История возникновения русской духовной музыки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель работы: показать влияние русской духовной музыки на творчество русских композиторов XIX века.
В качестве задач нами выделены:
1. Выявление основных исторических этапов развития жанров духовной музыки;
2. Изучение художественно-стилевых особенностей духовной музыки в творчестве известных композиторов

Вложенные файлы: 1 файл

5fan_ru_Влияние русской духовной музыки на творчество русских композиторов XIX века.doc

С давних времён культура свидетельствует о духовном состоянии и сознании человека и общества. Нестабильность жизни, разрушение нравственных ориентиров, социальные и экологические катаклизмы создают кризис человечества. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема духовности, пути её формирования и развития. Духовность – дыхание жизни, это необходимая и тонкая энергия жизни.

Духовная музыка, вне зависимости от религиозной конфессии, является одной из важнейших составляющих общемировой культуры. Кроме того, именно в недрах культовой музыки формировались основы профессионального музыкального искусства, осуществлялось становление и развитие технологии композиторского творчества, поскольку вплоть до XVII века христианская церковь оставалась главным центром музыкального профессионализма. Если к теме духовной музыки обращаться постоянно и последовательно, то это органично входит в жизнедеятельную сферу человека.

Духовная музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека, и этим воздействием можно управлять, что и было все прошлые века, когда человек относился к музыке как к чуду, данному для общения с высшим духовным миром. И он мог общаться с этим чудом постоянно. Духовная музыка составляет наилучшее средство к удалению дурных мыслей и преступных желаний. Она приводит душу в гармонию и настраивает её к высоким побуждениям, располагает к взаимной любви и единомыслию.

Другим, не менее важным импульсом к возрождению традиций духовной музыки стала, по нашему мнению, потребность в обретении некой духовной опоры, позволяющей человеку выстоять в условиях все более возрастающего драматизма современной жизни, сохранить высшие ее ценность от поглощения сиюминутными, нередко низменными потребностями.

Результатом всего этого стало появление большого количества произведений, созданных в различных жанрах, где композиторы пытались воплотить свое понимание данного вида художественной культуры, пользуясь новыми музыкально-выразительными средствами, ряд композиторов обратился в своих творческих и философских поисках к жанрам духовной музыки.

Духовная музыка продолжает оставаться одним из важнейших источников формирования профессиональной музыки. Это, в свою очередь, обусловило неиссякаемый интерес композиторов к данной области. Актуальность заявленного положения подтверждается и в настоящее время, что проявляется в творчестве целого ряда современных композиторов, создающих произведения в жанрах духовной музыки.

Всё сказанное и определило актуальность данной работы.

Цель работы: показать влияние русской духовной музыки на творчество русских композиторов XIX века.

В качестве задач нами выделены:

1. Выявление основных исторических этапов развития жанров духовной музыки;

2. Изучение художественно-стилевых особенностей духовной музыки в творчестве известных композиторов;

Объектом нашей работы является духовная музыка в творчестве русских композиторов XIX века. В качестве предмета исследования выступает творчество ряда композиторов XIX века в жанрах духовной музыки.

ГЛАВА 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

1.1 История возникновения и развития русского духовного пения

В этот же период в России распространяется новый вид хоровой музыки – кант. Первоначальные канты создавались на религиозные тексты и бытовали в кругах духовенства. В XVIII веке их тематика и жанровая направленность расширяется; появляются исторические, пасторальные, сатирические, шуточные и другие канты, сохранившие популярность до начала XIX века все канты трёхголосного изложения с параллельным движением двух верхних голосов и созидающим гармоническую опору нижним голосам.

1.2 Формирование хорового концертного жанра в русской духовной музыке

Пение в церкви было единственным проявлением музыкального искусства в России, начиная с появления христианства и до 17 века. Много чего было взято у Византии. Церковное пение являлось в России занятием скрытным, но некоторые источники информации помогли выявить представителей данного искусства. Примерно в 16-17 веке были мастера пения такие как: Нос, Голыш, Варлам Василий. В период 16 века в столице были сформированы целые хоры. Также в это время произошли изменения в знаменном распеве.

Когда настал 18 век, то в России духовная музыка заметно потеряла былые позиции. Это время является явным упадком для данного направления в музыке. Возможно, это произошло из-за того, что Петр 1 провел ряд реформ, что соответственно и повлияло на духовную музыку. Теперь стали известными специалисты пения из Италии, такие как: Галуппи и Сарти. Но, во многих городах древнего происхождения и монастырях духовное пение никуда ни делось.

По новому духовное искусство стало выглядеть и звучать примерно к 20 веку. Известны такие мастера как Смоленский и Данилин. Многое произошедшее в 1917 году повлияло на дальнейшее развития духовной музыки. Дальнейшее ее развитие продолжилось за границами России. В те нелегкие времена известными композиторами были Черепнин и Спасский.

В наши дни данное церковное искусство не является забытым. По не многу духовное пение и музыка возрождаются во всех ее направлениях.

6 класс музыка, краткое содержание

Русская духовная музыка

Русская духовная музыка

Реликтовый дровосек – представитель членистоногих насекомых из отряда жесткокрылых, принадлежит семейству усачей и роду каллипогонов. Жук имеет ещё несколько названий, таких как реликтовый усач, уссурийский усач и уссурийский реликтовый дровосек.

Фернан Магеллан получил свою славу благодаря тому, что смог доказать то, что раньше было недоказанное. Он первым высказался о шарообразности на шей планеты, и смог это полностью доказать. Кроме этого он открыл пролив, который был назван в его честь,

Волнистые попугайчики в природных условиях чаще всего встречаются в Австралии, где есть замечательные травянистые равнины. Здесь они питаются только семенами, добытыми из разнообразных растений. Волнистые попугаи отличаются своей красотой

История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев духовенство и духовных распевщиков из Византии. Греческие гости привезли с собой так называемый знаменный распев. Процесс становления знаменного русского осмогласия, начавшийся в XII веке, завершился только к началу XVI столетия.
Вместе с христианством русские заимствовали из Византии систему церковного пения – осмогласие (восемь гласов). Однако, к 15–16 вв. русский знаменный распев представлял собой вполне самобытное художественное явление. Полученными из Византии и устойчивыми принципами оставались:

С конца 1980-х годов происходит возрождение церковно-певческого искусства в России: появляются во множестве новые коллективы, публикуются исследования, ряд композиторов обращается к духовным жанрам.

Ситуация, сложившаяся в современной системе российского образования, побуждает искать новых путей решения проблемы нравственного воспитания детей. Среди многочисленных средств воспитания особенное значение имеет воспитание средствами искусства, в частности, музыкальное воспитание, способствующее передачи духовного опыта поколений через особое состояние благоговения, облагораживающее и очищающее душу.

Однако, на практике обучение музыке зачастую дает печальные результаты: утрачивается интерес к высокому искусству, и неокрепшее сознание юных оказывается в плену массовой антикультуры, которая резко деформирует внутренний мир, разлагая человека, уводит в бездну бездуховного существования. Это происходит, прежде всего, потому, что обучение музыке отторгнуто как от направленного воспитания, так и от восприятия духовного содержания самой музыки. Ориентация на знания, профессионализм без духовной базы и духовных идеалов низводит музыкальное обучение на уровне прикладного ремесла, утаивая – сознательно или нечаянно – истинное значение музыки.

Одним из путей преодоления подобного искажения, несомненно, является обращение к духовной музыке в силу открытости и ясности ее нравственной направленности.

Исторический путь развития православной духовной музыки показывает, что не только богослужебный текст, но и ее внутренняя ладовая и мелодическая структура является глубоко продуманной системой благотворного воздействия на внутренний мир человека.

Таким образом, духовная христианская музыка изначально ставила своей задачей прямое влияние на нравственность верующих. Выводы о возможности подобного влияния делались, исходя прямо из жизненных наблюдений, и не удивительно, что современные исследователи закономерностей психологического воздействия музыки на человека эти выводы подтверждают.

Особенность духовной музыки в том, что в ней всегда нравственность главенствует над эстетикой. В этом главная сила и главная трудность ее восприятия.

Духовная музыка представляется тем пластом музыкального творчества, при помощи которого возможно действенное решение многих воспитательных задач. Изначальная обращенность духовной музыки к человеческой душе, глубокая нравственность религиозных заповедей, возвышенная красота обрядов и ритуалов – все эти качества христианской культуры и по сей день не утратили своей огромной воспитательной ценности, несмотря на многолетние запреты и гонения.

Возможно, в силу перечисленных свойств, столь близких духовной природе человека с ее вечным стремлением к гармонии, люди любого возраста обнаруживают отзывчивость и понимание христианских идей, веру в их воспитательное и очищающее воздействие. Разумеется, огромную роль здесь играет искусство – в том числе музыкальное, сумевшее поднять этическое значение религии на большую высоту.

Необходимо, чтобы ребенок вошел в ситуацию звучания песнопений, а именно:

• можно вспомнить какие-либо бытовые жизненные ситуации, психологические состояния, страницы истории;

• рассказать о том или ином христианском образе и далее прослушать музык, ему посвященную;

• прочитать отрывки из Библии с дальнейшим прослушиванием музыки;

показать изобразительный ряд: архитектура – и музыка, звучащая в храма, иконы – и музыка, соответствующая им по образу и содержанию,

• рассказать о церковном календаре, праздниках и праздничных песнопениях;

• рассказать об авторах духовной музыки.

Возможны и другие подходы к раскрытию содержания музыки, которые могут возникнуть в процессе подготовки к уроку.

Основополагающим должен стать принцип параллельности между религиозно-духовной музыкой и русской классикой, между духовной музыкой и народным творчеством. Этот принцип вытекает из культурологического подхода к духовной музыке, особенностей ее исторического развития : она является частью отечественной музыкальной культуры; народное, религиозное и светское направления не только существовали параллельно, но и взаимодействовали друг с другом. Принцип параллельности реализуется через показ религиозно-духовной музыки и близких ей духовных образов в русской классике или народном творчестве.

Такое построение образовательного курса позволит знакомить детей с церковной музыкой на фоне широкой, многоохватной жизненной панорамы, давая представления о разных сторонах жизни народа, его быта и культуры. Возможно, для одних детей ближе и понятнее окажутся духовные образы в русской опере, для других – в народном духовном стихе, для третьих – сама церковная музыка в ее изначальном звучании.

Принцип параллельности можно реализовать через сопоставление фрагментов из духовных произведений западноевропейских композиторов (И. Бах, В. Моцарт и др.) и русской церковной музыки.

Анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы позволили сделать следующие выводы:

• восприятие музыки зависит от общего и музыкального развития.

• последовательное формирование восприятия музыки, доступное уровню развития детей – основа эмоционально-осознанного восприятия.

• восприятие музыкальных образов происходит в результате своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт.

История возникновения и развития музыкотерапии как науки о лечебных свойствах музыки ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ КАК НАУКИ О ЛЕЧЕБНЫХ СВОЙСТВАХ МУЗЫКИ. «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

Приобщение детей к русской культуре через знакомство с русской народной игрушкой Приобщение детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой Цель : воспитание любви к народной культуре, знакомство дошкольников.

Роль русской народной музыки в развитии и формировании дошкольника Роль русской народной песни в формировании и развитии дошкольника на музыкальных занятиях в ДОУ. На протяжении всего периода посещения ребёнком.

Читайте также: