Зинченко петр иванович биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

​​Зи́нченко Пётр Ива́нович (12 июля 1903, Николаевск, ныне Волгоградской обл., — 17 февраля 1969, Харьков) — советский психолог, представитель Харьковской школы психологии.

Биография

Окончил Харьковский институт народного образования (1930), работал в научно-исследовательских инститах и вузах Харькова. Доктор пед. наук (1959), с 1960 профессор, зав. кафедрой психологии и руководитель психологической лаборатории Харьковского университета. В 1963 г. основал и возглавлял до своей смерти кафедру психологии в Харьковском университете. Наиболее крупные достижения Зинченко связаны с изучением возрастного развития, непроизвольной и произвольной памяти.

Научная деятельность

Петр Иванович Зинченко родился в $1903$ году 14 июля в селе Николаевском Волгоградской области. Не смотря на крестьянское происхождение, он окончил учительскую семинарию. Начиная с $1921$ года, Зинченко работал учителем, а в последствии инспектором школьного образования. Попытка поступить на педологический факультет МГУ с целью изучения психологии закончилась неудачей.

После прохождения службы в армии Зинченко в $1927$ году поступил в Харьковский институт социалистического воспитания.

Петр Зинченко активно занимался изучением памяти. Первые исследования по психологии памяти он выполнял под руководством Леонтьева. Предметом данных исследований были процессы воспроизведения и забывания школьных знаний. В $1936$ году Петр Иванович защитил кандидатскую диссертацию по данной теме. В это же время он начал преподавать психологию в Харьковском пединституте иностранных языков, где и работал до 1960 года.

Во время войны с $1941$ по $1945$ годы Зинченко находился в действующей армии. От рядового он дослужился до командира взвода саперов и заместителя командира роты.

После войны Зинченко стал неформальным лидером среди харьковских психологов. Петр Иванович организовал и сам возглавил в Харькове филиал открывшегося Киевского Института психологии.

Зинченко защитил докторскую диссертацию в $1958$ году. В $1960$ году он возглавил в ХГУ кафедру психологии и заведовал ею до своей смерти 17 февраля $1969$ года. К педагогической ориентации в этот период добавилось изучение проблематики инженерно-психологических исследований памяти, финансируемое оборонной промышленностью.

Вклад в развитие психологии

Зинченко четко обозначил новую теоретико-методологическую позицию, которая гласила, что психологические законы, в том числе и законы запоминания, не могут лежать вне реальной осмысленной деятельности субъекта по отношению к окружающей действительности.

Готовые работы на аналогичную тему

По мнению Зинченко воспроизведение и забывание знаний может получить правильную характеристику только при условии их анализа в связи с процессом формирования личности, а также с развитием ее сознания и мышления и сознания.

В работах Зинченко были объединены личностный и деятельностный подходы. Это выразилось в следующих выводах:

Окончил Харьковский институт народного образования (1930), работал в научно-исследовательских инститах и вузах Харькова. Доктор пед. наук (1959), с 1960 профессор, зав. кафедрой психологии и руководитель психологической лаборатории Харьковского университета. В 1963 г. основал и возглавлял до своей смерти кафедру психологии в Харьковском университете. Наиболее крупные достижения Зинченко связаны с изучением возрастного развития, непроизвольной и произвольной памяти.

Научная деятельность

Основные публикации

  • Проблема непроизвольного запоминания // Научн. записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 145-187.
  • О забывании и воспроизведении школьных знаний // Научн. записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 189-213.
  • Вопросы психологии памяти, в сб.: Психологическая наука в СССР в 2-х тт. Т. 1, — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 599 с.
  • Непроизвольное запоминание. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 562 c. (См. тж. Непроизвольное запоминание и деятельность, idem, Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — М., 1979. С. 207-216.)

Литература о психологии памяти П. И. Зинченко

  • Бочарова, С. П. (1978). Проблемы психологии памяти в трудах П. И. Зинченко. Вопросы психологии, 1978, №5. (1984). О значении научного вклада П. И. Зинченко в развитие психологии памяти. Вопросы психологии, 1984, №6. & Середа, Г. К. (1993). Деятельностная парадигма и вопросы памяти в трудах П. И. Зинченко. Вопросы психологии, 1993, №4.
  • Мещеряков, Б. Г. (2003). П. И. Зинченко и психология памяти. Вопросы психологии, 2003, №4.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Зинченко, Петр Иванович" в других словарях:

ЗИНЧЕНКО Петр Иванович — (1903 69), психолог, доктор педагогических наук (1959), профессор Харьковского университета (с 1960). Основные труды по проблемам памяти, разработал новые методы экспериментальных исследований непроизвольного и произвольного запоминания … Энциклопедический словарь

ЗИНЧЕНКО Петр Иванович — (1903 69) психолог, доктор педагогических наук (1959), профессор Харьковского университета (с 1960). Основные труды по проблемам памяти, разработал новые методы экспериментальных исследований непроизвольного и произвольного запоминания … Большой Энциклопедический словарь

Зинченко Петр Иванович — (1903 1969) советский психолог. В 30 е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе , разрабатывал проблемы памяти, в частности непроизвольного запоминания . Пришел к заключению, что непроизвольное запоминание имеет… … Психологический словарь

Зинченко Петр Иванович — (12.7.1903, Николаевск, ныне Волгоградской области, 17.2.1969, Харьков), советский психолог, доктор педагогических наук (1959). Окончил Харьковский институт народного образования (1930), работал в научно исследовательских институтах и вузах… … Большая советская энциклопедия

Зинченко, Петр Иванович — (1903–1969) Российский психолог, основатель кафедры психологии Харьковского университета, один из создателей Харьковской психологической школы. Получив среднее педагогическое образование, З. с 1921 г. работал учителем и инспектором отдела… … Кто есть кто в российской психологии

Зинченко — Петр Иванович (12.7.1903, Николаевск, ныне Волгоградской области, 17.2.1969, Харьков), советский психолог, доктор педагогических наук (1959). Окончил Харьковский институт народного образования (1930), работал в научно исследовательских… … Большая советская энциклопедия

Харьковский университет — основан в 1805. Готовит кадры по физической, математической, химической, биологической, геологической, географической, экономической, машиностроительной, приборостроительной, исторической, филологической и другим специальностям. В конце 1990 х гг … Энциклопедический словарь

Состав Совета национальной безопасности и обороны Украины — В статье представлен состав Совета национальной безопасности и обороны Украины (в 1992 1996 гг. Совет национальной безопасности при Президенте Украины). Даты включения должностных лиц в состав Совета (исключения из него, утверждения в составе в… … Википедия

Советские танкисты — Советские танкисты, удостоенные звания Героя Советского Союза Основные статьи: Танковые войска Российской Федерации, Список Героев Советского Союза За время советско финской и Великой Отечественной войны более тысячи воинов танкистов были… … Википедия

ВЕБИНАР: Генограмма как эффективный инструмент работы с семьей, переживающий кризис в отношениях

Психокинезиология: практика работы с предстрессовыми и стрессовыми состояниями

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой


Доктор педагогических наук (по психологии), профессор.

Профессор, заведующий кафедрой психологии, руководитель психологической лаборатории Харьковского государственного университета.

Окончил учительскую семинарию, в 1930 г. - Харьковский институт народного образования, в 1933 г. - аспирантуру Украинского научно-исследовательского института педагогики.

С 1921 г. работал учителем, затем инспектором школьного образования.

В 1934-1936 гг. работал в Украинском научно-исследовательском институт педагогики.

С 1934 г. преподавал психологию в Харьковском государственном педагогическом институте иностранных языков (до слияния его в 1960 г. с Харьковским государственным университетом), работал на кафедре психологии Харьковского государственного педагогического института.

В 1941-1945 гг. воевал в составе действующей армии.

В 1946 г. организовал и возглавил харьковский филиал Киевского НИИ психологии (до 1949 г. заведовал психологической лабораторией), стал неформальным лидером Харьковской психологической школы.

С 1960 г. - профессор, с 1963 г. заведующий основанной им кафедрой психологии, руководитель психологической лаборатории Харьковского государственного университета.

Теоретически и экспериментально разрабатывал деятельностный подход в психологии памяти, исследуя проблему возрастного развития непроизвольной и произвольной памяти.

В первой половине 1930-х гг. занимался изучением забывания. Рассматривал забывание не как пассивное погружение содержаний памяти, а как работу по их смысловой (семиотической) перешифровке, трансформации.

С середины 1930-х гг. изучал вопросы запоминания, которое рассматривалось и исследовалось на основе идей Л.С. Выготского о психических процессах как активных семиотически опосредствованных действиях и зарождающегося структурно-деятельностного подхода к психическим процессам.

На основе теории деятельности открыл и исследовал целый ряд мнемических эффектов:

  • эффекты деятельностного опосредствования (эффект глубины (уровня) обработки; эффект активности (выполнение познавательной задачи активными способами приводит к лучшему непроизвольному усвоению материала в сравнении с произвольным запоминанием без достаточной умственной обработки материала));
  • эффекты места материала в структуре деятельности (эффект включенности материала в деятельность; структурно-деятельностные эффекты (материал, составляющий цель действия, запоминается более эффективно, чем тот же материал, относящийся к условиям достижения цели), в том числе эффект генерации (Н. Сламека — П. Графа))
  • эффект совместимости (несовместимости) задач, или эффект интерференции мнемической и когнитивной (познавательной) задач
  • эффект мотивации (мотива)

С начала 1960-х гг. к традиционной педагогической ориентации исследований добавилась проблематика инженерно-психологических исследований памяти, которые финансировались оборонной промышленностью.

Читайте также: