Консерватизм в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

2.1. Крупнейшие представители консерватизма – государственные деятели, литераторы и философы – К. П. Победоносцев, Д. А Толстой, М. Н. Катков, В. П. Мещерский, А. А. Фет, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев в своих работах развивали традиции М. П. Погодина, С. П. Шевырева и С. С. Уварова.

2.2. Основные положения консерватизма. В пореформенный период российский консерватизм переживал свой подлинный творческий расцвет, вызванный, в первую очередь, укреплением традиционалистских сил, происходившим под влиянием как негативных сторон процесса модернизации, так и реакции общества на взрыв революционного радикализма. При всех имевшихся различиях консерваторов объединял ряд общих идейных установок:

– во главу угла ставилась русская национальная идея, представления о превосходстве русского образа жизни, русской религиозности, российского общественного устройства;

– основным идеологическим принципом оставалась триединая формула – самодержавие, православие, народность, главной задачей – сохранение незыблемости самодержавия как основы существования российского национального общества и единственного выразителя интересов народа;

отрицалась необходимость идеологической европеизации России (под которой понималось проникновение либеральных и социалистических идей), поскольку считалось, что она могла вызвать социальные конфликты и национальную катастрофу. Буржуазная и католическо-протестантская Европа воспринималась как антипод и враг патриархальной и православной России;

подвергались острой критике реформы Александра II, в которых консерваторы видели отступление от естественного пути развития России;

сохранялась вера в национальное превосходство великороссов, уверенность в мессианском предназначении России.

2.3. Основные направления в русском консерватизме. При общей приверженности традиционалистским ценностям в консервативном лагере сложилось несколько основных направлений.

– Его наиболее ярким представителем был К. П. Победоносцев. Исходя из идеи несовершенства человека, он отвергал любую перестройку социального бытия и полагал, что только освященное Творцом государство способно удержать общество от социальной катастрофы. Процветание России Победоносцев связывал с воспитанием высоких нравственных начал людей и укреплением православия и монархической власти.

– В то же время часть консерваторов-государственников осознавали неизбежность перемен. Так, П. А. Валуев, П. А Шувалов, И. И. Воронцов-Дашков и другие в 60—80-х гг. предлагали умеренные реформы, вплоть до создания представительного совещательного органа. Видными деятелями государственного консерватизма были также журналисты М. Н. Катков и князь В. П. Мещерский, историк Д. И. Иловайский.

• Для религиозно-философского консерватизма был характерен поиск новых методов решения старых вопросов, дух творчества. Его представителями являлись К. Н. Леонтьев и Л. Н. Тихомиров.

• В условиях пореформенной России определенное развитие получили идеи неославянофилов Н. Я. Данилевского, Н. Н. Страхова и др. Однако в отличие от взглядов предшественников их концепция имела большую политическую направленность, предполагала, например, создание общеславянского государства во главе с русским самодержцем (панславизм).

2.4. Деятельность консерваторов. Русский консерватизм не получил в то время организационного оформления прежде всего потому, что это направление открыто поддерживалось самодержавием и не нуждалось в организации, к тому же нежелательной, с точки зрения властей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Консерватизм конца XX века

Консерватизм конца XX века Несмотря на заметное укрепление государства всеобщего благосостояния, в политическом мышлении американцев сохранялись сильные консервативные тенденции. Одно объяснение этого явления можно найти в давней джефферсоновской традиции, которая

Государственный консерватизм

1.2. Политический консерватизм как реакция на НЭП

1.2. Политический консерватизм как реакция на НЭП Однако и речи не было о политической демократической реформе. X съезд РКП(б) запретил фракционные группировки в партии. Хотя дискуссии среди коммунистов не отменялись, они неизбежно обретали жесткие и все более узкие

Экономический консерватизм 1960–1970 гг

Консерватизм во внешней политике СССР

Правый консерватизм

Правый консерватизм Если либеральный консерватизм есть бессмыслица, то правый консерватизм, напротив, вполне приемлем и естествен. Правым консерватором в современной России является тот, кто, стремясь к возрождению имперского мирового величия Отечества, к

Левый консерватизм

Левый консерватизм Для полноты картины рассмотрим и другую сторону, составляющую полную картину консерватизма как идеологии — левый консерватизм. Обычно понятие “левый” не ассоциируется с консерватизмом. Левые хотят изменений, правые — сохранения того, что есть.

Актуален ли консерватизм

Актуален ли консерватизм Миру нужен новый путь развития, не нужно идти назад, нужно идти вперед, но идти по новому пути. Никакого возврата назад, никакого консерватизма, нужно идти вперед, к новым победам.Если человек сбежал из плена и попал в яму, из которой не может

2. Шизо-консерватизм

§ 2. Неолиберализм и консерватизм

§ 2. Неолиберализм и консерватизм Как идейные движения неолиберализм и современный консерватизм зародились на исходе XIX в., в условиях кризиса классической либеральной идеологии, вызванного расширением государственной деятельности по регулированию экономики в

Левый консерватизм

Дехристианизация и русский консерватизм

Дехристианизация и русский консерватизм История политических идеологий Модерна – это история нуклонной секуляризации тех ценностей, на которых они были основаны. Поэтому сегодня можно констатировать, что если возможна какая-то новая христианская метаидеология,

Левый консерватизм

Первые зачатки консерватизма появились во Франции в ответ на буржуазную революцию. Тогда суть консерватизма была другой, нежели той, какой она известна сейчас.

Консерваторы 19 века

Позже В Англии и Америке она предстала в знакомой всем сущности с характерными признаками – сохранении традиций и устоев общества.

Кратко и понятно о сущности консерватизма

Консерватизм – это политические взгляды людей, деятельность которых направлена на стремление сохранить традиционные общественные устои жизни, ценности, установленный порядок.

Приверженцев консерватизма в современном мире сравнивают с борцами против попыток изменения революционным способом ситуации в государстве.

Сравнительная характеристика представителей консерватизма, либерализма и социализма показана в таблице.

Консерватизм, либерализм и социализм

Основные черты консерватизма:

недопущение вмешательства простых людей в политику государства;

большая роль церкви и семьи в обществе;

редкое проведение реформ;

высокая враждебность к революционным и радикальным взглядам;

уверенность, что в обществе главное – это сохранение порядка и классовости любыми способами, даже с привлечением армии;

Для достижения целей консерваторы использует старые, поверенные многими десятилетиями и даже столетиями методы:

удержание любыми способами власти в своих руках, если потребуется с применением военного вмешательства;

метод, при котором в государстве практически не принимаются новые реформы.

Неоконсерватизм

Неоконсерватизм сочетает признаки консерватизма и либерализма.

Неоконсерватизм

Характеристика неоконсерваторов включает:

неохотное признание демократии, так как в современном мире другой альтернативы нет;

признание двойственности человеческой природы – агностицизм;

государство считает, что не должно экономически и социально поддерживать граждан, которые сами могут заработать;

культурные и моральные нормы преобладают над социальными, экономическими и политическими.

Направление на неоконсерватизм было предпринято Западом в 60 - 70-х годах прошлого века, когда был расцвет феминистического и радикального движения среди молодежи.

Ультраконсерватизм

Ультраконсерватизм

Сторонники этого движения крайне отрицательно относятся к любым изменениям принятого и установленного порядка во всех сферах и группах общества: в политике, семье, религиозной жизни.

Ультраконсерваторы абсолютно уверены, что новые законы и реформы никогда не смогут изменить государство в лучшую сторону.

Консерватизм в России в XIX веке

В России консерватизм получил широкое распространение в 19 веке. Зародился как славянофильство, затем приобрел религиозные и этические черты.

Консерваторы

Российская история XIX века была полна событиями радикального и революционного характера: восстание декабристов, покушения на царя и высокопоставленных чиновников, отмена крепостного права, движения за предоставление больших прав народу.

Такие народные настроения привели к более консерваторским взглядам в правительственных кругах, чтобы взять контроль над населением.

Государственная политика основывалась на сохранении самобытности России. Особое внимание уделялось религиозному учению, укреплению самодержавия, сохранению исконно-русских устоев. Авторы консерваторских философских работ поддерживали такие взгляды.

Самыми известными представителями российского консерватизма XIX века были: Самарин, Хомяков, Киреевский, Аксаков.

Представители консервативной мысли XIX века

Список имен консерваторов берет свое начало еще в 18 веке, однако наибольшее распространение идеология получила в 19 веке.

Этапы развития консерватизма

В начале идея зародилась после революции во Франции, после стала распространяться по всей Европе, в том числе и в России. В середине 19 века добралась до Америки.

Самыми известными представителями идеологии консерватизма были:

Во Франции - Жозеф де Местр и Луи Габриэль Амбруаз Бональд (совместно с английским философом Эдмундом Беркем считаются основоположниками консерватизма).

В Великобритании – Эдмунд Берк, Роберт Пиль, Бенджамин Дизраэли.

В Германии – Отто фон Бисмарк.

В России — М. Н. Катков, К. П. Победоносцев, Н. Я. Данилевский, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский.

Современный этап развития консерватизма

Стремление к консервативности, несмотря на преобладание в обществе толерантности и демократии, существует и в современном мире.

Современный консерватизм

Современный консерватизм подразделяется на три течения:

Не все современные страны имеют основной идеологией консервативные политические взгляды. Однако статистика показывает, что практически во всех странах мира есть консервативные политические партии или государственные мероприятия, посвященные консервативной идеологии.

Консерватизм в странах мира

Направления консерватизма имеют свою обособленную историю практически в каждой стране планеты. Цели и методы консервативной политики каждый страны отличаются.

Королева Елизавета 2

В современном мире консерватизм подразумевает наличие монархии в стране. Консервативные партии и монархические семьи смогли сохранить: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Япония и многие другие.

Партии, наполовину имеющие признаки консерватизма, христианские взгляды, есть в Австралии, Италии, Германии, Японии, Новой Зеландии, США.

В Ирландии, Португалии и Канаде есть социально-консервативные партии.

Политолог и ученый Клаус фон Байме разработал свой метод, по которому классифицировал все партии мира и истории. После чего обнаружил, что нет ни одной партии на планете, которую можно было бы полностью считать консервативной.



В числе его продолжателей и апологетов – Cергей Семёнович Уваров, Василий Андреевич Жуковский, зрелый Александр Сергеевич Пушкин. Стоит упомянуть и Фёдора Ивановича Тютчева, Николая Васильевича Гоголя, Николая Яковлевича Данилевского, Федора Михайловича Достоевского. Невозможно обойти и Константина Николаевича Леонтьева, Льва Александровича Тихомирова, о. Павла Флоренского, Ивана Александровича Ильина.

И даже этот внушительный список будет не полным без Алексея Федоровича Лосева, Александра Исаевича Солженицына, Игоря Ростиславовича Шафаревича – и сотен других не менее масштабных фигур из национального русского пантеона.

У молодых людей отсутствует желание и опыт считаться с величественным тысячелетним ритмом традиции. Они еще не в состоянии принять ее богатство и налагаемые ею аскетические ограничения: моральные, эстетические, интеллектуальные. Чтобы прийти к консервативным ценностям, надо многое пережить, узнать, побывать на краю экзистенциальной бездны. Пережить заживо смерть, выработать волю к подлинной любви, свободе и порядку. Приобрести жизненный опыт, которого у молодежи не может быть по определению.

Правда, это явное меньшинство, составляющее в лучшем случае несколько процентов. В обществе, где отсутствует жесткая регламентация поведения традицией, это неизбежно. Но роль и значимость такой молодежи будет возрастать по мере того, как роль консервативных ценностей будет становиться весомее в нынешнем brave new world. Ибо чем сильнее вызов этим ценностям, тем мощнее, ярче и убедительнее будет обратная реакция!

На практике попытка реализации этих идей обернулась страшным насилием над действительностью, миллионами жертв, уничтожением целых классов, людоедской коллективизацией, ГУЛАГом и т.д. Все эти особенности советского периода вытекали из глубинной логики леворадикальной идеологии. В итоге грандиозный левый эксперимент завершился саморазрушением советского государства в конце 1980-х – начале 1990-х годов и естественным образом изжил себя.

В силу того, что левая и либеральная идеи оказались на практике скомпрометированными в самых разных социальных слоях, снизу доверху, всё настойчивее стал появляться интерес к консерватизму как альтернативному идеологическому, политическому, культурному и нравственному проекту.

Сейчас, как представляется, оформился достаточно мощный не-имитационный запрос части элит и масс на идеологию и систему ценностей, которые обеспечивают стабильность и порядок без потрясений и революций – и в то же время не исключают развития. И, при всём этом, опираются на позитивные традиции прошлого.

Приведём короткую историческую справку. Первоначально консерватизм появился в конце XVIII века как реакция на рационализм и индивидуализм Нового времени, а также теорию прогресса (которая ассоциировалась с уверенностью в постоянном увеличении в мире свободы, знаний, богатства, порядка, нравственности), воплощением которых стала так называемая Великая Французская революция.

Он заявил о себе как идейное течение, ставящее своей целью актуализацию позитивных традиций и ценностей прошлого, обеспечивающих органическую непрерывность развития общества. Одной из важнейших ценностей для консерватизма является культ трансцендентного начала, религия, которая, согласно воззрениям консерваторов, придает смысл истории и отдельной человеческой личности.

В силу признания объективного факта естественного неравенства для консерваторов характерен поиск властных, экономических, идеологических и культурных технологий, которые позволяли бы сформировать качественную элиту, готовую во имя высших ценностей жертвовать и своей жизнью. Сориентированную на решение общенациональных задач, а не на удовлетворение собственных узкоэгоистических интересов или создание утопического общества всеобщего равенства без элиты.

Религиозная составляющая консерватизма обусловливает гносеологический пессимизм, определенное скептическое отношение к Ratio, неприятие абсолютизации его возможностей. Крайне осторожное отношение к кабинетным схемам радикального переустройства человеческого общества, а также антропологический пессимизм – понимание ограниченности и несовершенства человеческой природы, ее одержимости силами зла и, соответственно, принципиальной неосуществимости в земных условиях идеального общества.

Для европейского континентального консерватизма всегда характерна высокая оценка сильного государства, приоритет его над интересами индивида. С точки зрения большинства консервативных доктрин, главенствующее значение имеют интересы целого, а не отдельной личности. Важны, прежде всего, надындивидуальные ценности (Бог, государство, нация, церковь, общество, семья и т.д.).

Для консерватизма всегда был характерен культ школы, армии, патриотизма, самобытной национальной культуры, исполнительности, дисциплины и порядка, права. То есть тех общественных институтов, обычаев и явлений, которые выступали основными проводниками и хранителями традиции. Сюда же можно добавить и такую черту консерватизма, как понимание конкретно-исторической обусловленности уровня прав и свобод.

Консерватизм при этом противостоит идеологиям, в основе которых лежат ценности противоположного порядка: атеизм, материалистическая ориентация политики, моральный релятивизм. Культ рассудка, антитрадиционализм, универсализм, космополитизм. Приоритет интересов индивида над интересами государства, индивидуализм, равенство, культ личных прав и свобод. Приверженность кабинетным теоретическим моделям, культ перемен, революция.

В случае необходимости социальных перемен консерватизм при их осуществлении требует чрезвычайной осторожности и постепенности. Но было бы неверно трактовать консерваторов как противников всего нового. Они выступают лишь против абсолютизации принципа новизны, заведомого примата нового перед уже проверенным старым, что обычно характерно для радикального либерализма и еще более левых течений.

В этих условиях необходимо наметить систему шагов, которые сделали бы доминирование консервативных ценностей, их влияние на жизнь общества и государства реальными. Исключительную роль в формировании такой системы ценностей играют в Новое время два института – это, в самом широком смысле, Школа и средства массовой информации. Именно они транслируют систему ценностей, которая создает и поддерживает традицию. Но мы видим, в каком катастрофическом положении, к сожалению, пребывают и наша школа, и наши университеты.

Система образования разрушается со всех сторон. Ее характерные черты: нищенское финансирование и соответствующие зарплаты, бездарные учебные программы и учебники. Необходимость предоставлять гомерическое количество отчетов, справок, графиков, планов, не дающих времени и сил учителям проводить занятия. Перегруженность школьников ненужными предметами, невозможность соблюдать элементарную дисциплину. Отсутствие возможности ставить объективные оценки – за неудовлетворительные оценки учителей наказывают, система ЕГЭ привела к разрушению образованности как таковой.

На всё это наслоилась гаджетная субкультура, которая разрушает память, эрудицию, способность концентрировать интеллектуальное внимание, умение анализировать и синтезировать знания и т. д. Всё больше и больше школьников старших классов просто не умеют удовлетворительно читать и писать, за всю жизнь не осилив ни одной книги. История России и ее культуры в учебниках, созданных авторами либеральной и лево‑интернационалистской ориентации, по­­­-прежнему подается как история некой многовековой болезни, которую надо лечить радикальными модернизационными средствами по западноевропейским рецептам.

Затем подобный контингент поступает в ВУЗы, у которых также возникают системные проблемы, по своей остроте и качеству мало чем отличающиеся от проблем средней школы: резкое ухудшение качества абитуриентов и студенческой массы, нищенское финансирование, унизительно низкие зарплаты профессорско-преподавательского состава, стремительное старение основной массы преподавательского корпуса и много другое.

Никакого здорового национального самосознания, вкуса к традиционным ценностям нынешние школа и университет по определению не могут сформировать. В этой сфере нужны серьезные изменения, поворот к действенной модели национального образования и воспитания.

И, тем не менее, мы видим в последнее время, что государство – а оно является главным субъектом возрождения традиции – всерьез озаботилось деятельностью этих институтов. Исключительную роль здесь призваны сыграть гуманитарные науки – история, литература, русский язык, философия. Можно было бы привести и ряд других, но я назвал ключевые дисциплины.

К сожалению, нынешняя ситуация во многом напоминает ту, которая существовала в Российской Империи. Со времени радикально-западнических реформ Петра I российская государственность была отнюдь не консервативной по своей природе. Ее космополитические и западно-ориентированные верхи, в том числе династия Романовых, часто делали всё, чтобы ограничить и свести на нет как консервативные политические движения, так и деятельность консервативных идеологов и деятелей культуры.

В частности, абсолютное большинство в русской печати второй половины XIX века представляли газеты и журналы леворадикального и либерального направлений. Консервативные издания влачили жалкое существование, подвергались диффамации, моральному (и не только!) террору и травле, в том числе на высшем уровне, и, по сути, были маргинализованы. Это сейчас мы изучаем их авторов как великих мыслителей, но в реалиях тогдашней жизни им приходилось крайне тяжко.

Дореволюционная власть апеллировала к русской традиции, русской идентичности лишь тогда, когда имел место цивилизационный вызов, угрожающий самому существованию империи. Например, русский консерватизм окончательно оформляется как течение общественной мысли в огне войны 1812 года, когда на первый план выдвинулись выдающиеся деятели этого направления. Тогда русский консерватизм впервые артикулировал себя, одержал блистательную идейную победу и способствовал грандиозной военной победе над одним из величайших полководцев в мировой истории.

Исторический опыт показывает, что парадигма верховной власти, которая обращается к консервативно-патриотическим ценностям лишь в моменты смертельной для нее опасности и, напротив, максимально их ограничивает, а то и подавляет в относительно спокойные для нее периоды, глубоко порочна и опасна. Более того, в определенных условиях она чревата социальной и национальной катастрофой. Поэтому усвоение и актуализация русского и мирового консервативного наследия — одна из самых главных задач современного русского общества.

Читать по теме:

Минаков А. Ю. Русская партия в первой четверти XIX века / А. Ю. Минаков. – М., 2013. – 521 с.

Российские консерваторы / А. Н. Боханов [и др.]. – М., 1997. – 382 с.

Чернавский М. Ю. Религиозно-философские основы консерватизма в России / М. Ю. Чернавский. – М., 2004. – 188 с.

Шевченко М. М. Русский политический консерватизм XIX-начала XX века в действии / М. М. Шевченко // Контуры глобальных трансформаций. – 2017. – Т. 10, № 6. – С. 44–64.

Консерватизм - это не философия или социальная теория, скорее это мировоззрение человека, сумма его опыта.

Немецкий социолог Карл Манхейм сравнивает консерватизм с большими стилями в искусстве, такими как готика, барокко, ампир. В нем нет места теоретизированию.

Точнее будет отнести феномен консерватизма к стилю мышления, так как он затрагивает все сферы человеческой деятельности: от политики до искусства. Слово произошло от латинского conservare – сохранять.

Что такое консерватизм - кратко и понятно

Консервативность предполагает бережное отношение к традициям, отстаивание привычного образа жизни, сопротивление нововведениям.


Реформы в политике, изобретения в науке, эксперименты в искусстве вызывают у консерваторов настороженное, скептическое отношение, подвергаются критике и даже шельмованию. Напротив, устоявшиеся социальные формы, такие как семья, религия, окружаются ореолом святости.

Основатель консерватизма (в английском языке значение слова conservative - осторожный, скромный, умеренный) стал английский политический деятель Эдмунд Берк.


[caption align="aligncenter" width="600"] Эдмунд Берк (1729 — 1797) — англо-ирландский парламентарий, политический деятель, публицист эпохи Просвещения, родоначальник идеологии консерватизма.[/caption]

В 19 веке консервативную мысль осуществили в политике Отто фон Бисмарк, Бенджамин Дизраэли.

Основные определения


Консервативный человек – это человек, не приемлющий новую мысль, следующий привычному ходу вещей. Консерватор в науке всегда будет против новых теорий. Теория относительности Эйнштейна ему бы не понравилась. Он одевается в сдержанные, не кричащие одежды, не следует последней моде.

В искусстве предпочитает классику, отрицает авангардную живопись. Его политические взгляды соответствуют общепринятым. Ему свойственны черты пессимизма, неверия в будущее. Этот список может быть распространен на все сферы социальной и личной жизни людей.

Консервативная партия проводит политику неприкосновенности частной собственности, поддерживает социальное расслоение на классы и слои, приветствует ведущую роль аристократии в государственном управлении.

Консерватизм в России


[caption align="aligncenter" width="600"] Алексей Степанович Хомяков (1804 года — 1860 года) — русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии наук.[/caption]

В русской философии к консерваторам можно отнести славянофилов, таких как Хомяков и Леонтьев, а также близких к ним почвенников, каким являлся, например, писатель Достоевский. Влиятельными лицами среди консерваторов были журналист Катков и обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев.

В истории советского периода о каком-либо консерватизме говорить трудно, так как была единая идеология, по началу являющаяся полной противоположностью консерватизму: революция 1917 года сломала все прежние устои. Однако, к концу советского периода социализм внутри страны стал восприниматься, как консервативное мировоззрение.

В связи с этим в постсоветский период, после 1991 года, понятия перевернулись. То, что в западном мире называли консерватизмом, в России воспринималось, как новое и прогрессивное, и наоборот: коммунисты стали считаться консервативной партией.

В современное время отмечается становление нового консерватизма – близкого к западному, но с элементами социализма, доставшимися от советского периода (например, бесплатное здравоохранение). Это отличает Россию от Западной Европы, где консерватизм никогда не ассоциировался с социализмом.

Неоконсерватизм

В 1970-е годы возникло новое понятие – неоконсерватизм. Его основные принципы: необходимость государственного регулирования экономики, но при этом отведение главной роли рыночным механизмам и конкурентной борьбе.

В 80-е годы консерваторы одержали победу во многих развитых капиталистических странах. Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании, является ярким представителем этой политической традиции.

Либерализм


Становление либерализма относится к эпохе Великой французской революции, из чего можно заключить, что методы достижения целей у либералов могут быть весьма жесткими. Доведенный до пределов либерализм становится анархизмом.

Главные отличия и признаки либерализма и консерватизма представлены в таблице:


В историю либерализма вписаны имена французских просветителей Вольтера и Руссо, американского теоретика социального либерализма Джона Ролза и многих других.

Традиционализм

Рассматривает общество, как систему мировоззрений, стержнем которых является традиция. Можно сказать, что в отличие от консерватизма, традиционализм является философской системой.


В современном понимании политический традиционализм был сформулирован в 1920-х годах Р. Геноном.

Ультраконсерватизм

Наиболее радикальное крыло консерватизма, опирающееся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Характеризуется особо острым неприятием каких-либо реформ, всего нового; в государственной политике идет ставка на военную мощь для сохранения и консервации общества.

Ультраконсервативных взглядов придерживался диктатор Пиночет в Чили. В России представителями этого мировоззрения являются писатель и публицист Проханов, лидер ЛДПР Жириновский.

Заключение

Консерватизм – сложный феномен, имеющий не абсолютное, а относительно значение. Самые различные по названию и сущности партии можно выстраивать по степени возрастания или убывания их консерватизма.

Читайте также: