Балет в эпоху просвещения кратко

Обновлено: 19.05.2024

Европейское идейное движение 18 в., обозначавшее наступление буржуазии на феодальные порядки. П. оказало огромное влияние на литературу и искусство, в т. ч. на балет. Оно побуждало к отказу от условностей классицизма, к отображению жизни "естественного человека", демократизации и реформе театра. Пределы просветительских преобразований в балете во мн. были обусловлены его тесной связью с королевским двором, а также и тем, что балет обрёл самостоятельность лишь на исходе эпохи классицизма, и многие воспринятые им в ту пору свойства (основы классического танца и др.) стали как бы неотъемлемыми чертами балета вообще. Просветители критиковали балет классицизма за культ виртуозности и примат исполнительской технологии перед содержательностью. Они ориентировались на пантомиму, нарастала тенденция к соединению пантомимы с танцем и драматизации танца. Таково было искусство танцовщицы М. Салле, выступившей с инициативой наиболее последовательной в ту пору реформы балетного костюма, во имя того, чтобы зритель мог видеть не только танц. движения рук и ног, но и выразительность тела артиста. Салле имела наибольший успех в Лондоне, где работал реформатор Дж. Уивер. В Вене работал балетмейстер-реформатор Ф. Хильфердинг, а затем и его последователь Г. Анджолини, сотрудничавший с комп. К. В. Глюком, реформировавшим в просветительском духе оперу. В Лондоне, Штутгарте, Вене, Милане и др. городах работал известнейший из балетных реформаторов Ж. Ж. Новер, выразивший свои принципы в "Письмах о танце и балетах" (1760), по многим положениям близких к "Гамбургской драматургии" Г. Э. Лессинга.

Хотя просветительские реформы были сопряжены с расширением тематики и системы художеств. средств (появление характерного танца, комич. балетов Хильфердинга и др.), в целом деятельность реформаторов была умереннее их деклараций. В поисках компромисса они утверждали на сцене лишь просветительский классицизм, близкий к трагедиям Вольтера, но не к драмам Д. Дидро или Лессинга. Для Новера увлечённость античной пантомимой и усвоенное под влиянием Дидро стремление возвратиться к природе были нераздельны, и руководящим в итоге стал выдвинутый ранее франц. балетм. Л. де Каюзаком принцип действенного танца, оказавшийся знаменем балетной реформы 18 в. В балетах реформаторов резко возросло значение драматургии, сюжета, по преимуществу заимствовавшихся из античности. Новер сохранял разделение жанров на высокие и низкие. Высокий жанр хореографич. трагедии главенствовал. Дивертисментные номера по-прежнему преобладали, соединяясь в сюжетное целое пантомимич. связками. Однако возникал и действенный танец (танец Медеи, убивающей детей, - "Медея и Язон", поединок Горациев и Куриациев - "Горации и Куриации" и др.). С течением времени реформаторы всё яснее начинали понимать, что отказ от танца ведёт к ликвидации балета. Хотя Новер и говорил, что танец раскрашивает балетный сюжет, а пантомима сообщает ему выразительность, он всё же одновременно решительно утверждал, что "все усилия балетмейстера, не направленные на развитие танца, суть усилия бесполезные, даже гибельные". Отказавшись от соблазна сокрушить балетный театр, каким он сложился, реформаторы-просветители много сделали для углубления выразительности и осмысленности танца, завершив тем самым формирование балета как самостоятельного искусства. Они способствовали также его распространению и укреплению в разных странах, в т. ч. в России и Дании. Собственно просветительские идеи нашли, однако, в балетах реформаторов лишь ограниченное выражение и гораздо полнее проявились в творчестве учеников Новера и др., утверждавших на балетной сцене сентиментализм.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Балет эпохи Просвещения Балет эпохи Просвящения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Балет эпохи Просвещения Балет эпохи Просвящения

Балет эпохи Просвещения Балет эпохи Просвящения













 Жан Жак Новерр


Хореографы эпохи Просвещения

Хореографы эпохи Просвещения





  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 586 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.12.2016 1849
  • PPTX 2.6 мбайт
  • 22 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тетенькина Людмила Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Людовик XIV и балет. Ж-Б Мольер (1622-1673 гг.) – Ж-Б Люлли (1632-1687 гг.) – П. Бошан (1626-1719 гг.) - знаменитый триумвират в истории создания профессионального балета.

Мольер (1622-1673 гг.). Комедия–балет - жанр, созданный Мольером. Органическое слияние комедии с балетом. Содружество Мольера с композитором Люлли и хореографом П. Бошаном. ("Господин де Пурсоньяк", 1669 г., "Мещанин во дворянстве", 1670 г., "Мнимый больной", 1673 г.). Путь от комедии-балета к балету-комедии. Влияние танца на ритм комедийного спектакля. Пантомимно-танцевальные сцены - кульминация в развитии комедии. Значение комедий-балетов Мольера для дальнейшего развития балетного искусства.

Ж.Б. Люлли - биография, сотворчество с Бошаном, с Мольером.

Пьер Бошан - биография, сотворчество с Мольером и Люлли.

1661г. - создание Королевской Академии танца.

1671г. - создание Королевской Академии музыки.

Канонизация существующих бытовых танцев. Подготовка преподавателей танца, создание новых танцев и фигур. Открытие оперно-балетного театра. Подчинённая роль балета в оперном спектакле. Появление актёров профессионалов. Развитие теории танцевального искусства в XVII в. (М де Пюр, К-р Менетрие, Р Фейе) Особенности развития балетного театра Франции в XVII в. Отсутствие чистого жанра балета. Влияние эстетики классицизма на балетный театр. Установление условных градаций в жанрах. Черты условности, придворной галантности в исполнительском искусстве. Значение балетного театра Франции XVII века для дальнейшего развития хореографии. Эстетика балетного театра второй половины XVII века, выводы. Появление придворных представлений и празднеств, напоминающих Французские придворные спектакли, в Бельгии, Дании, Швеции, Нидерландах.

Красовская В.П. Западно-европейский балетный театр. Очерки истории от истоков до середины XVIII века. – Л., 1979.

Тема «Исполнительское искусство XVII – начала XVIII вв.

Пьер Бошан, Луи Летанг, Луи Пекур и их ученики. Особенности исполнительской техники. Появление первых женщин-профессионалов (Лафонтен).

Красовская В.П. Западно-европейский балетный театр. Очерки истории от истоков до середины XVIII века. – Л., 1979.

Творчество Джона Уивера и английский балетный театр.

Творчество Франца Гильфердинга - австрийский балетный театр.

Творчество Гаспаро Анджьолини - балет Италии.Творчество Жана - Жоржа Новерра - создателя балета как самостоятельного жанра - серьезного жанра, отделение балета от оперы. Героико-трагедийная тематика. ("Психея и Амур", 1762 г.; "Медея и Язон", 1763 г.) Расширение выразительных средств, роль пантомимы, место и значение "действенного танца". Насыщение пантомимы танцевальным элементом. "Письма о танце" - историческое значение книги Новерра, теория танца. Борьба Новерра за "действенный" балет.

Тема "Исполнительское искусство танцовщиков и танцовщиц XVIII века" (Мари Камарго, Мари Салле, Гаэтан, Огюст, Арман Вестрисы)

Красовская В.П. Западно-европейский балетный театр. Эпоха Новерра. – Л., 1979.

Тема "Народные истоки русского балетного театра"

Народное танцевальное искусство-основа возникновения профессионального балетного театра. Танец в трудовом процессе, обрядах, играх. Взаимосвязь музыки и танца в русском плясовом фольклоре. Разностороннее развитие мужской и женской пляски. Виды русских плясок (хоровод, перепляс импровизационно-изобразительная пляска, кадриль, массовая пляска).

Основная литература

1. Бахрушин Ю. История русского балета. – М.: Просвещение, 1973.

2. Красовская В.М. История русского балета: Учебное пособие. – Л.: Искусство, 1978. – 231 с.

3. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. – Л. – М.: Искусство, 1958.

Дополнительная литература




Людовик XIV и балет. Ж-Б Мольер (1622-1673 гг.) – Ж-Б Люлли (1632-1687 гг.) – П. Бошан (1626-1719 гг.) - знаменитый триумвират в истории создания профессионального балета.

Мольер (1622-1673 гг.). Комедия–балет - жанр, созданный Мольером. Органическое слияние комедии с балетом. Содружество Мольера с композитором Люлли и хореографом П. Бошаном. ("Господин де Пурсоньяк", 1669 г., "Мещанин во дворянстве", 1670 г., "Мнимый больной", 1673 г.). Путь от комедии-балета к балету-комедии. Влияние танца на ритм комедийного спектакля. Пантомимно-танцевальные сцены - кульминация в развитии комедии. Значение комедий-балетов Мольера для дальнейшего развития балетного искусства.

Ж.Б. Люлли - биография, сотворчество с Бошаном, с Мольером.

Пьер Бошан - биография, сотворчество с Мольером и Люлли.

1661г. - создание Королевской Академии танца.

1671г. - создание Королевской Академии музыки.

Канонизация существующих бытовых танцев. Подготовка преподавателей танца, создание новых танцев и фигур. Открытие оперно-балетного театра. Подчинённая роль балета в оперном спектакле. Появление актёров профессионалов. Развитие теории танцевального искусства в XVII в. (М де Пюр, К-р Менетрие, Р Фейе) Особенности развития балетного театра Франции в XVII в. Отсутствие чистого жанра балета. Влияние эстетики классицизма на балетный театр. Установление условных градаций в жанрах. Черты условности, придворной галантности в исполнительском искусстве. Значение балетного театра Франции XVII века для дальнейшего развития хореографии. Эстетика балетного театра второй половины XVII века, выводы. Появление придворных представлений и празднеств, напоминающих Французские придворные спектакли, в Бельгии, Дании, Швеции, Нидерландах.

Красовская В.П. Западно-европейский балетный театр. Очерки истории от истоков до середины XVIII века. – Л., 1979.

Тема «Исполнительское искусство XVII – начала XVIII вв.

Пьер Бошан, Луи Летанг, Луи Пекур и их ученики. Особенности исполнительской техники. Появление первых женщин-профессионалов (Лафонтен).

Красовская В.П. Западно-европейский балетный театр. Очерки истории от истоков до середины XVIII века. – Л., 1979.

Творчество Джона Уивера и английский балетный театр.

Творчество Франца Гильфердинга - австрийский балетный театр.

Творчество Гаспаро Анджьолини - балет Италии.Творчество Жана - Жоржа Новерра - создателя балета как самостоятельного жанра - серьезного жанра, отделение балета от оперы. Героико-трагедийная тематика. ("Психея и Амур", 1762 г.; "Медея и Язон", 1763 г.) Расширение выразительных средств, роль пантомимы, место и значение "действенного танца". Насыщение пантомимы танцевальным элементом. "Письма о танце" - историческое значение книги Новерра, теория танца. Борьба Новерра за "действенный" балет.

Тема "Исполнительское искусство танцовщиков и танцовщиц XVIII века" (Мари Камарго, Мари Салле, Гаэтан, Огюст, Арман Вестрисы)

Красовская В.П. Западно-европейский балетный театр. Эпоха Новерра. – Л., 1979.

Тема "Народные истоки русского балетного театра"

Народное танцевальное искусство-основа возникновения профессионального балетного театра. Танец в трудовом процессе, обрядах, играх. Взаимосвязь музыки и танца в русском плясовом фольклоре. Разностороннее развитие мужской и женской пляски. Виды русских плясок (хоровод, перепляс импровизационно-изобразительная пляска, кадриль, массовая пляска).

Основная литература

1. Бахрушин Ю. История русского балета. – М.: Просвещение, 1973.

2. Красовская В.М. История русского балета: Учебное пособие. – Л.: Искусство, 1978. – 231 с.

3. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. – Л. – М.: Искусство, 1958.

Дополнительная литература

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

Введение

Балет зародился в эпоху Возрождения при княжеских дворах Италии и распространился по всей Европе с растущей популярностью и усовершенствованной техникой исполнения, позже покорив Северную и Южную Америку, Азию и Австралию.

На протяжении большей части XVIII века балет развивался в основном в Италии, в начале XIX века Франция прославилась балетными труппами, а позже — в России. В XX веке балет занял прочное место на сценах США (особенно в Нью-Йорке), Великобритании и Советского Союза.

Цель данного очерка — проследить генезис и развитие балета как формы театрального искусства.

Задача состоит в изучении и анализе литературы по теме эссе.

Балет до 1900 года

В конце средневековья итальянские князья уделяли большое внимание великолепным дворцовым праздникам. Танцы занимали в них важное место, что создавало потребность в профессиональных танцорах.

В середине 17 века произошел отход от строгих форм придворного балета. Теперь артисты балета выступали на сцене, поднятой над уровнем зала и отделенной от зрителей, как, например, в театре итальянского стиля, построенном кардиналом Ришелье во дворце в начале XVII века, сценарий которого открывал дополнительные возможности для создания сценических иллюзий и зрелищных эффектов. Таким образом, была разработана чисто театральная танцевальная форма.

В 1661 году Людовик XIV основал Королевскую академию музыки и танца, которая объединила 13 ведущих танцоров, призванных уважать традиции танца.

Балет в эпоху Просвещения

Балет начал распространяться по всей Европе. До середины 18 века княжеские дворы повсеместно пытались подражать роскоши Версаля, в то же время во многих городах открывались оперные театры, так что танцовщицы и учителя танцев, которые становились все более и более распространенными, могли с легкостью использоваться. Не только во Франции, но и в других странах балетмейстеры предложили важные новшества для развития балета. В Австрии Франц Гильферринг (1710-1768) одним из первых создал спектакли, в которых действие было представлено с помощью мимики и танца. Учитель итальянского языка Дженнаро Магри опубликовал обширный учебник театрального танца, которым он стал в последние годы перед падением старого режима во Франции.

К моменту начала революции 1789 года балет уже зарекомендовал себя как особая форма искусства. Зрители привыкли к условностям сценической мимики, а танец, под влиянием идей Просвещения, освобождал себя от той искусственности, против которой боролся Новерр. Балет больше не воспринимался как явление придворной жизни.

В 1790-х годах, под влиянием современной моды, женский балетный костюм стал намного легче и свободнее, так что под ним были видны линии тела; в то же время она отказалась ходить на каблуке и заменила его легкой туфелькой без каблука.

Романтический балет

Когда в Европе установился мир (1815 г.), новое поколение выросло, не проявляя особого интереса к прошлому. То, что было характерно для предыдущей эпохи, было забыто, родилась новая эстетика романтизма, которая распространилась на все виды искусства. Романтизм не только уничтожал старые формы, которые казались старомодными и непригодными, но и искал новые источники вдохновения. Молодые художники-романтики обратились к явлениям сверхъестественного и экзотического, их привлекла культура далеких земель и серая античность. Первые проявления романтизма были особенно впечатляющими, балет испытывал свое влияние дольше, чем многие другие формы театрального искусства.

Многие представления о балетном искусстве полностью изменились под влиянием Марии Тальони (1804-1884). В отцовском сильфе (1832) она открыла сцену для нового типа балетной героини: воздушной гостьи из другого мира. Ее танец обладал изяществом, чтобы создать это идеальное существо. Хотя Тальони не первая стояла на пальцах, как неоднократно ошибочно утверждали историки, ей удалось превратить то, что до нее было лишь уловкой, в средство выражения, чтобы передать особые качества, присущие неуловимым, тонко-вещественным образам.

Музыка большинства балетов романтического периода была написана композиторами, специализирующимися на жанрах света. Самым главным из них был А. Адам, композитор музыки Жизели и Корсара. Музыка балета того времени была написана на заказ, и не предполагалось, что она будет достаточно серьезной для концертного исполнения; отрывки, предназначенные для танца, были мелодичными и просто структурированными, в то время как музыка предназначалась только для сопровождения эпизодов и создания общего настроения спектакля.

Упадок европейского балета, расцвет балета в России. Пламя романтизма стало тускнеть в середине 19 века. Балет по-прежнему пользовался успехом, но в основном как спектакль с участием красивых женщин. В Париже Жозеф Мазилье (1801-1868) и Сен-Леон поддерживали репутацию оперы вплоть до падения Второй империи в 1870 году. Корсар Мазилье (1856, музыка Адама) и последняя постановка Сен-Леона Коппелье (1870, музыка Л. Делиба) стали высшими достижениями того времени, когда французские артисты балета были изгнаны иностранными звездами. Исключение составила Эмма Ливри (1842-1863), ученица Марии Тальони, умершая от ожогов в возрасте 21 года (ее балетный костюм был зажжен свечой на сцене). Сильвия (1876, музыка Делиба) — единственный сохранившийся французский балет этого периода.

Русский балет С.П. Дягилева

В начале XX века постоянные балетные труппы работали в Дании и Франции, но хореографический театр достиг своего подлинного расцвета только в России. Вскоре балет начал распространяться из России в Европу, Америку, Азию и весь мир. Примечательным в развитии компании в середине века было необыкновенное разнообразие стилей: Каждый хореограф или художественный руководитель труппы предложил свой подход.

Артисты Русского балета — артисты Мариинского и Большого театров: Анна Павлова, Тамара Карзавина, Вацлав Нижинский, Адольф Болм (1884-1951). Художники из окружения Дягилева сочинили либретто, спроектировали декорации и костюмы, а также написали новую музыку.

Первая мировая война и Октябрьская революция лишили Дягилева возможности вернуться на родину. Но его отношения с художественными кругами Европы, а также с эмигрантами из России становились все более тесными. В его труппу вошли художники, которые учились в студиях в Париже и Лондоне.

Балет в США

Мировой балет

В Королевском балете всегда размещалась вторая, небольшая мобильная труппа. В 1990-х годах он обосновался в Бирмингеме и в настоящее время известен как Бирмингемский королевский балет.

Советская Россия и другие страны

Распад Советского Союза и последовавший за ним экономический кризис принесли огромные трудности балетным труппам, которые ранее щедро субсидировались государством. Многие танцоры и учителя покинули страну, чтобы обосноваться в США, Англии, Германии и других западных странах.

Франция

В 1970-е и 1980-е годы французские войска провинций начали получать государственную поддержку и получили международное признание. Отдельный Рейнский балет заслуживает особого внимания.

Германия

Заключение

По мере усиления роли балета вплоть до середины ХХ века труппы стали закрепляться почти в каждой стране Америки, Европы, Азии, в том числе в частях Центральной Азии и Африки, а также в Австралии и Новой Зеландии. Даже в странах с собственными богатыми танцевальными традициями, таких как Испания, Китай, Япония и Малая Азия, балет нашел свое место. К концу 20-го века все более очевидными становились задачи, стоящие перед балетным искусством. В 1980-х годах, когда умерли Баланчин, Эштон и Тюдор (в 1980-х годах) и Роббинс отошел от активной работы, образовался творческий вакуум. Большинство молодых хореографов, работающих в конце 20 века, не были слишком заинтересованы в развитии ресурсов классического танца. Они предпочитали смесь различных танцевальных систем, при этом классический танец выглядел обедневшим, а современный танец не обладал оригинальностью, позволяющей раскрыть физические возможности. Стремясь передать суть современной жизни, хореографы используют технику пальцев, как бы акцентируя внимание на мыслях, но игнорируют традиционные движения рук (порт де бюстгальтер). Искусство поддержки сводится к определенному взаимодействию между партнерами, когда женщину тащат на пол, бросают, кружат вокруг, но почти никогда не поддерживают и не танцуют.

Большинство войск наращивает свой репертуар, в том числе и классика 19 века. (Сильфида, Жизель, Лебединое озеро, Спящая красавица), самые известные балеты мастеров 20-го века. (Фокин, Баланчин, Роббинс, Тюдор и Эштон), популярные постановки МакМиллана, Кранко, Тетли и Килиана, а также работы нового поколения хореографов, таких как Форсайт, Дуато и Джеймс Куделка. В то же время танцоры лучше подготовлены, так как есть больше знающих учителей. Относительно новая область танцевальной медицины дала танцорам доступ к методам профилактики травм.

Есть проблема с танцорами, которые присоединяются к музыке. Широко распространенная популярная музыка не знает разнообразия стилей, во многих странах музыкальное образование находится на низком уровне, в постановке танцев постоянно используются звуковые носители — все это мешает развитию музыкальности танцоров.

Новым явлением последних десятилетий стали балетные конкурсы, первый из которых состоялся в 1964 году в Варне (Болгария). Они привлекают не только призы, но и возможность выступить перед судьями, представляющими самые престижные организации. Мало-помалу в разных странах проводится более десяти конкурсов, некоторые предлагают совместные стипендии. Потребность в балетных мастерах также привела к появлению хореографических конкурсов.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: