Принятие ислама в волжской булгарии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Известно, что еще до отправки послов в Багдад Алмуш и представители булгарской знати уже исповедовали религию пророка Мухаммада. Прибывший Ибн Фадлан заметил, что ханафитская религиозно-правовая школа ислама уже широко распространилась в Волжской Булгарии. Арабский дипломат, желавший изменить некоторые порядки в отправлении религиозных обрядов, укоренившихся среди булгар, встретил со стороны Алмуша жесткий отказ. Гости из Багдада не смогли переучить волжских булгар ни на шафиитский, ни на ханбалитский мазхабы, исповедуемые в халифате.

В следующем году в России будет отмечаться 1100-летие принятия ислама. В ноябре прошлого года во время встречи президента РФ Владимира Путина с лидерами религиозных организаций председатель ДУМ РФ Равиль Гайнутдин попросил главу государства посодействовать в проведении празднования 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии. Путин пообещал рассмотреть этот вопрос. Вскоре было объявлено, что празднование пройдет масштабно. Началась подготовка. Весной 2021 года Путин подписал соответствующее распоряжение. Ответственным за юбилейные торжества, которые пройдут 2022 году, он назначил вице-премьера Марата Хуснуллина.

В следующем году в России будет отмечаться 1100-летие принятия ислама. В ноябре прошлого года во время встречи президента РФ Владимира Путина с лидерами религиозных организаций председатель ДУМ РФ Равиль Гайнутдин попросил главу государства посодействовать в проведении празднования 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии. Путин пообещал рассмотреть этот вопрос. Вскоре было объявлено, что празднование пройдет масштабно. Началась подготовка. Весной 2021 года Путин подписал соответствующее распоряжение. Ответственным за юбилейные торжества, которые пройдут 2022 году, он назначил вице-премьера Марата Хуснуллина.

Болгария на слуху у каждого. Но мало кому известно, что когда-то существовала и другая Болгария, где вместо православных храмов возвышались минареты, и которая могла стать важнейшим центром Европы.

Свой выбор веры Волжская Булгария сделала в 922 году, хотя предпосылки были и раньше. Контакты булгар с исламским миром начали крепнуть уже в VIII веке, после того, как Хазарский каганат был завоеван арабским полководцем Мерваном бен Муххамедом.

Булгарам нужна была помощь, чтобы противостоять ненавистному соседу – Хазарскому каганату.

Такую помощь мог оказать тогдашний центр исламского мира - Багдадский халифат. В начале VIII века им была предоставлена финансовая помощь Булгарии в войне. Отношения с таким богатым и развитым союзником значительно повышала авторитет булгар и обеспечивала защиту, не говоря уже об экономическом подъеме – арабские страны были выгодным торговым рынком.

Однажды приняв ислам, булгары от своей веры более не отступали. Впоследствии, они пытались распространить ислам и дальше, предложив Владимиру Святославичу принять их религию в 986 году. Но через два года Русь приняла крещение, пойдя другим путем.

Но не только посредничеством жила Волжская Булгария.

По всему миру славились изделия их ремесленников: керамика, кожевенное дело. Лучшие сорта кожи в арабских странах назывались булгарскими.

От полного уничтожения Булгарию спасло быстрое принятие монголами ислама.

Булгария

Время, когда ислам проник на эти земли, установить сегодня точно не представляется возможным, равно как и место, откуда сюда пришли его первые проповедники, распространявшие свет ислама, и их имена.

Булгары, некогда входившие в Гуннский каганат, позже выделились из него, но продолжали считать себя потомками и прямыми наследниками гуннов. После участия в гуннских походах на Западную Европу булгары поселяются в Приазовье и Нижнем Поволжье, где образовывают государство Великую Булгарию, достигшее наивысшего расцвета в VII в. при хане Кубрате. После смерти Кубрата, совпавшей с усилением хазар, часть булгар под руководством хана Аспаруха (ок. 644-700 гг.) переселяется за Дунай, где, возглавив местные племена, в 681 г. основывает государство Дунайскую Болгарию. Часть перекочевывает в Среднее Поволжье, а часть, оставшись на месте, покоряется хазарам. Численные соотношения между группами булгар, в различное время переселявшимися в Волго-Камское междуречье, сейчас установить достаточно тяжело, но бытуют мнения, согласно которым некоторые тюркские племена обитали здесь, в Поволжье и Приуралье, даже с гуннских времен. Таковым, например, называют племя эсегел, потомками которого иногда называют пермских и красноуфимских татар и башкир. Существует версия, что и предки чувашей переселились на Среднюю Волгу несколько раньше основной массы булгарских племен. Некоторые из ранее покорившихся булгарских племен переселились в VIII в. в Среднее Поволжье в результате походов Марвана ибн Мухаммада, будущего последнего омейядского халифа Марвана II, против Хазарского каганата, воспользовавшись ослаблением центральной власти хазар. Переселяющиеся сюда булгарские племена, возможно, также включавшие в свой состав некоторые северокавказские элементы, контактировали на новом месте с финно-угорскими и ранее укоренившимися здесь тюркскими племенами. Эти контакты не всегда носили мирный характер. Так, считается, что предки венгров (мадьяр) покинули эти края и переселились в южные степи, а затем и в Прикарпатье, именно под давлением булгар.

Согласно другой версии ислам распространился здесь благодаря деятельности проповедников из Хорезма, занимавшихся торговлей (Хорезм – местность в Средней Азии в устье Аму-Дарьи, в более широком понятии охватывает существенно большую территорию, включая часть современных Ирана и Афганистана).

Объявление ислама государственной религией не могло не вызвать резкого неприятия в Хазарском каганате, где у власти находилась иудейская верхушка. Фактически, для бывшего вассала каганата это означало объявление государственного суверенитета. Отправка же посольства к главе иного государства, к тому же находящегося в состоянии войны с сюзереном, и по сей день является декларированием себя в качестве самостоятельного субъекта международного права.

Всего этого хазарский каган вынести просто не мог. В бешенстве он пытается выместить свою злобу на мусульманах своей страны – в этом же 922 г. он разрушает минарет главной мечети хазарской столицы Итиля и приказывает казнить ее муэдзинов. Все эти события не могли не вызвать эмиграции части мусульман из Хазарского каганата, где мусульман начали подвергать гонениям, в новообразованное мусульманское государство. И хотя документальные факты, подтверждающие это, нам не известны, но нет никакого сомнения в том, что это произошло.


Татарстан отмечает День принятия ислама Волжской Булгарией ,кфу, имо, кфу

21 мая 922 года состоялось событие, которое определило цивилизационное развитие предков татарского народа и современного Татарстана. В этот день произошло официальное принятие правителем Волжской Булгарии ислама.

Следует отметить, что ислам еще до начала X столетия имел распространение среди жителей Волжской Булгарии. В первую очередь, благодаря активным торговым связям с городами Средней Азией. Таким образом, в начале X века территория Среднего Поволжья стала частью мусульманского мира. А ислам оказал значительное влияние на духовную жизнь булгар, способствовал консолидации общества и дал мощный толчок развитию культуры.

Надо сказать, ученые Казанского университета имеют прямое отношение к процессу определения точной даты принятия ислама Волжской Булгарией – в свое время они совместно с представителями других научных организаций Татарстана проводили соответствующие научные изыскания.

Читайте также: