Пропаганда в ссср кратко

Обновлено: 02.07.2024

Россию накрывает новая волна коронавируса – штамм "омикрон" добрал.

Со временем советская пропаганда создала логику этих трех миров прошлого, настоящего и будущего, создавая причинно-следственные переходы между ними. Если Хрущев строил в будущем коммунизм с более или менее четким пониманием того, что там ожидает каждого советского человека, то Сталин не менее углубленно строил прошлое. Число уничтожаемых им врагов было так велико, что ему всё время приходилось переписывать прошлое, вычеркивая из него людей целыми списками. Троцкий и Бухарин, например, прошли путь от кумиров до врагов народа, став неизвестными вообще в поздний советский период.

Советская пропаганда не только создавала врагов, она порождала и героев. Герой может победить врага только путем нечеловеческих усилий, поэтому гибель героя советского типа (в отличие от античного) почти обязательное условие, ведь он отдает свою биологическую жизнь ради жизни коллективной. Советские герои мирного времени также не сходили со страниц прессы. Паша Ангелина или Алексей Стаханов после реального, хотя часто и организованного сознательно трудового подвига, купались в лучах славы. Отсутствие пропагандистского внимания могло привести к гибели этих людей, как это, например, произошло со Стахановым, который элементарно спился (см. его биографию ).

Характерной советской особенностью стал активное участие интеллигенции в реализации пропагандистских задач. Даже сильные фигуры проявили себя в этом, побывав там, где использовался труд. Даже М. Горький съездил на Соловки [см. здесь, здесь и здесь ], А. Родченко фотографировал строительство Беломорканала. Прямо или косвенно они стали частью этой системы уничтожения других.

Г. Ревзин пишет о цензуре:

Советская система своими пропагандистски-символическими инструментами контролировала все: и физическое пространство, и информационное пространство, и, конечно, пространство виртуальное. Кстати, для случая виртуального пространства все равно остается непонятным, как Сталин единолично мог вникать во многие вещи: от чтения сценариев фильмов до книг писателей, которые выдвигались на премии.

Физическое пространство контролировалось путем переименования улиц и площадей, путем появления памятников-символов. Это статическая символизация. Но было и то, что можно назвать динамической символизацией: военные парады, демонстрации трудящихся, возложение цветов, принятие в пионеры в символических местах. Это была определенная политическая география, которая сильно разрослась после отечественной войны, когда появились города-герои, за которыми стояли свои собственные символические истории.

Информационное пространство контролировалось как путем самоцензуры пишущих, так и путем формальной цензуры учреждения, которое именовалось главлитом. Мощная система пропаганды реализовалась в миллионных тиражах газет, которые издавались как для общего читателя, так и для каждой отдельной профессии.

В области организации виртуального пространства гуманитарные институты академии наук, министерство образования формировали потоки знаний, которые несли нужные интерпретации действительности. Писатели и режиссеры создавали виртуальные продукты, которые опирались на реперные точки, задаваемые идеологической системой. При этом достаточно часто эти произведения имели и высокий уровень художественной культуры, что позволяет им жить и сегодня, если читатель/зритель закроет глаза на их идеологическую составляющую.

Такой всеобъемлющий характер пропаганды, охватывающий все три пространства, и вел к тому, что ее называли тотальной, а государство тоталитарным. Пропаганда была одним из важных механизмов, без которого не могло существовать государство. Более того, она была производительной силой данного государства, поскольку в этой сфере было множество людей, и она, к тому же, вполне исправно зарабатывала деньги. Ведь недаром партийные издательства зарабатывали большие объемы денег. Так что здесь мы видим определенный фрагмент еще не пришедшей информационной цивилизации, когда работа с информацией становится производительной силой.

Эта ритуализация тормозила развитие страны, поскольку проникала во все сферы: от науки до искусства. Страна больше смотрела назад, чем вперед. Хотя из-за необходимости вести военную тематику естественные науки все же получали хорошее развитие.

Сегодня цензура и массовые действа ушли в сторону, хотя такого рода управления в скрытом виде все равно присутствует. Встречи с читателями могут запрещаться, концерты - отменяться. Но это факультатив, основные функции прошлого социального управления приняло на себя телевидение, которое по массовости охвата аудитории превосходит все прошлые методы социального управления.

Остался еще один вопрос, как соотносилась советская система с тем, что имелось в то время в других странах. Тоталитарную пропаганду находят также и в Германии. Ее цели видят в следующем :

1) обожествление Гитлера,

2) определение врага, например, евреи и большевики,

3) поднятие масс, например, на войну и евгенику.

Интересно, что есть вывод из всего этого, которого нет у автора данного исследования, но который распространяется и на советскую пропаганду. В результате такой пропаганды мир становится полностью понятным, поскольку в нем расставлены все причинно-следственные связи. Система пропаганды, будучи искусственной, легко побеждает мир хаоса реальной жизни. А человек всегда будет стремиться к миру упорядоченности, а не к миру хаотичности.

Четкие причины всего характеризуют систему пропаганды. Для Германии это была несправедливость результатов первой мировой войны и слабость Веймарской республики, то есть причина лежала в прошлом. СССР нашел свою причину в будущем: возможную войну, которую могут развязать западные державы (позднее враг персонализировался на американских империалистов). Этот базис начинает объяснять все: внешний враг порождает работающих на него внутренних врагов, что ведет к ожесточению порядка внутри страны. В результате резко возрастает системность выстроенной системы, что позволяет обосновывать любые нужные ей действия.

О таких выводах по поводу пропагандистской работы за рубежом мы не задумывались. Хотя сегодня, к примеру, США заняты аналогичной задачей - поддержкой умеренных интеллектуалов в мусульманских странах, чтобы их голос звучал как альтернатива радикализму. То есть это создание хоть малого, но альтернативного инфоримационного потока, что Лассвел и называл в качестве цели советской пропаганды за рубежом. А до этого по однотипной модели западная пропаганда удерживала маргинальный голос советских диссидентов. Усиленный западными радиоголосами времен холодной войны, он становился равноценным по мощности советским спикерам.

К этому следует добавить, что однотипная ситуация сложилась и на советской стороне. Структурную, прикладную и математическую лингвистику как специальность стали продвигать под крылом кибернетики именно из-за необходимости развивать машинный перевод. Ю. Лотмана с его семиотическим направлением также спасли благодаря защите академика А. Берга, возглавлявшего научный совет по кибернетике в Академии Наук (см. его биографию ), который также принял семиотику под крышу кибернетики (см. подробнее здесь, здесь , здесь, здесь, здесь и здесь ).

Советская пропаганда не смогла удержать страну в заданном режиме. Этому было две причины. С одной стороны, на глазах последнего советского поколения умерла идеология, которая перестала функционировать адекватно, превратившись в ритуал, что привело к таким же перебоям в сфере пропаганды. С другой, тандем Горбачев-Яковлев просто развернули артиллерию советской пропаганды в другую сторону, её врагом теперь стал не капитализм, а коммунизм. При этом если Горбачев чаще воспринимается как тот, кого вели, то Яковлев занимает место того, кто сознательно разрушал СССР, поскольку именно он нес ответственность за аппарат пропаганды [см. здесь и здесь ]. Естественно, что в таких условиях старая пропаганда выжить уже не могла. Ее радостно похоронили все те, кто нес за нее ответственность, закрывшись спущенным сверху приказом.

Как она работала

Основа коммунистической пропаганды следующая:

  • выделяются вожди, которым создается культ личности;
  • народу максимально подробно рассказывается о некоторых выдающихся событиях и их участниках, которые становятся примерами (разумеется, с искажениями реальности, чтобы все выглядело идеально) ;
  • создается враг (в нашем случае – капитализм как таковой и некоторые западные страны) ;
  • расписываются перспективы следования заветам того же Ленина.

Все, стратегия готова, осталось донести информацию до народа. С одной стороны, ничего сложного – в руках у советской власти сконцентрированы средства массовой информации, искусство и прочие методы воздействия на массы. Но, с другой стороны, делать это нужно системно и последовательно.

Началось все с создания культа личности Сталина. Именно Иосиф Виссарионович должен был стать тем вождем, ради которого народ хоть в огонь, хоть в воду, хоть на верную смерть.

Образ его начал транслироваться везде, где только возможно:

  • картины;
  • скульптуры;
  • СМИ;
  • политические беседы с профессиональными пропагандистами.

На фоне этого начали создаваться героические образы, которые, якобы, возникли именно благодаря Сталину и его окружению, а также деятельности Партии как таковой. Разумеется, возможным это стало с точки зрения советской пропаганды только с помощью учения Ленина, Маркса и Бог его еще знает кого еще. Пример – Алексей Стаханов, Челюскинцы, Валерий Чкалов и пр. Конечно, никто не хочет принизить заслуги этих людей, но советским гражданам их образы вдалбливались в голову изо дня в день, они превращались в символы, народ вынуждали следовать примеру своих героев, отказываясь от старых ценностей и приобщаясь к новым.

Кто занимался пропагандой

Постепенно к делу подключались простые люди , не имеющие как такового отношения к государственному аппарату:

  • рядовые рабочие и крестьяне;
  • молодежь, особенно, школьники, впитавшие в себя идеи коммунизма, словно губка;
  • деятели искусства и научные работники.

Они не ставили перед собой задачу скорректировать мышление других граждан. В этом случае срабатывал фактор, характерный для последователей любых тоталитарных идей – они говорят о своей идеологии 80% времени, думают в основном о ней, следовательно, высмеивают тех, кто отказывается придерживаться их воззрений.

Создание СССР было реальной революцией, поскольку поменялась вся система власти, а не только первые лица, как это часто бывает. Как следствие менялось все — образование, наука, армия, литература и искусство, поскольку на них была возложена задача в кратчайшие сроки создать, обосновать и удерживать новую картину мира.

пропаганда в СССР

И это не было простой задачей, поскольку были живы люди, которые помнили старую модель мира, поскольку прошли сквозь дореволюционное образование и медиа. Дореволюционные литература и искусство потом были автоматически вписаны в свои, как и естественные науки, а вот гуманитарные типа истории были отвергнуты как буржуазные.

Кино и радио поднимаются в полную силу в советское время, так что именно пропаганда раскрыла их широкие возможности. При этом кино интересно тем, что использует чисто физические характеристики актеров типа красоты и обаятельности для создания близости со зрителем. Наверное, от такой же точки берет свое начало американская идея кинозвезд. Герои должны быть симпатичны зрителю, иначе они не смогут сойти с экрана в жизнь.

В этих лучах пропаганды вырастали новые поколения, которые видели вокруг себя только тот мир, который опирался на пропаганду. Акценты пропаганды стали акцентами массового сознания, поскольку значимым для нашего понимания мира является лишь то, на что обращают наше внимание.

Во-вторых, советская пропаганда функционировала в условиях монолога, поскольку любое контр-мнение изгонялось из обращения. Оно не могло транслироваться, поскольку признавалось антисоветским. Сначала были изгнаны носители этого контр-мнения типа Троцкого, которые могли по авторитетности конкурировать с первыми лицами. Но в любом случае это был качественный информационный и виртуальный продукт, находившийся на пике возможного уровня влияния.

Многие из пропагандистов были, вероятно, неплохими людьми. Но это было их работой нести в массы очередной повтор мудрых мыслей вождей. У вождей их было так много, что найти их можно было на все случаи жизни и на все времена года.

Первые лица были окружены сонмом обслуживающего персонала, в том числе идеологического. М. Суслов обладал картотекой с цитатами на все варианты развития событий. Именно он пользовался непререкаемым авторитетом у Брежнева.

Тяжело, видимо, психологически было этим помощникам, что с неизбежностью прорывалось в быту. Есть рассказ, что А. Бовин, когда однажды его позвали к телевизору слушать речь генсека, ответил, что зачем ему слушать то, что он сам написал.

У Л. Млечина есть другой такой рассказ: «Леонид Ильич очень ценил Александра Евгеньевича Бовина, который сочинял ему речи. Сам Бовин, показывая на многотомное собрание сочинений Брежнева, любил говорить:

— Это не его, а мои лозунги повторяет советский народ!

— А я не уверен, что копия этого письма уже не передана Брежневу, — ответил Андропов. — Ведь КГБ — сложное учреждение, и за председателем тоже присматривают. Найдутся люди, которые доложат Леониду Ильичу, что председатель КГБ утаил нечто, касающееся лично генерального секретаря.

Пропаганда скрывает негативные события, а цензура вообще запрещает о них говорить. Такой темой для Украина был Голодомор (20, о правовой квалификации его см. 24). Коллективизация, которая была аналогом индустриализации для сельского хозяйства, вызвала сотни селянских восстаний, поскольку никто не хотел отдавать свою собственность. Украина была наказана Сталиным изъятием всего зерна. И поскольку не оставляли даже колоска, то возник страшный голод. Но еще страшнее стал запрет на информацию об этом. Она должна была исчезнуть и из истории, и из социальной памяти.

Тоталитарные государства очень серьезно нацелены на управление памятью. Они выстраивают свое прошлое точно так, как выстраивают настоящее и будущее. В результате образуется замкнутый цикл истории, где любая ситуация оказывается оправданной.

Как могло создаваться счастье, когда люди жили в достаточно тяжелых материальных условиях? В качестве главного компенсатора выступали информационное и виртуальное пространство. В них СССР очень активно строил будущее, в котором и будут решены все материальные проблемы.

То есть вновь победила восточная коллективистская модель, а не западная, ориентированная на индивида. Причем речь идет, конечно, не столько о выигрыше общества как государства. Идеологическое и пропагандистское выступили в роли заменителей экономического. И это возможно только в одном случае — нейропсихологи установили, что сакральное не меняется на материальное. То есть завышая государство, можно закрыть лишения.

В создании системы советского оптимизма очень серьезную роль играла героика. Тем более что следовало создать совершенно новый свой собственный список героев. Причем человек с помощью, например, кино легко погружался в чужой мир, который тем самым становился его собственным. По сути даже в ситуации гибели героя, что является достаточно частотным, поскольку функция героя как раз и состоит в том, чтобы отдать свою биологическую жизнь ради жизни социальной, коллективной, мы находимся в оптимистическом сюжете — все выживают благодаря ему. Советский герой тут ничем не отличается ни от западного, ни от христианских мучеников. И смерть здесь однотипно становится не негативным, а позитивным событием.

Герой по сути является алфавитом, с помощью которого государство рассказывает о себе. При этом нехватку героики сегодняшнего дня можно компенсировать бесконечным списком героем прошлого.

Россия в результате также пошла по советскому пути конструирования себя. Большую роль при этом сыграли Г. Павловский и В. Сурков 30. Сегодня технологически систему скорее удерживает телевидение, а не политика.

Литература

© Почепцов Г.Г., 2018 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора


Сове́тская пропага́нда — пропаганда коммунистических идей и советского образа жизни. Проводилась целенаправленно и централизованно под руководством КПСС и официально называлась идеологической работой, просвещением масс и т. п.

В основе советской пропаганды лежала идеология марксизма-ленинизма. Характер пропаганды менялся по мере исторического развития СССР. Она сочетала общечеловеческие ценности (свобода, социальная справедливость) и патриотизм.

Пропаганда велась через СМИ, книги, кинофильмы, театральные постановки, произведения изобразительного искусства. Она оставила после себя советское культурное наследие.

Деятели советской пропаганды

См. также

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Пропаганда в СССР" в других словарях:

СССР на стройке — USSR in Construction USSR im Bau URSS en construction URSS en Construcción Периодичность: ежемесячно Язык: русский, английский, немецкий, французский и с 1938 года испанский Адрес редакции: Москва … Википедия

Пропаганда — У этого термина существуют и другие значения, см. Пропаганда (значения). Немецкая листовка, 1941 год ( … Википедия

СССР. Внешняя политика — Внешняя политика СССР Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа ‒ советское социалистическое государство ‒ и тем положила начало советской внешней политике,… … Большая советская энциклопедия

СССР. Внешняя политика СССР — Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа советское социалистическое государство и тем положила начало советской внешней политике,… … Большая советская энциклопедия

ПРОПАГАНДА — ПРОПАГАНДА, пропаганды, мн. нет, жен. (лат. propaganda букв. то, что следует распространить). Распространение каких нибудь идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления. «От пропаганды марксизма среди небольшого количества… … Толковый словарь Ушакова

пропаганда — ы, ж. propagande f., нем. Propaganda <ср. лат. congregatio de propaganda fide название основанной римским папой Урбаном VII в 1623 организации для распространения католической веры. Крысин 1998. 1. Распространение каких л. идей, воззрений,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Пропаганда гомофобии — Эту страницу предлагается переименовать в Антигомосексуальная пропаганда и агитация. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/13 июня 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного… … Википедия

Пропаганда гомонегативизма — Содержание 1 Антигомосексуальная государственная пропаганда 1.1 Нацистская Германия … Википедия

Читайте также: