Приемы и техники защиты от манипулятивного воздействия кратко

Обновлено: 02.07.2024

В основе защиты от манипуляции лежат классические принципы восточных единоборств. Суть их сводится к тому, чтобы повернуть оружие против нападающего. Чем сильнее атакует ваш противник, тем сильнее ваше контрдействие. Получается, что ваш противник фактически воюет против себя самого. Ниже приведены различные приемы защиты от манипуляции.

1. МЕТЕРС (Метод Текущего Рационального Самоконтроля). Если человек подвергся манипуляции, то ему необходимо включить контроль времени мышления. Как только ловишь себя на том, что после контакта продолжаешь домысливать чужие идеи, то весьма вероятно, что подвергся атаке. Это обыденно. Весь партнерский бизнес строится на заражении чужого сознания нужными идеями. Это не очень обыденно. Ибо ни одна жертва не хотела ею стать.

Чем более активно перерабатывается в мозгу чужая мысль, чем дольше вы ее анализируете, чем глубже ваши преобразования, тем качественнее вас зарядили.

Интроспекции – это заглядывания в себя, внутрь своего подсознания, внутрь ощущений. Необходимо доверять своему подсознанию. Очень редко тревожащие человека ощущения бывают беспочвенными. Интуиция подскажет, куда смотреть и что искать. И хотя этот метод как бы не точный, он используется даже в разведке. Он похож на стрельбу ночью. Лучше глаза закрывать совсем и стрелять на слух, чем внимательно всматриваться в темноту. Главное, не пренебрегать этим методом.

Необходимо расслабиться и сосредоточиться. Сконцентрироваться на объекте. Подсознание человека само выдаст на поверхность ответы на его запросы.

Общие рекомендации по идентификации манипулирования со стороны партнера.

Чтобы распознать, действительно ли вами манипулируют, нужно сделать следующее:

1. Открыть каналы внимания и подключить память для фиксирования и записи малейших нюансов поведения объекта. Выбрать соответствующую роль и позицию, позволяющую видеть объект в нужных ракурсах, не отвлекаться, сконцентрировать внимание и записать информацию максимально полно.

2. Анализировать данные, подключив логику к анализу поведенческих наблюдений.

3. Подключить анализатор бессознательного, прибегнув к его стимуляции соответствующими методами. Взгляд внутрь себя, обзор внутренних ощущений должен дать не только ответы на полученные наблюдения. Привычка анализировать внутренние переживания открывает каналы бессознательной переработки информации, что приводит к обострению интуиции.

4. Не следует забывать, что лучшая оборона — это атака. Практикуйте собственное воздействие, и вы не окажетесь среди поверженных.

Другие приемы защиты от манипуляции:

Ложный выигрыш-выигрыш. Этот прием проявляется в том, что полученный результат не соответствует затраченным усилиям.

Деформация баланса элементов ситуации. Здесь необходимо обратить внимание на необычную компоновку или подачу информации и переключить внимание на второстепенные детали.

Склонность к стереотипному поведению реципиента. Чаще всего этот прием проявляется как апелляция к одной из ваших ролевых или статусных позиций, как апелляция к вашим привычкам или устоявшимся ритуалам.

Странная нехватка времени для принятия решения. Например: После краткого обсуждения проблемы, связанной с намеченными планами, оппонент собирается уходить, но ожидает от вас непременного ответа.

Эти бессознательные защитные механизмы включают:

Что касается явных внутренних сигналов при попытке влияния, можно упомянуть следующие.

  • Частое и явное проявление психических автоматизмов. Манипулятор намеренно запускает действие автоматизмов реципиента;
  • Состояние зажатости сознания. Это может проявляться в нечетком ограничении обсуждаемых тем, идей или в постановке только ситуативных промежуточных целей (в ущерб перспективе, главному.

Базовые стратегии психологических защит

Существует множество способов избежать манипуляций, но все они состоят из переплетения шести так называемых базовых защитных механизмов. А именно: уход, изгнание, блокирование, контроль, замораживание и игнорирование.

Отступление — увеличение дистанции, разрыв контакта, удаление себя из сферы влияния агрессора. Крайним проявлением этой стратегии можно считать отчуждение, полный уход в себя, отказ от контактов с людьми. Распространенным проявлением этого вида защиты является смена темы разговора, прерывание беседы под удобным предлогом и избегание контакта с неприятными для вас людьми.

Изгнание — увеличение дистанции, удаление агрессора. Крайним проявлением такой защиты является убийство. Часто проявляется в увольнении агрессора с работы, изгнании из дома, осуждении, насмешках, издевательствах (частичное уничтожение части агрессора: привычки, характера и т.д.).

Контроль — контроль влияния, исходящего от агрессора, воздействие на него/нее. Самым крайним выражением является подчинение другого себе. Привычный способ использования таких защитных механизмов — жаловаться, плакать, подкупать, пытаться подружиться, провоцировать желаемое поведение. Это включает манипуляцию, которая имеет оборонительное происхождение.

Замораживание — контроль информации о самом объекте, ее намеренное искажение или уменьшение. Крайней формой является оцепенение. Чаще всего проявляется в сокрытии чувств, обмане.

Незнание — контроль информации об агрессоре, искаженное восприятие агрессора или угрозы с его стороны. Крайняя степень выраженности — потеря адекватности восприятия, иллюзии. Обычно проявляется как стереотипизация (она просто дурачится), объяснение манипуляции позитивными намерениями (человек желает мне добра).

Все эти основные защитные установки могут быть объединены в пары, в зависимости от степени пассивности/активности. Возникают следующие пары: отстранить — изгнать, блокировать — контролировать, заморозить — игнорировать. У каждой пары своя сфера действия. Отстранить — изгнать создает дистанцию от агрессора, блокировать — контролировать контролирует поток влияния, заморозить — игнорировать работает с информационным каналом.

Механизмы психологических защит и манипуляции, от которых не следует защищаться

Среди механизмов специфической защиты можно выделить три подтипа, в зависимости от уровня, на котором они действуют. Первый уровень включает в себя те, которые относятся к характеристикам угрозы манипуляции. Они действуют в структурах реального человека. Второй уровень включает защитные механизмы, связанные с автоматизмами — психическими процессами, реализующими манипулятивное воздействие. Здесь защитные механизмы соотносятся с механизмами манипуляции. Третий уровень включает те защитные меры, которые относятся к средствам, используемым манипулятором.

Поскольку самостоятельное действие совершается личностью в целом, с согласия всех ее подструктур, защита от манипуляции — это, прежде всего, защита целостности личности, разрушение структур, работающих в пользу манипулятора.

Самая важная задача для адресата на этом уровне — не позволить манипулятору управлять механизмом автоматизмов, не завладеть им.

Эффективной защитой от вышеупомянутой манипуляции в связи с прерыванием автоматизмов было бы рукопожатие, но, с другой стороны, этот жест считается выражением неуважения, грубости.

Другим способом защиты на этом уровне является задержка автоматических реакций.

Механизмы специфической защиты третьего уровня. Поскольку защиты этого уровня относятся к средствам воздействия, используемым манипулятором, невозможно перечислить все возможные защиты из-за разнообразия самих средств манипуляции. Здесь можно выделить две наиболее распространенные стратегии защиты.

Первая из этих стратегий относится к разрушению технологических элементов воздействия и подразумевает контр-активность со стороны адресата. Вторая стратегия специфической защиты этого уровня связана с использованием технологических элементов влияния в своих интересах. Часто она представляет собой контрманипуляцию, результатом которой является желание перехитрить манипулятора.

В жизни не все манипуляции способны причинить вред и преследовать неблагоприятные для адресата цели.

Методы защиты от манипулятивных воздействий

Чтобы не попасться на манипулятивные приемы и уловки, прежде всего, необходимо уметь их распознавать. Поэтому необходимо принять во внимание некоторые общие положения, которые в определенной степени помогают распознать и уменьшить влияние манипулятивных техник:

Ответы на манипуляции

Когда оппонент использует манипулятивные приемы, возможны следующие реакции на манипуляцию:

б) метод доноса. Суть этого метода заключается в том, что противник показывает характер уловки и подразумевает, что она совершается намеренно. Этот прием подходит, когда необходимо упрекнуть манипулятора, но им не следует злоупотреблять. Лучше указать на недостатки в рассуждениях манипулятора и их порочность, не вдаваясь в его намерения.

г) Задержка оппозиции. Чтобы использовать эту технику, вы должны позволить манипулятору говорить. Не нужно прерывать его в тот момент, когда вы заметили слабое место в аргументации, потому что это дает критику больше пространства для ответа и облегчает определение вашей собственной стратегии и тактики аргументации.

д) Приоритетные возражения. По сути, этот прием представляет собой демонстрацию слабых мест перед возражениями манипулятора. Оппонент рассказывает о своих слабых сторонах и показывает, что он делает для их преодоления. Когда этот прием попадает в цель, у манипулятора вырывается почва из-под ног, и его критика имеет меньшую силу или требуется другая линия аргументации.

В целом, существует множество методов противостояния манипуляциям человека. Важно распознать манипулятора и выбрать правильную стратегию поведения, чтобы предотвратить психологическое воздействие на вас.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Манипуляции стали столь обычной и повседневной частью нашей жизни, что мы часто их не замечаем. Они подобны множеству птиц вокруг нас, которых мы не видим и о которых не думаем. Основная причина всех манипуляций лежит в вечном человеческом конфликте между опорой на себя и опорой на внешнюю среду. Возникает проблема доверия себе и доверия другим людям. Например, недоверие к себе побуждает искать поддержку у авторитетных лиц. Человек не пытается на совещании доказывать свою правоту, а ссылается на авторитеты и ищет поддержки у сильных.

Искусный игрок при помощи манипуляции постоянно стремится скрыть от других свою пустую карту. Игрок-манипулятор живет и действует обманом. Человек, однажды солгавший, не понимает, какую обузу он на себя взял. Ему придется солгать еще двадцать раз, чтобы поддержать свою первую ложь и затем выдавать ее за правду.

Манипулятор в своем стремлении управлять собой и окружающими не использует и малой доли тех возможностей, которые предоставляет ему жизнь. Вместо того чтобы искренне обрадоваться, он лишь кисло улыбается. Он ни за что не возьмет на себя ответственность за свои поступки и ошибки и будет поэтому бесконечно обвинять всех и каждого.

Способы обнаружения манипуляций: возможные индикаторы

Основными способами обнаружения манипуляций или их угрозы являются отслеживание за изменениями ситуации и анализ механизмов манипуляторного воздействия.

Отслеживание изменений ситуации позволяет обнаружить эффекты, которые составляют особенности манипуляции. Общим признаком наличия манипулятивных попыток могут являться нарушения баланса тех или иных переменных воздействия. Такими возможными несоответствиями могут быть:

  • Ненормативно частое появление или подчеркнуто явное проявление психических автоматизмов в поведении адресата воздействия.
  • Регрессия к инфантильным реакциям (плач, агрессия и т.п.)
  • Искусственно созданный дефицит времени.
  • Неожиданные изменения фоновых состояний: напряжение, агрессия, суетливость, раздражение, конфликт. Здесь особенно должны настораживать случаи неоправданных с точки зрения ситуации эмоциональных сдвигов.

Защита от манипуляции есть в первую очередь защита своей личности. К базовым защитным установкам от манипуляций относятся: уход, блокировка, управление, замирание, игнорирование.

Уход — увеличение дистанции с партнером, прерывание контактной игровой ситуации, что позволяет человеку вывести себя за пределы досягаемости влияния.

Блокировка — контроль воздействия за поведением партнера по общению путем выставления различных барьеров и преград на пути его уловок и манипуляций. Предельным выражением такой защиты является ограждение себя от воздействия посредством обороны.

Управление относится к активной форме защитных действий. Оно направлено на контроль характера влияния применением контрвоздействия и имеет цель ослабить или дестабилизировать партнера. Сюда же относится защитная по происхождению манипуляция. Предельным выражением управления является подчинение другого, активное управление им.

Замирание — контроль информации о самом субъекте защиты, ее искажение и сокращение подачи. Проявления: маскировка, обман, сокрытие чувств и мотивов, отказ от действий, чтобы не проявлять себя, не навлекать беду. Крайняя форма замирания — оцепенение, тревожная подавленность.

Игнорирование — контроль информации о партнере, наличии или характере угрозы с его стороны, ограничение по объему или искаженное восприятие.

Защита от манипуляций психических процессов

Наиболее универсальным защитным приемом является непредсказуемость.

Второй прием защиты на уровне психических процессов — задержка автоматических реакций. К примеру, разрываемый любопытством послушать пение сирен и сдерживаемый страхом оказаться их пленником и погибнуть, Одиссей нашел хитроумный способ заблокировать свой автоматизм, правда, не психологически, а вполне физическим образом: приказал привязать себя к мачте. Этот внешний способ совладания с собой может послужить аналогом и внутреннего совладания — задержки реакции на выходе.

Задержка возникающих реакций может проявиться в том, что люди будут действовать несколько осторожнее, чем обычно, или затрачивать больше времени для принятия решения. Это может проявляться как задержки с ответом, паузы и т.д.

Стратегии защиты от манипуляции

Обычно выделяется две стратегии защиты от манипуляции: установка на разрушение воздействия и на использование его в своих интересах.

Первая стратегия защиты реагирует на частное воздействие. Здесь возникает стремление тайное сделать явным, т.е. вскрыть намерение манипулятора и обозначить его цели неявного, замаскированного влияния. К этой же стратегии относится и противодействие психологическому давлению, и поиск такой силы, которая имеет преимущество перед ресурсами манипулятора.

Эго-защита

Эти приемы защищают личность от угрозы неприятного, искажая суть самой угрозы. Все они преследуют одну универсальную цель: препятствовать проявлению неприятных чувств и снижению тревожности. Они активизируют приемы, которыми человек защищает себя от внутренних и внешних напряжений, возникающих в связи с манипуляцией. К ним относятся отрицание, подавление, рационализация, реактивные образования.

Подавление — избегание реальности. Сущность подавления состоит в удалении информации, события или переживания из сознания и удержании его вне сознания. Подавление удаляет потенциально вызывающее тревожное событие, идею или восприятие из сознания, препятствуя таким образом возможному разрешению.

Рационализация — переопределение реальности. Это нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий. Мы используем рационализацию чаще всего, чтобы оправдать наше поведение. Она скрывает наши мотивы, делает наши действия морально приемлемыми.

Реактивные образования — обращение к реальности. Этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, которое диаметрально противоположно действительному желанию. Это явная и обычно бессознательная инверсия желания.

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

На курсе вы найдете вдохновение и новые смыслы в каждодневной работе.

Владимир Мордачев, доктор юридических наук, профессор кафедры права Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екaтepинбург)

В результате многолетней работы с этими запросами у меня родилась простая и четкая структура защиты от манипуляций:

  • Тренировка речевых техник – что и как можно сказать, чтобы выйти из манипуляций.
  • Развитие внутреннего состояния устойчивости – как сохранять свои границы в общении.

9 способов защиты от манипуляций

Манипуляции в межличностном общении могут звучать вполне безобидно, а могут быть деструктивными и вызывать желание защититься от другого человека. Как правило, безобидные манипуляции не составляют проблемы – на них легко обратить внимание, но они не вызывают неприятных эмоций.

Вспомните манипуляции, которые наверняка случались в Вашей жизни.
Скорее всего, там точно было ощущение, что Вы делаете что-то, что Вас напрягает, заставляет менять планы – и делаете это как будто бы ПРОТИВ СВОЕЙ ВОЛИ.

Признаком манипуляции всегда является ощущение того, что теряется человечность, а другие люди становятся как вещи или предметы для утилитарного пользования.

Для того, чтобы научиться выходить из манипуляций, важно отличать их от других стилей общения.

Основные отличия манипуляций от других стилей общения:

В целом, манипуляция может и в открытом виде содержать в себе элементы оскорбления, уничижительных обращений к особенностям человека. Важным отличием манипуляции от угроз и обидных фраз является наличие скрытого мотива получить какую-то выгоду от собеседника.

Основные способы выхода из игры-манипуляции всегда связаны с переходом от эмоциональных зацепок к сути просьбы или предложения манипулятора.

Стратегия диалога для выхода из манипуляции простая:

1. Переход от эмоций к фактам . Фокус на конкретной просьбе манипулятора – чего он хочет и насколько Вы готовы это делать.

Например:
- Человек твоего положения может носить только самые лучшие вещи. Я предлагаю этот костюм, и цена не важна.
- Костюм выглядит вполне привлекательно. Назовите мне цену, и я приму решение, насколько мне это подходит.

2. Смещение акцента от Вас к манипулятору – от Ваших потребностей и эмоций к потребностям и эмоциям манипулятора.

Например:
- Неужели ты не справишься этой задачей? У нас в отделе нет слабаков.
- Почему тебе важно, чтобы эту задачу выполнил именно я?

Для того, чтобы стратегии для выхода из манипуляций работали, важно удерживать фокус на том, что в данный момент в позиции просителя находится манипулятор . Это ему от Вас что-то нужно, а не наоборот. В этот момент тяжелое чувство вынужденности, выбора без выбора исчезает.

Из позиции спокойной уверенности Вы можете как принять предложение манипулятора, так и отказать ему.

Стратегию выхода из манипуляции можно реализовать при помощи 9 простых приемов

Способ № 1Согласие с фактами и перевод их в нейтральную позицию

-Ты меня до инфаркта хочешь довести?! Тебе что, трудно просьбу выполнить?- Здоровье важно для каждого. Расскажи, что именно нужно, и давай поищем варианты решения.

-Ты же не струсишь завтра перед выступлением на совещании? Надо будет отчитаться по итогам квартала.
- Страх испытывают все люди. А почему тебе важно, чтобы именно я выступал завтра?

Способ № 2Признание своих эмоций и состояний и переход к фактам

- Откуда столько агрессии? Неужели нельзя просто взять и сделать?
- Я всегда злюсь, когда меня ставят перед фактом. Давай обсудим реальные сроки твоей просьбы и что я смогу сделать для тебя.

Способ № 3Предложение ограничить область обсуждения фактами

- Откуда столько агрессии? Неужели нельзя просто взять и сделать?
- Предлагаю сосредоточиться не на моих эмоциях, а на вариантах решения твоей ситуации.

Способ № 4Спокойная аргументация своей позиции

- Ты же не можешь мне отказать в этом! Я всегда иду тебе навстречу!
- Я благодарен за то, что ты откликаешься на мои просьбы. Сейчас я не могу сделать то, о чем ты просишь, потому что… Давай обсудим, какие еще варианты решения есть.

- Я вынужден(а) тебе отказать в этой просьбе, потому что… Давай подумаем, как иначе я могу тебе помочь…Способ № 5Демонстрация противоречивости высказываний собеседника

- Такая красивая женщина, конечно, может себе позволить вести себя, как полная дура.

- Ты мне комплимент делаешь или хочешь оскорбить? Тебе сейчас важнее поссориться со мной или договориться?Способ № 6

Игнорирование эмоциональной зацепки, переход к тому, что ВАЖНО для манипулятора

- Для людей твоего уровня опоздание – это, конечно, ерунда.
- Правильно я понимаю, что эта встреча для тебя важна. Что ты хотел(а) обсудить? Я тебя слушаю.

Способ № 7Вопросы, проясняющие цели манипулятора

- Завтра надо задержаться на работе, наплевать, какие у тебя были планы.
- Я готов(а) обсуждать мои планы, если буду понимать, на что влияет дополнительная работа завтра.

Способ № 8Вопросы, проясняющие эмоции/потребности манипулятора

- Ты просто не можешь мне отказать, в такой ситуации даже враги помогают.
- Расскажи мне подробно, что именно вызывает у тебя такую бурю чувств. Вместе подумаем, что можно сделать.

Способ № 9Цивилизованная конфронтация в переговорах

-Ты просто обязан(а) это сделать! Твое положение тебя обязывает!
- Правда так считаешь? Приведи 3 аргумента, почему для тебя важно, чтобы я так поступил(а).

Обратите внимание, что все речевые приемы в примерах так или иначе связаны с основной стратегией и переключают манипулятора на другую волну.

Переходя от фокуса на Ваших потребностях к потребности манипулятора, Вы меняете свою позицию в диалоге на более сильную. Если манипулятор хочет с Вами договориться, ему придется Вас услышать и пойти на компромисс. Иначе он рискует вообще не получить то, что для него важно.

Вместе с тем, можно предотвратить значительную долю попыток манипулирования через развитие устойчивых границ. Когда человек внутри себя ощущает спокойную силу и уверенность, попытки манипулировать им исчезают.

На уровне метафор это состояние можно описать как устойчивую границу между человеком и миром или между человеком и другими людьми.

Если такая граница сформирована, то другие чувствуют ее и общение выходит на новый уровень.

Читайте также: