Выразительные средства театрального искусства кратко

Обновлено: 06.07.2024

Палитра выразительных средств, которыми пользуется режиссер-постановщик театрализованного тематического концерта, достаточно специфична. Здесь и действие, движение, слово, паузы, здесь и мизан­сцена, музыка, ритм, свет, и другие действенные приемы.

Прежде, чем разобраться в особенностях выразительных средств театрализованных тематических концертов, считаю необходимым под­черкнуть еще два важных обстоятельства.

Первое. В сущностной природе театрализованного тематического концерта лежит сценическое действие. Поэтому основы учения К. С. Станиславского не только применимы к театрализованным кон­цертам, но без них режиссеру-постановщику просто не обойтись.

Второе. Отбор тех или других выразительных средств, тех или дру­гих приемов, их комбинация определяется не только содержанием, те­мой, идеей, сверхзадачей, жанром театрализованного тематического концерта, но в первую очередь, режиссерским образным видением бу­дущего сценического произведения, то есть режиссерским образным замыслом. Причем, образное видение всегда очень индивидуально.

Само собой разумеется, что перевод сценария театрализованного концерта в сценическое действие невозможен без использования тради­ционных, присущих традиционному театру, выразительных средств, таких, как сценическое действие, мизансцена, темпоритм, сценическая атмосфера и другие. Но и они имеют свои особенности, поскольку ис­пользуются в определенном виде сценического искусства.

Сценическое действие

Конечно, как и в театральном искусстве, так и в театрализованном концерте сценическое действие является важнейшим его элементом, важнейшим выразительным средством.

Сценическое действие в театрализованном концерте есть зримое развитие драматургической ситуации во времени и пространстве, то есть ее движение к развязке. Оно всегда связано с содержанием, с сю­жетным ходом, с развитием событий. Говоря по-другому, под действи­ем подразумевается развитие событий с их многократными и резкими изменениями в положении действующих лиц. Именно завязка есть на­чало развития сценического действия, которое завершается развязкой. Через сценическое действие раскрывается содержание и смысл проис­ходящих на сцене событий. Раскрывается оно с помощью всех средств театральной выразительности творчества режиссера, игры актеров, сце­нографии, света, шумов, мизансцен, темпоритма, сценической атмосфе­ры.

Режиссер, стремясь выразить содержание сценария языком сцени­ческого действия, неизбежно интерпретирует его. А это означает, что он, по сути, создает новое художественное произведение - театрализо­ванный тематический концерт, обладающий возможностью глубоко и всесторонне воздействовать на зрителя, его эмоции и сознание.

Причем, внешнее действие персонажа (персонажей) всегда вызвано внутренним действием. Более того, они неразрывны: одно невозможно без другого.

Мизансцена

Мизансцена - одно из важнейших средств режиссера для об­разного выявления содержания концерта (номера, эпизода) и в то же время существенный компонент идейно-художественного образного решения его режиссерского замысла.

Естественно, говоря это, я имею в виду не статичное расположение действующих лиц, но и их перемещение в сценическом пространстве. Ведь мизансцена - это не статичная группировка исполнителей, а все время изменяющееся в пространстве внешнее выражение существа происходящего на сцене.

Это внешнее сочетание движений, поз, расположения артистов не может быть случайным. Оно должно выражать внутренние отношения между действующими лицами, сущность происходящего в данный мо­мент события. Только в этом случае мизансцена будет выразительна, будет нести в себе определенный смысл, а значит и понятна зрителям. Ведь через цепь возникающих перед его взором масштабных мизансцен зритель театрализованного концерта следит за развитием сюжета и ре­жиссерской мысли.

Отсюда нетрудно догадаться, что мизансцена не возникает сама по себе. Она зримый для зрителей результат поиска режиссером-постановщиком пластического выражения сквозного действия концер­та. Последний диктует стилистику и пластический характер мизансцен. Ну, а если представить себе совокупность пластического решения ми­зансцен, то мы сможем увидеть не менее важное для восприятия теат­рализованного концерта - их сочетание, чередование не только раскры­вает содержание представления, но и его определенную пластическую форму. Собственно, совокупность мизансцен - это образная пластиче­ская форма концерта.

При поиске мизансцены режиссер должен отобрать ту, которая мо­жет волновать зрителя не только выразительностью, но и содержанием. Она не должна быть стандартной, заимствованной у кого-то, тем более сценическим штампом определенного события или эпохи.

Найденная мизансцена одновременно должна не только выражать мысль режиссера и быть психологически оправдана исполнителями, не только верно характеризовать поведение определенной группы испол­нителей, действующих в определенных исторических обстоятельствах, но и графически точно, четко сменяя друг друга, возникая естественно, органично, быть каждый раз идейно-художественным фокусом того или другого момента, действия и отвечать стилю и жанру концерта.

Каждый новый день приносит в сознание зрителя новое воспри­ятие прошедших событий, новую их оценку. Поэтому создать мизан­сцену, которая выражает сегодняшнее понимание прошлого события, режиссер может только в том случае, если он изучит и поймет эпоху и быт времени, связанные с этим событием, проникнется им, воспримет с позиций сегодняшнего дня, с позиций исторической правды. Да, мизан­сцена должна отвечать стилю и жанру концерта, выражать мысль ре­жиссера, быть психологически оправданной исполнителями и возникать естественно, органично. Но прежде всего она должна характеризовать поведение определенной группы исполнителей, которые являются ча­стью поколения, действующего в определенных исторических обстоя­тельствах.

Как ни грустно об этом говорить, но часто приходится сталкиваться с формальным подходом режиссера к поиску и нахождению мизансцен концерта. Вот откуда в театрализованных праздничных концертах такое обилие всевозможных перестроений, не оправданных ни мыслью, ни содержанием эпизода и всего концерта. А ведь именно в театрализован­ном тематическом концерте мизансцена выражает его эмоциональный и поэтический строй.

Режиссер, стремясь к наибольшей выразительности, строя мизан­сцены по законам многофигурной композиции, располагая исполните­лей по нескольким планам не только по горизонтали, но и по вертикали, подобен художнику-живописцу или, вернее, скульптору. Правда, в от­личие от того и другого, он находится в более выгодном положении.

Уподобляясь скульптору, он лепит свою композицию в пространстве и одновременно, что скульптору недоступно, во времени, в движении. Мизансцена в сценическом искусстве - это не застывшее мгновение, а своеобразный образный язык человеческих движений, это динамически развивающаяся, разворачивающаяся во времени пластическая компози­ция, воплощающая в театрализованном концерте его действенную ли­нию. А это, естественно, требует тщательной разработки движений. Причем, рождается такая композиция не из красивых положений или поз исполнителей, а из режиссерского смыслового решения данного момента действия.

1. Выразительные средства театрального искусства

2. Декорация

Декорация (от лат. decoro - украшаю) оформление сцены, воссоздающее
материальную среду, в которой
действует актер.
Основные виды декораций:
1) кулисная передвижная,
2) кулисно-арочная подъемная,
3) павильонная,
4) объемная,
5) проекционная.

4. Костюм театральный

Костюм театральный (от итал. costume, собственно
обычай) - одежда, обувь, головные уборы, украшения
и другие предметы, используемые актером для
характеристики создаваемого им сценического
образа.
Процесс создания костюма от эскиза до сценического
воплощения состоит из нескольких этапов:
1) выбор материалов, из которых будет изготовлен
костюм;
2) подбор образчиков для окраски материалов;
3) поиски линии: изготовление патронок из других
материалов и наколка материала на манекен (или на
актера);
4) проверка костюма на сцене в различном освещении;
5) "обживание" костюма актером.

6. Звук

Звук в театре — одна из основных
составляющих действа. И существуют
определенные законы построения
различных технических систем и
выбора средств для проведения
современных высокотехнологичных
спектаклей.

7. Шумовое оформление

8. Свет на сцене

Свет на сцене
Свет на сцене - одно из важных
художественно-постановочных
средств. Свет помогает
воспроизвести место и обстановку
действия, перспективу, создавать
необходимое настроение; иногда в
современных спектаклях свет
является почти единственным
средством оформления.

10. Эффекты сценические

Эффекты сценические (от лат.
effectus- исполнение) - иллюзии
полетов, проплывов, наводнений,
пожаров, взрывов, создаваемые при
помощи специальных приборов и
приспособлений.

12. Грим

Грим (франц. grime, от староитал.
grimo - морщинистый) - искусство
изменения внешности актера,
преимущественного его лица, с
помощью гримировальных красок (так
называемого грима), пластических и
волосяных наклеек, парика, прически
и прочего в соответствии с
требованиями исполняемой роли

14. Маска

Маска
Маска (от позднелат. mascus, masca личина) - специальная накладка с
каким-либо изображением (лицо,
звериная морда, голова
мифологического существа и прочее),
надеваемая чаще всего на лицо.

В оформление любого досугового мероприятия, входят: декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а также музыкальное оформление. Ни один сценарий мероприятия не будет успешен без использования этих выразительных средств. Существует даже такое понятие, как декорационное искусство - искусство создания зрительного образа мероприятия посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля представления, усиливает его воздействие на зрителя. А костюмы, маски, декорации и т.д., являются элементами декорационного искусства.

Использование света в театрализованном представлении зависит от места ее проведения. Если представление проводится на свежем воздухе, то здесь кроме естественного света мы ничего не используем. Но возможно мероприятие проходит в зале, где есть сценическая площадка, вот тогда мы активно можем использовать световые эффекты, при условии, конечно, наличия световой аппаратуры. Световые сценические эффекты - это эффекты имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения; или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции.

Существует такой метод оформления мероприятия, как световая проекция. С помощью этого метода создаются динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр. А также статические изображения, заменяющие живописные или некоторые детали декорационного оформления (светопроекционные декорации).

По характеру впечатлений световые эффекты подразделяются, на:

-стационарные: зарница, звезды, луна, молния, радуга, туман;

-динамические: взрывы, извержения, волны, снегопад.

В оформление любого досугового мероприятия, входят: декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а также музыкальное оформление. Ни один сценарий мероприятия не будет успешен без использования этих выразительных средств. Существует даже такое понятие, как декорационное искусство - искусство создания зрительного образа мероприятия посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля представления, усиливает его воздействие на зрителя. А костюмы, маски, декорации и т.д., являются элементами декорационного искусства.

Использование света в театрализованном представлении зависит от места ее проведения. Если представление проводится на свежем воздухе, то здесь кроме естественного света мы ничего не используем. Но возможно мероприятие проходит в зале, где есть сценическая площадка, вот тогда мы активно можем использовать световые эффекты, при условии, конечно, наличия световой аппаратуры. Световые сценические эффекты - это эффекты имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения; или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции.

Существует такой метод оформления мероприятия, как световая проекция. С помощью этого метода создаются динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и пр. А также статические изображения, заменяющие живописные или некоторые детали декорационного оформления (светопроекционные декорации).

По характеру впечатлений световые эффекты подразделяются, на:

-стационарные: зарница, звезды, луна, молния, радуга, туман;

-динамические: взрывы, извержения, волны, снегопад.

Актерское искусство, искусство театральной игры, сотворения сценических образов. Художественная специфичность театра – отражение жизни в форме конкретно происходящего на глазах зрителей драматического деяния – может осуществляться лишь средством актерского искусства Цель его – повлиять на зрителя, вызвать у него ответную реакцию. Подчеркнем, что выступление перед публикой является важным и завершающим актом создания роли, и каждый спектакль, в общем, то, просит творческого воспроизведения данного процесса.

Творчество актера берет начало из драмы – ее содержания, жанра, стиля и т. П. Драма представляет из себя собой идейную и смысловую базу актерское искусства. Имеют широкую известность такие виды театра (к примеру, комедия масок), где актер как бы располагает не полным текстом пьесы, а только его драматической основой (сценарием), рассчитанной на искусство импровизации актера.

Актерский образ убедителен и эстетически весом не сам по себе, а в том аспекте в котором через него и средством него прогрессирует основное действие драмы, выясняется ее целостный смысл и идейная направленность. Очень хочется подчеркнуть то, что исполнитель каждой роли в спектакле вплотную связан потому со своими партнерами, участвуя совместно с ними в разработке того художественного, единого, каким, стало быть, является театральная постановка. Мало кто знает то, что драма диктует актеру иногда очень сложные требования. Он должен также делать их как самостоятельно, так и действуя совместно с другими от имени определенного персонажа. Отметим, что, опуская себя в предлагаемые обстоятельства пьесы и роли, исполнитель решает проблему сотворения характера на базе, путем органического сценического перевоплощения. Несомненно, стоит упомянуть то, что при всем этом Актерское искусство – единственный вид искусства, в котором материалом художнику служит его собственная природа, его интеллектуальный чувственный аппарат и внешние данные. Конечно же, актер прибегает к помощи грима, костюма (в неких видах театра – к помощи маски); в багаже его художественных средств – мастерство речи (в опере – вокальное искусство). Движение, жест (в балете – танец), мимика. Известно, что важные элементы актерского творчества—внимание, воображение, чувственная и моторная, в общем, то, память, способность к сценическому общению, чувство ритма и пр.

2. Музыка

Одним из самых ярчайших выразительных средств является музыкальное оформление спектакля. От верно подобранной музыкальной композиции в той либо другой части спектакля напрямую зависимы атмосфера, темпо-ритм и органичность спектакля в целом.

В работе по музыкальному оформлению спектакля можно отметить нижеприведенные этапы:

· режиссерский план музыкального оформления;

· сочинение уникальной музыки либо подбор готовых музыкальных композиций или номеров;

· репетиционная работа по введению музыки в представление;

· управление музыкой во время представления.

Музыка обязана входить в действие как естественный и нужный элемент, помогать раскрытию идеи представления, оттенять образы действующих лиц. Потому музыкальное решение режиссер начинает находить лишь после того, как продуманы главные детали театрализованного представления.

Музыкальное решение театрализованного представления зависит от многих факторов. От темы и идеи представления; от атмосферы, настроения, которые необходимо создать; от зрительской аудитории;

Композитор в театре – это, обычно, управляющий музыкальной части театра и дирижер театрального оркестра. Надо сказать, то, что написание музыки к спектаклю режиссер время от времени поручает заведующему музыкальной частью, но, чтобы не создалось однообразия в приемах музыкального решения спектаклей, нередко приглашает композитора со стороны. Возможно и то, что это творчески обогащает театр, в особенности, если происходит встреча с большими композиторами. Из числа профессиональных композиторов, постоянно сотрудничающих с драматическими театрами, почти все непревзойденно понимают индивидуальности театральной музыки и могут подчинить свое творчество общему делу театрального коллектива.

Выбор композитора – важнейший для режиссера момент в работе над пьесой, от успешного либо плохого выбора во многом как раз зависит каким будет спектакль.

В оформление театрализованного представления входят: декорации, театральные костюмы, грим, бутафория, реквизит, декорации, световое и шумовое оформление, также музыкальное оформление. Ни один сценарий мероприятия не станет успешен без использования данных выразительных средств. Существует даже такое понятие, как декорационное искусство – искусство сотворения зрительного образа мероприятия средством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Как бы это было не странно, но декорационное искусство как бы содействует раскрытию содержания и стиля представления, увеличивает его действие на зрителя. Необходимо подчеркнуть то, что костюмы, маски, декорации и т.п., являются элементами декорационного искусства.

Световые эффекты: Внедрение света в театрализованном представлении зависит от места ее проведения. Если представление проводится под открытым небом, то, тут не считая естественного света мы ничего не используем. В мероприятии, проходящем в зрительном зале, где есть сценическая площадка, вот тогда мы активно можем применять свето – эффекты, при условии, естественно, наличия световой аппаратуры.

Световые сценические эффекты – это эффекты имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение при помощи трехцветной системы освещения; либо создающие иллюзии льющегося дождика, передвигающихся туч, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с внедрением светопроекции. Существует таковой способ оформления мероприятия, как световая проекция.И в настоящий момент – 3D – проекция При помощи данных способов, стало быть, создаются динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождик, падающий снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие корабли и др. И статические изображения, заменяющие живописные детали декорационного дизайна (светопроекционные декорации).

По характеру впечатлений световые эффекты разделяются, на:

- стационарные: зарница, звезды, луна, молния, радуга, туман;

- динамические: взрывы, извержения, волны, снегопад.

Шумовое оформление: Шумовое оформление театрализованного представления – это воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни, соответственных сценарию. Шумовым оформлением занимается звукооформитель.

Шумы разделяются следующим образом:

- звуки природы: ветер, дождик, гроза, пение птиц, производственные шумы: завод, стройка и пр.;

- транспорт, поезда, самолеты;

- батальные шумы: движение кавалерии, выстрелы;

- бытовые шумы: часы, звон стекла, скрипы.

Музыкальное, звуковое оформление: Музыкально-звуковое оформление один из важнейших составляющих театрализованного действа. Несомненно, стоит упомянуть, что наличие неплохой звуковой аппаратуры и профессионального звукорежиссера за пультом предоставляют возможность:

· ведущему и всем участникам говорить в микрофон, не надрываясь в попытках быть услышанными;

· обеспечить возможность выступления артистов (если такие предполагаются);

· заполнять паузы в программе фоновой музыкой;

· провести танцевальную часть программы (если она есть в сценарии) сообразно вкусам гостей, оперативно реагируя на жанровые пожелания и заказы песен

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Читайте также: