому, Вологодскому

Свыше от Бога, преподобне, / благодать приял еси духовную, / и от Него убо познался еси, блаженне, / того ради и ты духом познал еси лучшая Его, / будущаго века пребывание, / и постнически испытався во своих обителех. / И ныне со ангели ликовствуя, / Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием: / Слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Тропарь Сретению образа прп. Димитрия

Возсия днесь, яко солнце, / пречестный образ священнолепнаго твоего подобия, / паче солнца лучами чудес твоих всех озаряя, / тьму бесовскую без вести творя, / егоже радостно сретаху, / духовныя лики составльше, / непрестанно вопием ти: / Димитрие, отче наш, моли Спаса всех / сохранити град твой и страну нашу, / стаду твоему спасение подавая / и велию милость.

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Сей пре­по­доб­ный и бо­го­нос­ный отец наш Ди­мит­рий ро­дил­ся в на­шей стране в го­ро­де Пе­рея­слав­ле у бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Был кре­щен во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха и с дет­ства при­учен к бо­же­ствен­ным кни­гам. Он пре­вос­хо­дил ра­зу­мом и сми­рен­ной муд­ро­стью мно­гих сво­их сверст­ни­ков. Во мно­гих сво­их при­выч­ках он под­ра­жал Иоан­ну Зла­то­усто­му. В том чис­ле он не лю­бил при­ни­мать по­че­стей от слуг, но все­гда но­сил в сво­ем серд­це сми­рен­но­муд­рие и раз­мыш­лял о бу­ду­щем ве­ке, о су­де Бо­жи­ем, о воз­да­я­нии каж­до­му че­ло­ве­ку по его де­лам, о Цар­ствии Небес­ном, ра­до­сти пра­вед­ных и рай­ском бла­жен­стве. Вос­при­няв из книг Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов мысль, что все в этом ми­ре ско­ро­пре­хо­дя­ще, свя­той оста­вил су­ет­ный мир, про­ник­ся стра­хом Бо­жи­им и сде­лал­ся мо­на­хом в Го­риц­ком мо­на­сты­ре Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы в том же го­ро­де Пе­рея­слав­ле. Он мно­го по­тру­дил­ся над при­об­ре­те­ни­ем доб­ро­де­те­лей, имен­но ду­хов­но­го трез­ве­ния, мо­лит­вы, чи­сто­ты, глу­бо­ко­го сми­ре­ния и люб­ви ко всем лю­дям, и тру­ды его ста­ли при­но­сить спа­си­тель­ные пло­ды, так как он был за­нят ис­пол­не­ни­ем за­по­ве­дей Гос­под­них и днем, и но­чью. Он был це­ло­муд­рен и чи­стым серд­цем стре­мил­ся к Бо­гу, то есть жил по­доб­но Ан­ге­лу. Бла­жен­ный стре­мил­ся по­знать то, что со­зер­ца­ют Ан­ге­лы и что до­ступ­но толь­ко лю­бя­щим Бо­га. И его за его доб­ро­де­те­ли по­лю­би­ли и ино­ки, и про­стые лю­ди. За­тем Бог спо­до­бил его при­нять дар свя­щен­ства и быть на­став­ни­ком и учи­те­лем лю­дям, что он ис­пол­нял, как ис­пол­ня­ет хо­ро­ший во­ин, уго­жда­ю­щий сво­е­му гос­по­ди­ну. В то вре­мя свя­той отец наш Сер­гий устра­и­вал мо­на­стырь Свя­той Тро­и­цы вбли­зи Ра­до­не­жа и по во­ле Бо­жи­ей ввел там об­ще­жи­тель­ный устав. Свя­той Ди­мит­рий имел обы­чай ча­сто по­се­щать свя­то­го Сер­гия и бе­се­до­вать с ним во Хри­сте о том, как управ­лять мо­на­сты­рем, чтобы при­ве­сти к Бо­гу Его из­бран­ных. Эти­ми свя­ты­ми Сво­и­ми угод­ни­ка­ми, пре­по­доб­ны­ми от­ца­ми на­ши­ми, но­вы­ми чу­до­твор­ца­ми, Бог под­лин­но про­све­тил Рус­скую зем­лю. По­том бла­жен­ный Ди­мит­рий по­ста­вил цер­ковь во имя свя­то­го Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и мо­на­стырь око­ло озе­ра и го­ро­да Пе­ре­яслав­ля и был в нем игу­ме­ном. К нему при­хо­ди­ли мо­на­хи и не мо­на­хи ра­ди ис­це­ле­ния ду­шев­но­го и чтобы остать­ся с ним жить. Он по­учал их со сми­ре­ни­ем и по­стри­гал во свя­той ино­че­ский чин, со­би­рая та­ким об­ра­зом ста­до овец Хри­сто­вых. Бла­жен­ный ввел в мо­на­сты­ре об­ще­жи­тель­ный устав и сам для всех был об­раз­цом для под­ра­жа­ния. Бра­тия по­ви­но­ва­лась ему с лю­бо­вию как Ан­ге­лу Бо­жию, как ис­тин­но­му на­став­ни­ку, чти­ли как хо­да­тая пе­ред Бо­гом, вы­ма­ли­вав­ше­го для них Небес­ное Цар­ствие. За­тем бла­жен­ный Ди­мит­рий ото­шел от­ту­да на Во­лог­ду. Там он со­здал цер­ковь Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са на освя­ще­ние во­дам (в честь празд­ни­ка Про­ис­хож­де­ния Чест­ных Древ Жи­во­тво­ря­ща­го Кре­ста Гос­под­ня, ко­гда со­вер­ша­ет­ся Цер­ко­вью освя­ще­ние во­ды; этот мо­на­стырь св. Ди­мит­рий по­ста­вил в из­лу­чине, или лу­ке, ре­ки Во­лог­ды – Спас­ский При­луц­кий мо­на­стырь). Свя­той на этом ме­сте со­брал боль­шую бра­тию и то­же дал об­ще­жи­тель­ный устав. Хо­ро­шо на­ста­вив это ста­до Хри­сто­вых овец, пре­по­доб­ный отец наш Ди­мит­рий пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду в 1392 го­ду 11 фев­ра­ля (24 фев­ра­ля по но­во­му сти­лю).

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому, глас 1

Свы́ше от Бо́га, пpеподо́бне,/ благода́ть пpия́л еси́ духо́вную,/ и от Него́ у́бо позна́лся еси́, блаже́нне,/ Того́ pа́ди и ты ду́хом позна́л еси́ лу́чшая Его́,/ бу́дущаго ве́ка пpебыва́ние,/ и по́стнически испыта́вся во свои́х оби́телех./ И ны́не со а́нгели ликовству́я,/ Спа́су всех за ны моли́ся, свя́те Дими́тpие, да вси вопие́м:/ Сла́ва Да́вшему ти кpе́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Тропарь преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому, ради сретения его образа в Вологде, глас 4

Возсия́ днесь, я́ко со́лнце,/ пречестны́й о́браз священноле́пнаго твоего́ подо́бия,/ па́че со́лнца луча́ми чуде́с твои́х всех озаря́я,/ тьму бесо́вскую без ве́сти творя́,/ его́же ра́достно срета́ху,/ духо́вныя ли́ки соста́вльше,/ непреста́нно вопие́м ти:/ Дими́трие, о́тче наш, моли́ Спа́са всех/ сохрани́ти град твой и страну́ на́шу,/ ста́ду твоему́ спасе́ние подава́я// и ве́лию ми́лость.

Ин тропарь преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому, глас 1

Свы́ше от Бо́га, преподо́бне,/ благода́ть прия́л еси́, Дими́трие пресла́вне,/ и Того́ си́лою укрепля́ем,/ Ева́нгельски ходи́ти изво́лил еси́,/ отону́ду же и от Христа́ возме́здие трудо́в обре́те, всеблаже́нне,/ Его́же моли́// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Свыше от Бога, преподобный, благодать получил ты, Димитрий прославляемый, и Его силой укрепляемый, жил по Евангелию, потому и от Христа получил награду за труды свои, всеблаженный. Его же моли о спасении душ наших.

Кондак преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому, глас 8

От ю́ности, преподо́бне, крест твой взе́м, Христу́ после́довал еси́,/ в моли́твах и поще́ниих, во бде́ниих же и злострада́ниих пло́ть твою́ изнуря́я./ Те́мже и Всеви́дящее О́ко твоя́ труды́ ви́дев,/ чудесы́ тя прославля́ет, и всех зва́ти тебе науча́ет:// ра́дуйся, преподо́бне о́тче Дими́трие, по́стников удобре́ние.

Кондак преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому, ради сретения его образа в Вологде, глас 8

Христа́ еди́наго в жи́зни сей во след идти́ возжела́л еси́/ и, Того́ любо́вию земна́я отри́нув, премину́в Небе́сными,/ с ли́ки А́нгел водворя́яся, неотсту́пно предстои́ши Бо́гови,/ тем и ны́не пресвято́му твоему́ о́бразу сре́тения пра́здник ра́достно сотворя́юще,/ от неду́г исцеле́ние прие́млем, благода́рно вопию́ще:// ра́дуйся, преподо́бне о́тче Дими́трие, по́стников удобре́ние.

Ин кондак преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому, глас 3

Жезло́м, свя́те Дими́трие, от Бо́га да́нным ти,/ лю́ди своя́ упасе́ на па́житех зако́на живоно́сна,/ зве́ря же неви́димаго шата́ние сокруши́ под но́зе тебе́ пою́щих,// я́ко да в беда́х тя те́пла предста́теля и́мамы.

Перевод: Жезлом, святой Димитрий, от Бога данным тебе, людей своих упас ты на пастбищах живоносных, дерзости же зверя невидимого (диавола) сокрушил ты под ноги тебя воспевающих, так как в бедах ты наш горячий защитник.

Молитва преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому

О, свяще́нная главо́, преди́вный чудотво́рче, богоно́сне о́тче наш Дими́трие! Усе́рдно припа́дающе к тебе́, мо́лимся: яви́, нам, смире́нным и гре́шным, многомо́щное твое́ заступле́ние. Се бо грех ра́ди на́ших, не и́мамы дерзнове́ния ко Го́споду проси́ти Его́ даро́в, нам благопотре́бных, но тебе́, моли́твенника к Нему́ благоприя́тного, предлага́ем и про́сим: испроси́ нам у бла́гости Его́ вся я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру, пра́вду, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, во искуше́ниих му́жество, в злострада́ниях терпе́ние, в моли́твах постоя́нство, в благоче́стии преуспе́яние, вожделе́нное здра́вие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, дожди́ благовре́менны, жите́йских потре́б дово́льство, мир во днех на́ших и благослове́ние свы́ше на вся́кая блага́я дела́ на́ша. Не забу́ди, чудотво́рче святы́й, ми́лостиво посеща́ти оби́тель свою́, гра́ды и ве́си страны́ на́шея правосла́вныя, сохраня́я и соблюда́я их моли́твами твои́ми от вся́кого зла. Помяни́ всех, ве́ру и любо́вь к тебе́ иму́щих и и́мя твое́ моли́твенно призыва́ющих, и во благи́х проше́ния их ми́лостиво испо́лни, осеня́я их свы́ше святооте́ческим твои́м благослове́нием. Ей свя́тче Бо́жий, не лиши́ и нас гре́шных твоего́ многомо́щнаго заступле́ния, но сподо́би нас кончи́ну жития́ благу́ю улучи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати. Да воспое́м и просла́вим ди́внаго во святы́х свои́х Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также: