Образ анны снегиной кратко

Обновлено: 05.07.2024

Стихотворное произведение, опубликованное в 1925 году, стало своеобразным подведением итогов совместного пути поэта и его любимой страны. В нем пересекаются две темы: лирическая и эпическая. Первая выражается в описании возвышенных чувств главного героя к девушке.

Вторая представляет собой описание мыслей автора относительно судьбы его страны. Поэма описывает взгляды Есенина, сформировавшиеся в ходе определенных исторических событий. Поэт воссоздал в своем сочинении образ описываемого времени и наполнил его живым содержанием.

Главный герой упоминает, что рожден осенью, а день рождения Есенина приходится на 3 октября. Подобно автору, персонаж не любит войну и устал от нее. Собственные воспоминания и переживания вдохновили Есенина на создание поэмы. Создавая героев произведения, поэт ориентировался на окружающих его личностей. Избранные персонажи – Лабутя, мельничиха и ее муж – это образы односельчан автора. Прон Оглобин похож на , пропагандировавшего ленинизм.

Лидия Ивановна Кашина стала прототипом Анны Снегиной. Она жила в деревне Константиново, которое в произведении обрело имя Радово. Это малая родина Есенина и его пристанище после ужасов войны. После революции дом помещицы стал собственностью крестьян, а Кашина переехала в другую усадьбу.

Вряд ли история любви и отказа имела место быть, но автор был вхож в дом Лидии Ивановны. Двое ее детей очень любили поэта. У женщины не ладились отношения с мужем. В 1918 году она переехала в Москву и стала работать стенографисткой. Анализ жизни и образов Кашиной и Снегиной показывает, что у этих персон множество отличий, но есть нюансы, которые их роднят.

Композиция

В произведении “Анна Снегина” анализ целесообразно проводить по принципу “вслед за автором”. Поэма состоит из пяти глав, каждая из которых относится к определённому жизненному периоду поэта. В композиции есть цикличность – приезд лирического героя на родину. В первой главе мы узнаём, что главный герой возвращается на родину, чтобы отдохнуть, побыть вдалеке от города и шумихи. Послевоенная разруха разобщила людей, армия, требующая всё больших вложений, держится на деревне.

Вторая глава повествует о прошлом лирического героя, о том, какие люди живут в селе и как их меняет политическая обстановка в стране. Он встречается с бывшей возлюбленной, они долго разговаривают.

Третья часть – раскрывает отношения Снегиной и лирического героя – чувствуется взаимная симпатия, они по-прежнему близки, хотя возраст и обстоятельства разделяют их всё больше. Гибель супруга – разъединяет героев, Анна сломлена, она осуждает лирического героя за трусость и дезертирство.

В четвёртой части происходит отторжение имущества у Снегиных, она с матерью переезжает в дом к мельнику, объясняется с возлюбленным, раскрывает ему свои опасения. Они по-прежнему близки, но суматоха и стремительное течение жизни требует возвращения автора в город.

В пятой главе описывается картина нищеты и ужасов гражданской войны. Анна уезжает за границу, откуда шлёт весточку лирическому герою. Деревня меняется до неузнаваемости, только близкие люди (в особенности, мельник) остаются всё так же родными и близкими, остальные деградировали, пропали в передрягах и потерялись в существующих смутных порядках.

Сквозь судьбу поэта, в образе которого Есенин видит собственное отражение, и любовную линию транслируются события, происходящие в России. Центральным действующим лицом поэмы оказывается женщина. Снегина – символ чистоты, воскрешения, утраченной юности.

Лирика в поэме раскрывается через несостоявшуюся любовную историю. Отношения двух героев поэмы развиваются на фоне классовой борьбы. Ясности не хватает в происходящем в мире и в отношениях героев. Революция разлучает их, уводя Анну в Англию.

Поэт, понимающий закономерность расставания, остается холоден и не отвечает на горячие письма девушки взаимностью. Воспоминания о трогательном и нежном чувстве звучат лишь в финале произведения. Разлука с возлюбленной ознаменовала расставание героя с юностью.

По сюжету Анна – дочь помещицы, безэмоциональной, прагматичной и расчетливой женщины. Девушка стала супругой белогвардейца и обрела новый статус. При этом ее взгляды сильно расходятся с тем, что диктует ее новое положение в обществе. Поэт же остается верен себе и предпочитает крестьян обществу Снегиных.

Автор описывает Анну в двух временных измерениях. В прошлом, где девушка становится лелеемым воспоминанием героя, и в настоящем, во время эмиграции. Уехав в Лондон, она не испытывает ненависти к простым крестьянам, в ходе бунта присвоившим ее дом.

Женщина понимает закономерность происходящего и пишет душевное письмо, проявляя благородство своей натуры и душевную глубину. Для поэта письмо оказывается ненужным фактом. Причина его появления раздражает героя.

Главная мысль произведения заключается в рассуждениях о бессмысленности войны, в которой человеку не находится места. Идеалы, проповедуемые революцией, не стоят тех жертв, которые принесены на ее алтарь. Поэт делает собственные выводы о России, попрощавшейся с патриархальным строем, равно как и с уехавшей Снегиной. Обеих – и страну, и женщину – он вспоминает с легкой светлой грустью.

Критика

Критики боялись освещать столь красноречивый укор новой власти. Многие избегали высказываться в печати о новой книге или отозвались равнодушно. Зато у рядового читателя, судя по тиражу газеты, поэма вызвала неподдельный интерес.

Цитаты

Проблематика

Личность автора в произведении

Также в одной из бесед главный герой говорит, что его характер связан с тем, что рожден он был осенью (Сергей Александрович появился на свет 3 октября). По поэме, приезжает в село Радово, в реальности в 1917-1918 годах Есенин бывал в Как и его персонаж, он очень устал от военных событий. Хотел отдохнуть и успокоить нервы, что проще всего сделать вдалеке от столицы.

Введение

В поэме автор как будто подводит итоги, размышляя о своей жизни, о судьбе страны. Можно сказать, что поэт отождествляет себя с лирическим героем поэмы, даже называет его Сергеем. Герой наделен некоторыми чертами, которые присущи и самому автору, но это не стоит воспринимать буквально. Например, рассказчик нам сообщает, что он был первый в своей стране дезертир, говорит о том, что бросил винтовку и решил воевать только посредством поэзии. Есенин же вовсе не воевал, он не был на фронте. Несмотря на то что Есенина принято считать поэтом исповедальным, говорящим о себе откровенно, все-таки не стоит рассматривать его произведения как личный дневник.

Образ Анны Снегиной


В 1918 г. Лидия переехала в Москву и работала в столице стенографисткой. В городе они также виделись часто. В отличие от Анны, Лидия не переехала в Лондон. Реальная Кашина сильно отличается от выдуманного поэтом персонажа, такого как Анна Снегина. Анализ показал, что есть много несоответствий в характеристике двух этих фигур. Тем не менее, образ главной героини вышел таинственный и захватывающий.

Приезд в Радово

С первых строк поэмы автор вводит нас в атмосферу села Радово. По его словам, деревня приглянулось бы любому, кто ищет мира и уюта. Рядом с лесами много воды, полей и пастбищ, есть угодья, обсаженные тополями. В целом жили крестьяне хорошо, но власти со временем все увеличивали налоги.

В деревне по соседству, Криуши, дела шли хуже, поэтому жители вырубили лес около Радово. Две стороны встретились, что привело к кровавым последствиям. С тех пор в селе начались проблемы.

Знакомство читателя с Анной

Мельник называет героя Сергушей, когда будит его к завтраку, а сам говорит, что едет к помещице Снегиной. По дороге Есенин восхищается красотой апрельского сада и помимо воли вспоминает о калеках войны.

За разговором рассказчик решает навестить Криуши.

По дороге встречается с мельником. Тот рассказывает, что когда поделился радостью о приезде гостя, то молодая, замужняя Анна, дочь хозяев, обрадовалась. Она поведала, что когда поэт был молод, был влюблен в нее. Во время этого мельник хитро улыбался, но Есенина лукавые слова не обижают. Сергей думает о том, что было бы хорошо завести небольшой роман с красивой солдаткой.

Другие персонажи

Мельник – радушный и гостеприимный мужчина средних лет, у которого останавливается Сергуша.

Жена мельника – простая, рассудительная женщина, отличная хозяйка.

Прон Оглоблин – один из жителей села, страстный агитатор и неплохой организатор. Но при этом отчаянный пьяница, драчун, смутьян.

Лабутя – брат Прона. Двуличный, трусливый и гоношистый крестьянин.

Мать Анны – решительная, хладнокровная женщина с чувством собственного достоинства.

А ещё у нас есть:

Чувства Анны и Сергея

Третья глава поэмы начинается с плохого самочувствия автора. Он несколько дней находился в бреду и мало что понял из того, за каким гостем для него сходил мельник. Когда герой очнулся, то понял, фигура в белом платье — его давняя знакомая. Далее в поэме они вспоминают минувшие дни, там мы узнаем их краткое содержание. Анны Снегиной не было в его жизни с юношеских лет. Именно с ней сидел он под калиткой. Женщина говорит о том, как вместе они мечтали о славе, Есенин достиг своей цели, а Анна забыла о мечтах из-за молодого офицера, который стал ей мужем.

Через некоторое время он получает записку от Оглоблина. Тот зовет Есенина поехать с ним к Анне и просить земли. Он неохотно соглашается.


В доме Анны произошло какое-то горе, что именно, поэту неизвестно. С порога Оглоблин просит земли. Требование о наделе остается без ответа. Мать Анны думает, что мужчина пришел к дочери, и приглашает его. В комнату входит Есенин. Анна Снегина оплакивает мужа, который погиб на войне и упрекает гостя в трусости. После таких слов поэт решает оставить женщину наедине со своим горем и пойти в кабак.

Чистая любовь и драма чувств

Чувства поэта к Родине, тоска по минувшей молодости выражены в произведении через образ Анны Снегиной и связанные с женщиной события. Даже ее фамилия демонстрирует юность, чистоту, непорочность. Большие события, которые происходят вокруг, раскрываются через судьбу женщины не меньше, чем через образ приехавшего погостить в Радово земляка.

Для понимания произведения важны следующие моменты:

Анна снегина герои

  1. Анна, даже исходя из одного только названия поэмы, — главный образ. Фамилия ее по ходу повествования перекликается то с цветением черемухи, то с ароматом белоснежной сирени.
  2. Только что выпавший снег всегда чист. Так с помощью фамилии мастер талантливо создает образ светлой юности. Не зря ведь и накидка на девушке из прежних лет тоже была белой.
  3. Сам по себе любовный сюжет в произведении отмечен лишь небольшими штрихами. Чувства гостя и Анны другу к другу существуют как бы отдельно от них самих. Отношения так и остаются романтикой, несбывшимися мечтами. Их развитие обозначено лишь намеками.
  4. Нужно сказать, что автор, выстраивая композицию своего детища, сомневался в необходимости именно такого подхода к описанию отношений с женщиной. Так, сцена свидания влюбленных после простуды, вызванной прознобившим поэта туманом, в черновиках выглядела более эротичной. Впоследствии Есенин отказался от этого варианта.
  5. Одна из главных идей заключалась в том, чтобы показать, как грозные события проходят через судьбу и чувства чистого, невинного, светлого человека, что делают с ним, насколько способны задевать его за душу. Таковым существом автор видит как раз Анну, но никак не реального себя и не своего литературного двойника.
  6. Сергей и Анна не являются антиподами. Но они не являются и одинаково мыслящими людьми. Юность прошла, значит, им нужно расстаться. Революция и дальнейшие политические события предопределили разлуку влюбленных. Они сделали разный выбор.
  7. Бегство любимой за границу выглядит логично. Чистой душе не место в бурном море неоднозначных и кровавых событий на Родине, охватившем всю страну пожаре. Но и лирический герой прекрасно осознает, почему остается верен родной земле.

Жизнь может отнять у человека все. Но она не может отнять истинной любви, той, с которой поэт столкнулся в юности, когда заря великой судьбы только еще загоралась.

Это чувство сохранила в себе и эмигрировавшая в Англию Анна.

Разлука главных героев

В четвертой главе Есенин пытается забыть об Анне. Но все меняется, и Оглоблин приходит к власти вместе со своим лентяем братом. Они, не теряя времени, описывают дом Снегиных вместе с имуществом и скотом. Хозяек дома мельник забирает к себе. Женщина извиняется за свои слова. Бывшие влюбленные много говорят. Анна вспоминает рассвет, который они встретили, когда были молоды. На следующий вечер женщины направились в неизвестном направлении. Уезжает и Сергей, чтобы развеять грусть и сон.

Главные герои

  • Сергуша — центральный персонаж поэмы. Мужчина был поэтом, от его лица и ведётся рассказ. В его описании можно заметить много общего с самим автором произведения — Сергеем Есениным. Молодой человек был предателем, так как не выдержал всех страхов военных действий, и вернулся жить в родные края.
  • Характеристика Анны Снегиной — молодая замужняя дама, главный герой очень любил в юные года. Девушка была очень умна и знала как нужно вести себя в обществе.

В произведении были и второстепенные персонажи. Они также внесли свой вклад в развитие его сюжета. Другие герои:


  • Мельник и его супруга — хорошие и гостеприимные люди, в их доме останавливался центральный герой.
  • Прон Оглобин — обладал хорошими организаторскими качествами, но был жутким смутьяном и пьяницей.
  • Лабутя — двуличный человек, который всегда чего-то боялся.
  • Мама Анны Снегиной — невозмутимая и решительная женщина, знавшая себе цену.

Для понимания особенностей взаимодействия персонажей друг с другом рекомендуется прочитать краткий пересказ сюжета поэмы.

Письмо с надеждой


Главные герои и их характеристика

Темы произведения


События в произведении начинаются в 1917-м. Последняя, пятая глава датирована 1923 годом. Ярким акцентом стоит в поэме война между двумя деревнями, которая трактуется как гражданская. Можно провести параллель и между поместьем Снегиных и властью, это символизирует провал царизма.

В произведении охвачены достаточно масштабные события, что делает его особенно эпичным. Сам автор дал определение жанру – “лироэпическая поэма”, однако критики-современники дали жанру немного другое обозначение: повесть в стихах или стихотворная новелла.

Новелла описывает события с острым сюжетом и резкой концовкой, что очень характерно для произведения Есенина. Нужно отметить, что сам автор не был теоретически подкован в вопросах литературоведения и жанровой специфики произведений, поэтому его определение несколько узко. Художественные средства, используемые автором, настолько разнообразны, что их описание требует отдельного рассмотрения: яркие эпитеты, живописные метафоры и сравнения, оригинальные олицетворения и другие тропы создают неповторимый есенинский стиль.

(330 слов) Анна Снегина – это главная героиня эпической поэмы Есенина, названной в ее честь. В ее образе биографами угадывается реальная личность, Л. И. Кашина, которая была первой любовью Сергея Александровича. Их, как и литературных персонажей, разлучили сословные барьеры: Лидия имела дворянское происхождение, а Сергей рос в простой крестьянской семье. Но спустя годы они встретились и начали общаться, ведь бывшая помещица, перепоручив имение бывшим холопам, устроилась машинисткой и неплохо освоилась в новых реалиях. Но судьба ее поэтического двойника была совсем иной.

Возвратившись в родное село, лирический герой пытается отвлечься от бед и лишений войны в юношеских воспоминаниях, где главную роль играет его соседка. Анна тогда была веселой и непосредственной девушкой, которая резвилась в полях и лугах вместе со своим избранником. Но, несмотря на влюбленность, она отказала кавалеру, ведь чувствовала, что между ними всегда будет находиться неравенство. И вот им суждено увидеться вновь. За это время женщина изменилась. После удачного замужества она вошла в свет, приобрела манерность, скованность и элегантность знатной дамы. В ее обращении с другом детства сквозит желание произвести эффект, звучат нотки кокетства. Красавица узнала себе цену и привыкла покорять мужчин, а известный поэт пополнил бы ее коллекцию ярких знакомств. Тем не менее, она верна супругу, и даже укоряет гостя, что он дезертировал, пока ее муж проливает кровь на войне. В этом порыве горя и тоски видна настоящая Анна Снегина – чистая, благородная, прекрасная, словно белизна свежевыпавшего снега. Такой ее помнит и собеседник, снова влюбившийся в очарование прошлого.

В своей соседке герой видит Россию прошлых лет — величавую, своенравную, гордую страну с богатой историей, славными традициями. Она обручена с белогвардейцем и привязана к фамильной земле. Неслучайно, как только Анна лишается всего этого, она покидает родину. Также сошла со сцены царская Россия. Между ней и новым миром, где нашли себе отчизну крестьяне, разрывается лирический герой. Казалось бы, Снегина его отвергла и тогда, и сейчас, но все же он душой привязан к ней, а не к родному простонародью. В ее белом платье, белом платке, белых перчатках он видит непорочную, милую и еще не запятнанную кровью Русь.

Главный персонаж произведения – поэт, в котором мы легко узнаем самого Сергея Есенина. А вот прообраз Анны – Лидия Ивановна Кашина. На самом деле во время революции она не покинула Россию. Передав свое имение крестьянам, жила в усадьбе на Оке. Там ее навещал Есенин. Спустя год, в 1918 году Лидия Кашина переехала в Москву, работала машинисткой. Сергей Александрович встречался с ней и здесь. Но художественный образ и не должен повторять всех деталей прототипа, обычно он значительно шире, ярче и богаче. Он не закован в рамки одного биографического факта.

Итак, название поэмы напрямую указывает на то, что в центре произведения стоит образ Анны. Имя это поэтично и содержит в себе много смыслов-символов. Фамилия Снегина сразу вызывает ассоциации с чистотой белого снега, с расцветающей весной белоснежной черемухой. Все приходящие на ум образы навевают грусть ушедшей безвозвратно юности.

Анна — дочь помещицы. Старшая Снегина произносит в поэме лишь несколько отрывистых фраз. Они выдают в ней бедную на чувства и эмоции женщину, которую отличают также самообладание, трезвость и холодность ума.

Анна вышла замуж за белогвардейца и стала важной светской дамой. И выглядит она подобающе новому статусу: богатое белое платье, шаль, перчатки. И движения женщины изящны и красивы.

Но социальные позиции Анны и возлюбленного юности различны. Революция ставит выбор перед поэтом, и он предпочитает крестьян, а не Снегиных.

Героиня видится читателю в двух исторических пластах – далеком романтическом прошлом и суровом революционном настоящем, которое безвозвратно меняет ее судьбу. Овдовев, лишившись состояния, ей не остается ничего иного, как покинуть Россию. К слову сказать, это трагедия коснулась в то время многих русских людей. К крестьянам, благодаря которым она испытывает такое бедственное положение, Анна не чувствует ненависти. Не озлобляется и в эмиграции, даже скорее, наоборот, со светлой грустью вспоминает давно прошедшие на родине дни юности.

Драматизм судьбы главной героини никоим образом не влияет на восприятие ее образа, от этого персонажа веет человечностью и искренней добротой. Чего не скажешь о поэте, который постоянно подчеркивает тот факт, что его душа уже больше не способна воспринимать чувства и прекрасные порывы. И даже читая письмо Анны из Лондона, он остается равнодушным и холодным, даже несколько циничным. Его раздражает сам факт этого, как ему кажется, абсолютно беспричинного письма.

Но все же светлым финальным пятном выделяются воспоминания о юности. Что бы ни случилось, как далеко бы ни были герои, какие бы события им не пришлось пережить, жива память, ее нельзя искоренить. И она будет греть сердце до конца дней, напоминая все чистое и прекрасное, что было в жизни.

Поэма автобиографична, в её основе–
воспоминания о юношеской любви поэта.
Её главная тема -личная, но через судьбу поэта
и главной героини раскрываются исторические
события.

Само название говорит о том, что Анна –
центральный образ поэмы.
Имя героини звучит по-особому поэтично и
многозначно.
В этом имени – полнозвучность, красота
аллитерации, богатство ассоциаций.
Снегина – символ чистоты белого снега,
перекликается с весенним цветом белой, как снег,
черёмухи.
Это имя – символ утраченной юности.

Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о
славе,
выбита революцией из привычного уклада
помещичьей жизни.
Очень выразительна её речевая характеристика.
Мы слышим голос Анны во время болезни
повествователя:

Давненько я вас не видала.
Теперь из ребяческих лет
Я важная дама стала,
А вы – знаменитый поэт.

Здесь чувствуется и напущенная на себя
провинциальная важность, и кокетство.
А через некоторое время, когда она узнаёт,
что убили мужа, её речь уже совсем иная:

Оставьте!
Уйдите прочь!
Вы – жалкий и низкий трусишка.
Он умер…
А вы вот здесь…

Интонационная переменчивость Анны Снегиной
создаёт образ сложной женщины.

Она и в самом деле внешне выглядит светской дамой.
Белое платье, шаль, перчатки.
Движенья изящны: “лебедя выгнув рукой”,
“тело ее тугое немного качнулось назад”.
Но ее социальные интересы разошлись с
интересами поэта.
И когда революция поставила самого Есенина
между Снегиными
и крестьянами, он предпочел пойти с
последними: криушане ему были намного
ближе радовцев.

Героиня предстает перед нами в дымке
романтического прошлого -"счастливой были" -
и сурового настоящего.
Но мираж воспоминаний, "девушка в белой накидке"
исчезает в "прекрасном далеке" юности.
Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная
состояния,
вынужденная покинуть родину, поражает
своим христианским всепрощением:

Скажите,
Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор?
Но как-то печально и странно
Она опускала свой взор.. .

Анна не испытывает к крестьянам,
разорившим её, ни злобы, ни ненависти.
Эмиграция тоже не озлобляет её: со светлой
грустью вспоминает она свое невозвратимое
прошлое.

На что-то надеясь, Анна отправляется искать
счастье на чужбину,
но надежды её тают, как дым,
и остаётся только мечта об утраченной
родине:

Я часто хожу на пристань
И, то ли на радость, то ль в страх,
Гляжу средь судов всё пристальней
На красный советский флаг.

Жизнь ломает представления героев,
сложившиеся в юности,
постепенно утрачиваются былые идеалы
и высокие несбыточные мечты.

Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает
автору о "вечных ценностях", о юности,
и он понимает, что
любовь удивительна и прекрасна, независимо
от того,
была ли она счастливой или нет.

Далёкие милые были.
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.

Читайте также: