Принятие решений это кратко

Обновлено: 04.07.2024

В психологии принятие решения рассматривается как когнитивный процесс, результатом которого является выбор мнения или курса действий среди нескольких альтернативных возможностей. Принципиальное различие проводится между: количественные (математические) и эмпирические методы, а также одноперсональные и многоперсональные решения.

Количественный (математический) метод

Суть количественной (математической) процедуры состоит в том, чтобы систематизировать решения организационного дизайна и привести к решению с использованием математических моделей.

В количественной теории принятия решений преобладают следующие аспекты:

Исчисление (расшифровывается как модель и логика)

Следует прояснить вопросы, связанные с отображением и переводом реальных фактов на формализованный язык, а также с их убедительностью.

Оптимизация (означает относительную максимизацию)

Здесь необходимо ответить на вопросы о типе, конструкции и взаимосвязи между целевыми параметрами и ограниченными вторичными условиями, включая их функциональную связь и представление.

Вероятность (расшифровывается как стохастик)

Необходимо прояснить вопросы, касающиеся возможности оценки и количественного представления возможностей или рисков запланированных действий. Такие аспекты, как проблема, человек и процесс, которые занимают центральное место в теории эмпирических решений, не принимаются во внимание. В действительности модели, процессы и решения, предлагаемые количественной теорией принятия решений, часто слишком нереалистичны (слишком просты) или слишком сложны.

Эмпирический процесс принятия решений

Процесс принятия эмпирических решений основан на взгляде на поведение человека и опирается на содержание и методологические знания психологии. Основное внимание уделяется таким аспектам, как проблемы, люди и процессы, а также их взаимосвязи (например, интересы или обязательства).

Он хочет описать и объяснить, как решения принимаются на самом деле, но также учитывает, как цели формируются и меняются в процессе принятия решений. Теория эмпирических решений также стремится ограничиться наиболее существенными и значимыми характеристиками, поэтому здесь также приводится тип моделирования.

Прежде всего, он касается исследовательских и обосновывающих интересов, таких как объекты исследования, вопросы и условия эффективности. Методы исследования, такие как наблюдения, опросы и эксперименты, используются для получения необходимых знаний о фактическом поведении при принятии решений.

Принятие решений — это процесс идентификации альтернатив и выбора среди них, основанный на ценностях и предпочтениях принимающего решение.

Каждый день мы принимаем десятки решений, начиная от самых простых (во сколько встать, что приготовить на завтрак и завтракать ли вообще) и до самых сложных (как развивать проект, кого назначить ответственным и как получить финансирование). Часто от того или иного решения очень многое зависит. Особенно если речь идет о бизнесе — ведь здесь очень много заинтересованных сторон и различных рисков. В таких случаях важно соблюдать определенные правила принятия решения. В этой статье мы расскажем об этапах принятия решения, методах принятия решений и ошибках, которые возникают в процессе принятия решений.

Принятие решения — это выбор лучшего варианта из двух и более возможных с помощью определенных правил.

Эти правила заключаются в соблюдении последовательности этапов принятия решения. Всего их пять, один из которых (контроль реализации) является сквозным — т.е. он появляется и на всех остальных этапах. Рассмотрим их подробнее.

1. Определение и формулировка проблемы.

Принятие решения начинается тогда, когда вы понимаете, что текущая ситуация вас не устраивает и ее невозможно изменить с помощью тех средств, знаний и опыта, которые на сегодняшний день имеются в Вашем распоряжении. Как правило, при этом Вы еще и испытываете негативные эмоции.

Для того чтобы перейти к процессу принятия решения, необходимо сформулировать проблему. При этом обычно проблемы описывают с негативной стороны, указывая, что именно не устраивает или препятствует реализации планов.

2. Формулировка желаемого решения.

Например, решение выучить второй язык до разговорного уровня. Критерий – смогу общаться с носителем этого языка в отпуске летом 2013 года.

3. Определение условий и ограничений.

После того как сформулировано желание, необходимо определиться, на что ориентироваться: в соответствии с какими ценностями, нормами и правилами Вы будете принимать решение.

Например, для одной организации ценностью и нормой может быть совместное принятие и обсуждение решений руководством и топ-менеджерами, а в другой единоличное принятие решение руководителем и его беспрекословное исполнение сотрудниками. Здесь нужно и можно учитывать ценности, правила и нормы, разделяемые как организацией, так и непосредственно лицами, принимающими решение.

Кроме того, любое решение подразумевает приобретения и потери. Поэтому необходимо оценить возможные приобретения и потери в случае реализации принятого решения.

Например, ценности и нормы: знание второго языка сегодня выгодно подчеркивает мои преимущества перед работодателями, знание второго языка поощряется в нашей организации. Приобретения — конкурентное преимущество, возможность общения с носителями языка и. т. д. Потери — временные затраты и финансовые затраты на обучение.

4. Формулировка задач.

Залог выбора наилучшего решения — наличие четко сформулированной цели и критериев требуемого результата. Поэтому на следующем этапе нужно сформулировать окончательную задачу (желаемое решение) с учетом всех условий и ограничений в конкретных и реализуемых показателях.

Например, цель — выучить второй язык до разговорного уровня, чтобы иметь возможность читать и писать простые фразы, общаться с носителями языка. Задачи: посетить курсы по изучению языка, заниматься самостоятельно 2 раза в неделю по полчаса.

5. Контроль и реализация.

Этот этап является сквозным и заключается в том, чтобы постоянно проверять, совпадают ли текущее состояние дел и образ цели. Особенно важно отслеживать это соответствие при выделении критериев реализации принятого решения и определении времени для контроля за реализацией решения. Также необходимо помнить, что одна из ведущих компетенций руководителя — способность вовремя переходить от выбора к действию.

Например, отслеживание, как продвигается обучение второму языку — посещаете ли вы занятия, есть ли задуманные успехи, успеваете ли вы выучить его к задуманному сроку. При этом важно будет не затягивать с выбором школы обучения и времени начала обучения.

Способы принятия решения

Наиболее распространённой классификацией способов принятия решения является деление их на рациональные решения; решения, основанные на суждениях и интуитивные решения.

Рациональные решения — это то, в котором мы стараемся проанализировать и учесть все факторы, которые могут в итоге оказать влияние на принятие решение. Например, принимая решение о покупке нового компьютера в офис, мы просчитываем бюджет, реакцию руководства, пытаемся обосновать необходимость покупки компьютера, вычисляем степень выгоды и окупаемости покупки, степень радости и удовлетворения от нее.

Решение, основанное на суждениях, это выбор, который мы делаем, руководствуясь знаниями и прошлым опытом. Например, в данном случае, приняв решение о покупке компьютера, нам нужно определиться с выбором его марки. И здесь мы обычно вспоминаем, с какими марками компьютера мы уже работали, какие нам понравились и какие производители хорошо себя зарекомендовали на рынке.

Существует множество специально разработанных стратегий принятия решений. Наиболее распространенные — это стратегии, основанные на специальных методах поиска и анализа информации (SWOT-анализ, диаграмма Парето, схема Исикава) и стратегии, основанные на приемах упрощения процесса решения (гирлянды ассоциаций, мозговой штурм, синектика).

Наиболее популярные методы принятия решений

SWOT-analysis представляет собой создание матрицы для систематизации информации об объектах и явлениях по категориям:

— Strengths, то есть сильные стороны;

— Weaknesses, то есть слабые стороны;

— Opportunities, то есть возможности;

— Threats, то есть угрозы.

В результате получается наглядная матрица, которая позволяет увидеть основные характеристики проблемной ситуации. Используя полученную информацию, можно провести анализ соответствующих решений и сделать выбор. Важно помнить, что сильные стороны находятся во взаимосвязи с возможностями, а не с угрозами.

Диаграмма Парето — это инструмент, который позволяет определить проблемные зоны и распределить усилия по степени оптимальной очередности для их решения.

Диаграмма Парето бывает двух видов:

1) по результатам деятельности — применяется для выявления главных проблем;

2) по причинам — используется для выявления основных причин возникающих проблем.

Этапы построения диаграммы

1. Формулировка проблемы.

2. Создание перечня причин (факторов), которые создают наибольшие трудности и их ранжирование.

3. Подсчет суммы числа появлений каждой причины за установленный промежуток времени.

4. Формирование таблицы, где данные располагаются в порядке убывания значимости.

5. Перенос данных в систему координат. На оси абсцисс откладывают рассматриваемые факторы, а на оси ординат — величину вклада факторов в решение проблемы.

6. Создание диаграммы с соответствующими каждому отдельному фактору (причине возникновения проблемы) столбиками (уменьшение высоты столбиков происходит слева направо).

7. Анализ диаграммы.

A. Локус контроля:

0 — таково устройство мира;

1 — устройство системы;

2 — ответственность решателя (лица принимающего решение).

B. Доля / степень влияния на проблему.

Обычно диаграмма Исикавы составляется группой, часто с использованием метода мозгового штурма.

Мозговой штурм (брейнсторминг) — это метод стимулирования творческой активности с помощью специальных правил обсуждения.

Этот метод предполагает структуру участников, состоящую из ведущего, минимум 6-ти генераторов и 2-х секретарей, задача которых делать тщательные записи по ходу процесса. Цель — найти как можно больше решений. Все идеи и способы решения задач независимо от их реалистичности формируются в список (чем больше количество идей, тем больше вероятность того, что среди них найдется необходимое решение).

Основное правило — отсутствие критики. Время фазы генерации идей около 10-20 минут. Анализ происходит на следующих этапах. Обычно в начале анализа происходит распределение идей по трем группам: невозможные; банальные; возможные и оригинальные.

Метод ассоциаций и аналогий подразумевает создание альтернатив решений через попытку изменить данные условия.

Для решения задачи формулируется ассоциация с этой задачей. Далее необходимо придумать новую ассоциацию, но уже не на саму задачу, а на первую ассоциацию. Таким образом придумывается ряд последовательных ассоциаций с последующим анализом полученных идей. Может использоваться следующая схема:

1) Формулировка темы.

2) Выделение ключевого слова.

3) 5 ассоциативных слов с ключевым словом (КС);

4) 5 глаголов на каждое ассоциативное слово (всего 25 глаголов);

5) 5 прилагательных на каждое ассоциативное слово (всего 25 прилагательных);

6) 50 словосочетаний = КС + 25 глаголов + 25 прилагательных.

Анализ проводится в контексте проблемы с разделением идей, как в предыдущем случае, на 3 группы: невозможное, банальное, оригинальное. Важно постараться найти в каждой идее что-то рациональное и полезное.

Ошибки при принятии решений

В основе большинства ошибок лежат неверно принятые решения. Как правило, выделяют две группы факторов, влияющих на принятие решения: внутренние и внешние.

Внутренние: это факторы, связанные с личностью лица, принимающего решение. Это особенности восприятия и переработки информации, особенности личности, ценности и мотивация.

Например, сюда можно отнести принятие очевидного решения, принятие решения на основе ожидаемой информации, на основе прошлого опыта, принятие рискованного решения, оттягивание принятия решения, переоценка важности информации, переоценка вложенного времени и ресурсов в принятие решения.

Внешние: это факторы, связанные сусловиями принятия решения(например, ограниченность времени)и влиянием других людей.

Здесь можно отметить такие эффекты, как феномен взаимного обмена (принятие решения, обусловленное чувством долга), присутствие зрителей, ограниченность времени, влияние статуса, воздействие рекламы, зависимость от решения других лиц.

В отдельную группу стоит выделить ошибки, связанные с недостаточностью контроля реализации при принятии решения — это неправильно осуществленное целеполагание, выделение критериев достижения цели и сроков.

Для предотвращения ошибок в процессе принятии решения необходимо использовать следующие меры:

— Корректное и тщательное целеполагание и выделение критериев принятия решения.

— Тщательный сбор и анализ информации, условий принятия решения.

— Соблюдение этапов принятия решения.

— Выбор способов и методов принятия решения, адекватных поставленным срокам.

— Использование специальных методов и стратегий принятия решений.

— Контроль реализации принятого решения на всех этапах принятия решения.

— Адекватное распределение функций, обязанностей и ответственности, при участии нескольких лиц в принятии решения.


Образец представления процесса принятия логического решения о добавлении статьи в Викинауку.

Принятие решений — умственный процесс, приводящий к выбору действия среди нескольких альтернатив; каждый процесс принятия решений заканчивается либо выбором действия, либо мнением относительно выбора действия [1] .

Содержание

Краткий обзор

Человеческая деятельность в условиях принятия решений была предметом активного исследования в нескольких направлениях:

  • в психологическом направлении, которое исследует индивидуальные решения в контексте ряда потребностей, предпочтений, которые имеют люди, и ценностей, к которым они стремятся;
  • в познавательном направлении, где процесс принятия решения должен быть расценен как непрерывный процесс, интегрированный во взаимодействие с окружающей средой;
  • в нормативном направления, где анализ индивидуальных решений обеспокоен логикой принятия решения, рациональностью и инвариантностью выбора, к которому приводит анализ [2] .

Однако, на другом уровне, принятие решений можно расценивать как действия по решению проблемы, которые заканчиваются, когда удовлетворительное решение найдено. Поэтому, принятие решения – это рассуждение или эмоциональный процесс, который может быть рациональным или иррациональным, может быть основанным на явных или молчаливых предположениях.

Направления в процессах принятия решений

Другие исследования предполагают, что национальные или межкультурные различия остаются поперек всех обществ. Например, Марис Мартинсонс (Maris Martinsons) нашел, что каждый из американских, японских и китайских деловых лидеров демонстрирует отличительные национальные стили принятия решений [4]

Познавательные и личные предубеждения

Некоторые из методов принятия решения, которые используются в каждодневной жизни, включают:

В наших процессах принятия решения могут оказаться и предубеждения. Много различных людей принимали решение о том же самом вопросе ("например". "Должна ли я показаться врачу на предмет беспокойства признаком рака молочной железы, который я обнаружила?" "Почему я игнорировал свидетельство, что проект выйдет за рамки бюджета?") и затем потенциал ремесла познавательного вмешательства нацеливался на результаты улучшенного принятия решений.

Ниже - список части из наиболее обсуждаемых познавательных предубеждений.

Нейрологическое направление

Передняя цингулярная кора и орбитофронтальная кора – области мозга, вовлеченные в процессы принятия решений. Недавнее нейрографическое исследование, обнаружило отличительные образцы нервной активации в этих областях в зависимости от того, были ли решения приняты на основе собственной воли или после указаний от кого-то другого.

Другое недавнее исследование обнаружило, что повреждения в ПЦК у макак привели к принятию решений, которые вредят, в конечном счете решению задач, предлагающих, что ПЦК является ответственным за то, кто оценил прошлую информацию, и за укрепление проведения такого решения в будущем.

Эмоция, кажется, помогает процессу принятия решений: принятие решений часто происходит перед лицом неопределённости в том, будут ли выборы вестись, чтобы принести пользу или вредить. Гипотеза телесного маркера - нейробиологическая теория того, как решения приняты перед лицом неопределённого результата. Эта теория считает, что таким решениям помогают эмоции, в форме физических состояний, которые выявляются в течение обдумывания будущих последствий и той марки различных вариантов поведения, как являющегося выгодным или невыгодным. Этот процесс вовлекает взаимодействие между нервными системами, которые выявляют эмоциональные/физические состояния и нервные системы, которые наносят на карту эти эмоциональные/физические состояния. [5]

Стили и методы принятия решения

Стили и методы принятия решения были разработаны основателем теории предрасположения (predispositioning) Ароном Катценелинбогеном (Aron Katsenelinboigen). В своем анализе стилей и методов Катценелинбоген упомянул игру шахматы, говоря, что “шахматы действительно раскрывают различные методы действий, особенно создания предрасположенности (predisposition) - методы, которые могут быть применимыми к другим, более сложным системам.” [6]

В своей книге Катцелинбоген заявляет, что кроме методов (реактивный и выборный) и подметодов (рандомизация, предрасположение, программирование), есть два главных стиля - позиционный и комбинационный. Оба стиля используются в игре шахмат. Согласно Катцелинбогену два стиля отражают два основных подхода к неопределённости: детерминированный (комбинационный стиль) и индетерминированный (позиционный стиль). Определение Катценелинбогеном двух стилей - следующее.

Комбинационный стиль характеризуется

  • очень узкая, ясно определенная, прежде всего материальная цель, и
  • программа, которая связывает начальное положение с заключительным результатом.

В определении комбинационного стиля в шахматах Катценелинбоген пишет:

Комбинационный стиль показывает ясно сформулированную ограниченную цель, а именно, захват материала (главный элемент шахматного положения). Цель осуществлена через хорошо определенный и в некоторых случаях в уникальной последовательности шагов, нацеленных на достижение цели выбора. Как правило, эта последовательность не оставляет никаких вариантов для противника. Обнаружение комбинационной цели позволяет игроку сосредотачивать все его энергии на эффективном выполнении, то есть, анализ игрока может быть ограничен частями, непосредственно принимающими участие в комбинацию. Этот подход - затруднение комбинации и комбинационного стиля игры.

Позиционный стиль отличают

  • позиционная цель и
  • формирование полуполных редактирований между начальным шагом и заключительным результатом.

“В отличие от комбинационного игрока, позиционный игрок занят, прежде всего, с разработкой положения, которое позволит ему развиваться в неизвестном будущем. В игре позиционного стиля, игрок должен оценить относительные и материальные параметры как независимые переменные. (…) позиционный стиль дает игроку возможность выяснить позицию, пока она не становится беременной комбинацией. Однако, комбинация не заключительная цель позиционного игрока - это помогает ему достигать желательного, имея в виду предрасположение для будущего развития. Пиррова победа - лучший пример неспособности думать позиционно.” [7]

Позиционный стиль служит, чтобы

a) создать предрасположение к будущему развитию позиции; b) вызвать окружающую среду определенным способом; c) поглотить неожиданный результат с пользой d) избежать отрицательных аспектов неожиданных результатов.

Позиционный стиль дает игроку возможность выяснить позицию, пока она не становится беременным комбинацией. Катценелинбоген пишет:

“Поскольку игра прогрессировала, и защита стала более искушенной, комбинационный стиль игры уменьшался. Позиционный стиль шахмат не устраняет комбинационный с его попыткой видеть всю программу действия заранее. Позиционный стиль просто готовит преобразование к комбинации, когда последний становится выполнимым.” [8]

У каждого из нас есть своя, опробованная на личном опыте, методика – как принимать решения. Кончено, хотелось бы говорить об эффективных и правильных решениях, пусть и не всегда приятных и комфортных для нас или окружения. Однако сколько людей – столько и способов действовать.

Например, психологи насчитали около 16 психотипов личности, каждому из которых присущ свой особенный способ действий. Это вполне логично, ведь мы все разные. Но интересно другое. Формируется алгоритм принятия решений главным образом под действием 6 общих факторов.

Они хорошо известны:

В нашем усложняющемся и парадоксальном мире первое решение (лежащее на поверхности) оказывается самым простым и в 95% случаев ошибочным. Попробуйте решить простую задачку.

Ой, как просто. Мяч стоит 10 центов. Браво! Не правильно.

Этот результат выдает нам поверхностное, реактивное мышление (система 1). Эта система не хочет заморачиваться и хватает первый ответ на поверхности. Когда же мы подключаем мощную аналитическую машину глубинного мышления (система 2), то медленно и с расстановкой решаем задачу. Правильный ответ в конце статьи. Но глубинная система требует затрат энергии и времени. Поэтому эффективный человек долго думает, но правильно действует.

Как мы принимаем решения: семь стилей

Способы принять правильное решение

Перечислить все техники в одной статье не получится, но рассказать о самых интересных и, главное, практичных методах нам вполне по силам.

Квадрат Декарта

Часто в попытках принять правильное решение, мы зацикливаемся на одном вопросе: что произойдет, если желаемое случится? Декарт предложил расширить угол зрения до четырех вопросов, создав свой знаменитый квадрат:

  • Что будет, если желаемое произойдет (преимущества от этого события)?
  • Что будет, если желаемое не произойдет (выгоды от не осуществления события)?
  • Чего не будет, если желаемого случится (потери, недостатки от осуществления события)?
  • Чего не будет, если это желаемое не случится (недостатки, минусы от неосуществления события)?

Взвесив преимущества и недостатки получаемого результата, мы с большей вероятностью сделаем правильный выбор: действовать или нет.

Правило 10/10/10

Когда вы принимаете решение, то последствия от исполнения желаемого будут актуальны для вас некоторое время. Конкретный срок зависит от степени важности задачи. Журналист Сьюзи Уэлч придумала следующую технику поведения перед принятием трудного решения. Спросите себя:

  • Что вы будете думать и как себя чувствовать через 10 минут после этого выбора?
  • Как вы отнесетесь к своему выбору через 10 месяцев, что вы будет ощущать?
  • Что подумаете о сделанном выборе через 10 лет, какие эмоции он у вас вызовет?

Вы как бы заглядываете в будущее из настоящего момента времени, находясь в актуальном на сегодняшний день состоянии и со своими убеждениями, ценностями. Задача уловить, что может измениться и в какую сторону.

Например, молодая женщина работает мерчендайзером в супермаркете, ей не нравится работа, но деваться некуда – нужны деньги на жизнь, семью. Женщина мечтает открыть салон красоты. Она понимает, что нужно взять кредит на аренду помещения, покупку оборудования, продвижение услуг. При всем этом она страшно боится потерять работу – источник дохода. Как принять правильное решение?

Предположим нужно сделать первый шаг – уволиться с работы. Используем метод 10/10/10. Через 10 минут после увольнения женщина вряд ли пожалеет о случившемся, так как слишком мало времени прошло. Эмоции – скорее смесь радости, что уволилась с ненавистной работы и опасений перед неизвестностью. Через 10 месяцев у неё будет салон красоты, клиенты и собственный бизнес. В противном случае – она сможет вернуться на наемную работу в любой магазин. Жалеть не о чем. Через 10 лет – либо бизнес развивается или женщина работает по найму, как и до увольнения. Таким образом, она снизила мандраж перед принятием сложного решения, разобравшись в том, что будущее зависит от неё, а найти работу по найму она сможет в любой момент.

Расширяем круг решений

Нас учили выбирать что-то одно, не распыляться. Это – верно, но что если приходится выбирать из двух зол. Довольствоваться заведомо проигрышным вариантом? Нет. Кто сказал, что проблема или задача имеет только два решения? Пан или пропал, одно из двух и прочее. Выбирайтесь из узких рамок, ищите альтернативы, смотрите на ситуацию шире. Например, если вы учитесь вождению автомобиля, то не обязательно сразу покупать дорогую модель и обременять себя непосильными кредитами. Возьмите недорогую машину, научитесь ездить, а потом будет видно.

Набрать больше вариантов поможет метод мозгового штурма. Выпишите на листке в левой колонке задачу, а в правой пишите все способы, даже фантастические, её решения. После штурма отдохните и со свежей головой анализируйте результат.

Также полезно спросить у знакомых, родственников, коллег и друзей как бы они поступили в данной ситуации. В 99% случаев наши проблемы не уникальны и их кто-то уже решал. Из чужого опыта черпайте варианты решений, но действуйте самостоятельно.

На всё про всё 15 минут

Загрузиться и подождать (Метод Менделеева)

Сложную задачу не взять с наскока – это знают исследователи, ученые. Как в таких случаях найти выход? Правильно – довериться подсознанию. Алгоритм следующий:

Мы подробно изучили вопрос, как принимать решения. Рассмотрели 6 основных факторов, 7 стилей поведения человека и 5 практичных техник решить проблему. Привели несколько примеров жизненных ситуаций, где эти способы применялись. Не бойтесь сделать правильный или неправильный выбор – это жизнь. С опытом и знаниями успешных решений будет больше.

Ответ на задачу: мяч стоит 5 центов, тогда как бита 1 доллар 5 центов. Вместе набор стоит = 1 доллар 5 центов (бита) + 5 центов (мяч) = 1 доллар 10 центов.

Читайте также: